Научная статья на тему 'БИОНИКА В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ'

БИОНИКА В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4084
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БИОНИКА В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ»

БИОНИКА В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ Е. И. Яковенко, Е. М. Ермолаева (научный руководитель) ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»,

Россия, г. Санкт-Петербург Стремительная урбанизация, развитие технологий, экологические проблемы - факторы, влияющие на жизнь современного человека. Тема взаимоотношения природы и человека развивается в коллекциях дизайнеров одежды из сезона в сезон. Распространение бионического стиля, с одной стороны, связано с развитием технологий, которые позволяют воспроизводить сложные формы, а с другой стороны - с желанием современного потребителя оставаться в гармонии с природой. Уничтожая естественную среду, человек воссоздаёт её искусственный образ в одежде.

Термин «бионика» пришёл в дизайн из научной среды. Понятие «бионическая наука» появилось в 60-х годах в США после научного симпозиума в городе Дайтон [1]. Так решили обозначать науку, которая занималась применением биологических структур в технике. Идею заимствования форм и принципов у природы нельзя назвать новой, она существует с древних времён. Наблюдения за природными явлениями или объектами лежат в основе радиолокационных приборов, летающих аппаратов, оптических приспособлений и многих других технических средств. Однако именно в 20 веке, во время Промышленной революции, этот принцип получил широкое применение во всех областях жизни и сформировался как отдельный вид науки.

В дизайне одежды термин «бионика» начал использоваться относительно недавно. В большей степени это касается современных дизайнеров. Однако интерес к выражению природных форм в костюме начался ещё в конце девятнадцатого века, с появлением стиля модерн. Для модерна характерна особая выразительность плавных вычурных линий. В нем смешались и были переработаны элементы японского искусства, скандинавские традиционные мотивы, формы растительного мира. На рис. 1 представлены женские костюмы эпохи Модерн с характерным 8-образным силуэтом. Исследователь О. Плеханова описывает его так: «Фигура напоминала слегка изогнутый стебель, как бы увенчанный пышным тяжелым цветком (головкой с пышной прической)» [2]. В качестве декора часто использовались цветы и перья. Ткани орнаментировались стилизованными экзотическими и болотными растениями, водорослями, раковинами и медузами.

8-образный силуэт модерна и его богатый декор в начале двадцатого века сменяются прямыми и лаконичными платьями. Испано-итальянский дизайнер одежды Мариано Фортуни, вдохновляясь природными формами, создаёт мягкие, обтекаемые силуэты, использует материалы и фактуры, подчёркивающие линии тела. В 1907 году Мариано Фортуни изобретает новый способ плиссировки шелка. Эта технология позволяет ему создавать новые типы одежды. Его платье «дельфос», представленное на рис. 2, при движении меняет оттенки, выражая собой естественность и органичность.

Рисунок 1 - Женский костюм, конец девятнадцатого века

Рисунок 2 - Платье «дельфос» дизайнера Мариано Фортуни

Стоит отметить работы американского кутюрье Чарльза Джеймса, получившего известность в 30-е годы. Его источник вдохновения- тектоника природных объектов. В числе его работ - стеганый жакет, ставший прототипом современных курток, платье-«клевер», платье-«лобстер» и другие.

В 1940 - 50-е годы, благодаря дизайнеру Кристобалю Баленсиаге, становится популярен криволинейный силуэт. Используя формоустойчивые ткани, Баленсиага конструировал простые элегантные формы, основанные на оригинальном скульптурном решении. Его работы можно считать откликом на господствовавшее в тот период направление органического дизайна. Значительный вклад в моду середины XX века внес Кристиан Диор. Многие изделия дизайнера вдохновлены формой цветка. «Я рисовал женщин, напоминающих цветы: покатые плечи, округлая линия груди, осиные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки» [3].

Мотивы фауны прослеживаются в имитации рыбьей чешуи пайетками и блестками в работах Ива Сен Лорана. В творчестве Пако Рабана ведущим является модульный принцип организации системы, в основе которого - соединение мелких элементов из металла различной формы в единую структуру по образу панциря. Общей тенденцией в дизайне 60-х было превращение геометрических элементов в органичные формы.

Мотивы природы прослеживались практически в каждой коллекции Александра Маккуина. «Я сделал множество коллекций, основанных на взаимодействии человека и природы, в конечном счёте моё творчество так или иначе связано с природой. Нужно восстановить связь с землей, все обработанное и переработанное теряет свою суть» [4]. Он часто использовал природные материалы вместо обычных тканей. Например, платье, сделанное из перьев фазана в коллекции «Вдовы Каллодена», платье из перьев черной утки в коллекции «Рог изобилия», платье, декорированное растениями в коллекции «Восс» (рис. 3). В коллекции 2008 года «Дама в голубом» Маккуин использует фрагменты чучел животных и птиц.

