Епанчинцев Роман Вячеславович
БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ СЕВЕР/ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ПОВЕСТЯХ О. М. КУВАЕВА
В статье рассматривается оппозиция Север/Цивилизация, характерная для художественного пространства знаковых повестей известного писателя второй половины ХХ века О. М. Куваева. Произведения анализировались как структурное целое, что позволило выявить эксплицитную и имплицитную формы оппозиции. Дается описание специфических черт Севера и Цивилизации, отмечается их роль в раскрытии идейного содержания произведений. Показано тяготение писателя к мифологизации пространства Севера. Сделан вывод о традиционности противопоставления пространств, что позволяет вписать повести Куваева в достаточно широкий историко-литературный контекст. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/10-3/2.1~Дт1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 10(76): в 3-х ч. Ч. 3. C. 13-15. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gram ota. net/ed itions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/10-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
11. Чемеков Г. А тыште война лийын огыл // Идалыкыште латкум тылзе: повесть ден ойлымаш-влак. Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1994. С. 197-200.
12. Чемеков Г. Ачий, ачий // Идалыкыште латкум тылзе: повесть ден ойлымаш-влак. Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1994. С. 233-236.
13. Чемеков Г. Омем дене шым кычкыре? // Идалыкыште латкум тылзе: повесть ден ойлымаш-влак. Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1994. С. 218-224.
14. Яндак Л. Йоратыше кок шум. Ойлымаш // Ончыко. 2016. № 5. С. 114-120.
15. Яндак Л. Чыган эрге. Ойлымаш // Ончыко. 2015. № 4. С. 94-95.
MODERN MARI STORY ON GREAT PATRIOTIC WAR: PROBLEMS AND POETICS
Guseva Nadezhda Vasil'evna
Mari State University, Yoshkar-Ola ovechkinanadezhda@rambler. ru
The article for the first time considers the development of story genre in modern Mari literature on the Great Patriotic War, identifies the peculiarities of its problematics and poetics, and shows the ways to deepen genre content, to broaden the range of narrative compositional and style decisions. The paper aims to analyze the Mari story of the end of the XX - the beginning of the XXI century on the Great Patriotic War from the viewpoint of renewing its problematics and poetics. The key problem is a human being and war, the lessons of war at the level of philosophical speculations. In such aspect and in the mentioned time period this genre is examined for the first time.
Key words and phrases: modern Mari literature; story; theme of the Great Patriotic War; problematics; poetics.
УДК 82-311
В статье рассматривается оппозиция Север/Цивилизация, характерная для художественного пространства знаковых повестей известного писателя второй половины ХХ века О. М. Куваева. Произведения анализировались как структурное целое, что позволило выявить эксплицитную и имплицитную формы оппозиции. Дается описание специфических черт Севера и Цивилизации, отмечается их роль в раскрытии идейного содержания произведений. Показано тяготение писателя к мифологизации пространства Севера. Сделан вывод о традиционности противопоставления пространств, что позволяет вписать повести Куваева в достаточно широкий историко-литературный контекст.
Ключевые слова и фразы: О. Куваев; бинарная оппозиция; повесть; художественное пространство; локус; мифологизация.
Епанчинцев Роман Вячеславович, к. филол. н.
Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан 1епеЪге@гатЪ1ег. ги
БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ СЕВЕР/ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ПОВЕСТЯХ О. М. КУВАЕВА
Творчество советского прозаика О. М. Куваева (1934-1975) включает в себя рассказы, повести и два романа. Самым известным и значительным его произведением следует считать «Территорию» (впервые была напечатана в 1974 году). Именно этому роману посвящено большинство исследовательских работ. Однако вышедшие из-под пера Куваева рассказы и повести интересны тем, что уже в них был создан особый художественный мир, единый для всех произведений этого автора, в том числе и для крупных прозаических текстов. Для мира произведений писателя характерны устойчивые элементы, перетекающие из одного текста в другой. К таким элементам можно отнести бинарную оппозицию Север/Цивилизация, которую мы рассмотрим на примере знаковых повестей Олега Куваева: «Тройной полярный сюжет» (была написана в 1961 году, после несколько раз перерабатывалась, вошла в книгу с одноименным названием («Современник», 1973)), «Весенняя охота на гусей» (также написана в 1961 году, дорабатывалась в 1965 г., включена в одноименные сборники, изданные «Молодой гвардией» (1967) и Новосибирским книжным издательством (1968)), «Азовский вариант» (написана в 1966 году, включена в сборник «Весенняя охота на гусей» («Молодая гвардия», 1967)), «К вам и сразу обратно» (написана в 1971 году, вошла в книгу «Тройной полярный сюжет» («Современник», 1973)).
Оппозиция Север/Цивилизация характерна для разных уровней текстов повестей Куваева, но максимально ярко она прослеживается при анализе художественного пространства. Оппозиция предстает как устойчивое противопоставление двух территорий. Далее рассмотрим это противопоставление на примере названных выше повестей.
