Научная статья на тему 'БИОГРАФИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

БИОГРАФИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
682
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ / МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЯ / МИКРОИСТОРИЯ / МЕТАБИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дунаева Юлия Вячеславовна

В обзоре рассматривается место и роль биографии в современной исторической науке. Приводятся разные определения биографии. Особое внимание уделено взаимодействию биографии и микроистории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOGRAPHY IN RUSSIAN AND FOREIGN HISTORICAL SCIENCE

The review examines the place and role of biography in present historical science. Different definitions of biography are given. Special attention is paid to biography and micro-history.

Текст научной работы на тему «БИОГРАФИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

УДК: 303.446.4; 303.686; 929

ДУНАЕВА Ю.В.* БИОГРАФИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ. (Обзор). DOI: 10.31249/ihist/2021.03.01

Аннотация. В обзоре рассматривается место и роль биографии в современной исторической науке. Приводятся разные определения биографии. Особое внимание уделено взаимодействию биографии и микроистории.

Ключевые слова: биография; методы исторического исследования; история; микроистория; метабиография.

DUNAEVA Y.V. Biography in russian and foreign historical science. (Review).

Annotation: The review examines the place and role of biography in present historical science. Different definitions of biography are given. Special attention is paid to biography and micro-history.

Keywords: biography; methods of historical research; history; microhistory; metabiography.

Для цитирования: Дунаева Ю.В. Биография в отечественной и зарубежной исторической науке. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. -

* Дунаева Юлия Вячеславовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: [email protected]

Москва : ИНИОН РАН, 2021. - № 3. - С. 7-22. Б01: 10.31249/^^2021.03.01

Рассматривая биографию в контексте истории культуры, поэт и культуролог В. Вейдле привлекает внимание читателя к тому, что «писание биографии, если принимать его всерьез, - дело нелегкое, требующее высокой культуры и редкого состава дарования; "стандартизации" оно так же мало подлежит, как та творческая личность, или неповторимая судьба, ради которых биография и существует» [4, с. 129]. Вместе с тем очевидно, что любая биография по-своему исторична. Даже в художественной биографии, так или иначе присутствует исторический фон. Примером тому могут служить классические биографические романы Ирвинга Стоуна.

В исторической науке последних десятилетий наблюдается заметный рост интереса к жанру биографии. Сегодня биография в истории - это не просто описание жизни какого-либо человека или группы людей (создаются и такие биографии), это полноценное научное исследование, когда история человеческой жизни используется как фокус или метод исследования.

Биография как жанр и одновременно метод исследования применяется в разных науках и в искусстве: от психологии до социологии, от истории до художественной литературы. Биография становится самостоятельной развивающейся научной областью, в которой возникает множество вопросов, вот только некоторые из них: что представляет собой современная биография? Каковы ее отношения с историей? Какие существуют вспомогательные биографические дисциплины? Кто может быть субъектом биографии? Вопросы можно продолжить, но постараемся хоть частично найти ответы на уже перечисленные.

Ещё в 1927 г. советский пушкинист, литературовед, языковед, лингвист Г.(И).О. Винокур в тезисах доклада «Биография как научная проблема» и в книге «Биография и культура»1 предложил понимать «биографию» как науку, обладающую «собственным, специфическим предметом познания» и, по выражению автора, эмансипированную «от смежных и посторонних областей знания»

1 По мнению современных исследователей, например И.В. Петровской, «это исследование представляет интерес и сегодня» [13, с. 9].

8

[5, с. 10]. Биография, писал он, есть проблема культурно-историческая, и имеет своим предметом историю индивидуальной жизни личности, включая в поле своего изучения все признаки (интеллектуальные, психические, психофизические и т.п.), с которыми личность вообще дана в истории культуры. Далее Винокур утверждал, что «личная жизнь как предмет науки и изучающая ее биография находятся... в рамках истории и исторической науки» [5, с. 28].

