Кривенко Ольга Анатольевна, соискатель ученой степени кандидата наук кафедры русской классической литературы и славистики Литературного института им. А.М. Г орького
E-mail: the [email protected]. Тел.: 8-903-138-01-71
Бинарные оппозиции в творчестве К.Н. Леонтьева (на примере произведений «Дитя души» и «Одиссей Полихрониадес»)
Представляется, что для рассмотрения отдельных внутренних составляющих личности наибольший потенциал имеет методология выявления бинарных оппозиций1, в которой одновременно рассматриваются два противоположных понятия: одно из них утверждает какое-либо качество, а другое - отрицает. По мнению ученого-лингвиста русского зарубежья Н.С. Трубецкого, бинарные оппозиции выступают универсальным средством рационального описания картины мир [5]. К.Н. Леонтьев подчеркивал, что милосердие, доброта, справедливость, самоотверженность - все это только тогда и может проявляться, когда есть горе, неравенство положений, обиды, жестокость и т.д.
При анализе сущностных характеристик личности имеет место их деление (в духовно-нравственном плане) на маркировано положительные и отрицательные. В рамках такого понимания структуры личности необходимо обозначить следующие бинарные оппозиции: честь - бесчестье, верность -предательство; мужество - трусость; следование долгу - неисполнение долга.
Итак, рассмотрим наиболее важные сущностные характеристики личности.
Честь является интегрированным выражением всех духовных черт, необходимых личности. Честь, по В. Далю, есть внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
1 Бинарные оппозиции (от лат. binarius - двойной, двойственный и oppositio -противопоставление) - двоичные противопоставления, представляющие собой способ определения пространственных, временных, социальных и т.п. характеристик исследуемой реальности, основанные на дуалистическом принципе противопоставления двух противоречащих друг другу признаков, выступающих предельными состояниями анализируемого явления, т.е. смысл понятия «друг» выявляется через понятие «враг»; «жизнь» - через «смерть»; «прошлое» - через «будущее» и т.д.
1
Так, несмотря на то, что Христо, приемный отец Петро, был простым крестьянином и жили они с женой в крайней бедности, с трудом добывая себе пропитание, он, однако, не колеблясь, берет на себя обязательства вырастить чужого ребенка. Возвращаясь в один из вечеров из леса домой, он встретил старую, бедно одетую женщину, которая, держа на руках ребенка и плача над ним, рассказала Христо, что была у нее внучка. «Выдала я ее замуж, - продолжала она, - за хорошего молодца, и родила она мне через год вот этого сиротку, которого ты видишь, и мы жили прекрасно. Однако пришла буря и погибель моя, пришел черный день, и остались мы с маленьким Петро оба сиротами. Поссорился ее муж молодой с другими людьми в городе, и убили его, а внучка моя была в тягости, и от испуга и жалости сама тотчас же скончалась. Вот уж тому год, как живу, я так и стала в тягость всем людям, и не знаю, чем прокормить младенца этого. Ему уж два года. Много я плакала, много людей просила, но не жалели меня люди» [3, с. 411]. Лишь один Христо отозвался на ее горе, забрав себе на воспитание ребенка.
Бесчестье у В. Даля, напротив, означает всякое действие, противное чести. Наносить бесчестье - позорное поведение, ведущее к стыду, сраму, поношению, поруганию.
В романе «Одиссей Полихрониадес» отец Одиссея Георгий, будучи купцом, помог молодому греческому сироте Хахамопуло стать предпринимателем; и позже, взяв его к себе в долю по рыбному промыслу, они некоторое время торговали вместе.
Узнав о решении молодого человека отделиться от него, Г еоргий, имея
долг одному болгарскому купцу в тысячу золотых турецких лир, договорился
с Хахамопуло, что тот лишь погасит этот долг, а остальные он ему прощает.
