ФИЛОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 148-151.
УДК 81'373.2
М.А. Дрога, А.А. Дрога
БИНОМИНЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ
Изучается активно пополняемая группа слов - составные наименования, или биноми-ны. Особо выделяется многочисленная группа слов, называющих человека по роду деятельности. Специфика данных номинаций - в двойственности их лексической и словообразовательной природы. Один из компонентов, входящих в состав наименования, обозначает профессию, второй - указывает на какой-либо признак.
Ключевые слова: неологизмы, разнословные сложения, биномины, составные наименования, рематическая часть, профессия.
Активное развитие языковой системы русского языка приводит к интенсивному пополнению лексики новыми словами. Возрастает интерес ученых к изучению новообразований, хотя проблемы новых слов занимали лингвистов в разное время. Им были посвящены работы И.И. Срезневского (1873), П.Д. Первова (1916), А.Н. Горнфельда (1922), Г.О. Винокура (1943), А.И. Смирницкого (1954), Н.И. Фельдман (1957). Однако наиболее детально новые слова исследуются в русском языкознании, начиная с 1960-х годов, о чем свидетельствуют монографии, многочисленные исследования, статьи, в которых новообразования рассматриваются в различных аспектах: словообразовательном, структурно-семантическом, нормативном, стилистическом и др. (работы О.А. Габинской, Е.А. Земской, В.В. Лопатина, А.Г. Лыкова, Н.М. Шанского, В.Г. Гака и многих других ученых).
Среди новообразований русского языка выделяются две категории: неологизмы и окказионализмы. Новые слова, закрепляющиеся с течением времени в языке, называются неологизмами (от греческих слов neos
- новый и logos - слово).
А.Г. Лыков считает возможным и целесообразным употреблять в тождественном значении термины «новое слово» и «неологизм» [1]. «Проблема новых слов в языке - проблема особая. С одной стороны, не было такого момента в истории языкознания, когда бы ее обходили вниманием, - она всегда актуальна. С другой стороны, вопрос о том, что такое неологизм в собственно лингвистическом смысле, по-прежнему остается открытым» [2].
Термин «окказионализм» широко используется в лингвистической литературе, но общепризнанного определения окказионального слова нет. Среди основных признаков окказионализмов А.Г. Лыков выделяет следующие: принадлежность к речи, творимость, словообразовательная производность, индивидуальная принадлежность, функциональная одноразовость. Именно эти признаки отличают окказиональные слова (лжеправдивость, сверхре-шительньй, книгобоязнь) от общепринятых языковых единиц.
Как видим, не так просто определить границы между словом новым и не новым. Можно лишь сказать, что пока обозначаемые этими словами предметы, явления действительности - например, отрасли науки и техники, явления общественной жизни - сохраняют черты ощутимой новизны, до тех пор и сами эти слова воспринимаются как новые.
К числу новообразований можно отнести составные наименования типа модельер-конструктор, продавец-дизайнер, секретарь-координатор и др. Слова такого типа отличаются необычным соединением двух узуальных слов, в результате которого возникает новообразование, обозначающее сложное понятие.
© М.А. Дрога, А.А. Дрога, 2014
В качестве предмета нашего исследования мы выбрали лексико-семантическую группу названий лиц по профессии (НЛП), представленную в русском языке десятками тысяч наименований. Названная тематическая группа представляет интерес для предпринятого исследования как традиционная, значительная по объему и постоянно пополняемая область наименований. Надо заметить, что анализу подверглись новые имена существительные, так как именно субстан-тив является «самой неогенной» частью речи, отличается разнообразием словообразовательных средств и значений. Источником исследования послужили данные ежегодных выпусков серии «Новое в русской лексике: Словарные материалы - 77-84» (М., 19841989); лексикографического издания «Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов» (М., 1984); частично использованы данные «Словаря новых слов русского языка (середина 50-х - середина 80-х годов)» под ред. Н.З. Котеловой (СПб, 1995); а также слова, извлеченные из текстов газет конца XX - начала XXI в. Таким образом, в процессе работы в нашем распоряжении было около 500 слов, которые и явились главным материалом для анализа и иллюстраций.
Существительные типа участок-секция, школа-комплекс, вечер-концерт и т. п. принадлежат к числу, пожалуй, самых оригинальных слов русского языка. Ведь как и другие их структурные сотоварищи, они состоят не из морфем, а из слов. Слова, состоящие из целых слов, образуют в русском языке переходную группу образований: с одной стороны от них расположены сочетания с приложением, с другой - сложные цельнооформленные слова типа пай-
мальчик, джаз-оркестр, штаб-квартира и т. п., у которых склоняется только вторая часть сложения. В отличие от последних, существительное справка-рапорт и ему подобные (робот-компьютер, пропуск-жетон, город-памятник и др.) являются сложносоставными словами, в которых склоняются обе части сложения. В современном русском литературном языке сложные составные существительные типа секретарь-координатор, педагог-экспериментатор, диспетчер-навигатор, в которых вторая часть сложения является уточняющей по отношению к первой, составляют один из наиболее продуктивных разрядов слов, образованных словосложением.
