Научная статья на тему 'Биографический миф Владимира Высоцкого в фильме «Обратная сторона Луны»'

Биографический миф Владимира Высоцкого в фильме «Обратная сторона Луны» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
793
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МИФ / ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ / «ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ» / КИНЕМАТОГРАФ / MOVIE “THE DARK SIDE OF THE MOON” / BIOGRAPHICAL MYTH / VLADIMIR VYSOTSKY / CINEMATOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Доманский Юрий Викторович

В статье рассматривается один из примеров экспликации биографического мифа Высоцкого в отечественном игровом кино. Объект исследования недавний многосерийный фильм «Обратная сторона Луны» (2012), в одной из серий которого Высоцкий выступает в качестве персонажа. В статье доказывается, что в настоящее время в биографическом мифе Высоцкого происходит постепенная канонизация героя, связанная с редукцией негативных поведенческих черт (зачастую характерных для этого мифа прежде) и актуализацией позитивных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A BIOGRAPHICAL MYTH OF VLADIMIR VYSOTSKY IN THE MOVIE «THE DARK SIDE OF THE MOON»

This article examines one example of the evolution of Vysotsky’s biographical myth in Russian feature films. The film in question is the serial “The Dark Side of the Moon” (2012), where Vysotsky is a character in one of the episodes. This article demonstrates that, at the present time, the biographical myth of Vysotsky is undergoing gradual canonization resulting in the reduction of his negative behavioral traits (previously typical of this myth) and actualization of his positive features.

Текст научной работы на тему «Биографический миф Владимира Высоцкого в фильме «Обратная сторона Луны»»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №3(41)

УДК 82.0

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МИФ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО В ФИЛЬМЕ «ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ»

© Ю.В.Доманский

В статье рассматривается один из примеров экспликации биографического мифа Высоцкого в отечественном игровом кино. Объект исследования - недавний многосерийный фильм «Обратная сторона Луны» (2012), в одной из серий которого Высоцкий выступает в качестве персонажа. В статье доказывается, что в настоящее время в биографическом мифе Высоцкого происходит постепенная канонизация героя, связанная с редукцией негативных поведенческих черт (зачастую характерных для этого мифа прежде) и актуализацией позитивных.

Ключевые слова: биографический миф, Владимир Высоцкий, «Обратная сторона Луны», кинематограф.

Высоцкий в кинематографе - тема чрезвычайно продуктивная и многоаспектная. Тут и кинороли Высоцкого, и его песни, включенные в художественные фильмы, и разного рода вербальные и/или визуальные упоминания, как, например, в фильмах «Начни сначала» (1985) или «Кружовник» (2007). Нас в данной работе будет интересовать образ Высоцкого, образ, воссозданный в игровом кино посредством актерской игры, точнее - один из тех случаев, когда Высоцкий оказывается персонажем, действующим лицом художественного фильма. При весьма небольшом количестве примеров такого рода следует признать, что сам спектр значений этих примеров оказывается достаточно широк: тут и мимолетное явление на ночном московском балконе в фильме «Дом Солнца» (2010, роль Высоцкого исполнил Гарик Сукачев, режиссер этого фильма), и довольно большой эпизод в фильме Ивана Дыховичного по сценарию Владимира Сорокина «Копейка» (2002, в роли Высоцкого Игорь Арташонов), и Высоцкий как полноценный «заглавный» персонаж в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011, в роли Высоцкого - Сергей Безруков) (о биографическом мифе Высоцкого в этом фильме см.: [1]).

На основании примеров такого рода можно говорить о специфике реализации биографического мифа поэта - категории, конечно же, не статичной, категории, формировавшейся при жизни Высоцкого, развивавшейся после его смерти и продолжающей развиваться и по сей день самыми разными способами [2-5]. Если говорить об игровом кино, то каждое новое обращение кинематографа к образу Высоцкого неизбежно являет собой экспликацию определенных граней биографического мифа; тут находится место и старым, уже давно известным элементам, и элементам новым, только еще нарождаю-

щимся (ведь биографический миф не стоит на месте). Все эти элементы чаще всего являют собой эстетическую реализацию существующего в действительности биографического мифа. Однако в какой-то степени эти элементы могут быть порождены авторами того или иного фильма. Впрочем, и здесь порождение вряд ли возможно на пустом месте; скорее всего, оно тоже вырастает из мифологизированной действительности. Мы попробуем показать, какие элементы биографического мифа Высоцкого оказались эксплицированы в фильме «Обратная сторона Луны» (2012).

