Научная статья на тему 'БИОФИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: ПЛАНИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ И РАЗУМНОЙ СРЕДЫ'

БИОФИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: ПЛАНИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ И РАЗУМНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC
601
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Урбанистика
ВАК
Ключевые слова
БИОФИЛИЯ / УСТОЙЧИВЫЙ ДИЗАЙН / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРИРОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ИНТЕРЬЕР / ЖИЛАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ ГОРОДА / ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / УРБАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Баклыская Лариса Евгеньевна, Ильин Константин Сергеевич

Предметом исследования является использование принципов и приемов биофильного дизайна в различных средовых ситуациях - в открытых городских и в интерьерных пространствах. Актуальность исследования определяется необходимостью новых парадигм и концептуальных решений для изменения отношений между урбанизированной средой и природой. Биофильный дизайн особенно востребован в условиях таких глобальных вызовов современному обществу, как пандемия 2020 г., и открывает дополнительные возможности устойчивого развития. Методология проведения работы заключается в единстве теории и практики [1]. Теоретической частью работы является фиксация современного состояния вопроса, анализ основных принципов биофильного урбанизма и приемов биофильного дизайна. Практическая часть исследования рассматривает примеры проектов открытых и интерьерных пространств, в которых биофилия является одним из основополагающих принципов проектирования среды и, одновременно, приемов организации пространства. В основу эмпирической базы исследования были положены такие методы, как наблюдение и анализ результатов творческих работ, которые позволяют оценить эффективность форм и методов развития творческого компонента профессиональной деятельности. Исследование выполнено на кафедре Дизайна архитектурной среды Тихоокеанского государственного университета в рамках учебного курса «Средовые факторы в дизайне» и имеет прикладной характер. Новизна исследования заключается в применении его результатов в практическом архитектурно-дизайнерском проектировании объектов среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Баклыская Лариса Евгеньевна, Ильин Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOFRIENDLY DESIGN: ARRANGEMENT OF SUSTAINABLE AND SMART ENVIRONMENT

The subject of this research is application of the principles and techniques of biofriendly design in various environmental situations - open urban and interior spaces. The relevance of this research is defined by the need for new paradigms and conceptual solutions in order to change the relationship between urbanized environment and nature. Biofriendly design is of particularly demand in the conditions of such global challenges to modern society as the 2020 pandemic, as it opens additional opportunities for sustainable development. The research methodology is based on the unity of theory and practice. The theoretical part of the work consists in consideration of the current state of the question, analysis of the key principles of biofriendly urbanism and techniques of biofriendly design. The practical part reviews the examples of projects of the open and interior spaces, in which biofriendliness is one of the fundamental principles of arranging the environment, and simultaneously, the space organization techniques. The empirical framework is comprised of such methods as observation and analysis of the results of creative works that allow assessing the effectiveness of forms and methods of the development of creative component of professional activity. The research is conducted at the premises of the department of Design of Architectural Environment of the Pacific National University within the framework of educational course “Environmental Factors in Design” and is of applied nature. The novelty of this work consists in implementation of the obtained results in practical architectural and design engineering of environmental objects.

Текст научной работы на тему «БИОФИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: ПЛАНИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ И РАЗУМНОЙ СРЕДЫ»

Урбанистика

Правильная ссылка на статью:

Баклыская Л.Е., Ильин К.С. — Биофильный дизайн: планирование устойчивой и разумной среды // Урбанистика. - 2021. - № 2. DOI: 10.7256/2310-8673.2021.2.35165 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=35165

Биофильный дизайн: планирование устойчивой и разумной среды

Баклыская Лариса Евгеньевна

доцент, кафедра дизайна архитектурной среды, Тихоокеанский государственный университет 680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

lb2811@mail.ru

Ильин Константин Сергеевич

старшей преподаватель, кафедра дизайна архитектурной среды, Тихоокеанский государственный

университет

680035, Россия, >&баровский край, г. >&баровск, уп. Тиюокеанская, 136, оф. 608

кой Н пеБ@уа ndex.ru

Статья из рубрики "Дизайн и среда"

DOI:

10.7256/2310-8673.2021.2.35165

Дата направления статьи в редакцию:

27-02-2021

Дата публикации:

06-03-2021

Аннотация.

