Научная статья на тему 'БИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОКА'

БИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОК-БИОГРАФИЯ / ТЕМА СМЕРТИ В РОКЕ / РОК КАК ИСКУССТВО / THE BEATLES / ДЖОН ЛЕННОН / ФРЭНК ЗАППА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сыров Валерий Николаевич

Следует различать биографию как историю жизни человека и биографию как пересказ этой истории, сделанный профессиональным автором. Именно эта, «авторская» биография является предметом рассмотрения в данной статье. Обращаясь к биографии как жанру, заметим, что существует она в окружении других жанров и форм: это различного рода дневники, хроники, воспоминания, свидетельства. Основой ее могут послужить собрание интервью, публикации разных лет и даже переписка. Среди множества биографий, хроник и жизнеописаний музыкантов и рок-групп автор отбирает те, в которых яркая индивидуальность выделяется на фоне рядоположных и соизмеримых творческих величин. Рассматриваются биографии The Beatles и, в частности, Джона Леннона, разносторонний характер творческой личности которого демонстрирует яркий образец «открывающей» биографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOGRAPHICAL ASPECTS OF ROCK MUSIC

It is necessary to make difference between biography as a history of a person’s life and biography as a retelling of this story made by a professional author. It is this “author’s” biography that is the subject of this article. Turning to biography as a genre, we note that it exists in the environment of other genres and forms: these are various kinds of diaries, chronicles, memoirs, testimonies. It can be based on a collection of interviews, publications from different years, and even correspondence. Among the many biographies, chronicles and biographies of musicians and rock bands, the author selects those in which a bright individuality stands out against the background of parallel and commensurate creative values. The biographies of The Beatles and, in particular, John Lennon, the versatile character of whose creative personality is demonstrated by a vivid example of an “opening” biography, are considered.

Текст научной работы на тему «БИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОКА»

Художественная культура № 3 2021

Музыкальная культура

УДК 78.03 ББК 85.318

DOI: 10.51678/2226-0072-2021-3-366-379

Сыров Валерий Николаевич

Доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории

музыки, Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки,

Нижний Новгород

ORCID ID: 0000-0002-3673-1556

valerysyrov@gmail.com

Ключевые слова: рок-биография, тема смерти в роке, рок как искусство, The Beatles, Джон Леннон, Фрэнк Заппа.

Сыров Валерий Николаевич

Биографические аспекты рока

Следует различать биографию как историю жизни человека и биографию как пересказ этой истории, сделанный профессиональным автором. Именно эта, «авторская» биография является предметом рассмотрения в данной статье. Обращаясь к биографии как жанру, заметим, что существует она в окружении других жанров и форм: это различного рода дневники, хроники, воспоминания, свидетельства. Основой ее могут послужить собрание интервью, публикации разных лет и даже переписка. Среди множества биографий, хроник и жизнеописаний музыкантов и рок-групп автор отбирает те, в которых яркая индивидуальность выделяется на фоне рядоположных и соизмеримых творческих величин. Рассматриваются биографии The Beatles и, в частности, Джона Леннона, разносторонний характер творческой личности которого демонстрирует яркий образец «открывающей» биографии.

Syrov Valery N.

Doctor of Art Studies, Professor, Head of the Music Theory Chair, Glinka Nizhny Novgorod State Conservatory, Nizhny Novgorod ORCID ID: 0000-0002-3673-1556 valerysyrov@gmail.com

Keywords: rock biography, the theme of death in rock music, rock music as an art, The Beatles, John Lennon, Frank Zappa.

Syrov Valery N.

Biographical Aspects of Rock Music

It is necessary to make difference between biography as a history of a person's life and biography as a retelling of this story made by a professional author. It is this "author's" biography that is the subject of this article. Turning to biography as a genre, we note that it exists in the environment of other genres and forms: these are various kinds of diaries, chronicles, memoirs, testimonies. It can be based on a collection of interviews, publications from different years, and even correspondence. Among the many biographies, chronicles and biographies of musicians and rock bands, the author selects those in which a bright individuality stands out against the background of parallel and commensurate creative values. The biographies of The Beatles and, in particular, John Lennon, the versatile character of whose creative personality is demonstrated by a vivid example of an "opening" biography, are considered.

