Научная статья на тему 'БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИНСТРУМЕНТАРИИ ИСТОРИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕСТО В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ, ПОНЯТИЕ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИНСТРУМЕНТАРИИ ИСТОРИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕСТО В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ, ПОНЯТИЕ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
470
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА / ИСТОРИКО-ЮРИДИЧЕСКОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / БИОГРАФИКА / БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кодан Сергей Владимирович

В статье показывается формирование и место биографического подхода в исследовательских практиках в исторической и историко-юридической науках. Акцентируется внимание на понятии и общих характеристиках биографического подхода в контексте инструментария в историко-юридических исследованиях. Определяются взаимосвязи биографического подхода с биографикой, источниковедением и интеллектуальной историей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кодан Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИНСТРУМЕНТАРИИ ИСТОРИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕСТО В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ, ПОНЯТИЕ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

С.В. Кодан*

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИНСТРУМЕНТАРИИ ИСТОРИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

МЕСТО В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ, ПОНЯТИЕ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*

Аннотация. В статье показывается формирование и место биографического подхода в исследовательских практиках в исторической и историко-юридической науках. Акцентируется внимание на понятии и общих характеристиках биографического подхода в контексте инструментария в историко-юридических исследованиях. Определяются взаимосвязи биографического подхода с биографикой, источниковедением и интеллектуальной историей.

Ключевые слова: юридическая наука и образование, история государства и права, методология изучения истории государства, историко-юридическое источниковедение, биографика, биографический подход, историография, интеллектуальная история.

Биографический подход, пройдя многовековой путь своего развития в осмыслении исследователями исторических процессов через личностный фактор, к настоящему времени получил статус одного ин инструментальных подходов к изучению исторических источников. Биографический подход в историческом источниковедении прочно укоренился в контексте изучения носителей информации как продуктов интеллектуальной деятельности человека, за которыми стоит конкретная личность или их совокупность -коллектив. Биографические исследовательские проекции используются и в работах отечественных юристов, но нередко без прочных теоретических, методологических и методических оснований, без опоры на имеющиеся в гуманитарных науках наработки в сфере биографики. Данная статья направлена на освещение основных вопросов, связанных с пониманием основных положений относительно биографического подхода в исторической науке и его основными характеристиками в контексте использования в историко-юридических исследовательских практиках. В связи с этим выделим и охарактеризуем биографическое направление в исторических и историко-юридических практиках, понятие и целевые установки биографического подхода и его междисциплинарные взаимодействия.

1. Биографическое направление в исследовательских практиках исторических и историко-юридических исследований имеет давнюю традицию. Отталкивая о краткого анализа использования биографических

* Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры теории государства и права Уральской государственной юридической академии, svk2005@yandex.ru

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках реализации научного проекта № 18-011-00329 «Юридическое источниковедение: теория, методология и методика изучения носителей государственно-правовой информации»

34

источников в теоретических построениях и исследовательских практиках, необходимо учитывать, что биографический подход в настоящее время является одним из междисциплинарных инструментов изучения исторических процессов как в общеисторических, так и историко-юридических исследованиях.

Биографическое направление в исторической науке как «персонализация истории» началось складываться одновременно с формированием исторического знания - «великие личности» правителей долгое время являлись центральными фигурами, вкруг которых описывался событийный ряд. Считается, что впервые термин «биография» в XVII в. использовал английский поэт и драматург Джордж Драйден к переводу труда Плутарха «Параллельные жизнеописания», предисловие к которой озаглавил - «Биография, или История жизни отдельных людей». В XVIII - XIX вв. жанр биографических повествований в виде «исторических портретов» и историй из «жизни замечательных людей» стал привычным в исторических описаниях жизни известных личностей. Биография до начала XX столетия, как указывал Оксфордский словарь, позиционировалась как «история жизни отдельных людей, жанр литературы»1.

Во второй половине XIX столетия, с формированием и рассмотрением философских и теоретических оснований исторической науки, начинается и проработка вопросов статуса биографии в историческом познании. Их история уходят к трудам немецкого историка культуры и философа Вильгельма Дильтея, который в своем сочинении «Введение в науки о духе» в 1880 г. предпринимает попытку определить «статус биографии внутри общей историографии» и обращает внимание на то, что «охват совокупной действительности индивидуального существования, описание его природы и его исторической среды - вершина историографии, равноценная по глубине решаемой задачи любому историческому описанию, обнимающему более обширный материал». Он также подчеркнул и значение жизнеописаний для исторического знания - «Биография излагает ... основополагающий факт во всей чистоте, полноте и непосредственной действительности. И только историк, умеющий . выстроить историю из этих жизненных единств, стремящийся с помощью репрезентации и понятия о типическом приблизиться к пониманию сословий, общественных образований, эпох, скрепляющий, в опоре на концепцию поколений, друг с другом в единую цепь жизненные пути отдельных людей, - только такой историк уловит правду исторического целого в противовес мертвым абстракциям, большей частью извлекаемым из архивов2. Понимание роли и значения биографических материалов в исторических исследованиях привело к

1 См.: Валевский А.Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла // Лица. Биографический альманах. М.-СПб., 1995. Вып. 6. С. 49.

