Научная статья на тему 'БИНАРНАЯ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

БИНАРНАЯ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-МИГРАНТЫ / АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Путулян Н.С., Закирова В.Г., Власова В.К.

Актуальность исследования вызвана увеличением количества мигрантов в школах на территории Республики Татарстан и необходимостью разработки и внедрения адекватной современным условиям модели социокультурной адаптации детей мигрантов. Проведенный анализ выявил, что исследователи и педагоги-практики назвали основным недостатком существующих программ адаптации детей мигрантов их ориентацию в основном на проблемы и интересы детей мигрантов, при этом интересы детей-граждан часто не учитываются в проведении адаптационных мероприятий. Целью исследования стали разработка и методологическое обоснование модели адаптации детей мигрантов в условиях современной школы с учетом субъектности образовательной среды. Авторами исследования представлены модель социокультурной адаптации детей-мигрантов в российской школе, обоснование методологических принципов и компонентов с опорой на средовой подход, а также субъектность процесса адаптации. В статье даны описание результатов теоретического этапа, данное исследование является предварительным этапом по эмпирической апробации модели в образовательной среде российской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Путулян Н.С., Закирова В.Г., Власова В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BINARY MODEL OF MIGRANT CHILDREN ADAPTATION IN MODERN SCHOOL CONDITIONS

The research relevance is caused due to the increasing number of migrants in the Republic of Tatarstan’ schools and the need to develop and implement a model of socio-cultural adaptation of migrant children that is adequate for today's conditions. The analysis has shown the following: researchers and practitioners have identified the main shortcoming of migrant children's adaptation programs as being mainly focused on the problems and interests of migrant children. At the same time, the interests of citizen children are often not taken into account in adaptation activities. So, the purpose of the study is to develop and methodologically substantiate an adaptation model for migrant children in the conditions of modern school under the subjectivity of the educational environment. The authors present a model of socio-cultural adaptation of migrant children in a Russian school, justify the methodological principles and components based on the environmental approach, as well as the adaptation process subjectivity. The results of the theoretical stage are described in the paper. The following study is a preliminary stage of empirical testing of the model in the educational environment of the Russian school.

Текст научной работы на тему «БИНАРНАЯ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

УДК 37.06

Бинарная модель адаптации детей мигрантов в условиях современной школы

Binary model of migrant children adaptation in modern school conditions

Путулян Н.С., Казанский федеральный (Приволжский) университет, narohk@mail.ru

Закирова В.Г., Казанский федеральный (Приволжский) университет, zakirovav-

2011@mail.ru

Власова В.К., Казанский федеральный (Приволжский) университет, v2ko@mail.ru

Putulyan N., Kazan (Volga region) Federal University, narohk@mail.ru

Zakirova V., Kazan (Volga region) Federal University, zakirovav2011@mail.ru

Vlasova V., Kazan (Volga region) Federal University, v2ko@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.019

Ключевые слова: дети-мигранты, адаптация мигрантов, социокультурная адаптация, технологии адаптации.

Keywords: migrant children, migrant adaptation, socio-cultural adaptation, adaptation technologies.

Аннотация. Актуальность исследования вызвана увеличением количества мигрантов в школах на территории Республики Татарстан и необходимостью разработки и внедрения адекватной современным условиям модели социокультурной адаптации детей мигрантов. Проведенный анализ выявил, что исследователи и педагоги-практики назвали основным недостатком существующих программ адаптации детей мигрантов их ориентацию в основном на проблемы и интересы детей мигрантов, при этом интересы детей-граждан часто не учитываются в проведении адаптационных мероприятий. Целью исследования стали разработка и методологическое обоснование модели адаптации детей мигрантов в условиях современной школы с учетом субъектности образовательной среды.

Авторами исследования представлены модель социокультурной адаптации детей-мигрантов в российской школе, обоснование методологических принципов и компонентов с опорой на средовой подход, а также субъектность процесса адаптации. В статье даны описание результатов теоретического этапа, данное исследование является предварительным этапом по эмпирической апробации модели в образовательной среде российской школы.

Abstract. The research relevance is caused due to the increasing number of migrants in the Republic of Tatarstan' schools and the need to develop and implement a model of socio-cultural adaptation of migrant children that is adequate for today's conditions. The analysis has shown the following: researchers and practitioners have identified the main shortcoming of migrant children's adaptation programs as being mainly focused on the problems and interests of migrant children. At the same time, the interests of citizen children are often not taken into account in adaptation activities. So, the purpose of the study is to develop and methodologically substantiate an adaptation model for migrant children in the conditions of modern school under the subjectivity of the educational environment. The authors present a model of socio-cultural adaptation of migrant children in a Russian school, justify the methodological principles and components based on the environmental approach, as well as the adaptation process subjectivity. The results of the theoretical stage are described in the paper. The following study is a preliminary stage of empirical testing of the model in the educational environment of the Russian school.

