Научная статья на тему 'Биотехнология как инновационная дисциплина'

Биотехнология как инновационная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1931
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАТИКА / БИОТЕХНОЛОГИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / INNOVATES / BIOTECHNOLOGY / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкаруба Аркадий Михайлович

В обзоре показаны состояние биотехнологии и трудности ее преподавания в непрофильных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOTECHNOLOGY AS INNOVATION DISCIPLINE

In the review the condition of biotechnology and difficulty of its teaching in not profile high schools are shown.

Текст научной работы на тему «Биотехнология как инновационная дисциплина»

БИОТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аркадий Михайлович Шкаруба

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор биологических наук, профессор кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: kaf. zn@ssga. ru

В обзоре показаны состояние биотехнологии и трудности ее преподавания в непрофильных вузах.

Ключевые слова: инноватика, биотехнология, преподавание.

BIOTECHNOLOGY AS INNOVATION DISCIPLINE Arkadiy M. Shkaruba

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo, Dr. Sci. Biol., Prof. of business-processes management department, tel. (383)210-95-87, e-mail: kaf.zn@ssga. ru

In the review the condition of biotechnology and difficulty of its teaching in not profile high schools are shown.

Key words: innovates, biotechnology, teaching.

Одной из инновационных дисциплин, изучающихся по направлению «Инноватика», является биотехнология.

Биотехнология - это совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью биологических агентов [1]. Современная биотехнология - это наука о генно-инженерных и клеточных методах и технологиях создания и использования генетически трансформированных биологических объектов для интенсификации производства или получения новых видов продуктов различного назначения. В состав биотехнологии входят генная, клеточная и экологическая инженерии.

Сравнительно недавно в развитых странах мира появился новый термин - биоэкономика [2]. Биоэкономика определяет ту часть экономики, которая связана с производством и переработкой биоресурсов и определяет применение биотехнологии в больших масштабах (инновационная биоэкономика). В настоящее время всё в большем числе стран с развитой биотехнологией биоэкономика является приоритетным и стратегическим направлением государственного развития. Например, в странах ЕС в 2010 году объем инновационной биоэкономики превысил 2 трлн. евро, а прогнозный уровень ее развития к 2030 г. составит около 3% ВВП развитых стран и несколько больше - в развивающихся. Инновационная биоэкономика предназначена для решения задач по обеспечении. населения качественным здравоохранением и питанием, по предотвращению деградации среды обитания, по восполнению убыли минеральных ресурсов для

1

промышленности и энергетики за счет использования возобновляемых биоресурсов.

По масштабам развития биотехнологии Российская Федерация существенно отстает от ведущих стран, в первую очередь, в развитии промышленной биотехнологии. В мировую биотехнологию вклад России составляет десятые доли процента. Вместе с тем в публикациях подчеркивается, что в 80-х годах по общему объему производства биотехнологической продукции СССР уступал только США. Однако здесь необходимо сделать оговорку, что производство биотехнологической продукции в СССР было узконаправленным и представлено, в основном, кормовыми дрожжами и медицинскими антибиотиками [3, 4].

На сегодня в стране практически отсутствуют современные биотехнологические производства фармацевтической продукции, продукции для пищевой промышленности, сырья для химической промышленности, моторного биотоплива. Современные биотехнологии слабо внедряются в энергетику, горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство [2].

До недавнего времени препятствием на пути развития биотехнологии в Российской Федерации являлось отсутствие долговременной государственной политики, направленной на поддержку приоритетного развития биотехнологии. В настоящее время такая Программа разработана и принята, она носит название «Программа развития биотехнологии в Российской Федерации на 2011—

2020 годы (Программа «БИО-2020») [5].

За последние годы в России не произошло качественного и количественного роста продукции биотехнологии - не появились новые инновационные компании, не увеличилось общее количество препаратов, произведенных российскими производителями. Так, произошло значительное снижение объемов производства отдельных продуктов биотехнологии, например: микробиологического белка с 1 млн. т. до 1 т; аминокислот - с 20 тыс. т. до килограммов; ферментов - с 20 тыс. т. до 8 тыс. т. Вклад России в мировой рынок биотехнологии на сегодня составляет всего около 0,2%, в то время как Индии - 2%, Китая - 10%, США - 42% и ЕС - 22% [3].

В России, в отличие от Европы и Америки, развитие биотехнологии идет по совершенно иному сценарию. Такое положение связано с постепенной трансформацией старых государственных структур и с образованием на их базе ряда мелких биотехнологических компаний, в большинстве своем не отвечающих современным требования ни по объемам производимой продукции, ни по их конкурентности с зарубежными аналогами. В России новые рыночные отношения наложились на старую, полностью устаревшую производственную

и технологическую базу. Если в азиатско-тихоокеанских странах развитие отраслей и технологий произошло при фундаментальном оснащении биотехнологической отрасли по новому образцу всех научнопроизводственных циклов, то в России фундаментальное переоснащение

отрасли потребовало полного переоснащения в смежных отраслях, но этого не произошло из-за больших финансовых, технологических и др. барьеров. В российской биотехнологической отрасли используются старые мощности, с их устаревшими образцами производимой продукции. По этой причине продукция, например, отечественной фармацевтики пользуется крайне низким спросом. В настоящее время объем выпуска большинства медицинских препаратов (в натуральном выражении) находится ниже уровня кризисного 1997 г. [3].