Предметом исследования является использование принципов и приемов биофильного дизайна в различных средовых ситуациях - в открытых городских и в интерьерных пространствах. Актуальность исследования определяется необходимостью новых парадигм и концептуальных решений для изменения отношений между урбанизированной средой и природой. Биофильный дизайн особенно востребован в условиях таких глобальных вызовов современному обществу, как пандемия 2020 г., и открывает дополнительные возможности устойчивого развития. Методология проведения работы заключается в единстве теории и практики [1]. Теоретической частью работы является фиксация современного состояния вопроса, анализ основных принципов биофильного урбанизма и приемов биофильного дизайна. Практическая часть

исследования рассматривает примеры проектов открытых и интерьерных пространств, в которых биофилия является одним из основополагающих принципов проектирования среды и, одновременно, приемов организации пространства. В основу эмпирической базы исследования были положены такие методы, как наблюдение и анализ результатов творческих работ, которые позволяют оценить эффективность форм и методов развития творческого компонента профессиональной деятельности. Исследование выполнено на кафедре Дизайна архитектурной среды Тихоокеанского государственного университета в рамках учебного курса «Средовые факторы в дизайне» и имеет прикладной характер. Новизна исследования заключается в применении его результатов в практическом архитектурно-дизайнерском проектировании объектов среды.

Ключевые слова: биофилия, устойчивый дизайн, экологическая экспертиза, экологический подход, природные элементы, интерьер, жилая среда, здоровье города, городское население, урбанизация

Введение. Термин биофилия впервые был использован немецким психоаналитиком

Эрихом Фроммом в 1973 г. и определен как «любовь к жизни». Этот термин популяризировал американский биолог Эдвард О Уилсон в 1980-х годах, когда он наблюдал, как растущие темпы урбанизации привели к разрыву с миром природы. Биофилия — заложенная в человеческой природе любовь к живым существам и объектам. У людей есть генетическая потребность взаимодействовать с природой и ее бионическими формами из-за эволюционной зависимости в выживании и для получения

положительных эмоций Биофилия объединяет такие известные понятия, как устойчивый дизайн, экологический дизайн, бионика в архитектурной среде, флористика

и др.

Понимание устойчивости среды, непосредственно связанное с биофилией, основано на документе ООН 1987 года, в котором устойчивость определяется как «удовлетворение потребностей настоящего без ущерба для способности будущих поколений

удовлетворять свои собственные потребности» ———^^ Природные системы имеют решающее значение для функционирования городов, но обычно предполагается, что они отделены от городской застройки. Биофильный подход подразумевает, что человек, являясь частью природы, окружает себя ее элементами на всех масштабных уровнях - от крупных фрагментов городской среды до приватного пространство жилой ячейки. В этом случае устойчивость выражается в дуализме: защита человека от вредного воздействия среды с одной стороны, и защита окружающей среды от разрушающих действий человека, с другой стороны

Постановка проблемы: Городская жизнь играет огромную роль в современной экологии человека. Доля населения мира, живущего в городах, выросла за последние два столетия от 5% до 50%. Человеческое население, таким образом, становится все более урбанизированным. Урбанизм вызывает изменения в социальных отношениях и

потенцирует многие изменения в человеческом поведение [5, 9]. С одной стороны, городская среда разнообразна и стимулирует новые возможности. С другой стороны,

большое скопление людей часто ведет к отчуждению и деиндивидуализации Городские популяции давно стали инкубаторами и воротами для инфекционных болезней. Загрязнение воздуха, дорожно-транспортные происшествия и образование городского «острова тепла» (метеорологическое явление, заключающееся в повышении температуры городского пространства относительно окружающих его пригородных областей) [7] - это далеко не все, чем угрожают нам города.

