Научная статья на тему 'Биография художника'

Биография художника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
422
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВГЕНИЙ ГУДИН / НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РСФСР / ЖИВОПИСЬ / ПЕЙЗАЖ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Монахова Анна Сергеевна

Данная статья посвящена биографии Народного художника РСФСР, Евгения Ивановича Гудина. Е.И. Гудин художник «шестидесятник», представитель «сурового стиля», который стал выражением его творческой индивидуальности. Сложный, интересный жизненный и творческий путь, не укладывающийся в рамки стандартных искусствоведческих монографий, вызывает особой интерес для дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биография художника»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА Монахова А.С.

Монахова Анна Сергеевна - аспирант, специальность: искусствоведение, Уральский архитектурно-художественный университет, г. Екатеринбург

Аннотация: данная статья посвящена биографии Народного художника РСФСР, Евгения Ивановича Гудина. Е.И. Гудин - художник - «шестидесятник», представитель «сурового стиля», который стал выражением его творческой индивидуальности. Сложный, интересный жизненный и творческий путь, не укладывающийся в рамки стандартных искусствоведческих монографий, вызывает особой интерес для дальнейшего исследования.

Ключевые слова: Евгений Гудин, Народный художник РСФСР, живопись, пейзаж.

Пейзаж один из наиболее эмоциональных жанров искусства. Ограничив себя рамками одного жанра, художник целеустремленно осваивает его многообразную структуру, живописную специфику, пластические возможности. Пейзажист - поэт, тонко чувствующий, сопереживающий, любящий природу.

Г.

1

4

Рис. 1. Е.И. Гудин. 1971 год

Жизненный путь художника-пейзажиста Евгения Ивановича Гудина необычен и сложен, не укладывается в рамки стандартных искусствоведческих монографий. Он не рисовал с детства и не окончил вуз, на юношеские годы пришлась война. Но все это не помешало, а может и помогло вырасти Е.И. Гудину как художнику.

Родился Евгений Иванович 19 апреля 1921 года в старинном уральском рабочем поселке Верхняя Салда, в семье рабочих. История поселка тесно связана с деятельностью промышленников Демидовых. Строительство Салдинского чугуноплавильного и железоделательного завода началось в 1778 г. Одновременно возник и посёлок, в который потянулись люди из окрестных поселений, а также были привезены из других демидовских губерний.

Родители его, мать: Гудина Мария Алексеевна, домохозяйка, родилась в Верхней Салде - умерла в 1925 году, в возрасте сорока двух лет; отец: Гудин Иван Григорьевич, родился в Верхней Салде, умер в 1934 году в возрасте 58 лет.

Рано осиротев, будущий художник, получил в полной мере все «прелести» беспризорного детства. Вот записи из личных дневников Е.И. Гудина: «...было 1,5 года, когда умерла мать. Воспитывался у родственников. Лет 10, когда умер отец. Мачеха. До семи лет жил в разных местах у родственников и знакомых в Верхней Салде, Тагиле, и т.д. Кто-то из родственников отдал в школу, до четвертого класса в Верхней Салде. Из школы ушел, жил воспитанником воинской части. Ребята сговорили, ушел. Каким-то образом попал воспитанником на сельхоз комбинат - у коней, потом работал в МТС, учился слесарному делу, работал на ремонте борон (гайки отвинчивал). Заправщиком, научился на «Фордзоне» (14 лет). Из МТС устроили в ФЗО, какой-то хороший секретарь Р.К.В, ФЗО слесарь-инструментальщик 1 год. Снова встретился с ребятами, спутался с ними и опять поехал в путь (Москва, детский приемник, делали пуговицы), снова путешествие - Уфа, Тагил, Кунгур, Верхотурье...»

Машинно-тракторная станция (МТС), это государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР, созданное для помощи в работе сельского хозяйства. МТС были созданы в исторический период массовой, коллективизации в 20-30-х годах 20 века. В этот же период была создана сеть школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленных училищ.

