Научная статья на тему 'БИОГРАФИЯ ГЕРОЯ В СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

БИОГРАФИЯ ГЕРОЯ В СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГЕРОЙ / BIOGRAPHY / PATRIOTIC EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / GREAT PATRIOTIC WAR / HERO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Молчанов Сергей Григорьевич, Малиновский Евгений Станиславович, Зимина Ольга Владимировна

Рассмотрен вопрос о взаимосвязанных компонентах, предложенных С. В. Яковлевой в патриотическом воспитании обучающихся Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова, на примере биографии дважды Героя Советского Союза Семена Васильевича Хохрякова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Молчанов Сергей Григорьевич, Малиновский Евгений Станиславович, Зимина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERO’S BIOGRAPHY IN THE SOCIALIZATION AND EDUCATION PROCESS OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article discusses the issue of interrelated components proposed by S.V. Yakovleva in the Patriotic education of students of the Kopeysk Polytechnic College named after S.V. Khokhryakov on the example of the biography of Twice Hero of the Soviet Union Semyon V. Khokhryakov.

Текст научной работы на тему «БИОГРАФИЯ ГЕРОЯ В СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2020. № 1 (9). С. 54—59.

УДК 377.5 УДК 930.2

БИОГРАФИЯ ГЕРОЯ В СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

С. Г. Молчанов, Е. С. Малиновский, О. В. Зимина2

1 Челябинский институт развития профессионального образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

2 Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова, Копейск, Россия

Рассмотрен вопрос о взаимосвязанных компонентах, предложенных С. В. Яковлевой в патриотическом воспитании обучающихся Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова, на примере биографии дважды Героя Советского Союза Семена Васильевича Хохрякова.

Ключевые слова: биография, патриотическое воспитание, профессиональная образовательная организация, Великая Отечественная война, герой.

В социализационно-образовательном процессе во многих профессиональных образовательных организациях используются биографии тех, кто является примером для становления личности обучающихся, формирования их активной жизненной позиции, социально-позитивной активности. Образ «Героя России» сформирован в ценностных категориях традиционной российской культуры и опирается на широко распространенные легендарные образы народных героев, обладающих такими чертами, как сила, смелость и храбрость (Илья Муромец, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Дмитрий Донской, Александр Невский, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, А. В. Суворов и другие многочисленные примеры воинской доблести) [1].

Биография человека может быть представлена как череда жизненных коллизий, неких точек, когда человек должен сделать выбор. Некая завершенность, может быть, даже исчерпанность определенного этапа жизни и переход в некое неравновесное состояние — состояние становления и определения новых смыслов и способов существования — ставит человека перед необходимостью выбора одной из альтернатив дальнейшего своего развития. И это можно рассматривать как определенные точки бифуркации [2]. Именно они и определяют смысл жизни, смысл существования, экзистенциальность.

В центре биографического исследования — изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее позитивной или негативной «встроенности» в социум, субъективного управления своими поступками и приобретения жизненного опыта [3].

Биографии Героев Советского Союза и России изучены в достаточной мере, в том числе и биография Семена Васильевича Хохрякова, однако до настоящего момента его биография не рассматривалась с точки зрения ее потенциала для решения задач патриотического воспитания. На самом деле, эти материалы могут быть использованы как компонент социально вмешательства в социализацию обучающегося, в фиксации ее позитивного, патриотического вектора. Воспитание — это воздействие на человека. Содержание же самого воздействия есть передача социальных и (или) гражданских компетенций от субъекта к объекту воздействия [4].

Цель статьи — рассмотреть биографию С. В. Хохрякова с точки зрения представленности в ней компонентов биографического метода изучения личности через жизненный путь человека, которые предложены С. В. Яковлевой и могут быть использованы в выстраивании содержания патриотического воспитании обучающихся Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова».