2 Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории // Дильтей В. Собр. соч. В 6 т. М., 2000. Т. 1. С. 310-311.

35

формированию нового научного направления, которое с конца XIX столетия начинает оформляться к отдельную научную дисциплину.

Формирование и развитие исторической науки в России в XVIII -первой половине XIX вв. усилило изучение различных сторон прошлого страны, в процессе которого особо акцентировалось внимание на изучении биографий царствующих особ и выдающихся государственных деятелей. Во второй половине XIX в. исследовательские акценты стали сдвигаться в сторону усиления внимания к биографическому подходу именно как методологическому инструменту изучения истории, что привело к тому, что в начале XX столетия он занял место одного из ведущих средств познания прошлого. «Человеческая личность, людское общество и природа страны -вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие» - подчеркивал В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» (1904 г.), обращая вынимание на значение изучения персонализации истории в качестве одного из направлений изучения прошлого1.

В контексте развития биографического направления в социогуманитаристике интересно первое энциклопедическое определение биографического жанра, которое было приведено в статье в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона» в 1891 г. Автор статьи, укрывшийся за инициалами А.Я., писал - «Биографией называется изображение данной личности, удовлетворяющее требованиям исторической науки. Как произведение научное, Б. (биография. - С. К.) не ограничивается изложением внешних фактов, а стремится проследить ход духовно-нравственного развития; как произведение художественное, она должна уловить сущность его характера и представить его в ярком образе. Таким образом , биография отличается от curriculum vite (в переводе с лат. - «ход жизни», краткое описание жизни. - С. К.), дающих голый перечень фактов из жизни данного лица, и от некролога, который в поверхностном очерке отмечает время жизни и смерти и крупнейшие события из жизни покойного. Особый вид биографии составляет автобиография, когда автор берет на себя задачу ход своего собственного развития и таким образом является собственным историком»2.

С начала XX веке ситуация с биографическим направлениям в научно -исследовательских практиках начала изменяться. Формирование и развитие во Франции в конце 1920-х гг. «Новая исторической школа» (школа «Анналов»), основанной францускими историками Люсьеном Февром и Марком Блоком, поставило проблему «очеловечивания истории»3. Л. Февр подчеркивал - «История - наука о Человеке; она, разумеется, использует факты, но это факты человеческой жизни. Задача историка: постараться

1 Ключевский В.О. Курс русской истории// Ключевский В.О. Сочинения. М., 1987. Т. 1 С. 58.

2 А.Я. Биография и биографические сборники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1891. Т. 4А. С. 33.

3 См.: Анналы на рубеже веков. Антология. М., 2002.

36

понять людей, бывших свидетелями тех или иных событий фактов, позднее запечатлевшихся в их сознании наряду с прочими идеями, что иметь возможность эти факты истолковать»1. Марк Блок указывал, что «история -это обширный и разнообразный опыт человечества, встреча людей в веках», а «предметом истории является человек». Утверждение положения об исторической науке как о повествовании «о людях во времени» способствовало развитию биографического подхода. Именно это «очеловечивание истории» и указание на то, что «предметом истории является человек» во многом определило выделение научно-биографического метода в числе одного из главных средств познания прошлого2. Дальнейшее развитие концептуальных подходов представителями школы «Анналов» определило ориентацию историков на личность и личностные факторы в изучении прошлого. Вышедшая в 1993 г. монография А.Я. Гуревича, посвященная анализу подходов представителей школы «Анналов» к изучению истории, показательна с точки зрения раскрытия отечественным историком значения творческого наследия «анналистов» для отечественной исторической науки, включая и её биографическую составляющую3.

В 1920-е гг. в России началось выделение биографического направления в самостоятельную науку, которую выдающийся советский языковед профессор Г.О. Винокур обозначил как «биография» и отмечал, что «личная жизнь как предмет науки и изучающая ее биография находятся ... в рамках истории и исторической науки»4. В данном плане он последовал синонимичному пониманию терминов «биография» и «биографика», которого придерживался В. Дильтей. В это же время начинается выделения специального термина - «биографика», который ввел в научный оборот Т.И. Филиппов и который им обозначал «науку о человеке» в качестве раздела исторического знания, исследующего формы проявления личностной индивидуальности в истории5.

При этом в советской исторической науке, в условиях обеспечения «партийности науки» и доминировании формационного подхода, изучение значения личности и личностного фактора в истории было преимущественно развернуто в сторону изучения «деятелей революционного движения». И хотя разработка теоретических проблем в биографической сфере была отодвинута на второй план, само направление продолжало обогащаться отработкой подходов и методик работы с носителями информации о «человеке в истории» в работах о «выдающихся личностях», а также в источниковедческих и историографических исследованиях. Это показывают имеющиеся исторические исследования, в которых изучался опыт работы

1 Февр Л. Суд совести истории и историка // Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 19.

2 См.: Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1986. С. 18, 29.

3 См.: Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

4 Винокур Г.О. Биография и культура. М, 1927. С. 27.

5 См.: Беленький И.Л. Указ. соч. С. 40.