Отголоски жизненных реалий, сопутствующие рождению того или иного музыкального события, как правило, есть в любой биографии, благодаря чему она становится своеобразным свидетельством творческого и духовного становления личности. Следует различать биографию как историю жизни человека и биографию как пересказ этой истории, сделанный профессиональным автором. Первая есть у каждого из нас, ибо каждый человек имеет анкетные данные вместе с автобиографией, вторая касается лишь человека выдающегося, чьи жизнь и творчество вызывают интерес большого количества людей. Именно эта, «авторская» биография и будет предметом нашего внимания. С первого же знакомства она предстает как явление сложное и многоликое.

Вот, например, размеренное и спокойное изложение жизненной истории, день за днем, год за годом! А вот — динамичная хроника, полная неожиданных поворотов, взлетов и падений. Биография, как и жизнь, которую она воссоздает, может быть позитивной, окрашенной в «розовые» тона, либо наоборот, полной драматических конфликтов. Как соотносятся биография и автобиография? Какая из них выдает более полную и точную «психограмму» личности? И какой подход более плодотворен: глубокое погружение в думы и мысли героя, слияние с ним или же отстранение, взгляд со стороны?

Вопросы множатся, наслаиваются друг на друга, особенно если за ними встает крупная творческая фигура художника, мыслителя, поэта, музыканта. Ею может быть и фигура рок-музыканта. Об этом, собственно, и пойдет речь.

Начнем со статуса. Он не совсем обычен, ведь рок-музыкант чаще всего не является музыкантом в обычном понимании, а предстает, скорее, музыкантом-поэтом, который открывает новые поэтические рифмы и метафоры, распевает их под аккомпанемент своей гитары или использует для названия инструментальных композиций и альбомов, формируя таким образом узнаваемый самобытный звуковой мир, ту или иную образность и мифологию. (Поэтичные названия рок-групп — того же происхождения.) Неразделимость музыки и поэтического слова в этом случае говорит о приверженности традиции бардов и менестрелей с ее синкретизмом, что делает рок-музыканта равноправным творцом-созидателем, а не просто исполнителем. С подобного рода творческой личностью связано неизбежное расширение

Биографические аспекты рока

жанровых и стилевых пределов, перестраивание (и перенастраивание) концептуального пространства музыки с гедонистической волны на волну поэтико-философскую. Центральными здесь становятся проблемы человеческого существования, вопросы бытия, жизни и смерти. Ставки в этой игре чрезвычайно высоки, и ценой нередко оказывается сама человеческая жизнь. История рока полнится биографиями музыкантов, ушедших в мир иной неестественно рано: Джими Хендрикс, Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Сид Вишес, Курт Кобейн, наши Александр Башлачев, Дмитрий Селиванов, Янка Дягилева и другие — многие из них окончили свою жизнь суицидом, таким образом открыв траурный поминальный список. Примечательно, что авторы, чей жизненный путь сложился не столь трагично, также охотно разрабатывают тему смерти. Вспомним БГ, его «500 песен» с рефреном «Мертвые хоронят своих мертвецов». Тема смерти и самоубийства роднит рокеров разных мастей, становится одной из интригующих и волнующих страниц рок-биографий(1). Очередную актуализацию она получает в 1990-е, в музыке death metal, где концепт смерти включен в арсенал и маркировку стиля вместе с его устрашающе-карнавальной атрибутикой. Здесь же — и соответствующие имена рок-групп, названия альбомов и композиций (Death, Napalm Death, Black Sabbath, Sepultura, My Dying Bride, Caligula's Horse и т.д.). На их фоне даже Grateful Dead — классики калифорнийской «макабристики» начала 1970-х — смотрятся безобидными проказниками(2).

Обращаясь к биографии как жанру, в котором литература встречается с жизнью, заметим, что существует она в окружении других жанров и форм: это различного рода дневники, хроники, мемуары, воспоминания, свидетельства и др. В позапрошлом веке переписка композитора давала достаточный материал для его биографии. В наше время эта форма отмирает под напором телефонных и сете-

Особое место она занимает в русском роке. Подробно об этом пишет иеромонах Григорий (Лурье) в своем эссе «Смерть и самоубийство как фундаментальные концепции русской рок-культуры». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smert-i-samoubiystvo-kak-fundamentalnye-kontseptsii-russkoy-rok-kultury/viewer (дата обращения 25.02.2021). См. книгу Тома Вулфа «Электропрохладительный кислотный тест», где показана деятельность этих «проказников» в тесном содружестве с писателем Кеном Кизи, автором культового романа «Пролетая над гнездом кукушки» [2]. Теме ужаса в рок-музыке посвящена дипломная работа Н. Тихонова [15].

