Научная статья на тему 'Бинарные оппозиции в современном массовом сознании'

Бинарные оппозиции в современном массовом сознании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5777
587
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / РЕКЛАМА / ИМИДЖ / MYTH / BINARY OPPOSITIONS / MASS CONSCIOUSNESS / ADVERTISING / IMAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маслова Светлана Валериевна, Усова Александра Владимировна

В ХХ веке становится актуальным метод анализа бинарных оппозиций, лежащих в основе конструирования картины мира как в первобытном, так и в современном обществе. Бинарные оппозиции задают некий набор архетипических структур, являющих себя в мифах. Миф понимается сегодня не как феномен древней литературы, а как состояние сознания. Мифологическое сознание в современном мире суть массовое сознание. Реклама как феномен массовой культуры обращается к иррациональной, мифологической составляющей человеческого сознания, следовательно, основывается на бинарных оппозициях, задающих архетипические структуры. Имидж в рекламе это отражение действительности, целью которого является управление общественным мнением как одним из способов существования массового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the twentieth century, the method of analyzing binary oppositions becomes relevant as these oppositions are the basis of constructing the picture of the world, both in primitive society and in modern one. Binary oppositions specify a set of archetypal structures manifested in myths. The myth is considered not as a phenomenon of ancient literature but as a state of consciousness. Mythological consciousness in the modern world means the mass consciousness. Advertising as a mass culture phenomenon refers to the irrational, mythological component of human consciousness. Therefore, it is based on binary oppositions that define the archetypal patterns. Image in advertisements is a reflection of reality. Its purpose is to manage public opinion as a form of mass consciousness.

Текст научной работы на тему «Бинарные оппозиции в современном массовом сознании»

УДК 316.454.3:316.65

БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МАССОВОМ СОЗНАНИИ

С.В. Маслова, А.В. Усова

Томский политехнический университет E-mail: maslova_sv_72@mail.ru

В ХХ веке становится актуальным метод анализа бинарных оппозиций, лежащих в основе конструирования картины мира как в первобытном, так и в современном обществе. Бинарные оппозиции задают некий набор архетипических структур, являющих себя в мифах. Миф понимается сегодня не как феномен древней литературы, а как состояние сознания. Мифологическое сознание в современном мире суть массовое сознание. Реклама как феномен массовой культуры обращается к иррациональной, мифологической составляющей человеческого сознания, следовательно, основывается на бинарных оппозициях, задающих архетипиче-ские структуры. Имидж в рекламе - это отражение действительности, целью которого является управление общественным мнением как одним из способов существования массового сознания.

Ключевые слова:

Миф, бинарные оппозиции, массовое сознание, реклама, имидж.

Сегодня в философии и теории культуры активно используется метод анализа бинарных оппозиций, которые стали претендовать на статус универсального средства познания мира.

Роль бинарных оппозиций, осознанная в XX веке, не знает границ: они употребляются в диапазоне от стихотворной рифмы до биологических ритмов дня и ночи, а также культурных ритмов: идеальная культура - материальная культура. По мнению многих авторитетных исследователей, таких как Н. Бор, В. Гейзенберг, Ю.М. Лотман, бинарные оппозиции, носящие универсальный характер, лежат в основе описания любой картины мира, как архаичной, так и современной. Бинарная дополнительность точек зрения на мир компенсирует невозможность его окончательного познания.

Особое значение эта биполярность приобрела в культурологической концепции Ю.М. Лотмана, который выделяет оппозиционные пары (с одной стороны, линейно-дискретное, с другой - гомеоморфно-континуальное начало организации) практически на всех уровнях человеческой деятельности. Характер этих полюсов связан с принципами мышления, характерными для правого и левого полушария мозга. Примеры таких оппозиций: «детское -взрослое», «действо - повествование», «иконическое мышление - словесное мышление» и др. [3. С. 38]. Как только выделяется какой-либо уровень семиотического освоения мира, сразу намечается оппозиция, которая вписывается в этот ряд, что задает внутреннюю динамику семиотического механизма и его возможность создавать информацию.