ведущих советских историков с биографическим материалом1. В советской исторической науке началось складывание и обособление специальной научной дисциплины - биографики, предметом которой становилась «система философско-методологических, историографических, историко-культурных, рецептурных знании" и представлении" об отдельных биографических жанрах, о смысле, задачах и возможностях биографического мышления и познания, о методах биографической реконструкции» -отмечает И.Л. Беленький2.

Следует заметить и то, что даже в условиях «железного занавеса» советские историки различными путями - через ограниченное и контролируемое участие в международных научных мероприятиях, издания с «критикой буржуазных теорий» (были призваны показать разложение буржуазной науки), перевод и издание в СССР трудов марксистки ориентированных ученых - знакомились в мировыми тенденциями в исторической науке. Особенно зримо это проявилось в отношении достижений французской школы «Новой исторической науки». На основе этих подходов и исследовательских практик советских историков в СССР в 1970 - начале 1980-е гг. биографическое направление стало формироваться и, насколько это было возможно в условиях «партийности общественных наук» и цензуры, ориентировалось на достижения европейской исторической науки3.

После коренного изменения политической ситуации в стране во второй половине 1980-х гг. в условиях постсоветского периода развития исторической науки началось активное развитие «новой биографической истории», которая «поставив во главу угла анализ деятельности индивида, индивидуального сознания и самосознания, личного интереса и целеполагания, помогает, в конечном счете, ответить на вопрос, каким образом и в какой степени унаследованные культурные традиции, обычаи, представления определяли поведение людей в специфических исторических обстоятельствах (а тем самым ход событии" и их последствия), и какую роль играли в этих границах индивидуальный выбор и инициатива» -характеризует основные тенденции современных нового биографического направления в исторической науке Л.П. Репина4. Она также подчеркивает, что современная историческая наука базируется на «исследовательской установке на изучение индивидуальной биографии (в том числе

1 См.: Баженов В.В. Историческая биография в советской историографии (1917 - сер. 1930-х гг). Автореферат дисс. канд. ист. наук. М., 1976; Он же. Биографический метод в научном творчестве академика Е.В. Тарле // История и историки. Историографический ежегодник. 1972. М., 1973. С. 290-306.

2 Беленький И.Л. Биография и биографика в отечественной историко-культурной традиции // История через личность. Историческая биография сегодня. М., 2010. С. 38.

3 Уваров П.Ю., Трубникова Н.В. Школа «Анналов» и историческая антропология // Теория и методология истории. Волгоград, 2014. С. 280-286.

4 Репина Л.П. От исторической биографии к биографической истории // В тени великих: образы и судьбы. СПб., 2010. С. 6-7.

интеллектуальной) в качестве особого измерения исторического процесса», а «современная историческая биография не ограничивается повествованием о жизненном пути исторического персонажа, а представляет собой историческое исследование: это история, показанная через личность»1.

Биографическое направление в российской юриспруденции начало складываться в XIX - начале XX вв., когда активно публиковались работы, посвященные отдельным юристам. Биографии российских правоведов были представлены справочных изданиях - «Русский биографический словарь» (25 т. СПб., 1896-1918), в «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона» (86 т. СПб., 1890-1907), «Энциклопедический словарь Грант» (57т., М., 19101940) и др. История российского университетского юридического образования в справочных и юбилейных изданиях традиционно представлялась через портреты профессоров права. В советский период развития юриспруденции тенденция издания биографий юристов и государственных деятелей сохранилась.

В постсоветский период развития юриспруденции биографическое направление как научно-исследовательская линия в юридической науке получает все большее развитие. В исследованиях историков права все чаще находят место биографии российских императоров, руководителей партии и государства советского периода истории государства и права, государственных деятелей, юристов др. Значительное внимание в историко-юридических исследованиях начинает удаляться (через привлечение биографических материалов) личностному фактору при изучении правовой идеологии, юридической политики, государственно-правовых преобразований, правотворческой деятельности, принятии текущих решений и др. вопросам. Биографическая составляющая присутствует при переиздании трудов российских юристов в рамках серии «Русское юридическое наследие» под редакцией профессора В.А. Томсинова, каждый из томов которой сопровождается его биографической статьей. Большинство из них были объединены в отдельное издание биографического характера2. Произведения российских правоведов - специалистов в сфере изучения гражданского права - были переизданы в серийном издании «Классика российской цивилистики», «Уральская юридическая школа» и др. Данная тема присутствует и в журнальных публикациях. Так, в «Российском юридическом журнале» в рамках рубрики «Юридическое наследие России» публикуются биографические данные и извлечения из произведений юристов XIX-XX столетий. Указанная проблематика обсуждается в рамках круглых столов по вопросам юридического источниковедения в Уральском

1 Репина А.П. «Персональная история»: биография как средство исторического познания // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999. Вып. 2. С. 98, 290.

2 Томсинов В.А. Российские правоведы XVIII -XX веков: очерки жизни и творчества. 2007. Т. 1-2; 2015. Т. 3.

государственном юридическом университете1.