Биофильный дизайн, «целью которого является создание оптимальной среды обитания для людей, как биологических организмов, обитающих в условиях современной

инфраструктуры» [8, 10] способен внести серьезные коррективы в различные средовые ситуации. Общество все больше осознает важность экологически ответственного

дизайна —Проектировщики оказывают огромное влияние на устойчивость окружающей среды, потому что именно они решают, какие материалы и продукты будут использоваться и как экологически люди смогут взаимодействовать с окружающим пространством.

Биофильный дизайн в городской среде. Биофильный урбанизм ставит задачу достижения контакта между людьми и природой в современной застройке в помощью внедрения прямых или косвенных элементов природы в городское пространство. Включение во вновь созданную искусственную среду растений является одним из проверенных приемов, продвигающих экологически взаимосвязанные проектные решения в различных масштабах и позволяющих восстанавливать естественные системы в городской среде. При этом используется интеграции природы в дизайн окружающей человека среды от масштаба отдельного здания до улицы, квартала, района и т. д.

Примером использования данного приема является проектное предложение «Многоуровневая рекреация "Оазис"» (рисунок 1) Объектом разработки является овражное образование, расположенное в г. Хабаровске. Следует произвести на территории санитарную рубку, зонирование территории, функционально-планировочные мероприятия с целью оптимизации пространства, разработать стилистическое, композиционное, колористическое решение участка. Ставилась задача интегрировать в существующее пространство малые архитектурные формы, сохранив при этом целостность окружающей среды, поддержать идею единения с природой, посредством используемых материалов, «растворить» конструктивные элементы в пространстве. При создании планировочного решения участка были учтены современные тенденции проектирования открытых пространств. Один из основных элементов - крытый павильон сферической формы, в котором находится оранжерея. Он является композиционной доминантой участка, физически вычленяет пространство, задает масштаб и эмоционально-художественное впечатление, диктует поведенческий сценарий на территории, определенный образ действий. Павильон является связующим звеном между уровнями (нижний и верхний) на участке, в конструкцию интегрирована лестница, которой заканчивается переход, соединяющий противоположные стороны оврага.

Рисунок 1. Многоуровневая рекреация «Оазис». Автор Хинсулина В.А. Руководитель Баклыская Л.Е.

С разных сторон от павильона устроены галереи - выставочные зоны цилиндрической формы, которые играют роль смотровых площадок, находящихся на высоте четырех метров (рисунок 2). На каждую из них предусмотрено два входа, посредством лестниц. Галереи дают возможность панорамного обзора территории с различных точек. Растения, включенные в конструктивную структуру металлических опор, выступают здесь как продуманная интеграция природы в искусственную среду. В целом решена задача комплексного использования территории рекреационной зоны.

Рисунок 2. Фрагмент территории многоуровневой рекреации «Оазис». Автор Хинсулина

В.А. Руководитель Баклыская Л.Е.

Приемы биофильного дизайна в интерьере. Дизайнеры давно поняли, что природные элементы — естественный свет, натуральные материалы, вода и живые растения — создают комфортную атмосферу, и использовали их в интерьерах. Но биофильный дизайн решает задачу куда более масштабную — не просто создать уютное место для работы или проживания, а принципиально улучшить психическое и физическое благополучие людей (рисунок 3).

Внутренние и внешние взгляды на природу (озеленение, ландшафтный дизайн и аквзд.изайн)

Использование натуральных материалов и рецикл инг

Цветовые решения на основе природных ландшафтов

Улучшенное естественное и искусственное освещение

Оптимизация и организация пространства с акцентом на

Рисунок 3. Приемы биофильного дизайна

1. Внутренние и внешние взгляды на природу (озеленение, ландшафтный дизайн и аквадизайн). Внесение растительности во внутреннее пространство должен быть значительным (например, использование зеленых стен или большого количества горшечных растений). Общеизвестно, что растения позитивно влияют на физическое здоровье, работоспособность и продуктивность, а также снижают стресс. Взаимодействие с представителями фауны (аквариумы, клетки с птицами и др.) способствует интересу,

умственной стимуляции и удовольствию. Фактически, пребывание в окружении элементов природы (или элементов, имитирующих природу) в целом оказывает успокаивающее действие.

