ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
БИОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вартанян Г. А.1, Гукасян Д. С.2, Борисов Б. П.3
1Вартанян Георгий Артурович / Vartanyan Georgiy Arturovich - студент; 2Гукасян Давид Сергеевич / Ghukasyan David Sergeevich - студент, стоматологический факультет;
3Борисов Борис Петрович /Borisov Boris Petrovich - доктор философских наук, профессор, кафедра философии, психологии и педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Краснодар
Аннотация: биоэтическое отношение к человеческому организму - специфика медицины, в том числе - стоматологии. В стоматологической деятельности объектом является полость рта пациента - уникальная система органов человеческого организма. В стоматологии, по отношению к объекту - полости рта, биоэтика основывается на соблюдении трех важнейших принципов: «не навреди, делай благо», «уважай объект лечебной деятельности», «помни, что здоровье -превыше всего». При соблюдении названных принципов, «благодарностью» полости рта за врачебную о ней заботу является здоровье.
Ключевые слова: биоэтика, полость рта, принципы биоэтики, личность, здоровье.
Добиваться в болезнях двоякого: приносить пользу или не навредить Гиппократ
Полость рта - уникальная часть человеческого организма, которая, как известно, выполняет множество функций, уважение которых является обязательным для биоэтического к ней отношения:
Во-первых, полость рта, являясь начальным отделом желудочно-кишечного тракта, участвует в пищеварении.
Во-вторых, в полости рта осуществляется анализ параметров пищи - вкус (химическая чувствительность), прикосновение (тактильная чувствительность), температурная чувствительность. Физические и химические раздражители воспринимаются рецепторным аппаратом полости рта, преобразуются в электрические импульсы, идущие в центральную нервную систему.
В-третьих, полость рта выполняет барьерную (иммунологическую) функцию: она защищает организм от проникновения патогенных микроорганизмов, которые могут вызывать различные заболевания.
В-четвёртых, полость рта участвует в акте речи - уникального социобиологического феномена, который позволил человечеству обособиться от животного мира, наделил человека новым статусом - статусом существа социального [2].
От здоровья полости рта существенно зависит здоровье организма в целом, способность человека (как личности) быть полноценным членом общества.
Биоэтическое отношение к тканям полости рта в стоматологии опирается на следующие три фундаментальных принципа:
■ Не навредить, делать благо.
Ткани полости рта являются главным объектом стоматологической деятельности. Врач-стоматолог обязан бережно относиться к тканям полости рта своих пациентов, применять все необходимые меры для обеспечения защиты тканей полости рта в
процессе лечения, особенно на этапах, предполагающих применения агрессивных факторов воздействия (химической, механической и термической природы).
Названная забота имеет не только технологическую, но также и биоэтическую природу, поскольку в выборе способов лечения врач должен ориентироваться, одновременно, - не только на «технологически-врачебный успех», но, не менее того, - на уважение к подвергающейся медицинскому воздействию живой природе, заключающееся в обеспечении максимальной комфортности процесса лечения.
■ Субъект врачебного воздействия активен и нравственен. Объект пассивен, ибо он неразумен, но благодарен обретением здоровья.
В стоматологической деятельности действительным субъектом является, прежде всего, врач-стоматолог. Объект стоматологической деятельности - полость рта - сам по себе не обладает разумом, реагирует на медицинское воздействие в основном на рефлекторном уровне. Вмешивающееся в процесс лечения «постороннее воздействие» со стороны личности больного (которой естественно принадлежит «полость рта»), в акте стоматологической деятельности далеко не всегда имеет положительное (для успешности лечения) значение, поэтому одной из задач лечащего врача является освобождение стоматологической деятельности от излишнего вмешательства в процесс лечения со стороны личности больного. В способности обеспечить относительное обособление «полости рта больного» от постороннего некомпетентного вмешательства, существенно заложен не только успех врачебной деятельности, но и обретение действительно адекватной биоэтике отдачи на лечение со стороны «полости рта» (заключающейся в ее физическом здоровье и нормальном функционировании).
■ Нельзя забывать, что врач - не только профессионал, социальный функционер, но также и нравственная личность. Объект лечения (ротовая полость) также не просто «фрагмент инстинктивной живой природы», но принадлежит пациенту, разумному и нравственному человеку. Морально-нравственные отношения врача и пациента являются необходимой стороной врачебной деятельности, с действительным основанием, прежде всего, в осуществлении этой деятельности, лечения.
