Научная статья на тему 'Биографические нарративы: межпоколенческие различия ценностной адаптации к социальным изменениям'

Биографические нарративы: межпоколенческие различия ценностной адаптации к социальным изменениям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКИЕ НАРРАТИВЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / BIOGRAPHICAL NARRATIVES / SOCIAL CHANGES / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветаева Нина Николаевна

В статье представлены некоторые результаты качественного исследования материалов Биографического фонда института1. На основе биографических нарративов представителей двух поколений анализируются различия их ценностной адаптации к социальным изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biographical narratives:intergenerational differences of value adaptation to social changes

The paper presents some qualitative analysis results of the Biographical collection obtained by Sociological Institute. The author examines the biographical narratives of two generations to find out the differences in value adaptation to social changes.

Текст научной работы на тему «Биографические нарративы: межпоколенческие различия ценностной адаптации к социальным изменениям»

СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ В БИОГРАФИЧЕСКИХ НАРРАТИВАХ

Н.Н. Цветаева

БИОГРАФИЧЕСКИЕ НАРРАТИВЫ:

МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ЦЕННОСТНОЙ АДАПТАЦИИ К СОЦИАЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ

В статье представлены некоторые результаты качественного исследования материалов Биографического фонда института1. На основе биографических нарративов представителей двух поколений анализируются различия их ценностной адаптации к социальным изменениям.

Ключевые слова: биографические нарративы, социальные изменения, ценностные ориентиры

Надо признать, что происходившие в российском обществе радикальные социальные изменения, начатые перестройкой, долгое время сопровождала неясность, какие ценностные ориентиры не на уровне лозунгов и слов, а на уровне повседневной жизни людей должны придти на смену советской модели жизненного устройства и наполнять новую нормативную модель, которая была обозначена словами «свобода», «рынок» и «демократия»2. В социологических опросах эта проблема рассматривалась посредством выяснения соотношения между либеральными

1 Биографический фонд был создан в институте в 1989 г. В число материалов Фонда входят автобиографии, биографические интервью, генеалогии, дневники, семейные хроники, а также материалы нескольких тематических биографических конкурсов. Собрание Фонда постоянно пополняется, и сегодня Фонд насчитывает более 700 единиц хранения.

2 О непроясненности представлений общества о новой нормативной модели жизненного устройства говорилось во многих публикациях. Наиболее интересно, на мой

и советскими ценностями, которые респонденты должны были ранжировать по тому или иному предложенному исследователями списку ценностных концептов. Однако результаты этих опросов почти невозможно было сравнивать из-за различий не только в смысловых характеристиках этих концептов, но и в структуре экспертного знания, вносящей свои коррективы в обзор получаемой разными исследователями картины.

Наиболее очевидным показателем ценностной адаптации общества к происходящим изменениям, по всей видимости, надо признать изучение мотивации достижения, которая рассматривалась как одна из основных либеральных ценностей3. И типологии адаптивного поведения, которые строились по результатам опросов населения, в основном опирались на составляющие этой ценности — активность, рациональность и стратегический расчет человека в его адаптации к переменам. Но результаты построенных таким образом типологий говорили о том, что и через десять лет перемен, которые должны были активизировать мотивацию достижения «простого советского человека», преобладали пассивные формы адаптации4.

Изложенная в статье интерпретация биографических нарративов дополняет и расширяет диапазон видения того, как происходит и происходила ценностная адаптация общества к социальным изменениям, начатым перестройкой. Представляя смысловые структуры обыденного сознания «изнутри», в контексте реалий жизни людей, биографические нарративы позволяют увидеть структуру осознаваемого человеком жизненного опыта и тех ценностных ориентиров, в которых этот опыт осмысливается. Тем самым они дают возможность следить за динамикой и особенностями происходящих в обществе социальнокультурных изменений, раскрывая сложность и противоречивость реальной жизни и продуцируя гипотезы для изучения еще не выраженных ясно тенденций общественного развития.

Статья основана на сравнительном анализе биографических нарративов представителей двух поколений — старшего поколения российского общества, формативный период жизни которого приходится на советское время, и молодого поколения, формативный период жизни

взгляд, эту проблему анализировал Б.Г. Капустин в своей статье «Конец «транзитоло-гии»?» // Полис. 2001. №4. С. 6-26.

3 См., например: Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 8.

4 Левада Ю. А. Ното Роз^оуейсш //Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 5-10.