Несмотря на сложные жизненные обстоятельства уже в эти юные годы у Евгения появился интерес к искусству, рисованию:

Из воспоминаний: «...Свердловский детский приемник в 1936 году - 1 год воспитывался. Здесь появилось влечение к искусству. В Кунгуре воспитанники занимались искусством - приехали, показывали работы. Был ИЗО кружок. Все время рисовал, потянуло к этому, передавал все свои впечатления - очень хотелось рисовать...»

Работая на Чащинской МТС Пермской области, Евгений Гудин в 1939 году заканчивает семь классов средней школы. В своих воспоминаниях он пишет: «.Подавал заявление в морское училище. Знал о Свердловском художественном училище, но не было общежития, стипендии и стал поступать в Красноуфимское педучилище.»

1 сентября 1939 года он становится студентом в Красноуфимского педагогического училища, а заканчивает только в 1946 с присвоением звания учителя начальных классов.

Из воспоминаний: «Окончил 2 курса Красноуфимского педучилища и ушел на войну добровольно 20 лет»

В военкомате его зачислили курсантом в авиацию, где он получил специальность штурмана. Из дневниковых записей: «.Попал в авиацию до 42 года, летная штурманская школа».

В годы войны на плечи молодого солдата, прибавившего себе пару лет, чтобы попасть на фронт, выпало немало тяжелых испытаний: «.Фронт, контузия, отступления, южного фронта до Кавказа - Северо-Кавказский фронт. - Пишет он, -Не раз в окружении, выходили, наступление до Армавира. В 43 году, в апреле группа особого назначения в тылу у немцев, за голубую линию. Ранение. Госпиталь - 6 месяцев, запасной авиаполк до конца 43 года... »

1944 - 1945 гг. - служба в Иране: «.С 1944 года в Персии, охрана воздуха. После ранения технарем. В 1945 году демобилизация-нестроевик.». Был награжден.

В архивных записях сохранился список сотрудников свердловского отделения СХ РСФСР, участников Великой Отечественной войны с полными анкетными данными:

«Гудин Е.И. живописец, участие в ВОВ, 73 укреп. р-он, 6 стрелковый корпус, ударная команда, командир отряда, сержант. Тяжелое ранение в левое бедро в мае 1943, контузия, множественные осколочные ранения» [1, Ф. Р-2022 Оп. 1 Д. 16 Л. 2 rev.].

Май 1945 - начало новой жизни для всей страны. Новая страница открылась и в жизни Евгения Ивановича.

Вернувшись на родину, на Урал, Евгений, заканчивает Красноуфимское педучилище, с дипломом учителя начальных классов, его принимают в члены ВКПб. Параллельно пройдя двухмесячные курсы по рисунку, он остается на должности заведующего общежитием. А с сентября 1946 года начинает преподавать рисование в Красноуфимском педучлище. В это время Евгений Иванович и определяет для себя свою дальнейшую судьбу.

Требовательное желание творческой реализации, стремление к совершенствованию приводят его к дверям Свердловского Художественного училища. И уже с 18 августа 1947 года он студент живописно-педагогического отделения данного училища.

Анкета при поступлении в СХУ.

«Гудин Егений Иванович, 1923 года рождения, г. Верхняя Салда, русский. Образование среднее, из рабочих, родителей в живых нет, они рабочие, никаким репрессиям они не подвергались. Никто из родственников за границей не проживает. На иждивении никого нет. В партизанских движениях не участвовал, в плену не был. Был в окружении укрепрайона, холост, член ВКПб, проживаю ст. Шарташ. д. 10, кв. 2» [2, Оп. 1. Д 299. Л 4 av; 4 rev; 5 rev].

В период обучения Е. Гудина в Свердловском Художественном училище (1947 -1952) ведущими преподавателями на живописно-педагогическом отделении были: Н.П. Голубчиков и Ф.К. Шмелев.