«Дай мне сейчас пятьсот лир, - сказал Петраки-бей нашему эпирскому
молодцу. - Я же тебе дам бумагу или счет особый, чтобы ты был покоен, как
будто я эти пятьсот лир получил от тебя по иному торговому делу. Ты
отрекайся от своего долга Полихрониадесу, ибо он от тебя не имеет
расписки, а я с него свои тысячу лир судебным порядком требовать стану,
2
ибо я от него расписку правильную имею и буду утверждать, что от тебя я не получал ничего и даже знать тебя, Хахамопуло, вовсе и не хочу» [4, с. 3536].
Поступив по совету купца, Хахамопуло создал своему благодетелю большие финансовые проблемы и фактически разорил его.
Рассмотрим соотношение категорий «верность» и «предательство», чрезвычайно значимых для духовно-нравственной сферы личности.
Верность словарь Ожегова определяет как стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Став зятем царя Агона и имея неиссякаемый кошелек с золотом, Петро взял на себя решение всех существующих в царстве проблем, не забывая и о бедных, чью любовь он вскоре снискал. Однако, вызвав своей добротой, щедростью и, как следствие, народным признанием лишь скрытую зависть и вражду со стороны царя, он был отправлен им на войну, где по плану юношу должна была ждать неминуемая смерть.
Чудом уцелев на поле брани, Петро вернулся после жестокого боя домой с победой над врагом, даже и не помышляя о том, чтобы свергнуть лживого царя, сохранив ему свою преданность.
Предательство, напротив, выступает нарушением верности кому-либо или неисполнением своего долга. Предательство есть оборотная сторона преданности.
Болгарский купец Петраки Стоянович, узнав, что по окончании войны Турции с Россией часть болгарских сельских жителей имеет множество расписок от начальства некоторых турецких отрядов, часто забиравших у них в долг для своих солдат провизию, уговорил общины сельских болгар выбрать его для поездки в Константинополь и отправился в столицу. Однако, явившись к султану, он не стал требовать возвращения долга, но, передав последнему все расписки его верных райя1, сказал, что они поручили ему
1 Райя - немусульманские подданные турецкого султана.
3
выразить радость об изгнании общего, московского, врага из родных пределов.
Турки приняли этот дар и дали болгарскому купцу орден и высокий чиновничий пост капуджи-баши1 «с расшитою золотом грудью».
Проанализируем другую пару понятий-антиподов: «мужество» и «трусость».
Мужество - проявление нравственной силы при преодолении страха. По мнению Аристотеля, мужество - это преодоление страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится её, тот мужествен, и в этом мужество» [1, с. 62].
«Пришел однажды в село янычар ужасный. Колпак на нем был красный с хвостом красным же сзади; и руки обнажены выше локтя, и взор страшный, и усы длинные, и за поясом золотым у него был нож дамасский драгоценный, и за плечами два страшных крыла, как у дракона. Стал он над христианами издеваться; и в церковь взошел и воскликнул: "О,
идолопоклонники вы неверные! Вы иконам поклоняетесь писаным". Подошел он к иконам и стал концом ятагана своего глаза святым выкалывать, чтоб они на людей не глядели, чтобы хоть как-нибудь христианскую святыню оскорбить и унизить.
Не стерпел поругания Петро и ударил его прежде по руке так сильно и неожиданно, что дамасский острый ятаган, золотом испещренный, вылетел из злодейской руки и далеко упал, звеня, на каменный пол. А потом (когда страшный янычар к нему, угрожая, лицом обернулся) вытянул он вдруг руку свою ладонью вверх и прямо под сердце, в живот поверх пояса угодил янычару так, что рука его вся по локоть в живот янычару вошла, и упал янычар с воплем предсмертным навзничь и затылком ударился о камень» [3, с. 423-424].
1 Капуджи баши - начальник дворцовой охраны. К XVIII в. число их в Османской
империи достигло 150 человек, в их обязанности входило сопровождать иностранных
послов, они выполняли также различные поручения высших сановников.
4
Мужеству противостоит трусость, выступающая отрицательно маркированной характеристикой личности, проявляющейся в отказе индивида какому-либо действию по причине неспособности преодолеть свой страх.
