ников тренинга снизился, тогда как в контрольной группе остался неизменным;
- подозрительность подростков после воздействия программы понизилась в экспериментальной группе и повысилась в контрольной;
- показатель чувства вины снизился у участников тренинга, а в контрольной группе остался неизменным;
- по результатам тренинга показатели выраженности рационального канала эмпатии в экспериментальной группе значительно увеличились, в отличие от подростков контрольной группы, у которых этот показатель снизился;
- показатели выраженности эмоционального канала эмпатии увеличились в экспериментальной группе и остались неизменными в контрольной группе.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о значительной эффективности реализованной программы. Для достижения наилучших результатов в профилактике агрессивного поведения необходима более длительная работа с подростками (например, в течение всего учебного года).
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования, подтверждающего эффективность социально-психологического тренинга, направленного на развитие эмпатийности и адекватного уровня самооценки, как формы профилактики агрессивного поведения подростков. Выявлена взаимосвязь между уровнем эмпатии и уровнем агрессивности, а также между уровнем агрессивности и показателями самооценки. При низкой эмпатии у подростков наблюдалась либо низкая, либо высокая агрессивность, а при более высокой самооценке - более высокая агрессивность.
Ключевые слова: подростковый возраст, агрессивное поведение, эмпатия, самооценка, социально-психологический тренинг.
SUMMARY
The article presents the results of a study confirming the effectiveness of socio-psychological training aimed at the development of empathy and an adequate level of self-esteem
as a form of prevention of aggressive behavior of adolescents. The relationship between the level of empathy and the level of aggressiveness, as well as between the level of aggressiveness and self-esteem indicators is revealed. With low empathy in adolescents, there was either low or high aggressiveness, and with higher self-esteem - higher aggressiveness.
Key words: adolescence, aggressive behavior, empathy, self-esteem, socio-psychological training.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
2. Липкина А. И. Самооценка школьника. - М., 1976. - 38 с.
3. Smithmyer C. M., Hubbard J. A. Proactive and Reactive Aggression in Delinquent Adolescents: Relations to Aggression Outcome Expectancies // Journal of Clinical Child Psychology. - 2000. - Vol. 29. - Iss. 1: Database: Academic Search Premier. - Pp. 24-40.
О. П. Степанова, М. Р. Арпентьева, Т. Л. Худякова, Н. В. Кузнецова
УДК 159.98:028
БИБЛИОТЕРАПИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛАХ И ВУЗАХ: ПРОЦЕССЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
дно из направлений реформирования деятельности современных школ - формирование и развитие общекультурных компетенций, включая компетенции в сфере духовно-нравственной и социально-психологической
помощи и самопомощи в сфере преодоления возрастных и квазивозрастных, внутрилич-ностных, межличностных или микросоциальных, а также макросоциальных и межгрупповых жизненных кризисов и проблем. Эти компетенции предполагают внимание к такому направлению деятельности учителя, как консультативный или психотерапевтический компонент. В деятельности учителей или преподавателей разных дисциплин реализация этого компонента имеет большие или меньшие возможности и ограничения. Одним из предметов, который предоставляет весьма большие, порой неограниченные возможности как опосредствованного, так и непосредственного обращения учителей и преподавателей к данному компоненту, выступает изучение литературы. Изучение может быть организовано учителями и преподавателями самостоятельно, в контакте с библиотекарями, психологами (службами академического социально-психологического консультирования), а также врачами, духовными лицами, родителями («родительским комитетом» и т. п.) и т. д.
Цель статьи - анализ процессов и результатов библиотерапии в процессе обучения.
Библиотерапия как практика возникла весьма давно; еще древние египтяне определяли назначение библиотеки как «аптеки для души». Греческие библиотеки рассматривались как священные места, обладающие «лечебными полномочиями». Философы античности, например Пифагор, осознавали, что философские и иные тексты выполняют функции помощи человеку, его душе. В церковных библиотеках хранились и хранятся книги религиозного содержания, приносящие верущим надежду и веру в будущее и способность преодолеть трудности, успокоение и помощь в разрешении проблем и надежду. Начало использования чтения книг с лечебной целью относится к прошлому - ХХ веку, когда билио-терапия получила свое теоретическое обоснование.