вых коммуникаций. Сегодня основой биографии могут послужить собрание интервью и публикации разных лет, как, например, в книге «Pink Floyd. Кирпич к кирпичу» [11], или письма, как в книге «Джон Леннон. Письма» [7]. Апробируются различные методы работы с биографическим материалом: в одном случае детально выписывается облик музыканта, социум, в котором он развивается, в другом ставка делается на внутреннее содержание, духовную тему. Подобный мир фантазий и грез близок романтическому мироощущению с его ночными образами. В рок-музыке «романтизм» этот неотделим от психоделии, которая разработала свою систему шифров и символов, свой язык и творческий метод «измененного сознания», что не могло не сказаться на духовном аспекте рока. Особенно там, где психоделия выступает не как самоцель, а как выразительно-смысловой элемент авторской концепции.

Можно сказать, что подлинная биография рок-музыканта — это своеобразное зеркало, в котором отражается творческий путь с поисками, открытиями, надеждами и разочарованиями. Среди множества биографий, хроник и жизнеописаний музыкантов и рок-групп встречаются образцы самого разного достоинства и формата, из которых следует сразу же отсеять материалы «служебные», рекламно-маркетинговые, где портреты и жизнеописания рок-звезд сопровождаются смакованием деталей интимной жизни и быта. С другой стороны, информацию о том или ином музыканте, группе или направлении можно почерпнуть из многочисленных интернет-энциклопедий, архивов и справочников, где биографический пласт, наоборот, предельно сжат и подается в виде сухого концентрата. Вряд ли нас устроит подобное редуцирование, как и описательно-многословный стиль в духе дешевой журналистики. И вряд ли по таким материалам можно судить о творческом состоянии современного рока, о его путях и перепутьях.

Более высокое положение занимают биографии, в которых творческая индивидуальность раскрывается в контексте рядоположных и соизмеримых творческих величин. Возникают сравнения, в том числе и художественные, складывается серьезное отношение к предмету, обоснованная критика и оценка. В подтверждение сказанного можно обратиться к опыту серьезных рок-журналов, например, таких,

Биографические аспекты рока

как Rolling Stone, чьи списки популярности по-прежнему сохраняют свою актуальность(3).

За последние годы наблюдается оживление на фронте рок-биографической продукции, заметно вырос спрос на издания книг о жизни и творчестве крупнейших рок-мастеров. Среди них особое место занимают материалы автобиографические или авторизованные, что радует вдвойне, так как позволяет взглянуть на процессы становления рока глазами самих творцов. В качестве примера могут послужить «Хроники» Боба Дилана [1], «Моя собственная история» Джими Хендрикса [17], «Pink Floyd: Личная история» Ника Мэйсона [8], Who I Am Пита Тауншенда [24], «Разбитая музыка» Стинга [12], «Как создается музыка» Дэвида Бирна [19], Journals Курта Кобейна [20] и др. К ним можно добавить авторские биографии Доминика Ламблена «The Rolling Stones. Взгляд изнутри» [5] и Мика Уолла «Led Zeppelin. Когда титаны ступали по земле» [16], а также биографические книги Филипа Нормана — «Мик Джаггер» [9] и «Пол Маккартни. Биография» [10]. Среди отечественных изданий можно отметить журнал InRock, специализирующийся на прогрессив-рок-течениях.

Высокий рейтинг имеют и жизнеописания, выполненные по образцу и подобию бестселлеров из серии «Жизнь замечательных людей» («ЖЗЛ»). Взять, к примеру, издания, посвященные The Beatles. Библиография ливерпульской четверки огромна, но качественно неоднородна. Проводя селекцию наиболее значительных материалов, задержимся на некоторых, впрочем, не претендуя на полный охват. Так, если следовать хронологии, у истоков битловедения стоит давно ставшая бестселлером «The Beatles: авторизованная биография» Хантера Дэвиса, впервые изданная в далеком 1968 году [3]. К этой же группе можно отнести публикации разного профиля: «Джон Леннон 1940—1980. Биография» Рэя Конноли [4], «The Beatles как музыканты» Уолтера Эверетта [21], а также биографическую книгу «Джон Леннон», оригинально выстроенную на основе его писем и записок, снабженную предисловием и комментариями Хантера Дэвиса [7].