Учёный ясно обозначил научный характер биографии, предвосхитил современные представления о ее междисциплинарном положении и одним из первых указал на ее связь с историей. Но, к сожалению, впоследствии долгое время жанр биографии не пользовался популярностью у историков, так же как и теория биографии и смежные с ней дисциплины. Хотя иногда маститые ученые обращались к биографическому жанру, и их книги вошли в «золотой фонд» отечественной науки, примером чему могут служить работы Е.В. Тарле или А.З. Манфреда. Кроме того, и в советский период, и по сегодняшний день выходит научно-популярная серия «Жизнь замечательных людей», среди авторов которой есть и известные историки. Но долгое время желание написать биографию в качестве квалификационной работы встречало такой ответ: «Биографическое изучение полезно и необходимо, но оно должно носить предварительный вспомогательный характер и не может являться самоцелью» [13, с. 10].

Тем не менее в начале XXI в. у историков и представителей других научных дисциплин возник новый интерес к биографии. Современная биография и ее вспомогательные дисциплины - активно развивающиеся исследовательские поля. Современная научная литература предлагает множество определений биографии, биографистики, историко-биографического метода. Приведём некоторые из них. «Биография - повествовательное изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отдельного человеческого существования» [15, с. 218]. Или другое, столь же краткое определение: «Биография - это исследование, объектом которого является история жизни отдельного человека» [3, с. 23-24].

В приведенных определениях биография сводится только к изучению жизни отдельного человека; но существуют и другие,

гораздо более широкие подходы. Вот несколько из них. В работах отечественных исследователей биография раскрывается более широко, масштабнее на общем фоне науки: «В условиях постнеклас-сической парадигмы науки и междисциплинарности можно сделать обобщающий вывод: биография - это изучение процесса, в фокусе которого - личностная активность человека в конкретной социальной обстановке. Изучение этой активности как источника личностных и социальных перемен составляет суть биографического метода... В современной биографии прослеживаются две тенденции к изучению биографии: социальный и экзистенциальный. В рамках социального подхода жизнь отдельных исторических личностей рассматривается одновременно как одна из необходимых предпосылок познания их исторического социума. Примерами такого подхода сегодня могут считаться научные исторические биографии, целью которых является рассмотрение истории через личность, не умаляя при этом ее самости. Экзистенци-ональный подход подчеркивает автономию и самоценность исторической личности, ставит в центр внимания изучение ее психологических характеристик и сознательно ограничивается "несоциальными" видами биографизма» [10, с. 65]. Под несоциальными видами биографизма авторы подразумевают интерес к внутреннему миру любого, в том числе и не великого человека. Более подробно о таких биографиях пишет Д.М. Володихин1.

По мнению библиографа и теоретика биографии И.Л. Беленького (ИНИОН РАН), «"биография" - один из важнейших концептов личностного сознания человека и культурно-исторического сознания общества, выражающий: само бытие личности в потоке исторического времени, ее жизнь "в отмеренных сроках", ее событийное и смысловое содержание; восприятие и оценку индивидуальной личности в социуме, в культуре и ее памяти (т.е. сама се-миотичность процесса: "личность в глазах современников и последующих поколений"; маркированность "исторической личности" и представления о ее масштабе и значимости; отмеченность "человека с биографией" и утверждение, что "право" на нее имеет

1 См., напр.: Володихин Д.М. Экзистенциальный биографизм в истории // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». - 1999. -№ 24, июль. - http://www.ist-bessmertie.narod.ru/statvolod.htm [Электронный ресурс]. Дата посещения: 22.02.2021.

не только "историческая личность", но и "рядовой", "маленький" человек); многообразие форм описания и понимания личностной индивидуальности в социально-коммуникативной практике повседневности; претворение образа конкретной личности и ее судьбы в произведениях художественной (в том числе художественно-исторической) литературы и искусства; постижение конкретного индивидуального бытия (в уникальности его событийной эмпирии и в знаках судьбы) в историческом (в самом широком смысле) познании. В пространстве исторического знания особенно рельефно выявляются историко-познавательные возможности "биографии" и ее литературная природа как системы биографических жанров» [1, с. 37].

Что касается термина «биографика», то И.Л. Беленький прослеживает его появление впервые в работах И.Т. Филиппова в 1920-е годы. Профессор Ростовского университета пытался с марксистских позиций разработать «содержательный концептуальный аппарат исследований в той достаточно широкой междисциплинарной области, которая ныне именуется "науками о человеке"». В его интерпретации «"биографика" - не столько область изучения конкретной индивидуальности, сколько отдел исторического знания, исследующий типологические формы проявления личностной индивидуальности в истории» [1, с. 40].

