Методика проводимых исследований включала следующее: 50 г почвы или 100 г размельченной зелени, овощей, ягод помещали в аппарат Бермана (Ф. Ф. Сопрунов). Полученный осадок исследовали в 2 этапа. I этап заключался в отделении паразитических личинок от свободножнвущих, которые в огромном количестве содержатся на объектах внешней среды и визуальная дифференциация которых невозможна. К осадку добавляли 40 % раствор формалина (в соотношении 5: 1) и выдерживали 8 мин, что приводило к гибели только личинок свободножнвущих нематод (М. П. Гнедина). Затем осадок быстро промывали от формалина и приступали ко II этапу — определению жизнеспособности (инвазнонности) паразитических личинок, осуществляемому путем их окрашивания. В качестве красителя нами использован пигмент рубрин, получаемый при культивировании плесневого гриба Р. rubrum (Н. Д. Алиев и 3. А. Кафарова). К осадку добавляли 3 % водный раствор рубрика в соотношении 3:1, выдерживали l'/s ч, затем промывали и микро-скопнровали. Мертвые личинки окрашивались в красный цвет, живые личинки не окрашивались. Пробы почвы брали из различных участков домовладений с поверхности и с глубины 5, 10, 15, 20, 25 см. Каждую пробу почвы исследовали дважды — одну часть методом Н. А. Романенко на яйца гельминтов, вторую — по предлагаемой методике на личинки гельминтов.
Таким же образом исследовали пробы зелени, овощей н ягод, собираемых с приусадебных огородов. Пробы воды осаждали коагулянтами для быстрого получения осадка, который исследовали с помощью рубрика. В раствор рубрниа помещали также пробы с рук и с предметов обихода, полученные с помощью липкой ленты (Р. Э. Чобанов и А. А. Салехов). Как показали исследования, в зависимости от места, глубины и сезона взятия загрязненность проб почвы была неодинаковой. Так, в наибольшей степени были загрязнены пробы, взятые с площадки перед хлевом, где обычно кормят скот и содержат его летом, — 61,1 ±4,3%, несколько меньше — пробы, взятые перед жилым домом и с приусадебного участка — 42,8±3,6 и 45,6±3,5 % (Р<0,05); на I кг почвы указанных участков приходилось 63,8, 37,3 и 35,7 личинок. Загрязненность проб почвы, взятых с поверхности. была равна 71.6±3.2 %, с глубины 5 см —55,7± ±3,7% (Я<0,01), с глубины 10 см — 7,5±2,2 % (Я<0,01), а на 1 кг почвы приходилось соответственно 78,6, 35,7 и 3,3 личинок. Различной была и сезонная динамика загрязнения проб почвы личинками. Так, в апреле—нюне и октябре, когда климатические условия (температура и влажность) оптимальны для развития и выживаемости инвазионных личинок, их число значительно больше (17,9—41,1 в 1 кг поч-
вы), нежели в июле—сентябре (2,2—8,6 в 1 кг почвы), когда температура почвы часто превышает 30 °С, а осадков практически не выпадает, при этом на поверхности участков, освещаемых солнцем, все обнаруженные личинки были погибшими. Зимой, в сЬязи с тем что температура почвы в отдельные дни бывает ниже —15°С, также наблюдается гибель личинок и число их невелико (1,7—2,5 в I кг почвы).
На зелени, овощах, ягодах инвазионные личинки обнаруживались только с конца марта по ноябрь с максимумом в апреле — июне (3,3—8,5) и октябре (10,0—12,7). В пробах воды все личинки были обнаружены в апреле — мае.
Специальными опытами установлено, что личинки трнхо-стронгнлид мигрируют по влажным растениям вверх на расстояние до 35 см, по сухим — до 20 см. Активность миграции их в почве меньше и не превышает 11 см. Максимальная глубина почвы, из которой личинки могут мигрировать вверх на поверхность, равна 7 с/и.
Объекты внешней среды загрязняются личинками трнхо-стронгилид в результате не только стойлового содержания скота, кормления его в жилой и приусадебной части домовладений, но и использования навоза скота для удобрения почвы. Оценивая роль разных объектов внешней среды как факторов передачи трихостронгнлидозов, мы отводим ведущую роль употреблению населением в сыром виде зелени и ягод, часто недостаточно промытых. Опасность этих продуктов, особенно зелени, как факторов передачи возрастает и в связи с тем, что личинки активно заползают на них.