Многосерийный фильм «Обратная сторона Луны» (режиссер Александр Котт, автор сценария Александр Щербаков) является, как в таких случаях говорят, «вольной адаптацией» английского (2006-2007) и американского (2008-2009) сериалов «Life on Mars». Главный герой отечественной версии Михаил Михайлович Соловьев (актер Павел Деревянко), московский полицейский, в 2011 году после тяжелого ранения впадает в кому, но при этом оказывается в Москве 1979 года, где становится советским милиционером Михаилом Ивановичем Соловьевым, своим собственным отцом. На протяжении шестнадцати серий герой общается со своей молодой мамой, с десятилетним собой, с коллегами и подругами отца, параллельно расследуя сложные преступления и пытаясь вернуться назад в будущее, в котором он лежит без сознания в больнице и которое ему удается по ходу действия изменять. Фильм довольно успешно воссоздает атмосферу конца семидесятых. Это, помимо прочего, связано с тем, что Михаил порою встречает кого-нибудь из будущих знаменитостей: Ходорковского, Лужкова, Горбачева, Киркорова, Федора Бондарчука. И довольно большой эпизод в четвертой серии фильма по-

священ Владимиру Высоцкому (его роль исполнил Артур Федорович).

В фильме Михаил у одного из подозреваемых забирает два билета на концерт (как говорит подозреваемый, «билеты дефицитные», «по двести пятьдесят рублей, туда вся Москва ломится»), а после этого в кадр (и, соответственно, в точку наблюдения Михаила) попадают две афиши, висящие рядом на фасаде здания: афиша фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» и афиша, возвещающая о предстоящих концертах Высоцкого:

«17-20 сентября 1979 года 17-20 сентября 1979 года

ДК ,,Строителей“

Эстрадный концерт с участием артиста московского театра на Таганке автора и исполнителя Владимира Высоцкого начало концерта 19:00»

Прежде всего оговорим, что в этих числах сентября 1979 года Высоцкий не мог давать концертов в Москве, так как был в Тбилиси, а «Ирония судьбы», созданная в 1975-м, в кинотеатрах не шла, но такого рода «исторические ошибки» не важны, ведь перед нами художественное произведение, а потому обратимся к иным граням этого эпизода. Итак, Михаил смотрит на афишу из своего «Москвича» и даже тормозит движение на улице. А затем приглашает на концерт себя маленького (мальчик уверен, что Михаил его отец; тоже, впрочем, Михаил). И на билетах отчетливо видна надпись: «Высоцкий Владимир»; а еще «Дом культуры ,,Строителей“» и «Цена 1 р. 90 к.». Мальчик отказывается и просит Михаила сходить на этот концерт с мамой (родители расстались, и маленький Миша переживает эту драму).

Всем этим готовится эпизод с участием Высоцкого. Детально пересказывать его мы не будем - он слишком большой и многоплановый. Только укажем на важные относительно заявленной темы моменты.

Предстоящее посещение концерта Высоцкого Михаил воспринимает как событие не просто радостное, а знаковое для себя. Случай позволяет увидеть живым великого человека. Михаил даже произносит слово «живой» по отношению к Высоцкому: «Это же живой Высоцкий!» Перед концертом на улице немного фоном звучит реплика кого-то из зрителей: «Я все песни его знаю. Хочу, чтобы он мне на гитаре расписался».

Потом Михаил случайно попадает в гример-ку, где девушка-поклонница принимает его за Высоцкого и очень хочет его поцеловать, а после

этого Михаила просят отнести гитару на сцену. И тут он вблизи видит Высоцкого. Потом выходит на сцену и с нескрываемой радостью перебирает струны на гитаре самого Высоцкого перед пока еще совершенно пустым залом.

За некоторое время до начала концерта, уже в зале, спутница Михаила Катя говорит, что Высоцкий, возможно, скоро уедет навсегда. И тогда Михаил рассказывает Кате, что будет с Высоцким в дальнейшем: «Никуда он не уедет. Он умрет через год. 25 июля». (Вообще, по ходу фильма Михаил неоднократно «предсказывает» те или иные моменты из грядущего, которое для него является не просто прошлым, а уже историей.) Тут интересно заметить, что Михаил, легко меняя будущее в каких-то его частных проявлениях, не пытается как-то отменить смерть Высоцкого - на большую историю, по всей вероятности, влиять нельзя; впрочем, Горбачеву Михаил при случайной встрече все же дает небольшой совет. Но вернемся к эпизоду с Высоцким.

Начинается концерт, Высоцкий поет «Я не люблю», а в будущем друг Михаила включает эту песню в палате, где Михаил лежит в коме. И там песню слышит постаревшая Катя, ставшая врачом и пытающаяся вылечить Михаила, думая, что это сын ее любимого человека. Однако в 1979 году конца концерта Михаил не дождался: пришлось преследовать очередного подозреваемого, но в процессе этого преследования герой попадает в квартиру, где находится Высоцкий. Показаны домашние посиделки; Высоцкий во главе стола и компании (похожая сцена, кстати, была в упомянутом выше фильме «Копейка»). Сначала он поет песню «Баллада о Любви», она же звучит из магнитофона в будущем в больничной палате; там ее слушает Катя. Катя выключает магнитофон в 2011-м, в 1979-м Высоцкий перестает петь. Один из присутствующих снимает Высоцкого на поляроид, Михаил попадает в кадр.