Понятие библиотерапии возникло в 1920-е годы в США. Библиотерапия возникла на стыке медицины (психиатрии), психологии и библиотековедения [1; 7; 8 9; 11; 12; 13]. Само
же понятие как официальное и научное предложено Ассоциацией больничных библиотек США в начале ХХ века. Ассоциация обсудила и вычленила как важную часть работы библиотек технику выполнения заказов пациентов, которым нужна помощь в осознании и решении их проблем, и назвала эту технику библиотерапией, которая позволяла клиентам идентифицировать себя с героем и понять, что они - не единственные люди с подобной проблемой. Рассказывание историй, творческие сочинения, длительное индивидуальное, совместное или групповое чтение -далеко не весь перечень форм работы, известный с давних времен. В начале XIX века библиотерапией (библиографическим руководством, библиотечным консультированием, литературной терапией, сопоставлением книг или сопоставительным чтением / biblioguidance, bibliocounseling, literatherapy, bookmatching or reading therapy) стали заниматься врачи. Особенно повысился спрос не нее во времена Первой и Второй мировых войн, когда люди столкнулись со множеством бедствий. В 1970-х годах Р. Рубин классифицировала библиотечную библиотерапию на две категории: развивающая (для образовательных учреждений) и терапевтическая (для психиатрических учреждений) [19]. В 1983 году была создана Международная федерация библиотечно-поэти-ческой терапии. Сегодня библиотерапия используется педагогами, психологами и иными помогающими специалистами, библиотекарями и даже родителями. Библиотерапия -отличное дополнение к самосовершенствованию и самообразованию. Развивающая библиотерапия, в основном используемая в образовательных учреждениях, учитывает такие аспекты, как физическое, психологическое и нравственное созревание, функции организма и личности или вехи развития. (Психо) терапевтическая библиотерапия используется в сочетании с множеством иных терапевтических подходов. Идентификация, катарзис и инсайт - важные части библиотерапии, в разной мере выраженные в разных ее видах [17; 18].
• Предписательная библиотерапия (Prescriptive Bibliotherapy), которая также
20/y/;J -
ш
называется самопомощью, включает использование специальных материалов для чтения и рабочих тетрадей для решения различных проблем психического здоровья. Самопомощь может проводиться под руководством библиотекаря, учителя/преподавателя, психотерапевта или без него. Ее может организовать и терапевт, и сам клиент.
• «Книги по рецепту» (Books on Prescription) - это программа, в которой используются материалы для чтения, ориентированные на конкретные потребности в области психического здоровья, книги «прописывают» специалисты по психическому здоровью, которые могут использовать такие ресурсы, как Проект по библиотерапевтическому образованию (Bibliotherapy Education Project) и т. д., для поиска соответствующих книг. Помимо рекомендательных списков книг существуют и целые психотерапевтические библиотеки, например, библиотека Д. Карнеги в Питтс-бурге - одна из таких библиотек.
• Творческая библиотерапия (Creative Bibliotherapy) использует творческую литературу - романы, рассказы, стихи, пьесы и биографии - для достижения и поддержания психологического благополучия. Благодаря включению тщательно отобранных литературных произведений психотерапевты могут часто направлять людей на лечение в путешествие самопознания, к самораскрытию и самореализации. Этот метод наиболее полезен, когда люди способны идентифицировать себя с персонажем, испытать катарсис в результате этой идентификации, а затем трансформировать переживания и представления о своем собственном жизненном опыте.
В России библиотерапия была принята к использованию в конце XIX - начале XX веков В. Я. Мудровым, И. З. Вельвовским. Они использовали ее сначала на базе лечебных, потом - оздоровительных заведений для того, чтобы помочь больным отстраниться от домашних забот и житейских трудностей и «печалей», повысить жизнерадостность, оптимизм и помочь им найти с помощью книг выход из сложившейся ситуации. Именно клиническая библиотерапия и в России, и за рубежом получила наибольшее распространение.