Таким образом, и для профилактики трихостронгнлидозов необходимо обеспечить стойловое содержание домашнего скота, недопущение его в жилую и приусадебную части домовладений. Навоз животных для удобрения можно использовать только после обезвреживания от личинок трнхо-стронгнлнд. Обязательны и санитарно-гигиенические меры — употребление зелени, овощей, ягод только после тщательного н неоднократного промывания в проточной воде.
Литература. Алиев Н. Д.. Кафарова 3. А. — В кн.: Съезд эпидемиологов, микробиологов и паразитологов Азербайджана. 5-й. Материалы. Баку, 1980, с. 157— 160.
Г недина М. П. — В кн.: Работы по гельминтологии. М.,
1937, с. 182—188. Романенко Н. А. — Мед. паразнтол., 1968, № 6, с. 728— 729.
Сопрунов Ф. Ф. — Там же, 1950, № 3, с. 285—286. Чобанов Р. Э., Салехов А. А. — Гиг. и сан., 1930. № 1,
с. 79.
Поступила 15.02.83
УДК 614.778:68
Р. Е. Когай, М. Т. Тахиров
БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ УЗБЕКСКОЙ ССР И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Узбекский НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент
Непрерывно усиливающееся стремление к охране биосферы от химического загрязнения создает в последние годы мощный стимул к поискам нехимическнх средств защиты растений, безопасных для человека и природы. В этом плане интегрированная борьба с вредителями культурных рас1ений заслуживает самого серьезного внимания во всем «мире.
Интегрированный метод — это система мероприятий,
предусматривающая рациональное сочетание агротехнических, физико-механических, биологических и химических методов борьбы. Среди всех мероприятий, проводимых против вредителей, ведущее место чаннмает применение биологического метода. Биологический метод зашиты растений от вредителей основан на использовании естественных врагов насекомых (паразитов и хищников) и различных микроор-
ганизмов (возбудителей болезней), которые подавляют или сдерживают численность вредных видов. Для защиты сельскохозяйственных растений от вредителей наиболее эффек-тнвны и нашли широкое примененне следующие биологические препараты: энтеробактернн, боверин, дендробациллин и битоксибациллнн, изготовленные на основе энтомопатоген- М ных микроорганизмов, вызывающих болезни насекомых.
Из бактериальных средств защиты растений в хлопководческих хозяйствах Узбекистана наиболее часто используются биопрепараты дендробациллин н битоксибациллнн, действующим началом которых являются энтомопатогениые кристаллоспорообразующие бактерии группы турингиензис. Однако при наличии множества общих признаков данные препараты отличаются друг от друга. Если дендробациллин состоит из спор турингиензис и таких наполнителей, как
тальк н каолин, то спектр действия битоксибациллина значительно шире за счет добавления термостабильного В-эк-зотоксина, являющегося действующим началом препарата.
Анализ данных литературы о битоксибациллине показал, что термостабнльный В-экзотоксин оказывает антиметаболическое действие, угнетает синтез РНК у насекомых и н печени теплокровных животных, чем н объясняется его высокая инсектицидная активность.
На основании указанного и в связи с отсутствием в литературе сведений о количественном и качественном содержании бактерий турингнензис битоксибациллина в объектах окружающей среды и с целью предупреждения неблагоприятного воздействия биологически активных компонентов препарата на здоровье населения мы попытались изучить циркуляцию спор турннгиензис во внешней среде, установить сроки сохранности спор битоксибациллина в почве и их влияние на биоценоз почвы в условиях жаркого климата.
В сельском хозяйстве Узбекской ССР обработка расте-. ний бнтоксибацнллином проводится наземным (тракторным) и авиационным способами с нормой расхода препарата 2,5 кг/га.
Результаты натурных бактериологических исследований объектов внешней среды, проведенные в районе применения битоксибациллина, и данные ранее выполненных исследований, касающихся дендробацнллина, оказались идентичными, что позволило нам установить некоторые закономерности сохранности и циркуляции биологических препаратов группы турннгиензис' в окружающей среде в условиях жаркого климата.
В 1 м3 атмосферного воздуха поля при тракторном применении битоксибациллина спор турингнензис содержалось в среднем 9,3-10* микробных тел. Как и при использовании дендробацнллина, отмечалась тенденция к снижению количества их в воздухе в зависимости от срока с момента обработки: 2-Ю2 микробных тел в 1 м3 при концентрации в воздухе 9,3-10* микробных тел в 1 м3 в 1-й день наблюдения.