Биографика и биографистика прижились в русском научном языке и сегодня определяются, в частности, следующим образом: «Биографика - вспомогательная историческая дисциплина, разрабатывающая теоретические, методические, историографические, источниковедческие проблемы биографий. Одна из основных задач биографики - изучение типов биографического письма и биографического сознания» [11, с. 31]. «Биографистика - совокупность кратких биографических сведений о представителях различных социальных и профессиональных групп» [6, с. 33]. «Историко-био-графический метод - метод исторического исследования, направленный на описание, реконструкцию и анализ обстоятельств жизни, результатов деятельности, психологического портрета исторической личности / социальной группы» [9, с. 151].

Но некоторые ученые считают необходимым максимально расширить границы биографии. Библиограф и литературовед И.Я. Лосиевский придерживается мнения, согласно которому не-

возможно выделить объединяющие жанровые признаки для всех разнородных явлений, которые включает в себя понятие «биография». Он предлагает использовать термин «биографическое письмо», понимая под ним «переданное средствами языка данной культуры и зафиксированное в текстовой форме цельное научно-образное представление о феномене личностной индивидуальности» [цит. по: 7, с. 43].

Таким образом, мы видим, что современная биография и биографика - активно развивающиеся исследовательские поля со сложно определяемыми границами. Вполне можно согласиться с мнением исследовательницы Е.А. Ивановой, которая пишет, что «на данный момент не существует общепризнанного четкого определения биографии» [там же]. Исследовательница М.П. Березань отмечает, что «статус биографии в конце XX -начале XXI в. оказался специфически неясным. В контексте постмодернистской биографии появляются такие необычные жанровые ответвления, как, например, "альтернативная биография". Писательский интерес в биографической прозе сместился с описания известных фактов на освещение наиболее спорных и сомнительных моментов в жизни творческой личности» [2, с. 24].

Из всего вышесказанного очевидно, что дать однозначное исчерпывающее определение биографии сложно. Жанр по природе своей многолик и ускользает от жестких определений, преодолевает границы наук. В современной исторической науке он «распростерся» от сотрудничества с микроисторией до самостоятельного направления - персональной истории.

Примерно с 1970-1980-х годов биография, понимаемая максимально широко как жанр и как научный исторический подход, находилась под влиянием нескольких значительных и масштабных факторов: первый фактор - так называемые повороты в исторической науке (лингвистический, антропологический, культурный и др.); второй фактор - появление новых исторических направлений (гендерная история, «история снизу»)1, третий фактор - формирование понятия «постмодернизм».

1 Подробнее см., напр.: Репина Л.П. Историческая наука на рубеже ХХ-ХХ1 вв. - Москва : Кругъ, 2011. - 560 с.

Представим определение постмодернизма, данное итальянским писателем и семиотиком Умберто Эко, которого считают одним из «отцов-основателей» этого сложного феномена. «К сожалению "постмодернизм" - термин годный à tout faire. У меня такое чувство, что в наше время все употребляющие его прибегают к нему всякий раз, когда хотят что-то похвалить. К тому же его настойчиво продвигают в глубь веков... Должен сказать, что сам я убежден, что постмодернизм - не фиксированное хронологическое явление, а некое духовное состояние, если угодно, Kunstwollen -подход к работе. В этом смысле правомерна фраза, что у любой эпохи есть собственный постмодернизм.» [16, с. 75]. У. Эко и другие постмодернисты подчеркивают всеядность и всеохватность постмодернизма, присущие ему множественность интерпретаций текста, обильное цитирование и ироничность в осмыслении прошлого.

