Научная статья на тему 'Биоаминный профиль структур эндокринных желез у телят в условиях адаптации к холоду'

Биоаминный профиль структур эндокринных желез у телят в условиях адаптации к холоду Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЯТА / CALVES / АДАПТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ADAPTIVE TECHNOLOGY / БИОСТИМУЛЯТОРЫ / BIOSTIMULANTS / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА / THYROID / НАДПОЧЕЧНИКИ / ADRENALS / БИОАМИНЫ / BIOAMINY

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Сулагаев Ф.В., Яковлев С.Г., Семенов В.Г.

В статье отражена ведущая роль нейроэндокринной системы в процессах формирования адаптации организма телят к действию холода. Биостимуляторы ПС-2 и ПС-4 оказывают корригирующее влияние на структурно-химическое становление щитовидной железы и надпочечников, на морфофункциональные и биохимические процессы адаптации телят к холоду путем избирательной мобилизации симпатоадреналовой, серотонинергической и гистаминергической систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Сулагаев Ф.В., Яковлев С.Г., Семенов В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOAMINNY PROFILE STRUCTURES OF THE ENDOCRINE GLANDS IN CALVES IN COLD ADAPTATION

The article reflects the leading role of the neuroendocrine system in the formation of adaptation of calves to the action of cold. Biostimulants PS-2 and FS-4 have a corrective effect on the structural and chemical formation of the thyroid and adrenal glands, on the morphofunctional and biochemical processes of adaptation to cold calves by selective mobilization of sympathoadrenal, serotonergic and histaminergic systems.

Текст научной работы на тему «Биоаминный профиль структур эндокринных желез у телят в условиях адаптации к холоду»

УДК 636.085.16

БИОАМИННЫЙ ПРОФИЛЬ СТРУКТУР ЭНДОКРИННЫХ ЖЕЛЕЗ У ТЕЛЯТ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К ХОЛОДУ

Сулагаев Ф.В., Яковлев С.Г., Семенов В.Г.

ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

Ключевые слова: телята, адаптивная технология, биостимуляторы, адаптация, щитовидная железа, надпочечники, биоамины.

Key words: calves, adaptive technology, biostimulants, adaptation, thyroid, adrenals, bioaminy.

В условиях нарастающего прессинга на организм обеспечение более полной реализации продуктивного потенциала телят за счет активизации их неспецифической резистентности биостимуляторами, безвредными, не токсичными, не накапливающимися в продуктах животноводства и не загрязняющими окружающую среду и, в конечном итоге, получение безопасной в санитарном и экономическом плане продукции является актуальной проблемой современной ветеринарной науки и практики.

Ведущая роль в процессах формирования адаптации организма к действию факторов среды, одним из которых является холод, принадлежит нейроэндокринной системе [1]. Щитовидная железа и надпочечники, являясь основными звеньями этой системы, в составе гипоталамо-гипофизарного и симпатоадреналового комплексов участвуют в регуляции энергетического метаболизма и термогенеза, в формировании адаптивных реакций организма на действие экстремальных факторов внешней среды различной силы и продолжительности, чутко реагируя морфологическими и функциональными изменениями [2, 4].

Однако остаются мало изученными вопросы, касающиеся адаптационно-компенсаторных процессов, протекающих в структурах щитовидной железы и надпочечников при адаптации организма к холоду. Большинство работ посвящено изучению развития адаптационного звена в ответ на длительное воздействие стресс-индуцирующего фактора [3], тогда как многие параметры начинают изменяться с первых минут воздействия. Установление факта мгновенного реагирования на действие стрессоров со стороны нейроэндокринной системы делает актуальным изучение ранних изменений параметров функционального состояния органов указанной системы, и в первую очередь щитовидной железы и надпочечников, осуществляющих широчайший спектр функций, которые лежат в основе формирования защитных реакций организма.

Цель настоящей работы - изучить особенности нейромедиаторного биоаминового обеспечения желез внутренней секреции у телят,

выращиваемых в условиях адаптивной технологии согласно ВНТП Ф1-93 с назначением биостимуляторов.

Материал и методика исследований. Были сформированы три группы телят-аналогов черно-пестрой породы по 10 животных в каждой группе. Животных всех групп через сутки после рождения и до 30-суточного возраста содержали в индивидуальных домиках, затем до 180-суточного возраста (продолжительность исследований) - в павильонах на открытой площадке. В связи с экстремальными условиями в процессе выращивания телят уровень молочного кормления предусматривали выше принятых норм на 20 % (228 кг цельного и 480 кг снятого молока). С целью реализации адаптивного и продуктивного потенциала организма в условиях пониженных температур среды обитания телятам 1-й опытной группы внутримышечно инъецировали биостимулятор ПС-2 в дозе 3 мл на 2-3 и 7-9-й сутки жизни, 2-й опытной группы - ПС-4 в такой же дозе и в эти же сроки, контрольной группы - биостимуляторы не вводили.

Активность биоаминов в структурах щитовидной железы и надпочечников изучали на 1-, 30- и 120-й стуки эксперимента.

