Научная статья на тему 'БИЛОННЫЕ ЗЕРКАЛА ИЗ МОГИЛЬНИКА, РАСПОЛОЖЕННОГО ОКОЛО ДАГЕСТАНСКОГО СЕЛЕНИЯ АЛМАК'

БИЛОННЫЕ ЗЕРКАЛА ИЗ МОГИЛЬНИКА, РАСПОЛОЖЕННОГО ОКОЛО ДАГЕСТАНСКОГО СЕЛЕНИЯ АЛМАК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЕНИЕ АЛМАК / РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЙ МОГИЛЬНИК / БИДОННЫЕ ЗЕРКАЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давудов О.М.

В статье исследуются билонные зеркала, обнаруженные в окрестностях селения Алмак (Казбековский район Республики Дагестан). Здесь разрушается раннесредневековый могильник. Археологические материалы из этих разрушенных могил поступают в музеи республики. Среди находок выделяются зеркала с центральной петлей и различными вариантами геометрического орнамента на обратной стороне. Они дополняют набор зеркал, обнаруженных в Дагестане и на Северном Кавказе. Сравнительно-типологический анализ позволил датировать зеркал VII - X вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BILLON MIRRORS FROM A BURIAL GROUND NEAR THE DAGESTAN VILLAGE OF ALMAK

The article examines the billon mirrors found in the vicinity of the village of Almak (Kazbek district of the Republic of Dagestan). Here the early medieval burial ground is destroyed. Archaeological materials from these destroyed graves enter museums of the republic. Among the finds, mirrors with a central loop and various variants of geometric ornament on the reverse side stand out. They complement the set of mirrors found in Dagestan and the North Caucasus. Comparative typological analysis made it possible to date the mirrors of the 7th - 10th centuries.

Текст научной работы на тему «БИЛОННЫЕ ЗЕРКАЛА ИЗ МОГИЛЬНИКА, РАСПОЛОЖЕННОГО ОКОЛО ДАГЕСТАНСКОГО СЕЛЕНИЯ АЛМАК»

9.Римский-Корсаков Н. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 8-Б. М.: Музыка, 1982. 253 с.

10.Русская музыкальная газета. 1899. № 1. 1 января.

11.Русская музыкальная газета. 1901. № 1. 7 января.

12.Русская музыкальная газета. 1908. № 1. 6 января.

13.Русская музыкальная газета. 1910. № 22-23. 30 мая-6 июня.

14.Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2018. 268 с.

15.Туманина Н. М.П. Мусоргский. Жизнь и творчество. М.; Л.: Госмузиздат, 1939. 241 с.

16. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М.: АСТ, 2014. 320 с.

References

LAstf'ev B.V Russian music. XlXth and early XXth century. 2nd edition. L.: Muzyka, 1979. 344 p. (In Russian)

2.Babenko O.V. М.А. Balakirev - prominent musical figure of the era of the Great Reforms. The Scientific Heritage. 2021. No. 60-5 (60), pp. 11-16. (In Russian)

3.Bulycheva A.V. «Prince Igor» by Borodin and Rimsky-Korsakov. Opera musicologica. 2010. No. 4, pp. 7090. (In Russian)

4.Gordeeva Е.М. Composers of «The Mighty Bunch». М.: Мuzyka, 1985. 285 p. (In Russian)

5.Keldysh Yu. History of Russian music. Part 2. М.; L.: Gоsмuzizdat, 1947. 390 p. (In Russian)

6.Kizin М.М. The ideas of the philosophy of the Slavophiles in the works of "The Mighty Bunch". Uchonye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2020. No. 8 (48), pp. 22-27. (In Russian)

7.Nanqiao L. The contribution of "The Mighty Bunch" composers to the development of Russian musical pedagogy of the XIXth century. Prepodavatel'. XXI vek. 2020. No. 1-3, pp. 201-211. (In Russian)

8.The last years of life and the death of Mikhail Ivanovich Glinka (Memoirs of his sister L.I. Shestakova. 1854-1857). Notes by М.1. Glinka. М.: Gareeva, 2004, pp. 239-262. (In Russian)