2 . Контроль качества воздуха, уровня токсинов и вентиляции (защита от загрязнений и обеспечение комфорта). Люди проводят большую часть своего времени в помещении. Поэтому забота о здоровье окружающей среды должна быть на первом месте в списке приоритетов дизайнера интерьера. При проектировании здорового пространства следует учитывать несколько факторов, таких как качество воздуха, отопление, вентиляция, освещение и акустика. Загрязнение воздуха в помещениях является одной из самых больших экологических угроз для здоровья населения. Для улучшения качества воздуха в помещении важно, чтобы воздух мог регулярно циркулировать и оставаться свежим.

3. Использование натуральных материалов и рециклинг. При выборе отделочных материалов дизайнеры интерьеров, с одной стороны, должны отдавать предпочтение природным материалам с высокой степенью экологической безопасности. С другой стороны, они должны понимать свою ответственность за рациональное использование окружающей среды. Драгоценные ресурсы планеты ограничены, поэтому рециклинг и перепрофилирование являются приоритетными направлениями. Дизайнеры могут (и должны) изобретать творческие способы дать новую жизнь использованным материалам. Еще один способ, которым дизайнеры интерьеров могут помочь уменьшить истощение природных ресурсов (и отвести отходы со свалок) - это сделать выбор в пользу синтетических материалов (при условии их экологической чистоты), которые были изготовлены из переработанных отходов или могут быть обновлены или переработаны в конце их жизни. При таком подходе отходы становятся сырьем для новых продуктов, и образуется круговой цикл производства, эффективно сводящий к минимуму или даже полностью устраняющий отходы.

4. Цветовые решения на основе природных ландшафтов. Естественные цвета или «земные тона» - это те, которые обычно встречаются в природе и часто представляют собой приглушенные пастельные тона коричневого, зеленого и синего цветов. Колористика биофильных интерьеров должна включать эти естественные тона. Яркие цвета следует использовать с осторожностью.

5 . Улучшенное естественное и искусственное освещение. Воздействие естественного света - еще один полезный фактор как для физического, так и для психологического здоровья. Это особенно актуально для рабочих мест, поскольку естественное освещение снижает стресс и повышает производительность. Чтобы сэкономить энергию, затрачиваемую на освещение, многое можно сделать, просто подобрав правильные цвета. Более светлые тона отражают больше света, в то время как комнаты с более темными стенами и мебелью требуют большего искусственного освещения. Использование отражающих поверхностей увеличивает количество света в комнате, отражая его, уменьшая зависимость от искусственного освещения. Установка домашней автоматики позволяет дистанционно управлять системами освещения. Это также помогает использовать энергию здания более эффективно и экономично.

6. Оптимизация и организация пространства с акцентом на человека. В условиях, когда городские зеленые зоны, утраченные с развитием урбанизации, уводят жителей города от природы, элементы биофильного дизайна являются частью дизайнерского подхода, который направлен на обращения природы снаружи внутрь с целью создания чувственной атмосферы, в которой люди могут достичь комфорта, здоровья и

расслабления через связь с природой С помощью проведенного исследования

детально освещены элементы дизайна, влияющие на атмосферу в помещении (таблица 1) .

Таблица 1. Анализ жилого интерьера

Озеленение, ландшафтный дизайн и аквадизайн

Защита от загрязнений и обеспечение комфорта

Использование натуральных ма те р иа л о в и рециклинг

Цветовые решения на

основе природных ландшафтов

Улучшенное е с те с тв е нно е ис кус с тв е нное освещение

Вариант 1. Интерьер спальни. Автор Сапрыкина Д.С. Руководитель Ильин К.С.

В комнате име е тс я о ч е нь много видов растений. Напротив окна рядом с уютным

местом для отдыха

располагается небольшой зимний сад, освещаемый встроенными в панели

источниками прямо над садом.