Результаты исследований. Главным содержанием общего адаптационного синдрома является возбуждение высших вегетативных центров и, как следствие, адаптической и гипофизарно-адреналовой систем. В результате реализуется эффект высоких концентраций катехоламинов и глюкокортикоидов, мобилизующих энергетические и структурные резервы организма. Действие глюкокортикоидов направлено на подготовку организма к длительной борьбе со стрессором и на пластическое обеспечение функций, а катехоламинергическим структурам придают важное значение в процессах экстренной адаптации.

Установлено, что в условиях пониженных температур среды обитания концентрация катехоламинов в фолликулах щитовидной железы подопытных телят в 30-суточном возрасте оказалась максимальной и варьировала в пределах 37,7±0,52 - 46,3±0,62 усл. ед. При этом уровень биоаминов у телят 1-й и 2-й опытных групп был выше на 16,2 и 22,8 % (Р<0,05) соответственно, чем в контроле. К концу срока исследований содержание катехоламинов в фолликулах железы снизилось у животных контрольной группы в 2,4 раза, а у телят 1-й и 2-й опытных групп в 2,7 и 2,4 раза по сравнению с исходными данными.

Аналогичная закономерность выявлена в динамике катехоламинов в интерфолликулярных островках и тиреоцитах железы. У 30-суточных телят 1-й и 2-й опытных групп активность катехоламинов в интерфолликулярных островках была выше соответственно на 15,3 и 22,9 %, а в тиреоцитах - на 16,3 и 25,1 % (Р<0,05), по сравнению с контролем. Уровень катехоламинов в интерфолликулярных островках в конце срока наблюдения был ниже у телят 1-й опытной группы на 1,9 % (Р>0,05), а во 2-й опытной группе, наоборот, выше на 14,2 % (Р<0,05), чем в контроле. Концентрация этих

биоаминов в тиреоцитах щитовидной железы телят 1-й и 2-й опытных групп оказалась выше на 14,1 и 24,4 % (Р<0,05) соответственно, по сравнению с контрольными данными.

Итак, использование биостимуляторов ПС-2 и ПС-4 при выращивании телят в индивидуальных домиках и павильонах способствует мобилизации адренергической системы организма на экстренную адаптацию к гипотермии.

Серотонинергическая система участвует в адаптивных реакциях организма при определении структурно-химического профиля тканей органов, регуляции тканевого метаболизма, роста, развития и дифференцировании клеток.

Максимльное содержание серотонина в структурах щитовидной железы телят установлено через 30 суток после постановки опытов: в фолликулах 102,0±1,99 - 155,0±2,91 усл. ед, интерфолликулярных островках - 70,1±1,01 - 117,6±2,07, тиреоцитах - 104,9±1,29 - 126,7±1,24 усл. ед. У телят опытных групп концентрация биоамина во всех структурах органа превышала контрольные данные. Достоверные изменения отмечены через 120 суток после постановки опытов: в фолликулах - на 10,1 и 20,9 %, интерфолликулярных островках - 9,9 и 35,7 и тиреоцитах - на 28,4 и 31,3 % (Р<0,05) соответственно.

Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что использованные в опытах биостимуляторы способны повышать активность серотонинергической системы в адаптивных реакциях.

Гистамин является регулятором активности естественных киллеров, усиливает фагоцитарную активность макрофагов, влияет на дифференцировку Т- и В-хелперов и супрессоров, угнетает генерацию антителстимулирующих клеток при антигенной стимуляции, повышает сопротивляемость организма к инфекциям.

Через 30 суток после постановки опытов произошло увеличение концентрации гистамина в структурах щитовидной железы подопытных телят: в фолликулах в 2,7-3,9 раза, интерфолликулярных островках - 1,31,8 и тиреоцитах - в 1,2-1,7 раза. Содержание биоамина в фолликулах железы телят 1 -й и 2-й опытных групп оказалось ниже по сравнению с контролем на 13,5 и 7,3 %, в интерфолликулярных островках и тиреоцитах, наоборот, выше на 16,9 и 21,6 % и на 9,7 и 14,9 % соответственно (Р<0,05). В дальнейшем уровень гистамина в структурах железы последовательно снижался. Так, у 120-суточных подопытных животных он оказался ниже по сравнению с исходными данными в фолликулах в 1,9-2,1 раза, интерфолликулярных островках - 1,3-1,5 и в тиреоцитах - в 1,4-1,6 раза. При этом содержание гистамина в структурах железы было выше у телят опытных групп, чем в контроле, соответственно на 12,6 и 16,1 %, 4,0 и 11,3, 11,1 и 17,7 % (Р<0,05).

Следовательно, внутримышечное введение телятам ПС-2 и ПС-4

способствовало мобилизации гистаминергической системы на активизацию неспецифической резистентности и адаптацию организма к холоду.