Установлено также, что с увеличением расстояния от обработанного участка количество спор битоксибациллина заметно уменьшалось и составляло 2,8-102 микробных тел в 1 м3 на расстоянии 750 м от края обработанного поля. Учитывая, что при сельскохозяйственном применении битоксибациллина, как и дендробациллина, возможно длительное присутствие спор турингнензис в атмосферном воздухе вследствие вторичного загрязнения его микробными клетками, поступающими с поверхности растений и почвы, мы осуществляли исследования в лабораторных и натурных условиях с целью изучения сроков выживаемости спор битоксибациллина в почве и их влияния на процессы ее самоочищения. В лабораторных условиях эксперимент проводили в 2 вариантах в аквариумах площадью 912 см2: первый вариант — внесение в почву битоксибациллина из расчета 2,5 кг на 1 га, второй вариант — контрольный (без внесения препарата). "
В опыте использовали типично сероземную почву. Сосуды с почвой были установлены на участке открытой местности, свободной для солнечной радиации, т. е. опыт проводили в условиях, максимально приближенных к натурным.
В период лабораторного наблюдения измерили температуру и влажность почвы, которые были равны соответственно 44,0—68,0 °С и 12,2—32,7%. Для исследования почвенных образцов отбирали пробы на глубине 0—5 и 20—30 см. Влияние битоксибациллина на почвенную микрофлору оценивали по общему числу микроорганизмов в почве. По са-нитарно-показательным микроорганизмам (общее число бак-
терий, коли-тнтр и количество клостриднум перфрннгснс) почва опытного н контрольного сосудов во все периоды наблюдения была условно чистой. Влияние бактериального препарата на самоочшцающую способность почвы определяли по титрам нитрифицирующих и аммонифицирующих бактерий, содержание которых во все сроки исследования было на уровне Ю-10 в 1 г почвы.
Наибольшее число спорообразующих бактерии в 1 г почвы обнаружено в первые дни внесения битоксибациллина: на глубине 0—5 см—35510 микробных тел, в слое 20— 30 см — 24383 микробных тел. В дальнейшем количество . бактерий постепенно снижалось. На 30-й день наблюдения и почве общее число спорообразующих бактерий приближалось к содержанию их в контрольной (чистой) почве.
Результаты лабораторного опыта были подтверждены данными натурных исследований. Было установлено, что споры турингнензис битоксибациллина, как и дендробацнллина, не размножаются, а лишь сохраняются в течение 30 дней в почве открытой местности и не оказывают отрицательного влияния на процессы самоочищения в почве. Предметом специальных наблюдений также являлось исследование смывов с поверхности листьев растений. Во всех смывах обнаружены споры битоксибациллина, что составило в среднем 716 микробных тел в 1 мл на 2-й день применения препарата. 570 микробных тел на 5-й день и единичные споры на 20-й день.
У людей смывы отбирали с рук, лица, из зева, носоглотки и со спецодежды. В смывах с лица обнаружено до 132, с рук — 249, со слизистых оболочек — 2,8—15,6, с поверхности спецодежды — 567 микробных тел на I см2.
Резюмируя данные проведенных исследований, мож)ю прийти к выводу, что при применении битоксибацнллнйа в объектах внешней среды содержатся кристаллоспорообра-зующие бактерии турнкгиензис в районе применения препарата. При этом в атмосферном воздухе обнаруживаются споры битоксибациллина в значительных концентрациях лишь в первые дни применения препарата. Выявлена тенденция к распространению спор битоксибациллина на расстоянии до 750 м от края обработанного поля при тракторном способе обработки. В почве открытой местности споры турннгиензис битоксибациллина не размножаются, а лишь сохраняются в течение 30 дней, что, по-видимому, объясняется климатогеографическими особенностями Узбекистана, где под воздействием комплекса факторов внешней среды (высокой температуры, УФ-лучей и относительно низкой влажности почвы) споры битоксибациллина подвергаются биологическому распаду. Данные по изучению влияния битоксибациллина на жизнедеятельность почвенной микрофлоры и процессы самоочищения почвы показывают, что биток-сибациллнн, применяемый в сельском хозяйстве в количестве 2,5 кг/га, не влияет на биоценоз почвы и процессы самоочищения почвы в условиях жаркого климата.
На поверхности растений споры битоксибациллина обнаруживаются на протяжении 20 дней с момента обработки. При микробиологических исследованиях смывов, взятых у людей, работающих с бнтоксибацнллином, установлено наличие спор турннгиензис во всех пробах, что указывает на возможность неблагоприятного влияния их на органнзм рабочих.
В связи с этим применение битоксибациллина в сельском хозяйстве выдвигает необходимость обоснования его ПДК в атмосферном воздухе населенных мест.
Поступила .м .03.82