Научная статья на тему 'БИОМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТА ПРОВООТНОШЕНИЙ'

БИОМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТА ПРОВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИОМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ / ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ / ПРОБЕЛ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ / ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА / СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьёва О. А., Тагирова А. М.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Российской Федерации в последние годы тема биометрической идентификации граждан находится во внимании, как в общественном, так и политическом, потому что применение биометрических технологий для идентификации личности считается наиболее перспективным. Все это влечет за собой необходимость строгого регулирования сохранности биометрических данных, защита которых должна быть аналогична обеспечению безопасности сведений, составляющих государственную тайну. Работа посвящена исследованию законодательства Российской Федерации, а также законодательства зарубежных стран, рассматривается проблема осуществления сбора и обработки биометрических персональных данных. Анализ показывает, что наличие разнообразных подходов в доктрине и законах многих стран к регулированию вышеупомянутых данных требуют выделения в российском законодательстве биометрической информации в отдельную категорию. В данном исследовании выносятся на обсуждение имеющиеся теоретические и практические проблемы по защите конституционных прав граждан в сфере биометрии, так как она практически не урегулирована, что может повлечь за собой незаконный сбор, хранение, использование и распоряжение биометрическими персональными данными. В статье также предложен способ восполнения «пробела» в законодательстве РФ. С позиции информационного права в статье представлен новый авторский подход к проблеме использования биометрических персональных данных. Так как они должны быть защищены специальным правовым режимом, который отсутствует на данный момент в РФ, в данной статье предлагается создание специального Федерального закона «О биометрических персональных данных», который смог бы исправить существующую проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOMETRIC IDENTIFICATION OF THE SUBJECT OF LEGAL RELATIONS

The relevance of the research topic is due to the fact that in the Russian Federation in recent years, the topic of biometric identification of citizens has been in the spotlight, both in public and political, because the use of biometric technologies for identity identification is considered the most promising. All this entails the need for strict regulation of the safety of biometric data, the protection of which should be similar to ensuring the security of information constituting a state secret. The work is devoted to the study of the legislation of the Russian Federation, as well as the legislation of foreign countries, the problem of collecting and processing biometric personal data is considered. The analysis shows that the presence of various approaches in the doctrine and laws of many countries to the regulation of the above-mentioned data requires the allocation of biometric information in a separate category in Russian legislation. This study discusses the existing theoretical and practical problems of protecting the constitutional rights of citizens in the field of biometrics, since it is practically not regulated, which may entail the illegal collection, storage, use and disposal of biometric personal data. The article also suggests a way to fill the "gap" in the legislation of the Russian Federation. From the standpoint of information law, the article presents a new author's approach to the problem of using biometric personal data. Since they must be protected by a special legal regime, which is currently absent in the Russian Federation, this article proposes the creation of a special Federal law "On Biometric Personal Data", which could fix the existing problem.

Текст научной работы на тему «БИОМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТА ПРОВООТНОШЕНИЙ»

V7TK" ^4.9 /• \ f Л5ПЗ?2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

J М14 |(сс) VL-1This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129772 2023 12 01 07 ■fca^Ee2e(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

БИОМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТА ПРОВООТНОШЕНИЙ © Автор(ы) 2023

ВОРОБЬЁВА Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Предпринимательское и трудовое право»

Тольяттинский государственный университет 445020, Россия, Тольятти, olga80_tlt@mail.ru

SPIN: 1247-0227 AuthorlD: 670988 ORCID: 0000-0001-7614-3540

ТАГИРОВА Аделия Марсельевна, студент Института права

Тольяттинский государственный университет 445020, Россия, Тольятти, tagirovaadeliya@gmail.com ORCID: 0000-0002-6412-4948

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Российской Федерации в последние годы тема биометрической идентификации граждан находится во внимании, как в общественном, так и политическом, потому что применение биометрических технологий для идентификации личности считается наиболее перспективным. Все это влечет за собой необходимость строгого регулирования сохранности биометрических данных, защита которых должна быть аналогична обеспечению безопасности сведений, составляющих государственную тайну. Работа посвящена исследованию законодательства Российской Федерации, а также законодательства зарубежных стран, рассматривается проблема осуществления сбора и обработки биометрических персональных данных. Анализ показывает, что наличие разнообразных подходов в доктрине и законах многих стран к регулированию вышеупомянутых данных требуют выделения в российском законодательстве биометрической информации в отдельную категорию. В данном исследовании выносятся на обсуждение имеющиеся теоретические и практические проблемы по защите конституционных прав граждан в сфере биометрии, так как она практически не урегулирована, что может повлечь за собой незаконный сбор, хранение, использование и распоряжение биометрическими персональными данными. В статье также предложен способ восполнения «пробела» в законодательстве РФ. С позиции информационного права в статье представлен новый авторский подход к проблеме использования биометрических персональных данных. Так как они должны быть защищены специальным правовым режимом, который отсутствует на данный момент в РФ, в данной статье предлагается создание специального Федерального закона «О биометрических персональных данных», который смог бы исправить существующую проблему.