Существует множество толкований данного термина: например, в работах Ю. Н. Дрешер, О. Л. Кабачек, И. Н. Казариновой, Б. С. Крей-денко, Б. А. Симонова, Р. Скаллера она рассматривается как техники для структурного взаимодействия между стимулирующим и воспринимающим, базирующаяся на использовании литературы как преднамеренного использования литературных материалов для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека [7; 9; 10; 11; 14; 15]. По мнению Ю. Дрешер, библиотерапия -это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т. д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. Осмысляя различные дефиниции библиотерапии, Ю. Дрешер подводит итог: «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем». Ю. Дрешер считает, что ведущие задачи библиотерапии заключены в том, чтобы: а) дать читателю информацию о проблемах; б) помочь проникнуть в их суть; в) обсудить новые ценности и отношения; г) сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали [6, с. 8-13]. Задачами библиотерапии как «психотерапии духа» также полагаются «отвлечение от грустных мыслей, нежелательного самокопания и страхов; снятие ненужного равнодушия или нетерпения, повышение управляемости, побуждение к рассмотрению собственных проблем со стороны; помощь в проведении времени» [11, с. 10]. При этом специалисты разводят целенаправленную библиотерапию, обращенную на долгосрочные эффекты, и нецеленаправленную, обращенную к краткосрочным эффектам типа изменения настроения и снятия аффекта.
В целом библиотерапия может определяться как сочинение и творческое прочтение литературных произведений. Библиотерапия - раздел психологической помощи, нацеленный на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным жизненным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т. д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный потенциал [1; 5; 22].
Важным моментом в становлении биб-лиопсихологии как отдельной области исследований взаимодействия человека с книгой явились труды Н. А. Рубакина [14]. В 20-х годах ХХ века он выступил с целой программой исследований - библиопсихологией. Суть данной программы - системное изучение триады «читатель - книга (текст) -автор». Он полагал, что обычно каждая из частей триады рассматривается отдельно, тогда как наиболее существенно их взаимодействие и единство. При этом главное - читатель: неправомерно, когда изучается сначала текст, потом автор (или сначала автор, потом текст), а читатель - где-то на втором плане. Он подчеркивал, что каждый читатель по-своему, избирательно усваивает и осмысливает тексты, привнося в них свое. Осмысление читателем книг и произведений при этом имеет свои индивидуально-природные особенности, поэтому взаимодействие читателя и книг нужно рассматривать в конкретном культурно-историческом контексте, и объективно, и субъективно. Поэтому библиопсихо-логия, возникающая на пересечении разных наук, должна соединять в себе проблематику и методы как естествознания, так и гуманитарного знания [14, с. 32]. При этом, согласно традиции Н. А. Рубакина и его школы, библиотерапия может пониматься не только как собственно психотерапия - лечение, но и как воспитание с помощью книг. Именно поэтому библиотерапия как таковая имеет отношение как к медицинской и психологической помощи, так и к социальной работе и к педагогике. В педагогической деятельности раз-вивающе-формирующий и корректирующий аспекты библиотерапии не могут не быть
центральными. При этом учителем в одних случаях практикуется лишь подбор книг для чтения, в других - и обсуждение их с теми, кто нуждается в поддержке. В практике библиотерапии на сегодня востребованы подходы и методики, основанные на продолжении начала истории; включая сочинительство историй с опорой на дидактический материал (игрушки или карточки с изображением персонажей - сказочных и реальных людей и животных, предметов, мест действия и целых ситуаций); широко используется, например, сочинение историй по картам В. Я. Проппа; использование «бинома фантазии» Дж. Ро-дари и т. д. [12; 13].
Огромный вклад в изучение психологии осмысления текстов внесли труды М. М. Бахтина и его школы. В основе его концепции -идея диалога, понимаемого как способ взаимодействия людей друг с другом и людей с культурой. В диалоге происходит постижение личностью собственного «Я», работа читателя/преподавателя/наставника - это организация и активизация внутреннего диалога ученика/студента с текстом и его автором [3, с. 51].
Чтение книг признано за рубежом средством, помогающим людям справляться с серьезными проблемами, отмечается, что оно может предлагать стратегии, специфичные для проблем развития: проблемы жизни, которые влияют на психологическую стабильность, что, в свою очередь, может влиять на успеваемость и активность образования и труда; иногда существуют проблемы с доверием и любовью, разочарований в прошлом и настоящем; некоторые не могут справиться с проблемами власти из-за сложности своего семейного происхождения и воспитания; у некоторых людей низкая самооценка, потому что окружающие на них смотрят свысока; некоторые попали в ситуацию насилия со стороны незнакомцев или родственников, некоторые потеряли своих любимых родителей и близких, стали жертвами нападения, столкнулись с болезнями; некоторые люди чувствуют, что не могут стать великими в жизни, потому что они люди с «неправильным» происхождением, лишенные хорошей финансо-
вой или материальной поддержки; некоторые разочарованы в брачно-семейных отношениях, потому что их родители никогда не жили мирно и т. д.
