Научная статья на тему 'Биологическая подготовка врачей-паразитологов как составляющая фундаментализации непрерывного медицинского образования'

Биологическая подготовка врачей-паразитологов как составляющая фундаментализации непрерывного медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / FUNDAMENTALIZATION / EDUCATION / SYSTEM OF BIOLOGICAL PREPARATION / DIDACTIC CONDITIONS / INTEGRATIVE COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астанина С.Ю.

Биологические знания являются обязательным условием качества подготовки врача-паразитолога. Приведено обоснование системного биологического знания как когнитивной основы фундаментальной подготовки врачей-паразитологов. Определен комплекс дидактических условий для реализации этого положения: целевой компонент образовательного процесса должен быть направлен на решение проблемы междисциплинарной интеграции, как необходимого условия повышения качества подготовки врача; отбор и структурирование учебного материала биологических дисциплин должны осуществляться с позиций системно-интегративного подхода; выделение системообразующих обобщенных дидактических единиц «Системное биологическое знание» как полифункциональных интегративных комплексов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астанина С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biological training of parasitologists as making fundamentalization continuous medical education

Biological knowledge is an indispensable condition of quality of training of the parazitologists. Justification of biological knowledge system as cognitive basis of fundamental training of parazitologists is given. The complex of didactic conditions for implementation of this provision is defined: the target component of educational process has to be directed on a solution of the problem of boundaries disciplinary integration as necessary condition of improvement of quality of training of the doctors; selection and structuring a training material of biological disciplines have to be carried out from positions of system and integrative approach; allocation of backbone generalized didactic units «System biological knowledge» as multifunctional integrative complexes

Текст научной работы на тему «Биологическая подготовка врачей-паразитологов как составляющая фундаментализации непрерывного медицинского образования»

Подготовка кадров

УДК 57 (07)

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ-ПАРАЗИТОЛОГОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Ю. АСТАНИНА кандидат педагогических наук

Российская медицинская академия последипломного образования, Москва, 123995, Ул. Баррикадная, д. 2/1, e-mail: astanina@gmail. com

Биологические знания являются обязательным условием качества подготовки врача-паразитолога. Приведено обоснование системного биологического знания как когнитивной основы фундаментальной подготовки врачей-паразитологов. Определен комплекс дидактических условий для реализации этого положения:

- целевой компонент образовательного процесса должен быть направлен на решение проблемы междисциплинарной интеграции, как необходимого условия повышения качества подготовки врача;

- отбор и структурирование учебного материала биологических дисциплин должны осуществляться с позиций системно-интегративного подхода;

- выделение системообразующих обобщенных дидактических единиц «Системное биологическое знание» как полифункциональных интегративных комплексов.

Ключевые слова: фундаментализация, образование, система биологической подготовки, дидактические условия, интегративные комплексы.

В настоящее время в России интенсивно идет реформирование профессионального образования. В этих условиях особый интерес представляют пути совершенствования профессиональной подготовки специалистов в области медицины.

Отличительной чертой современной медицинской науки является ее «биологизация», широкое применение подходов, базирующихся на методах молекулярной и клеточной биологии.

В последнее десятилетие в мировом научном сообществе проводятся исследования организма человека и населяющей его микробиоты как единой симбиотической системы, находящейся в тесных метаболических взаимосвязях [8].

По мнению Скворцовой [10], инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения, медицинской науки, медицинского образования, ... активное внедрение результатов научных исследований и разработок в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений и дальнейшее применение их в

113

практике здравоохранения. Выполнение поставленной задачи возможно путем усиления фундаментальной подготовки врачей.

Фундаментализация открывает широкие возможности для непрерывного медицинского образования, которое играет существенную роль для профессионального совершенствования [2]. В связи с этим особое звучание приобретает естественнонаучная грамотность, в том числе по биологии [4], как составляющая фундаментальных знаний.

Биологические знания — когнитивная основа фундаментализации медицинского образования. С целью глубинного познания причинноследственных связей в системе «человек и окружающая среда» требуется включение в программу биологических дисциплин, дающих основы понимания места человека в окружающей среде, биосфере в целом.

Воплощение идеи фундаментализации относится и к подготовке специалистов по специальности «Паразитология». Доминирующее место в базовой подготовке занимает биология.

Общепрофессиональную компетентность врача-паразитолога, согласно квалификационной характеристике, характеризует способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, клинических, медико-профилактических наук в различных видах своей профессиональной деятельности по профилактике и борьбе с паразитарными болезнями.

