Научная статья на тему 'Бинарные занятия в системе современного образования'

Бинарные занятия в системе современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2512
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межпредметные связи / бинарный урок / умения / навыки / теоретические знания / интегрированное обучение / мотивация / образовательный процесс / connections between subjects / binary class / abilities / capacities / theoretical knowledge / integrated studies / motivation / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиенко Софья Васильевна

в статье рассматривается одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов – бинарные уроки. Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным, создаются благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвиенко Софья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BINARY CLASSES IN THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL SYSTEM

the realization of integration of different subjects and their connections with each other is being discussed in this article binary classes. The binary class lets us see the connections between different subjects, it makes the learning process more whole and systematic, as well as it creates favorable conditions for developing different individual intellectual capacities. The binary class helps in forming of synergistic thinking, teaches how to apply theory into practice and its use in specific daily situations as well as professional and scientific.

Текст научной работы на тему «Бинарные занятия в системе современного образования»

Список литературы /References

1. Блок Л.А., Пачаджи В.С., Имамалиева И.Р. Педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе на уроке познания мира // "Научные исследования: ключевые проблемы III тысячелетия": III межд. конф. (Москва, 2 апреля 2016). Изд-во Проблемы науки, 2016. С. 46-48.

2. Ахмедова Д.Б., Джораева О.Э., Джураева Н.Э. Improvement of quality of knowledge through information and communicate technologies at lessons of knowledge of the world at elementary school. //XIV international scientific and practical conference "European research: innovation in science, education and technology" London. March 23-24, 2016. Р. 65-67.

БИНАРНЫЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Матвиенко С.В. Email: Matvienko682@scientifictext.ru

Матвиенко Софья Васильевна - старший преподаватель, кафедра общеобразовательных дисциплин, Северо-Западный филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный университет правосудия, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов - бинарные уроки. Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным, создаются благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

Ключевые слова: межпредметные связи, бинарный урок, умения, навыки, теоретические знания, интегрированное обучение, мотивация, образовательный процесс.

BINARY CLASSES IN THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL

SYSTEM Matvienko S.V.

Matvienko Sofia Vasilyevna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF GENERAL STUDIES, NORTH-WESTERN BRANCH FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL

EDUCATION RUSSIAN STATE ACADEMY OF JUSTICE, ST. PETERSBURG

Abstract: the realization of integration of different subjects and their connections with each other is being discussed in this article - binary classes.

The binary class lets us see the connections between different subjects, it makes the learning process more whole and systematic, as well as it creates favorable conditions for developing

different individual intellectual capacities. The binary class helps in forming of synergistic thinking, teaches how to apply theory into practice and its use in specific daily situations as well as professional and scientific.

Keywords: connections between subjects, binary class, abilities, capacities, theoretical knowledge, integrated studies, motivation, educational process.

УДК 37

При проведении занятий все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Современный урок, рассматривается как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся.

Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков.

Рассматривая бинарный урок как урок инновационного типа В.А. Андреев дает ему следующую характеристику: «Инновационный урок - это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий» [1, с. 89].

Бинарные уроки - одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов- предметников. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Таки уроки могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей.

Что может дать бинарный урок? Естественно качество закрепления изученного материала, лучшую усвояемость учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое другое, что зависит от непосредственно поставленных целей конкретного занятия.

Таким образом, бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебной деятельности.

Под влиянием интереса, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях.

Бинарная модель обучения - важное средство реализации внутрипредметных и межпредметных связей, она так же является интегрированным средством обучения, помогающим разрешать многие задачи, а также организовать коррекционное сопровождение учащихся.

Бинарные уроки, без сомнения, оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения.

Последовательность подготовки проведения бинарных уроков:

1) анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока.

2) рассмотреть, в какой степени этот материал поможет нам повысить мотивацию деятельности студентов.

3) поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении.

4) урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования.