Библиотерапия может быть описана как акт использования книг или других информационных ресурсов для того, чтобы помочь людям в решении их личных проблем, это процесс использования книг, организованный и осуществляемый для того, чтобы помогать людям, независимо от их возраста или социального статуса, понимать и справляться с психологическими, социальными и нравственными проблемами. Пользователь библиотеки не всегда может и должен рассказывать библиотекарю обо всем, что происходит, но он может просто запросить любой материал о чем-то, связанном с его проблемой, например, нарушенное чувство собственного достоинства, обиды, оскорбления и непрощение, любовь, дружба и брак, поощрение и академическое превосходство и т. д. Библиотерапия помогает повысить общее качество жизни. Она может быть практичным и незаметным способом изучения новых способов решения жизненных проблем.
Библиотекари как эксперты по отбору информационных ресурсов используют библиографию, чтобы помочь людям следующими способами [16; 17, с. 3; 18]:
- оценка потребностей детей и молодых людей посредством наблюдения, родительских конференций, письменных заданий учеников и анализа школьных записей;
- установление контакта человека с нужными ему материалами, которые могут удовлетворить психологические и нравственные запросы и решить соответствующие проблемы, книгами, в которых рассказывается о разводе, смерти в семье и нуждах;
- разработка плана действий, включая последующие после чтения действия, такие как обсуждение, написание сочинения, рисование и драматизация (постановка спектакля);
- вовлечение учеников в чтение, просмотр или прослушивание, короткие дискуссии на протяжении всего чтения, осмысления краткого содержания того, что обсуждалось в книге;
- помощь в завершении путем обсуждения и составления списка возможных решений или какой-либо другой деятельности.
Библиотерапия эффективна и продуктивна в работе с застойными нарушениями, при работе с делинквентностями и при терапии неврозов, соматических и психических заболеваний, где основным в возникновении и развитии нарушения является психологический конфликт внутриличностного или семей-но-родового характера [4; 5; 6; 7; 9; 10; 11].
Преимущества библиотерапии разнообразны [17, с. 4]:
- работа начинается немедленно, как только человек начинает читать книгу;
- человек понимает, что не одинок в решении конкретной проблемы, что помогает разрушить изоляцию, переживание отчуждения и стигматизации и т. д.;
- исследование проблемы, которое дает понимание, правильные слова, помощь в поиске дополнительной информации, необходимой для общении с друзьями, членами семьи, учителями, руководителями, консультантами;
- помогает читателям по-новому взглянуть на сложную ситуацию, с которой люди сталкиваются, и на то, как ею можно управлять;
- помогает студентам улучшить академическую успеваемость и компетенции;
- некоторые книги доступны для читателей бесплатно и могут быть взяты ими навсегда;
- библиотерапия помогает людям самостоятельно управлять своими проблемами без какого-либо вмешательства со стороны эксперта;
- можно получить доступ к книгам в Интернете и дома, что гарантирует конфиденциальность читателя, если для него такая проблема существует;
- книги охватывают практический опыт других людей, которые пережили подобные проблемы, чтение их историй помогает свести к минимуму или предотвратить превращение имеющейся проблемы в более сложную проблему;
- библиотератия помогает транслировать
важные ценности и изменить отношение, вызванное проблемой.