9.Rimsky-Korsakov N. Full composition of writings: Literary works and correspondence. Т. 8-B. М.:

M

u 10.Russkaya muzykal'naya gazeta. 1899. No. 1. 1st of January. (In Russian) z 11.Russkaya muzykal'naya gazeta. 1901. No. 1. 7th of January. (In Russian) y 12.Russkaya muzykal'naya gazeta. 1908. No. 1. 6th of January. (In Russian) k 13.Russkaya muzykal'naya gazeta. 1910. No. 22-23. 30th of May-6th of June. (In Russian) a 14.Sabaneev L.L. Memories of Russia. М.: Izdatel'skiy dom «Klassika-XXI», 2018. 268 p. (In Russian) p 15.Tumanina N. М.Р. Mussorgsky. Life and creation. М.; L.: Gosmuzizdat, 1939. 241 p. (In Russian) (In RusShnlyapin F.I. Mask and soul. М.: AST, 2014. 320 p. (In Russian)

БИЛОННЫЕ ЗЕРКАЛА ИЗ МОГИЛЬНИКА, РАСПОЛОЖЕННОГО ОКОЛО ДАГЕСТАНСКОГО СЕЛЕНИЯ АЛМАК

Давудов О. М.

Давудов Омар Маламагомедович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН

ORCID - 0000-0002-9514-1273

BILLON MIRRORS FROM A BURIAL GROUND NEAR THE DAGESTAN VILLAGE OF ALMAK

Davudov O. M.

Doctor of Historical Sciences, ChiefResearcher of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the

Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

ORCID - 0000-0002-9514-1273

Аннотация. В статье исследуются билонные зеркала, обнаруженные в окрестностях селения Алмак (Казбековский район Республики Дагестан). Здесь разрушается раннесредневековый могильник. Археологические материалы из этих разрушенных могил поступают в музеи республики. Среди находок выделяются зеркала с центральной петлей и различными вариантами геометрического орнамента на обратной стороне. Они дополняют набор зеркал, обнаруженных в Дагестане и на Северном Кавказе. Сравнительно-типологический анализ позволил датировать зеркал VII - X вв.

Abstract. The article examines the billon mirrors found in the vicinity of the village of Almak (Kazbek district of the Republic of Dagestan). Here the early medieval burial ground is destroyed. Archaeological materials from these destroyed graves enter museums of the republic. Among the finds, mirrors with a central loop and

various variants of geometric ornament on the reverse side stand out. They complement the set of mirrors found in Dagestan and the North Caucasus. Comparative typological analysis made it possible to date the mirrors of the 7th - 10th centuries.

Ключевые слова: Селение Алмак, раннесредневековый могильник, бидонные зеркала. Key words: Almak village, early medieval burial ground, can mirrors.

На западной окраине селения Алмак Казбековского района Республики Дагестан расположен раннесредневековый могильник, состоящий из склепов и каменных ящикоов. Могильник разрушается в результате эрозии. Археологические материалы из разрушенных могил поступают в республиканские музеи. Среди алмакских находок особо выделяются зеркала (рис.1, 1а,1б; 2а,2б; 3а; 4а,4б; 5а,5б; 6). Их можно разделить на зеркала с петлей в центре и геометрическим орнаментом на обратной стороне, с петлей в центре обратной стороны и зооморфным орнаментом, а также с полусферическим выступом вместо петли и зооморфным орнаментом. У одного зеркала с полусферическим выступом в центре орнамент отсутствует. Все эти зеркала изготовлены из сплава меди и серебра и отлиты в одностворчатые литейные формы, что указывает на стандартизацию производства.

I. Зеркала с петлей в центре и геометрическим орнаментом на обратной стороне. Среди алмакских зеркал имеются три экземпляра. Они различаются по характеру орнаментальных композиций на обратной стороне.

1. У первого зеркала пространство между центральной петлей и валиком на краю разделено рельефными окружностями на четыре зоны. Первые три зоны заполнены радиальными линиями, образующими клеточки. Зона вокруг центральной петли без орнамента. Диаметр зеркала - 5,6 см (рис.1, 1а, 1б).