5) выдвигается проблема исследования,

6) коллективная деятельность студентов в сочетании с индивидуальной;

7) необходимость серьезной предварительной подготовки [2, с.46-58]

Лучше всего бинарные уроки проводить на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Результаты исследования представляются в виде диаграмм, таблиц, газет, видеофильмов, имеющих практическую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.

Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать ребятам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарные уроки требуют большой подготовки, как педагога, так и учеников, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведённый не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии его мышления.

Как одна из форм проекта, бинарные уроки:

- служат средством повышения мотивации изучения предмета, например, так как создают условия для практического применения знаний;

- развивают у учащихся навыки самообразования, так как большую часть подготовки к уроку они осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;

- развивают аналитические способности и изобретательность;

- обладают огромным воспитательным потенциалом;

- на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, то есть знания формируются на IV уровне.

Основные характерные признаки бинарного урока:

1. Объединение теоретического практического методов обучения в едином совмещенном занятии.

2. Достижение двойной (бинарной цели) - усвоение знаний и одновременное практическое их применение.

3. Формирование первичных умений и навыков, их взаимовлияние.

4. Материально-техническая и методическая обеспеченность урока одновременного усвоения знаний и умений.

Бинарное обучение оказывает влияние на повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков.

Практические действия вплетаются в мыслительную познавательную деятельность и облегчают запоминание полученной информации. Мыслительный процесс (запоминание) сменяется созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными.

Особенностью бинарного обучения является то, что оно постоянно снижает напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (умственная и практическая деятельности рационально чередуются, и спада работоспособности не происходит).

Повышение познавательной и практической активности. Активность -сознательно проявляемая потребность для достижения определенной цели.

Самостоятельность - способность без внешней помощи осуществлять определенные действия значительно лучше, так как уменьшается число принуждающих действий, увеличивается число случаев, когда учащиеся «докапываются» до сущности изучаемого материала, осознают, что та информация, которая в данный момент им предложена, должна быть использована в практическом действии. Недостаточное усвоение материала приводит к затруднениям, которые в практическом действии сразу обнаруживаются.

Повышается готовность воспроизводить усвоенные знания, продемонстрировать способы и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний. Нескованное оперирование терминами, понятиями, объяснение зависимостей, причин, правил и т.д.

При проверке знаний учащиеся во время урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.

Снижение числа случаев механического заучивания материалы. Ясно, что при механическом заучивании, не разобравшись в сущности материала -самостоятельность в познавательном смысле низка. При бинарном уроке -необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной для учащихся.

Эффективность бинарных уроков

Во-первых, - соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.

Во-вторых, - объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.

Занятия характеризуются особой, доверительной атмосферой между участниками образовательного процесса, сотворчеством, соучастием педагогов и обучающихся в планировании, проведении и анализе занятия, на котором создаются максимально благоприятные условия для превращения учащихся в активных субъектов учебного процесса [3, с. 118-130].

В-третьих, - усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.

В-четвертых, - облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.

Требования к бинарным урокам:

1. Психологическая совместимость преподавателей, работающих на всех ступенях обучения.

2. Четкое определение темы, заданий, требующих реализации межпредметных связей, восполнения пробелов учебных программ. Наличие сценария занятия,

предусматривающего роль каждого учителя. Четкая постановка задач перед каждой группой учащихся.

3. Наличие единого методического пространства, тематического планирования.

4. Высокий профессионализм учителя (учителей) и работа учащихся на высоком уровне мыслительной деятельности.

5. Наличие опытно-экспериментальной работы, требующей обобщения, осмысления знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения; развитию практических умений и навыков.

Бинарный урок - это высшая форма реализации образовательных стандартов, т.к. позволяет достичь метапредметных результатов и совершенствовать метапредметные компетентности учащихся.

Список литературы /References

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань, 1998. Кн. 2.

2. Широбокова Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании, 2012. № 12. С. 46—58.

3. Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация // Инновации в образовании, 2004. № 3. С. 118—130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.