Установлено, что уровень катехоламинов в капсуле, корковом и мозговом веществах надпочечников у 1-суточных телят был максимальным и составлял 58,3±1,52, 68,2±2,57 и 86,8±7,07 усл. ед. соответственно. Через 30 суток после постановки опытов отмечено его снижение у животных контрольной, 1-й и 2-й опытных групп соответственно: в капсуле - в 1,7, 1,4 и 1,3 раза, в корковом веществе - 1,7, 1,4, 1,5 и в мозговом веществе - в 2,5, 2,1 и 1,7 раза. У животных 1-й и 2-й опытных групп активность катехоламинов в капсуле железы по сравнению с контролем была выше на 17,0 и 28,1 %, в корковом веществе - на 17,8 и 13,5 % и мозговом - на 13,1 и 26,5 % (Р<0,05) соответственно. Такая закономерность в динамике этого биоамина продолжалась и в последующие сроки исследований.

Концентрация серотонина в капсуле, корковом и мозговом веществах надпочечников у новорожденных телят контрольной, 1-й и 2-й опытных групп была относительно низкой и равнялась 29,6±1,05, 40,1±1,03 и 67,2±1,24 усл. ед. Наивысшая ее активность установлена через 30 суток после инъекции биостимуляторов. При этом уровень серотонина у телят 1-й и 2-й опытных групп был выше контрольных данных на 12,626,6 и 19,4-31,1 % (Р<0,05) соответственно. К концу срока наблюдения содержание серотонина в структурах надпочечников телят снизилось.

Максимальная концентрация гистамина в капсуле, корковом и мозговом веществах надпочечников у телят контрольной, 1 -й и 2-й опытных групп отмечена в 30-суточном возрасте, и ее диапазон составил соответственно 95,3±2,15 - 111,8±2,36 усл. ед., 140,8±2,24 - 165,2±2,36 и 94,8±1,95 - 122,6±1,90 усл. ед. К концу исследований уровень биоамина в этих структурах постепенно снижался, но у телят 1 -й и 2-й опытных групп он оказался выше на 11,1-16,5 и 14,8-29,8 % (Р<0,05) соответственно, чем в контроле.

Заключение. Исследования нейромедиаторного биоаминового обеспечения щитовидной железы и надпочечников позволяют сделать заключение о том, что биостимуляторы ПС-2 и ПС-4 оказывают корригирующее влияние на структурно-химическое состояние этих желез, на морфофункциональные и биохимические процессы адаптации телят к холоду путем избирательной мобилизации симпатоадреналовой, серотонинергической и гистаминергической систем.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Баженов, Ю.И. Физиологические механизмы адаптации к холоду /Ю.И. Баженов, А.Ф. Баженова, Л.Р. Горбачева //Бюллетень СО РАМН. Мат. конгресса по приполярной медицине.-Новосибирск, 2006.- С. 20. 2. Lauberg P. Cold adaptation and thyroid hormone metabolism /P. Lauberg, S. Andersen, S. Karmisholt //Horm. Metab. Res, 2005.-

Vol. 37 (9).- P. 545-549. 3. Maeda, T. Involvement of basal metabolic rate in determination of type of cold tolerance /T. Maeda, T. Fukushima, K. Ishibashi, S. Higuchi //J.Physiol.Anthropol., 2007.- V.26.- № 3.- P. 415-418. 4. Silvestri, E. Thyroid hormones as molecular determinants of thermogenesis /E. Silvestri, L. Schiavo, A. Lombardi, F. Goglia //Acta physiol. scand., 2005.- V. 184.- № 4.-P. 265-284.

БИОАМИННЫЙ ПРОФИЛЬ СТРУКТУР ЭНДОКРИННЫХ ЖЕЛЕЗ У ТЕЛЯТ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К ХОЛОДУ

Сулагаев Ф.В., Яковлев С.Г., Семенов В.Г.

Резюме

В статье отражена ведущая роль нейроэндокринной системы в процессах формирования адаптации организма телят к действию холода. Биостимуляторы ПС-2 и ПС-4 оказывают корригирующее влияние на структурно-химическое становление щитовидной железы и надпочечников, на морфофункциональные и биохимические процессы адаптации телят к холоду путем избирательной мобилизации симпатоадреналовой, серотонинергической и гистаминергической систем.

BIOAMINNY PROFILE STRUCTURES OF THE ENDOCRINE GLANDS IN CALVES IN

COLD ADAPTATION

Sulagaev F.V., Yakovlev S.G., Semenov V.G.

Summary

The article reflects the leading role of the neuroendocrine system in the formation of adaptation of calves to the action of cold. Biostimulants PS-2 and FS-4 have a corrective effect on the structural and chemical formation of the thyroid and adrenal glands, on the morphofunctional and biochemical processes of adaptation to cold calves by selective mobilization of sympathoadrenal, serotonergic and histaminergic systems.

УДК 636.2

РОСТ, РАЗВИТИЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ РЕЗИСТЕНТНОСТЬ

ТЕЛЯТ В УСЛОВИЯХ ГИПОТЕРМИИ

Сулагаев Ф.В., Яковлев С.Г., Семенов В.Г.

ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

Ключевые слова: телята, адаптивная технология, биостимуляторы, рост, развитие, неспецифическая резистентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.