Рисунок 3 -Александр Маккуин, платья из коллекции «Восс»

Японским дизайнерам принадлежит новаторство в изготовлении тканей, воссоздающих природные формы на декоративном и техническом уровне. Основа коллекции дизайнера Дзюнъя Ватанабэ - форма пчелиных сот. Используя этот простой элемент, дизайнер создаёт эффектные и разнообразные конструкции. Ткань из сверхлегкого волокна напоминает улей. Её объемная структура складывается в плоское полотнище [3]. В работах дизайнера Иссэя Мияке проводится аналогия с природными формами и фактурами (кора деревьев, мох, листья). Он использует оригинальные методы обработки тканей - трикотаж с вплетенными полосками флизелина, напоминающий шкуру животного, ткань с регулярными и нерегулярными плиссировками. Одно из таких изделий - трикотажное пальто-«ракушка» - представлено на рис. 4. Мияке создает плавные и естественные образы, используя последние инновации в области текстиля.

Рисунок 4- Работа японского дизайнера Иссэй Мияке

Широкие возможности для современных дизайнеров открывает ЗБ-печать, благодаря которой стало возможно воспроизводить сложные природные формы. С помощью этого способа создают костюмы, состоящие из модулей. Сетка - основа коллекции «Рождение Венеры» дизайнера Данит Пелег, фрагмент которой представлен на рис. 5а. Используя этот простой элемент, дизайнер создаёт эффектные и разнообразные конструкции. Также 3Б-принтер позволяет производить сложные объёмные изделия. В коллекциях дизайнера Ноа Равив абстрактные асимметричные композиции соединяют в себе диджитал-эстетику и ассоциации с природными структурами, например, морскими рифами. Среди современных дизайнеров, использующих биологические прототипы для создания объемных форм, выделяется Айрис Ван Херпен (рис. 56). Этого дизайнера можно по праву считать адептом бионики в моде. Формы созданных ею платьев - это результат погружения в строение живых и неживых природных структур. Дизайнер использует технологии ЗБ-печати и ручной труд для создания оригинальных футуристичных моделей.

а) б) в)

Рисунок 5 - Использование ЗБ принтера для создан бионических форм: а) фрагмент коллекции Данит Пелег; б) фрагмент коллекции Дзюнъя Ватанабэ; в) фрагмент коллекции Айрис Ван Херпен 110

Природа хранит в себе большой потенциал для творческой трансформации. В процессе исторического анализа была выделена одна из основных проблем, заложенных в бионическом стиле, -противоречие между урбанизацией и природой. Этот конфликт - одна из главных тем современного дизайна. Уничтожая естественную среду, человек воссоздаёт её искусственный образ в одежде, архитектуре и других областях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гийо, Ж. А. Бионика: когда наука имитирует природу/ А. Гийо, Ж. А. - Москва: Техносфера. - 2013. - 280 с

2. Плеханова, Е.О. История костюма, текстильного и ювелирного искусства:учеб.пособие / Е. О. Плеханова - Ижевск: ИИиД. - 2009. - 105 с.

3. Адамова, М. Ю. Принципы формообразования одежды на основе методов бионики / М. Ю. Адамова, Л. Ф. Кондратенкова - Вестник молодых учёных Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Периодический научный журнал/ - СПБ: ФГБОУ ВПО «СПГУТД». - 2018. - №1. - 174-180 с.

4. Уилсон, Э. Александр Маккуин. Кровь под кожей/ Э. Уилсон -. Москва: Центрполиграф. -2019. - с. 400.

5. Захаржевская, Р.В.История костюма: От античности до современности/ Р.В. Захаржевская -Москва: РИПОЛ классик. - 2005. - 288 с.

6. Есаулова, М. Б. История костюма и прически [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Б. Есаулова, Т. В. Шипилова — СПб.: СПГУТД. - 2014. - 179 с.

7. Зелинг, Ш. Мода. Век модельеров / Ш. Зеллинг - Италия: Копетапп. - 2000. - 572 с.

8. Фролова, С. В. Бионический метод моделирования объёмных структур/ Фролова С. В. -Альманах современной науки и образования.Тамбов: Грамота, 2011.-№10 - 62-65с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.