БИОТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДИСЦИПЛИНА
Аркадий Михайлович Шкаруба
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор биологических наук, профессор кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: kaf. zn@ssga. ru
В обзоре показаны состояние биотехнологии и трудности ее преподавания в непрофильных вузах.
Ключевые слова: инноватика, биотехнология, преподавание.
BIOTECHNOLOGY AS INNOVATION DISCIPLINE Arkadiy M. Shkaruba
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo, Dr. Sci. Biol., Prof. of business-processes management department, tel. (383)210-95-87, e-mail: kaf.zn@ssga. ru
In the review the condition of biotechnology and difficulty of its teaching in not profile high schools are shown.
Key words: innovates, biotechnology, teaching.
Одной из инновационных дисциплин, изучающихся по направлению «Инноватика», является биотехнология.
Биотехнология - это совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью биологических агентов [1]. Современная биотехнология - это наука о генно-инженерных и клеточных методах и технологиях создания и использования генетически трансформированных биологических объектов для интенсификации производства или получения новых видов продуктов различного назначения. В состав биотехнологии входят генная, клеточная и экологическая инженерии.
Сравнительно недавно в развитых странах мира появился новый термин - биоэкономика [2]. Биоэкономика определяет ту часть экономики, которая связана с производством и переработкой биоресурсов и определяет применение биотехнологии в больших масштабах (инновационная биоэкономика). В настоящее время всё в большем числе стран с развитой биотехнологией биоэкономика является приоритетным и стратегическим направлением государственного развития. Например, в странах ЕС в 2010 году объем инновационной биоэкономики превысил 2 трлн. евро, а прогнозный уровень ее развития к 2030 г. составит около 3% ВВП развитых стран и несколько больше - в развивающихся. Инновационная биоэкономика предназначена для решения задач по обеспечении. населения качественным здравоохранением и питанием, по предотвращению деградации среды обитания, по восполнению убыли минеральных ресурсов для
1
промышленности и энергетики за счет использования возобновляемых биоресурсов.
По масштабам развития биотехнологии Российская Федерация существенно отстает от ведущих стран, в первую очередь, в развитии промышленной биотехнологии. В мировую биотехнологию вклад России составляет десятые доли процента. Вместе с тем в публикациях подчеркивается, что в 80-х годах по общему объему производства биотехнологической продукции СССР уступал только США. Однако здесь необходимо сделать оговорку, что производство биотехнологической продукции в СССР было узконаправленным и представлено, в основном, кормовыми дрожжами и медицинскими антибиотиками [3, 4].
На сегодня в стране практически отсутствуют современные биотехнологические производства фармацевтической продукции, продукции для пищевой промышленности, сырья для химической промышленности, моторного биотоплива. Современные биотехнологии слабо внедряются в энергетику, горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство [2].
До недавнего времени препятствием на пути развития биотехнологии в Российской Федерации являлось отсутствие долговременной государственной политики, направленной на поддержку приоритетного развития биотехнологии. В настоящее время такая Программа разработана и принята, она носит название «Программа развития биотехнологии в Российской Федерации на 2011—
2020 годы (Программа «БИО-2020») [5].
За последние годы в России не произошло качественного и количественного роста продукции биотехнологии - не появились новые инновационные компании, не увеличилось общее количество препаратов, произведенных российскими производителями. Так, произошло значительное снижение объемов производства отдельных продуктов биотехнологии, например: микробиологического белка с 1 млн. т. до 1 т; аминокислот - с 20 тыс. т. до килограммов; ферментов - с 20 тыс. т. до 8 тыс. т. Вклад России в мировой рынок биотехнологии на сегодня составляет всего около 0,2%, в то время как Индии - 2%, Китая - 10%, США - 42% и ЕС - 22% [3].
В России, в отличие от Европы и Америки, развитие биотехнологии идет по совершенно иному сценарию. Такое положение связано с постепенной трансформацией старых государственных структур и с образованием на их базе ряда мелких биотехнологических компаний, в большинстве своем не отвечающих современным требования ни по объемам производимой продукции, ни по их конкурентности с зарубежными аналогами. В России новые рыночные отношения наложились на старую, полностью устаревшую производственную
и технологическую базу. Если в азиатско-тихоокеанских странах развитие отраслей и технологий произошло при фундаментальном оснащении биотехнологической отрасли по новому образцу всех научнопроизводственных циклов, то в России фундаментальное переоснащение
отрасли потребовало полного переоснащения в смежных отраслях, но этого не произошло из-за больших финансовых, технологических и др. барьеров. В российской биотехнологической отрасли используются старые мощности, с их устаревшими образцами производимой продукции. По этой причине продукция, например, отечественной фармацевтики пользуется крайне низким спросом. В настоящее время объем выпуска большинства медицинских препаратов (в натуральном выражении) находится ниже уровня кризисного 1997 г. [3].