2. На другом зеркале на обратной стороне между центральной петлей и наружными краями имеются три зоны, разделенные тремя концентрическими рельефными окружностями. Наружная зона заполнена радиальными линиями, образующими клеточки. Вторая зона заполнена зигзагами. Третья зона вокруг центральной петли не украшена ничем. Диаметр зеркала - 7,6 см (рис. 1, 2а, 2б).

3. Обратная сторона третьего зеркала разделена на две зоны, выделенные двумя концентрическими рельефными окружностями, расположенными вокруг центральной петли. Первая наружная зона заполнена зигзагами, дополненной еще одним уголком. Зона вокруг центральной петли пуста. Диаметр зеркала - 7, 8 см. (рис. 1,3а).

Л.Б. Гмыря выделила три типа таких зеркал из Прикаспийского Дагестана на основании орнаментальных композиций на обратной стороне: с орнаментом из окружностей и радиальных линий (тип 1), с орнаментом из окружностей и ломаных линий - зигзагов (тип 2) и с орнаментом из окружностей, радиальных линий и зигзагов (тип 3) [Гмыря Л.Б. Металлические зеркала из катакомбных погребений Прикаспийского Дагестана. Типология и семантика орнаментальных мотивов // Памятники древнего искусства Дагестана. -Махачкала,1990. С. 68-70.; Гмыря Л.Б. Прикаспийский Дагестан в эпоху Великого переселения народов. Могильники. -Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 1993. С. 262]. А.В. Мастыкова определяет их как тип "Березовка-Анке 2" [Мастыкова А.В.. Женский костюм центрального и западного Предкавказья в конце IV - середине VI в. н.э. М.: ИА РАН, , 2009. С. 84-85]. Практически ее типология является продолжением разработок Ж. Вернера и Б. Анке [Anker B. Studier Reiter nomadischenKultur des 4. bis. 5. Jahre hum der ts. Welsdach.. 1998; Werner /.BeiträgezurArchäologie des Attila-Reiches. München, 1956. P. 21-23]. В.Б. Ковалевская, З.Х. Албегова, А.В. Пьянков и А.Н. Евсюков относят их к типу 4г [Ковалевская В. Б., Албегова З. Х., Пьянков А. В., Евсюков А. Н Компьютерное картографирование массовых типов раннесредневековых металлических зеркал с центральной петелькой // Археология и геоинформатика. Вып. 3 / Отв. ред. Д. С. Коробов. М.: ИА РАН (Издание на CD), 2006]. Эти зеркала наиболее распространены в аланских памятниках Северного Кавказа. В Паласасыртском могильнике обнаружено 15 экземпляров, на Паласасыртском 1-м городище - один обломок такого же зеркала и каменная двусторонняя форма для их отливки [Малашев В.Ю., Гаджиев М.С., Ильюков Л.С. Страна маскутов в Западном Прикаспии. Курганные могильники Прикаспийского Дагестана III-V вв. н.э. / Ин-т археологии РАН, Ин-т истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Южный научный центр РАН. -Махачкала: Мавраевъ, 2015. -С. 97]. По этой классификации наше первое зеркало относится к первому типу, второе зеркало - к третьему типу и третье зеркало - ко второму типу.

1. Зеркала первого типа по классификации Л.Б. Гмыри (наше первое зеркало) В.Ю.Малашев, М.С. Гаджиев и Л.С. Ильюков считают наследием предшествующего, позднесарматского времени, и они с III в. доживают до второй половины VII в. Исследователи полагают, что количество окружностей, орнаментальных поясов не имеет ни хронологического, ни регионального, ни смыслового содержания с точки зрения пользователя и производителя [Малашев В.Ю., Гаджиев М.С., Ильюков Л.С. Страна маскутов в Западном Прикаспии. Курганные могильники Прикаспийского Дагестана III—V вв. н.э. / Ин-т археологии РАН, Ин-т истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Южный научный центр РАН. -Махачкала: Мавраевъ, 2015. -С. 98]. Наши второе и третье зеркала (2 и 3 типы по Л.Б. Гмыре) они рассматривают как показатели эпохи Великого переселения народов. Эта орнаментация