В результате воздействия всех указанных факторов биография обрела второе дыхание, переживает свой «Ренессанс». Выходит много книг и статей как по теории биографии, так и самих биографий, которые пользуются успехом как у профессионалов, так и среди широкой публики. В настоящее время создаются биографии не только индивида / индивидов, но и разных объектов, городов, мифических персонажей и т.п.1

В работах М.П. Березань выделены характерные черты именно современной, постмодернистской биографии. В отличие от традиционной, постмодернистская биография не пытается дать ответы на все вопросы, а то, что невозможно прояснить, пытаться завуалировать. Зачастую на первый план выдвигаются, а иногда сознательно подчеркиваются, неточности, отсутствие или нестыковка фактов, слабость доказательной базы, приблизительность. Постмодернистская биография парадоксальна, а ее герой остается вечным героем незавершенной биографии. Березань объясняет это

1 См., напр.: Эрлихман В.В. Робин Гуд. - Москва, 2012. - 275 с.; Кулини-чева Е. Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви. - Москва, 2018. -376 с.; Армстронг К. Библия. Биография книги. - Москва, 2008. - 252 с.; Армстронг К. Биография Бога. Всё, что человечество успело узнать. - Москва, 2012. -570 с.; Акройд П. Лондон. Биография. - Москва, 2009. - 892 с.; Монтефиори С. Иерусалим. Биография города. - Москва, 2017. - 720 с.; Brown K. A biography of no place: From ethnic borderland to Soviet heartland. - Harvard, 2003. - 308 p. и др.

так: «Биография современности носит изобретательный, множественный, альтернативный, противоречивый характер. Биография постмодернизма контекстуальна, ее методология основана на разностороннем рассмотрении проблемы. Она живет в постоянном живом диалоге культур, дискурсов и контекстов, в котором все элементы равнозначны и не оцениваются с точки зрения общепринятых параметров мироздания» [2, с. 28].

Обновились представления и о биографике: «Наряду с историей ментальностей, историей повседневности, гендерной историей, интеллектуальной историей, новой локальной историей, новая биографика сформировалась в конце XX - начале XXI в. при переходе от неклассической к постнеклассической модели науки. Возникновение данного предметного поля историки связывают с антропологическим поворотом в исторической науке, с тенденцией к персонализации предмета истории. Это предметное поле называют также "новой биографической историей", в качестве самоназвания используются понятия "индивидуальная" и "персональная история" ("personal history" в современной англоязычной историографии). Новая биографика - реконструкция личной жизни и неповторимой судьбы отдельных исторических индивидов, изучение формирования и развития их внутреннего мира. Основной исследовательский объект - персональные тексты, "эго-документы"» [12, с. 334].

В середине XX - начале XXI в. появился новый вид биографии - «метабиография». Так же как и в случае с биографией, мы находим разные определения метабиографии. Одним из первых термин «метабиография» использовал английский историк К. До-усон в работе 1951 г., посвященной «метаистории». Более широкое распространение термин получил в начале 2000-х годов. Англоязычная Википедия определяет метабиографию как «герменевтику биографии» [22]. Более подробно о метабиографии пишет японская исследовательница К. Хоши (ассоциированный профессор Отделения английского языка и культуры Айти-Гакуин университета, Япония). Ссылаясь на работу А. Нюннинг1, она перечисляет

1 Nünning A. Fictional Metabiographies and Metaautobiographies: Towards a Definition, Typology and Analysis of Self-Reflexive Hybrid Metagenres // Self-Reflexivity in Literature / Ed. by W. Huber, M. Middeke, H. Zapf. - Würzburg, 2005. -P. 195-209.

четыре признака метабиографии. Во-первых, метабиография «пересекает границы между фактом и вымыслом»; во-вторых, «размывает жанровые различия»; в-третьих, «ее следует читать как аллюзию ко все возрастающей степени саморефлексии»; в-четвертых, иногда она «рассказывает больше о биографе, чем о неуловимом субъекте» [цит. по: 19, р. 28-29].

Какое же место занимает такая разная биография в пространстве исторической науки? Посмотрим на вариативность ответов в современной историографии. Как пишет американский историк Б. Кейн, «начиная с 1970-х годов все больше историков настаивало на том, что изучение индивидуальной жизни способно помочь в освещении исторических событий и масштабных исторических процессов. Историки стали изучать отдельную человеческую жизнь, помещая ее в широкий исторический контекст, демонстрируя, таким образом, влияние правовых и социальных институтов и широкомасштабных социальных, экономических и политических событий на жизнь отдельных людей и групп» [17, р. 23].