На заводах страны наблюдается единичный ввод в действие современного оборудования, приобретенного в странах Европы и США, что явно недостаточно для подъёма биотехнологического производства до современного уровня [3]. Производство отечественной фармацевтики находится о крайне плачевном состоянии, что вызывает значительную напряженность по обеспечению отечественными лекарственными препаратами внутреннего рынка. При упадке национальной фармацевтики потребности населения в медикаментах удовлетворяются за счет импортных поставок. Например, потребности фармацевтического рынка отечественными лекарственными средствами удовлетворяются лишь на 25-30%. На протяжении уже многих лет импортозависимость в биотехнологии РФ остается на очень высоком уровне. Например, если объем продукции биотехнологии в 2009 г. составлял всего 12,8 млрд. руб., то на импортную продукцию в нем приходилось 11,3 млрд. руб. При этом 30% импорта приходились на поставки инсулина и 28% на поставки вакцин.
Наряду с деградацией биотехнологической промышленности произошло снижение кадрового потенциала отрасли. Технологическое оборудование биотехнологических производств, которое используется в науке, в здравоохранении, сельскохозяйственном производстве, в биоэнергетике, в проведении природоохранных мероприятий и в других различных производствах, требует высококвалифицированных специалистов. Подготовка таких специалистов в отечественных учебных заведениях значительно отстает от современных требований международного рынка и международных стандартов. В настоящее время имеется не более 10% кадрового ресурса необходимой квалификации. В то же время повышение квалификации кадров является ключевыми элементами для развития отечественной биотехнологической отрасли. Поэтому одной из наиважнейших первоочередных задач (наряду с другими) является подготовки и переподготовки кадров для всех отраслей биотехнологической промышленности РФ [6].
В последнее время дисциплина «биотехнология» введена во многих технических вузах, в большинстве своем ставящих своей задачей довольно близкое знакомство со специальностью. При этом в подобных учебных заведениях дисциплина оказалась не обеспечена в полной мере современным технологическим и лабораторным оборудованием. По этой причине, например, приобретение практических навыков вынуждено проводиться на
виртуальных практических работах, в которых невозможно сколько-нибудь детально познакомиться с биотехнологическими методами производства какого-либо биотехнологического продукта и особенно там, где требуется подготовка такого продукта к производству. В этом отношении, видимо, лучше должно обстоять дело при подготовке специалистов по биофармацевтическим и биопищевым специальностям. Однако и в фармацевтических учебных заведениях практически отсутствует подготовка высококвалифицированных кадров для современного фармпроизводства и научных исследований в сфере биоиндустрии. Одной из причин такого положения в отрасли, наряду с недостаточным количеством профильных фармацевтических предприятий, их низкой материально-технической оснащенностью, является дефицит подготовленных для работы на таких предприятиях специалистов-технологов, имеющих глубокие знания по промышленной биотехнологии [7].
Биотехнология в блоке инновационных дисциплин (в самое последнее время получивших распространение в технических вузах) является достаточно новым предметом, и поэтому в процессе преподавания возникают определенные сложности, что связано как с ее новизной, так и недостаточной подготовкой студентов технических вузов в области базовых знаний биологической направленности. Трудности преподавания биотехнологии также связаны со слабой материально - технической обеспеченностью учебного процесса [6]. Здесь, как впрочем, и в преподавании некоторых других дисциплин, традиционные средства обучения уже не могут эффективно обеспечить образовательный процесс. Процесс преподавания не всегда обеспечен в полной мере аудио-видео аппаратурой, арсеналом средств визуализации, поэтому подача материала студентам является недостаточно информативной. Практические занятия, которые заложены в программе по биотехнологии, не могут быть эффективно проведены без должной технической оснащенности образовательного процесса. Таким образом, расширение арсенала современных средств обучения в учебную деятельность студентов технического вуза поможет избежать некоторых недостатков в формировании знаний и умений будущего специалиста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. - 319 с.
2. Василов Р. Г. Биотехнология как основа инновационной экономики // Вестник биотехнологии. - 2012. Т. 8. - № 1. - С. 63- 67.
3. Заболотский А. А., Унтура Г. А. Экономическая оценка возникновения и развития высокотехнологичных отраслей (на примере биотехнологии). Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. - 192 с.
4. Конов А. Л. Биотехнология в России: попытка объективного анализа // Вестник биотехнологии. - 2010. Т. 6. - № 1. - С. 59 -62.
5. Василов Р. Г., Трубников В. И. О комплексной программе развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (БИО-2020) // Вестник биотехнологии. - 2012. Т. 8. - № 3. - С. 46 -52.
6. Симонова И. Н. Роль средств информационных и коммукационных технологий (ИКТ) в формировании новой информационно-экологической среды технического вуза // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2014. -№ 1. Ц^: www.science-education.ru/115- 11402.
7. Молохова Е. И., Казьянин А. В., Шмалько Т. А. Организация профессиональной подготовки специалистов по биотехнологии в Пермской фармацевтической академии// Вестник биотехнологии. - 2011. Т. 7. - № 3. - С. 47- 50.
© А. М. Шкаруба, 2014