Введение. В быстроменяющемся мире некогда актуальные концепции миропорядка в настоящее время потеряли свою работоспособность [13]. Изменение социо-политических, культурных аспектов мира влекут за собой глубинные

изменения в сложившихся гарантах безопасности социума. Как результат вновь активизируются миграционные процессы, как внутри стран, так в международном пространстве. Согласно результатам Интернет-портала СНГ, по

состоянию на 1 января 2022 года количество мигрантов на территории Российской Федерации возросло до 5,9 млн иностранных граждан (количество въездов иностранных граждан в 2021 году составило 7,3 млн, выездов 5,5 млн). При этом значительную часть за период с января по июнь 2022 года составляют 33 803 гуманитарных выезда из ЛНР и ДНР (старики, молодые женщины и дети), так же есть показатели 529 423 выездов из Украины, из которых только 76 694 относятся к категориям работы, туризм, учебы [2;11].

При этом исследователи отмечают неготовность современной системы основного образования к работе с детьми мигрантами. В числе основных факторов упоминаются традиционные проблемы в области социокультурной адаптации, такие как языковые барьеры, разности культур, индивидуальные психологические и возрастные особенности [1;5;8;12]. Однако стоит учитывать и особенности принимающей субъектной стороны - детей-граждан. К сожалению, здесь возникает некоторая академическая нечестность, которая выражается в том, что зачастую, создавая благоприятные условия для одних детей, мы забываем о состоянии и интересах других. Стоит отметить, что проблеме исследования детей-граждан принимающей стороны уделено очень мало внимания, и скорее благополучие этих детей является лишь аспектным в процессе адаптации мигрантов [9;10].

Именно дети-мигранты и их успешная адаптация, а также благополучие и безопасность принимающей среды (особенно детей-коренных граждан) составляют основу нашего исследования.

Наше исследование направлено на разработку и методологическое обоснование модели адаптации детей мигрантов в условиях современной школы

Методология исследования. В нашем исследовании мы применили методы теоретического анализа и педагогического проектирования по построению модели адаптации детей в условиях современной школы.

Целью исследования стали разработка и методологическое обоснование модели адаптации детей мигрантов в условиях современной школы с учетом субъектности образовательной среды.

В теоретическом исследовании были проанализированы работы по проблемам адаптации детей мигрантов в условиях Российской общеобразовательной системы. Выделены наиболее успешные модели подходов интеграции и адаптации детей мигрантов в

области решения социокультурных и языковых проблем [4;16;17].

Особое положение самих детей мигрантов позволяет сделать вывод о необходимости переноса успешных практик по созданию и развитию инклюзивной среды [15]. Здесь же мы концентрировали внимание на работу с детьми мигрантами младшего школьного возраста. Начальная школа, с одной стороны, является наиболее успешной средой для социальной адаптации, в силу мобильности детского сознания, с другой стороны, детская непосредственность и незащищенность могут стать причинами формирования психологических травм и негативного опыта [1].

При построении самой модели мы руководствовались подходами Г.И. Ибрагимова, И.А. Зимней по исследованию и внедрению деятельностных компонентов в образование [6;7], а также положениями адаптивной и здоровьесберегающих технологий А.Р. Вирабовой [3], В.Е. Цибульниковой [14].

Результаты исследования. Далее представим разработанную модель социокультурной адаптации детей мигрантов в условиях российской школы. Модель включает в себя три компонента: целевой компонент (цель, задачи и принципы); содержательно-процессуальный компонент (содержание, формы, методы, педагогические условия); оценочно-

результативный компонент (критерии, уровни, результат), см. рисунок 1.

Причинами современной миграции могут быть различные факторы. Однако их объединяет то, что вместе со взрослым поколением мигрантов неукоснительно растет и количество детей-мигрантов. При этом именно дети мигранты становятся группой повышенного социального внимания. Принимающая сторона в случае переезда семьи мигрантов с детьми должна обеспечить успешную социокультурную адаптацию ребенка. Прежде всего, этот процесс проходит через основных агентов социализации: образовательной системы принимающего государства, учителей и детей. Многие существующие программы адаптации детей мигрантов ориентированы на решение проблем только детей мигрантов, их ресурсное наполнение сконцентрировано на задачах одного участника образовательной системы, часто в ущерб другим участникам. Предлагаемая нами модель учитывает многосубъектный характер взаимоотношений образовательной системы и предполагает интеграцию детей мигрантов в существующую систему.

Рисунок 1. -Содержательная модель адаптации детей мигрантов в условиях российской школы

Перейдем к описанию основных структурных компонентов содержательной модели формирования.

Социальный заказ. Бесспорным является факт, что ребенок является главной ценностью мирового сообщества. Задача современного мира в целом - защита детства и создание условий для благоприятного развития детей вне зависимости от его социального статуса и культурной идентичности, принадлежности к религиозным конфессиям.

Целевой компонент модели. Целью представленной модели является создание социально-педагогических условий

социокультурной адаптации детей-мигрантов, а также создание благополучной и безопасной принимающей среды (особенно детей-коренных граждан).

При разработке модели, с одной стороны, мы можем руководствоваться принципами глобализации и рассматривать детей-мигрантов прежде всего как представителей человечества в целом. В данном случае мы признаем основные

концепции, выдвигаемые конвенцией о правах ребенка, создаем условия для гармоничного развития личности с учетом возможностей образовательной системы.

С другой, стороны мы должны учитывать средовый подход и субъектную специфику образовательной системы. Согласно принципам транспарентности и открытости, школа является открытой системой. Данная специфика позволяет реализовать одну из основных миссий школы - социализацию подрастающего поколения, формирование у граждан ролевых позиций, ценностных ориентаций, в том числе ранней профилизации. По этой причине программы адаптации должны носить интегративный характер и проходить в условиях школы. Закрытые системы адаптации мигрантов (школы, языковые курсы и др.) будут отделять детей от естественной среды общения, становления личности гражданина в принимающей стране. Отделяя детей в группы только мигрантов и только представителей одной религиозной конфессии, мы также можем создать

искусственный вакуум, в котором ребенок отдалится от своих сверстников, и будет воспринимать лишь модель определенной закрытой группы (диаспора, семья, землячество и др.).

Однако при этом мы рекомендуем создавать условия для сохранения индивидуальности. Реализация принципов индивидуализации и дифференциации позволяют применять микрогрупповые и групповые формы работы для постепенного снятия страхов, как у детей мигрантов, так и стереотипного мышления среди детей принимающей стороны.

В процессуальном плане модель может реализоваться лишь в условиях системно-деятельностного подхода (Леонтьев, Асмолов). Показателями успешной социокультурной адаптации являются овладение речевыми компетенциями, ценностной ориентацией и, что важно, сформированность определенных адаптивных моделей поведения.

Содержательно-процессуальный компонент представлен компонентами ситуативно-адаптационной и содержательно-программной линиями социокультурной адаптации. Резюмируя выше сказанное, школа является состоявшейся открытой системой с миссией социализации подрастающего поколения к условиям реального мира. При этом ситуация адаптации детей мигрантов носит некоторый бинарный характер -это субъектность и объектность. Под субъектностью мы имеем виду весь спектр факторов межличностных отношений (педагогический коллектив, личность учителя-классного руководителя, одноклассники, и что особенно важно: наличие детей мигрантов с позитивным опытом адаптации). Объектность -это возможность выполнения программы с учетом программ адаптации, опыта внедрения инклюзивной среды, опыта адаптации мигрантов.

Следующая составляющая - это сама интегративная программа социокультурной адаптации. Здесь особое внимание следует уделять адаптивным технологиям и методикам обучения детей языковым компетенциям (игры, тренажеры, включенность). Само содержание примерной образовательной программы начального общего образования позволяет применять идеи адаптивной педагогики в работе с детьми мигрантами. Содержание некоторых дисциплин начальной школы (литературное образование, окружающий мир - блок

обществознания, искусство и др.) можно использовать для внедрения расширенного межкультурного компонента в формате сравнительно-сопоставительного подхода (сказки народов мира, традиции, декоративно-прикладное искусство и т.д.).

При реализации поведенческого аспекта программы рекомендуем активно применять возможности элементов тьюторства среди детей, имеющих позитивный опыт социокультурной адаптации.

Следует уделить внимание имеющейся взаимосвязи в цепочке дети-мигранты и дети-граждане принимающей страны. Весь комплекс социокультурной адаптации будет воздействовать и на детей-граждан, так как именно они будут яркими маркерами принятия/непринятия детей мигрантов в школьную детскую среду. Таким образом, дети-граждане выполняют двоякую роль: агента социальной адаптации как носителя культуры принимающего государства, с одной стороны, субъекта оценочно-рефлексивного компонента модели как представителя принимающего сообщества.

Заключение. В данном исследовании было проведено теоретическое исследование по проектированию модели социокультурной адаптации детей мигрантов с учетом субъектной характеристики российской образовательной среды. В процессе исследования были определены основные компоненты

социокультурной адаптации и обоснованы методологические принципы реализации модели.

Основные компоненты представлены целевым, содержательно-процессуальным,

оценочно-результативным. При этом особое место в содержательно-процессуальном компоненте занимает среда и агенты социализации. В нашей модели они представлены субъектностью среды. Школьники-граждане в нашей модели выполняют двоякую роль. С одной стороны, они представляют содержательный компонент и являются источниками социокультурных традиций, взаимоотношений в детской группе, с другой, именно они являются рефлексивным компонентом и определяют естественные стадии адаптации детей мигрантов.

Проведенная теоретико-методологическая работа по разработке и обоснованию модели позволила выстроить эмпирический этап исследования, и практически обосновать предложенную модель.

Литература:

1. Ананьина Д.А. Адаптация детей-мигрантов в философский анализ / Д.А. Ананьина, А.В. Терентьева,

условиях инокультурной среды: социально- Д. Цзян // Гуманитарный вектор. - 2022. - Т. 17. - № 2.

- С. 122-130. - DOI 10.21209/1996-7853-2022-17-2-122130

2. В РФ во втором квартале 2022 года въехало рекордное за шесть лет число трудовых мигрантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/15417683?utm_source=yandex.ru &utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm _rsferrei=yandex. ru

3. Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения: монография / А.Р. Вирабова. -Москва: Пробел-2000, 2012. - 290 с.

4. Громова Ч.Р. Образовательные технологии для работы с детьми мигрантов / Ч.Р. Громова, Р.Р. Хайрутдинова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2021. - № 1(53). - С. 76-89.

5. Завьялов А.В. Актуальные вопросы государственного регулирования социальной адаптации мигрантов / А.В. Завьялов // Государственное управление. Электронный вестник. -2019. - № 72. - С. 143-164

6. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность (извлечения из выступления) / И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2004. - № 6(18).

- С. 13-14.

7. Ибрагимов Г.И. Проблема закономерностей и принципов обучения в отечественной педагогике: монография / Г.И. Ибрагимов. - Казань: редакционно-издательский центр «Школа», 2018. - 76 с.

8. Интернет-портал СНГ [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://e-cis.info/cooperation/3823/99651/

9. Исламшина Т.Г. Этноконфессиональный фактор миграционного движения населения в Республике Татарстан / Т.Г. Исламшина, А.Р. Ахметгалиева, Л.К. Нагматуллина // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 3. - С. 131135.

10. Литинский Б.Б. Проблемы социальной адаптации детей-мигрантов в школах России: сборник / Б.Б. Литинский // Шамовские педагогические чтения / Материалы XIV Международной научно-практической конференции: в 2-х частях (г. Москва, 22-25 января

2022 года). - Москва: Научная школа управления образовательными системами; Международная академия наук педагогического образования, «5 за знания», 2022. - С. 380-382.

11. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - июнь 2022 года с распределением по странам и регионам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--blaew.xn--

plai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/31387860/

12. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/68669

13. Смотрова И.В. Актуальные проблемы адаптации и социализации детей иностранных граждан в общеобразовательных организациях Московской области / И.В. Смотрова, О.С. Ткачук, О.Ю. Щигирева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2021. - № 6(78). - С. 64-69.

14. Цибульникова В.Е. Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая среда как компонент образовательной среды школы / В.Е. Цибульникова // Наука и школа. - 2018. - № 1. - С. 156-165.

15. Цибульникова В.Е. Историко-педагогические предпосылки становления инклюзивного образования в России: сборник научных трудов / В.Е. Цибульникова, Н.А. Рачковская // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века; под редакцией Л.В. Мосиенко, Г.Г. Еркибаевой, Л.П. Илларионовой, В.П. Сморчковой. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2021. - С. 152-159.

16. Gurieva S. Migration and adaptation as indicators of social mobility migrants / S. Gurieva, K. Köiv, O. Tararukhina // Behavioral Sciences. - 2020. - Vol. 10. - № 1. - P. 30. - DOI 10.3390/bs10010030.

17. Kamalova L.A. Linguistic adaptation of muslim migrant children in modern schools / L.A.Kamalova, V. G. Zakirova // IFTE 2017 - 3RD INTERNATIONAL FORUM ON TEACHER EDUCATION. - 2017. - Vol.29, Is. - P.330-336.

References:

1. Ananyina D.A. Adaptation of migrant children in a foreign cultural environment: socio-philosophical analysis / D.A. Ananyina, A.V. Terentyeva, D. Jiang // Humanitarian vector. - 2022. - T. 17. - № 2. - P. 122-130. - DOI 10.21209/1996-7853-2022-17-2-122-130

2. A record number of labor migrants entered the Russian Federation in the second quarter of 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://tass.ru/obschestvo/15417683?utm_source=yandex.ru &utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm _referrer=yandex. ru

3. Virabova A.R. Development of a health-saving environment in the education system based on the integration of resource support: monograph / A.R. Virabova. - Moscow: Probel-2000, 2012. - 290 p.

4. Gromova Ch.R. Educational technologies for working with children of migrants / Ch.R. Gromova, R.R. Khairutdinova // Psychology of Education in a Multicultural Space. - 2021. - № 1(53). - P. 76-89.

5. Zavyalov A.V. Topical issues of state regulation of social adaptation of migrants / A.V. Zavyalov // Public administration. Electronic Bulletin. - 2019. - № 72. - P. 143-164

6. Zimnyaya I.A. Competence and competency (excerpts from the speech) / I.A. Zimnyaya // Students. Parenting Dialogues. - 2004. - № 6(18). - P. 13-14.

7. Ibragimov G.I. The problem of regularities and principles of teaching in domestic pedagogy: monograph / G.I. Ibragimov. - Kazan: editorial and publishing center "School", 2018. - 76 p.

8. Internet portal of the CIS [Electronic resource]. -Access mode: https://e-cis.info/cooperation/3823/99651/

9. Islamshina T.G. Ethno-confessional factor of the migration movement of the population in the Republic of Tatarstan / T.G. Islamshina, A.R. Akhmetgalieva, L.K. Nagmatullina // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - 2017. - № 3. - P. 131-135.

10. Litinsky B.B. Problems of social adaptation of migrant children in Russian schools: collection / B.B. Litinsky // Shamov Pedagogical Readings / Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Conference: in 2 parts (Moscow, January 22-25, 2022). - Moscow: Scientific School of Management of Educational Systems; International Academy of Sciences of Teacher Education, "5 for Knowledge", 2022. - P. 380-382.

11. Selected indicators of the migration situation in the Russian Federation for January-June 2022 with distribution by country and region [Electronic resource]. - Access mode: https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/ migracionnaya/item/31387860/

12. Plenary session of the St. Petersburg International Economic Forum [Electronic resource]. - Access mode: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/68669

13. Smotrova I.V. Actual problems of adaptation and socialization of children of foreign citizens in educational

institutions of the Moscow region / I.V. Smotrova, O.S. Tkachuk, O.Yu. Shchigireva // Innovative projects and programs in education. - 2021. - № 6(78). - P. 64-69.

14. Tsibulnikova V.E. Health-forming and health-saving environment as a component of the educational environment of the school / V.E. Tsibulnikova // Science and School. - 2018. - № 1. - P. 156-165.

15. Tsibulnikova V.E. Historical and pedagogical prerequisites for the formation of inclusive education in Russia: a collection of scientific papers / V.E. Tsibulnikova, N.A. Rachkovskaya // Actual problems of pedagogy and psychology: challenges of the XXI century; edited by L.V. Mosienko, G.G. Erkibaeva, L.P. Illarionova, V.P. Smorchkova. - Moscow: Limited Liability Company "Publishing and Trading House "PERSPEKTIVA", 2021. -P. 152-159.

16. Gurieva S. Migration and adaptation as indicators of social mobility migrants / S. Gurieva, K. Koiv, O. Tararukhina // Behavioral Sciences. - 2020. - Vol. 10. - № 1. - P. 30. DOI 10.3390/bs10010030.

17. Kamalova L.A. Linguistic adaptation of muslim migrant children in modern schools / L.A. Kamalova, V. G. Zakirova // IFTE 2017 - 3RD INTERNATIONAL FORUM ON TEACHER EDUCATION. - 2017. - Vol.29, Is. - P. 330-336.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторах:

Путулян Нарине Сережовна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: narohk@mail.ru

Закирова Венера Гильмхановна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: zakirovav-2011@mail.ru

Власова Вера Константиновна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: v2ko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.