Комфортный микроклимат обеспечивают установленные фильтры для воды в будуарной зоне, также встроенные воздухоочистители. По причине

наличия больших оконных проемов и открытых

прос транс тв , в нижнюю панель по периметру комнаты в с трое на ото пите льна я система.

В про е кте

ис польз уютс я дерево, ткани, полотна и

штукатурка в виде органичного ма те риа ла с

натуральным составом. Что касается

рециклинга, то возможно предусмотреть данную позицию, опираясь на

пре дме ты из

ткани, полотен. Деревянную мебель поле

утра ты е ю

целостности внешнего вида, можно

ис польз ов а ть повторно, перекрашивая и

Применяются В проек

приглушенные, используется

пас те л ьные то на многоуровнев

для снятия освещение.

зрительного Помимо обще

напряжения. света

Б оле е те мные присутствует

оттенки дерева подс в е тка

используются в настенных

прикроватной светильников,

зоне для свет на уров1

привлечения пола, т

внимания. самым подсвечиваетс

Подсветка пол и создает

максимально ощущение,

мягко будто с в е т я в

акцентирует исходит

внимание на другого

определенные источника

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зоны, предметы освещения

и оборудование.

производя реставрацию.

Выводы: Интерьер приватной зоны изначально предполагал экологический подход по вс параметрам для создания гармоничного пространства, чтобы максимально снизить границ между природной средой и средой самых обыденных интерьерных решений. Известно, ч использование растений является приемом улучшения микроклимата помещения. К тому > растения корректируют влажность и химический состав воздуха, обогащают возд кислородом и очищают его от углекислоты, токсических веществ и пыли, ионизируют увлажняют, также создают дополнительную звукоизоляцию.

Вариант 2. Интерьер детской комнаты. Автор Ахметова А. Руководитель Ильин К.С.

Одной из главных М а те р иа л ы не В инте рье ре Благодаря Пространство

особенностей детской являются используются испол ьз уе мым хорошо

я в ля е тс я наличие природными, эпоксидное цветам (белый, освещено за сч

уголка для с о о тв е тс тв е нно , наливное светло- различных

выращивания не могут покрытие , голубой) светильников,

растений, который полностью краска, помещение большое

играет роль акцента в о тв е ч а ть маркерное кажется количество

пространстве и критериям покрытие , довольно источников све

придает определенное экологичности. гипсокартон, светлым. мо ж е т прив е с ти

настроение. Р а с те ния панели МДФ. дополнительны

очищают воздух и затратам

обогащают его электроэнергии

кислородом, что важно для детской комнаты.

Выводы: В этом случае следует более тщательно выбирать производителя и остановить на тех материалах, которые в большей степени будут отвечать экологическим гигиеническим требованиям.

Вариант 3. Интерьер кухни. Автор Леготина Д.С. Руководитель Ильин К.С.

В пространстве Разумное В данном интерьере Цвет Пространство

присутствуют использование присутствуют ориентирует хорошо

вьющиеся натуральных натуральные человека в освещено

растения, ма те риа л о в экологичные прос тр а нс тв е счет

которые поддерживает с троите льные и помощью светильников-

корректируют связь отделочные сигнальной фонарных

в ла ж нос ть и «человек- ма те риа лы, окраски, столбов, а т

химический природа» и преобладает обозначает же на случ

состав воздуха, воссоздают металл. Металл - опасные, отключения

обогащают природ ную экологичен, движущиеся электричества

воздух среду в жилом долговечен, не детали, им поддержания

кислородом и прос тр а нс тв е , выделяет вредных выделяют мистической

очищают его от их веществ. Однако композиционные атмосферы

углекислоты, использование металлические а кце нты, предусмотрен

токсических не только по в е рхно с ти зонируют та к же

в е щ е с тв и пыли, максимально экранируют прос тр а нс тв о , пов оротных

и в целом безопасно для электромагнитные корректируют стойках

оказывают здоровья, волны, не «дышат», пропорции канделябры

положительное красиво, они по э тому в помещения. В свечами.