Биографический подход особенно важен при исследовании источников доктринального характера, связанных с формированием идеологии юридической политики и государственно-правовых преобразований, а также оценок последних в сочинения философов и правоведов. Поэтому в исследованиях по истории учений о государстве и праве биографический подход рассматривает в качестве одного из основных и, как подчеркивает профессор В.Г. Графский, «предполагает восприятие мыслителя в его идейно-мировоззренческом становлении, а также с учетом его вклада в понимание определенного предмета изучения и истолкования, его ограниченности или прозорливости, особенностей последующих истолкований его идейного наследия вплоть до современных толкований»2.

Важнейшей вехой в развитии биографического направления в современной российской юриспруденции стало издание энциклопедический словаря биографий «Правовая наука и юридическая идеология России», осуществленное Российским государственным университетом правосудия в 2009-2015 гг.3 Вдохновителем и организатором работы над изданием, создателем методологии издания и автором ряда статей в нем выступил доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации В.М. Сырых (ответственный редактор издания). Ему удалось сформировать и объединить усилия авторского коллектива словаря, который представили ведущие современные правоведы - В.М. Баранов, Н.В. Витрук, Н.А. Власенко, В.Г. Графский Н.М. Золотухина, И.А. Исаев, К.П. Краковский, В.В. Лазарев, В.В. Лапаева, В.С Нерсесянц и др. Впервые в юридической науке появилось издание, представившее сведения о более чем 4 тыс. правоведов и содержащее системное и максимально полное описание их научных биографий и трудов с анализом политико-правовых воззрений. Большое значение имею приведенные к статьям библиографические сведения о произведениях. Вступительные статьи к томам издания В.М. Сырых имеют самостоятельное значение для развития биографического направления в юриспруденции - в них не только отражается взгляд ее автора

1 См.: Баженова Т.М. Биографический метод в научных исследованиях в контексте исследования развития правовой культуры России // Кросс-культурные взаимодействия в политик-правовой сфере: история, теория современность. Екатеринбург, 2010. С. 52-54; Она же. Биографический метод в изучении советского государства и права // Источниковедение истории советского государства и права: методология и методика изучения. Материалы круглого стола. Екатеринбург, 2015. С. 85-88.

2 Графский В.Г. История политических и правовых учений. М., 2009. С. 25.

3 См.: Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий. М., 2011. Т. 1. XI - начало XX в. 920 с.; Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий. М., 2011. Т 2. 1917-1964 гг. 976 с.; Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий. М., 2015. Т 3 . 1965 - 1 января 2011 г. 1056 с.; Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий . М., 2015. Т 4 . 1965 - 1 января 2011 г. 943 с.

на различные периоды развития российской правовой науки, но и представлены методологические принципы, описаны методы и методики работы над словарем1.

Итак, биографическое направление в исторических исследованиях, пройдя многовековой путь своего развития, прочно укоренилось в числе основных направлений в исторической науке. Персонализация исторического процесса и учет влияния акторов - индивидуально и коллективно действующих в истории субъектов - в современной исторической и историко-юридической науке вышли на уровень разработки методологии изучения биографической составляющей в изучении исторических процессов, выделили биографический подход в один из инструментов познания прошлого.

2. Подходы к понятию, назначению и значению биографического подхода в изучении социума и социальных институтов прошлого базируются на большом массиве работ его исследователей. При этом обратим внимание на то, что само понимание биографического подхода требует определенного пояснения, поскольку в исследовательских практиках используются кроме этого термины «биографический метод», «историко-биографический метод», «портретный метод», которые нередко используются как идентичные.

Понятие «биографический подход» в контексте его соотношения с другими используемыми терминами и понятиями необходимо рассматривать в соответствии с общим характеристиками подхода как методологического инструмента познания, который как подчеркивает Э.Г. Юдин представляет «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения»2. В данном плане интересно замечание Т.Н. Поповой, которая отмечает, что «биографический метод - это, скорее, метафора, поскольку собственно такой метод,

действительно, не существует..... В исследованиях "не-биографического

профиля" использование в разнообразных планах отдельных элементов биографизма может расцениваться как ... биографический подход»3. Биографический подход позволяет провести организацию исследовательских средств для обеспечивающих требуемого видения объекта4. В интересующем

1 См. более подробно рецензии на издание: Баженова Т.М., Кодан С.В. Личность, творчество и практическая деятельность юристов как отражение развития российской юриспруденции XI - начала XX вв. (к выходу в свет издания российской академии правосудия «Правовая наука и юридическая идеология России») // Российское правосудие. 2010. № 9. С. 103-109; Баженова Т.М., Кодан С.В. Советская юридическая наука в биографическом измерении // Российское правосудие. 2013. С. 108-112.

2 Юдин Э. Г Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997. С. 69.

3 Попова Т.Н. Историография в человеческом измерении // Iсторiографiчнi дослщження в Укрш'ш. 2012. № 22. С. 282-283.

4 См.: Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. С. 233-234; Кодан С.В. Методология историко-юридического источниковедения: целевые установки, функциональная направленность, уровни организации познавательных средств // Genesis: исторические исследования. 2018. № 12. С. 67-80

41

нас контексте - биографическом.