Одна из последних обобщающих работ по современной биографии под говорящим названием «Биографический поворот. Жизни в истории» была издана в 2017 г. под редакцией Х. Рендер-са (директор Биографического института при университете Гро-нингена, Нидерланды), В. де Хаана и Дж. Хармсма (сотрудники того же института) [23]. Это исследование, написанное международной командой авторов, затрагивает разные стороны биографии как жанра и исторического метода. Авторы настаивают на том, что к историческим поворотам можно добавить биографический поворот [23, р. 3]. Применение биографии как метода исторического исследования, по их мнению, имеет важные последствия для исторических реконструкций и интерпретаций прошлого с позиций участников или современников тех или иных событий.

В сборнике привлекает внимание статья «Биография как средство исправления» известного биографа и теоретика биографии Н. Гамильтона [18], в которой он отмечает рост числа биографических научных работ в конце 1980-х годов. Однако большинство из них были написаны по одному и тому же шаблону еще викторианских времен: немного о предках, затем - о рождении героя, значительных событиях в его жизни и славной смерти. Эти биографии не отличались ни новизной, ни критикой имевшихся

источников. Однако в последующие десятилетия подходы к биографии изменились. Биографы стали использовать такие приемы, как рассказ от третьего лица, привлечение воспоминаний, показ нескольких точек зрения на одно событие и т.п. Например, этот метод использовался биографом Стейси Шифф в книге, посвященной А. Сент-Экзюпери1. Спустя несколько лет С. Шифф написала биографию царицы Клеопатры. Эту работу в прессе назвали «кинематографическим портретом исторической личности, гораздо более сложным и неотразимым, чем любая вымышленная фигура» [23, р. 16]. В 1999 г. С. Шифф выпустила биографию жены В.В. Набокова Веры Евсеевны Набоковой. Эта книга была удостоена Пулитцеровской премии в области биографии2.

Следует отметить, пишет Н. Гамильтон, что в развитие биографии свой вклад внесли не только историки, ставшие биографами, но и журналисты, заинтересовавшиеся историей. Примером тому может служить Роберт Каро, опытный репортер, много лет работавший в «Newsday». Он написал биографию Роберта Мозеса -градостроителя Нью-Йорка и показал его роль в истории этого города3. Затем Р. Каро обратился к биографиям политических деятелей, результатом стал многотомник (выходил с 1982 по 2012 г.) о 36-м президенте США Л.Б. Джонсоне. Р. Каро в ходе работы применил тогда необычный для биографа метод - интервью. Этот метод вскоре стали использовать специалисты по устной истории. Целью автора было не просто написание биографии, а стремление понять способы достижения и роль власти в политической истории США4. Эта работа не только изменила отношение к биографии, но и взгляд на политическую историю США, заключает Н. Гамильтон.

Ещё один пример автора биографий - Уолтер Айзексон, он изучал историю в Гарварде, политологию и экономику в Оксфорде. Первое время после окончания университета работал журналистом, а затем обратился к биографическому жанру и издал не-

1 Schiff S. Saint-Exupery. Biography. - New York, 1994. - 525 p.

2 Schiff S. Vera: (Mrs Vladimir Nabokov). - New York, 1999. - 456 p.

3 Caro R. The power broker: Robert Moses and the fall of New York. - New York, 1974. - 300 p.

4 Caro R. The path to power. - New York, 1982; Caro R. Means of ascent. -New York, 1990; Caro R. Master of the Senate. - New York, 2002; Caro R. The passage of power. - New York, 2012.

сколько биографий выдающихся людей - Генри Киссинджера, Бенджамина Франклина, Альберта Эйнштейна и Стива Джобса.

Таким образом, считает Гамильтон, ставшие биографами историки и журналисты во многом изменили представления о биографии в последующие десятилетия. Вдобавок к этому их работы вызвали цепную реакцию. Оспаривая поверхностные рассказы, мифы, разделяемые многими историками, используя свои профессиональные навыки, они стимулировали других биографов следовать их примеру и создавать яркие биографические работы. Так, например, двухтомная биография Гитлера, написанная Я. Кершоу, подстегнула написать биографию диктатора такого специалиста, как А.Н. Уилсон; биография Г. Киссинджера, написанная У. Ай-зексоном, побудила историка Н. Фергюсона написать контрбиографию «Киссинджер. Том I: Идеалист» (2015) и т.п.