влияние на так же просты отделанном данном проекте

микроклимат. и безопасны металлом доме использованы

Р а с те ния при обязательна контрастные

я в ля ютс я с в ое го утилизации. грамотно цвета: темное

рода барьером спроектированная оборудование и

разделяющим система вентиляции пол, что

п р о с тр а н с тв о и и вытяжки, что так подчеркивает

создают же присутствует в мощь и

дополнительную прое кте . Г ра нитна я статичность, при

звукоизоляцию и по в е рхно с ть этом светлые

шумопоглощение с то ле шниц - с те ны и по то л о к

термостойкая, дают эффект

наименее легкости

подвержена прос тр а нс тв а и

механическим благодаря этому

в о з де йс тв ия м, оборудование

поэтому довольно не выглядит

гигиенична и так же слишком

эстетически утяжеленным.

прив ле ка те льна .

Декоративная

штукатурка на

по в е рхно с тя х с те н и

потолка - это

натуральное

безопасное

дышащее покрытие.

Напольные

покрытия в виде

щитового паркета

так же являются

достаточно

экологичным

ма те риа лом, одна ко

древесина очень

чувствительна к

перепадам

те мпе ра туры и

влажности, требует

особо бережного

ухода.

Выводы: Применены технологические и композиционно-художественные прие1

экологизации среды -Ц4!. Использование живых растений и стилизация птиц являет возможностью приблизиться к полноценной среде обитания, способствуют гармош человека с окружающим миром и с самим собой. Данное пространство разработано учетом экологичности материалов и технологий, которые не несут вреда проживающим минимизируют вредное влияние и так же благодаря оборудованию создаются оптималы комфортные условия в помещении. Все представленные строительные материалы являют натуральными или близки к натуральным составам, имеют собственную радиоактивность выше нормативной, не выделяют токсичных газов и частиц вредных для здоровья, име нейтральный запах, поддерживают комнатную влажность в приемлемом диапазоне, созда нейтральную электрическую атмосферу и не вызывают больших изменений естественно магнитного поля, предрасположены к реставрации и рециклингу (переработке), I обусловливают сверхэксплуатацию природных ресурсов.

Вариант 4. Интерьер спальни. Автор Кошеварова А. Руководитель Ильин К.С.

В интерьере

отсутствуют

зеленые

насаждения и акваэлементы.

Ком мик обеспечива

установленные _-_ "

ра

теплофон при

кондиционер поддержания бла г.охф и ялной температуры. Покрытия легко очищаются от загрязнений.

ются нные ые Теплые оздают й

и уют

ворсистый материал, бархатистый и приятный на ощупь.

Облицовка стен -

бумажные обои.

Большое

количество

зеркал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Металлические перегородки.

Светильники н рабочей гардеробной зоной

максимально освещают данн пространство.

Светодиодная лента в гардеро помогает показа не толь

дизайнерское, и функциональн решение. Люст о тв е ч а е т подсветку зо отдыха.

Выводы: В проекте применен прием разделения рабочей зоны и зоны отдыха д максимального комфорта. Зеркала визуально расширяют комнату и создают зрительны иллюзии. Все отделочные материалы являются экологичными. Все световые решени регулируются от разных выключателей, тем самым можно добиться максимальног светового комфорта.

Выводы исследования. Биофилия приобретает все большее значение для нашего здоровья и благополучия в искусственной среде:

1 . Современное развитие дизайна не может быть представлено без опоры на экологические знания проектировщика. Эти знания должны касаться как защиты окружающей среды от разрушающих ее последствий деятельности человека, так и защиты человека от неблагоприятного влияния среды, измененной в результате

антропогенных факторов

2 . Дизайнер архитектурной среды несет ответственность за качество своих проектных

решений и может оказывать решающее влияние на состояние окружающего человека

пространства, будь то интерьер или фрагмент городской среды I16!.

3. Биофильный дизайн, объединяющий несколько направлений (экодизайн, флористика,

биодизайн и др.) является не просто модным стилем архитектурно-дизайнерского

проектирования, но образует новый способ проектного мышления, в основе которого

лежит убежденность в том, что человек является частью природы и находится с ней в неразрывной связи.

