Научная статья на тему 'Биомеханические пути повышения качества шинирования зубов фронтального участка верхней челюсти'

Биомеханические пути повышения качества шинирования зубов фронтального участка верхней челюсти Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
96
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биомеханические пути повышения качества шинирования зубов фронтального участка верхней челюсти»

Беликова Н.И. , Беликов А.Б., Шайко-Шайковский А.Г. БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ШИНИРОВАНИЯ ЗУБОВ ФРОНТАЛЬНОГО УЧАСТКА ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Одной из важных и актуальных задач в комплексном лечении заболеваний пародонта, является их шинирование, т.е. укрепление подвижных зубов с целью предотвращения дальнейшего увеличения их патологической подвижности. Особенно актуальна эта проблема при подвижности зубов во фронтальном участке верхней и нижней челюсти, т.к. на первый план в этом случае выступают аспекты эстетики.

Как вариант решения этой проблемы при I и II степени продвижности центральных и латеральных резцов и величине лунки менее 2/3 (при отсутствии патологической подвижности клыков), по мнению большинства авторов [1,2,3] может быть использована технология шинирования с применением материалов на основе арматурно-адгезивной техники, предусматривающих использование различных видов арматуры с разной формой поперечного сечения и различным расположением ретенционной борозды по высоте шинируемого зуба.

Применяемые в настоящее время разнообразные способы шинирования по своему конструктивному решению имеют определённые преимущества и недостатки. Учёт индивидуальных анатомических особенностей области шинирования каждого пациента позволяет выбрать тот или иной оптимальный способ шинирования. При этом необходимо учитывать, что на выбор способа шинирования влияет высота коронки зуба. Так, клинический вариант шинирования, возможен при высоте анатомической коронки всех шинируемых зубов не менее 7 мм, в противном случае - применяется лабораторный метод изготовления шин.

Наиболее распространённый способ шинирования подвижных резцов нижней челюсти предполагает размещение арматуры на внутренней стороне зубов (что обусловливает среди прочих и эстетические преимущества), в то время как шинирование верхней челюсти, с точки зрения биомеханики, проводится по внешней стороне зубов [3,4]. Важную роль при этом играет вопрос о размещении самой армирующей шины по высоте зуба, поскольку это обстоятельство существенным образом влияет на величину нагрузки, которая может восприниматься шинированным зубом [1].

Этот вопрос важен также ещё и потому, что он определяет положение ретенционной борозды (канавки) по высоте коронковой части зуба и ширину армирующей ленты или жгута, применяемого материала.

Такому расположению ретенционной борозды и шинирующей арматуры соответствует значение вертикальной нагрузки, которую смогут воспринимать укреплённые шинированием резцы. Именно степень подвижности зубов имеет при принятии решения о шинировании первостепенное значение. Категорически запрещается вводить в шину зубы, имеющие патологическую подвижность III степени. Такая категоричность вызвана не только лишь далеко зашедшими, и в большинстве своём необратимыми изменениями пародонта, но и, в первую очередь, невозможностью зубов с Ш-й степенью подвижности выполнять необходимые функции в составе биотехнической системы «зубы - шина». Это происходит вследствие невозможности восприятия и передачи нагрузки посредством арматуры на соседние зубы, что связано с

недостаточной жёсткостью крепления любого вида арматуры к другим шинируемым зубам.

Вследствие этого возникает существенная перегрузка соседних зубов из-за возможного восприятия ими не характерных для них ни по направлению, ни по величине нагрузок.

Следует учитывать также (и это обстоятельство играет весьма важную роль), что нежёсткое соединение шинируемых зубов, допускающее их микроподвижность в шине должно обеспечивать при этом определённую подвижность, соизмеримую с естественной физиологической подвижностью зубов [4].

Основным критерием оптимального размещения ретенционной борозды по высоте коронковой части зу-

ба является усилие, возникающее в корне резца и горизонтальное усилие, передаваемое непосредственно самой шиной на клыки вследствие действия вертикальной и горизонтальной нагрузок на резцы [3,4].

Для определения усилий (вертикальных и горизонтальных составляющих), действующих на шинируемые зубы, а также усилия, возникающего в месте крепления шины к самому шинируемому зубу, рассматривалась система уравнений равновесия (уравнений статики):

2Х=0; £У=0; 2^=0.

В результате решения этой системы уравнений, учитывая среднюю длину коронковой части зуба, угла его наклона по отношению к вертикали, были определены горизонтальные и вертикальные усилия в характерных точках системы, а также - возможные диапазоны их изменения, которые обусловлены среднестатистическими разбросами длины коронковой части зуба, соотношением длины его коронковой и корневой части, разбросов значений угла наклона зубов во фронтальном участке в зависимости от вида прикуса и формы зубной дуги.

По значениям усилий, найденных расчётным путём, можно оценить минимально допустимую величину (и её форму) поперечного сечения шины, её жёсткость (с учётом физико-механических характеристик материала шины), а также - прочность зубных тяжей резца, которая тесно связана и зависит от сечения ретенционной канавки, которую необходимо разместить на зубах для установки шины.

Из полученных зависимостей следует, что наиболее эффективным, с точки зрения биомеханической оценки, является расположение шины максимально близко к режущему краю фронтальных зубов.

В результате проведённого анализа полученных расчётным путём результатов, учитывая медицинские требования к шинирующим конструкциям, регламентирование фирмами-производителями выпускаемой продукции, можно сформулировать следующие выводы об оптимальном раположении шины по высоте зубов верхней челюсти.

1. Расположение шины, по возможности, должно быть горизонтальным, параллельным кромке режущего края зубов и находиться в непосредственной близости к кромке режущих кончиков края резцов.

2. Крепление шины должно осуществляться максимально близко к корневой части клыков, иногда опускаясь интраканально.

3. Шина должна представлять собой пространственную симметричную рамную конструкцию, имея при этом дугообразную или арковидную форму.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беликова Н.И., Шиленко Д.Р., Беликов А.Б. Клинико-математическое обоснование шиниррования зубов фронтального участка нижней челюсти //Світ медицини та біології, № 1.-2008. - с. 36 - 41.

2. Процентная линейка для оценки дентальных рентгенограмм / Д.В.Корляков, Е.И.Дерябин, И.А. Кузьминых; Ижевск, Гос. мед. акад.: удостоверение на рац. предложение № 10.05; выд. 15.03.06.

3. Ломиашвили Л.М. Клинико-морфологическая характеристика зубочелюстной системы при проведении реставрационных работ //Институт стоматологии.- 2003.-№ 2.- с. 26 - 31.

4. Чуйко А.Н., Бережная Е.О. Подвижность и податливость зуба. Биомеханический анализ // Стоматолог. -№ 4.- 2001.- с. 15 - 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.