Научная статья на тему 'Биосоциология как наука'

Биосоциология как наука Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОСОЦИОЛОГИЯ / BIOSOCIOLOGY / БИОЛОГИЧЕСКОЕ / BIOLOGICAL / СОЦИАЛЬНОЕ / SOCIAL / БИОСОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / BIOSOCIAL REALITY / БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / BIOSOCIAL LAWS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / МЕТОДЫ / METHODS / СОЦИОБИОЛОГИЯ. / SOCIOBIOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сопов Григорий Петрович, Овчинников Владимир Ильич

В статье рассматриваются методологические основы новой интегративной науки биосоциологии: взаимодействие биологического и социального, объект, предмет, законы, категории, принципы, методы, функции, взаимосвязь с естественными и общественными науками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article looks at methodological backgrounds of new integral science biosociology: interaction of biological and social, object, subject, matter, laws, categories, principles, methods, functions, correlation with natural and social sciences.

Текст научной работы на тему «Биосоциология как наука»

Г.П.Сопов

кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой моделирования социальных процессов факультета социологии и политологии ЮФУ В.И. Овчинников кандидат философских наук, доцент кафедры моделирования социальных процессов факультета социологии и политологии ЮФУ*

Биосоциология как наука

По словам известного биолога, «в поведении человека, в его психике гораздо больше общего с животными, чем принято думать. Совсем не меньше, чем обнаружено в строении органов или в особенностях обмена веществ»1. А ученые-гуманитарии доказывают, что «вставшие перед человечеством глобальные проблемы, от решения которых зависит само его выживание, усиливают действие всеобщего биосоциального закона взаимной помощи и солидарности людей и народов»2. Происходит все большая гуманитаризация естествознания и техники и расширение общих представлений о содержании культуры, сложившихся в естествознании. Особый интерес представляет синтез биологических и социальных знаний, без которого Человек не может дальше проникнуть в тайны мироздания.

Основателем биосоциологии явился Ч.Дарвин, исследовавший способы взаимодействия между живыми существами и прогнозировавший результаты этого взаимодействия, доминирующим фактором которого стал половой отбор как поведенческая основа социализации. Многие стороны отношений между биологическими и социокультурными явлениями получили развитие в трудах Ф.Энгельса, П.Сорокина, Э.Уилсона и др.

Биосоциология изучает необходимые связи между биологическими и социальными явлениями, процессами в живых системах сообществ животных, человека и общества. Причем эти связи по-разному проявляются в различных биосоциальных объектах в зависимости от того, одарен сознанием данный объект

* Сопов Григорий Петрович, Овчинников Владимир Ильич, e-mail: dekanat-soc-pol@yandex.ru.

1 Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. Новосибирск, 2001, с.43.

2 Капто А.С., Серебрянников В.В. К вопросу о ликвидации причин войн и вооруженных конфликтов//Социально-гуманитарные знания, 2001, №2,с.246.

или нет. Взаимосвязь биологического и социального обнаруживается как непосредственно в самих объектах, так и между ними. Результатом взаимодействий биологического и социального сама жизнь животных, людей и общества. Доктор биологических наук Е.П. Гуськов пишет: «Сущность Жизни реализуется только как коммуникативность - способность живой системы расшифровать физические и химические сигналы, индуцированные другими организациями, как информацию, изменяющую поведение особи и социальной группы»1.

Биосоциология исходит из того, что диалектическая взаимосвязь биологического и социального в живых системах весьма сложна, чтобы категорически утверждать, какой из этих компонентов играет решающую роль, а какой второстепенную в их развитии. Например, без биологического материала, прошедшего исторически длительный путь обретения человеческих характеристик, никакие социальные условия не воссоздадут личность. В свою очередь, вне социальных условий невозможен качественный переход биологического материала в то состояние, которое мы называем личностью. Соотношение биологического и социального в развитии зависит от самого объекта, места, времени, среды и т.д.

Среди множества проблем, которыми занимается биосоциология, мы считаем наиболее важными следующие:

1. Установление генетических связей человека с другими социальными животными.

2. Взаимосвязи приобретенного и наследуемого в жизни.

3. Анализ причин и механизмов социализации в сообществах животных и социальных коллективах.

4. Выделение и характеристика основных параметров и свойств, различающих биосоциальную природу животных, человека и общества.