Практически все биографы The Beatles начинают с детских лет и плавно переходят к годам творческого созревания музыкантов

(3)

URL: https://www.rollingstone.com/charts.

в русле рок-движения. Так, лучшие страницы «Авторизованной биографии» Хантера Дэвиса — это глава «The Beatles и их музыка», где автор отходит от последовательного описания, сосредотачиваясь на творческом процессе и технологии записи песенных композиций и альбомов в ходе интенсивных студийных экспериментов. Имеются в виду такие новшества, как концептуальный альбом, многоканальная запись, работа с музыкальным пространством, техника наложений, а также приемы обратной записи или «нарезки» фонограмм, позволяющие создавать необыкновенные выразительные эффекты. При этом подчеркивается ведущая роль Джона Леннона и Пола Маккартни как творческих лидеров и идейных вдохновителей этих поисков.

Леннон привлекает внимание и Рэя Конноли, который в своем «расследовании» сосредотачивается на биографических моментах и поначалу пытается сформулировать суть творческого феномена Джона Леннона.

В поисках ответа обратимся к фактам жизни музыканта. Попытаемся уловить и зафиксировать ауру парадоксальной личности в свете ее жизненной судьбы, несомненно трагической. Сделать это непросто в силу особенностей творческого дарования. Конечно, в первую очередь нас интересует Леннон-музыкант, создатель нетривиальных песенных мелодий и композиций, не утративших своей свежести и по сей день. Что же выделяет Леннона в пестром окружении его сверстников и коллег?

Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся по следам Конноли рассмотреть феномен в разных аспектах. Например, «Джон Леннон и The Beatles», «Леннон и рок-музыка», «Леннон и английская национальная традиция» и, наконец, «Леннон и музыкальная культура ХХ века». В каждом случае ленноновская личность — яркая, сложная, полная противоречий и антиномий — высвечивается различными гранями, придавая биографии то самое «лица необщее выражение», что мы так ценим в талантливых самородках. Взять, к примеру, аспект роковый. Творческие идеи автора Imagine не вмещаются в «прокрустово ложе рок-н-ролла, будучи шире и многообразнее исходных роковых клише. Как уже было сказано, перед нами не только музыкант, но и поэт, литератор, художник, киноактер, человек разностороннего дарования.

Биографические аспекты рока

Другой аспект — английская национальная традиция. Глубокая почвенность художественных образов Леннона, их кэрролловская аура благотворно повлияли на весь британский рок, способствовали возрождению пластов балладной песенности, сделав их мировым культурным достоянием(4). Наконец, заслуживает отдельного внимания параллель «Леннон и музыка ХХ века», в частности «Леннон и авангард». Удивительно, с какой быстротой и легкостью музыкант, не имеющий даже начального музыкального образования, находит общий язык с композиторами-авангардистами, заимствуя и перерабатывая их опыт (один из ярких примеров — коллажная «симфония» Revolution No. 9 на «Белом альбоме» 1968 года). О творческих контактах с Джоном Ленноном в конце 1960-х годов говорит Карлхайнц Штокхаузен, на которого ссылается Готтфрид Шмидель [18, с. 114].

Жизнь и творчество одного из создателей The Beatles полны парадоксов. И по прошествии сорока лет со дня его убийства количество их не уменьшается. Все время этого удивительного фантазера принимали за кого-то другого. И он провоцировал это своим поведением, как хамелеон, менял обличия, ускользая от себя, от занудных поклонников и назойливых репортеров, эпатируя собеседника скандальными заявлениями и чудачествами(5). Вот перед нами молодой бунтарь в образе пай-мальчика на заре битломании 1963—64 годов. «Причесанные» и отглянцованные «жучки-ударники» очаровывают королевское семейство и даже получают ордена Британской империи из рук английской королевы(6). Правда, вскоре Леннон — единствен-

Отчасти об этом автор этих строк писал в статье «Парадоксальные миры Джона Леннона» [14].