Кажущаяся простота определения данных новообразований иллюзорна, обманчива. Даже в словаре-справочнике «Новые слова и значения» нет прямого определения: «...процесс образования новых слов и значений, причины и условия их появления и усвоения еще недостаточно исследованы в языкознании» [3].
«Ускорение темпов жизни усиливает действие закона экономии, который проявляется в создании экономичных языковых форм. К числу таковых можно отнести составные наименования, или разнословные сложения, или биномины» [4]. Исследователи относят данные образования к промежуточным между словами и словосочетаниями. В лингвистических словарях мы не найдем толкования термина «биномины». Учитывая его специфику, попытаемся дать свое определение:
Биномины (от лат. Ы - дважды, пошт
- имя) - языковые единицы, состоящие из двух самостоятельных слов, характеризующиеся номинативной функцией, т. е. служащие для называния и вычленения фрагментов действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме составного наименования (просьба-заявка, письмо-запрос, корабль-паром и т. п.). Язык современных СМИ свидетельствует об активизации биноминов в последние десятилетия XX века: бизнес-план, компакт-диск., покупка-продажа, фирма-спонсор и др. В подобного рода словах отражается стремление языка к удобным и компактным формам выражения, ср.:
Косметологи-эстетисты: «Известно, что косметологи-эстетисты все новые технологии и косметические линии пропускают через свое лицо» (АиФ, 2006, № 16). Биномин называет косметологов, работающих над новыми формами прекрасного.
Министр-реформатор: «К министру-ре-форматору Грефу могут прийти ученые с рецептами экономического процветания страны или удвоения ВВП и часа два рассуждать, как России найти национальную идею» (КП, 2004, № 80). В данном случае составное наименование заменяет развернутое описание: чиновник, который проводит реформы.
Режиссер-кинодокументалист: «На вопрос “Собеседника”, чем он теперь собирается заняться, Хаиндрава ответил: “Вернусь к своей основной профессии - режиссера-кинодокументалиста.”» (Собеседник, 2006, № 28). Биномин употребляется вместо многословной номинации «режиссер, работающий над хроникальными и документальными фильмами».
Активное освоение языком подобного рода слов объясняется, на наш взгляд, их компактной структурой и семантической емкостью. Такие слова вполне понятны и не требуют развернутого контекста.
Новообразования - субстантивы, обозначающие лицо, - составляют довольно многочисленный подкласс. В нем широко и разнообразно представлены слова, служащие для наименования человека по различным параметрам. Категория лица объединяет разноструктурные единицы, особым образом называющие человека и его социаль-
150
М.А. Дрога, А.А. Дрога
ный статус. В семантическом плане категория лица неоднородна. Учитывая этот факт, среди субстантивов, обозначающих лицо, можно выделить несколько групп. Объектом нашего исследования мы избрали биноми-ны, обозначающие лиц по роду деятельности (профессии).
Биномины-субстантивы, обозначающие НЛП, выражают отношения к предмету, средству труда и обстоятельствам, его сопровождающим: пилот-монтажник - «пилот
вертолета, используемого для выполнения монтажных работ», секретарь-координатор -«секретарь, выполняющий координационную работу»; указывают на объект действия, орудия действия или условий его выполнения: океанолог-промысловик - «специалист по
промысловому лову рыбы в океане», рыбак-марафонец - «о рыбаке, состязающемся в длительности подледного лова».
Как отмечалось выше, наименования лиц даются по многочисленным основаниям, или признакам, индивидуальным и социально значимым. Среди последних выделяются наименования лиц по профессии, создаваемые по процессу труда (в основном отглагольные), по предмету труда, по средствам (орудиям) труда и по продукту труда [5].
1. Наименования по процессу труда:
а) в наименовании отражается только
процесс труда: сборщик-котельщик, монтажник-бетонщик, настройщик-ремонт-
ник, токарь-оператор; отыменные наименования по процессу труда: пилот-монтажник, саночник-скоростник., химик-транспортник и т. п.;
б) в наименовании отражается процесс, сквозь который просматривается (опосредованная мотивация) предмет труда, которым что-либо покрывается, снабжается, насыщается, обрабатывается или который перемещается, удаляется: мастер-лакировщик, летчик-снайпер;
в) наименования по процессу, сквозь который просматривается продукт труда: мастер-огранщик, ас-пакетировщик;
г) наименования по процессу, сквозь который просматриваются средства труда: моряк-ледокольщик., мастер-ледовар, инженер-приборист.
2. Наименования лиц по предмету труда: фотограф-художник, миниатюрист-декоратор, сварщик-потолочник., слесарь-трубоукладчик и т. п.
3. Наименования по продукту труда: поэт-примитивист, писатель-баталист, геолог-изыскатель, математик-программист и т. п .
