Научная статья на тему 'Биоэстетика как наука'

Биоэстетика как наука Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
1354
123
Поделиться
Ключевые слова
БИОЭСТЕТИКА / ЭТИКА / ФИЛОСОФИЯ / БИОЛОГИЯ / МЕДИЦИНА / КРАСОТА / АРТ-ТЕРАПИЯ / ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Заховаева А. Г.

Биоэстетика - одна из новейших наук современности, которая сформировалась на стыке биоло- гии, медицины, философии как область междисциплинарных исследований. Новая парадигма познаният- требует пересмотра фундаментальных категорий эстетики, такие как красота, прекрасное, эстетическое и др. Главная задача биоэстетики как биофилософии - это исследование совместной эволюции человека, природы, общества, искусства через призму биологии и медицины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Биоэстетика как наука»

Философия медицины

БИОЭСТЕТИКА КАК НАУКА

Заховаева А.Г.*, доктор философских наук

Кафедра гуманитарных наук ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», 153012, Иваново, Ф. Энгельса, 8

РЕЗЮМЕ Биоэстетика - одна из новейших наук современности, которая сформировалась на стыке биологии, медицины, философии как область междисциплинарных исследований. Новая парадигма познаният-требует пересмотра фундаментальных категорий эстетики, такие как красота, прекрасное, эстетическое и др. Главная задача биоэстетики как биофилософии - это исследование совместной эволюции человека, природы, общества, искусства через призму биологии и медицины.

Ключевые слова: биоэстетика, этика, философия, биология, медицина, красота, арт-терапия, жизнь.

* Ответственный за переписку (corresponding author): тел.: (4932) 30-76-65

Медицина - это искусство возвращать человеку утраченную вследствие болезни красоту.

Гиппократ

Особенность современного этапа развития наук - это возникновение новых наук на стыке традиционных. Биоэстетика - одно из таких новейших направлений. Биоэстетика - это синтез биологии, медицины и эстетики как философии красоты и искусства. Появление биоэстетики связано с необходимостью создания особого системного подхода к проблеме человека и мира в рамках новой парадигмы, где философия неразрывно связана с биологией и медициной. Такое содружество заметно повысит теоретический и методологический статус биологии и медицины в формировании интегративных представлений, образующих канву новой универсальной картины, ориентированной на целостное осмысление феномена человека и его роли в бытии Универсума. Именно идея прекрасного, красоты и есть то единое основание, в котором биологическое и социальное в человеке находят гармонию.

Новые технологии в биологии и медицине уже поставили вопрос о необходимости естествен-

нонаучных исследований в рамках эстетики. Так, уже возникли эстетическая медицина, арт-терапия, однако фундаментальных исследований в области биоэстетики еще не проводилось. Кроме того, актуальность биоэстетики заключается в разработке новых гуманистических, духовных ориентиров в понимании красоты, прекрасного. Это особенно важно сейчас, когда в обществе наблюдаются дегуманизация и девальвация личности.

В настоящее время в мировой науке нет фундаментального исследования по биоэстетике. Существуют лишь отдельные работы отечественных ученых по арт-терапии в рамках психотерапии: Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Но-сачев Г.Н. Направления, виды, методы и техники психотерапии. Копытин А.И. Системная арт-терапия. [4, 5, 7]. А вот на Западе уже делаются попытки создания работ по биоэстетике: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна.

Zakhovaeva A. G.

BIOAESTHETICS - A NEW SCIENCE

ABSTRACT Bioaesthetics is one of the newest sciences of the modem life. It was formed at the junction of biology, medicine, philosophy as a field of interdisciplinary researches. Thus a new cognition paradigm appeared and coming from it we had to revise fundamental categories of aesthetics such as beauty, beautiful, aesthetic etc. Research of joint evolution of man, nature, society, art in the light of biology and medicine is the main aim of bioaesthetics as biophilosophy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: bioaesthetics, ethics, philosophy, biology, medicine, beauty, art therapy, life.

46

Биоэстетика как наука

Rensh B. Biophilosophy. Ruse M. The Philosophy of Biology. Hull D. Philosophy of Biological Science. Эйбл-Эйбесфельд И. Биологические основы эстетики [2, 8, 9, 10, 11]. Однако основополагающие принципы биоэстетики как самостоятельной науки пока не сформулированы и не исследованы.

В онтологическом плане жизнь («био») - важнейший компонент нашего бытия, образец совершенства его структурной и функциональной организации. Это явление планетарного характера, исходное основание образования биосферы в целом, а также ее развитие и трансформация посредством своей высшей формы проявления - человека - в ноосферу (сферу человеческого разума). Если концептуальным ядром биологии является понятие жизни, которое в наше время приобретает статус многозначной философской категории, основополагающего принципа понимания сущности мира и человеческого существования в нем, то красота - это субъективное восприятие внешнего облика предметов и явлений, которые способны вызывать в человеке чувство наслаждения прежде всего формой того или иного предмета. Красота зависит от восприятия органами чувств. В этом плане интересна точка зрения основателя психологической эстетики Э. Бёрка [1]: «Красота -определенное качество тел, механически действующих на человеческую душу через посредство внешних чувств». Таким образом, красота -это восприятие внешнего облика предмета, который способен вызвать у человека положительные эмоции. Французский философ Ж. Ма-ритен пишет: «Красота есть сияние формы в соразмерных частях материи... иными словами, она есть блеск разума в разумно организованной материи. .Всякая чувственно воспринимаемая красота восхищает зрение, слух или воображение, но без восхищения разума нет и красоты» [6].