Ключевые слова: биометрическая идентификация, идентификация, защита прав, проблемы идентификации, пробел в законодательстве РФ, проект Федерального закона, субъекты гражданских правоотношений.

BIOMETRIC IDENTIFICATION OF THE SUBJECT OF LEGAL RELATIONS

© The Author(s) 2023

VOROBYEVA Olga Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Business and Labor Law»

Togliatti State University 445020, Russia, Togliatti, olga80_tlt@mail.ru TAGIROVA Adeliya Marselevna, student of the Institute of Law Togliatti State University 445020, Russia, Togliatti, tagirovaadeliya@gmail.com Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that in the Russian Federation in recent years, the topic of biometric identification of citizens has been in the spotlight, both in public and political, because the use of biometric technologies for identity identification is considered the most promising. All this entails the need for strict regulation of the safety of biometric data, the protection of which should be similar to ensuring the security of information constituting a state secret. The work is devoted to the study of the legislation of the Russian Federation, as well as the legislation of foreign countries, the problem of collecting and processing biometric personal data is considered. The analysis shows that the presence of various approaches in the doctrine and laws of many countries to the regulation of the above-mentioned data requires the allocation of biometric information in a separate category in Russian legislation. This study discusses the existing theoretical and practical problems of protecting the constitutional rights of citizens in the field of biometrics, since it is practically not regulated, which may entail the illegal collection, storage, use and disposal of biometric personal data. The article also suggests a way to fill the "gap" in the legislation of the Russian Federation. From the standpoint of information law, the article presents a new author's approach to the problem of using biometric personal data. Since they must be protected by a special legal regime, which is currently absent in the Russian Federation, this article proposes the creation of a special Federal law "On Biometric Personal Data", which could fix the existing problem.

Keywords: Biometric identification, identification, protection of rights, identification problems, a gap in the legislation of the Russian Federation, a draft Federal law, subjects of civil legal relations.

ВВЕДЕНИЕ

Всем известно, что согласно Конституции Российской Федерации основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью нашей страны. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц [1].

Создание идентификатора субъекта права, обладающего уникальностью, а также средства и способы идентификации, соответствующие ему, в последнее время стало основной задачей человечества. Таковой является биометрическая идентификация личности. Ее, в след-28

ствии использования не виртуального, а реально имеющего отношение к человеку биометрического признака (идентификатора), часто называют чистой или реальной идентификацией.

Для начала приведем определение биометрии: «в контексте информационной безопасности биометрия - это наука об идентификации и аутентификации (подтверждения подлинности) личности по ее анатомическим (статическим) или поведенческим (динамическим) отличительным характеристикам» [2].

Распознавание индивидов, которое основано на поведенческих и биологических характеристиках, представляет из себя биометрическое распознавание. Данная OECD: 5.05 Law; ASJC: 3308; WoS Subject Categories: OM

Карельский научный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)

е-ISSN: 2712-9772; p-ISSN: 2311-0104

ВОРОБЬЁВА Ольга Александровна и другие БИОМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТА ...

сфера является составной частью более широкой области науки об идентификации человека [3]. Такое распознавание является одним из самых точных, так как анатомические и многие поведенческие признаки человека появляются с самого рождения и с возрастом практически не изменяются, что делает идентификацию безопаснее в сравнении с другими способами. Сфера биометрической идентификации в 21 веке стала наиболее популярной и стремительно развивается. В ближайшем будущем большинство компаний и госсектор перейдет именно на этот способ идентификации.

Исходя из определения, установленного Федеральным законом «О персональных данных», к биометрическим персональным данным относятся физиологические данные (дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес и другие), а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность и используются оператором для установления личности субъекта [4]. Искусственный интеллект, нейронные сети, биометрия - всё это так или иначе является некой математической моделью, основанной на определённом массиве данных [5]. Биометрические ПД наиболее точно способны идентифицировать человека, а оператор осуществляет обработку и организацию персональных данных.