5. Выявление биосоциальных факторов эволюции человека.

6. Прогнозирование эволюции биосоциальности.

1 Биосоциология. Учеб. пособие. Ростов-н/Д., 2007, с.7.

7. Методологические проблемы биосоциальных изменений.

8. Влияние научно-технического прогресса на биосоциальную природу животных, человека и общества.

Для понимания специфики объекта и предмета биосоциологии принципиальное значение имеет уяснение содержания понятия «биосоциальное».

Во-первых, биосоциальное включает биологическое. Биологические качества-свойства человека, общества и сообщества животных многочисленны и разнообразны и понять их можно прежде всего из анализа той или иной биологической системы, в которую входят человек, общество и сообщества животных. Очень важно и необходимо учитывать фактор биологического приспособления к социальной природе. Эта человеческая «прибавка» к нормальной физиологии приматов весьма велика (прямохождение человека, изменение мозга, превращение передних конечностей в органы труда, изменение нижних конечностей и т.д.), хотя она не меняет того положения, что законы физиологии остаются биологическими законами. Следовательно, биологическое включает в себя как биологически очеловеченное, так и биологически неочеловеченное.

Во-вторых, биосоциальное включает в себя социальное в широком смысле слова, которое имеет место как среди людей, так и среди животных. Социальность человека особого рода, это осознанная социальность. Социальное применительно к человеку и обществу означает взаимосвязь, взаимодействие между более или менее широкими общностями людей и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. Что касается «социальности» в мире животных, то все зависит от того, как ее понимать. Разве животные не живут совместно, не образуют свои особые социумы: пчелиный рой, стаю птиц или стадо обезьян? Ни один организм - от бактерии до человека не способен существовать в одиночестве: он обречен на гибель. Следовательно, можно говорить об очеловеченной и неочеловеченной социальности, осознанной или неосознанной.

В-третьих, научное разграничение понятий «биологическое» и «социальное» позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) природно-социальную, биосоциальную основу сообществ животных, человека, общества, не допуская как игнорирования природных, биологических начал живых существ, так и отрицания роли социального в этом единстве. Как биологическое не существует без социального, так и социальное без биологического. Они находятся по отношению друг к другу в оппозиции. В общественных науках, как известно, имели и еще имеют место крайние точки зрения: полный отрыв человека, общества от биологических основ и абсолютизация социального.

В-четвертых, понимание биосоциального имеет не только теоретическое, но и практико-политическое значение. Исторический опыт показывает, что всякие попытки нарушать законы природы, строить социально-экономические проекты без учета естественных, природных потребностей личности и общества заканчивались неудачей. Вместе с тем попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционным выводам и негативным последствиям на практике.

Таким образом, понимание биосоциального позволяет правильно уяснить, как биосоциология изучает сообщества животных, человека, общество как целое, но вместе с тем не подменяет другие науки, имея свой, специфический объект и предмет.

Наука и многовековая практика человеческого мышления выработали представления о типических объектах природы и общества, совокупной разнообъектной действительности. Поскольку связи и отношения в каждом конкретном биосоциальном объекте всегда организованы особым образом, объект биосоциологического познания выступает как биосоциальная система. Отличительная особенность биосоциальных объектов в том, что они являются живыми системами. Это - животный мир, человек и общество. Многое роднит

их. Поэтому изучение животного мира помогло и помогает ученым в решении человеческих проблем в области биологии, медицины, психологии и т.д.

Биосоциология рассматривает различные проблемы жизни животных: биологическую и социальную природу, биосоциальную коммуникацию и поведение, типологию сообществ. Особый интерес представляет изучение умственных способностей, особенно различных видов рассудочной деятельности; проблемы языка, который представляет закрытую генетическую фиксированную систему отношений между особью и сообществом, проблемы эгоизма, альтруизма, агрессивности и др.

Центральное место в биосоциологии занимает изучение человека. Человек есть живая система, единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. С одной стороны, как живой организм человек включен в природную связь явлений и процессов и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. С другой - на уровне сознательной психики и личности человек связан с социальной жизнью.

Физическая, морфологическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части Вселенной. Человек на основе биогенетического и социально-генетических законов аккумулирует в себе все, что накоплено человечеством в течение миллионов лет. Эта кристаллизация осуществляется через приобщение к культуре и через механизм биологической наследственности.

