УДК 93
Бибнев А.А., Камынин В. Д.
БИЛАТЕРАЛЬНЫЙ ДОГОВОР ЕС - МЕРКОСУР О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ: В ПОИСКАХ КОНСЕНСУСА
Аннотация. В статье рассматривается переговорный процесс между Общим рынком стран Южного конуса (Mercado Comъndel Sur, Mercosur, Меркосур) и Европейским Союзом (ЕС) по договору свободной торговли. Хотя попытки создания общего рынка свободной торговли между Южной Америкой и Европой начались еще в 1990-х гг., но до сих пор стороны не могут прийти к согласию. Анализируются препятствия, которые имеются на этом пути. Делается вывод о том, что Меркосур и ЕС смогут прийти к консенсусу и подписать это перспективное соглашение.
Ключевые слова: Меркосур, ЕС, свободный рынок, межрегионализм.
* * *
Bibnev А.А., Kamynin V.D.
THE BILATERAL TRADE AGREEMENT EU MERCOSUR: IN SEARCH OF CONSENSUS
Abstract. The article discusses the negotiation process on free trade agreement between the Common Market of the Southern Cone (Mercado ComM del Sur, Mercosur) and the European Union (EU). Although attempts of creating a common market of free trade between South America and Europe began in the 1990s, but until now the parties can not reach agreement. Analyzes the obstacles that are on the way. It is concluded that Mercosur and the EU will be able to come to a consensus and sign a promising agreement.
Keywords: Mecrosur, EU, free market, interregionalism.
* * *
Явление межрегионализма можно рас- ности для обоих регионов. Когда Меркосур
сматривать как стратегию расширения и со- запустил свой таможенный союз в 1995 г.,
здания нового, открытого регионализма. В ЕС предложил провести переговоры по со-
середине 1990-х гг. государства начали рас- глашению между двумя регионами с целью
сматривать взаимодействие с другими ре- стать стратегическими межрегиональными
гионами как эффективное средство приме- партнерами. Была предложена идея при-
нения стратегий открытого регионализма, нять двусторонний договор о свободной
чтобы управлять экономическими пробле- торговле. Если соглашение было бы достиг-
мами и проблемами безопасности из-за пре- нуто, то оно дало бы возможность 750 мил-
делов региона. Одним из примеров такого лионам человек по обе стороны океана по-
взаимодействия являются взаимоотноше- купать товары дешевле. Каждая сторона
ния Меркосур и ЕС. смогла бы увеличить свой ежегодный экс-
Меркосур был образован в 1991 г. как порт минимум на 5 миллиардов евро. Если
союз Бразилии, Аргентины, Уругвая и Па- переговоры приведут к подписанию торго-
рагвая. ЕС стал открыто поддерживать ин- вого соглашения, то оно станет крупнейшим
теграцию Меркосур с момента его созда- договором свободной торговли в мире. Мер-
ния, подчеркивая их общие политические косур уже является основным торговым
ценности и важность социальной сплочен- партнером ЕС в Латинской Америке, а так-
же основным инвестиционным направлением в регионе [12, с. 282].
Хотя межрегиональное рамочное соглашение о сотрудничестве было подписано в декабре 1995 г., официальные переговоры по трем элементам политического диалога: сотрудничеству и технической помощи, а также вопросы торговли - начались только после первого бирегионального саммита ЕС - Меркосур в Рио-де-Жанейро в июне 1999 г. Только в июле 2001 г. ЕС сделал свое первое тарифное предложение, которое запустило процесс переговоров об условиях соглашения. Что касается торговых переговоров, цель состояла в том, чтобы двигаться в направлении свободной торговли товарами и услугами в соответствии с правилами Всемирной торговой организацией (ВТО) [12, с. 284]. Вместе с тем ЕС стремился отложить переговоры насколько это возможно, а также требовал использовать определение «льготное», а не «свободное» в отношении торгового соглашения. Они были привязаны к предстоящему раунду переговоров ВТО, которые впоследствии были прерваны в Сиэтле в 1999 г., возобновлены в Дохе в 2001 г., но затем вновь остановлены в Канкуне в 2003 г. Эта безрезультативность отражала отсутствие прогресса на межрегиональном фронте. Бирегиональный комитет переговоров ЕС - Меркосур был главным форумом для переговоров, его работа была дополнена другими институциональными структурами, такими как подкомитет по сотрудничеству, а также тремя техническими группами по вопросам торговли. Было принято несколько межрегиональных соглашений по широкому кругу вопросов, таких как политика в области конкуренции, государственных закупок, либерализации в сфере услуг и инвестиционных правил. Бирегиональный комитет переговоров ЕС - Меркосур встречался три раза каждый год, чтобы обсудить прогресс в переговорах, уделяя наибольший акцент вопросам торговли. Несмотря на регулярные встречи и совместные усилия по активизации
переговоров с ноября 2003 г., переговорщики не смогли достичь соглашения ко второму саммиту ЕС - Латинская Америка, который проходил в Мексике в мае 2004 г. Ситуация стала патовой. Сторонам не удалось достичь соглашения до начала процесса расширения ЕС, а в октябре 2004 г. истек срок действия обслуживающей комиссии. Политическая возможность завершить процесс переговоров и достичь соглашения исчезла.