Одну из ведущих ролей на сегодняшний день в реализации политических, экономических и социальных прав и свобод играют биометрические персональные данные, а ввиду развития информационного общества роль таких данных будет расти. Пока биометрические технологии массово внедрялись в различных странах мира, страны Совета Европы уже ратифицировало Конвенцию № 108 «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (1981) [6], а страны, входящие в Европейский союз - Директиву 95/46/ ЕС от 24.10.1995 «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» [7]. В последние годы общественность все в большей степени использует биометрию, например, в мобильных телефонах, что очень повлияло на ее развитие, поэтому использование биометрических технологий происходит повсеместно. При этом, общество не всегда осознает возможные последствия данных технологий, риски, которые могут возникнуть, это указывает нам на надобность повышения осведомленности в данной сфере.

«Анализ современной правовой доктрины и зарубежного законодательства о биометрических данных позволяет сформулировать один из важных постулатов о том, что этот вид социальной информации должен быть предметом особого внимания со стороны государств» [8]. Нельзя отрицать удобство биометрии, она может обеспечить достаточно высокий уровень безопасности, но для этого необходимо решение ряда проблем, одни из них, это защита данных и борьба со спуфингом, а также защита права на неприкосновенность частной жизни. Спуфинг - это использование неверной или украденной информации (в данном случае биометрической) для обмана системы безопасности [9]. Персональные данные, в том числе биометрические, следует собирать и хранить лишь в тех случаях, когда это одновременно и необходимо, и целесообразно [10].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель исследования - изучение законодательства о биометрии в Российской Федерации, защита конституционных прав граждан, а также разработка необходимой защиты персональных данных.

Методической основой данного научного исследования являются общенаучные и частные методы: системный метод, формально-юридический, функциональный, логический и сравнительно-правовой. Данные методы позволили исследовать действующее законодательство

и проблемы, возникающие при его применении.

При проведении исследования использован системный подход, который позволил рассмотреть объект исследования комплексно, с выделением взаимосвязанных элементов, обуславливающих место и роль биометрии в правоотношениях. Данный подход позволил первоначально определиться с понятием и содержанием биометрических персональных данных, с порядком защиты, а также их ролью как в информационном праве, так и в других отраслях, исходя из этого, проанализировать действующее законодательство с точки зрения его эффективности и качества.

Формально-юридический метод позволил уяснить и объяснить понятие биометрии и биометрических ПД, их систематическое устройство с целью правоприменительной и правотворческой практики, не увязывая данные понятия с политикой, экономикой и прочими социальными явлениями.

Выявить функции, которые выполняют элементы системы, место биометрии в праве, механизмы взаимодействия его структурных элементов позволил функциональный метод исследования.

Логический метод исследования способствовал рассмотреть биометрические персональные данные с теоретической точки зрения, воспроизвести развитие объекта исследования, его дальнейшее существование и развитие в качестве устойчивого системного образования.

Сравнительно-правовой метод позволил изучить общие и специфические закономерности, а также возникновение, развитие и функционирование правовых систем различных стран.

Данные методы проведения исследования обосновали необходимость внесения изменений в действующее законодательство с целью его систематизации и грамотного регулирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Первоначально историческое упоминание биометрии в законодательстве РФ было в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в данном законе было сказано, что основные документы граждан «могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные» [11]. По пункту 6 Перечня персональных данных, которые записываются на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 4 марта 2010 г. N 125, цветное цифровое фотографическое изображение лица владельца документа является биометрическими персональными данными владельца документа [12]. Однако не каждую фотографию можно отнести к биометрическим ПД, одним из условий для отнесения к таким данным является то, что фото должно использоваться оператором с целью идентификации человека. Исключениями являются изображения личности с целью реализации политических или общественных интересов, также, если фотография сделана в общественном или публичном месте и в случаях, когда лицо сделало фотографию с целью получения денежных средств, понимая, что его изображение будет использовано в рекламе или другими способами.

Биометрические системы безопасности до 11 сентября 2001 года использовались в основном для обеспечения безопасности военных секретов и исключительно важной коммерческой информации, но ситуация резко изменилась после террористического акта, произошедшего в Соединенных Штатах Америки. После этого случая биометрическими системами доступа были оборудованы множество общественных мест. Основным же со-

бытием в области биометрии стало массовое внедрение данных технологий во все сферы как политической, так и общественной жизни.