Прежде чем рассмотреть основные вехи жизни и подвигов С. В. Хохрякова, отметим, что 2020 г. ознаменуется для колледжа несколькими важными событиями. Во-первых, это 5-летие со дня присвоения Копейскому политехническому колледжу имени дважды Героя Советского Союза Семена Васильевича Хохрякова; во-вторых, 45-летие со дня открытия памятника; в-третьих, 31 декабря исполнится 105 лет со дна рождения Героя; в-четвертых, 28 ноября 2019 г. издан Приказ № 712 министра обороны Российской Федерации «О зачислении Героя Советского Союза гвардии майора Хохрякова Семена Васильевича навечно в спис-

ки подразделений 239-го гвардейского танкового Краснознаменного, орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского Оренбургского казачьего полка».

Традиционно в списки воинских частей (кораблей), военно-учебных заведений зачисляются навечно 1 военнослужащие, погибшие при защите Отечества или умершие от ран, полученных при защите Отечества, которым присвоено звание Героя Российской Федерации или Героя Советского Союза [5].

На фоне этих знаменательных событий мы рассматриваем биографию Семена Васильевича Хохрякова как одно из базовых оснований для организации и содержания патриотического воспитания обучающихся колледжа.

За последние несколько лет в колледже создана система, включающая классные часы, мероприятия, проекты, посвященные имени, жизни и подвигам С. В. Хохрякова.

Одним из таких открытых масштабных событий являются ежегодные Хохряковские чтения. В рамках этих чтений обучающиеся готовят доклады, презентации, номера художественной самодеятельности. Знакомясь с биографией С. В. Хохрякова и других людей, обучающиеся получают возможность увидеть и направления своего собственного развития в динамике прошлого, настоящего и будущего, компенсировать недостатки и развить достоинства, освоить новые компетенции, освежить и обновить свои знания, умения и навыки, осознать перспективы своей профессиональной карьеры и жизни в целом, ее важнейшие направления и научиться конструировать свою жизненную биографию [2].

Рассмотрим биографию Семена Васильевича Хохрякова2 с учетом взаимосвязанных компонен-

1 Зачисление навечно в списки личного состава части — воинская традиция, принятая в России, в имперский, советский и современный периоды, а также в некоторых странах бывшего СССР, направленная на увековечение памяти военнослужащих и сотрудников силовых структур, погибших при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы). Это исключительно почетный акт [6].

2 Семен Васильевич Хохряков (31 дек. 1915 — 17 апр. 1945) — дважды Герой Советского Союза, майор (1942). Награжден: медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (24 мая 1944 и 10 апр. 1945), орден Ленина (24 мая 1944), медаль «За отвагу» (1939), иностранный орден «Полярная Звезда» (Монгольская Народная Республика, 1939). В Советской Армии с 1937 г. Участник боев с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол (1939). Окончил военно-политическое училище (1939),

тов, предложенных С. В. Яковлевой. Они представлены в табл. 1.

Таблица 1

Компоненты биографий по методу С. В. Яковлевой [2]

Компонент Характеристика

Событийный Значимые события

Пространственно-временной Этапы, прошлое — настоящее — будущее

Межличностный Взаимоотношения со значимыми другими

Ценностно-смысловой Иерархия ценностей, понимание индивидуального смысла жизни и предназначения

Субъектно-деятельностный Рефлексия, оценочная деятельность, целеполагание, проектирование

Остановимся на событийном компоненте.

Событийный компонент биографии

К событийным компонентам биографии С. В. Хохрякова нужно отнести значимые события в жизни, представленные в табл. 2.

Ключевое событие, определившее судьбу, жизнь и подвиги С. В. Хохрякова и, следовательно, и его биографию, — это, конечно же, начало Великой Отечественной войны. В этой связи в качестве событийного компонента избраны эпизоды награждения героя различными медалями, орденами и, конечно, Золотыми звездами Героя Советского Союза.

Пространственно-временной компонент биографии

В этом компоненте исследователь В. В. Нуркова делит биографии людей по основанию тип эмоционального приятия своего прошлого на две группы: «беглецов» и «охотников»; по основанию тип структурирования жизни — на ригидный, фактологический, эмоциональный и нестабильный [9].

