Научная статья на тему 'Биология в системе интеграции высшего и среднего образования'

Биология в системе интеграции высшего и среднего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биология в системе интеграции высшего и среднего образования»

и силикатных красок для бытовых светильников и т. д. Полученные результаты по исследованию и синтезу новых составов стекол имеют научно-практическое значение и внедряются в производство.

До 1991 года шла целенаправленная, планомерная подготовка специалистов для данной отрасли промышленности. Ежегодно после окончания вуза 8 — 10 выпускников направлялись в СПО „Светотехника". После трехмесячной стажировки специалисты получали самостоятельную работу мастера, старшего мастера, инженера-технолога. Те из них, кто проявил самостоятельность и инициативность в работе, достиг конкретных результатов при решении производственных задач, быстро продвигались по службе, назначались на ведущие руководящие должности. В настоящее время в силу известной экономической ситуации в

БИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ

И СРЕДНЕГО

Говоря о биологии в системе интеграции, мы прежде всего имеем в виду межпредметные связи, складывающиеся в процессе преподавания биологических и других дисциплин естественного цикла. Особый интерес представляют взаимоотношения между новыми направлениями биологической науки. Проследим это на примере спецкурса „Экологическая генетика" В программу включены вопросы по изучению генетического потенциала Земли, его использованию, охране и обогащению новыми генотипами,

стране направление на работу выпускников университета в ОАО „Лисма“ носит эпизодический характер, но по-прежнему выпускники кафедры служат потенциальным резервом обновления кадров этого предприятия. Можно с уверенностью сказать, что трудом выпускников Мордовского университета в стране создано производство таких видов стекла, как кварцевое, боросиликатное, свинцовое, медицинское, тарное и светотехническое. ОАО „Лисма“ заняло лидирующее положение в России и странах СНГ в области электровакуумного стекла.

Как показала многолетняя практика, интеграция ОАО „Лисма“ и МГУ им. Н. П. Огарева по подготовке специалистов в области химии и технологии стекла — наиболее эффективный, опытом проверенный путь подготовки высококвалифицированных кадров.

Н. Ф. САНАЕВ, заведующий кафедрой генетики МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

создаваемыми искусственным путем. Планируется рассмотрение материала по бережному отношению к уникальным уголкам природы, например первичным генетическим центрам происхождения культурных растений, установленным известным ученым Н. И. Вавиловым. Обоснованно выдвигается задача по ознакомлению студентов с генетическим разнообразием растительного и животного мира, в частности, в лесостепной зоне, где расположена территория Мордовии. Вместе с тем предусмотрено обсуждение

© Н. Ф. Саиаев, 1997

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

вопроса об отрицательных последствиях возрастающей роли антропогенного фактора. Студенты знакомятся с фактами исчезновения некоторых видов, имеющих эволюционное и экологическое значение. Они убеждаются в том, что одна из причин сложившегося положения кроется в потребительском отношении человека к природным ресурсам. Эти потери в немалой степени могут быть следствием загрязнения окружающей среды, вызывающего деградацию генетической организации отдельных индивидуумов, мик-ро- и макросообществ. Отсюда исходит необходимость не только сохранения, но и пополнения генофонда. С учетом данного обстоятельства на кафедре генетики Мордовского университета успешно ведутся разработки по экспериментальному получению мутаций у культивируемых растений для практической селекции.

В спецкурсе есть разделы, посвященные экологии медицинской генетики, включая диагностику и профилактику наследственно обусловленных патологий у человека, вызываемых стрессовыми факторами. Эти и другие проблемы, рассматриваемые экологической генетикой, с достаточной глубиной и полнотой обсуждаются с привлечением научных данных, отражающих межпредметные взаимодействия.

