Научная статья на тему 'БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ МАНЬЯКОВ'

БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ МАНЬЯКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1353
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНЬЯК / МАНЬЯК-ПРЕСТУПНИК / ПСИХИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / MANIAC / CRIMINAL MANIAC / MENTAL PATHOLOGY / BIOLOGICAL ASPECT / SOCIAL ASPECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожевников Даниил Викторович

В статье рассматриваются биологические и социальные аспекты личности преступников-маньяков. Изучается связь врождённых психопатологий и внешнего влияния. Исследование проведено на примере известных маниакальных преступников. Установлено, что врождённые патологии проявляются в совершении преступлений под влиянием внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOLOGICAL AND SOCIAL ASPECTS OF THE PERSONALITY OF MANIACS

The article discusses the biological and social aspects of the personality of criminals-maniacs. The relationship of congenital pathologies of the psyche and external influence is researched. The research was conducted on the example of the famous manic criminals. It is established that congenital pathologies are manifested in the commission of crimes under the influence of the external environment.

Текст научной работы на тему «БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ МАНЬЯКОВ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ МАНЬЯКОВ

КОЖЕВНИКОВ Даниил Викторович,

студент Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток. E-mail: 79149684716@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются биологические и социальные аспекты личности преступников-маньяков. Изучается связь врождённых психопатологий и внешнего влияния. Исследование проведено на примере известных маниакальных преступников. Установлено, что врождённые патологии проявляются в совершении преступлений под влиянием внешней среды.

Abstract: The article discusses the biological and social aspects of the personality of criminals-maniacs. The relationship of congenital pathologies of the psyche and external influence is researched. The research was conducted on the example of the famous manic criminals. It is established that congenital pathologies are manifested in the commission of crimes under the influence of the external environment.

Ключевые слова: маньяк, маньяк-преступник, психическая патология, биологический аспект, социальный аспект.

Keywords: maniac, criminal maniac, mental pathology, biological aspect, social aspect.

Вопрос преступлений, совершаемых маньяками, стоит в современной науке уголовного права достаточно остро. Преступники такого типа появляются не так часто, как «стандартные» убийцы, идущие на преступление из корыстных побуждений, либо по мотивам единичной мести или с целью скрыть другое преступление. Действия последних имеют конкретную цель. Для маньяка же главной целью совершения преступления является, как правило, оно само.

Чтобы подробнее рассмотреть личность маньяков, необходимо, прежде всего, определить само понятие «маньяк». Действующее российское уголовное законодательство не содержит его определение. Юридическая энциклопедия так раскрывает данный термин: «маньяк - человек, одержимый какой-либо манией, испытывающий сильное, болезненное пристрастие к чему-либо»[12, с. 175]. Таким образом, понятие «маньяк» является скорее понятием психологическим, чем уголовно-правовым. Поэтому, применительно к уголовному праву представляется наиболее правильным говорить не о маньяках вообще, а прежде всего о преступниках-маньяках, о тех лицах, которые на почве своих болезненных пристрастий совершают преступления.

Целью исследования является выявление биологических характеристик, общих для преступников-маньяков, а также определение социальных аспектов, влияющих на совершение ими преступлений (т.е. изучение влияния среды на формирование у маньяка стойкого намерения совершить преступление и последующее его совершение).

Личность маньяка характеризуется, прежде всего, пристрастием к чему-либо, которое имеет патологический характер. В рассматриваемом случае преступника-маньяка это - противозаконные деяния, запрещённые Уголовным кодексом РФ (далее по тексту - УК РФ). Важно, что само по себе пристрастие к чему-либо уголовно не наказуемо и до совершения преступления может указывать лишь на психическое состояние человека.

Чаще всего маньяки совершают преступления, предусмотренные различными частями ст. 105 УК РФ (п. «а», «в», «д», а также «к» в той части, в которой убийство сопряжено с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера). Так, Андрей Чикатило совершил преступления, предусмотренные пунктами «г», «е», «з», статьи 102 УК РСФСР (аналогичные пунктам «а», «д», «к» статьи 105 УК РФ)[6, с. 328]. По-

пулярны среди маньяков и половые преступления (статьи 131-135 УК РФ). К примеру, Чикатило совершил деяния, предусмотренные статьями 120 и 117 УК РСФСР, которые в настоящий момент предусмотрены статьями 135 и 131 УК РФ[6, с. 328].

Распространенными преступлениями среди маньяков являются также кражи и разбойные нападения. В качестве примера можно привести дело Владимира Муханкина, который сопровождал жестокие убийства кражами, завладевал имуществом жертв, совершая разбойные нападения, а также совершал умышленное уничтожение или повреждение имущества граждан[9, с. 2]. Однако ключевые признаки деяний двух упомянутых маньяков различны. Если Чикатило получал удовольствие только от мучений своих жертв, то Муханкин, по-видимому, важным для себя считал и получение «материального результата» своих действий, незаконно завладевая имуществом убиваемых им граждан[1, с. 64]. Таким образом, на примере действий Чикатило и Муханкина можно видеть, какими различными могут быть пристрастия маньяков, но в то же время проследить и нечто общее: к чему бы не испытывал патологическую тягу маньяк-преступник, он всегда стремится удовлетворить свою извращённую потребность общественно-опасным способом, применяя особую жестокость.

В основе личности маньяка - психическая патология. Стоит сделать оговорку, что в случае маньяка-преступника речь идёт о патологии, которая не исключает вменяемости, т.е. маньяк-преступник идёт на общественно-опасное деяние, осознавая фактический характер и опасность своих действий, и способен руководить ими. Тем не менее, последнее относительно, т.к. маньяк не всегда в состоянии руководить собственными действиями. Поэтому вопрос о вменяемости преступника должен решаться индивидуально для каждого случая.

Также важно отграничивать личность с действительными аномалиями психики от лиц, выражающих неуважение к обществу в преступлении, но не имеющих психических патологий (хронические алкоголики, наркоманы и т.д.)[3, с. 19-20]. Такое отграничение должно проводиться, прежде всего, медицинскими экспертами[10].

Важность представляет биологический аспект формирования личности маньяка. Психические патологии, приведшие к возникновению мании, возникают зачастую вследствие негативной наследственности, вызываемой возможными заболеваниями

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное

право

психики у восходящих предков маньяка. Данную точку зрения подтверждает Ч. Ломброзо, приводя статистику, в соответствии с которой у 21 из 314 преступников и у 18 из 100 других родители или иные родственники были психически больны[7, с. 30]. Число может показаться незначительным, однако следует сделать поправку на то, что Ломброзо при составлении статистики исследовал преступников самых разных «типов», а не только убийц или грабителей. В тоже время, маньяки в преступной среде встречаются реже, чем, например, воры и иные преступники, совершающие деяния по причинам, не связанным с расстройством психики. По другой статистике Ломброзо, из 104 изученных им преступников, 71 имел явный признак наследственности[7, с. 132]. Учёный выделял целые семейства, где преступность передавалась, что называется, «из поколения в поколение». Например, в потомстве некоего Ал., осуждённого за отравление страдающей эпилепсией жены, Ломброзо обнаружил четырёх убийц, один из которых был признан маньяком[7, с. 130]. Эти данные подтверждают теорию, что имеющиеся у предшествующих поколений психические отклонения, выражающиеся в девиантном поведении, генетически «закрепляются» за потомками, и чем больше у лица нездоровых предков, тем больше вероятность воплощения наследственности в мании лица. Мания же воплощается в деви-антном, а затем и в деликвентном поведении. Подтвердить эту теорию можно на примере сына Андрея Чикатило, Юрия Одна-чёва, который был неоднократно судим за вымогательство и кражи, а впоследствии - за покушение на умышленное убийство.

Биологическая составляющая личности маньяка нуждается в изучении, однако неверно сосредотачиваться только на ней. Наследственность лишь закладывает в психику человека девиации. Сам факт наличия таких девиаций не только уголовно не наказуем, но и часто труднообнаружим на раннем этапе. Здесь стоит перейти к социальной составляющей формирования маньяка как преступника.

По данным исследования отечественных криминологов «стойкая насильственная направленность может быть обусловлена различными обстоятельствами, например обстановкой, окружающей ребенка или подростка, принадлежностью к малой группе, культивирующей насилие в качестве ценностного образца, неудачами в жизни, породившими озлобленность и враждебность к окружающим, и т.д.»[4, с. 103]. Таким образом, если на негативную наследственность «накладывается» неблагоприятная (по крайней мере, с точки зрения самого маньяка) обстановка, результатом такой ситуации, как правило, и становится преступник-маньяк.