Изучением человека занимаются многие науки. Биосоциологию интересует, прежде всего, соотношение, взаимосвязь и взаимодействие биологического и социального в жизнедеятельности человека. К этим проблемам относится эволюционная теория происхождения человека и роль в ней биологических и социальных факторов. В настоящее время подвергается критике трудовая теория происхождения человека Ф. Энгельса. Высказываются разные точки зрения на биологическую эволюцию, идет она или прекратилась. Представляет интерес выявление механизма взаимодействия биологического и социального в поведении

человека, биологических и социальных последствий клонирования человека, проблема смерти и продления жизни человека и т.д. В чем идеал человека? К чему приведет биосоциальная эволюция? Станет ли человек лучше?

Как объект биосоциологии общество рассматривается в диалектическом единстве биологического и социального при решающей роли социального. Любая социальная целостность характеризуется оппозицией «социальное-биологическое». Это в полной мере относится и к обществу как продукту взаимодействия людей. К.Маркс называл общество органической системой. Он писал, что в обществе процессы и явления происходят так же, как и во всякой органической системе. Из этого следует, что Маркс полностью не отождествлял системы биологические и социальные, ибо он часто указывал на их многочисленные существенные различия.

Говоря о соотношении биологического и социального в органической системе общества, необходимо отметить ряд моментов: 1) при становлении социальной формы движения материи биологическая форма движения как бы уходит в «основание»; 2) устанавливаются отношения субординации, низшая форма движения материи (биологическая) подчиняется высшей (социальной); 3) речь идет о таком виде подчинения низшей формы движения высшей, когда биологическое и социальное сосуществуют и тесно взаимодействуют; 4) соотношение биологического и социального в органической системе проявляется и в том, что биологическое развитие идет медленнее по сравнению с социальным.

Обращая внимание на биосоциальную природу общества, Л. Мечников писал, что область социологическая не совпадает с областью антропологической. Мир общественности не лежит над миром биологическим в форме прямолинейного, явственно отграниченного пласта; оба эти мира, напротив, взаимно входят друг в друга, сцепляются один с другим бесчисленным множеством корней и нитей, доходящих порою до микроскопических разветвлений, но ни в коем случае не сливаются и не отождествляются. Отсюда, по его мнению, следует, что область биологического включает весь мир желудочных и половых интересов; мир растительных и животных

индивидуальностей, состязающихся и изменяющихся в неустанной борьбе за существование; область социологическую - мир коллективностей, мир интересов, выходящих за пределы одиночного биологического существования; мир кооперации, т.е. сочетания не противодействующих, а содействующих достижению одной общей цели сил, представляемых отдельными биологическими особями, способными под влиянием желудочных и половых интересов вступать между собою в состязание или открытую биологическую борьбу.

Биосоциальная действительность, представленная различными объектами (системами) - сообществом животных, человеком, обществом - выдвигает новый принцип познания, согласно которому изучаемая биосоциальная реальность рассматривается как полицентрическое единство, как сложная совокупность явлений. В связи с этим основным содержанием познания предмета биосоциологии становятся уже не только предметы и системы (биологическая и социальная) сами по себе, сколько их взаимодействие, баланс разнообразных биологических и социальных сил, факторов, процессов, анализ действующих тенденций и т.п., т.е. сложный синтез знаний о совокупности биологических и социальных явлений, не имеющих единого общего основания или, точнее, единой и однопорядковой системы законов. Отличительной особенностью предмета биосоциологии является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название биосоциальных. Биосоциология - это наука, изучающая необходимые связи между биологическими и социальными явлениями, процессами, законы, которые реализуются в органических системах сообществ животных, человека, общества.

Если внимательно изучать действие законов в обществе, то можно убедиться в том, что чисто социальных законов в жизни нет, они всегда находятся в диалектическом единстве с биологическими. Биосоциальные законы, вероятнее всего, с одной стороны, закодированы генетическим аппаратом, а с другой -проявляются через деятельность людей и взаимодействие биологических и социальных факторов. Они находят отражение в единых биосоциальных

процессах, тенденциях, которые носят закономерный, осознанный и неосознанный характер.