Рассматривая биографию С. В. Хохрякова, можно отнести ее по способу отношения к жизни и по основанию тип эмоционального приятия к «охотникам». Это подтверждается его многочисленными

курсы усовершенствования комсостава при Высшей бронетанковой школе (1943). В ходе войны комиссар, затем заместитель командира танкового батальона по политчасти на Западном и Калининском фронтах, с 1944 — командир танкового батальона 54-й гвардейской танковой бригады 3-й гвардейской танковой армии. За умелое командование батальоном в боях за город Проскуров и личный героизм удостоен звания Героя Советского Союза. Четырежды ранен. [7; 8].

Таблица 2

Главные события биографии С. В. Хохрякова [7; 8]

№ п/п Дата Событие Награда

1 1932—1934 гг. Учился в Копейском горнопромышленном училище треста «Челябуголь»

2 1939 г. Военные действия с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол За отличия в боях награжден советской медалью и монгольским орденом

3 1940-1941 гг. Обучение в военно-политическом училище имени М. В. Фрунзе

4 22 июня 1941 г. Начало Великой Отечественной войны -

5 Январь 1944 г. Проскуровско-Черновицкая наступательная операция, бои за город Проскуров 25 мая 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»

6 С 12 по 18 января 1945 г. Висло-Одерская операция 10 апреля 1945 г. присвоено звание дважды Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда»

7 17 апреля 1945 г. Котбус-Потсдамская операция, бой у села Гари Посмертно представлен к награждению третьей «Золотой Звездой» Героя Советского Союза за проявленные мужество и беспримерный героизм в сложных условиях боя с превосходящими силами противника, обеспечившие разгром крупной танковой группировки. Представление не было реализовано

подвигами. Танковый батальон С. В. Хохрякова освобождал города Староконстантинов и Проскуров в 1944 г., Ченстохов и Бунцлау (Болеславец) в 1945 г. Под Староконстантиновом батальон С. В. Хохрякова, в котором оставалось четыре танка, победил в бою с 25 танками противника, из которых экипаж только самого С. В. Хохрякова уничтожил три танка.

В составе Пятой танковой армии под Прос-куровом батальон С. В. Хохрякова, состоявший из семи танков с приданной ему ротой автоматчиков, в бою против около сорока танков и батальона пехоты противника уничтожил 10 танков, 22 САУ и более 300 гитлеровских солдат и офицеров. Что касается экипажа танка самого С. В. Хохрякова, то он уничтожил четыре танка и шесть САУ. За умелое командование батальоном в боях за город Проскуров и личный героизм С. В. Хохряков был удостоен звания Героя Советского Союза.

А по основанию тип структурирования жизнь С. В. Хохрякова может быть отнесена к ригидному. И его биография вполне соответствует описанию ригидности.

Ригидность как психологическая характеристика личности выражает постоянство ее интересов, сосредоточенных на отстаивании собственно-

го мнения, активность позиции, практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт (позитивную самооценку), верность своим принципам, прямолинейность и упорство в отстаивании их. Все эти черты характера присущи С. В. Хохрякову, наблюдаются на протяжении всей его жизни.

Межличностный компонент биографии

Комбат С. В. Хохрякова со своими сослуживцами имел уважительные и доверительные отношения, в то же время, как рассказывают танкисты-однополчане, «он был заботлив, внимателен, требователен, сдержан, но не сух» [8. С. 27].

При освобождении Ченстохова было нанесено поражение более чем 1200 гитлеровцам, уничтожено 8 танков, 10 бронемашин, 25 артиллерийских орудий, 53 миномета, свыше 170 автомашин и около 200 конных повозок. При этом в батальоне потери составили 10 погибших смертью храбрых и 21 танкист — по ранению. Пять танков батальона были выбиты огнем противника.

Вот что пишет об одном из моментов боя в городе Ченстохов солдат, участник боя М. И. Вострышев в книге «Герои Великой Отечественной войны.

Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна» о героях, участниках войны, в том числе о С. В. Хохрякове. Был «среди них и политрук Семен Хохряков. От ведущей группы зависел успешный прорыв наших войск в укрепленные пункты противника. Пока бойцы отдыхали, надо было разведать маршрут, по которому предстояло пройти ночью, позаботиться о продуктах, перевязать раненых. Люди доверяли Хохрякову. Он обладал необыкновенной силой убеждения. Его слово доходило до сердца, ободряло, вдохновляло» [8].