4 . Биофильный дизайн позволит городам лучше адаптироваться к стрессам, возникающим в результате изменений климата и, следовательно, местной окружающей среды.

5. Результаты показывают, что биофильный дизайн и планирование можно рассматривать как полезная парадигма для решения проблем, которые ставит город будущего в том числе с точки зрения устойчивости, путем переосмысления и улучшения отношений человека и природы в городском контексте.

Библиография

1. Ломов Б.Ф. Единство теории, практики и эксперимента в психологии [Электронный ресурс]. - URL: https://studme.org/278721/psihologiya/

edinstvo_teorii_praktikieksperimenta_psihologii_lomov (дата обращения: 29.01.2021)

2. Гипотеза биофилии-Biophilia hypothesisZ/Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://360wiki.ru/wiki/Biophilia_hypothesis (дата обращения: 23.02.2021)

3. Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды/ Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития-URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf/ (дата обращения: 28.02.2021)

4. Рыжов А. Биофильный дизайн: возвращение к природе.-2018.-URL: http://green-city.su/biofilnyj-dizajn-vozvrashhenie-k-prirode/ (дата обращения: 22.02.2021).

5. Биофильный дизайн. Estate Magaze's author: электронный журнал.-URL: https://estatemag.kz/biofilnyj-dizajn/ (дата обращения: 22.02.2021)

6. Деиндивидуализация/ Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 29.01.2021)

7. Исследование городских территорий по тепловым снимкам (обзор литературы) [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.geogr.msu.ru/cafedra/karta/materials/heat_img/files/2/urbanizirovannye_te rritorii.htm (дата обращения: 28.02.2021).

8. Что такое биофильный дизайн? [Электронный ресурс]. - URL: httpsV/zetsila.ru^TO-такое-биофильный-дизайн/ (дата обращения: 02.03.2021).

9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ The anatomy of human destractiveness_- 1973 [Электронный ресурс]. - URL: https://aitrus.info/node/211 (дата обращения: 22.02.2021).

10. What is sustainable design and how can consumers identify it? [Электронный ресурс]. - URL: https://qz.com/1916470/what-is-sustainable-design-and-how-can-consumers-identify-it (дата обращения: 29.01.2021)

11. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека/Декларации [Электронный ресурс]. - URL:

https ://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bioethics_and_hr.shtml (дата обращения: 07.02.2021)

12. Устойчивое развитие: концепция, принципы, цели/Форум благотворителей и меценатов России [Электронный ресурс]. - URL: https://csrjournal.com/ustojchivoe-razvitie-koncepciya-principy-celi (дата обращения 07.02.2021)

13. Lal Dalay. The impact of biophilic design elements on the atmospheric perception of the interior space [Электронный ресурс]. - URL:

https://www.researchgate.net/publication/348150900_THE_IMPACT_0F_BI0PHILIC_DE

SIGN_ELEMENTS_0N_THE_ATM0SPHERIC_PERCEPTI0N_0F_THE_INTERI0R_SPACE (дата обращения: 22.02.2021).

14. Панкина М.В., Захарова С.В. Приёмы экологического дизайна среды // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id = 12740 (дата обращения: 22.02.2021).

15. Парамонова А.Р. Биофильный дизайн как новый предмет для изучения студентами художественных вузов//Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции. под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. 2019. Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (Санкт-Петербург) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41770762_83190591.pdf (дата обращения: 23.02.2021)

16. Biophilic design - connecting with nature to improve health & well being/ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oliverheath.com/biophilic-design-connecting-nature-improve-health-well/ (дата обращения: 02.03.2021).