Целевое назначение биографического подхода в исследовательских практиках связано с тем, что он «фиксирует направленность исследовательского интереса (интенциональность) на биографическую проблематику во всем многообразии её проявлений: биография как социокультурный феномен, как литературный и научный жанр, совокупность методов анализа биографического/автобиографического материала в различных областях humanities» и позволяет «исследовать многообразие форм биографического опыта, биографического дискурса, равно как и форм рефлексии над биографическим опытом, оснований укоренения ценности «биографического» в глубинных структурах культуры» - отмечает И.В. Голубович1.

Биографический подход как познавательное средство обеспечивает процесс продвижения к получению результатов, связанных с учетом и получением на основе использования биографических данных новых научных знаний об объекте исследования. В основе понимания биографического подхода как методологической ориентации исследователя находится общая родовая категория «биографизм», которая фиксирует важную сторону изучаемой действительности и объединяет широкий спектр целевых и методологических установок, стратегий и жанров исследования, связанных с биографией и ориентирующихся на изучение жизненного пути человека - реконструкцию личной жизни, внутреннего мира и деятельности отдельных индивидов - для познания социума в определенный период его истории через личностную составляющую. Исследователь при использовании биографического подхода опирается на биографии и именно биографические материалы предметно локализуют данный подход. Биография в данном плане понимается как «синтез всех слагаемых, центральной осью которых является история жизни героя, куда включаются событийная канва жизненного пути, психологические особенности, внутренний мир героя его творчество, взаимоотношения со своей эпохой» - подчеркивает Г.Е. Померанцева2. Тем самым исследователь при использовании биографического подхода персонализирует историю и уходит на уровень персональной истории, поскольку общая установка этого направления состоит в том, что «реконструкция личной жизни и неповторимых судеб отдельных исторических индивидов, изучение формирования и развития их внутреннего мира рассматриваются одновременно — и как главная цель исследования, и как одно из эффективных средств познания того исторического социума, в котором они жили и творили, радовались и страдали, мыслили и действовали» - отмечает А.П. Репина3.

1 Голубович И.В. Биография: методология анализа в гуманитарном знании // Эпистемология & философия науки. 2012. Т. XXXIII. № 3. С. 95.

2 Померанцева Г.Е. Биография в потоке времени. ЖЗЛ: замыслы и воплощение. М., 1987. С. 82.

3 Репина А.П. Личность и общество, или история в биографиях // История через личность.

42

В указанных срезах биографический подход выступает как специфически ориентированный и достаточно широкий по своему содержанию канал взаимных информационно-познавательных связей биографических данных и исторического исследования в рамках использования возможностей биографии для получения нового знания в рамках предметной сферы конкретной работы. Именно поэтому представляется, что термин «биографический подход» наиболее приемлемым для рассматриваемого познавательного средства и считаем возможным дать ему следующее определение.

Биографический подход - это методологическая ориентация исследователя на целевую установку изучения личностной составляющей в исторических процессах и развитии социальных институтов, которая опирается на имеющуюся в науке систему взглядов, принципов, методов и методик изучения жизненного пути личности как средства познания и получения нового знания об объекте конкретного исторического исследования.

Итак, биографический подход выступает как методологическая ориентация исследователя на использование биографических данных как познавательных средств для изучения исторических процессов и социальных институтов. В познавательном инструментарии он выступает как средство, которое использует наработки других социально-гуманитарных наук, связанных с биографией - жизненным путем конкретного человека - для изучения исторических процессов.

2. Биографический подход в системе междисциплинарных взаимодействий опирается на различные научные дисциплины и направления социально-гуманитарного профиля. Наиболее тесно биографика взаимодействуют с биографикой, источниковедением, историографией и интеллектуальной историей, а также непосредственно связана с традицией формирования словарей и энциклопедий1.

Биографический подход базируется на биографике, которая в качестве научной дисциплины сформировалась по мере развития изучения места и роли личности в историческом процессе. Наиболее полную характеристику биографики дает профессор И.Ф. Пиотровская -«Биографика рассматривается как специальная наука системы исторических наук. Подобно другим историческим наукам, она изучает прошлое человечества и имеет много общего с ними в основе методов исследования. Значимое отличие - в объекте изучения. Другие исторические науки изучают результаты деятельности людей и "общественное сознание", а биографика -непосредственно человека в истории, во всех проявлениях его существования, в том числе его психический мир. Это наука о постижении жизни конкретных людей, причастных ко всем областям человеческой

Историческая биография сегодня. М., 2010. С. 8-9.

1 Некрасова Н.В. Биографика // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014. С. 31-33.

43

деятельности. Подобно науке истории, которую составляет прежде всего историческое знание и лить кроме него - теория и методика исторических исследований, биографика как специальная историческая наука включает не только разработку теоретических проблем самой науки и закономерностей человеческой жизни, но и собственно биографическое знание: составление биографий»1.

Заметим, что биографический подход выступает как своеобразный «мост», соединяющий «биографику» как область научного знания и конкретное историческое исследование, а также задающий модель авторского видения, понимания и интерпретации исторических явлений через призму восприятия приемов и методик, которые сформировались в «биографике». К биографике примыкает и с ней непосредственно связана просопография как вспомогательная историческая дисциплина, которая в качестве предмета изучения определяет реконструкцию биографий отдельных исторических лиц или группы лиц на основе определенных критериев (эпоха, территория, социальная и/или политическая принадлежность, род занятий, положение в обществе и т.п.) и позволяет дать своеобразный персонализированный «портрет» своего времени2.