Интегрирующей наукой, как уже отмечалось, является генетика, объединяющая многие самостоятельно функционирующий разделы биологии. Студенты биологического факультета Мордовского университета, специализирующиеся в этом направлении, изучают несколько разных и вместе с тем взаимосвязанных учебных дисциплин. В их числе „Цитогенетика", „Генетические основы эволюции„Основы клеточной инженерии4*, „Проблемы экспериментального мутаге-неза“, „Генетические проблемы загрязнения окружающей среды и охрана генофондов" , „Сравнительная генетика44, „Генетические основы селекции44, „Программирование и статистические методы в генетике44

В соответствии со специализацией разработан большой практикум, посвященный генетическому анализу, на котором студенты проводят опыты по применению гибридологического метода, позволяющего изучить закономерности наследования признаков. Во время заня-

тий они также приобретают определенные навыки по обработке и оценке количественных данных, характеризующих генотипы растений и животных. Тем самым генетические знания, получаемые студентами при изучении общего курса „Генетика44, углубляются за счет ряда узкопрофильных дисциплин, каждая из которых отличается разрешаемой проблемой, объектом и методами исследования. Все это в целом способствует формированию специалистов с фундаментальной теоретической подготовкой и с широкими возможностями работы в системе народного образования, в специализированных генетико-селекционных лабораториях и в сфере биотехнологического производства. Такие перспективы обусловлены построением учебного процесса, в котором большое внимание уделяется межпредметной интеграции.

Уже с давних пор отрабатываются межпредметные связи по специальностям сельскохозяйственного профиля. Так, положительный опыт имеется в организации занятий по генетике для агрономов. Кроме общеобразовательных задач при этом решаются специфические вопросы, имеющие отношение к генетическим основам селекции. Студенты знакомятся с методами получения сортов возделываемых культур как основы растениеводческой отрасли сельскохозяйственного производства. Они овладевают знаниями в области гибридизации, экспериментального мутагенеза и генетической инженерии, которые в последующем используются ими в курсе „Селекция и семеноводство44. К селекционному процессу прямое отношение имеют проводимые ими анализы закономерностей проявления хозяйственно ценных признаков.

В достаточно полном объеме излагается материал по классификации различных типов индуцированной изменчивости растений. На конкретных примерах рассматриваются генные, хромосомные и геномные мутации, возникающие спонтанно и в условиях эксперимента. На

этом научно-познавательном фоне дается

оценка сортового фонда сельскохозяйственных культур, выращиваемых на территории Мордовии. Кроме того, студенты изучают принципы решения генетико-селекционных задач, составляемых с учетом направленности специализации

будущих агрономов*.

енетика находится в интеграции с уч ными дисциплинами, изучаемыми на специальности „Ветеринария*1 Генетические знания позволяют студентам понять природу заболеваний животных, овладеть методами прогнозирования наследственно обусловленных патологий, вести профилактическую и лечебную работу. Профессионализации ветеринарных врачей

способствуют также знания в области цитогенетики, эмбриологии, молекулярной генетики, мутагенеза. В этой связи особое значение имеет изучение научных достижений в построении так называемых генетических карт, открывающих большую перспективу для их использования в лечебной практике. Таким образом удается повысить фундаментальность теоретической подготовки специалистов в области ветеринарии, способных на современном уровне вести врачебную работу.

Изучение студентами специальности “Зоотехния” генетических особенностей животных позволяет им лучше подготовиться к племенному делу. Этому способствуют знания о генетике пола, комбинировании половых хромосом в зиготах и регуляции соотношений гомо- и гетерогаметности, с одной стороны, данные цитоэмбриологии, морфогенеза и физиологических основ развития — с другой. На примере создания племенного стада крупного рогатого скота и новых пород лошадей в Мордовии студенты знакомятся с методами скрещивания и получения новых помесей. Они получают необходимую информацию по подбору родительских форм, учитывая их родословную, от чего зависят структура генотипа потомства и характер проявления комбинативной изменчивости. Анализ практически значимых признаков в ряду поколений создает целостное представление об эффективности генетикоселекционной работы, выполняемой с использованием достижений на стыке различных направлений биологической и

сельскохозяйственной наук.

Для студентов специальности „Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов** читается курс „Экология человека** В его содержание входит освещение эволюционно-генетических предпосылок адаптации человека к природным условиям, рассмотрение роли среды в проявлении

действия генов, оценка йх экспрессивности. Большое место уделяется анализу мутационной изменчивости и накопления генетического груза у человека при стрессовых воздействиях, а в итоге — обеспечению генетической безопасности. При рассмотрении организменно-средо-вых отношений используются научные данные, имеющиеся в области экологии, эволюционного учения, генетики и других сопредельных разделах биологической науки.