Послевоенная атмосфера, сложившаяся в стенах училища, способствовала плодотворному и интересному обучению. Голубчиков Николай Порфирьевич (1899 г.р.), выпускник ВХУТЕИНа - Высшего художественно-технического института, преподавал в тот период в СХУ рисунок, живопись и композицию. Его учеником стал Е. Гудин. Сам Голубчиков Н.П. был членом правления Свердловского отделения Союза Художников, Председателем художественного совета. Именно благодаря такому преподавателю, большому мастеру, имеющему активную жизненную позицию, которую он старался привить и своим ученикам, студент Гудин начал осознавать важность того, что художник должен обладать широчайшим кругозором, находиться в постоянном творческом поиске, уметь самостоятельно мыслить, быть общественно активным, видеть связь искусства с жизнью. Голубчиков Н.П. всегда подчеркивал необходимость внимательного изучения натуры. Евгения Гудина, впитавшего слова учителя, отличало стремление, не столько сделать красивый графический рисунок, сколько докопаться до сути конструктивного решения. Итогом стали его ученические рисунки, хранящиеся в фондах Свердловского Художественного училища.

Рис. 2. Е.И. Гудин: Голова Давида, 1950 г.

Стремление к знаниям приводит Евгения Ивановича в 1949 году на вечернее отделение исторического факультета Свердловского педагогического института, параллельно с обучением в художественном училище. В этом же году Евгений Иванович, в составе учеников второго курса пединститута вновь посещает Москву. Теперь он открывает для себя музеи с их богатейшими коллекциями живописи. Удивительная красота колористических решений и тонкая поэтика природы знаменитых русских и зарубежных живописцев, сыграли не малую роль в его дальнейшем творческом развитии, как художника.

Изменилась и личная жизнь Евгения Ивановича: женитьба, рождение дочерей.

После окончания Свердловского Художественного училища для начинающего художника начался самостоятельный творческий путь. Он стал преподавать рисунок и композицию в художественно-ремесленном училище № 42 и в школе № 35 историю искусств.

Переживания детских лет оставили неизгладимый след в душе Евгения Гудина. Годы, проведенные среди лесов в глухом уральском поселке, на всю жизнь привили ему любовь к северной природе: «До сих пор, - говорит Гудин, - я не могу забыть душистые покосы, выгоны лошадей в ночное, бесконечные рассказы взрослых у костров, тихие протяжные песни» [3, стр. 5].

Путешествия по стране сформировали желание узнавать новое, неизведанное. Военные переживания юношеских лет, переосмысление этого тяжелого этапа жизни страны требовали выхода. Все это отражалось в его картинах в разные периоды творческой жизни.

Упорная работа, формирование своего взгляда на природу, поиски своего живописного стиля отправляли его на ежегодные пленэры, где нарабатывались этюды для будущих картин. «Без этюда нет картины, - говорит Гудин. - В нем - всегда понимание жизни и природы художником» [3, стр. 21-22].

В поисках новых впечатлений, в твердом решении расширить свои познания о любимом крае, о природе Е.И. Гудин обошел: Амур, Сахалин, побережье Карского моря, Северный и Полярный Урал, Башкирия, Таймыр, побывал в Норильске, Талнах, Хакасия, Тува, Прикарпатье, Закарпатье, Камчатка, Курилы, Чукотка.

Самостоятельная творческая жизнь Евгения Ивановича началась с 1955 года. Еще будучи кандидатом в члены Союза Художников, он постоянно, в разное время года выезжал с друзьями-художниками на север Урала: Кытлым, золотые прииски, Канжаковский камень, окрестности Качканара, село Чусовое. Именно в этот период он осмысливает и начинает понимать всю ценность и необходимость зарисовок и эскизов для своих будущих работ, о которых говорили их преподаватели.