Далее Н. Гамильтон обращается к своему опыту биографа, чтобы показать не только внешнюю сторону биографического поворота, но и внутреннюю. Отвечая на вопрос к самому себе - каковы были мои мотивы в написании биографии? - он вспоминает, как шла работа над его первой биографической книгой «Братья Манн»1. Ее оригинальность заключается в том, что исследовалось творческое соперничество между братьями. Однако Н. Гамильтон как историк хотел поставить более важный вопрос, который игнорировался литературными критиками, а именно: как Генрих и Томас Манн, два выдающихся писателя своего времени, выступили против Гитлера и что с ними произошло в результате. По мере того как рукопись биографии росла, она стала постепенно обрастать подробностями: отношением немецких литераторов к национализму и нацизму до Первой мировой войны, во время Первой мировой войны, затем в межвоенные, веймарские годы и, наконец, во время Второй мировой войны. И все это рассматривалось на примере жизненных историй двух знаменитых литераторов, окончивших свой путь в изгнании. В 1973 г. книгу сочли слишком необычной, слишком амбициозной и слишком объемной. Издательство отклонило рукопись, и только в конце 1970-х книга вышла в свет.

1 Hamilton N. The brothers Mann: The lives of Heinrich and Thomas Mann, 1871-1950 and 1875-1955. - London, 1979. - 422 p.

17

Наверное, свою роль сыграло еще и то обстоятельство, что к этому времени Н. Гамильтон был утвержден официальным биографом фельдмаршала Б. Монтгомери. Эта книга также оказалась довольно объемной - она превратилась в трилогию, каждый том почти в тысячу страниц. Однако к тому времени - второй половине 1980-х годов - книжный рынок и область биографии радикально изменились, следуя социальным и культурным тенденциям, и издательство приняло рукопись. Трилогия стала бестселлером в Великобритании и получила награду Whitbread Award в области биографии и медаль Templer за лучший вклад в военную историю. Гамильтон признается, что не все рецензенты согласились с его мнением, высказанным в книге, но они оценили саму биографию -сложного человека, но блестящего полководца.

Гамильтон предполагает, что значительная часть положительных оценок обусловлена тем, что он интервьюировал ветеранов войны, т.е. он использовал метод «устной истории», в чем сказалось его журналистское образование. Он сумел воспользоваться своим профессиональным навыком, что изменило и подход к биографии, и глубину ее понимания. Использование «устной истории», судебно-архивные разыскания - именно это породило новое понимание сути произведения. К тому же автор применил более живой, образный стиль написания. Со временем Гамильтон стал рассматривать написание биографии как своего рода вызов историческим исследованиям. Он тщательно изучил архивы, взял больше интервью, чем это предполагалось в начале работы, и использовал ранее не публиковавшиеся материалы. Поэтому работа заняла десять лет, а сама биография разрослась до трех томов. Всё это принесло свои результаты - новое понимание фигуры самого фельдмаршала и событий Второй мировой войны.

Н. Гамильтон полагает, что в последние несколько десятилетий произошли значительные и ощутимые изменения в подходе биографов к жанру биографии, появились новые темы и интерпретации, расширились границы научной работы.

Автор статьи «Жизнь никогда не кончается: Биография как микроисторический подход» [21], посвященной взаимодействию биографии и микроистории - один из ведущих специалистов в области микроистории С. Магнуссон. Мы должны согласиться, пишет он, что биография является важным аналитическим инстру-

ментом для историков. В последние годы биография утвердилась как в гуманитарных, так и в социальных науках, поэтому можно говорить о своего рода «биографическом повороте». В то же время традиционная биография сохранила свои прежние позиции, прежде всего потому, что она вызывает интерес у читающей публики.

Одной из причин того, продолжает С. Магнуссон, что биографический подход получил признание среди историков, «является акцент, который микроисторики делают на личности как на историческом феномене» [21, р. 42].