Первоначально охарактеризуем элементы бинарной оппозиции. Север с точки зрения географии включает районы Северо-Востока России (современный Чукотский автономный округ, Магаданская область). На этих слабо освоенных территориях герои Олега Куваева живут и работают. Второй элемент назван «Цивилизацией»
14
^БЫ 1997-2911. № 10 (76) 2017. Ч. 3
потому, что, на наш взгляд, он наиболее полно отражает противоположность Севера в произведениях Куваева, поскольку для всего его творчества характерно отображение неприязненного отношения персонажей (и, безусловно, автора) к современной городской цивилизации. Север же, соответственно, предстает как пространство-антагонист. Подобная оппозиция отсылает нас к традиционному противопоставлению урбанистической цивилизации (ассоциируемой с падением уровня нравственности) и «не-цивилизации» (которая может быть, к примеру, территорией «естественного человека» (у Руссо), деревней с ее патриархальным бытом (у русских поэтов и писателей) и т.д.). Таким образом, традиционный антагонизм нашел свое отражение и в творчестве О. М. Куваева.
Север выражен эксплицитно (художественное пространство непосредственно проявляет себя в произведениях, это территория, на которой происходит действие). Он представлен во всех повестях, смысловое наполнение этого пространства не вызывает различных толкований. В трех из четырех повестей («Азовский вариант», «К вам и сразу обратно», «Весенняя охота на гусей») Цивилизация также выражена эксплицитно, прослеживается четкая оппозиция двух пространств. В повести «Тройной полярный сюжет» Цивилизация представлена имплицитно. На первый взгляд противопоставление отсутствует (так как на первый взгляд отсутствует один из членов оппозиции), но антагонизм двух пространств опознается при сопоставлении повестей между собой, если рассматривать их как структурную общность.
В чем сущность рассматриваемой оппозиции? Каково наполнение каждого компонента? Естественно, что противопоставление основано не только на степени освоенности местности человеком, на разнице условий существования или климатических условий (это заметно и «невооруженному глазу»); каждый из компонентов противопоставления имеет ряд свойств, фиксированных коннотативных значений - эмоциональных, нравственно-мировоззренческих. Эти свойства (значения) в повестях в основе своей устойчивы, «переходят» из одного произведения в другое и являются ничем иным, как выражением авторской позиции. Подробно данный вопрос был рассмотрен автором статьи ранее [1].
Рассмотрим по порядку каждый член бинарной оппозиции. Главным свойством Севера следует назвать фактически мистическую власть над человеком, который пробыл на нем долгое время (в качестве примера можно привести символический образ розовой чайки из повести «Тройной полярный сюжет»: если человек ее увидел, то о Севере забыть уже не мог). Локус Севера характеризуется антимещанским духом, это прибежище романтиков (их в повестях и рассказах Куваева называют чудаками - речь идет о людях, «которые руководствуются нестандартными соображениями и, во всяком случае, не житейской целесообразностью поступков» [2, с. 28]).
Только порядочные люди, чье мировоззрение не имеет ничего общего с обывательским, сильные как физически, так и духовно, могут обосноваться на Севере - территории с экстремальными условиями существования («Народу здесь мало. Разные есть. Умные есть, глупые, посрединке. Но сволочей нет. Сволочи здесь не жить - ничего здесь не скроешь» [3, с. 228]). С тем, что называется Севером, несовместимы такие понятия, как лицемерие, ложь и другие, характеризующие негативную сторону человеческих взаимоотношений. Следует также назвать такую особенность Севера, как воспитательное воздействие. Продолжительное пребывание на этой территории может изменить характер человека (обычно речь идет об изменении мещанского, обывательского характера). Именно это свойство проявляется в «Весенней охоте на гусей», где мы видим духовное преображение главного героя - Саньки Канаева. Он из мелкого жулика превращается в честного человека, находит свое место в мире, приходит к осознанию роли «людей, приспособленных для грузовика» -первопроходцев. Канаев остается на Севере, он сам «впитывает» лучшие качества этих «людей, приспособленных для грузовика» - людей, чуждых всего мещанского, «настоящих» романтиков, не способных жить в цивилизованном мире; людей, для которых собственное благополучие не является главной целью жизни.
Итак, суммируем информацию о Севере. Это пространство, населенное романтиками; территория с экстремальными условиями существования, нерегламентированным трудом; территория, на которой возможно духовное преображение человека (если, конечно, он еще может быть преображен). На Севере царят неписан-ные законы - законы товарищества, взаимопомощи: «Где бы он ни был, его дом, его диван, его рубль - их дом, их диван, их рубль. Об этом не говорят. Это знают» [Там же, с. 349]. Север обладает особой властью: проживший там долгое время уже не может оставить, забыть его навсегда; условия существования на территории этого пространства не дают прижиться людям недостойным, Север лишен мещанского компонента, всего того, что пропитало жизнь на освоенных городской цивилизацией территориях.
Соответственно, теперь опишем свойства, характеризующие Цивилизацию. Она делает «неудобной» жизнь романтиков, поскольку их раздражает все мещанское, легкомысленное, лицемерное («И городок Адьке не нравился - слишком солнечно, слишком бело, слишком зелено: для легкомысленной жизни место» [4, с. 422]; «ибо среди всего этого юга одно море не показуха...» [Там же, с. 430]). Тяготит их и регламентированная жизнь - работа по установленному распорядку («от звонка до звонка»), само существование в соответствии с таким распорядком. Отличия Севера от Цивилизации наиболее отчетливо выписаны в повести «К вам и сразу обратно», где пространство последней проникает на Север. Действие произведения в основном происходит в поселке. Главный герой помнит, каким был поселок вначале, видит изменения в жизни этого населенного пункта. Вместе с Цивилизацией в его (поселка) жизнь «просачивается» не только мещанство, но грубые, даже жестокие формы человеческого поведения. Это выражено в образе редактора газеты, в образах преступников, один из которых оказывается убийцей Мишки - друга главного персонажа. Мы узнаем об отсутствии подобного в прежней жизни поселка через высказывания Андрея. Вот, например, его мысли
по поводу хулиганов: «Ребята, думал Андрей, что ж вы мразь развели? Неужели забыли, как мы, сами, без милиции, очищали поселок?» [3, с. 360] (становится понятно, почему «сволочь» не могла прижиться на Севере - ее просто изгоняли). Показательной может быть позиция редактора газеты Грачина, который поощряет лицемерие, формулирует главный принцип жизни: «таись, исхитряйся, иначе сожрут» [Там же, с. 349]. Все это отсутствовало в «старое» время, когда поселок только начинал развиваться. Чем больше жизнь поселка усложняется, становится более цивилизованной, тем больше негативного проникает на его территорию.
Таким образом, для Цивилизации характерно отсутствие особого этического кода, того «духа товарищества», «антимещанства», что определяет Север (заметим, этический код у Куваева непосредственно связан с долгом, моральные принципы корректируются этим понятием). Как эпитет к Цивилизации подходит слово «обывательская» (или «мещанская», «филистерская»), включающее в себя себялюбие, мелочность и другие традиционные и нетрадиционные ассоциации (к последним, например, относится регламентированность жизни и работы). Очевидна негативная оценка Цивилизации.
Подводя итог, отметим, что отношение к тому или иному пространству связано с ценностными ориента-циями автора. Наличие или отсутствие ассоциирования с определенными ценностями является главной определяющей чертой каждого члена оппозиции. Олег Куваев использует традиционное противопоставление Мещанское/Немещанское, характерное для романтической традиции литературы (от немецких романтиков до Д. Лондона). В какой-то степени пространство Севера мифологизируется, что тоже свидетельствует о влиянии романтизма на творчество писателя. Совершенно ясно, что Север и территории, обозначенные нами как Цивилизация, являются не только и не столько местом действия повествования. Они играют важную роль в поэтике произведений, способствуют раскрытию их идейного содержания.
Список источников
1. Епанчинцев Р. В. Этические и эстетические воззрения писателя Олега Куваева // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2008. № 10. С. 33-37.
2. Куваев О. М. Избранное: в 2-х т. М.: Мол. гвардия, 1988. Т. 1. 527 с.
3. Куваев О. М. Избранное: в 3-х т. Магадан: Кн. изд-во, 1994. Т. 1. 379 с.
4. Куваев О. Территория. М.: Профиздат, 1978. 463 с.
BINARY OPPOSITION NORTH/CIVILIZATION IN O. M. KUVAEV'S NOVELS
Epanchintsev Roman Vyacheslavovich, Ph. D. in Philology North-Eastern State University, Magadan tenebre@rambler. ru
The article discusses the opposition North/Civilization typical of the artistic space of the sign novels written by the famous writer of the second half of the XX century O. M. Kuvaev. The works are analyzed as a structural whole, which made it possible to reveal explicit and implicit forms of opposition. A description of the specific features of the North and Civilization is given, their role in revealing the ideological content of the works is noted. The writer's gravitation to mythologize the space of the North is shown. A conclusion is made about the traditional nature of opposing spaces, which allows inserting Kuvaev's novels into a fairly wide historical and literary context.
Key words and phrases: O. Kuvaev; binary opposition; novel; artistic space; locus; mythologization.
УДК 398.9
В статье исследуется жанр татарского устного народного творчества - алкыш (благопожелания). Цель исследования - ввести в научный оборот благопожелания как жанровую разновидность татарского фольклора. В статье выявлена специфика жанра, определены жанровые особенности благопожеланий, основные мотивы, формы бытования, роль и место жанра в системе традиционной культуры народа. Жанр алкыш является источником для изучения нравственных ценностей народа, его национального этикета.
Ключевые слова и фразы: фольклор; алкыш; благопожелания; обряд; магия; слово; речевые формулы.
Закирова Ильсеяр Гамиловна, д. филол. н.
Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань И1ак1Гвуа@таИ. ги
ЖАНР БЛАГОПОЖЕЛАНИЙ В ТАТАРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
В татарском фольклоре есть жанры, которые на сегодня мало изучены или до сих пор остаются вне поля внимания ученых. Одним из таких жанров татарского фольклора являются благопожелания. В татарском фольклоре жанр благопожеланий обозначается термином «алкыш». Алкыш - общетюркское название жанра (алкыш -