Что дает человеку возможность воспринимать красоту? И здесь важно рассмотреть возможные взаимосвязи между эстетическим переживанием и работой мозга. Может, в этом и скрыта тайна эстетического восприятия?

Важно отметить биологический момент в восприятии красоты. Через красоту воплощается особое отличительное свойство человека - его способность произвольно включать механизмы наслаждения. «Красота» выполняет функцию биологического вознаграждения. При этом красота в состоянии вознаградить сразу и ум, и чувство. Именно это сцепление и позволяет говорить об искусстве как сфере прекрасного (красоты).

Можно ли говорить о биологической основе наших представлений о красоте? Допустим, что это так. В книге «Красота и мозг» [2] приводится следующий пример: «Д. Моррис в серии остроумных экспериментов побуждал шимпанзе «рисовать» красками. На человеческий взгляд, получавшиеся «картины» смотрелись довольно привлекательно. Кроме того, Моррис обнаружил ряд любопытных закономерностей. Обезьяны заполняли лист симметрично и не выходили при этом за установленные рамки. Если Моррис заранее рисовал на одной половине листа квадрат или просто пятно, то обезьяна делала свой «рисунок» на другой половине листа, а потом несколькими мазками соединяла оба изображения. Одно из животных воспроизводило один и тот же веерообразный узор до тех пор, пока этими «веерами» не был довольно аккуратно заполнен весь лист. Каждая особь вырабатывала свой собственный стиль и как бы играючи его видоизменяла. Моррис выставил обезьянью «живопись» в музее, поместив ее среди работ современных художников, ничего не сказав об авторстве принесенных картин. Нашлись знатоки, хвалившие эти произведения как особенно жизненные и очень значительные. Особых похвал удостоились те, в которых была усмотрена принадлежность к направлению, именуемому ташизмом».

Значит ли это, что высшие животные способны к эстетическому восприятию? Нет, искусство - явление сугубо человеческое. Это осознанное творение, в котором чувства и мысли находятся в единстве, оно есть форма общения, диалога, возможность утверждения общих идеологических норм и ценностей, активности индивида, способ гуманизации. Искусство преобразует психику человека, его духовную организацию. «Функция искусства по отношению к человеку -очеловечивание» [3]. Искусство - это поиск сверхличностного внутри наличного бытия, рождение духовной субстанции личности. Искусство как мир чувственных образов, т. е. осознаваемое переживание художественного произведения, есть результат взаимодействия целого ряда функционально специализированных нейронных подсистем обоих полушарий мозга.

Попробуем очертить круг проблем, которые стоят перед биоэстетикой.

1. Изучение междисциплинарных связей гуманитарных и естественных наук, что расширяет границы познания в целом.

2. Анализ особенностей функционирования мозга, центральной нервной системы при восприятии красоты и искусства.

3. Проблема врожденной предрасположенности к эстетическому восприятию (в том числе вопрос о гениальности и таланте), склонности мыслить образными категориями («архетипами») и создавать соответствующие символы.

4. Наличие биологической базы у законов эстетики?

5. Соотношение биоэстетики и биоэтики. Это особенно важно, ибо еще великий немецкий философ И. Кант отмечал, что красота есть символ добра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Проблема физиологических особенностей животных и растений, обусловленных восприятием искусства (например, влияние музыки на рост растений и т.д.).

7. Изучение особенностей физиологии человека (слух, зрение, ритм) при восприятии и творении искусства. Проблема воздействия искусства на физиологические и психологические особенности человека. Так, искусство «оп-арта» - это художественно оформленные оптические эффекты, полученные с помощью линз, зеркал, металлических пластинок, в результате чего создается иллюзия искажения пространства. К

ЛИТЕРАТУРА

1. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. - М.: Наука, 1979. - С. 138.

2. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ. / под ред. И. Ренчлера, Б. Херц-бергер, Д. Эпстайна. - М.: Мир, 1995. - 335 с.

3. Каган М.С. Социальные функции искусства. - Л.: Искусство, 1976. - С. 20.

4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985.

5. Копытин А.И. Системная арт-терапия. - СПб.: Питер, 2001.

этому направлению искусства можно отнести О. Реутерсварда, М. Эшера, Т. Фарка-ша, С. Пучкова. Применение психотехнологий в рекламе, искусстве кино и др.

8. Развитие арт-терапии - самого наглядного примера непосредственного физиологического воздействия искусства на человека, где особое место отводится механизму эмоционального внушения, суггестии, который предполагает передачу определенного эмоционального состояния, выраженного в произведении, пациенту. Арт-терапия - это изотерапия, музыкотерапия, данстерапия, театротерапия, либропсихотерапия.

9. Теоретические проблемы эстетической хирургии, стоматологии и косметологии.

Биология, медицина и эстетика в рамках биоэстетики способны открыть новые горизонты в познании истины, добра и красоты. Таким образом, искусство и красота становятся междисциплинарными категориями на границе гуманитарного знания и естественных наук.

Биоэстетика способна формировать новые гуманистические и духовные ориентиры в медицине через понятия о красоте и прекрасном.

6. Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 55.

7. Носачев Г.Н. Направления, виды, методы и техники психотерапии. - Самара: Парус, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Эйбл-Эйбесфельд И. Биологические основы эстетики. - М., 2000.

9. Hull D. Philosophy of Biological Science. - N.Y., 1974.

10. Rensh B. Biophilosophy. - Columbia Un. Press, 1971.

11. Ruse M. The Philosophy of Biology. - L., 1973.

Поступила 6.12.2008 г.