Здесь Лотман акцентирует внимание на таком интеграционном механизме, как блок метаязыка. Он пишет, что метаязыковые описания являются необходимым элементом «интеллектуального целого» [3. С. 39]. И именно бинарные оппозиции являются единицами метаязыка.

Идея осмысления мира через бинарные оппозиции продолжается в структурализме К. Леви-Стросса. Имея объектом познания мир как целое, традиционное общество описывало это целое через его частные проявления. Как пишет В.П. Руднев, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция в качестве основного инструмента при описании или реконструкции картины мира как системы интуитивных представлений о реальности [1. С.127]

Маслова Светлана Валериевна, канд. филос. наук, доцент кафедры социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий ТПУ. E-mail: maslova_sv_72@mail.ru Область научных интересов: теория культуры, ценностное измерение современной культуры.

Усова Александра Владимировна, студентка кафедры социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий ТПУ.

E-mail: alejandro_ro@mail.ru Область научных интересов: массовая культура.

О том, что носители мифологического сознания воспринимали мир единым, говорит то обстоятельство, что пространственно-временная модель строилась ими с использованием ограниченного набора двоичных оппозиций, которые описывали все многообразие Вселенной. Мир закономерно един, но единым можно сознавать то, что в процессе познания было расчленено. В мифах о первотворении расчленяется Хаос, но само представление о хаосе должно быть результатом предшествующих сложных мыслительных операций. Результатами операций отделения становятся пространство и время: мир обретает меру и ритм. Он становится доступным счету, измерению, соотнесению, в конечном итоге - познанию.

С именем К. Леви-Стросса связано использование структуралистского подхода к изучению мифологического сознания, что становится особенно актуальным в наши дни. В ХХ веке различные отрасли гуманитарного знания обращаются к мифологической проблематике и связанными с ней феноменами социальной жизни и коллективного сознания, поскольку миф стали понимать сегодня не как разновидность древней литературы, но как состояние сознания. Фундаментальные культурные оппозиции, такие как «жизнь - смерть», «реальность - иллюзия», «ложь - правда», оказываются нейтрализованы в мифологическом сознании. «Миф актуализируется там, где рационалистическое миропонимание либо не занимает господствующего положения, либо по каким-либо причинам его теряет» [9. С. 3]. Хаос в сознании, вызванный избытком и мозаичностью информации в современной культуре, вызывает компенсаторную реакцию бессознательного, оперирующего архетипическими структурами, лежащими в основе мифов. По К.-Г. Юнгу, мифы содержатся в коллективном бессознательном как результате жизни человеческого рода, и оно всегда проступает, проявляет себя через индивидуальную психику.

Американский культуролог J. Storey пишет, что структурализм - это прежде всего теоретический метод, а не политическая позиция. Он обращает внимание на то, что при всей непохожести работ сторонников структурного метода их объединяет влияние лингвиста F. Sassure, и использование словаря, заимствованного у Sassure [6. Р. 69]. Он впервые ввел понятия «обозначаемое и обозначающее», использованные впоследствии К. Леви-Строссом.

К. Леви-Стросс охарактеризовал мифологическое мышление как бриколаж (фр. bricolage - отскок шара в бильярде), то есть всеобщее взаимное отражение. Этнолог имеет в своей культуре конкретный обычай, который что-то обозначает, какую-то бинарную оппозицию. Какую именно - на современном человеке это познать невозможно, так как связь между обозначающим и обозначаемым утрачена в ходе истории. Этнолог идет к первобытному человеку и находит у него сходный обычай (бьет своим шаром по его шару). В первобытном человеке этот обычай связан с бинарной оппозицией (шар ударяется о борт и отскоком возвращается обратно). Теперь этнолог знает обозначаемое (бинарную оппозицию). Это и есть то, что Леви-Стросс называет «обобщением». Проделав такую же операцию с другим обычаем и обнаружив опять ту же самую оппозицию, этнолог может теперь эти обычаи сравнивать [5. С. 452-453].