Интеграционные процессы в преподавании генетики для студентов гуманитарного профиля четко выражены в программе курса „Основные направления современной биологии и генетики**, адаптированной к специальности „Социальная работа** С учетом важности биологических, в частности генетических, знаний в социальной сфере предусматривается рассмотрение вопросов, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью. Это позволяет студентам шире взглянуть на

состояние и развитие социальных отношений в обществе, например, определить основные тенденции, от которых зависят эффективность использования генетического потенциала растений, животных и микроорганизмов, уровень и причины сггягощенности населения наследственными заболеваниями.

Поскольку выпускники педагогических специальностей, в частности биологического факультета Мордовского университета, главным образом ориентированы для работы в системе просвещения, целесообразно проблему интеграции рассмотреть применительно к условиям средней общеобразовательной школы. В этой связи можно отметить, что широкий профиль подготовки позволяет им с высокой отдачей вести преподавание биологии. Причем и здесь генетика оказывается одним из основных связующих звеньев в цепи изучаемых наук. Так, она способствует глубокому пониманию теории эволюционного процесса. В курсе „Общей биологии** выделен раздел, посвященный данному вопросу, где приводится материал по генетическому анализу структуры популяций, распределению генных частот в условиях свободного скрещивания (панмиксии), дается определение термина и значимости генофонда.

В школьном учебном пособии по общей биологии рассматриваются стыковочные вопросы в области биотехнологии, в основе которой лежит генетическая инженерия. Однако сжатое изложение материала по обсуждаемой проблеме не дает учащимся возможности четко усвоить сущность и этапы выполнения этой работы. В данном случае весьма уместно учесть знания школьников, полученные ими ранее при изучении смежных дисциплин.

К числу интегрирующих областей биологии, безусловно, относится экология. Отдельные стороны этой науки находят отражение в процессе изучения других дисциплин, однако в последние годы она становится все более самостоятельной со специфическими методами научного анализа. Первые позитивные шаги в данном направлении предприняты Министерством образования Республики Мордовия, выступившим с инициативой введения в план школьного обучения нового предмета „Основы экологии". В помощь школам коллективом авторов (В. И. Жидкин, В. И. Астрадамов, Л. И. Ворсобина, М. А. Якунчев) в 1994 г. подготовлено и апробировано учебное пособие с таким же названием, в котором затронуты основополагающие аспекты организменно-средовых отношений, показано влияние антропогенного фактора на состояние окружающей среды и описаны пути сохранения экологического равновесия в природе.

Приветствуя эти начинания с целью экологизации образования и воспитания подрастающего поколения, одновременно хотелось высказать пожелания по совершенствованию учебника в следующем издании. По нашему мнению, его достоинства неизмеримо возрастут, если будет уделено больше места фундаментальным наукам. К сожалению, почти не освещена роль генетики в экологии, хотя

наследственность и изменчивость являются основными показателями оценки экологической обстановки.

Видимо, нет необходимости перечислять все примеры, подтверждающие положительное значение межпредметной

интеграции. Их достаточно много и все они обоснованы с точки зрения правильности принятой концепции. Но вместе с тем следует обратить внимание на те разделы биологии, где еще слабо просматривается идея развития взаимосвязей между разными науками в учебном процессе.

В заключение не будет лишним еще раз подчеркнуть важную роль интеграции между различными областями науки в решении генетико-селекционных, эко-лого-генетических, медико-генетических и других задач, важных как в теоретическом, так и практическом отношении. Это также актуально в плане подготовки кадров, владеющих классическими и современными методами генетического анализа. Фундаментальной частью ряда специальностей является комплексирова-ние генетики с другими разделами биологии. Немаловажна интеграция в профессиях учителя, врача, агронома, зоотехника, ветеринара, эколога, социального работника и т. д. Качество выпускаемых специалистов с высшим образованием в значительной мере определяется набором учебных дисциплин, введением новых курсов, которые существенно дополняют друг друга научно-ме-тодической информацией.

По сходной схеме ведется преподавание биологических дисциплин в средней общеобразовательной школе. Но в отличие от высшей школы здесь менее четко выражены интеграционные процессы. Одна из причин этого кроется в том, что пока нет совершенных учебных пособий, особенно по новым направлениям биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.