В одном из них — «мы сегодня популярнее Иисуса» — не все по достоинству оценили ленноновскую иронию. А ведь именно она вдохновит в 1968 году Питера Тауншенда и его группу The Who на создание рок-оперы «Томми», в которой пародируется евангельский сюжет И, в отличие от помпезной костюмированной оперы-мюзикла Э.Л. Уэббера — Т. Райса Jesus Christ Superstar, пародируется легко и остроумно. Кстати, пересказ библейских мотивов станет характерным для всей последующей рок-музыки от Black Sabbath, Genesis, Jethro Tull до Нила Морса с его двойным альбомом The Similitude of a Dream, раскрывающим тему странствий в поисках и обретении Града Небесного. На одном из выступлений в присутствии высочайшей персоны Леннон позволил весьма вольную шутку Объявляя последнюю песню, он обратился к зрителям: «Те, кто на дешевых местах, хлопайте в ладоши,—сказал он, а затем, кивнув в сторону королевской ложи, добавил: — Остальные — бряцайте посильнее вашими драгоценностями» [цит. по: 3, с. 107].

ный из битлов — возвращает награду в знак протеста против войны во Вьетнаме. И это уже совсем другой Леннон. А вот перед нами Лен-нон, практикующий прием ЛСД и путешествия в фантастический мир психоделических видений. Вот он в Индии вместе с Полом, Джорджем и Ринго осваивает медитацию под руководством Махариши. А то вдруг с головой уходит в общественную деятельность, становится знаковой фигурой антивоенного движения. Наконец, известен и «молчащий» Леннон, забросивший музыку, образцовый супруг, погрузившийся в домашние хлопоты и воспитание маленького сына. Рэй Конноли пишет обо всех этих парадоксах, пытаясь найти им какое-то объяснение. И не находит его.

Добавим, что антиномичность натуры Джона Уинстона Леннона проявляется в стремлении идти наперекор общему мнению, «плыть против течения». Подобная черта характера наметилась достаточно рано, еще в 1964 году, когда «первый битл», словно дистанцируясь от истерии вокруг «битломании», сворачивает на литературную тропу и издает книгу, полную тонкого юмора и комических зарисовок. Та же черта напомнит о себе и позже, в 1968 году, когда в атмосфере левоанархического энтузиазма Джон вместе с The Beatles запишет песню «Революция» с отрезвляющими строками: «если ты зовешь к разрушению, то нам не по пути».

В начале 1970-х молодежное движение выдыхается, и рок-музыка постепенно утрачивает свой бунтарский дух. Леннон, наперекор всему, участвует в различных публичных акциях, субсидирует организации левого толка, записывает песни в духе политического зонга. Лен-нон всегда считал себя панком, бунтарем, инакомыслящим, изгоем. Но когда в 1976 году появляется панк, он не только не присоединяется к нему, но и вообще прекращает всякую творческую деятельность, замолкая на четыре года. Окончательную точку в череде парадоксов ставит пуля битломана (!) Марка Чепмена, который, как известно, за несколько часов до убийства успевает заполучить у своей жертвы автограф.

Несомненно, ленноновская биография, как ее рисует Конноли, относится к типу «парадоксальных», несводимых к однозначному, единственно правильному объяснению. Этому музыканту не грозит судьба забронзовевшей на своем постаменте рок-звезды. В этом отношении ему во многом близка биография его ровесника, американского

Биографические аспекты рока

композитора и гитариста Фрэнка Заппы, основателя уникального коллектива The Mothers of Invention («Матери изобретения»). Жизнь его достаточно полно освещена в книге The Real Frank Zappa Book, в основу которой были положены авторские воспоминания и высказывания [25]. Известно, что Заппа, подобно Леннону, отличался острым критическим умом и разнонаправленностью творческих интересов. Правда, воплощалось это в несколько иных формах лицедейства, нежели у The Beatles и Леннона. По преимуществу то были формы сатиры и, прежде всего, сатиры социальной^.

И хотя подобный тип биографии для рок-музыки не редкость (вспомним в этой связи Дэвида Аллена и его группу Gong), он в количественном отношении явно уступает типу «монологичному», с его концентрацией на какой-то одной идее, которая становится сквозной темой всего творчества. Возможно, именно такая «одна, но пламенная страсть» оплодотворяет открытия лучших хард-роковых и металлических команд.