Безусловно, врач-стоматолог является представителем профессии, которая обязывает контактировать с людьми, выслушивать проблемы, связанные со здоровьем полости рта и профессионально, грамотно эти проблемы решать. Морально-нравственные отношения врача-стоматолога и пациента устанавливаются через объект стоматологической деятельности и, соответственно, установкам профессиональной медицинской этики, должны строиться на взаимном уважении и доверии. В масштабе же предмета биоэтики, главным образом в масштабе самого процесса лечения, предметом уважения и исходящей из принципа уважения заботы, для врача-стоматолога выступает не действительная цельная личность пациента, но прежде всего объект-предмет лечения, полость рта. Поэтому врач должен уважать объект своей деятельности, помнить, что достижение здоровья полости рта для врача-стоматолога - превыше всего [1].
Принципы бережного отношения к тканям полости рта при различных стоматологических манипуляциях исторически существовали не всегда. Биоэтическое отношение врача к объекту своей профессиональной деятельности вполне вызревает только на достаточно высоком уровне развития медицины. Например, в исторических условиях средневековья лечением зубов нередко занимались люди, подчас весьма далёкие от врачебного дела (например, парикмахеры и даже кузнецы). Исходя из этого, необходимые гигиенические и биоэтические процедуры по обезболиванию и профилактике возможных осложнений от результатов такого лечения здесь, как правило, не проводились.
Современная медицина ставит запрет непрофессиональному вмешательству в сферу человеческого здоровья, одновременно выдвигая на первый план этические и биоэтические стороны врачебной деятельности. Прогресс медицины сегодня
60
напрямую зависит от ее способности к высоконравственному отношению к здоровью человека [3].
Литература
1. Биоэтика: реальность жизни. Человек и его образ в современной медицине и философской антропологии. М., 2001.
2. Робустова Т. Г. Хирургическая стоматология. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Медицина, 2003.
3. Хрусталев Ю. М. Основы биомедицинской этики. М.: Профессионал, 2010.
ЭТИКА ВЫБОРА МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ Вартанян Г. А.1, Куринская О. А.2, Борисов Б. П.3
1Вартанян Георгий Артурович / Vartanyan Georgiy Arturovich - студент;
2Куринская Ольга Андреевна /Kurinskaya Olga Andreevna - студент, стоматологический факультет;
3Борисов Борис Петрович /Borisov Boris Petrovich - доктор философских наук, профессор, кафедра философии, психологии и педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Краснодар
Аннотация: полость рта - очень важная часть человеческого организма, от которой зависит здоровье всех остальных органов и систем. Поэтому от правильного выбора метода лечения патологии тканей полости рта зависит, сможем ли мы достичь наилучшего результата в виде полного восстановления здоровья во всех его аспектах. В то же время выбор метода лечения зависит от многих факторов, таких как состояние естественных тканей полости рта, возраст, экономические возможности и эстетический статус пациента. Выбирая метод лечения той или иной патологии, врач, в частности - врач-стоматолог, должен основываться на трёх фундаментальных принципах биоэтики: «Не навреди, делай благо», «Уважай объект лечебной деятельности», «Помни, что здоровье полости рта - превыше всего не только для врача, но и для личности - владельца полости рта как объекта стоматологической деятельности».
Ключевые слова: биоэтика, полость рта, здоровье, принцип биоэтики, личность, метод лечения.
Задача врача — восстановить равновесие в организме больного Парацельс
С развитием медицины, в частности стоматологии, проблема лечения той или иной патологии в некоторых клинических ситуациях актуализировалась всё больше и больше. Существует множество проявлений, вариантов той или иной болезни, требующих к себе пристального внимания врача для установления правильного диагноза и выборе адекватного метода лечения такой болезни. Не зря в медицине для применения различных методов лечения существуют специальные медицинские показания и противопоказания, определяющие, может ли врач использовать данный метод лечения болезни у больного или не может. Что касается стоматологической деятельности: во многих клинических ситуациях проблема выбора метода лечения стоит остро, ибо проблема эта мало кем затрагивается в медицинской науке вообще, и немалое количество врачей зачастую не понимают, как важно и ответственно сделать