Далее Высоцкий поет песню «Про черта». А Михаил тем временем на лестнице допрашивает вора по кличке Окунь. Слова этого вора о Высоцком демонстрируют характерный элемент биографического мифа певца - уважение к нему мира криминала. «Я, начальник, Высоцкого сильно уважаю. Откинулся, хотел увидеть его, нашел. Да что я, вся зона его у нас уважает. Такие песни, душу начисто скребут. Думал: сам сидел; вижу - нет».

У Михаила в течение всего эпизода с Высоцким почти всегда выражение восторженности на лице. Даже в разговоре с Окунем он говорит о Высоцком: «Да, большой талант». Искренне восторгается и благодарит хозяина квартиры, когда

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

тот ему отдает поляроидный снимок, на котором Михаил сфотографирован с Высоцким.

Встречается в рассматриваемом эпизоде и характерное для путешествий во времени своего рода замыкание временной линии, когда из будущего в прошлое попадает что-то, что в будущем известно благодаря прошлому. Так, Михаил говорит известную фразу Глеба Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме». И фраза эта очень нравится Высоцкому (сам Высоцкий резюмирует: «Хорошо сказал парень, я запомню»; а один из присутствующих потом говорит Михаилу: «Володе очень понравилось, как вы сказали. Он еще пару раз повторил»). Кстати, стилистика общения Михаила с нарушителями закона зачастую напоминает стилистику Глеба Жеглова. Так, допрашивая того же Окуня перед дверью в квартиру, где все слушают песни Высоцкого, Михаил прибегает к рукоприкладству.

Теперь на основании сказанного попробуем определить характерные черты биографического мифа Высоцкого, актуализируемые в фильме «Обратная сторона Луны». По большому счету, здесь явлена лишь одна грань этого биографического мифа, грань, связанная с восприятием личности Высоцкого современниками, - восхищение, почитание, преклонение. Абсолютно все работает на это: и спекулятивная цена билетов, и то, с какой радостью Катя соглашается идти на концерт, и ажиотаж перед началом концерта, и толпа у служебного выхода после его окончания... Но и прибывший из будущего Михаил не менее восторженно относится к Высоцкому. Впрочем, его восторг, как представляется, несколько иного рода. Поклонники Высоцкого в 1979 году восторгаются им как талантливым современником, а вот Михаил - уже как фактом истории, как легендой, как гением, проверенным временем. Сам же Высоцкий в данном фильме почти не показан как носитель тех или иных характерных черт.

Главное же, что отличает рассматриваемый эпизод от других отсылок к образу Высоцкого в кинофильмах нашего века, - это весьма большие сегменты звучащих песен; здесь они представляют Высоцкого именно как певца, как поэта. Примечательно, что прозвучавшие три песни успевают в течение эпизода раскрыть три разные грани поэтического дарования Высоцкого. Не очень хочется здесь делить лирику по тематическому принципу, но, похоже, придется; да и песенная поэзия Высоцкого на самом внешнем уровне поддается такому делению. В фильме «Обратная сторона Луны» каждая из прозвучавших песен Высоцкого воплощает ту или иную тематическую грань, характерную для его твор-

чества вообще: «Я не люблю» может быть определена как песня философская, «Баллада о любви» - разумеется, песня о любви, а «Про черта» -юмористическая песня. То есть Высоцкий показан поэтом многопланового дарования, каковым он и является [6]. В итоге, если следовать данному эпизоду, получается, что всенародная любовь к поэту во многом вырастает из многогранности его поэзии, ведь каждый в лирике Высоцкого найдет что-то для себя: кому-то ближе любовная линия, кто-то предпочитает смешное, а кому-то хочется поразмышлять над проблемами бытия. И не менее важно, что любовь к Высоцкому продолжает жить и в наши дни: Михаил, будучи в полной мере человеком нового века, тем не менее любит творчество Высоцкого, преклоняется перед его гением.

Подводя итог, можно сказать, что в «Обратной стороне Луны» заметна тенденция, согласно которой усиливается то, что можно назвать позитивным художественным началом в изображении Высоцкого - желание видеть его не как порочного человека (что характерно для некоторых кинематографических изображений Высоцкого, как, например, в уже упомянутом фильме «Копейка»), а как человека хорошего и, главное, творческого (похожие трактовки встречаются и в литературе, см., например: [7]). Учитывая же, что фильм «Обратная сторона Луны» сравнительно недавний, можно сказать, что в последнее время в биографическом мифе Высоцкого происходит постепенная канонизация героя, связанная с редукцией негативных поведенческих черт и актуализацией позитивных.