27 июня 2006 г. был принят федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных», основной является ст. 11, в которой определены «сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность», однако, редакция, актуальная на данный момент от 14.07.2022, говорит, что такие сведения могут быть как физиологическими, так и биологическими.

Оба вида физиологических персональных данных обладают высокой степенью устойчивости характеристик и уникальностью, что позволяет их накапливать, классифицировать и использовать в дальнейшем, создавая специальные базы данных [13]. «В отличие от обычных персональных данных, биометрические являются наиболее чувствительными, поскольку точно характеризуют субъекта и практически не подвержены изменениям» [14]. «Схожие нормы содержатся и в Директиве ЕС № 2016/680, положения которой применяются в сфере обработки персональных данных компетентными государственными органами в целях предотвращения и расследования преступлений» [15]. Как и все существующие методы обеспечения защиты информации, биометрические технологии имеют ряд недостатков. Так, например, существуют затруднения и проблемы не только в их технической реализации, но и в эксплуатации. Биометрические системы контроля доступа, снабженные сканером отпечатков пальцев, с течением времени загрязняются, что впоследствии провоцирует повышение числа ложных отказов [16].

«Осуществление биометрической идентификации происходит в несколько этапов, каждый из которых регламентирован нормативными актами органов исполнительной власти» [17]. Данные этапы можно условно разделить на два, первый из которых связан с получением и хранением биометрических персональных данных, второй же напрямую с осуществлением идентификации субъектов.

Также законодателем биометрические данные были упомянуты в ст. 19 «Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке» того же закона. Статья с первоначальной ее редакции была достаточно сильно изменена, в нее добавили 7 пунктов, однако, положения, в которых закреплены данные о биометрии, изменены не были, например, только Правительство может устанавливать требования к хранению биометрических ПД, а данные защищаться должны «от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения» [18].

Далее принято Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 г. № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных». При хранении БПД вне информационных систем персональных данных должна обеспечиваться регистрация фактов несанкционированной повторной и дополнительной записи информации после ее извлечения из такой системы [19]. Проанализируем данную норму. Материальным носителем является машиночитаемый носитель информации, где в информационных системах хранятся биометрические данные, в Постановлении не сказано о требованиях к бумажным носителям, хранящими БПД, это говорит нам о том, что данные требования на них не распространяются.

Огромным шагом в развитии информационного законодательства было принятие Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», но указаний на биометрию изначально не было в нем.

В 2017 году в законах «О противодействии легализа-

ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральным законом N 482-ФЗ были приняты дополнения. Следующий ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был призван создать основы для Единой биометрической системы, закрепить области ее применения, а также регламентировать процедуры, которые с ней связаны. «Закон создает монопольное право и передает властные государственные полномочия банковской структуре, а также предписывает органам государственной власти в дальнейшем согласовывать с ней свои действия» [20].

Анализ вышеупомянутого дополнения в ФЗ показывает, что он был достаточно сильно изменен, например, в первую очередь было исключено упоминание о лице и голосе как конкретных видов биометрических характеристик. Состав сведений, размещаемых в единой биометрической системе, включая вид биометрических персональных данных, определяется Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 14.1 N 149-ФЗ) [21].

Федеральный закон N 482-ФЗ внес поправки и в Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». На основе данной системы органы государственной власти и организации, уполномоченные на сбор данных, могут получать сведения для идентификации лиц без их личного присутствия по запросу в регистр физических лиц единой системы. «Во Франции идентификация ставится в зависимости от средств, которыми располагает то, кто использует эти данные (чаще всего это органы власти, поэтому французский закон остается «привязанным» к администрации)» [22]. Помимо этого, в законодательстве Франции говорится об обязательном предварительном получении разрешения на обработку БПД коммерческими организациями у уполномоченного органа по защите персональных данных граждан.

В середине 2018 года в силу вступили к закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые были внесены ФЗ N 482-ФЗ. Особый интерес для нас представляет поправка в ст. 14.1 «Применение информационных технологий в целях идентификации граждан Российской Федерации». Данная статья закрепляет за собой положения, обязательные для работы систем идентификации и аутентификации, а также единой информационной системы персональных данных, тем самым создавая правовую основу для их правильного функционирования.

Отдельное внимание следует обратить на Закон Турции «О защите личных данных». Интересно в нем то, что к особым категориям данных отнесены, например, сведения, которые касаются расы, политических и религиозных убеждений или внешнего вида человека, также сведения о здоровье и сексуальной жизни. «Они могут обрабатываться без получения явного согласия их носителя только в целях профилактической медицины, медицинской диагностики, лечения и ухода, планирования и управления службами здравоохранения и осуществляться лицами, взявшими на себя обязательство соблюдения конфиденциальности» [23].