К. Леви-Стросс анализирует различные формы культуры и социальные обычаи по аналогии с системами языка, обнаруживая их бинарную структуру, и приходит к утверждению, что существует единая структура, существующая во множестве на первый взгляд разнородных мифах первобытного мира, поэтому мифы выполняют одинаковые социально-культурные функции в обществе. Главная же функция - обеспечение познаваемости мира через преодоление его противоречий.

Восприятие мира через бинарные оппозиции актуально и для современного человека, имеющего ту же структуру разума. Говоря о сходности восприятия у современного и первобытного человека, Леви-Стросс пишет: «Как и в древности, глаз передает в мозг не просто фигуративные образы, но и систему бинарных оппозиций - между покоем и движением, цветом и бесцветностью.... Получив такую скромную информацию, глаз или мозг реконструируют предмет в целом, хотя, собственно говоря, в целом они его никогда не воспринимали» [7. С. 93]. Следует уточнить, что способность к восприятию мира через готовые архетипические структуры наиболее характерна для той части нашего сознания, которую мы называем массовое сознание.

Рассмотрим феномен рекламы, поскольку она направлена не на рациональную составляющую разума человека, а именно на его массовую, бессознательную составляющую, ориентированную на восприятие мира через бинарные структуры. Образность рекламы, эффектив-

ность ее воздействия на сознание во многом зависит от правильно выбранных бинарных оппозиций. Это смысловой фон, который дает почувствовать человеку его включенность в невидимую сеть информационных процессов. С другой стороны, реклама - это феномен прежде всего массовой культуры и индустриального общества. Индустриальное общество - это общество массового производства и массового потребления, в целом же его можно назвать обществом массовой культуры. Это общество связано с все более набирающей силу культурой потребления внешне ориентированного человека. Реклама в таком обществе выступает как регулятор-ный механизм, определяющий, что сегодня модно, а что нет, что и как необходимо производить той или иной компании, какой имидж должна иметь компания или конкретный человек. И в современном обществе особую роль начинает играть общественное мнение, которое часто направляет рекламная компания, и ее представленность в структуре СМИ.

Правила игры информационного века стали иными, чем те, что были раньше. Об этом еще в 50-е годы прозорливо писал Д. Рисмен в своей книге «Одинокая толпа»: внутренне ориентированный человек приносит в политику отношения, выработанные в сфере производства, а внешне ориентированный - в сфере потребления. Внешне ориентированные люди большее значение придают средствам и меньшее - результатам. Если люди прошлого могли быть сориентированы на традиции или преподанные семьей установки, то новый типаж ориентирован в основном на сверстников, точнее на поток информации, берущий свое начало не в прошлом, а исключительно в сегодняшнем дне [8. С. 9].

Поток рекламной информации создавал и предлагал образы и имидж. Что же такое образ? Возможно, это отражение или выражение предмета или его качеств, наделенное некоторым значением и в силу этого обретающее самостоятельное существование. Самостоятельное в том смысле, что утрачивает связь с оригиналом. Образ может существовать в нашем сознании, в нашей памяти, даже если прообраз не воспринимается чувствами, подобно тому, как изображение на фотографии существует независимо от «породившей» его реальности. Имидж - это своего рода ответ на желания, это то, что о тебе думают другие [8. С. 140].