И если уж говорить о каких-то прогнозах на будущее, то тут позволим себе привести своего рода пожелание зрителей; правда, данное тоже в художественном фильме, но, как кажется, актуальное и для реальной действительности. В фильме «Горько» 2013 года один из персонажей по поводу фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» говорит следующее: «Вот кино про Высоцкого сняли, да? Ну, вот чего там про одни наркотики показывают? Ты мне покажи, как он Марину Влади любил, какой он певец гениальный был. Как он в поезд к незнакомым людям, это ж правда, садился и всю ночь пел им свои песни; понимаешь, всю ночь». Тут эксплицированы те грани биографического мифа Высоцкого, которые не часто встречаются в современном кино; впрочем, названы и те грани, которыми кино публику уже пресытило. Однако самое главное то, что в этой фразе, основанной, конечно, на реальной жизни биографического мифа Высоцкого, содержится своего рода взгляд на то, каким образ Высоцкого может быть в грядущих к нему

обращениях в игровом кино, то есть то, в какую сторону, вероятнее всего, пойдет развитие биографического мифа поэта далее.

1. Афанасьев А.С. Биографический миф В.С.Высоц-кого в современном масскульте // Филология и культура. - 2012. - № 4 (30). - С. 69 - 72.

2. Загидуллина М.В. Пушкинский миф в конце XX века. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2001. - 242 с.

3. Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. - М.: Мартин, 1997. - 221 с.

4. Никитина О.Э. Биографические мифы о русских рок-поэтах. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2011.

5. Шеметова Т.Г. Биографический миф о Пушкине в русской литературе советского и постсоветского периодов. - дис. ... докт. филол. наук. - М., 2011. - 318 с. - 350 с.

6. Шаулов С.С. В.С. Высоцкий: контексты и интертексты. - Уфа: Издательство БГПУ, 2014. - 124 с.

7. Ярко А.Н. Владимир Высоцкий в романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил» // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2009-2010 гг.: Сб. науч. тр. - Воронеж: Эхо, 2011. - С. 258 -267.

A BIOGRAPHICAL MYTH OF VLADIMIR VYSOTSKY IN THE MOVIE «THE DARK SIDE OF THE MOON»

Yu.V.Domanski

This article examines one example of the evolution of Vysotsky’s biographical myth in Russian feature films. The film in question is the serial “The Dark Side of the Moon” (2012), where Vysotsky is a character in one of the episodes. This article demonstrates that, at the present time, the biographical myth of Vysotsky is undergoing gradual canonization resulting in the reduction of his negative behavioral traits (previously typical of this myth) and actualization of his positive features.

Key words: biographical myth, Vladimir Vysotsky, movie “The Dark Side of the Moon”, cinematography.

1. Afanas'ev A.S. Biograficheskij mif V.S.Vysockogo v sovremennom masskul'te // Filologija i kul'tura. -2012. - № 4 (30). - S. 69 - 72. (in Russian)

2. Zagidullina M.V. Pushkinskij mif v konce XX veka. -Cheljabinsk: Cheljab. gos. un-t, 2001. - 242 s. (in Russian)

3. Magomedova D.M. Avtobiograficheskij mif v tvor-chestve A.Bloka. - M.: Martin, 1997. - 221 s. (in Russian)

4. Nikitina O.Je. Biograficheskie mify o russkih rok-pojetah. - SPb.: IC «Gumanitarnaja akademija»,

2011. (in Russian)

5. Shemetova T.G. Biograficheskij mif o Pushkine v russkoj literature sovetskogo i postsovetskogo perio-dov - dis. ... dokt. filol. nauk. - M., 2011. - 318 s. -350 s. (in Russian)

6. Shaulov S.S. V.S.Vysockij: konteksty i intertek-sty. -Ufa: Izdatel'stvo bGpU, 2014. - 124 s. (in Russian)

7. Jarko A.N. Vladimir Vysockij v romane Alekseja Ivanova «Geograf globus propil» // Vladimir Vysockij: issledovanija i materialy 2009-2010 gg.: Sb. nauch. tr. - Voronezh: Jeho, 2011. - S. 258 - 267. (in Russian)

Доманский Юрий Викторович - доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета.

125993, Россия, Москва, Миусская площадь, 6.

E-mail: [email protected]

Domanski Yury Viktorovich - Doctor of Philology, Professor, Department of Theoretical and Historical Poetics, Institute of Philology and History, Russian State University for the Humanities.

6 Miusskaya Square, Moscow, 125993, Russia E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 20.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.