которого приходится на время реформ при переходе к рыночной экономике. Понятие «формативный период» в терминологии Манхейма — период 17-25 лет, когда формируются нормы и ценности, которые почти без изменений остаются ориентирами на всю жизнь5. Таким образом, нарративы этих поколений дают возможность наиболее рельефно увидеть, что происходит с ценностными ориентирами советской эпохи, и как формируются ценностные ориентиры постперестроечной эпохи6.

Ориентиры старших поколений: приоритет ценностей «высокой» культуры и духовности

Представители старшего поколения в своих биографических нарративах демонстрируют приверженность культурной модели советского времени, которая поддерживала приоритет ценностей «высокой» культуры и духовности, противопоставляя их ценностям материальным. Когда они рассказывают о материальных трудностях нового времени, то в качестве альтернативы этим трудностям называют «духовную сторону жизни», «любовь к природе и чистому искусству», стараются «забыть материальную неустроенность, посещая филармонию и читая книги», кланяются «нашей культуре — театрам, музеям, концертам», видят «ценность жизни не в покупке нового ТВ, а в дружной и любящей семье».

Разумеется, само по себе такое противопоставление «духовной стороны жизни» материальным ценностям довольно условно. Нельзя не согласиться, что в каждом человеке есть какая-то часть, которая играет по правилам инструментальной рациональности, и другая часть, которая закрыта и подавляется этим миром инструментальной рациональности: культурные корни, личностная идентичность, игра воображения. Однако в нарративах представителей старших поколений приоритет ценностей высшего уровня над материальными ценностями подчеркивается довольно демонстративно. Причем такую позицию занимают не только люди с высшим образованием.

Отметим и тот факт, что высказываемая представителями старшего поколения приверженность ценностям высшего уровня не связана с высоким уровнем их жизни. Таким образом, эта приверженность не

5 Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М. : РОССПЭН. 2009. С. 21.

6 Все анализируемые биографические нарративы хранятся в Фонде и написаны в начале 2000-х гг.

свидетельствует о сдвиге приоритета от материалистических ценностей к ценностям постматериальным, как это обнаружено в современных западных обществах7. В то же время эту приверженность нельзя назвать лукавством «простого советского человека», который демонстрирует одни ценности, а живет другими8. Скорее можно говорить о рассогласованном габитусе, несоответствии старой и новой систем восприятия и оценивания действительности9. Другой вопрос, что этот своеобразный идеализм представителей старшего поколения можно рассматривать как идеологический конструкт, как результат российских «волн Просвещения», просветительских тактик советского времени, а не экономических процессов10. И тогда, например, можно объяснить, почему приверженность старших поколений «высшим» ценностям спокойно уживается в их нарративах с противоречиями и незрелостью гражданского сознания11.

Демонстрируемая представителями старшего поколения приверженность культурной модели советского времени объясняется также их разочарованием в произошедших переменах и является своего рода защитной реакцией, желанием сохранить смысловую целостность жизни. Объяснимо и то, что острее всего это разочарование обнаруживается в нарративах образованных людей. Для большинства из них статусные ценности, престиж образования и профессии, завоеванные в прежнюю эпоху, оказываются более значимыми, нежели прагматичный подход к реалиям настоящего времени. И они часто считают унизительным для себя быть прагматичными и поступаться этими ценностями ради материальных ценностей:

«В ноябре у нас дома каждый год встречаемся с бывшими сослуживцами. Нас перестройка раскидала кого куда, и теперь ни одной из нас не осталось в КБ. Некоторые уже пенсионеры и не работают, другие работают, например, у новых русских убирают квартиры, сидят с их детками. А ведь

7 Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 8.

8 Левада Ю. А. Homo Post-Soveticus // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 20.

9 Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. С. 162.

10 Козлова Н. Волны Российского просвещения, или Зачем люди играют в слова // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 55.

11 Цветаева Н. Н. Логика жизни и логика идеологии через призму советской эпохи // Петербургская социология сегодня : Сб. науч. тр. Социологического института РАН. СПб. : Нестор-История, 2009. С. 131-144.

эти женщины все получили высшее образование, были неплохими специалистами. Вот и меня одна женщина упрашивала пойти в домработницы к ее директору, но я отказалась, посчитала, что это унизительно для меня». (Ж., бывший ведущий инженер Кировского завода, 59 лет).