В образе и имидже слиты воедино два плана: внешний - изображение и все то, что может быть воспринято органами чувств, и внутренний, или «символический», который связан со значением, которым этот образ или имидж наделен. Образ или имидж становятся в сознании современного человека частью товара или человека. Образ, в свою очередь, призван вызывать ассоциации с другим образом. То есть образ в рекламе отсылает в первую очередь к образу же, а предмет (рекламируемый товар) - символический посредник между ними. Образ товара часто определяет имидж компании. Например, Bruce B., описывая изменение имиджа британских спецслужб, пишет, что после провалов Филби и др. имидж британских спецслужб спасли Флемминг и Ла Карре, создав образ непобедимого, умного, интеллектуального, великодушного разведчика и противопоставив ему жестокость и примитивизм разведок других держав [10. Р. 92]. Когда американскому правительству потребовалось поднять престиж и создать имидж ЦРУ, в Голливуде были созданы фильмы о работе сотрудников ЦРУ, где главный герой являлся неотъемлемой частью общества, и фильмы был построены по принципу бинарных оппозиций (о чем говорилось выше, J. Storey). На бинарных оппозициях построены все произведения массовой литературы и кинематографа: противоположность богатства и бедности задают напряженность сюжета и соединяются в браке («Золушка»), то же можно сказать о дикости и цивилизации («Крокодил Данди») и т. д. Они создают имиджевую рекламу для определенного типа личности, востребованного обществом.

Таким образом, имидж в рекламе - это отражение действительности, ее воображение, которое может быть и адекватным, и искаженным. Цель и функция имиджа - управление общественным мнением, формирование общественного мнения как одного из способов существования массового сознания, которое представляет собой реальное отношение к фактам, событиям, явлениям и процессам социальной действительности, затрагивающее интересы и потребителя. Экономическая ситуация и социальная атмосфера общества играют роль доминанты в формировании имиджа [11. С. 112].

Имидж в рекламе создается через создание социального мифа современности, основная структура которого основывается на бинарных оппозициях, а также на идеологическом пони-

мании как основы идей и практик, которые защищают статус-кво и активно продвигают ценности и интересы основных групп в обществе [6. Р. 78].

Современная реклама, особенно телевизионная, отражает тенденции и процессы, происходящие в мире. Окружающий мир перестает восприниматься в качестве сплоченной целостности, управляемой раз и навсегда установленными нормами и законами. Он все более динамичен и изменчив. Каждый человек выстраивает для себя целостную и внутренне непротиворечивую картину мира, но и она не является застывшим отпечатком, ее целостность и непрерывность основана на постоянной модификации и адаптации к внешнему миру, что осуществляется путем переработки поступающей практически непрерывно все новой информации о текущей ситуации и меняющихся условиях. Постоянной остается только непрерывная изменчивость и переопределение значений. Исследователи называют это общим термином «постмодернизм», в структуралистском подходе - «постструктурализм». Не существует четкой иерархии, нет стандартных образцов. Образ и имидж изменчивы, допускают различные толкования. Они ориентируются на немедленное удовлетворение требований общества, все менее ориентирующегося на традиции и ставящего во главу угла возможность выбора в любой сфере деятельности. Неизменным остается только то, что массовая культура по-прежнему нужна для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется ее избытком в другом [1. С. 155]. Массовая культура создает видимость упорядоченного познаваемого мира и через имидж задает актуальные культурные образцы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. - М: Аграф, 1997.

2. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия головного мозга и проблема интеграции культур // Вопросы философии. - 1984. - № 4.

3. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. - Таллин: Александра, 1992. - Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры.

4. Руткевич А.М. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. - 1988. - № 1.

5. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М: Наука, 1995.

6. Storey J. An Introductry Guide to cultural theory and popular culture. - The University of Geogia, 1993.

7. Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика // Природа. - 1978. - № 1.

8. Кириллов Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики: в 2 кн. - Кн.2. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1998.

9. Маслова С.В. Мифоразрушительная и мифосозидательная тенденции в современной культуре: автореферат ... канд. филос. наук. - Томск: Изд-во ТУСУР, 2007. - 20 с.

10. Bruce B. Images of power. - London, 1992.

11. Nicolis J. Chaotic Dynamics of Linguistic Processes and Pattern Formation in Human Behavior. A New of Selective Information Transaction. - University of Patras, Greece. - 1993.

12. Laszlo E. Foundations of transdisciplinary united theory // International Society for the Systems Sciences. - 1993.

Поступила 20.10.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.