Вопрос о понимании биосоциальных законов мало освещен в литературе и требует разработки. Так, академик Н.Н. Моисеев, касаясь рассмотрения этой проблемы, дает следующее понимание биосоциального закона: «Поведение живых существ в интересах популяции, каким-то образом отложившееся в памяти популяции, носит название биосоциального закона»1. Он демонстрирует понимание этого закона на примере феномена леммингов, массовое самоубийство которых предотвращает возможность перенаселения и обеспечивает сохранение популяции в экологической нише.

Выражением биосоциальных законов в обществе (как и проявление феномена леммингов) академик Н.Н. Моисеев называет разрушение нравственных начал, усиление агрессивности и нетерпимости, проявление разного рода фундаментализмов, распространение массовой псевдокультуры, широкое распространение генетических и иммунных заболеваний, уменьшение рождаемости и т.д., которые могут вызвать кризисные катастрофические последствия. Сферу автоматического действия биосоциальных законов в обществе ограничивают принципы нравственности, которые расширяют возможности рациональных форм существования homo sapiens. Но в настоящее время нравственные начала уже, по-видимому, недостаточны. Речь идет об отыскании новой, более емкой экологической ниши, о перестройке самого процесса антропогенеза, о новом этапе в развитии человека как биологического вида, живущего в условиях социума. В жизнь человека должен войти новый, более высокий принцип, чем принцип «не убий», который перевел бы процесс развития рода человеческого из канала биологической эволюции в канал общественного развития. К числу биосоциальных законов можно отнести закон постоянного и всеобщего взаимодействия биологического и социального, социобиогенетический закон, закон превращения биологического индивида в человека, закон биосоциальной акселерации и др.

1 Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы (эколого-политологический анализ) // Социально-политический журнал, 1995, № 3, с. 68.

Закон постоянного и всеобщего взаимодействия биологического и социального - это основной закон, который отражает в широком смысле слова биосоциальную жизнь и дан самой природой, его функционирование связано с биологической и социальной эволюцией.

Закон биосоциальной дифференциации показывает, как из бесформенного белка возникла благодаря образованию ядра и оболочки первая клетка, произошла дифференциация всего органического мира на животных и растения, а из первых животных развились путем дальнейшей дифференциации бесчисленные классы, отряды, семейства, роды и виды животных, среди которых появляются позвоночные с наиболее развитой нервной системой и, наконец, среди них позвоночное, в котором природа приходит к осознанию самой себя, - т.е. человек.

И человек возникает путем дифференциации. После длительной эволюции рука дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка. Этим человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи и для мощного развития мозга. Специализация руки означает появление орудия, а орудие означает специфическую человеческую деятельность. С появлением общества возникла социальная дифференциация, которая подразумевает любые социальные различия.

На процессы биосоциальной дифференциации огромное воздействие оказывают в настоящее время цивилизационные коллизии. А.Столяров высказывает мысль о появлении в ближайшее время новых людей с «нечеловеческими характеристиками» в результате научно-технического прогресса, начинающейся революции в биологии и соперничества цивилизаций. Эти люди (людены) будут обладать способностями видеть в темноте и слышать в ультразвуковом диапазоне, быстро регенерировать повреждения, полученные в бою, и модифицировать в нужных параметрах форму тела, напрямую пользуясь вживленными чипами, считывать радиосигналы противника и напрямую же встраиваться и перехватывать управление его электронной аппаратурой. Связь с компьютерными системами также будет осуществляться непосредственно, на уровне мозга и т.д. Эти люди будут обладать превосходством совершенно иного

способа биологического существования. Конечно, такие люди появились бы все равно, следуя логике исторического развития, механизм эволюции человека все равно был бы запущен. Но теперь дело пойдет быстрее. Людены возникнут не потому, что человечество внутренне подготовилось, а в результате насильственного вмешательства «цивилизационной войны»1.

Социобиогенетический закон - это закон, в котором наиболее ярко фокусируется синтез биологического и социального. Согласно этому закону в индивидуальном развитии (онтогенезе) организм повторяет (в сокращенном и закономерно измененном виде) историческое (эволюционное) развитие его вида (филогенез) равное примерно 2 млн. лет. Точно так же человек в духовном развитии в течение жизни проходит в более сокращенном виде те же этапы, которые человечество прошло примерно за 40 тыс. лет своей умственной эволюции.