Микроистория появилась в итальянской исторической науке как тю1геШпа в 1970-е годы. Ряд историков, и среди них такой маститый ученый, как Карло Гинзбург, сочли необходимым дать ответ популярным в то время исследовательским подходам школы «Анналов». Для К. Гинзбурга и его соратников акцент представителей школы на времени большой длительности, на огромных географических пространствах, грандиозных исторических повествованиях не давал никакого представления о том, как люди жили своей повседневной жизнью. Школа «Анналов», по мнению микроисториков, пренебрегала такими темами, как разнообразные противоречия в жизни человека, его борьба с самим собой и своим окружением и т.п. Первые микроисторики пришли к выводу о необходимости постановки новых вопросов и о применении новых и нетрадиционных методов для их решения. Понадобилось около двух десятилетий, чтобы микроисторию признали в международном историческом сообществе. Классическими микроисторическими работами называют книги К. Гинзбурга и Н.З. Дэвис1.

Работа Н.З. Дэвис «Дамы на обочине», по оценке исследовательницы Г.А. Синельниковой, относится к новой биографической истории, поскольку это не просто собрание трех биографий женщин - иудейки Гликль бас Иуде Лейб, католички Мари Воплощения и протестантки Марии Сибилле Мериан, - а «выявление природы творческого потенциала индивида раннего Нового времени» [14, с. 50]. Дэвис объясняет маргинальность своих героинь тем, что одна из них была еврейкой, две другие не принадлежали к состоятельным слоям общества, и все они были лишены преимуществ

1 Гинзбург К. Сыр и черви: Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. - Москва, 2000. - 272 с.; Дэвис Н.З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. - Москва, 2021. - 384 с.

образования и культуры. Но в маргинальности кроется их сила, именно она дала возможность творческого роста, самореализации этих «нестандартных» женщин. Все три биографии, пишет Синельникова, написаны по одному сценарию, включающему определенные блоки: семейные отношения, религиозные убеждения, торгово-ремесленный стиль работы, гендерные предпочтения [14, с. 50]. В целом, совокупность трех биографий, считает исследовательница, позволяет отнести работу к просопографии (коллективной биографии), «когда биография является лишь средством, а не целью исследования» [там же].

С. Магнуссон отмечает, что в последние десятилетия XX в. биография переживала свое возрождение, особенно среди историков культуры и социальных историков. Он объясняет это тем, что историки стали признавать традиционные биографические подходы устаревшими, и что требуется новый взгляд на субъект биографии и на методы биографических исследований. Благодаря микроистории, «истории снизу» и «поворотам» исторических исследований внимание ученых обратились к тем, кого раньше не исследовали или исследовали редко. Свой вклад внес и обновленный взгляд на источники, прежде всего это касается изучения широкого спектра эго-документов: от мемуаров и переписки до бухгалтерских книг и судебных бумаг. Материалы такого рода часто оказывались полезными для исторических исследований, в которых использовался биографический подход, а также для новой социальной и культурной истории.

Можно с уверенностью сказать, продолжает Магнуссон, что биография эволюционировала в изучении «Я»: к тому, что «Я» изменяется, формируется под влиянием разных факторов, таких как гендер, национальность, социальный класс, уровень образования и т.п. Следует добавить, что подобные исследования направлены на понимание того, как человек формируется в контексте своего времени. Историки стали стремиться к тому, чтобы выявить индивидуальность в истории частной жизни и в изучаемых явлениях. Этот метод исследования иногда называют актор-центриро-ванной перспективой (actor-centred perspective), и он может примирить традиционные методы социальной истории и новой социальной истории. Что же касается биографии, то она помогает

изучить жизненный путь в контексте конкретных тем, которые относятся к периоду жизни субъекта.

Можно согласиться с мнением известного биографа и литературного критика Гермионы Ли, которая сформулировала десять правил написания биографий. Десятое правило, в частности, гласит: «Это смешанный нестабильный жанр, правила которого продолжают нарушаться, и возможно единственное правило, которое остается в силе это то, что нет такой вещи как окончательная биография» [20, р. 18].