прослеживается начиная с первой половины V в. (с возможностью удревнения до финала IV в.) и до конца Раннего Средневековья, включая салтовское время [Малашев В.Ю., Гаджиев М.С., Ильюков Л.С. Страна маскутов в Западном Прикаспии. Курганные могильники Прикаспийского Дагестана III—V вв. н.э. / Ин-т археологии РАН, Ин-т истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Южный научный центр РАН. -Махачкала: Мавраевъ, 2015. - С. 98]. С такой постановкой вопроса можно согласиться. При этом надо отметить, что специалисты отмечают тенденции изменения размеров зеркал в пределах эпохи раннего средневековья [Ковалевская В.Б., Албегова З.Х., Пьянков А.В., Евсюков А.Н. Компьютерное картографирование массовых типов раннесредневековых металлических зеркал с центральной петелькой. // Археология и геоинформатика. Вып. 3 / Отв. ред. Д.С. Коробов. -М.: ИА РАН, 2006. (Издание на CD); Мастыкова А.В.. Женский костюм центрального и западного Предкавказья в конце IV - середине VI в. н.э. М.: ИА РАН, , 2009. С. 84-85]. Алмакские вышеописанные зеркала входят в круг вариантов зеркал V-IX вв.

II. Среди алмакских находок имеются зеркала с петлей в центре и зооморфными изображениями на обратной стороне. Вся его поверхность разделена рельефным кольцом на две зоны: по внешней зоне по кругу "ползут" два дракона. Диаметр зеркала - 10,2 см. (рис. 1,4а: 4б).

Такие металлические зеркала с петлей в центре и зооморфными изображениями на обратной стороне рассмотрены М.С. Гаджиевым и Ш.О. Давудовым. Ими были собраны сведения об 11 зеркалах из памятников Дагестана (Аркас, Галла, Хлют, Агачкала, Куркли, Ахалчи, Хунзах, Дуранги, Дусрах, Ботлих, Хуты) и 3 зеркалах из памятников, расположенных за пределами Дагестана (Верхнее Салтово IV- Харьков, Даргавс и Змейский- Северная Осетия). Зеркала датируются VI-IX вв. [Гаджиев М.С., Давудов Ш.О. Об одной группе раннесредневековых металлических зеркал Дагестана // Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. Вып. 4. С. 153-164]. Эти зеркала представлены тремя своеобразными группами: первая из которых имеет центральную петлю, вокруг которой идет линия, разделяющая диск на две зоны. По каждой половине круга один за другим, слева направо ползут драконы с загнутыми в крючок хвостами. На зеркале из Хлютского могильника дракон напоминает ящерицу, но у него хвост также загнут в крючок. Наиболее реалистичны изображения драконов на зеркале из Курклинского могильника. Здесь у них хвосты, также загнуты в крючки, перекрещиваются друг с другом.

III. Третья группа зеркал имеет обратную сторону, разделенную рельефными окружностями на две зоны. В первой, внешней, зоне изображены один за другим по кругу драконы с хвостами, загнутыми в крючки. У дракона с агачкалинского зеркала парные лапки передают шагающее положение: одна лапка выставлена вперед, другая отставлена назад. В эту группу входит зеркало из окрестностей Алмак. С датировкой, предложенной М.С. Гаджиевым и Ш.О. Давудовым (VI-IX вв.),можно согласиться и отнести к этому же времени вновь выявленное алмакское зеркало. Но с рассмотрением изображений как образов реальных ящериц согласиться нельзя. К этому вопросу мы вернемся ниже.

IV. Зеркала с полушаровидными выступами в центре обратной стороны. Таких зеркал в окрестностях Алмак обнаружено два: с зооморфным орнаментом и без орнамента.

Зеркало с полушаровидным выступом в центре и зооморфным орнаментом на обратной стороне (рис. 1, 5а, 5б).