Недостатки библиотерапии [17, с. 4-5]:
- если читатель вовлечен в библиографический процесс в рамках самопомощи, он может выбрать неправильные материалы, которые способны лишь ухудшить ситуацию;
- идеи и опыт, взятые из книг, особенно из зарубежной культуры или страны, могут противоречить нравственным нормам, применимым в стране, в которой он живет;
- метод, который кто-то другой использовал при решении своих проблем, может на самом деле не иметь прямого отношения к проблеме читателя, учитывая различные факторы как внешние (возраст, религия, экономическое положение и технологические достижения), так и внутренние (особенности личности и ее жизненного опыта);
- неспособность читателя напрямую применять идеи, полученные из историй успеха других людей, сильно отличающихся от него по своим внешним и внутренним ресурсам, может еще больше усугубить проблему, привести к разочарованию;
- предлагаемые решения проблем, которые были получены человеком, могут заставить его отчаянно выйти из стоящей перед ним проблемной ситуации, не разрешив ее, что может повлечь рост амбициозности и гордыни, сверхчувствительности, чрезмерного реагирования и беспокойства из-за формирования уязвимого к травмам повторений «больного места»;
- личные секреты, выдаваемые библиотекарям или библиотерапевту в процессе поиска решения проблемы, могут быть раскрыты; это может привести к недоверию, что является еще одной эмоциональной проблемой.
Поэтому библиотерапия - очень деликатная информационно-психологическая услуга, которая активно работает с переживаниями и представлениями людей. Следовательно, существует несколько этических проблем, которые нужно понять и полностью рассмотреть, помогая людям преодолеть их проблемы посредством чтения книг:
- важно информированное согласие: необ-
ходимо обеспечить, чтобы человек, которому нужно помочь, был полностью вовлечен на протяжении всего процесса. Если клиент -ребенок, то должно быть получено согласие родителей; библиотерапия не должна проводиться без осознания или одобрения вовлеченного/ответственного лица (лиц);
- опасности и преимущества работы должны быть рассмотрены до начала процесса или деятельности библиотерапии. Человек, пытающийся помочь, должен критически проанализировать и быть уверенным в том, что польза от его работы превзойдет опасности или проблемы, которые могут возникнуть в процессе;
- конфиденциальность: библиотекарь/биб-лиотерапевт должен гарантировать, что доступ третьим лицам к данным или информации пользователей не будет предоставлен. Необходимо приложить усилия для защиты информации о любом читателе, особенно о характере и степени его проблем. Это укрепляет доверие к библиотечно-информацион-ным службам и лицам, предоставляющим эти услуги.
- поставщики информационных услуг также должны гарантировать, что они не разглашают информацию о каком-либо пользователе без предварительного разрешения заинтересованного лица. Даже когда это разрешено, библиотекарь должен отметить, что он не может дать больше информации, чем ему разрешено выдавать, как указано лицом, которому необходимо помочь.
- важно добровольное участие: использование библиотерапии как средства решения психологических, социальных и нравственных проблем является личным решением; следовательно, пользователи не должны быть принуждены к этому. Это должно быть добровольное решение человека, которому нужна помощь.
Поскольку в библиотерапии обычно используются художественные произведения, она также относится к методам арт-терапии, или эстетотерапии, основанным на работах известных культурологов и филологов [3; 7]. Подбирая и рекомендуя ученикам книги,
20/у/.3 -
(Ш\
учитель или преподаватель может и должен руководствоваться различными принципами: в одном случае это книги, адекватные основным группам проблем ученика и тех нарушений и заболеваний, с которыми ученик столкнулся в процессе обучения и жизни в целом; в другом случае выбор задан характером психотерапевтического воздействия произведения - преимущественно релаксив-но-седативным, успокаивающим или, напротив, стимулирующим, побуждающим к действию; в третьем - выбираются произведения, отвечающие особенностям психотрав-мирующей ситуации или этапу личностного и межличностного развития ученика. В то же время функцией библиотерапии может являться представление дополнительного материала для дискуссии в процессе индивидуальной и групповой библиотерапевтичес-кой работы. К сожалению, на этом фоне внимания вопросам библиотерапии в процессе учебной деятельности уделяется недостаточно.