Рис. 3. Е.И. Гудин: Кытлым; окрестности Качканара

Каждая творческая поездка давала результат - появление этюда. В этот период формировались предпочтения к определенным временам года: осень, зима, ранняя весна. Постепенно расширялась и география поездок. Неотъемлемыми «спутниками» во всех его путешествиях были: планшет, сангина, уголь, фотоаппарат и путевые дневники, которые Евгений Иванович вел с юных лет. Вес его багажа в поездках

зачастую достигал 80 кг, а то и больше, каждая бумажка была на счету. Поэтому все записи велись кратко. Дневники он писал исключительно для себя, выразительно, только по-существу, и только то, что способствовало его творческим поискам: помогало сохранить в памяти важные для него моменты в окружающем пейзаже.

Из воспоминаний М.В. Гуменных: «28 августа 1970 г. Торжественная встреча с седобородым «аксакалом» Гудиным Евгением Ивановичем. Идет мне на встречу в каком-то зипуне, в большой чукотской шапке. Какая радость! Он прибыл с военным кораблем из Петропавловска-Камчатского» [5, стр. 16].

Рис. 4. Е.И. Гудин на палубе

«16 сентября 1970 г. Вылетаю из Провидения. Иду по берегу бухты, смотрю: сидит человек в большой черной шапке - рисует. Как шпион притаился. Сам в защитной форме, которая сливается с местностью. Только одна шапка черная большая выдает его. Вот по ней и узнал его» [5, стр. 21].

Рис. 5. Художник на пленэре

Путевые-дорожные заметки Евгения Ивановича:

«Зарисовки — (Саяны, створ, Норильск, кедры, хребты Саян, пос. Карлово) Свердловск. Абакан. Дорога на Кызыл — шоссе. Перевалы - самый инт. Оленья речка — больше месяца. Весна-май. Этюды горные. Отработка стиля. Внимание к форме. От Оленьей речки — экскурсии. Кызыл — центр Азии, сливается большой и малый Енисей. Обратно в Абакан, Шушенское, потом Хакассия. Большая Саяно-Шушенская ГЭС, поселок Карлово, Карлов створ, С Карлова створа Абакан. С Мишустинска по Енисею в Красноярск. Дальше Дивногорск. Красноярская ГЭС. Красноярск. Игарка. Дудинка Диксон 10 дней. Опять Дудинка, Норильск-20 дней. Талнах — новостройка. Дудинка — Красноярск. Абакан — Свердловск. По одной воде, в одну сторону 4.000 км».

Это путешествие по Енисею от истока до устья продолжалось около года.

Творческая поездка - всегда огромный поток впечатлений, множество этюдов и творческих замыслов. В этом кратком отрывке его дневников очень важные сведения. Видно, что художник стремится к совершенствованию, работая в горах, не в самых комфортных условиях, больше месяца. Много писал, не просто передавая впечатления о красоте сибирской природы, но работал над стилем. Именно благодаря своему умению анализировать, совершенствоваться, Евгений Иванович стал одним из крупнейших уральских художников. Показателен и выбор маршрутов его поездок -Сибирь, Дальний Восток, Полярный Север. Места, где природа - суровая, мощная, величественная и к человеку не благоволящая, но близкая сердцу художника. Пишет в своих дневниках-заметках Евгений Иванович кратко, даже скупо. И в жизни, по воспоминаниям близких, он был скуп на внешние проявления чувств. Все происходящее Евгений Иванович пропускал через себя, осмысленные переживания выливались в картины. В 1958 году, в 37 лет он перенес инфаркт миокарда. Характер, созвучный северной природе, учил преодолевать себя. Он не поддался болезни и уже через непродолжительное время вновь вернулся к своей обычной жизни.

Много читал, особенно любил военную историю, всегда комментировал её. В его мастерской было много не только книг, но и периодики: «Юность», «Наука и жизнь», «Советский художник» и др.

С 1954 года Е.И. Гудин работает в мастерских Свердловского художественного фонда (художественно-производственный комбинат СХ РСФСР). А с 1956 года является членом Свердловского отделения Союза художников РСФСР.