Фундаментализация не подразумевает овладения всеми существующими знаниями. Речь идет об освоении принципиальных знаний, отражающих фундаментальные моменты двуединого процесса интеграции и дифференциации в науке и практике [4].

Многочисленные попытки реконструкции учебных программ и планов, носящие, как правило, эмпирический, интуитивный характер, приводят к неоправданному расширению объема материала, усугубляют противоречие между лавинообразным ростом научной, учебной информации и ограниченными сроками обучения врача [6, 7].

Попытки оптимизации обучения за счет поиска новых методов также не смогли изменить существа дела, поскольку эти попытки не связывались с процессом оптимизации не только содержания обучения, но и его целей [1].

Теоретико-методологические подходы к определению сути биологической подготовки в непрерывном медицинском образовании остаются проблемой профессионального образования врачей, в том числе по паразитологии.

Цель исследования - обосновать и разработать содержание биологической подготовки врачей-паразитологов в непрерывном медицинском образовании.

Материалы и методы

Работу выполняли на кафедре тропических и паразитарных болезней Российской медицинской академии последипломного образования при участии доктора медицинских наук, профессора А.С. Довгалёва. В исследовании приняли участие 68 врачей-паразитологов, обучающихся на циклах профессиональной переподготовки и общего усовершенствования.

Методологическая основа исследования включала системный и интегративный подходы к изучению состояния и результатов биологической подготовки врача-паразитолога в послевузовском и дополнительном медицинском образовании на основе достижений фундаментальных медико-биологических наук.

Результаты и обсуждение

В процессе исследования мы исходили из того, что биологическая подготовка врача-паразитолога в непрерывном медицинском образовании должна иметь системный характер. При этом необходима интеграция между фундаментальными биологическими и специальными медицинскими дисципли-

114

нами как одно из основополагающих условий в подготовке квалифицированного врача, владеющего профессиональными компетенциями в диагностической, профилактической и организационно-управленческой деятельностях.

Проведенные исследования показали прямую зависимость качества профессионального образования врачей-паразитологов от конкретности, диагно-стичности и практикоориентированности учебной цели. Так, цель профессионального образования врачей-паразитологов состоит в подготовке квалифицированного специалиста, обладающего системой универсальных и профессиональных компетенций, способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности при организации и проведении комплекса мероприятий в очагах паразитарных болезней, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

Достижение поставленной цели в области фундаментальной подготовки врачей возможно при наличии у обучающихся системных биологомедицинских знаний и способности интегрировать полученные знания при решении профессиональных задач по профилактике паразитарных болезней.

Интеграция специальных, смежных и биологических дисциплин, являющаяся методологической основой фундаментализации, осуществляется на основе некоторых признаков общности, присущей каждой из этих дисциплин. В качестве таких инвариантов, раскрывающих целостность научной картины мира и место в ней проблемы «человек и его здоровье», выступают дидактические единицы [7].

В нашем исследовании содержание программы по фундаментальной подготовке врача-паразитолога формировалось в соответствии с поставленными целями и задачами, а также с квалификационными требованиями к вра-чу-паразитологу на основе интеграции дидактических единиц (табл.).

Вернадский отмечал, что при росте научного знания быстро теряются грани между отдельными науками, при этом специализация все более осуществляется не по наукам, а по проблемам [3]. Наука приобретает проблемно-ориентированную направленность с созданием интегрированных комплексов систем знаний. К ним относится и проблема паразитарных болезней.

Формируя системное биологическое знание у врача-паразитолога в процессе изучения, важно рассматривать проблему «человек и паразитозы» в контексте общих аспектов теории здоровья, которые подразделяются на фундаментальные и прикладные [2, 9]. К фундаментальным теориям можно отнести:

- теорию нормы реакции организма человека не только как индивида (с его генотипом, фенотипом, реатипом и психотипом), но и как представителя определенной популяции (популяционная норма);

- теорию биологической предопределенности болезней, обусловленную генетическими и природно-социальными факторами;

- теорию биологического баланса, который обеспечивается взаимодействием внешних и внутренних факторов здоровья, приводящим к адаптации или дезадаптации человека к окружающей среде.

К прикладным теориям относят теорию риска, возникающего в экстремальных ситуациях и здорового образа.