Биографический подход и источниковедение взаимодействуют на уровне междисциплинарной взаимосвязей через исторические источники. В процессе изучения носителей ретроспективной информации биографика ориентирует исследователя на создателя источника, а источниковедение на созданный им источник как продукт целенаправленной интеллектуальной деятельности. В итоге эти взаимодействия позволяют провести анализ носителя ретроспективного информации под углом зрения «теории информации» и учесть, как отмечает историк, академик И.Д. Ковальченко, что «возникновение большинства исторических источников представляет собой информационный процесс, в котором фигурируют объект -отражаемая реальность, субъект - творец источника и информация -результат отражения объекта субъектом». Он также отмечает, что «принципиально важным для источниковедения является тот факт, что субъект, создатель источника, не просто отражает реальность, но и сам выступает как отражающийся объект. В итоге источник несет в себе двойную информацию. Источник, с одной стороны, опосредованно, через сознание субъекта отражает объект, а с другой - непосредственно характеризует субъект, прежде всего отражает его цели и методы восприятия объективной реальности. ... Наличие в источнике информации о его творце является объективной основой для выявления степени адекватности отражения в нем исторической действительности»3. Автор когнитивно-информационной

1 Петровская И. Ф. Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801-1917 годов. СПб., 2010. С. 12.

2 См.: Петрова М.С. Просопография // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014. С. 418-419.

3 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. Изд. 2-е. М., 2003.С. 128-129.

44

теории источниковедения О.М. Медушевская, подчеркивая, что «человеческая деятельность воплощает себя в окружающем мире, создавая интеллектуальные продукты», обращает внимание на возможность через эти произведения обеспечить «информационный обмен»1. При этом необходимо учитывать, что в исследование прошлого, как отмечал историк А.Я. Гуревич, утверждается взгляд на «историческое познание как диалог культур, персонифицированный в лице исследователя и автора исторического источника»2.

Биографический материал может быть почерпнут из разных носителей информации, созданных в ходе изучения жизненного пути человека. Биография отдельного лица выстраивается в процессе исследования различного рода исторических источников о жизни человека личного происхождения (дневников, писем, мемуаров и т.п.) и имеет значение при анализе самого носителя ретроспективной информации. Интеллектуальная биография является продуктом личного «препарирования» своей жизни её автором - государственным деятелем, ученым, писателем и др. -, в которой концентрируется совокупность фактов личностного, профессионального, ситуационного и библиографического характера» относительно деятельности отдельного человека в различных сферах, и, в первую очередь, интеллектуальной3. Л. П. Репина подчеркивает, что интеллектуальная биография представляет собой исследование «об отношении между идеями и жизнью», в котором «траектория творческой жизни персонажа - на разных ее отрезках - должна возвращать читателя к необходимости последовательного сопоставления результатов деятельности ученого в разных интеллектуальных контекстах, включая предшествующее этой деятельности состояние науки, современность - с позиции героя биографии, актуальность - с точки зрения самого биографа, а также видение им перспектив дальнейшего развития науки»4. Именно исследователь -«человек познающий» - создает на основе исторических источников собственный продукт интеллектуальной деятельности - источниковедческое или историческое исследование. В указанных контекстах биографический подход становится одним из основных инструментов работы с историческими источниками, включая и историко-юридические.

1 Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. М., 2008. С. 24, 41.

2 Гуревич А.Я. Историк конца XX века в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. 1996. М.,1996. С. 9.

3 О подходах к формированию интеллектуальной биографии см.: Нейман А. М. Биография в истории экономической мысли: опыт интеллектуальной биографии Дж. Кейнса // История через личность. Историческая биография сегодня. М., 2010. С. 330368; Ващенко В. Концепт «штелектуальна бiографiя» та конструювання «наукових бюграфш» в укра1нськш юторюграфп ' // Еидос. Альманах теорп ' та юторп ' юторично! ' науки. Кшв, 2009. Вип. 4. С. 475-486.

4 Репина Л. П. Биографический" подход в интеллектуальной истории // Философский век. Альманах. 2006. Вып. 32. Ч. 2. С. 104-105.

Биографический подход и историография взаимосвязаны через историографические источники - научные труды, которые в изучении биографии ученого занимают особое место, поскольку именно в них отражается историческая реальность его исследовательской деятельности и, «как бы ни сложилась дальнейшая судьба результатов научной работы, самый факт того, что эта работа была, делает его жизнь не бесследной, не исчезнувшей» - подчеркивает В.И. Вернадский1. При этом и историография, выступая как историческая наука, позиционирует в качестве своего объекта изучение развития знания и науки во времени и в пространстве. Она, тем самым, непосредственно связана с личностью создателя научного произведения - пониманием того «как историки пишут историю и как история творит историка». Личностный фактор в историографии в конце XX в. начинает оказывать большее значение в изучении научных трудов и как следствие этого, отмечает Л.П. Репина, появились новые походы «в понимании характера взаимоотношений историка с источником, предмета и способов исторического познания, содержания и природы исторического, а также формы его изложения и последующих интерпретаций исторического текста»2. Именно на пересечении биографического и историографического контекстов жизни ученого, как подчеркивает А.И. Зевелев, появляется возможность изучать его труды «как результаты его духовного творчества несут в большей мере, чем другие факты, информацию о характере работы ученого, принятой им методике, особенностях его исследовательских приемов и как следствие этого - информацию о характере воззрении" ученого, его идеях, взглядах, концепциях»3. При этом и сам научный текст может выступать как источник и личностное присутствие в нем его автора может быть предметом и биографики, и источниковедения. Указанное показывает связь биографического подхода и историографии в изучении историографических исторических источников. Поэтому научные труды, включая и работы правоведов, изучаются через призму биографии их авторов.