Предположим ситуацию, когда человек в школьном возрасте систематически подвергается насилию и унижениям со стороны одноклассников. К этому можно добавить и иные негативные обстоятельства, например, побои в семье, иные формы неприятия данного лица обществом, либо тяжёлые

жизненные условия. Большое количество маньяков в детстве переживали какие-либо трудности: отец маньяка-каннибала Александра Спесивцева пил и изменял жене, Андрей Чикатило родился в голодные 1930-е годы. Большое число маньяков имеет врождённые проблемы с физическим здоровьем (имеются сведения, что Чикатило родился с признаками гидроцефалии).

В совокупности с врождёнными физическими и психическими отклонениями в сознании маньяка начинают культивироваться: стереотипичный, ограниченный образ мышления, высокая нервозность, зачастую - неспособность критически оценивать свои действия. Именно в момент переживания трудностей, страданий и проблем идёт процесс необратимой деформации сознания маньяка под влиянием заложенных негативной наследственностью или иными врождёнными факторами патологий.

Чтобы наглядно понять, как проходит такой процесс, можно вернуться, к примеру, насилия, систематических унижений и издевательств в отношении конкретного школьника со стороны одноклассников. Чем больше систематичность унижений, тем больше замкнутость человека, его недоверие к сверстникам (даже к тем, которые к издевательствам отношения не имеют). Врождённые психические и иные патологии способствуют росту нервозности, импульсивности (биологический аспект), которые в силу ситуации (социальный, общественный, внешний аспект) не получают внешнего выражения в адекватной форме (в форме обращения за помощью к старшим и т.д.). Последнее, как правило, является следствием страха человека перед не приемлющим его коллективом.

Следствием перечисленных обстоятельств может стать разочарование в общественных и моральных нормах, ценностях. В такой ситуации маньяк может начать демонстрировать внешний конформизм, однако в его сознании именно в этот момент закладываются деформированные, субъективные установки, впоследствии окончательно воплощающиеся в мании. Это и может привести маньяка к совершению преступлений, окончательно сформировав его личность как преступную. В приведённом примере мания может проявиться в патологической ненависти человека к детям (т.к. в сознании под влиянием обстоятельств сформируется стереотип «дети-опасность»), а она, в свою очередь, может выразиться в нападениях на детей и жестоких их убийствах.

Подтверждением данной теории может служить то, что маньяки, как правило, редко выбирают себе в качестве жертв тех, кто превосходит их самих по физической силе. Это может свидетельствовать о том, что маньяк подсознательно продолжает ощущать давление, ранее оказываемое на него самого. Он продолжает чувствовать влияние негативных обстоятельств, вызывающих у маньяка страх.

Однако не только негативные жизненные обстоятельства могут стать катализатором преступного поведения маньяка.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 3(183)

В этом качестве могут выступить также те жизненные условия, которые облегчают совершение преступления, создают благоприятную для этого обстановку. Ч. Ломброзо приводит статистику, согласно которой в 1830-1860-е гг. в Англии и Франции летом и в начале осени число изнасилований значительно превосходит зимние месяцы[7, с. 3]. Объяснить это можно тем, что в летнее время такого рода преступление на чисто физическом уровне легче совершить. По приводимой Ломброзо статистике, количество таких преступлений начинает резко возрастать весной[7, с. 3]. Учёный также отмечает чувствительность душевнобольных (имеющих ряд общих черт по психике с преступниками-маньяками) к температурным и барометрическим колебаниям и фазам луны[7, с. 4]. Поэтому, если, например, благоприятные погодные условия совпадут с периодом наибольшего психического возбуждения для маньяка, он может совершить своё первое преступление именно в этот период, к чему его подтолкнут психические отклонения, заложенные врождёнными патологиями.

Таким образом, на трансформацию психически нездорового человека в маньяка-преступника могут влиять как тяжёлые жизненные ситуации (как правило, имеющие место в детстве), так и условия, которые особо благоприятствуют совершению преступлений (в такой ситуации желание совершить общественно-опасное деяние возникнет у маньяка под влиянием врождённых патологий психики).