За подвиги, совершённые при форсировании рек Нида, Пилица, Варта и в боях за город Ченстохов, Семен Васильевич Хохряков награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Ценностно-смысловой компонент биографии

В этом компоненте нужно обратить внимание на то, что герой понимал свое предназначение, суть кровопролитной войны и борьбы с захватчиками. За годы войны он был ранен четыре раза. И каждый раз после выздоровления в госпитале шел воевать, защищать свою Родину. «Владея управлением танком мастерски, С. В. Хохряков, — пишет И. Рагозин в своей книге «Комбат Хохряков», — был просто мастером танковых атак» [8. С. 78].

Эти уверенность, и упорство, и даже удачливость раз за разом помогали блестяще побеждать врага. И. Рагозин пишет, сто Семен Васильевич выработал в боях за Родину «свой особенный стиль — "хохряковский"». Основывался этот стиль на четком взаимодействии всех танков, что позволяло, действуя в какие-то моменты широким фронтом, вмиг собрать все машины в единый ударный «кулак», единое целое, выступить жестким огненно-броневым шквалом и прорвать оборону противника.

Субъектно-деятельностный компонент биографии

Тактика ведения боя и особенный «хохряковский» стиль позволял «держать в поле зрения весь батальон... управляя батальоном в бою, сам он успевал еще и стрелять из пушки.» [Там же. С. 43]. Семена Васильевича Хохрякова выручало

мастерство танкиста, быстрое оценивание боевой обстановки. Он демонстрировал врагу настоящее искусство ведения боя в особо сложных условиях. С. В. Хохряков умело и мастерски использовал складки местности — бугры, за которыми был почти недосягаем для вражеского огня. Быстрый маневр позволял ему появляться на неожиданных для противника участках и вести оттуда губительный огонь. Это были фантастические по воинской ловкости бои.

Рассмотрев биографию С. В. Хохрякова с учетом взаимосвязанных компонентов (по С. В. Яковлевой), мы уточнили значительное число важных факторов, которые могут оказать влияние на воспитание молодого поколения.

Задача педагогов в патриотическом воспитании — рассказать о системе ценностей и смыслов, предоставить условия для собственного выбора цели. Сделать это возможно с помощью диалога, наблюдая, как обновляются ценности и правила поведения обучающихся и стремясь зафиксировать «достижения» обучающихся относительно поставленной цели.

Биография С. В. Хохрякова стала важным проводником и средством патриотического воспитания в колледже. Но не стоит забывать, что биографию человек пишет сам — как в определенных ситуациях, так и в процессе своей жизни.

Благодаря воспитательной работе на основе патриотического воспитания через биографии героев обучающийся постигает ценности и смыслы, которые впоследствии повлияют на его жизненный путь и поступки. Педагогическая деятельность в воспитательной работе на примере биографии С. В. Хохрякова соответствует индивидуальным целям и ориентирам обучающихся колледжа. Используя биографический метод, предметом которого является изучение личности через жизненный путь Семена Васильевича Хохрякова, педагог создает для обучающихся возможность освоить представления об этапности жизни, восполнить недостающие компетенции, а также осознать направление своей собственной жизни, расставить приоритеты и «сформировать» в конечном итоге свою биографию.

Список литературы

1. Матвеева, Л. В. Образ героя России как основа культурной и национальной идентичности в глобализирующемся мире / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Молчанова // Соц.-психол. проблемы ментальности. — 2016. — № 12. — С 169—174.

2. Яковлева, С. В. Биография как педагогический феномен // Изв. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — № 76. — С. 286—289.

3. Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. кол. Е. Ю. Мещеркина, В. В. Семенова. — М.: Институт социологии РАН, 1994. — 147 с.

4. Малиновский, Е. С. Феномен «социальная активность» / Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 106—115

5. Информационно-правовая система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/73313281/.

6. Википедия [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зачисление_навечно_в_спи-ски_ч асти#cite_note-uvs-1

7. Википедия [Электронный ресурс]. — URL: Ы^://га:шк1ре<йа.о^^к1/Хохряков,_Семён_Васильевич.