Это зеркало представляет собой плоский диск, диаметром 13,2 см. Обратная сторона зеркала по краю диска ограничена косым срезом, а ее поверхность украшена рельефными изображениями: центр занимает полусферический выступ, украшенный косыми, изгибающимися нарезами. Он окружен геральдической композицией из двух противостоящих друг другу фантастических существ, головы которых повернуты назад близко друг к другу. Они приближаются с двух сторон к человеческой фигуре на краю диска, переданной рельефными линиями. Человек изображен в позе адорации - в молитвенной позе с поднятыми в верх руками с растопыренными пальцами рук. При этом левая рука согнута в локте. Фантастические существа имеют змеиные головы и по две пары лап, а также перекрещенные хвосты, согнутые в крючки, заканчивающиеся жалами для укуса. Поле по обе строны от фантастических существ заполнено шестью особыми изображениями - одним полусферическим выступом из радиально расходящихся линий и пятью изображениями, каждый из которых имеет вид полушарий - четыре по углам и одно в центре. Всего с центральным полушарием получается 7 знаков.

Рассматриваемое зеркало типологически отличается от основной массы дагестанских зеркал с зооморфными изображениями наличием в центре вместо петли солярного знака в виде полушария и более подробной композицией и хронологически следует за ними, занимая место в пределах IX-X вв. М.С. Гаджиев и Ш.О. Давудов, как выше указывалось, полагают, что на оборотной стороне этих зеркал изображены стилизованные рептилии (ящерицы) и насекомые (сколопендра), на одном зеркале из Ботлихского могильника - змея [Гаджиев М.С., Давудов Ш.О. Об одной группе раннесредневековых металлических зеркал Дагестана // Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. Вып. 4. С. 153]. В.Г. Котович считал, что здесь изображена сцена пахоты. Д.М. Атаев рассматривал в них скорпионов [Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. -Махачкала, 1963. C. 63].

Общепризнано, что изображения на обратной стороне зеркал имеют религиозно-магическое содержание. Изображения на зеркалах с зооморфными существами из Дагестана также носят ритуально-

магическое содержание. Причем, в эпоху Великого переселения народов изображения представителей всех уровней мироздания в том числе фантастических существ синкретической природы (грифонов и драконов) получают широкое распространение. Но одно не вызывает сомнения - на всех этих рассматриваемых дагестанских зеркалах с зооморфными изображениями передан один и тот же сюжет -это картина Неба в тенгрианском восприятии. При этом знак в центре зеркала изображает солнечный диск, знаки по сторонам фантастических существ - небесные тела зодиака, в том числе луну. Тенгрианская мифология считает, что ежедневно на Небе рождаются Солнце и Луна, из которых особо почитается Солнце. Антропоморфное изображение на краю зеркала могло бы принадлежать верховному Богу Тенгри. Но он изображен молящимся. Тенгри не может молиться самому себе. Следовательно, не может быть изображением Тенгри. В этом случае из пантеона западно-тюркских племён Хазарского каганата на эту роль подходит богиня плодородия Умай, олицетворяющая женское начало. Эту мысль подтверждает изображение ее рядом с фантастическими животными, которым она покровительствует. Именно такая геральдическая композиция характерна для скифских изображений (Келермесское зеркало, например). К тому же у некоторых народов зеркало рассматривается как атрибут женского божества, символ женского пола.

Вернемся к изображениям фантастических существ. Известно, что гунны широко пользовались амулетами с изображениями фантастических животных, особенно драконов. В зооморфных изображениях рассматриваемых зеркал больше угадывается изображение именно драконов. При этом надо заметить, что дракон в каждой культуре представлялся по-разному. Это существо, объединявшее ряд мифологических и фантастических признаков, представляется в виде существа, сочетающего в себе элементы разных животных: головы (часто нескольких), туловища пресмыкающегося (змеи, ящера и др.) и крыльев птицы. Иногда в состав такого образа входили части тела и других животных. У гуннов дракон - это сочетание рептилии и скорпиона. Причем, сила гуннского дракона заключалась в его хвосте. У алмакского изображения дракона эта сила увеличена жалом скорпиона. Такое сочетание могло возникнуть в эпоху Великого переселения народов. В Ирагинской гробнице V в. было обнаружено серебряное блюдо, которое жрица использовала для гадания по знакам зодиака. Следовательно, античные астрологические знания были доступны населению, оставившему алмакский могильник. В свете многочисленных материалов, свидетельствующих о контактах хазар с античным миром, это неудивительно. Согласно античному мифу, знаменитый охотник, сын Посейдона Орион, отличавшийся необычайной красотой и ростом, расхвастался, что он убьет всех животных на земле. Это возмутило богиню охоты Артемиду, и она направила скорпиона, чтобы убить Ориона. Скорпион незаметно подкрался к ногам Ориона, поднял свое жало и уязвил его, отравив ядом. Орион был убит. В знак благодарности за это Зевс возвысил скорпиона и поместил его на небе среди созвездий Зодиака. И здесь, на небе, скорпион постоянно преследует Ориона: как только на небе появляется созвездие Скорпиона Орион скрывается за горизонтом.

Этот миф, видимо, проник в гуннскую среду Дагестана и, повлияв на тенгрианские верования, позволил создать образ гуннского дракона, что нашло отражение на зеркалах с зооморфными изображениями. При этом рассматриваемое алмакское зеркало содержит его наиболее полное отражение и представляет собой наиболее выразительный образец дагестанских зеркал с зооморфными изображениями ритуально-магического характера на обратной стороне.

2. V. Среди коллекции алмакских находок имеется еще одно зеркало с таким же солярным знаком вместо петли, но без орнамента (рис. 13,6). Зеркал без орнамента В.Б. Ковалевская, З.Х. Албегова, А.В. Пьянков и А.Н. Евсюков на Северном Кавказе насчитывают 20 экз. и включают в тип Т.1. При этом они не указывают что находилось в центре обратной стороны зеркал. Но на рис. 1 с обозначением таксонов зеркало Т.1. показано с петлей в центре обратной стороны [Ковалевская В. Б., Албегова З. Х., Пьянков А. В., Евсюков А. Н., 2006. Компьютерное картографирование массовых типов раннесредневековых металлических зеркал с центральной петелькой // Археология и геоинформатика. Вып. 3 / Отв. ред. Д. С. Коробов. М.: ИА РАН (Издание на CD)]. В Дагестане два зеркала без орнамента обнаружены на Бежтинском могильнике (большого и малого размеров), третье - в Инхоквари (Цумадинский район) [АтаевД.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. -Махачкала, 1963. С. 135,рис. 16, 7, 9] и четвертое - на Агачкалинском могильнике. В.Б. Ковалевская, З.Х. Албегова, А.В. Пьянков и А.Н. Евсюков большинство таких зеркал датируют VIII-X вв. [Ковалевская В.Б., Албегова З.Х., Пьянков А.В., Евсюков А.Н. Компьютерное картографирование массовых типов раннесредневековых металлических зеркал с центральной петелькой. // Археология и геоинформатика. Вып. 3 / Отв. ред. Д.С. Коробов. -М.: ИА РАН, 2006. (Издание на CD)].

Литература:

Anker B. Studier Reiter nomadischenKultur des 4. bis. 5. Jahre hum der ts. Welsdach.. 1998.

Werner J.BeiträgezurArchäologie des Attila-Reiches. München, 1956. P. 21-23.

Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала: Дф АН СССР, 1963. 254 с.

Гаджиев М. С., Давудов Ш. О. Об одной группе раннесредневековых металлических зеркал Дагестана // Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. № 4. С. 153-164.

Гмыря Л. Б. Металлические зеркала из катакомбных погребений Прикаспийского Дагестана. Типология и семантика орнаментальных мотивов // Памятники древнего искусства Дагестана / Отв. ред. М. М. Маммаев. Махачкала: ДФ АН СССР, 1990. С. 59-73.

Гмыря Л. Б. Прикаспийский Дагестан в эпоху Великого переселения народов. Могильники. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1993. =367 с.

Ковалевская В. Б., Албегова З. Х., Пьянков А. В., Евсюков А. Н. Компьютерное картографирование массовых типов раннесредневековых металлических зеркал с центральной петелькой // Археология и геоинформатика. Вып. 3 / Отв. ред. Д. С. Коробов. М. : ИА РАН (Издание на CD) , 2006.

Малашев В. Ю., Гаджиев М. С., Ильюков Л. С. Страна маскутов в Западном Прикаспии. Курганные могильники Прикаспийского Дагестана III-V вв. н.э. Махачкала: Мавраевъ, 2015. 451 с.

Мастыкова А. В. Женский костюм центрального и западного Предкавказья в конце IV - середине VI в. н.э. М.: ИА РАН, 2009. 500 с.

Мастыкова А. В., Земцов Г.Л. "Княжеское" женское погребение на поселении Мухино -2 гуннского времени на верхнем Дону // КСИА. 2014. Вып. 234. С. 200-222.

Anker B. Studier Reiter nomadischenKultur des 4. bis. 5. Jahre hum der ts. Welsdach.. 1998.

Werner J.BeiträgezurArchäologie des Attila-Reiches. München, 1956. P. 21-23.

Ataev D. M. Nagornyj Dagestan v rannem srednevekov'e [Highland Dagestan in the early Middle Ages]. Makhachkala: DF AN SSSR. , 1963.254 p.

Gadzhiev M. S., Davudov Sh. O., 2018. Ob odnoj gruppe rannesrednevekovyh metallicheskih zerkal Dagestana [About one group of early medieval metal mirrors of Dagestan]. Problemy istorii, filologii, kul'tury, no. 4, pp. 153-164.

Gmyrya L. B., 1990. Metallicheskie zerkala iz katakombnyh pogrebenij Prikaspijskogo Dagestana. Tipologiya i semantika ornamental'nyh motivov [Metal mirrors from catacomb burials in the Caspian Dagestan. Typology and semantics of ornamental motives]. Pamyatniki drevnego iskusstva Dagestana [Monuments of Dagestan ancient art]. M. M. Mammaev, ed. Makhachkala: DFAN SSSR, pp. 59-73.

Gmyrya L. B., 1993. Prikaspijskij Dagestan v epohu Velikogo pereseleniya narodov. Mogil'niki [Caspian Dagestan in the era of the Great Migration of Peoples. Burial grounds]. Makhachkala: Izd-vo DNC RAN. 367 p.

Kovalevskaya V. B., Albegova Z. H., P'yankov A. V., Evsyukov A. N., 2006. Komp'yuternoe kartografirovanie massovyh tipov rannesrednevekovyh metallicheskih zerkal s central'noj petel'koj [Computer mapping of mass types of early medieval metal mirrors with a central loop]. Arheologiya i geoinformatika [Archeology and Geoinformatics]. Vol. 3. D. S. Korobov, ed. Moscow: IA RAN (CD edition).

Malashev V. YU., Gadzhiev M. S., Il'yukov L. S., 2015. Strana maskutov v Zapadnom Prikaspii. Kurgannye mogil'niki Prikaspijskogo Dagestana III-V vv. n.e. [The country of the Muskuts in the Western Caspian region. Burial mounds of the Caspian Dagestan III-V centuries AD]. Makhachkala: Mavraev". 451 p.

Mastykova A. V., 2009. ZHenskij kostyum central'nogo i zapadnogo Predkavkaz'ya v konce IV - seredine VI v. n.e. [Women's costume of the central and western Ciscaucasia at the end of the 4th - middle of the 6th century. AD]. Moscow: IA RAN. 500 p.

Mastykova A. V., Zemcov G.L., 2014. "Knyazheskoe" zhenskoe pogrebenie na poselenii Muhino-2 gunnskogo vremeni na verhnem Donu ["Princely" female burial at the settlement of Mukhino-2 of the Hunnic time on the upper Don]. KSIA, 234, pp. 200-222.

1 a

1 б

if;

лЧп-' л-4 --V ■

■ Л—. ,- * -

А >

f'f 1 *>l м ' •

щ W

2 б

5 б

Рис. 1. Биллонные зеркала.

Список сокращений КСИА - Краткие сообщения Института археологии Российской академии

наук. С. 200-222.

Подрисуночные подписи:

Рис.1. Зеркала из окрестностей с. Алмак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.