Причиной неудач в переговорах и последующей их остановки на данном этапе стали несколько проблем, которые не смогли решить стороны. В первую очередь это были экономические разногласия. Дело в том, что тарифные предложения ЕС на сельскохозяйственную продукцию Меркосур были недостаточны с точки зрения латиноамериканцев. В свою очередь представители ЕС жаловались на отсутствие доступа к рынкам текстильных изделий, обуви и автомобилей. Далее возникли разногласия по инвестициям, торговле в сфере услуг, государственным закупкам и вопросам прав интеллектуальной собственности [15].
Другим фактором непринятия соглашения о свободной торговле ЕС Меркосур стали политические преобразования в ЕС, который принимал 10 новых стран-участниц. Таким образом, ЕС решил задачу расширения зоны свободной торговли, которую он в свое время хотел решить с помощью договора с Меркосур. В этой ситуации договор с латиноамериканцами отошел на второй план.
Важно отметить, что Европа хотела продавать свои товары на рынке Меркосур, так как это давало бы хорошую возможность для развития экономики, но вместе с тем была не готова к тому, что латиноамериканские товары (в частности сельскохозяйственная продукция Аргентины и Бразилии) будут конкурировать с европейскими. Этим объясняется тот факт, что ЕС осознанно затягивал переговоры. На тот момент было не ясно, станут ли ЕС и Меркосур пытаться
возобновить попытки заключить соглашение и готовы ли будут идти на уступки. Одно из самых перспективных мировых экономических соглашений так и осталось лишь идеей. Возможно, это стало одним из факторов того, что уже в Меркосур начали происходить внутренние политические изменения. После 2004 г стала четко проступать тенденция к расширению Меркосур за счет принятия новых стран с режимами левого толка.
Несмотря на удручающую безрезульта-тивность первой попытки переговоров, в 2010 г. стороны решили возобновить переговоры о договоре свободной торговли. 18 мая 2010 г. в Мадриде состоялся шестой саммит ЕС - Латинская Америка, где премьер-министр Испании Хосе Луис Сапа-теро выступил за «качественный скачок» в торговых и экономических отношениях двух регионов. Он добавил, что добиться такого скачка можно путем открытия границ и либерализации торговли между Европой и Латинской Америкой [3]. На саммите было достигнуто соглашение о свободной торговле между ЕС и Центральной Америкой. Однако куда более важное значение имел бы договор о создании зоны свободной торговли со странами группы Меркосур.
В июле в Бразилии состоялся двусторонний саммит Бразилия - Европейский Союз, где стороны подтвердили взаимное стремление заключить соглашение о свободной торговле ЕС Меркосур [11]. В то же время делегаты признали, что достичь такого соглашения будет непросто. У европейцев до сих пор не было единого мнения по поводу выгод торгового союза с южноамериканским экономическим блоком.
Примечательно, что переговоры были возобновлены по инициативе европейцев. Но в то же время сельхозпроизводители Франции, Ирландии, Польши и еще ряда стран Европы всерьез опасались конкуренции со стороны южноамериканцев. Со своей стороны южноамериканцы также были не в восторге от перспективы столкнуться на внутренних рынках с про-
дукцией европейских фермеров, пользующихся масштабными государственными дотациями [9].
Как и в начале тысячелетия, европейцы были заинтересованы в свободной продаже своих промышленных товаров странам Латинской Америки, прежде всего Бразилии. В свою очередь лидеры Меркосур потребовали открыть рынки Европы для своих сельскохозяйственных товаров. Вопрос, который стал неразрешимым на предыдущей стадии переговоров, вновь возник в 2010 г. Из-за того, что ни ЕС, ни Меркосур, как и в прошлый раз, были не готовы идти на уступки, дальше разговоров дело не продвинулось. Старые проблемы остались нерешенными.