Биографический подход и интеллектуальная история

взаимосвязаны в контексте предмета последней, который ориентируется на «все виды творческой деятельности человека . в общем интеллектуальном пространстве и долгосрочной исторической ретроспективе» и включает «учет взаимодействия между движением идей и их исторической средой -теми социальными, политическими, религиозными, культурными контекстами, в которых идеи рождаются, распространяются, развиваются»4. Это направление уходит своими истоками к трудам американский историка и

1 Вернадский В. И. О науке. Дубна, 1997. Т. 1. С. 176.

2 Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 2009. С. 240.

3 Зевелев А. И. Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987. С. 105.

4 Маловичко С.И. Интеллектуальная история // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014. С. 135-137.

46

философа Артура Лавджоя, по мнению которого настало время выделить особую предметную сферу изучения гуманитарных наук - «историю идей». В рамках последней предполагалось исследовать странствующие во времени «идеи-единицы для создания наиболее полной «биографии идей» как основы для анализа разных учений и теорий на разных стадиях исторического развития и в разных сферах интеллектуальной жизни в философии, науке, литературе, искусстве, религии, политике. Также предлагалось выделить в науке «особенный аналитический метод для поднимания того, как рождаются новые верования и интеллектуальные веяния»1. А. Лавджой поставил проблему изучения «биографии идей» в контексте «биографии людей», которая после начавшегося в 1970-1980-е гг. культурного и лингвистического поворотов в социогуманитаристике начала развиваться уже в рамках интеллектуальной истории - нового, которое базируется, как отмечает Л.П. Репина, на «неразрывной связи между историей идеи" или идейных систем» и «историей всего комплекса социальных условии" интеллектуальной деятельности» с включением в данные контексты «биографий интеллектуалов»2. В это время происходит «смещение внимание исследователей от изучения преемственности в развитии идей к познанию каждой из них в контексте собственного времени, места и окружения»3. При таких взаимодействиях биографики и интеллектуальной истории выстраивается взгляд на источник через призму исследовательских контекстов «человек» - «идея» - «социальная среда». Соответственно и носители исторической информации идеологического, политического, управленческого, правового характера анализируются через призму биографии авторов таких источников, представленных в различных формах внешнего выражения.

Итак, биографическое направление из исторического жизнеописания отдельных личностей выделилось и оформилось в междисциплинарную сферу научного знания - специальную историческую науку под названием «биографика». Наработки последней создают прочные теоретические и методологические основания для исследования жизненного пути человека и персонализации истории, понимания места и роли для воссоздания понимания теоретических и места и роли биографического в изучении и понимании прошлого.

* * *

Подводя итоги рассмотренным вопросам, заметим - биографический подход, независимо от сферы его использования в социогуманитарном знании, выступает инструментом познания прошлого через личность. Его возможности расширяют спектр познавательных средств исследователя и,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Лавджой А. Великая цепь бытия: история идей. Пер. с англ. М., 2001. С. 25.

2 Репина Л.П. Интеллектуальная культура как маркер исторической эпохи // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2008. Вып. 22. С. 5, 8.

3 Репина Л. П. Контексты интеллектуальной истории // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2008. Вып. 25/1. С. 9.

47

«очеловечивая историю», позволяют взглянуть на личностную составляющую исторических процессов и хода развития различных социальных институтов. Представляется, что биографический подход имеет и широкую перспективу использования в исследовательских практиках по изучению истории государства и права, истории политических и правовых учений, истории юридического образования и науки. При этом использование биографического подхода требует знания методологических основ работы с этим инструментов в исследовании, этим проблемам предполагается посвятить специальную статью.

Библиографический список

1. А.Я. Биография и биографические сборники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1891. Т. 4А. С. 33-36.

2. Анналы на рубеже веков. Антология. М., 2002. - 284 с.

3. Баженов В.В. Биографический метод в научном творчестве академика Е.В. Тарле // История и историки. Историографический ежегодник. 1972. М., 1973. С. 290-306.

4. Баженов В.В. Историческая биография в советской историографии (1917 - сер. 1930-х гг). Автореферат дисс. канд. ист. наук. М., 1976. - 30 с.

5. Баженова Т.М. Биографический метод в изучении советского государства и права // Источниковедение истории советского государства и права: методология и методика изучения. Материалы круглого стола. Екатеринбург, 2015. С. 85-88.

6. Баженова Т.М. Биографический метод в научных исследованиях в контексте исследования развития правовой культуры России // Кросс-культурные взаимодействия в политик-правовой сфере: история, теория современность. Екатеринбург, 2010. С. 52-54.

