БИОГРАФИЯ Е.И.РЕРИХ*
Истинно великое всегда видится на расстоянии. В случае с творческим наследием русского философа и писателя Елены Ивановны Рерих именно так и получилось. Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий и неподдельный интерес у многих наших соотечественников, стремящихся найти ответы на волнующие вопросы бытия.
Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урождённой Голенищевой-Кутузовой, двоюродной внучки великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М.П.Мусоргскому.
С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трёх языках. Уже в юные годы Елена серьезно интересовалась литературой и философией. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального образования её ожидала блестящая карьера пианистки, но жизнь распорядилась иначе.
В 1899 году в имении своей тёти княгини Е.В.Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается с молодым художником Н.К.Рерихом, ставшим для неё не только мужем, но и единомышленником. Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным. «Дружно проходили мы всякие препоны, — писал Николай Константинович Рерих о своем браке уже на склоне лет. — И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». «Други-ня» — это старинное слово очень точно соответствовало духу и
* По материалам:
1. Сайт Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, www.found-helenaroerich.ru
2. Музей имени Н.К. Рериха: Путеводитель, М., 2006.
10
БИОГРАФИЯ Е.И.РЕРИХ
характеру Елены Ивановны. Многие картины Н.К.Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».
В этом «творили вместе» заключён огромный смысл. Многие полотна художника, запечатлевшие идеи Живой Этики, были созданы по замыслам Елены Ивановны и на основании её видений.
В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем учёный-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904-го — Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.
Е.И.Рерих была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов. Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи. В своих воспоминаниях С.Н.Рерих отмечал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Её жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведёт человечество к новым достижениям, к новым открытиям».
Н. К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Большинство её трудов издано под псевдонимами. «<...> позвольте мне сойти с пьедестала, водружённого Вашим прекрасным, любящим сердцем <...> Я люблю простоту во всём и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания», — напишет она в одном из писем своему другу.
Оказавшись отрезанными от Родины революционными событиями 1917 года, Рерихи выезжают в Англию. Здесь, в Лондоне, в 1920 году Е.И.Рерих начала записывать первые строки Живой Этики — новой философской системы, представляющей собой современную целостную концепцию реального Космоса. Книги Живой Этики создавались Е.И.Рерих в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, которых в духовной традиции 11
11
ВЕЛИКИЙ ОБЛИК
Индии принято называть Махатмами, Великими Душами, Риши, Учителями.
Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И.Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.
В Америке под руководством Н.К.Рериха и при непосредственном участии Е.И.Рерих небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Её результаты поражают: Музей Николая Рериха, МастерИнститут Объединённых Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi». Эти учреждения, организованные Н.К. и Е.И. Рерихами, стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие во всём мире под эгидой этих организаций, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, — пишет Елена Ивановна, — как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».
С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в грандиозной экспедиции, организованной Н.К.Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. Она была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут. Елена Ивановна разделила с остальными членами экспедиции все тяготы пути и смертельные опасности. «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил — на все готова Елена Ивановна... Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная её слабое сердце <...> На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, — писал Николай Константинович, — замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она всё же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никог-
12
БИОГРАФИЯ Е.И.РЕРИХ
да не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера».
В 1926 году в Монголии, в Улан-Баторе, где в это время находилась экспедиция, была опубликована рукопись Е.И.Рерих «Основы буддизма». В этой книге трактуются фундаментальные философские понятия учения Будды, такие как перевоплощение, закон кармы, Нирвана, а также говорится о глубочайшей нравственной основе этого учения, которое опровергает один из основных стереотипов западного мышления о человеке в буддизме как о ничтожном, забытом Богом существе.
В 1927 году там же, в Монголии, увидела свет одна из книг Живой Этики — «Община».
В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» — «Свет Утренней звезды». Е.И.Рерих избирается почётным вице-президентом этого уникального научного учреждения и принимает самое деятельное участие в организации его работы. Здесь, в Кулу, Елена Ивановна вновь посвящает себя работе над главным трудом своей жизни — книгами Живой Этики — и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии — Живая Этика — связывает человека и Космос в единую одухотворённую систему.
В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж.Сент-Илер издаётся работа Е.И.Рерих «Криптограммы Востока». Эти сочинения (или апокрифы, то есть тексты, не вошедшие в канонические писания) передают легендарные и исторические события давно минувших дней, рассказывают о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества — Будды, Христа, Аполлония Тиан-ского, Сергия Радонежского. Образу Сергия, Хранителя и Заступника земли русской, Елена Ивановна Рерих посвятит отдельную работу, в которой прекрасное знание истории и богословия соединится с глубокой и трепетной любовью к подвижнику.
13
ВЕЛИКИЙ ОБЛИК
Блестящее владение иностранными языками и глубокое знание философии позволило Е.И.Рерих перевести на русский язык «Тайную Доктрину» — выдающийся труд основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, а также избранные письма Махатм («Чаша Востока»), что позволило познакомить русскоязычного читателя с этими важнейшими теософскими произведениями.
Особое место в наследии Елены Ивановны Рерих занимают её письма изучающим Живую Этику. Если учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» представляют собой блестящий образец её индивидуального творчества. Обладая удивительным даром просветителя, она простым и доступным языком объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы бытия. В том числе о месте и роли человека в мироздании, о закономерностях взаимодействия человека и космоса, особенностях взаимосвязи духа и материи. Давала жизненные и практические советы. Читая эти письма, поражаешься не только её глубокому знанию древних философских учений, трудов восточных и европейских мыслителей, но и широкому, ясному пониманию основ бытия. Поэтому «Письма» Е.И.Рерих являются необходимой и неотъемлемой частью самой Живой Этики.
Двухтомник «Писем Елены Рерих» впервые вышел в Риге в 1940 году и с тех пор неоднократно переиздавался. Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих в настоящее время издаётся Международным Центром Рерихов. В нём публикуется часть никогда ранее не издававшейся переписки, которая позволяет совершенно по-новому оценить участие этой выдающейся женщины в движении Знамени Мира, связанном с Пактом Рериха. Именно она во время Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха (1934—1935 гг.) вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность. Итогом её подвижнического труда стало подписание 15 апреля 1935 года Пакта Рериха главами 22 стран, включая США.
В январе 1948 года, вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.
14
БИОГРАФИЯ Е.И.РЕРИХ
Е.И.Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Её обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей — так она называла Россию. Но это возвращение так и не состоялось. Страна отказала своей великой дочери во въезде. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.
Чем больше проходит времени, и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества.