Научная статья на тему 'БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ'

БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шевченко Ольга Викторовна

Статья посвящена рассмотрению важной социальной проблемы российского общества - формированию новых бинарных оппозиций современной гуманитарной парадигмы социума, обусловленных постмодернистским дискурсом и процессом цифровизации. В результате применения метода рассмотрения преемственности функционирования и развития духовных явлений было продемонстрировано, что данные бинарные оппозиции способствуют активизации духовного иммунитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BINARY OPPOSITION IN THE HUMANITARIAN PARADIGM OF THE DIGITALIZATION PROCESS

The article is devoted to the consideration of an important social problem of Russian society - the formation of new binary opposition to the modern humanitarian paradigm of society, due to postmodern discourse and the process of digitalization. As a result of the method of considering the continuity of functioning and the development of spiritual phenomena, it was demonstrated that these binary oppositions contribute to the activation of spiritual immunity.

Текст научной работы на тему «БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Социально-политические отношения в сетевом обществе

УДК 124.5

DOI 10.34823/SGZ.2022.3.518817

ШЕВЧЕНКО Ольга Викторовна кандидат философских наук, старший преподаватель Департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: ovshevchenko@fa.ru

Бинарные оппозиции в гуманитарной парадигме процесса цифровизации

Статья посвящена рассмотрению важной социальной проблемы российского общества - формированию новых бинарных оппозиций современной гуманитарной парадигмы социума, обусловленных постмодернистским дискурсом и процессом цифровизации. В результате применения метода рассмотрения преемственности функционирования и развития духовных явлений было продемонстрировано, что данные бинарные оппозиции способствуют активизации духовного иммунитета.

Ключевые слова: бинарные оппозиции, цифровизация, российское общество.

Цифровизация стала актуальным трендом современного мира и, безусловно, является важным предметом рассмотрения философского знания. Конечно же, процесс цифровизации непосредственно вязан с развитием науки и техники, информационно-коммуникативными технологиями. Однако любые процессы, находящие свое проявление в социуме с необходимостью осмысливаются и в рамках социально-гуманитарного знания, так как всё существующее в мире имеет экзистенциально наполненное антропологическое измерение.

В это связи представляется актуальным обратиться к рассмотрению новых бинарных оппозиций, которые возникают в современной ускоренной текучей цифровой реальности, обус-

лавливающей фрустрацию индивида, выражающуюся не только в эмоциональном беспокойстве, стрессе, тревоге, но и потере связи с реальностью. Так, например, в настоящее время возникают апгрейд-идеи объективного идеализма о существования человечества в матрице, имеют место субъективно-идеалистические посылы об отрицании существования мира в целом - мир как личностная интерпретация (без субъекта нет объекта), видение мира как голограммы и др. Философ Ф. Ги-ренок, анализируя идеи мифа «О пещере» Платона, отмечает, что человек - это особая экзистенция, не дающая возможность отличить мир от галлюцинации. Сознание вмещает в свое содержание и реальность, и платоновские идеи, а «сновидения засасывают события и смыслы, выворачивая их наизнанку и показывая с новой, самой неожиданной стороны» [1].

Данные обстоятельства обуславливают необходимость в поиске праксеологических основ человеческого бытия, выраженных в духовных ориентирах, которые по сути имеют бинарный (противоположный, антонимический характер). Например, выдающийся лингвист Ш. Балли предполагал, что антонимические противопоставления детерминированы природой человеческого ума, позволяющего с легкостью апеллировать логическими антонимами (правый - левый, белое - черное и др.). «В нашем сознании абстрактные понятия заложены парами, причем каждое из слов всегда так или иначе вызывает представление о другом» [2, 139]. Такое отношение человеческого сознания к действительности в рамках рационального осмысления современной картины мира принято относить к бинарным оппозициям, т.е. противоположным по качественному наполнению понятиям, в рамках которых формируется отношение человека к миру и оценке своего места в нем.

Бинарные оппозиции имеют долгую историю своего развития и в ходе человеческого бытия формируются как мировоззренческие ориентиры, находящие своё отражение как в мифе, так и в логосе. Например, пифагорейцы противопоставляли единицу и двоицу. Единица уподоблялась Единому и такой добродетели как «благоразумие», потому они считали, что правильное едино. Двоица, по их мнению, сближается с понятием «материя», поэтому она не определена и бесформенна, так как не образует геометрической фигуры. Бинарная оппозиция в рамках пифагорейской традиции рассматривается не только как математическая, но и как оценочная: Единица - нечетное - это позитивное начало, двоица - четное - отрицательное [3]. Таким образом, выстраивается система

противопоставлений, которая становится методологическим ориентиром в онтологической, эпистемологической, аксиологической и других аспектах человеческого бытия.

Термин «бинарная оппозиция» впервые был введен лингвистом, философом-евразийцем Н.С. Трубецким в рамках построения фонологической методологии, которая устанавливает фонологическую оппозицию - противоположение звуков, позволяющую дифференцировать интеллектуальные значения [4, 39].

Как уже было отмечено, бинарные оппозиции являются основой рационального взгляда человека на мир. В содержательном отношении к ним традиционно относятся: онтологическое (материальное - идеальное); гносеологические (истина - ложь); этические (добро - зло); экзистенциальные (жизнь - смерть); эстетические (красивое - безобразное); филотические (любовь - ненависть); прагматические (успех -неудача); практические (сохранение - преобразование) и др.

Противоположные по своему содержанию бинарные оппозиции упорядочивают, систематизируют взгляд человека на мир через призму мировоззренческих ориентиров, являясь универсальным средством рационального описания мира и его аксиологического наполнения, где одновременно представлены два противоположных понятия, одно из которых утверждает какое-либо качество, а другое - отрицает.

В классический период социально-гуманитарное знание предлагало строго разграничивать бинарные оппозиции, что было характерно и для науки, искусства, религии, политики и других сфер социального жизнеустройства.

В неклассический период бинарные оппозиции подвергаются социальной турбулентности. Однако в это время человек был ещё в состоянии выстраивать причинно-следственные связи в своей жизнедеятельности, в науке доминировал системный подход. Культивировалась идея объединения мирового сообщества для выстраивания четких бинарных ориентиров в целях комфортного сосуществования различных культур и решения глобальных проблем.

В постнеклассическом, современном мире пост-, мета-, сверх- модерне человек задумался о своей субъектности, теперь он уже «не мера всех вещей», а «одномерный» человек, только с неопределенным гендером. В науке появилась синергетическая методология с идеями самоорганизации, искусство стало массовым и рыночным, политический дискурс наводнился фейками и др.

Вместе с тем направленность человеческого сознания на упорядоченность бытия никуда не делась, но столкнулась с существенными противоречиями в осмыслении действительности, например, к навязыванию чуждой для нашей страны системы ценностей. Так, толерантность как терпимое отношение к проявлению инакомыслия впоследствии стало приобретать характер воинствующего толерантизма - принуждение к принятию чуждых идей и взглядов на мир и место человека в нем. Привычные традиционные «бинарные оппозиции» российского общества стали размываться идеологий меньшинств, западных пропагандистов, что в итоге привело к противодействию со стороны российской политической элиты, проведению референдума и внесению поправок в основной закон страны - Конституцию. Например, в статью 72 была включена поправка о том, что брак на территории России возможен исключительно между мужчиной и женщиной.

В июне 2021 г. Всероссийский центр общественного мнения в рамках аналитического обзора представил данные опроса россиян, касающихся их отношения к представителям сексуальных меньшинств и признанию за ними право на брак. Отмечено, что за 17 лет мониторинга мнение россиян о представителях сексуальных меньшинств изменилось и увеличилось число считающих, что сексуальная ориентация - личное дело каждого (31% опрошенных). Данное суждение чаще поддерживают женщины и молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (38% и 68% соответственно). Среди опрошенных 12% считают, что представители сексуальных меньшинств являются опасными людьми, а 14% полагают, что гомосексуализм - это социальная болезнь, и лечить надо само общество. Вместе с тем 23% опрошенных высказывают мнение, что представители сексуальных меньшинств - это люди, которым нужна медицинская помощь. Большинство россиян к однополым бракам относятся отрицательно (75%). В большинстве опрошенных данную позицию высказывали мужчины и люди в возрасте от 35 лет (свыше 65%). Полностью поддерживают право на официальную регистрацию однополых браков 5% опрошенных, еще 7% - скорее согласны с такой позицией [5]. Таким образом, изменение в основном законе страны - это существенный шаг в поддержании традиционных «бинарных оппозиций» в отношении представлений о семье и семейных ценностях нашей страны.

Далее бинарные оппозиции в рамках рассмотрения проблемы трансгуманизма - человек-киборг и естественный (природный человек) человек - мера соотношения между ними. В январе 2022 г. врачи Мэрилендского университета провели первую операцию по трансплантации сердца от генетически модифицированной свиньи человеку. Хотя пациент прожил достаточно мало - умер 8 марта 2022 г., это уже первый успешных шаг в данной медицинской области [6].

В то же время тема сердца всегда занимала особое место, как в отечественной духовной культуре и русской философской традиции. Философия сердца - религиозно-философское течение, направленное на иррациональное познание бытия через сердце, которое понимается как сакральный центр духовной жизни человека.

Так, И.А. Ильин был создателем философской концепции «поющего сердца. В «Книге тихих созерцаний» он писал: «И все великое и гениальное, что было создано человеком - было создано из созерцающего и поющего сердца... Только созерцающая любовь открывает человеку его Родину, т. е. его духовную связь с родным народом, его национальную принадлежность, его душевное и духовное лоно на земле» [7, 234].

В противовес западной философской традиции с культом разума, русская религиозно-философская традиция основывается на культивировании сердечного мировосприятия или добродетельного сердца. Сердце отводится роль не физического органа, оно понимается как духовно-нравственная основа в познания бытия.

Можно конечно сказать, что данная область философского знания в настоящее время уже не кажется столь актуальной. Но есть выражения «от всего сердца», «до самого сердца», «в самое сердце» - в них отражен целый пласт духовной культуры российского общества.

Таким образом, постмодернистская деконструкция картины мира с ее акцентуацией на расшатывании бинарных оппозиций - это один из аспектов рассмотрения философского знания в рамках процесса цифровизации. Философы устанавливают локацию человека в пространственно-временном континууме бытия, с помощью рефлексивного, логического и креативного осмысления. Но философия не только о технологиях мышления, но и о смыслах: жизни, происходящих процессов цифровизации и т. д. Помочь людям, растерянному

человеку разобраться в быстротекущей жизни с её проблемами, в этом заключается очень важная функция современной философии и социально-гуманитарного знания в целом.

Литература:

1. Гиренок Ф. Человек - это точка, в которой мир не может отличить себя от галлюцинации // Нож. 14 сентября 2020. [Электронный ресурс]: URL: https://knife.media/singularity/ (дата обращения: 13 марта 2022 г.).

2. Балли Ш. Французская стилистика. М.: ИЛ, 1961. 394 с.

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Т. VII. М.: «Искусство», 1988. [Электронный ресурс]: URL: http://ligis.ru/psy-lib/090417/books/lose007/index.htm (дата обращения: 10 марта 2022 г.).

4. Трубецкой Н. С. Классификация оппозиций / Основы фонологии / пер. с нем. А.А. Холодовича. М.: Аспект Пресс, 2000. 352.

5. Однополые браки: табу или новая норма? [Электронный ресурс]: URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/odnopolye-braki-tabu-ili-novaja-norma (дата обращения: 6 октября 2021).

6. Лосева П. Пациент с сердцем генно-модифицированной свиньи умер. №+1. 9 марта 2022 г. [Электронный ресурс]: URL: https://nplus1 .ru/news/2022/03/09/gm-heart-recipient-rip (дата обращения: 13 марта 2022 г.).

7. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. 592 с.

SHEVCHENKO O.V. candidate of philosophy, senior lecturer at the Department of Humanities of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Binary opposition in the humanitarian paradigm of the digitalization process

The article is devoted to the consideration of an important social problem of Russian society - the formation of new binary opposition to the modern humanitarian paradigm of society, due to postmodern discourse and the process of digitalization. As a result of the method of considering the continuity of functioning and the development of spiritual phenomena, it was demonstrated that these binary oppositions contribute to the activation of spiritual immunity.

Keywords: binary opposition, digitalization, Russian society.

References:

1. Gyrenok F. Man is a point at which the world cannot distinguish itself from hallucination//Knife. September 14, 2020. [Electronic Resource]: URL: https://knife.media/singularity/ (contact date: March 13, 2022).

2. Bally S. French style. M.: IL, 1961. 394 p.

3. Losev A.F. History of ancient aesthetics. Last centuries. T.VII. M.: "Art," 1988. [Electronic Resource]: URL: http://ligis.ru/psy-lib/090417/books/lose007/index.htm (contact date: March 10, 2022).

4. Trubetskoy N. S. Classification of oppositions/Fundamentals of Phonology/per. German A.A. Kholodovich. M.: Aspect Press, 2000. 352 p.

5. Same-sex marriage: taboo or new norm? [Electronic Resource]: URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/odnopolye-braki-tabu-ili-novaja-norma (contact date: October 6, 2021).

6. Loseva P. The patient with the heart of a genetically modified pig died. №+1. March 9, 2022 [Electronic Resource]: URL: https://nplus1.ru/news/-2022/03/09/gm-heart-recipient-rip (circulation date: March 13, 2022).

7. Ilyin I. A. Singing heart. A book of quiet contemplations. Sobr. op.: in 10 tons T. 3. M.: Russian book, 1994. 592 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.