Что представляет собой личность преступника-маньяка? Как уже было сказано, в её основе - психическая патология, либо врождённая сама по себе, либо основанная на иных врождённых патологиях и культивированная под влиянием социальных факторов. Вопреки стереотипам, среди маньяков встречаются как мужчины, так и женщины (пример - Мария Петрова, совершившая два убийства и ряд покушений на муж-чин)[5, с. 41]. Большинство маньяков происходят из неполных, неблагополучных семей. Реже маньяки происходят из семей обеспеченных: здесь можно назвать только Владимира Винни-чевского, проживавшего со своими родителями в частном доме, воспитывавшегося в нормальных условиях (не имеется сведе-Библиография:

ний об отклонениях у родителей этого маньяка). Впрочем, сведений об определенном особом «богатстве» его семьи также нет[8, с. 263]. Должности, занимаемые маньяками, различны, однако зачастую работа эта низкооплачиваемая, не имеющая высокого авторитета в обществе, что также может способствовать укреплению мании. Так, Андрей Чикатило занимал должность преподавателя, а затем «снабженца», но при этом, согласно материалам дела, мечтал о политической карьере[2, с. 117]. Касательно нравственно-психологических установок, преступники-маньяки, как правило, признают наличие моральных и правовых норм, но либо сознательно игнорируют их, либо (что гораздо чаще) намеренно искажают их в своём сознании с целью оправдать совершаемые преступления. Это подтверждается, в частности, тем, что маньяки зачастую стараются вызвать в суде к себе сочувствие, преуменьшая собственную вину, стараясь использовать внешние обстоятельства как оправдание[11, с. 149]. Маньяки-преступники стараются всеми средствами скрыться от правосудия. Они могут быть как судимы, так и не судимы ранее. Но в большинстве случаев маньяк всё-таки не является судимым до обнаружения его преступлений, т.к. судимому лицу (или, например, находящемуся под административным надзором после освобождения из мест лишения свободы) труднее совершать новые преступления. Маньяки-преступники, как правило, стремятся получить наслаждение от страданий жертвы (оно может быть вызвано врождённой психической патологией).

Вопрос личности преступников-маньяков в настоящее время чрезвычайно актуален. Важна профилактика совершения лицами, страдающими той или иной манией, преступлений. Это может быть обеспечено путём своевременного распознания у лица врождённых патологий и принятием мер по их устранению, а также работой по созданию условий, благоприятных как для общества, так и для самого такого лица, однако исключающих совершение им преступлений. Разработка этих профилактических мер должна войти в число приоритетных задач для отечественного законодателя.

1.

9.

10.

11. 12.

Айвазова О. В., Гнетнев И. Г. Особенности формирования показаний подозреваемых, обвиняемых, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемости // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. С.63-69.

Ахмедшин Р. Л. Криминальная психология: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341. С. 114-117. Брылёв В. И., Лях Л. А. Криминалистический анализ личности преступника и потерпевшей от изнасилования // Известия Тульского государственного университета. 2012. С. 19-25.

Жалинский А. Э. Уголовное право России. М., 1997.370 с.

Ильиченко О. Ю. Биологические теории о преступной активности женщин // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 4 (31). С. 41-45.

Кольцов М.И. Серийные убийства в истории советского и российского уголовного правоприменения // Вестник Тамбовского университета. 2013. № 1(117). С.325-330.

Ломброзо Ч. Преступный человек. М. : Эксмо, 2005. 877 с.

Смыкалкин, А.С. Из истории правоприменительной практики 1930-х годов: дело самого молодого в СССР серийного убийцы-педофила / А.С. Смыкалкин // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции). Санкт-Петербург, 27-28 апреля 2017 г. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та МВД России, 2017. С. 261-265.

Сулейманова С. Т., Блохина Е. И. Смертная казнь или право на жизнь? // Труды Международного симпозиума «Надёжность и качество». 2012. С. 1-3. Шубина А.С. Совершенствование методов работы органов полиции при раскрытии серийных преступлений // Концепт. 2014. № 10. ART 14281. 0,5 п.л. URL: http://e-koncept.ru/2014/14281.htm.. Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304-120X (Дата обращения: 18.11.2018)

Эминов В. Е. Сексуальные преступники: криминолого-психологический характер // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 5 (66). С. 147-153. Юридическая энциклопедия / Отв. ред.Б.Н. Топорнин. М., 2015. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.