Приняты поправки в 152-ФЗ в части распространения ПДн (персональные данные) неограниченному кругу лиц. 30.12.2020 г. президентом подписан № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон 152-ФЗ», который вступил в силу с 01.03.2021 года (кроме абз.10 п.5 ст.1). Изменения сводятся к условиям обработки персональных данных._

Карельский научный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)

e-ISSN: 2712-9772; p-ISSN: 2311-0104

ВОРОБЬЁВА Ольга Александровна и другие БИОМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТА ...

«В середине 2016 года генеральный директор Центра Речевых Технологий на Петербургском международном экономическом форуме анонсировал создание Национальной биометрической платформы (НБП), в дальнейшем получившей более широкое название -Единая биометрическая система (ЕБС)» [24]. Данная платформа заработала 30 декабря 2021, ее функции заключаются в сборе и использовании биометрической информации с целью идентификации граждан, пользующимися финансовыми услугами. Также, необходимо упомянуть, что данная биометрическая платформа получила статус государственного информационного ресурса, инициаторами ее разработки являются Минкомсвязь и ЦБ РФ.

«Относительно применения биометрии в смартфонах общепринятой является точка зрения, что такие данные не регулируется нормами Федерального Закона №152-ФЗ «Об персональных данных» и служат исключительно в качестве подтверждения, что смартфонам пользуется один и тот же человек и не имеет в своих целях установление личности пользователя. Однако остается вопрос о надежности хранения таких данных в телефоне» [25]. Биометрические персональные данные относятся к особым ПД, что требует их правильного хранения, а с точки зрения уязвимости - полностью надежных систем не существует, особенно, если подобные данные хранятся в гаджетах. Из этого следует, что к БПД следует относиться осторожнее, так как легкомысленное отношение может повлечь за собой нарушение прав и интересов граждан, использующих их в целях своей идентификации.

Для правового регулирования сферы биометрии для должного правового регулирования были приняты разные национальные стандарты, к одним из них относится ГОСТ ВО/1ЕС 2382-37-2016, где содержатся термины и понятия, а также разъяснения по их использованию в области биометрии [26].

ОБСУЖДЕНИЕ

Для применения биометрических технологий с целью идентификации и аутентификации субъектов правоотношений необходимо четкое понимание данных процессов. Однако в литературе понятия идентификации, верификации и аутентификации часто если не смешиваются, то определяются достаточно смутно [27].

Нормативно-правовая база в области биометрической идентификации субъекта в правоотношениях активно развивается. Проанализировав существующую законодательную базу Российской Федерации, а также изучив законодательство зарубежных стран, можно прийти к выводу, что сфера биометрии в России практически не урегулирована, что может повлечь незаконный сбор, хранение, использование и распоряжение персональными данными. Исходя из анализа, можно прийти к выводу, что в правовом обеспечении деятельности, связанной с получением, накоплением, обработкой и использованием биометрических данных в дальнейшем коммерческими организациями и государственными органами, необходима комплексная работа. Наше предложение заключается в разработке специального Федерального закона «О биометрических персональных данных», который позволил бы должным образом регулировать их, с целью соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

«Автор одного из исследований в сфере правового регулирования обработки биометрических персональных данных в ЕС, Е. Киндт, указывает на необходимость скорейшего выделения дополнительных категорий, так как при отнесении биометрической информации к обычной категории персональных данных не происходит учета особенностей данного вида сведений, создаются существенные угрозы нарушения прав субъектов» [28]. Именно на законодательном уровне необходимо определить, что относится к биометрическим персональным данным, порядок их использования и передачи третьим лицам, правовое положение органа, который будет вы-

ступать оператором биометрических персональных данных [29]. Необходимость принятия такого закона определена тем, что в области биометрической идентификации и аутентификации используются инновационные технологии.

ВЫВОДЫ

Подведем итог, биометрические данные относятся к особым видам персональных данных, поэтому установление специального правового режима и регулирования для них является обязательным. В особом правовом режиме также нуждается цифровая биометрия, в связи с ее уязвимостью.

Так, с одной стороны, биометрические персональные данные выступают как объект защиты, с другой стороны - как средство защиты. Биометрия по общему признанию не является идеальной, но некоторые системы являются допустимыми. Соответственно, впереди видится большой фронт работы в целях совершенствования как теоретических, так и практических аспектов биометрии.