Меняются ли сегодня биологически и социально человек и общество? На этот вопрос дает ответ закон акселерации (ускорения), обусловленный генетическими и социальными факторами. Ускорение - отличительная черта эволюции. Ф.Энгельс в «Диалектике природы» писал, что по отношению ко всей истории развития организмов надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния по времени от исходного пункта. Чем выше, тем быстрее идет дело. На момент ускорения указывал и академик А.И.Опарин. После возникновения жизни на Земле ее эволюция характеризуется тенденцией к постепенному ускорению.

От возникновения первых живых существ (около 3,5 млрд. лет назад) до первого массового развития многоклеточных прошло более 2,5 млрд. лет. Для достижения огромного разнообразия животных и растений было необходимо около 400 млн. лет; приматов - около 60 млн. лет, гоминид - около 16 млн. лет, для рода человека - 6 млн. лет, для romo sapiens - 60 тыс. лет. Закон ускорения относится и к истории человечества. Если, как это сделал Л. Морган, принять историческую шкалу в 100 тыс. лет, то период дикости продолжался 60 тыс. лет

1 Столяров А. Послесловие: Сумерки богов//Бъюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2003, с. 442.

10

(3/5 жизни человечества), 20 тыс. лет (или 1/5) занимал древний период варварства, а цивилизация возникла всего 5 тыс. лет назад. Современную шкалу исторического развития общества можно представить следующим образом: первобытное стадо (5-6 млн. лет назад); традиционное (доиндустриальное общество) (35-40 тыс. лет); индустриальное общество (300 лет); постиндустриальное (30 лет).

Биосоциология как наука имеет не только свои категории, законы, но и принципы. Основными принципами биосоциологии являются принцип монизма, принцип системности, принцип взаимодействия, принцип историзма.

Биосоциология основывается, прежде всего, на принципе монизма, который означает способ рассмотрения многообразных явлений в свете одного начала, единой основы всего существующего.

Принцип системности означает познание явлений как элемента системы. Именно системы явлений показывают нам историю качественного развития природных, биологических и социальных явлений, их взаимосвязь. Возможности познания у нас остаются крайне ограниченными, если мы не поднимаемся до уровня познания системы явлений: за отдельными людьми - общества и законов его развития; за отдельными представителями растительного и животного мира -биологических видов и законов их эволюции. Самые существенные изменения и превращения коренного качества могут быть поняты лишь в их видовом бытии, в историческом бытии систем.

С принципом системности в биосоциологии тесно связан принцип взаимодействия - существенный принцип познания природных, биологических и социальных явлений. Когда мы рассматриваем природу, общество или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами возникают бесконечные связи и взаимодействия, которые показывают, что все движется, изменяется, возникает и исчезает. Взаимодействие отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояний. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами.

Принцип историзма применим как к человеку, так и к животным. И животные имеют историю своего происхождения и постепенного развития до своего сегодняшнего состояния. Но в отличие от людей они являются пассивными объектами этой истории. Люди же, наоборот, чем больше удаляются от животных в узком смысле слова, тем в большей мере они делают свою историю. Но в человеческой истории все еще существует огромное несоответствие между поставленными целями и достигнутыми результатами. Продолжают преобладать непредвиденные последствия, неконтролируемые силы гораздо могущественнее, чем силы, приводимые в движение планомерно.

Каждая наука, представляя особую отрасль познания, вырабатывает и свой, специфический метод исследования, которым она пользуется наряду с общественными методами, присущими и другим наукам. Если определение предмета биосоциологии позволяет получить ответ на вопрос, что изучает эта наука, то характеристика ее метода призвана дать общее понимание того, каким образом биосоциология подходит к изучению биосоциальной реальности как сложной совокупности явлений. Поэтому многое из того, что говорилось о предметах, законах, категориях, принципах биосоциологии, имеет прямое отношение и к методу.

Метод биосоциологии не может быть правильно понят вне признания диалектического метода - основы понимания биосоциологии. Этот метод утверждает изменяемость материального мира, постоянное движение его, вскрывает причины процесса развития. Изучение биосоциологией животного мира, человека и общества предполагает широкое использование этой наукой методов структурно-функционального анализа, наблюдения, эксперимента, моделирования и т.д.

Роль и значение биосоциологии определяется ее функциями. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на теоретико-познавательную, мировоззренчески-гуманистическую и прогностическую.