17. McMichael J. The urban environment and health in a world of increasing globalization: issues for developing countries [Электронный ресурс]. - URL:

https://www.who.int/bulletin/archives/78(9)1117.pdf (дата обращения: 23.02.2021) Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования - архитектурное проектирование устойчивой среды обитания на уровне жилища, городской среды обитания с учётом специфики биофильного дизайна. Методология исследования основана на теоретическом подходе с применением методов анализа, обобщения, сравнения, синтеза. Актуальность исследования определяется важностью практической реализации идей и принципов устойчивого развития, в том числе в проектировании городской среды и жилища, включая особенности биофильного дизайна. Научная новизна автором в явном виде не представлена и, по-видимому, связана со сформулированными выводами о том, что биофильный дизайн (объединяющий экодизайн, флористику, биодизайн и др.) образует новый способ проектного мышления, в основе которого лежит убежденность, что человек является частью природы и находится с ней в неразрывной связи. Данный вид дизайна позволяет лучше адаптироваться к изменениям климата. Это полезная парадигма для города будущего, в том числе с точки зрения устойчивости. Статья написана русским литературным языком. Стиль изложения научный. Структура рукописи включает следующие разделы: Введение (биофилия как «любовь к жизни», растущие темпы урбанизации, разрыв с миром природы, устойчивый дизайн, экологический дизайн, бионика в архитектурной среде, флористика и др., понимание устойчивости среды, значение природных систем для функционирования городов, биофильный подход -защит человека от вредного воздействия среды и защита окружающей среды от разрушающих действий человека), Постановка проблемы (городская жизнь, урбанизация и урбанизм, важность экологически ответственного дизайна, устойчивость окружающей среды), Биофильный дизайн в городской среде (биофильный урбанизм, задача достижения контакта между людьми и природой в современной застройке в помощью внедрения прямых или косвенных элементов природы в городское пространство, проектное предложение «Многоуровневая рекреация "Оазис"»), Приемы

биофильного дизайна в интерьере (природные элементы — естественный свет, натуральные материалы, вода и живые растения, приемы биофильного дизайна -внутренние и внешние взгляды на природу (озеленение, ландшафтный дизайн и аквадизайн), контроль качества воздуха, уровня токсинов и вентиляции (защита от загрязнений и обеспечение комфорта), использование натуральных материалов и рециклинг, цветовые решения на основе природных ландшафтов, улучшенное естественное и искусственное освещение, оптимизация и организация пространства с акцентом на человека, анализ жилого интерьера (интерьер спальни, интерьер детской комнаты, интерьер кухни и пр.), Выводы исследования (заключение), Библиография. Текст включает три рисунка, одну таблицу. Рисунок 3 фактически дублирует текст, можно исключить. Таблица 1, включающая также несколько рисунков, представляется громоздкой. Содержание в целом соответствует названию. В то же время название больше подходит для научной монографии, нежели для отдельной статьи. В формулировке заголовка следует конкретизировать предмет исследования -проектирование городской среды обитания и жилища. При этом речь практически не идёт о планировании и «умной» среде. Неясно также, какие проекты (собственные, иные) используются автором в качестве примеров, где и с какой целью они выполнены. В связи с этим источники примеров следует указать в библиографическом списке. Библиография включает 17 источников отечественных и зарубежных авторов -монографии, научные статьи, материалы научных мероприятий, Интернет-ресурсы. Библиографические описания некоторых источников требуют корректировки в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например: 2. Гипотеза биофилии-Biophilia hypothesis. - URL: https://360wiki.ru/wiki/Biophilia_hypothesis (дата обращения: 23.02.2021). 15. Парамонова А. Р. Биофильный дизайн как новый предмет для изучения студентами художественных вузов // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра : материалы международной научной конференции / под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. - С. ???-???. Необходимо привести ссылки на первоисточники, а не на вторичные Интернет-ресурсы. Апелляция к оппонентам (Ломов Б. Ф., Рыжов А., Фромм Э., Панкина М. В., Захарова С. В., Парамонова А. Р., La Dalay, McMichael J. и др.) имеет место, в основном, в обзоре литературы. Обсуждение полученных результатов, их сопоставление с данными других авторов практически отсутствует, что нужно исправить. В целом материал представляет интерес для читательской аудитории. После доработки рукопись может быть опубликована в журнале «Урбанистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.