115

Междисциплинарная интеграция в содержании образовательной программы _________________по специальности «Паразитология»_____________

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая паразитология и эпидемиология Медицинская энтомология Протозойные болезни Гельминтозы

Трансмиссивные болезни, вызываемые вирусами, риккетсиями и боррелиями, арахно энтомозы

Лабораторная диагностика паразитарных болезней

Санитарная паразитология Принципы, методы и организация борьбы с паразитарными болезнями Иммунитет и иммунодиагностика паразитарныхболезней

4

СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Эпидемиология Клиническая лабораторная диагностика Коммунальная гигиена Г игиена детей и подростков Г игиена питания

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

Животный мир как компонент экологической среды человека (основы медицинской зоологии и паразитологии)

Распространение паразитических форм в животном мире

ИММУНОЛОГИЯ

Основы общей иммунологии

Учение об иммунитете

Функциональная организация иммунной системы

Клиническое значение исследования клеточных и гуморальных факторов

иммунной системы

Иммунная система при инфекциях

Наследственные, врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния Лабораторные методы исследований иммунной системы МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ Медицинская география и паразитарные болезни

Медицинская география и трансмиссивные болезни, вызываемые вирусами, риккетсиями, боррелиями, простейшими

Климат, его влияние на человека, возбудителей паразитарных болезней и их переносчиков

Заключение

Проведенными исследованиями выявлена необходимость вхождения биологических дисциплин в основную профессиональную образовательную программу врачей-паразитологов. Преподавание смежных и фундаментальных дисциплин врачам-паразитологам не должно копировать программы соответствующих кафедр высшего учебного заведения; оно должно реализовываться на основе специально разработанных дидактических единиц, включенных в программы подготовки врачей по направлению «Паразитология».

Когнитивную основу фундаментализации врачей-паразитологов составляет системное биологическое знание, которое в структуре содержания непрерывного медицинского образования не представлено в готовом виде. Его необходимо формировать в ходе образовательного процесса. Для реализации этого положения требуется разработка определенного комплекса дидактических условий. Анализ проблемы показал, что такими условиями являются:

116

- отбор и структурирование учебного материала биологических дисциплин должны осуществляться с позиций системно-интегративного подхода;

- выделение системообразующих обобщенных дидактических единиц «Системное биологическое знание» как полифункциональных интегративных комплексов.

Среди трех важнейших компонентов профессиональной подготовки (цель, содержание и принципы организации образовательного процесса) ведущим является цель, т. к. цель определяет содержание профессиональной подготовки и решение проблемы междисциплинарной интеграции.

Возрастающие требования к биологической подготовке врачей-паразитологов свидетельствуют о том, что биологические знания являются обязательным условием качества подготовки врача и когнитивной основой фундаментализации непрерывного медицинского образования.

Литература

1. Алферов В.П., Папаян A.B., Аверин В.А., Грановская JI.H. Междисциплинарный подход к обучению студентов — педиатров // Педиатрия. - 1988. -№ 11. - С. 61-65.

2. Балахонов A.B. Фундаментализация высшего медицинского образования // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. - 2006. - Сер. 11, Вып. 1. - С. 136-141.

3. Вернадский В.И. Сборник трудов «О науке». Т. 1. - Дубна: Феникс, 1997.

4. Кинелев В.Г. Фундаментализация университетского образования // Высш. образ. в России. - 1994. - № 4. - С. 6-13.

5. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) http://uurin2ud.ekk.edu.ee/fileadmin/user upload/documents/sbornik.pdf.

6. НаумовД.Л. Легко ли стать врачом? — Ташкент: Медицина, 1983. - 464 с.

7. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П. Врач XXI века. Высшее медицинское образование вчера, сегодня, завтра // Вестн. новых мед. технол. - 1998. - Т. 5, № 3-4. - С. 111-114.

8. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р «Об утверждении стратегии развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года».

9. Ростовцев В.Н. Основания теории нормы и здоровья. Под ред. В.В. Колбанова. — СПб.: СПб ГУПМ, 1999. - 85 с.

10. Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении. Доклад министра здравоохранения России [режим доступа] http: //www .nacmedpalata.ru/?action=show&id=7674.

Biological training of parasitologists as making fundamentalization continuous medical education S.Yu. Astanina

Biological knowledge is an indispensable condition of quality of training of the parazitologists. Justification of biological knowledge system as cognitive basis of fUndamental training of parazitologists is given. The complex of didactic conditions for implementation of this provision is defined:

- the target component of educational process has to be directed on a solution of the problem of boundaries - disciplinary integration as necessary condition of improvement of quality of training of the doctors;

- selection and structuring a training material of biological disciplines have to be carried out from positions of system and integrative approach;

- allocation of backbone generalized didactic units «System biological knowledge» as multifunctional integrative complexes.

Keywords: fundamentalization, education, system of biological preparation, didactic conditions, integrative complexes.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.