8. Рагозин, И. Д. Комбат Хохряков. — Челябинск : Челяб. дом печати, 2000. — 159 с.

9. Нуркова, В. В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности / В. В. Нуркова. — М. : Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2000. — 317 с.

10. Вострышев, М. И. Герои Великой Отечественной войны. Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна / М. И. . Вострышев. — М. : Эксмо, 2015.

Сведения об авторах

Молчанов Сергей Григорьевич — доктор педагогических наук, профессор, академик АГН, отличник просвещения РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор кафедры развития образовательных систем ЧИРПО, профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, эксперт Национальной родительской ассоциации РФ, председатель родительского движения «Союз семьи и школы», Челябинск, Россия. molchanov_chel@mail.ru

Малиновский Евгений Станиславович — директор Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова, Копейск, Россия. kpk@kpk74.ru

Зимина Ольга Владимировна — преподаватель Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова, Копейск, Россия. kpk@kpk74.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2020. № 1 (9). P. 54—59.

HERO'S BIOGRAPHY IN THE SOCIALIZATION AND EDUCATION PROCESS OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

S.G. Molchanov

Southern Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. molchanov_chel@mail.ru

E.S. Malinovsky

Kopeysk Polytechnic College named after S.V. Khokhryakov, Kopeysk, Russia. kpk@kpk74.ru

O. V. Zimina

Kopeysk Polytechnic College named after S.V. Khokhryakov, Kopeysk, Russia. kpk@kpk74.ru

This article discusses the issue of interrelated components proposed by S.V. Yakovleva in the Patriotic education of students of the Kopeysk Polytechnic College named after S.V. Khokhryakov on the example of the biography of Twice Hero of the Soviet Union Semyon V. Khokhryakov.

Keywords: biography, patriotic education, professional educational organization, Great Patriotic War, hero.

References

1. Matveeva L.V., Anikeeva T.Ya., Molchanova Yu.V. Obraz geroia Rossii kak osnova kul'turnoyi natcional'noiy identichnosti v globaliziruiushchemsia mire [The image of the hero of Russia as the basis of cultural and national identity in a globalizing world]. Sotc.-psihol. problemy mental 'nosti [Socio-psychological problems of mentality], 2016, no. 12, pp. 169-174. (In Russ.).

2. Yakovleva S.V. Biografiia kak pedagogicheskiy fenomen [Biography as a pedagogical phenomenon]. Izvestiia gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Bulletin of the A.I. Herzen State Pedagogical University], 2008, no. 76, pp. 286-289. (In Russ.).

3. Meshcherkina E.Yu., Semenova V.V. Biograficheskiy metod v sotciologii: istoriia, metodologiia, praktika [Biographical method in sociology: history, methodology, practice]. Moscow, Institute of Sociology RAS, 1994. (In Russ.).

4. Malinovsky E.S., Molchanov S.G. The phenomenon of "social activity. Innovative development of vocational education, 2019, no. 2 (22), pp. 106-115. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Information and legal system GARANT. (In Russ.).

6. Wikipedia: https://ru.wikipedia.org/wiki/Calculation_internal_in_part_list#cite_note-uvs-1. (In Russ.).

7. Wikipedia: https://ru.wikipedia.org/wiki/Khokhryakov,_Semen_Vasilievich. (In Russ.).

8. Ragozin I.D. Kombat Hokhriakov [Combat Khokhryakov]. Chelyabinsk, 2000. 159 p. (In Russ.).

9. Nurkova V.V. Svershennoe prodolzhaetsia: psihologiia avtobiograficheskoy pamiati lichnosti [The accomplished continues: the psychology of the autobiographical memory of the individual]. Moscow, 2000. 317 p. (In Russ.).

10. Vostryshev M.I. Geroi Velikoy Otechestvennoy voyny. Vydaiushchiesia podvigi, o kotorykh dolzhna znat' vsia strana [Heroes of the Great Patriotic War. Outstanding feats that the whole country should know about]. Moscow, 2017. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.