7. Баженова Т.М., Кодан С.В. Личность, творчество и практическая деятельность юристов как отражение развития российской юриспруденции XI - начала XX вв. (к выходу в свет издания российской академии правосудия «Правовая наука и юридическая идеология России») // Российское правосудие. 2010. № 9. С. 103-109.

8. Баженова Т.М., Кодан С.В. Советская юридическая наука в биографическом измерении // Российское правосудие. 2013. С. 108-112.

9. Беленький И.Л. Биография и биографика в отечественной историко-культурной традиции // История через личность. Историческая биография сегодня. М., 2010. С. 37-54.

10. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1986. - 259 с.

11. Валевский А.Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла // Лица. Биографический альманах. М.-СПб., 1995. Вып. 6. С. 32-84.

12. Ващенко В. Концепт «штелектуальна бiографiя» та конструювання «наукових бюграфш» в украшськш юторюграфп" // Еидос. Альманах теорп" та юторп" юторичноГ науки. Кшв, 2009. Вип. 4. С. 475-486.

13. Вернадский В.И. О науке. Дубна, 1997. Т. 1. - 576 с.

14. Винокур Г. О. Биография и культура. М, 1927. - 134 с.

15. Голубович И.В. Биография: методология анализа в гуманитарном знании // Эпистемология & философия науки. 2012. Т. XXXIII. № 3. С. 84-97.

16. Графский В.Г. История политических и правовых учений. М., 2009. - 735 с.

17. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. - 327 с.

18. Гуревич А.Я. Историк конца XX века в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. 1996. М.,1996. С. 5-10.

19. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества

и истории // Дильтей В. Собрание сочинений в 6 т. М., 2000. Т. 1. С. 271-709.

20. Зевелев А.И. Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987. - 160 с.

21. Ключевский В. О. Курс русской истории// Ключевский В. О. Сочинения. М., 1987. Ч. 1 - 432 с.

22. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. Изд. 2-е. - М., 2003. - 372 с.

23. Кодан С.В. Методология историко-юридического источниковедения: целевые установки, функциональная направленность, уровни организации познавательных средств // Genesis: исторические исследования. 2018. № 12. С.67-80

24. Лавджой А. Великая цепь бытия: история идей. Пер. с англ. М., 2001. - 376 с.

25. Маловичко С.И. Интеллектуальная история // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014. С. 135-137.

26. Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. М., 2008. - 361 с.

27. Нейман А. М. Биография в истории экономической мысли: опыт интеллектуальной биографии Дж. Кейнса // История через личность. Историческая биография сегодня. М., 2010. С. 330-368.

28. Некрасова Н.В. Биографика // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014. С. 31-33.

29. Петрова М.С. Просопография // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014. С. 418-419.

30. Петровская И.Ф. Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801-1917 годов. СПб., 2010. - 384 с.

31. Померанцева Г.Е. Биография в потоке времени. ЖЗЛ: замыслы и воплощение. М., 1987. - 334 с.

32. Попова Т.Н. Историография в человеческом измерении // Iсторiографiчнi дослщження в Укршш. 2012. № 22. С. 265-292.

33. Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий. М., 2011. Т. 1. XI - начало XX в. - 920 с.

34. Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий. М., 2011. Т 2. 1917-1964 гг. - 976 с.

35. Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий и автобиографий. М., 2015. Т 3 . 1965 - 1 января 2011 г. - 1056 с.

36. Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий и автобиографий. М., 2015. Т 4 . 1965 - 1 января 2011 г. - 943 с.

37. Репина А.П. «Персональная история»: биография как средство исторического познания // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999. Вып. 2. С. 76-100.

38. Репина А.П. Личность и общество, или история в биографиях // История через личность. Историческая биография сегодня. М., 2010. С. 5-16.

39. Репина Л. П. Контексты интеллектуальной истории // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2008. Вып. 25. Ч. 1. С. 5-11.

40. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 2009. - 320 с.

41. Репина Л.П. Интеллектуальная культура как маркер исторической эпохи // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2008. Вып. 22. С. 5-15.

42. Репина Л.П. От исторической биографии к биографической истории // В тени великих: образы и судьбы. СПб., 2010. С. 5-18.

43. Репина Л. П. Биографический" подход в интеллектуальной истории // Философский век. Альманах. 2006. Вып. 32. Ч. 2. С. 101-108.

44. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. - 264 с.

45. Томсинов В.А. Российские правоведы XVШ-XX веков: очерки жизни и творчества. М., 2007. Т. 1. - 672 с.

46. Томсинов В.А. Российские правоведы XVШ-XX веков: очерки жизни и творчества. М., 2007. Т. 2. - 672 с.

47. Томсинов В.А. Российские правоведы XVШ-XX веков: очерки жизни и творчества. М., 2015. Т. 3. - 464 с.

48. Уваров П.Ю., Трубникова Н.В. Школа «Анналов» и историческая антропология // Теория и методология истории. Волгоград, 2014. С. 280-286.

49. Февр Л. Суд совести истории и историка // Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 10-23.

50. Юдин Э. Г Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997. - 440 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.