В 2012 г. внутренние противоречия Меркосур достигли небывалых высот, вплоть до того, что некоторые политологи предсказывали скорый развал союза [16]. Причиной сложившейся ситуации стало сразу несколько факторов. Во-первых, затяжные споры по поводу тарифных норм внутри Меркосур. Так, единые таможенные правила были приняты президентами стран-участниц лишь в 2010 г., которые, наконец, позволили платить налоги на товары внутри Меркосур только один раз. Во-вторых, политика, проводимая ведущими странами союза Аргентиной и Бразилией, которые, как отмечал журнал The Economist, превратили Меркосур скорее в крепость, чем в мост. Об этом свидетельствует неутешительный факт: за последнее десятилетие Меркосур заключил всего две торговые сделки за пределами Южной Америки - с Израилем и Палестиной. В-третьих, так и не созданный единый внутренний рынок Меркосур.
Все эти проблемы обострились в 2012 г., когда Венесуэла стала полноправным членом Меркосур. В конце 2005 г. Венесуэла в ускоренном порядке вступила в Мер-косур, но все же процедура вступления задержалась из-за несогласия парламента Парагвая и сената Бразилии, а также систематическим невыполнением правитель-
ством Венесуэлы принятых им на себя обязательств по приведению торгового законодательства страны в соответствии с нормами Меркосур. На встрече Меркосур 29 июня 2012 г. в аргентинской провинции Мендо-са членство Парагвая было приостановлено на год. Причиной этого стал импичмент президента Фернандо Луго, имевший место неделей ранее. Его отставка была принята парагвайским сенатом 39 голосами против 4. Решение было конституционным, однако лидеры Меркосур решили, что оно не соответствует демократическим принципам союза [8]. Воспользовавшись приостановкой членства Парагвая, Венесуэла стала полноправным членом организации. Вместе с тем правила Меркосур требуют, чтобы принимаемые решения были единогласными, при участии всех членов союза. Министерство иностранных дел Парагвая осудило приостановление членства своей страны, охарактеризовав это событие как «незаконное и нарушающее надлежащие правовые нормы» [16].
Более того, у Уго Чавеса были свои идеи насчет Меркосур. По его мнению, должен быть сформирован «Новый Меркосур», приоритетом которого должно стать решение социальных проблем. Лидеры Аргентины и Бразилии поддержали предложение Чавеса, потому как были заинтересованы в нефтяных богатствах Венесуэлы. «Вступление Венесуэлы носит стратегический интерес для Меркосур», - заявил министр иностранных дел Бразилии Антонио Патриота [16]. Но при этом Венесуэла никогда не проявляла желания изменить свое законодательство и нормативную базу в соответствии с правилами Меркосур. Тем самым союз превратился из экономического в политический с явным левым уклоном. По большому счету на этом этапе сам Меркосур потерял интерес к торговой сделке с Европой.
В конце 2015 г. в прессе появились заявления лидеров Меркосур о необходимости скорейшего заключения соглашения о свободной торговле с ЕС. «Продвижение в переговорах по соглашению между Мер-
косур и ЕС является приоритетом, и Аргентина готова приложить усилия, чтобы ускорить эти переговоры», - сказал аргентинский президент Маурисио Макри, который проводит более открытую экономическую политику, чем предыдущий президент Кристина Киршнер. «Меркосур готов обменяться предложениями и начать переговоры между двумя блоками», - сказал президент Парагвая Орасио Картес. По его мнению, соглашение между Меркосур и ЕС - «это ценная возможность открыть новые ниши на рынке, а также новые возможности для торговли для экспортеров» из стран блока [5].
В мае 2016 г. переговоры вновь возобновились. Стороны договорились обменяться предложениями. Но вскоре 13 европейских стран во главе с Францией обратились к консулу ЕС по сельскому хозяйству, в котором выразили свои опасения по поводу заключения договора [10]. Вновь неготовность ЕС прийти к единой позиции стала причиной того, что переговоры не принесли результатов. Октябрьский раунд переговоров также не принес значительных результатов.
Хотя политики говорят о прогрессе в переговорах после октябрьской встречи в Брюсселе [13], но в сложившейся ситуации возникают сомнения, что ЕС будет готов в скором времени заключить договор с Меркосур. Тем более учитывая факт, что в конце июля Великобритания решила выйти из ЕС. И хотя Великобритания формально все еще входит в состав ЕС и переговоры предусматривают ее участие в свободном рынке ЕС - Меркосур, но все понимают, что в ближайшее время диспозиция непременно изменится. Непростая экономическая ситуация и миграционная проблема расколола европейское общество. Теперь ЕС потеряет одну из крупнейших своих экономик.