Как уже было сказано, в квартете The Beatles Леннон занимает место лидера. Лидера неординарного, непредсказуемого и эксцентричного. И его песенные хиты, особенно битловской поры, отличаются нестандартным подходом, парадоксальными контрастами. Среди ранних образцов выделяются There's a Place, If I Feel, Rain, Help, а также песни из альбома Rubber Soul (1965) — Girl, In My Life, Nowhere Man, Norwegian Wood. Пожалуй, именно в это время возникают трения в творческом тандеме Леннон — Маккартни, что вскоре приведет к распаду самой группы. Яркими вехами на фоне этой «неспокойной» эволюции стали такие ленноновские шедевры, как Tomorrow Never Knows, песня, созданная под впечатлением от тибетской «Книги мертвых» (альбом Revolver, 1966), I Am the Walrus, Strawberry Fields Forever, All You Need Is Love (альбом Magical Mystery Tour, 1967), Being for Benefit of Mr. Kite!, A Day in the Life (альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, 1967), Julia, Sexy Sadie, Revolution #1, Revolution #9 (двойной «Белый альбом», 1968), Come Together, Because

7) Были и прямые контакты. Так, вдохновляющей идеей оформления обложки «Сержанта

Пеппера» послужил один из ранних альбомов «Матерей изобретения». В свою очередь, Заппа спародировал обложку «Сержанта» на альбоме We're Only In It for the Money», где музыканты позируют в шутовских женских нарядах.

(Abbey Road, 1969), Across the Universe (Let It Be, 1970) и многие другие, песенная структура которых существенно трансформируется, порождая небывалые гибридные формы. И эти трансформации, что очень важно — плод во многом коллективного творчества, при котором вклад каждого участника группы не подвергается сомнению. Идея индивидуальная, воплощение — коллективное! В первую очередь сказанное относится к тандему «Леннон — Маккартни».

На первый взгляд, Леннон обнаруживает все качества экстраверта: непоседливость, изменчивость творческих интересов, объективизм, иронию. Однако экстраверсия покрывается ее «тенью» — интровер-сией, давая в итоге антиномичный стиль. Интроспективное начало достаточно весомо, проявляется в обостренном восприятии окружающих явлений, в углубленном самоанализе, стремлении говорить от первого лица, а также в многочисленных мотивах «воспоминаний» («remembrance»), о которых пишет Уолтер Эверетт [22], раскрывая тайники ленноновского подсознания и вплотную подводя нас к осмыслению такого явления, как «память культуры». По работам Леннона наглядно виден процесс интеллектуализации рока и превращение его в искусство.

Таким образом, не вызывает сомнений взаимосвязанность экзистенциальных и музыкальных идей рока, которые переполняют творца и которыми он делится со своими поклонниками и фанатами. Вот почему рассмотрение биографических аспектов творчества того или иного рок-музыканта или группы убеждает нас в их важности для понимания и интерпретации музыки. В связи с этим биография может тяготеть к мобильному или стабильному алгоритму и, соответственно, к стилевому многообразию либо единообразию. Так, например, поздние альбомы The Beatles (1965 — 1969) открывают широкую панораму выразительных возможностей и разнообразие художественных миров, ведущих в будущее. В то же время The Rolling Stones — не менее крупное явление в классическом роке — тяготеют к рок-н-ролльной модели. Впрочем, возможны их сочетания, делающие эволюцию не столь простой. Импульсы, которые возникают по ходу центробежной эволюции The Beatles, оплодотворяют всю последующую рок-музыку, намечают пути в будущее. По ним, например, направятся и многие прогрессисты, увлеченные идеей обновления и эксперимента. В этом смысле биография Джона Леннона и многих

Биографические аспекты рока

его сверстников в 1960—1970-е годы — биографии открывающие. В то же время, сегодняшние биографии в большей степени формируются как биографии закрывающие или, в лучшем случае, — продолжающие (в том смысле, что идут по чьим-то следам). И их изучение заслуживает отдельного внимания.

В завершении приводим фрагмент шутливого «жизнеописания» Джона Леннона в переводе А. Курбановского.