Законодательство об идентификации субъектов в правоотношениях находится в постоянном развитии с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Необходимо заимствовать позитивный зарубежный опыт и непрерывно совершенствовать правовые основы применения биометрических технологий с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. Брюхомицкий Ю.А. Биометрические технологии идентификации личности : учебное пособие / Брюхомицкий Ю.А. - Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2017. - 263 с. - ISBN 978-5-9275-2454-9. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. — URL : https:// www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927524549.html (дата обращения: 08.11.2022). - Режим доступа : по подписке;

3. ГОСТ Р 54412-2019 (ISO/IEC TR 24741:2018) национальный стандарт Российской Федерации;

4. «Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) (вместе с Поправками к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (СДСЕ N 108), позволяющими присоединение европейских сообществ, принятыми Комитетом Министров в Страсбурге 15.06.1999);

5. Чигвинцева Е.П. Биометрия, искусственный интеллект, нейронные сети как элементы цифрового общества: проблемы и вызовы // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 2. № 9. С. 290-292;

6. «Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) (вместе с Поправками к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (СДСЕ N 108), позволяющими присоединение европейских сообществ, принятыми Комитетом Министров в Страсбурге 15.06.1999);

7. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких дан-ных*(1) (Текст в редакции Регламента Европейского парламента и Совета ЕС 1882/2003 от 29 сентября 2003 года);

8. Рассолов И.М., Чубукова С.Г., Микурова И.В Биометрия в контексте персональных данных и генетической информации: правовые проблемы //Lex Russica. 2019. N1. С. 108-116;

9. Булдаков Д.А., Шарыпова Т.Н. Защита данных с помощью биометрии //Инновации. Наука. Образование. 2022. № 56. С. 161-163;

10. Сборник практических рекомендаций Организации Объединенных Наций по ответственному использованию биометрических данных и обмену ими в рамках борьбы с терроризмом;

11. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.02.2021);

12. <Разъяснения> Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото-и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки»;

13. Платонова Н.И., Соловьева-Опошнянская А.Ю. Биометрические персональные данные: возможности и проблемы // Юрист. 2019. N 6. С. 63.

14. Гогаева А.Л. Правовой режим биометрических персональных данных // В сборнике: Достижения науки - сельскому хозяйству. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (заочной). 2017. С. 233-235;

15. Кривогин М.С. Особенности правового регулирования биометрических персональных данных//Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 80-89;

16. Редько И.А. Биометрия в системах охраны и защищенных телекоммуникационных системах // Актуальные вопросы эксплуатации систем охраны и защищенных телекоммуникационных систем / сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 73-74;

17. Егин В.В. Применение биометрической идентификации в банках: проблемы и перспективы // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 3 (35). С. 69-73;

18. Федеральный закон от 27.07.2006N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021);

19. Никитин В.В. Биометрические персональные данные работников // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения.

2018. N 9;

20. Матюхина Е.Н. Российское и германское законодательство: сравнительный анализ подходов и практики применения //LexRussica.

2019. N 4 (149). С. 170-177;

21. Мамаев В. Биометрия: от предчувствия к материализации // Банковское обозрение. 2018. N 3;

22. Талапина Э.В. Правовая защита персональных данных во Франции // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. N 4. С. 152-162;

23. Чеджемов С.Р., Золоева З.Т. Биометрические персональные данные человека - средство защиты его прав или тотального контроля государства над личностью? // Конституционное и муниципальное право. 2019. N11;

24. Степенко В.Е., Богдановская А.Д. Биометрические персональные данные //Евразийский союз ученых. 2020. № 4-10 (73). С. 15-19;

25. Аюпова А.Р., Ахатов Р.Р. Биометрический паспорт: зло или добро // Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития государства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 35 — 38;

26. Полуянова Е.В., Ковалев С.Д. Нормативное регулирование использования биометрических персональных данных в Российской Федерации // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИНРоссии. 2020. № 3 (5). С. 45-51;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Гаврильченко Ю.П. Применение биометрических технологий при идентификации и аутентификации субъекта финансовых правоотношений // Бизнес, менеджмент и право. 2021. № 2 (50). С. 20-27;

28. Kindt E. Privacy and Data Protection Issues of Biometric Application. Leyden, 2013. P. 745;

29. Кузнецов А.А. Правовые основы биометрических методов аутентификации личности // Экономика. Право. Инновации. 2021. № 1. С. 85-90.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 04.02.2023 Revised date: 22.02.2023 Accepted date: 29.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.