В этой позиции отчетливо выражено вполне понятное с точки зрения ценностей советского времени нежелание терять статус и неприятие новой модели социальной стратификации и новой жизненной перспективы, в которой «деньги» заменяют «культурный престиж». В принципе, такое столкновение «денег» и престижа не может иметь места в современном стабильном обществе, хотя история советского общества опровергает это. Так, советским людям было не привыкать, что статус и доход могли существенно расходиться, и инженер, например, мог зарабатывать меньше рабочего. Кроме того, в этой позиции отражена особая роль высшего образования в советском обществе, которое в условиях запрета частнопредпринимательской деятельности оказывалось едва ли не единственным средством повышения социального статуса.

Но даже те из представителей старшего поколения, кто не проявлял особой щепетильности в попытках адаптироваться к новому ценностному порядку жизни, часто сталкивался с проблемой тщетности собственных усилий. И в целом их нарративы свидетельствуют, что возможности социально продуктивного поведения, которые обнаружились в меняющемся российском обществе, оказались суженными и поставили перед многими из них вопрос о «цене» достижения: «Да, я могла бы набрать абитуриентов, заниматься с ними с утра до ночи математикой и копить деньги. Но зачем? Купить лишнюю тряпку я при этом смогу, а виллу на Канарах — нет. Т. е. вкалывай как лошадь или не вкалывай, а в другой социальный слой не перейдешь» (Ж., кандидат наук, 60 лет).

Однако наиболее серьезным ограничением для ценностной адаптации представителей старшего поколения к новому порядку жизни оказывается необходимость нарушать привычные нормы и моральные запреты. В своих нарративах они говорят о том, что потенциал их активности сдерживается доминированием неформальных «правил игры» над формальными. В результате даже те из них, кто имеет востребованные профессии, но не желает нарушать моральные нормы и запреты, приходят к следующему выводу: «В общем, не вписываемся мы в рыночные отношения, если первым делом — “баксы ”, а все остальное — в том числе и реальное дело — потом» (М., инженер-изобретатель, 62 года).

При этом людей этого поколения часто трудно обвинить в пассивности. Описываемые ими в нарративах попытки приспособиться к новому порядку жизни располагаются в диапазоне от прямого сопротивления и морального осуждения произошедших перемен до попыток активно вписаться в него, используя не только смену работы и места жительства, но и такую новую практику, как покупка акций. В нарративах описывают и случаи, когда человек делает множество попыток адаптироваться к переменам и принять новое, но все эти попытки оказываются безуспешными и оставляют его в смятении: «Споря с отцом когда-то, я обвиняла КГБ во всех смертных грехах. Но сейчас уже смотрю на все иначе. Бесконечная работа, вечно связанная с криминалом, жуткие разборки с квартирой... В стране все перевернулось с ног на голову... Я так устала от всего, что творится у нас вокруг. И не поймешь, какой у нас строй. И кто у нас правит всем в государстве. И почему это «мафия» сильнее государства. Газеты пишут о ком-нибудь, что он связан с криминалом, а он выставляет свою кандидатуру на выборах...» (Ж., 62 года).

Ориентиры молодых: прагматизм и здравый смысл

Как свидетельствуют нарративы представителей молодого поколения, они легче, чем старшие, «вписываются» в рыночные отношения». Можно даже утверждать, что их нарративы упорядочивает новая логика, в которой на смену утверждаемым советской идеологией ценностям высокой культуры и духовности приходит жизнь «без идеологии» — жизнь, больше ориентированная на прагматизм и здравый смысл, нежели на объединяющую силу идеологических конструктов. Об этом свидетельствует общий фон их отношения к переменам, который характеризуется тем, что жизнь для них стала более откровенной, менее прогнозируемой или, если использовать часто употребляемое ими выражение, нескучной: «Во время социализма было скучнее, спокойнее — была уверенность в будущем, люди спокойно ждали пенсии и не боялись умереть от голода — но все же скучнее» (Ж., 26 лет).

Кроме того, в своих нарративах молодые люди открыто, иногда даже цинично говорят о материальных интересах, что было совершенно немыслимо для поколения их родителей, живших в советское время. Можно ли, например, представить, чтобы советская девушка в возрасте двадцати с небольшим лет говорила о том, что «нашла себе через газету немолодого друга с достатком» и тем самым «решила материальные проблемы», или же о том, что «стыдно быть бедным».