Вместе с тем Латинская Америка может воспользоваться ситуацией и привлечь британские инвестиции на свои рынки. В том числе нельзя отрицать возможность согла-
шения Меркосур - Великобритания. Так, министр иностранных дел Бразилии Хосе Серра практически сразу после выхода Великобритании из ЕС выступил с заявлением о необходимости принятия торгового договора между Великобританией и Меркосур как можно быстрее [6].
Но принятию такого соглашению могут препятствовать напряжения в отношениях между Великобританией и Аргентиной. Дело в том, что в феврале 2010 г. разгорелся скандал вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов, где Великобритания начала вести нефтяную разведку. Вопрос о принадлежности островов все еще является спорным и входит в одну из 17 нерешенных колониальных мировых проблем [1]. Аргентина в ответ на британские планы освоения островов приняла закон, по которому все суда, входящие в 500-километровую морскую зону страны, обязаны получать особое разрешение. В свою очередь Великобритания на эти требования ответила заявлением премьер-министра: «Великобритания имеет полные права на поиск нефти в этом районе, аргентинцы должны это понимать, поскольку острова находятся под надежной защитой» [4]. 21 февраля британская буровая платформа Ocean Guardian начала работу. 18 мая 2010 г. президент Аргентины Кристина Киршнер написала письмо премьер-министру Великобритании с требованием прекратить работы по разведке нефти в районе спорных островов. Однако министерство иностранных дел Великобритании вновь ответило, что не собирается пересматривать статус Фолклендских островов [2].
И хотя при президенте Макри этот вопрос не имеет такого приоритета, как при Кристине Киршнер, однако эта нерешенная проблема может затормозить переговоры. Среди британских политологов есть опасения, что выход из ЕС может спровоцировать Аргентину на пересмотр своей официальной позиции по поводу принадлежности островов к Великобритании. Представитель Фол-
клендских островов Сукей Кэмерон, выступая в апреле 2016 г. в парламенте, заявила: «Если Великобритания не будет членом ЕС, то поддержка со стороны многих государств-членов ЕС будет куда менее определенной, и это может стимулировать Аргентину, чтобы быть более агрессивной в своих претензиях» [7]. Хотя сейчас позиция Буэнос-Айреса довольно миролюбива и заключается в поиске диалога с британской стороной, но никто не может гарантировать, что в будущем она не изменится.
С приходом новых правительств в Аргентине и Бразилии наметился стабильный прогресс в решении проблем, тормозящих переговоры ЕС - Меркосур о свободной торговле, о чем свидетельствуют майские, октябрьские и мартовские переговоры. Вместе с тем многие обозреватели считают, что теперь, после выхода Британии из ЕС, принятие договора стоит под большим вопросом. Дело в том, что в случае принятия соглашения о свободной торговле с Меркосур сельскохозяйственная продукция многих европейских стран проиграет конкуренцию продукции из Аргентины и Бразилии. В сложившейся ситуации достигнуть соглашения будет чрезвычайно трудно, так как ЕС будет бороться за свое собственное выживание.
Меркосур также находится в сложной политической ситуации в связи с кризисом в Венесуэле. Лидеры Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая не раз призывали политические силы Венесуэлы решать ситуацию демократическим путем - провести свободные выборы. В декабре 2016 г. членство Венесуэлы в Меркосур было приостановлено, так как она не выполняла обязательства, взятые при вступлении в блок. Волна манифестаций в апреле 2017 г. привела к тому, что участники блока пригрозили Венесуэле исключением из Меркосур [14].
Принципиальный вопрос: насколько идея взаимодействия по принципу межрегионализма еще интересна и востребована в ЕС и Меркосур? Оба союза изменились с
начала переговоров и обросли множеством внутренних проблем и противоречий, решить которые становится все труднее. Кризис интеграционных процессов в мире создает препятствия на пути достижения соглашения по договору о свободной торгов-
ле ЕС Меркосур. Следующий раунд переговоров запланирован на июль 2017 г. [17]. Учитывая обстоятельства, сложно предположить, что стороны смогут решить свои проблемы к этой встрече и договор, наконец, будет подписан.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Британская компания, возможно, нашла нефть в районе спорных Фолклендов / РИА Новости Availableat: https://ria.ru/economy/20100506/231343375.html (accessed 12.10.2016).
2. Великобритания не будет вести переговоров о статусе Фолклендов МИД / РИА Новости Availableat: https://ria.ru/world/20100518/235832941.html (accessed 11.10.2016).
3. Гусев Д. Общий рынок ЕС и Латинской Америки: успехи и проблемы Availableat: http://ru.rfi.fr/evropa/20100518-obshchii-rynok-es-i-latinskoi-ameriki-uspekhi-i-problemy (accessed 12.10.2016).