4. Наименования по средствам труда: слесарь-автоматчик, техник-архитектор, летчик-реактивщик., педагог-экспериментатор, модельер-конструктор и т. п.
По терминологии А.Ф. Журавлева представленные выше новообразования - разнословные сложения, в которых ремати-
ческий компонент соответствует отдельному слову и выражает новый признак узуального слова [6]. Рассмотрим примеры в контекстах:
Летчик-реактивщик: «В самих нынешних летчиках-реактивщиках - черты новизны и волнующей, родственной, что ли, близости» (ЛГ, 1978, № 8).
Оператор-многостаночник: «Комплекс-
ная автоматизация и механизация технологических процессов, рациональные проектные решения, исключение трудоемких и тяжелых ручных операций позволили качественно изменить труд литейщиков, превратить их в квалифицированных операторов-многостаночноков, осуществляющих управление технологическим процессом и оборудованием» (Известия, 18.09.1979).
Конструктор-блочник: «Инженеры-строители привлекли к новому делу [блочному методу строительства] инженеров-машинострои-телей, и все вместе стали конструкторами-блочниками» (Известия, 27.02.1978).
Модельер-конструктор: «На снимке: новые изделия [сумки, футляры для очков, портмоне] демонстрирует модельер-конструктор» (Известия, 3.02.1978).
Инженер-приборист: «.Мой новый знакомый инженер-приборист Юрий Паничев поудобнее устраивается в кресле» (КП,
8.02.1978).
Шеф-инженер: «Шеф-инженеры технических центров. ведут наблюдение за технически грамотной эксплуатацией машин» (Известия, 13.02.1978).
Четыре последних примера свидетельствуют о том, что рематическая часть, вносящая новое в составное наименование, может занимать в новообразованиях и постпозицию («модельер-конструктор», «шеф-
инженер»), и препозицию («конструктор-блочник», «инженер-приборист»).
Для НЛП характерна тенденция к экспрессивности, что активно проявляется в публицистике. Прежде всего профессиональная ориентация на определенные профессии вызывает, как одна из важных социальных задач средств массовой коммуникации, использование слов с прагматическим значением, как положительно окрашенных - творцы, созидатели, мастера, разведчики, кузнецы, знатоки и т. п., так и отрицательных:
Мастер-огранщик: «Мастеру-огранщику Анатолию Новикову доверено выполнить спецзаказ для международной выставки» (Правда, 24.04.1978).
Ас-резьбовик: «Наконец, нормировщик открыл “секрет”: руководство цеха не хочет обидеть одного из их соседей - аса-резьбов-щика, на котором многое здесь держится» (Правда, 12.02.1978).
Каратель-убийца: «Крепость стоит на вершине холма, и каратели-убийцы прицельно били по району Монимбо, где про-
живает индейское население» (Известия,
25.07.1979).
Лектор-атеист: «Учебный отдел [клуба воинствующих атеистов в г. Даугавпилсе] проводит конкурс лекторов-атеистов» (КП,
29.06.1979).
Трудяги- асфальтобетонщики: «Трудяг-
асфальтобетонщиков трясут как груши, рабочий день у них не нормирован. Для них предполагается большой объем дорожных работ в предстоящую жару» (Собеседник, 2010, № 24).
Перечисленные примеры подтверждают мысль о том, что в разнословных сложениях ранее однозначное слово либо приобретает новое значение, либо конкретизируется. Таким образом, среди НЛП можно указать слова, выступающие в качестве обычно употребляемого слова. Они имеют строго определенное содержание, в ряде случаев не совпадающее со значением слова в неспециальном употреблении. Слова эти закрепляются в словарях, специальной литературе.
Полученные языковые данные позволяют заключить, что группа биноминов-субстантивов, обозначающих человека по профессии, является наиболее представительной в количественном отношении от общего числа составных слов. Появление
новых специальностей обусловило не только
возникновение новообразований для их обозначения, но и их активизацию [7].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Лыков А. Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М. : Высшая школа, 1976. С. 29.
[2] Катлинская Л. П. Живые способы создания русских слов. М. : Прометей, 1995. С. 7.
[3] Котелова Н. З. Предисловие // Новые слова и значения: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов / под ред. Н. З. Котеловой и Ю. С. Сорокина. М. : Советская Энциклопедия, 1971. С. 5-15.
[4] Костромина М. В. Биномины в современном русском языке. Семантика. Грамматика. Орфография : дис. ... канд. филол. наук. М., 1992. 162 с.
[5] Шкатова Л.А. Развитие ономасиологических структур: на примере наименования лиц по профессии в русском языке. Иркутск : ИрГУ, 1983. 150 с.
[6] Журавлев А.Ф. Технические возможности русского языка в области предметной номинации // Способы номинации в современном русском языке. М. : Наука, 1982. С. 81-98.
[7] Дрога М., Плотникова Л. Составные наименования в русском языке. Berlin: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 166 с.