В этот период начинается его регулярное участие в художественных выставках. Одной из первых значительных работ художника стал «Уральский Пейзаж» (1955 Художественный Фонд), представленный в Москве в рамках выставки произведений молодых художников РСФСР.

Безусловным успехом стала картина «Верба цветет» (1957), экспонировавшаяся на республиканской художественной выставке «Советская Россия» в 1960 году в Москве (была приобретена Государственной Третьяковской галереей). Наиболее значимыми работами стали: 1959 год - «Сплавщики» Тюменская областная картинная галерея, 1963 год - «На Северных границах» Центральный музей Советской Армии, 1964 «Солдатки в годы войны» Художественный фонд СССР, 1966 год - «Полярная авиация» Министерство Культуры СССР, 1970 год - «Морские шиханы» Министерство Культуры СССР, 1973 «Тюменский север» Союз художников РСФСР, 1975 год - «Олений промысел» Министерство Культуры СССР, 1978 год - «Во льдах Арктики» Министерство Культуры СССР, 1983 год «Уходящие корабли» Екатеринбургская картинная галерея, 1988 - «Отделение сержанта Гудина на марше» и другие. Этот список - признание творческого пути, свидетельство успеха.

Во время творческой встречи в 1975 г на выставке свердловских и ленинградских художников, научный сотрудник Русского музея И.А. Башинская, подводя итоги в своем выступлении отметила:

«Мне хотелось бы подробнее остановиться на произведениях выставок Свердловских художников ... интересно представлен на выставке художник Е.И. Гудин и его произведения, посвященные Заполярью. Эти картины здорово сделаны. Есть в них поэтический подтекст. Запоминается образ четырех проведений художника, они как бы сопоставляются, чувствуется в них присутствие художника... Эти картины значительно глубже, чем те, которые мы видели на первой встрече, а двум из них требуется большое обобщение. По колориту чувствуется присутствие Сибири. Как по конкретному решению, так и по индивидуальному плану, по индивидуальному решению чувствуется напряженная композиция в произведениях художника. Останавливаешься, всматриваешься в картины и хочется пережить эти произведения, почувствовать, чем живет художник, куда устремлены его поиски и мысли. Это интересно, т.к. через него нам открывается образ Урала...» [1, Ф. Р-2022 Оп. 1 Д. 207. Л. 5 av, Л 5 rev; 7 av].

157

Но жизнь художника была насыщена не только творчеством, выставочной деятельностью, но и общественной работой: в 1959 году Гудин Е.И становится членом Союза Художников СССР, а с 1964 года неоднократно избирался делегатом съездов Союза Художников РСФСР (П,Ш, Г^У) и Союза Художников СССР (III, IV, У,УР).

В 1966 году - становится членом правления Свердловского отделения Союза художников РСФСР, член Большого Художественного совета, ведет постоянную работу в составе партбюро СО СХ РСФСР, являлся членом Октябрьского райкома КПСС.

За успехи в области Изобразительного искусства в 1970 году ему присуждается звание «Заслуженный художник РСФСР». Этот же год - творческая поездка.

В 1971 году за активную общественную работу и творческие достижения художника Гудина Е.И. награждают командировкой в Болгарию по линии СХ СССР.

В 1976 году состоялась его первая и единственная Персональная, прижизненная выставка, которая проводилась в Москве и насчитывала более шестидесяти работ. Из отчетов о проведении выставки в личном деле художника мы читаем: «Его пейзажи, как отмечалось прессой и критикой на персональной выставке в Москве 1976 года, какие бы мотивы в них не изображались, всегда проникнуты чувством глубокого патриотизма, преклонения перед красотой природы.» В журнале «Художник» № 5 за 1977 год в статье О. Вороновой «Преображенный Север» посвященной прошедшей Персональной выставке Евгения Ивановича искусствовед пишет:

«Выставка произведений свердловского живописца Евгения Ивановича Гудина не просто знакомила с красивыми или необычными пейзажами, но рассказывала о величии Земли, отвечала сегодняшней потребности в серьезном размышлении о бытии природы. В его пейзажах есть редкое качество масштабности мысли. В них нет безмятежности, успокоенности. Художник тревожится не только о современниках, но и о будущем, не только о людях, но и об их общем доме - о Земле. Взволнованна и гуманистична мысль художника - она во всем строе его произведений, отличающихся остротой проблематики, серьезностью поставленных вопросов.

Евгений Иванович Гудин стремится не просто воссоздать облик земли, но подняться до понимания большого общечеловеческого смысла земной жизни» [4, стр. 9-11].

В 1986 году Гудин Е.И. получает звание «Народный художник» РСФСР. И в 1989 году ему присуждена Персональная пенсия Республиканского значения.

Жизнь художника, как и всегда, бурлит. Кажется, что Евгений Иванович успевает везде и всюду: семья, друзья, творческие командировки, выставки, общественная работа.

Даже смерть застала художника в дороге. 3 марта 1991 года при подготовке второй Персональной выставки, к своему семидесятилетию, когда он возвращался домой из Качканара. «Так потеряла Земля Русская своего преданного ей певца. Весть о его кончине была неожиданной и страшной» [6, стр. 295-296].

«Свердловская организация Союза художников РСФСР с прискорбием сообщает о скоропостижной смерти Народного художника РСФСР Гудина Евгения Ивановича. Гражданская панихида 7 марта в 13 часов в Доме художника (ул. Куйбышева 97)» [7, стр. 4].

Евгений Иванович Гудин, как художник, по стилистике и образности -«шестидесятник», представитель «сурового стиля», который он, собственно и разрабатывал всю жизнь в отношении к пейзажу. Его творчество выходило за рамки общепринятого в тот исторический период взгляда на пейзаж: «пейзаж по поводу пейзажа» (Гудин Е.И). В этом проявилась его творческая индивидуальность. Художник стремился раскрыть важные для себя аспекты: связь и взаимодействие человека и окружающую его природу, ее жизнеутверждающую силу, ответственность человека перед ней. Евгений Иванович стоял на пике новейших художественных поисков своего времени. Стилистика его художественного языка менялась: от лиричности начального периода, близкого к романтическому восприятию природы, до философской монументальности, роста внутреннего напряжения, смысла, эмоциональности, характерных для более позднего периода

158

его творчества. Цветовая гамма его работ и композиционные построения были подчинены его особенному взгляду на пейзаж: лаконичному и лишенному внешней эффектности. Но, несмотря на монументальность, философскую глубину, сдержанную цветовую палитру его работ, в них всегда можно почувствовать лирическое, тонкое начало, символическое звучание.

Народный художник РСФСР Гудин Евгений Иванович советский, российский художник - «шестидесятник», который жил и работал в окружении проблем, актуальных для искусства страны в целом, но стал художником вне времени.

Список литературы

1. Фонды Государственного Архива Свердловской Области. Ф. Р-2022 Оп. 1 Д. 16 Л. 2 rev.; , Ф. Р-2022 Оп. 1 Д. 207. Л. 5 av, Л 5 rev; 7 av.

2. Архив Свердловского художественного училища им. Шадра. Оп. 1. Д 299. Л 4 av; 4 rev; 5 rev.

3. Павловский Б.В. Евгений Гудин. Л. 1974. С. 5. С. 21-22.

4. Воронова О. Преображенный Север // «Художник» № 5, 1977. С. 9-11.

5. ГуменныхМ.В. Записки художника, 1970. С. 16; 21.

6. Чесноков Н.Г. Претворенная в жизнь мечта. Екатеринбург, 2000. С. 295-296.

7. Газета «Вечерний Свердловск» от 06.03.1991. Некролог. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.