Рассмотренные в обзоре разнообразные взгляды на то, что представляет собой биография, появление ее новых видов, субъектов, применение в разных исторических областях свидетельствует о перспективах и широких возможностях жанра о человеке в истории и истории в человеке. И это опровергает взгляд скептиков, считающих, что биография не является наукой и не может внести свой вклад в историю. Благодаря изменениям и обновлениям истории, в результате появления новых исторических подходов биография как полноправная часть исторического исследования также изменяется и наполняется новым содержанием. Немаловажно и то, что биографические исследования, написанные специалистами, пользуются популярностью не только среди историков и биографов, но и среди широкой публики.

Список литературы

1. Беленький И.Л. Биография и биографика в отечественной культурно-исторической традиции // История через личность : Историческая биография сегодня / под ред. Репиной Л.П. - Москва : Кругъ, 2005. - 720 с.

2. Березань М.П. Жанр биографии на рубеже XX-XXI вв. (На примере романа «Покойный господин Шекспир» Роберта Ная) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2010. - № 3. - С. 24-28.

3. Биография // Словарь историка. - Москва : РОССПЭН, 2011. - С. 23-26.

4. Вейдле В.В. Об искусстве биографа // Биография в истории культуры. -Москва : Рутения, 2018. - С. 127-136.

5. Винокур Г.О. Биография как научная проблема : Тезисы доклада // Биография и культура. Русское сценическое произношение. - Москва : Русские словари, 1997. - 186 с.

6. Добровольский Д.А., Казаков Р.Б., Некрасова Н.В. Биографистика // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Аквилон, 2014. - С. 33.

7. Иванова Е.А. Теоретические основы и актуальные проблемы жанра биографии // Известия Саратовского университета. Серия Филология, журналистика. - 2012. - Т. 12, № 3. - С. 42-49.

8. Иванова Е.В. Биография в истории культуры : традиции, роль в литературном процессе, источники // Биография в истории культуры. - Москва : Рутения, 2018. - С. 7-38.

9. Мазур Л.Н. Историко-биографический метод // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Аквилон, 2014. - С. 151-153.

10. Меркулов С.А., Казакова Е.А. Эволюция и трансформация подходов в составлении строго документированных научных биографий // Вестник Томского государственного университета. История. - 2014. - № 28. - С. 64-67.

11. Некрасова Н.В. Биографика // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Аквилон, 2014. - С. 31-32.

12. Некрасова Н.В. Новая биографика // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Аквилон, 2014. - С. 334-335

13. Петровская И.В. Биографика. - С.-Петербург : Петрополис, 2010. - 384 с.

14. Синельникова Г.А. Преодоление «биографической иллюзии» : о методологических основаниях «новой биографической истории» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. -2020. - № 2 (27). - С. 48-51.

15. Шамшин Л.Б. Биография // Культурология : энциклопедия : в 2 т. - Москва : РОССПЭН, 2007. - Т. 1. - С. 218-221.

16. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». - Москва : Астрель, CORPUS, 2011. -157 с.

17. Caine B. Biography and history. - New York : Palgrave Macmillan, 2010. - 152 p.

18. Hamilton N. Biography as corrective // The biographical turn. Lives in history / Ed. by Renders H., Binne de Haan, Harmsma J. - London ; New York : Routledge, 2017. - P. 15-30.

19. Hoshi K. Virginia Woolfs Flush: Fictional Metabiography/Metabiographical Fictional // Bulletin of the Faculty of Letters. - Nagoya : Aichi Gakuin Univ., 2018. -N 47. - Р. 27-32.

20. Lee H. Biography: А very short introduction. - New York : Oxford univ. press, 2009. - 170 p.

21. Magnusson S.G. The life is never over : Biography as a macrohistorical approach // The biographical turn. Lives in history / Ed. by Renders H., Binne de Haan, Harmsma J. - London ; New York : Routledge, 2017. - P. 42-52.

22. Metabiography. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Metabiography. [Электронный ресурс]. Дата посещения: 21.12.2020.

23. The biographical turn. Lives in history / Ed. by Renders H., Binne de Haan, Harmsma J. - London ; New York : Routledge, 2017. - XV, 222 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.