About the Awful

I was bored on the 9th of Octover 1940 when, I believe, the Nasties were still booming us led by Madalf Heatlump (Who had only one). Anyway, they didn't get me. I attended to varicous schools in Liddypol. And still didn't pass-much to my Aunties supplies. As a memebr of the most publified Beatles me and (P, G, and R's) records might seem funnier to some of you than this book, but as far as I'm conceived this correction of short writty is the most wonderfoul larf I've ever ready.

God help and breed you all [23].

Кое-что о халявторе

Я рожился 9 октября 1940, когда, кажется, нас все еще бомбивали нассисты, под водительством Кондольфа Идитлера. В общем, до меня они не добрались. Я учился в разногораздых школах в Лиддиполе, но к удавлению моей тетушки, так и не получил дипломба. Поскольку я являюсь учестником широкопубличного ансамбля «Битлз», наши (мои, Пола, Джорджа и Ринго) пластинки могут казаться более забавными, чем эта книжонка. Но что до меня, то сия коррекция коротких смешнулек — самое умордитель-ное обхохочище, какое я когда-либо чихал.

Бог да помажет и покормит вас всех [6, а 5].

Список литературы:

1 Дилан Б. Хроники. Том 1. М.: Эксмо, 2005. 384 с.

2 Вулф Т. Электропрохладительный кислотный тест СПб.: Азбука, 1996. 512 с.

3 ДэвисХ. Битлз. Авторизованная биография. М.: Радуга,1993. 416 с.

4 Коннолли Р. Джон Леннон 1940—1980. Биография / Пер. с английского С. Литвиновой // Иностранная литература. 1989. № 12. С. 194—225.

5 ЛамбленД. The Rolling Stones. Взгляд изнутри. М.: Эксмо, 2018. 380 с.

6 Леннон Д. Испалец в колесе / Пер. с англ. А Курбановского. М.: Эксмо, 2003. 192 с.

7 Леннон Д. Письма / Предисловие и комментарии Хантера Дэвиса. М.: Слово, 2012. 392 с.

8 МейсонН. Inside Out: личная история Pink Floyd. СПб.: Амфора, 2009. 468 с.

9 Норман Ф. Мик Джаггер. М.: Азбука. Колибри, 2014. 672 с.

10 Норман Ф. Пол Маккартни: биография. М.: Corpus, 2020. 768 c.

11 Pink Floyd. Кирпич к кирпичу / сост. О. Мухин. М.: Эксмо, 2004. 432 с.

12 Стинг. Разбитая музыка. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 79 с.

13 Сыров В. Британский рок как национальный феномен // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2015. № 3. С. 62—71.

14 Сыров В. Парадоксальные миры Джона Леннона // Искусство ХХ века: Парадоксы смеховой культуры. Нижний Новгород: НГК им. М.И. Глинки, 2001. С. 186—197.

15 Тихонов Н. О семантике ужаса в рок-музыке. Дипломная работа. Москва, Московская консерватория, 2006.

16 УоллМ. Led Zeppelin. Когда титаны ступали по земле. М.: Рипол-Классик, 2015. 750 с.

17 ХендриксД. Начать с нуля. Моя собственная история. М.: Эксмо, 2015. 256 с.

18 Шмидель Г. Beatles: жизнь и песни. М.: Музыка, 1990. 159 с.

19 Byrne D. How Music Works. San Francisco, McSweeney's Publishing, 2013. 374 p.

20 Cobain K. Journals. Riverhead, 2002. 280 pp.

21 Everett W. The Beatles as Musicians: The Quarry Men Through Rubber Soul. Oxford University Press, 2001. 452 pp.

22 Everett W. Fantastic remembrance in John Lennon's Strawberry Fields Forever and Julia // Musical Quarterly 1986. Vol. LXXII/3. Pp. 360—393.

23 Lennon J. A Spaniard in the Works. Buccaneer Books, 1995. 95 p.

24 Townshendp. Who I Am. Harper Collins, 2013. 538 p.

25 Zappa F., Occhiogrosso p. The Real Frank Zappa Book. New York, A Touchstone Book, 1989. 352 p.

Биографические аспекты рока

References:

1 Dylan B. Hroniki [Chronicles], Vol. 1. Moscow, Eksmo Publ., 2005. 384 p. (In Russ.)

2 Wolfe T. Elektroprohladitel'nyjkislotnyj test [The Electric Kool-Aid Acid Test]. St. Petersburg, Azbuka Publ., 1996. 512 p. (In Russ.)