«... После случившегося священник Г еоргий запер снаружи церковные двери, чтобы Петро не смог выйти, говоря ему: «Ты очень хорошо сделал, мой сын, что убил злого врага нашей веры, но если я тебя не выдам агарянам за это, то меня, старика несчастного, они удавят позорно и тело мое поруганию предадут. Поэтому я тебя выдам начальству» [3, с. 425]. Затем он созвал людей и сказал им: «Люди-христиане, отчего вы все так напуганы? Не бойтесь, я говорю вам. Пойдемте, свяжем прекрасного Петро, нашего крахта-кандильанафта, и предадим его начальству неверному, чтоб его удавили, а не меня. Ибо я за него поручителем» [3, с. 425].
«Следование долгу» и «неисполнение долга» - еще одна пара антагонистических терминов.
В. Даль определяет долг следующим образом: «Все должное, что должно исполнить; обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или все то, чем обязан он, по обещанию или какому условию» [2, с. 461].
Петро считал главной целью своей жизни - выполнить свой долг перед приемными родителями, обеспечив их достойную старость. Став взрослым юношей, добрым, сильным, умным и красивым, он не переставал заботиться о своих пожилых родителях, проявляя к ним глубокое уважение и с радостью исполняя все их просьбы. Узнав, что Христо и Христина не родные его родители и по милосердию его кормили и растили, Петро на следующий же день, взяв у них благословение, ушёл на чужбину.
Посредством сознания долга личность осознает свои обязанности как духовного существа. Спецификой долга является его превращение из внешней необходимости определенного поведения в добровольно
принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности.
Неисполнение долга, напротив, предполагает отказ от предписанного моральными нормами и духовными правилами поступка.
«Председатель янинского торгового суда Чувалиди, был когда-то бедным учителем, потом стал на время неважным купцом; потом он скрылся из Эпира и вот вернулся в триумфе, председателем торгового суда, чиновником Порты, - таким чиновником, который может бороться с консулами и с которым самим пашам нередко надо считаться! Все это чудо совершилось вот как. Один соотчич Чувалиди, загорский односелец его и добрый патриот, доверил ему отвезти на родину 400 лир золотых для наших общественных нужд. Чувалиди ехал под вечер горами. С ним были слуги и турецкий жандарм...
- Мне дурно что-то, молодцы! - сказал он им, вдруг останавливая мула. - Поезжайте вы вперед тихо; я слезу и помочу здесь у ручья голову мою водой.
Люди удалились. Не прошло и десяти минут, как Чувалиди внезапно выбежал из-за скалы, растерзанный, без фески, с ужасным выражением в лице и голосе, стал звать людей и кричать: "Стреляйте, ловите! Разбойники!.. Сюда! сюда!..» [4, с. 127]. Подъехавшим к нему людям он объявил, что его ограбили двое разбойников, скрывшихся в неизвестном направлении. И, подробно описав их приметы, добавил: «Не своих денег мне жалко! Мне жалко тех 400 лир, которые я вез для общественных нужд!» [4, с. 128]. Спустя некоторое время после этого происшествия Чувалиди начал заниматься торговым делом и стал стремительно богатеть; затем, поступив в Константинополе на царскую службу и прожив в столице какое-то время, он возвратился на родину высоким чиновником в триумфе и почете.
Таким образом, рассмотрев значимые составляющие исследуемого
явления, наиболее важные сущностные характеристики личности, можно
заключить, что структура человеческой личности проявляется в
положительно или отрицательно маркированных паттернах поведения,
6
представляющих собой результат ее внутренней работы и при наличии морально-нравственной окраски несущих в себе информацию о духовных ценностях индивида.
Список литературы
1. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1989. Т. 1. 699 с.
3. Леонтьев К. Дитя души // Полн. собр. соч.: в 12 т. СПб.: Владимир Даль, 2001. Т. 3. С. 399-536.
4. Леонтьев К. Одиссей Полихрониадес: (воспоминания загорского грека) // Полн. собр. соч.: в 12 т. СПб.: Владимир Даль, 2002. Т. 4. 1044 с.
5. Трубецкой Н.С. Классификация оппозиций // Основы фонологии. М.: Аспект-пресс, 2000. С. 72-88.