Теоретико-познавательная функция биосоциологии позволяет расширить знания о сущности сообщества животных, человека и общества, выявить

биосоциальные законы, взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе эволюции и оценить их. Обогащение научного биосоциологического знания будет происходить как на основе разработки теоретической биосоциологии, так и в результате познания ее разнообъектной реальности.

Мировоззренчески-гуманистическая функция биосоциологии помогает человеку выработать единый научный взгляд на мир сообщества животных, человека, общества. Биосоциология должна основываться на достижениях науки и практики, постоянно развиваться и обогащаться вместе с их прогрессом. В центре мировоззренческой функции должны стоять вопросы отношения человека к природе, отношения человека к животному миру, отношения человека к человеку как высшему существу.

Прогностическая функция биосоциологии заключается в том, чтобы на основе изучения взаимодействия природных, биологических и социальных факторов, т.е. биосоциальной эволюции, выявить ее основные тенденции.

Значимость биосоциологии как науки состоит в том, что она развивается во взаимосвязи с естественными и общественными науками, прежде всего на стыке биологии и социологии. Объектом изучения как биосоциологии, так и биологии является изучение живых систем. Однако если биосоциология изучает эти системы с точки зрения понимания влияния биологической системы на социальную и наоборот, то для биологии главным в изучении животного мира, человека является их биологическое развитие, биологические закономерности.

Очень важно знать соотношение биосоциологии и социологии. Тесная связь между ними определяется тем, что, во-первых, человек и общество являются одними и теми же объектами изучения биосоциологии и социологии; во-вторых, при изучении социальных аспектов человеческой жизни нельзя не считаться с биологическими факторами. Любая социальная общность характеризуется оппозицией «социальное - биологическое». Для выживания современного человечества как биосоциального организма одинаково важны состояния его социокультурной памяти и генофонда; в-третьих, обращаясь к общественной жизни, биологические науки не могут игнорировать социальную сторону. Вместе

с тем биосоциология и социология - это разные науки, одна из которых исследует биосоциальную реальность, а другая - социальную.

В отличие от биосоциологии социобиология ставит своей целью осуществить синтез естественных и общественных наук на основе исследования эволюционно-биологических предпосылок социального поведения человека. Возникновение социобиологии связывают с выходом в свет в 1975г. книги известного американского энтомолога Э.Уилсона «Социобиология: новый синтез». Термин «социобиология» впервые был употреблен независимо друг от друга Д.Скоттом и Ч.Хоккетом в 1946 и 1948гг. В дальнейшем наряду с работами Уилсона как лидера направления были опубликованы статьи и книги Д.Бэреша, Р.Докинса, Ч.Ламздена, М.Рьюза, Д.Фридмена и др. С момента своего возникновения и по настоящее время социобиология является предметом научных и философских дискуссий, затрагивающих такие принципиальные для человекознания вопросы, как соотношение биологического и социального в развитии человека биологического и психологического, генетических предпосылок в воспитании.

Социобиология в отличие от биосоциологии считает своей концепцией «теорию генно-культурной коэволюции», в основе которой лежит идея совместного, взаимодействующего протекания процессов органической и культурной эволюции. Компонентами коэволюции социобиология признает гены и культуру. При этом культура фиксируется в своей изменчивости, в разнообразии для различных времен и народов, но становится в контексте концепции явно неравноценным партнером. Ведущая роль отводится генам: «гены держат культуру на привязи»1.

Сопов Г.П., Овчинников В.И., Биосоциология как наука. В статье рассматриваются методологические основы новой интегративной науки - биосоциологии: взаимодействие биологического и социального, объект, предмет, законы, категории, принципы, методы, функции, взаимосвязь с естественными и общественными науками.

Ключевые слова: биосоциология, биологическое, социальное, биосоциальная реальность, биосоциальные законы, принципы, методы, социобиология.

1 Подробнее см.: Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. Критический анализ. М., 1988.

14

Sopov G. P., Ovchinnikov V.I. Biosociology as a science. The article looks at methodological backgrounds of new integral science - biosociology: interaction of biological and social, object, subject, matter, laws, categories, principles, methods, functions, correlation with natural and social sciences.

Key words; biosociology, biological, social, biosocial reality, biosociological laws, principles, methods, sociobiology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.