На заводах страны наблюдается единичный ввод в действие современного оборудования, приобретенного в странах Европы и США, что явно недостаточно для подъёма биотехнологического производства до современного уровня [3]. Производство отечественной фармацевтики находится о крайне плачевном состоянии, что вызывает значительную напряженность по обеспечению отечественными лекарственными препаратами внутреннего рынка. При упадке национальной фармацевтики потребности населения в медикаментах удовлетворяются за счет импортных поставок. Например, потребности фармацевтического рынка отечественными лекарственными средствами удовлетворяются лишь на 25-30%. На протяжении уже многих лет импортозависимость в биотехнологии РФ остается на очень высоком уровне. Например, если объем продукции биотехнологии в 2009 г. составлял всего 12,8 млрд. руб., то на импортную продукцию в нем приходилось 11,3 млрд. руб. При этом 30% импорта приходились на поставки инсулина и 28% на поставки вакцин.

Наряду с деградацией биотехнологической промышленности произошло снижение кадрового потенциала отрасли. Технологическое оборудование биотехнологических производств, которое используется в науке, в здравоохранении, сельскохозяйственном производстве, в биоэнергетике, в проведении природоохранных мероприятий и в других различных производствах, требует высококвалифицированных специалистов. Подготовка таких специалистов в отечественных учебных заведениях значительно отстает от современных требований международного рынка и международных стандартов. В настоящее время имеется не более 10% кадрового ресурса необходимой квалификации. В то же время повышение квалификации кадров является ключевыми элементами для развития отечественной биотехнологической отрасли. Поэтому одной из наиважнейших первоочередных задач (наряду с другими) является подготовки и переподготовки кадров для всех отраслей биотехнологической промышленности РФ [6].

В последнее время дисциплина «биотехнология» введена во многих технических вузах, в большинстве своем ставящих своей задачей довольно близкое знакомство со специальностью. При этом в подобных учебных заведениях дисциплина оказалась не обеспечена в полной мере современным технологическим и лабораторным оборудованием. По этой причине, например, приобретение практических навыков вынуждено проводиться на

виртуальных практических работах, в которых невозможно сколько-нибудь детально познакомиться с биотехнологическими методами производства какого-либо биотехнологического продукта и особенно там, где требуется подготовка такого продукта к производству. В этом отношении, видимо, лучше должно обстоять дело при подготовке специалистов по биофармацевтическим и биопищевым специальностям. Однако и в фармацевтических учебных заведениях практически отсутствует подготовка высококвалифицированных кадров для современного фармпроизводства и научных исследований в сфере биоиндустрии. Одной из причин такого положения в отрасли, наряду с недостаточным количеством профильных фармацевтических предприятий, их низкой материально-технической оснащенностью, является дефицит подготовленных для работы на таких предприятиях специалистов-технологов, имеющих глубокие знания по промышленной биотехнологии [7].

Биотехнология в блоке инновационных дисциплин (в самое последнее время получивших распространение в технических вузах) является достаточно новым предметом, и поэтому в процессе преподавания возникают определенные сложности, что связано как с ее новизной, так и недостаточной подготовкой студентов технических вузов в области базовых знаний биологической направленности. Трудности преподавания биотехнологии также связаны со слабой материально - технической обеспеченностью учебного процесса [6]. Здесь, как впрочем, и в преподавании некоторых других дисциплин, традиционные средства обучения уже не могут эффективно обеспечить образовательный процесс. Процесс преподавания не всегда обеспечен в полной мере аудио-видео аппаратурой, арсеналом средств визуализации, поэтому подача материала студентам является недостаточно информативной. Практические занятия, которые заложены в программе по биотехнологии, не могут быть эффективно проведены без должной технической оснащенности образовательного процесса. Таким образом, расширение арсенала современных средств обучения в учебную деятельность студентов технического вуза поможет избежать некоторых недостатков в формировании знаний и умений будущего специалиста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. - 319 с.

2. Василов Р. Г. Биотехнология как основа инновационной экономики // Вестник биотехнологии. - 2012. Т. 8. - № 1. - С. 63- 67.

3. Заболотский А. А., Унтура Г. А. Экономическая оценка возникновения и развития высокотехнологичных отраслей (на примере биотехнологии). Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. - 192 с.

4. Конов А. Л. Биотехнология в России: попытка объективного анализа // Вестник биотехнологии. - 2010. Т. 6. - № 1. - С. 59 -62.

5. Василов Р. Г., Трубников В. И. О комплексной программе развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (БИО-2020) // Вестник биотехнологии. - 2012. Т. 8. - № 3. - С. 46 -52.

6. Симонова И. Н. Роль средств информационных и коммукационных технологий (ИКТ) в формировании новой информационно-экологической среды технического вуза // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2014. -№ 1. Ц^: www.science-education.ru/115- 11402.

7. Молохова Е. И., Казьянин А. В., Шмалько Т. А. Организация профессиональной подготовки специалистов по биотехнологии в Пермской фармацевтической академии// Вестник биотехнологии. - 2011. Т. 7. - № 3. - С. 47- 50.

© А. М. Шкаруба, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.