В этих откровенных высказываниях молодых читается не только разрушение ценностного порядка советского времени, но и довольно упрощенные представления о новом. Объяснить эти упрощенные представления вряд ли можно только тем, что молодежь во все времена является носителем упрощающих тенденций в силу отсутствия у нее исторической памяти12. Скорее это упрощение — результат жестких реалий жизни российского общества, того самого доминирования неформальных правил игры над формальными, о котором говорится и в нарративах старших поколений. Новый ценностный порядок воспринимается молодыми как необходимость «жить в отсеке сегодняшнего дня», т. е. не строить долгосрочных планов, а подходить к жизни инструментально, используя подвернувшиеся возможности и не затрудняясь моральными оценками: «Эпоха перемен мне видится, прежде всего, в том, что нарушен привычный сценарий жизни людей. Раньше было примерно так: ясли-сад— школа—институт—брак—накопления— дети. В общем, планировать можно было на срок от 5 до 25 лет вперед. А сейчас, в период катаклизмов, нам рекомендуют “жить в отсеке сегодняшнего дня ”. А люди-то полуграмотные. Они все понимают буквально: надо пропить деньги сегодня, а то завтра их не будет. Чтобы не работать, нужно найти богатого спонсора. Или забеременеть от кого попало и шантажнуть» (Ж., 25 лет).

К необходимости «жить в отсеке сегодняшнего дня», которая определяет прагматичный настрой молодых, можно добавить и такие хорошо известные факты, как падение престижа интеллигенции, коммерциализацию института образования и усилившуюся и «помолодевшую» социальную дифференциацию в возможностях его получения. Прагматичными молодых людей делают и фактически легализованная возможность (скорее необходимость) сочетать учебу на дневном отделении с работой (так называемая вторичная занятость студентов), и инфляционные процессы в сфере высшего образования, а также девальвация ряда дипломов на рынке труда и неустойчивость профессиональной карьеры дипломированных специалистов. Все эти свидетельства перехода общества к прагматизму рыночных отношений делают адаптивные практики молодых приземленными и конкретными: «Яреально оцениваю свои силы — без денег и связей поступить на “модный ” факультет в государственном вузе мне, как я тогда полагала, не светило...» (Ж. 26 лет).

12 Козлова Н.Н. Упрощение — знак эпохи? // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 11-21.

Когда же молодые люди не проявляют достаточной гибкости в понимании ориентиров сегодняшнего дня и возлагают надежды на родительские модели поведения (например, на получение высшего образования как единственный способ обретения высокого социального статуса), в их нарративах можно прочесть разочарование, следы так называемой «революции фрустрированности»13: «Чтобы не сойти с ума от такой бредовой жизни, возникла не менее бредовая идея получить юридическое образование в дополнение к высшему техническому. В результате — нет никакого результата. Коммерческие институты переобучили все население на юристов. Куча дипломов и никакой специальности. По самой высшей протекции удалось устроиться оператором в котельную...» (М., 29 лет).

Несмотря на то, что крен в сторону прагматичного отношения к жизни в нарративах молодых вполне очевиден14, одни из них выглядят больше «идеалистами», другие — больше «прагматиками». Идеалистами, как правило, предстают молодые люди из образованных семей, в той или иной степени ориентированные на культурную модель своих дисциплинированных советской эпохой родителей: «Почему у меня получается только про жизнь, ведь в ту пору уже вовсю шли перемены. Люди не только становились нищими, но и наживали капиталы. А я жила для любви и ради любви. Я всегда считала, что истинным тьлом для человека является семья. И до сих пор (стыдно признаться) верю в эту скучную фразу “не в деньгах счастье ” и даже про рай в шалаше... Но сейчас мне кажется, что в этом бьла моя ошибка — думать только о чувствах, и что теперь, в 27 лет, карьеру сделать очень сложно, сложно даже найти работу по специальности (кому нужен экономист без опыта работы?)...» (Ж., 27 лет).

Эту позицию подтверждают и результаты исследования идентичности гуманитарной интеллигенции, которые говорят о том, что в рефлексивном проекте российского интеллигента среди традиционного набора качеств образованности, совестливости, духовности почти начисто

13 Согомонов А.Ю. Феномен «революции притязаний» в культурно-историческом контексте // Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы. М.: Ин-т социологии РАН, 1998. С. 114.

14 Надо заметить, что прагматичное отношение к жизни, которое читается в нарративах представителей молодого поколения, находится в русле описываемого многим социальными исследователями процесса индивидуализации. Зигмунт Бауман, например, полагает, что в современном «индивидуализированном» обществе каждый человек вынужден индивидуализироваться и быть прагматичным, что это не его выбор, а судьба, структурное принуждение. См.: Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. С. 66.