3 Davies H. Beatles. Avtorizovannaya biografiya [Beatles. The Authorised Biography]. Moscow, Raduga Publ.,1993. 416 p. (In Russ.)

4 Connolly R. John Lennon 1940-1980. Biografiya [John Lennon 1940-1980. The Biography], translated by S. Litvinova. Inostrannaya literatura, 1989, no. 12, pp. 194—225. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Lamblin D. The Rolling Stones. Vzglyad iznutri [The Rolling Stones. Inside view]. Moscow, Eksmo Publ., 2018. 380 p. (In Russ.)

6 Lennon D. Ispalec vkolese [A Spaniard in the Works], translated by A. Kurbanovskiy Moscow, Eksmo Publ., 2003. 192 p. (In Russ.)

7 Lennon D. Pis'ma [Letters], foreword and comments by Hunter Davies. Moscow, Slovo Publ., 2012. 392 p. (In Russ.)

8 Mason N. Inside Out: lichnaya istoriya Pink Floyd [Inside Out: a Personal Story of Pink Floyd]. St. Petersburg, Amfora Publ., 2009. 468 p. (In Russ.)

9 Norman F. MikDzhagger [Mick Jagger]. Moscow, Azbuka Publ., Kolibri Publ., 2014. 672 p. (In Russ.)

10 Norman F. Pol Makkartni: biografiya [Paul McCartney: The Biography]. Moscow, Corpus Publ., 2020. 768 p. (In Russ.)

11 Pink Floyd. Kirpich k kirpichu [The Brick to the Brick], the compiler O. Muhin. Moscow, Eksmo Publ., 2004. 432 p. (In Russ.)

12 Sting. Razbitaya muzyka [The Broken Music]. Ekaterinburg, U-Faktoriya Publ., 2005. 79 p. (In Russ.)

13 Syrov V. Britanskij rok kak nacional'nyj fenomen [The British Rock Music as a National Phenomenon]. UchenyezapiskiRAMim. Gnesinyh, 2015, no. 3, pp. 62—71. (In Russ.)

14 Syrov V. Paradoksal'nye miry Dzhona Lennona [Paradoxical Worlds of John Lennon]. Iskusstvo XX veka: Paradoksy smekhovoj kul'tury [The Art of 20th Century: Paradoxes of Laughter Culture]. Nizhnij Novgorod, NGK im. M. I. Glinki Publ., 2001, pp. 186—197. (In Russ.)

15 Tihonov N. O semantike uzhasa vrok-muzyke [On the Semantics of Horror in Rock Music], Diplomnaya rabota [Diploma Work]. Moscow, Moskovskaya konservatoriya Publ., 2006. (In Russ.)

16 Wall M. Led Zeppelin. Kogda titany stupali po zemle [Led Zeppelin. When Giants Walked the Earth]. Moscow, Ripol-Klassik Publ., 2015. 750 p. (In Russ.)

17 Hendrix J. Nachat's nulya. Moya sobstvennaya istoriya [Starting at Zero. My Own Story]. Moscow, Eksmo Publ., 2015. 256 p. (In Russ.)

18 Schmiedel G. Beatles:zhizn'ipesni [The Beatles: Life and Songs]. Moscow, Muzyka Publ., 1990. 159 p. (In Russ.)

19 Byrne D. How Music Works. San Francisco, McSweeney's Publishing, 2013. 374 p.

20 Cobain K. Journals. Riverhead, 2002. 280 p.

21 Everett W. The Beatles as Musicians: The Quarry Men through Rubber Soul. Oxford University Press, 2001. 452 p.

22 Everett W. Fantastic remembrance in John Lennon's Strawberry Fields Forever and Julia. Musical Quarterly, 1986, vol. LXXII/3, pp. 360—393.

23 Lennon J. A Spaniard in the Works. Buccaneer Books, 1995. 95 p.

24 Townshend p. Who I Am. Harper Collins, 2013. 538 p.

25 Zappa F., Occhiogrosso p. The Real Frank Zappa Book. New York, A Touchstone Book, 1989. 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.