4. Жирная нефть Фолклендов / Lenta.ru Available at: https://lenta.ru/articles/2010/02/24/oil/ (accessed 13.10.2016).
5. Лидеры стран МЕРКОСУР высказались за подписание соглашения с ЕС / ТАСС Availableat: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2547315 (accessed 11.05.2017).
6. Brazil calls for URGENT trade deal between Britain ans South Americas bloc / Sunday Express Available at: http://www. express. co.uk/finance/ city/69233 0/Brazil-calls-for-URGENT-trade-deal-between-Britain-and-South-America-s-bloc (accessed 11.50.2017).
7. Brexit impact on Falklands could be "catastrophic" for the economy and might encourage Argentina / MercoPress Available at: http://en.mercopress.com/2016/04/26/brexit-impact-on-falklands-could-be-catastrophic-for-the-economy-and-might-encourage-argentina (accessed 04.10.2016).
8. Malamud С. La crisis de Mercosur es la crisis de la integraciуn regional latinoamericana / intolatam Available at: http://www.infolatam.com/2016/08/07/la-crisis-de-mercosur-es-la-crisis-de-la-integracion-regional-latinoamericana/ (accessed 11.12.2016).
9. EU "Grumpy" Seven Led by France Against Trade Talks with Mercosur / MercoPress Available at: http://en.mercopress.com/2010/05/11/eu-grumpy-seven-led-by-france-against-trade-talks-with-mercosur (accessed 10.05.2017).
10. EU members voice concerns over Mercosur deal / Buenos Aires Herald Available at: http:// www.bueno sairesherald. com/ article/212954/eu-members-voice-concerns-over-mercosur-deal (accessed 11.05.2017).
11. IV European Union-Brazil Summit Joint Statement Available at: https://www.consilium.europa.eu/ uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/er/115812.pdf (accessed 11.10.2016).
12. Doctor М. Why bother with inter-regionalism? Negotiations for a European Union-Mercosur agreement. Journal of Common Market Studies, 2007, №№ 2.
13. MERCOSUR EU JOINT COMMUNIQUE on the 10TH NEGOTIATING ROUND, 10-14 OCTOBER 2016 / European Commission Available at: http://trade.ec.europa.eu/doclib/press/ index. cfm?id= 1560 (accessed 11.05.2017).
14. Mercosuraplica la cfàusulademocrôtica a Venezuela. http://internacional.elpais.com/internacional/ 2017/04/01/america/1491076022_326137.html (accessed 11.10.2016).
15. Mercosur European Union Dialogue Available at: https://eulacfoundation.org/en/system/files/ MERCOSUR%20EU%20DIALOGUE.pdf (accessed 11.05.2017).
16. Mercosur RIP? / The Economist Available at: http://www.economist.com/node/21558609 (accessed 11.10.2016)._
17. Update on EU - Mercosur trade negotiations http://trade.ec.europa.eu/civilsoc/ meetdetails.cfm?meet=11498&login=automatic (accessed 11.05.2017).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
КАМЫНИН Владимир Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории международных отношений, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург.
Е-mail: kamyninv@yandex.ru
БИБНЕВ Андрей Александрович, ассистент кафедры теории и истории международных отношений, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург.
Е-mail: andrey.bibnev@gmail.com
РЕЦЕНЗИЯ на статью Бибнева А.А., Камынина В.Д.
"БИЛАТЕРАЛЬНЫЙ ДОГОВОР ЕС - МЕРКОСУР О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ: В ПОИСКАХ КОНСЕНСУСА"
Статья посвящена анализу переговорного процесса, который ведется между крупнейшими торговыми объединениями Европы и Латинской Америки, Европейским Союзом и Меркосур по договору свободной торговли с середины 1990-х гг. до настоящего времени.
Статья полностью соответствует проблематике журнала.
Авторы статьи подчеркивают значение развития межрегиональных торгово-экономических связей в условиях глобализации и трудностей, стоящих на этом пути. Дается анализ влияния мировой политики на развитие экономических процессов. В статье раскрываются этапы переговорного процесса, характеризуются достигнутые результаты. Особое внимание авторы статьи обращают на неравноправие сторон, ведущих переговоры, что затягивает переговорный процесс
Статья А.А. Бибнева и В.Д. Камынина "Билатеральный договор ЕС - Меркосур о свободной торговле: в поисках консенсуса" может быть опубликована в журнале "Вестник Уральского института экономики, управления и права".
Рецензент:
Личман Б.В., Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой исторических дисциплин Уральского института экономики, управления и права.
E-mail: 284815@mail.ru