отсутствуют составляющие успешной жизни: динамизм, признание, достижение, удачливость, карьера15.

В свою очередь молодым людям из семей с низким социальнопрофессиональным статусом, как свидетельствуют их нарративы, не нужно учиться прагматичному отношению к жизни, и они демонстрируют «глубокий реализм адаптивного габитуса», который присущ людям из нижних страт общества1^ «Учиться я не видела необходимости, так как специалисты-педагоги уже не требовались, а экономистом я быть не могла — с математикой не дружу. Двоечницы наши сейчас бухгалтера, а хорошисты в глубинке растят детей, будучи безработными. Оценки в школе ни в коем случае не отражают уровень знаний о жизни, с высшим образованием сразу после института берут только на очень невысокий заработок как специалиста без стажа, а на что человек будет жить, никого из работодателей не волнует. Отсюда вывод: сначала научиться что-нибудь делать руками, а уже потом совершенствовать голову» (Ж., 27 лет).

Однако реалистичное отношение к жизни молодых людей из низших слоев общества, вынужденных приспосабливаются к обстоятельствам, «выбирая необходимость»17, не означает, что утрата иллюзий равенства, оставшихся от советской эпохи, дается им легко: «Мамы, папы занимались формированием мировоззрения своих деток, а я плыла по какому-то вольному сценарию. Когда пришло ко мне прозрение, что я пишу свою жизнь почти без участия родителей, мне стало себя жаль из зависти: кому-то оплатили престижный вуз, кому-то нашли завидного жениха, кто-то очень умный и сам всего добился. А я, как же я? А я проявила себя способной швеей...» (Ж., 2б лет).

Заключение

Обнаруженные в биографических нарративах представителей этих двух поколений особенности ценностной адаптации к происходящим в российском обществе социальным изменениям подтверждают ряд положений современной социальной теории.

15 Левичева В.Ф. Гуманитарная интеллигенция: основания корпоративной идентичности // Социс. 2001. №2. С. 57.

16 Бурдье П. Социальное пространство и генезис “классов”// П. Бурдье. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. С. бб.

17 Пекка Руус. От фермы к офису: уверенность в себе и новый средний класс // Вопросы социологии. № 1/2. 1993. С. 141.

Нарративы свидетельствуют, что социальные изменения всегда обусловлены не только новыми «правилами игры», установленными властью. Они во многом обусловлены также и тем, как эти правила в результате разного рода практик повседневной жизни (в том числе и называемых по результатам опросов населения «пассивными») становятся привычными для людей или же обходятся ими, не принимаются18.

Нарративы проясняют и еще одно положение современной социальной теории. Для объяснения мотивации достижения, считающейся одной из основных ценностей современного общества, недостаточно обращения к стандартной рациональности. Люди часто ведут себя нерационально. «Агенты в некотором роде скорее натыкаются на собственную практику, чем выбирают ее свободно или подталкиваются к ней путем механического принуждения»19. Это значит, что мотивацию достижения (как и другие ценности) необходимо рассматривать как результат пересечения многих причинных взаимосвязей, тесно связанных с конкретным социально-культурным контекстом20.

И, наконец, нарративы говорят о том, что адаптивные практики и мотивирующие их ценности нельзя строго разделить на старые и новые. Как известно, в советское время многие из используемых сегодня практик были довольно редкими, а некоторые из них — нелегальными, но в результате происходящих в обществе изменений превратились в массовые и легальные. И если иметь в виду их сегодняшнюю массовость и легальность, их можно назвать новыми, но если говорить об истории их становления до того, как они появились в массовом масштабе, они давно уже новыми не являются. Это переплетение старого и нового оказывается значимым для характеристики взаимосвязи практик и мотивирующих их ценностей, позволяя прочесть не только историю их появления, но и наиболее рельефные «узлы» этой взаимосвязи — и тем самым увидеть, как в переломные эпохи жизни общества происходит «переоценка ценностей» и, соответственно, как меняется логика повседневной жизни и культуры общества в целом.

18 Это положение современной социальной теории в нашей литературе наиболее полно проанализировано в ряде работ Н.Н. Козловой. См., например: Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М.: ИФ РАН, 1996. С. 85.

19 Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. С. 161.

20 Радаев В.В. Хозяйственная мотивация и типы рациональности // Социологический журнал. 1997. № 1. С. 183-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.