Возможности библиотерапии в процессе обучения связаны с развивающим, воспитывающим и обучающим эффектами учебной и обучающей деятельности. Библиотерапия содержит как обучающий, так и воспитательный модусы, единство которых позволяет реализовывать психотерапевтические функции: функцию разрешения проблем и трудностей развития и функцию повышения качества жизни человека. Библиотерапевтичес-кое воздействие начинается с социально-психологического исследования личности обучающегося. Оно включает поиск конфликта, приведшего к нарушению. Истоки межличностного и внутриличностного конфликта могут уходить так глубоко, быть настолько разными, что ученик, особенно если это ребенок, не способен оперативно и самостоятельно найти их, вычленить главные и второстепенные моменты. Он не может часто выделить и сформулировать, с чего все началось. Он может рассказывать о том, как ему в целом плохо и как велико отчаяние и непонимание. Он может также говорить о том, что ему и окружающим не видно выхода. Очень часто обучающиеся озвучивают нахождение
в состоянии тупика, перечисляя списки тех, кто когда-то и как-то их обидел и не понял («плач непонимания»), однако сама ситуация, спровоцировавшая, поддерживающая, активизировавшая, усугубляющая, консервирующая тот или иной конфликт или проблемные отношения, могла произойти в любое время и в любом месте. Часто люди о ней либо забывают, либо не замечают. Однако о ней не забыла и ее заметила его душа. Жизнь же начала наслаивать на патогенный инцидент новые негативные впечатления патологизи-рующих и вполне нормальных отношений. Они преобразуются в патологизирующие нередко и просто потому, что субъективно так переживаются: так, склонные к обиде люди притягивают ситуации обиды, реинтерпре-тируя и интерпретируя все, что с ними случается в поисках необходимой им зацепки. Аналогично можно сказать о людях, склонных к злопамятности и мстительности. В этой ситуации помощь учителю может оказать психолог, а после того, как конфликт обнаружен и определен, к процессу библиотерапии может подключиться библиограф - специалист по книгам, тогда выздоровление или реинтеграция личности и ее отношений с собой и миром будет зависеть от него больше, чем от педагога или психолога.
Как показывают имеющиеся исследования, предлагая ученику те или иные книги в библиотерапевтических целях, педагогу следует учитывать три основных принципа:
- степень доступности изложения не должна быть ни чрезмерной большой, ни чрезмерно малой;
- герои книги должны быть клиенту «по плечу», должен вызывать переживания близости, а не только желание равняться на них, лучше всего, если в книге есть и «сверстники», и «наставники» и «опекаемые» для читателя;
- желательно значительное сходство (идентичность) ситуаций и проблем, описанных в книге и ситуации, в которой находится клиент.
Учет последнего принципа особенно важен в работе с застойными нарушениями, при работе с деликвентностями и при библиоте-
рапии неврозов, соматических и психических заболеваний, где основным в возникновении и развитии нарушения является психологический конфликт внутриличностного характера или семейно-родового [4; 5; 6; 7; 9; 10; 11], а также, если речь идет о ребенке, важно учитывать влияние родителей, педагогов и соучеников, окружающей среды в целом.
Методики современной библиотерапии крайне многообразны. Один из наиболее интересных вариантов - попросить рассказать или сочинить историю, подобную описанной в книге: «про то же самое». При таком повторном рассказе в авторской истории могут обнаружиться новые смысловые акценты и решения или проявится более важная тема. В какой-то мере этого можно достичь, используя авторский пересказ произведения: человек рассказывает свою версию происходящего, делая акценты на том, что для него значимо. Это хорошо показано в исследованиях «предметности мышления» и в исследованиях чтения как такового.
В ходе библиотерапии учитель может также попросить ребенка вести читательский дневник. Анализ дневниковых записей дает возможность понять процесс осмысления художественных и иных книг, произведений, а также своей жизни в контексте изучаемых произведений. Он позволяет увидеть большую или меньшую пристрастность, включенность, внимательность и иные качества ученика как субъекта чтения и жизнедеятельности. Дневник может использоваться в диагностических целях - для оценки нарушений в жизни ученика и далее для оценки процесса и эффективности библиотерапии и смежных с нею изменений. Чтобы показать ученику выход (точнее, чтобы он сам нашел для себя выход), учитель может дать ученику книгу, герой которой находится в такой же ситуации. Главное, чтобы книга была «правильной»: в ней герой, несмотря ни на что, мобилизует душевные силы, собирает волю и иногда просто заставляет себя изменить себя и свое отношение к ситуации. «Неправильная» книга чаще всего ориентирована на утешение и не требует изменений героя к об-
стоятельствам: чудесным образом только что «все было плохо», но вдруг «все стало хорошо». Также, однако, опасна и «героическая литература»: библиотерапевты предостерегают от использования в лечении серьезных нарушений произведений о том, что герой не осмысляет, а просто ломает саму ситуацию, создавая новые проблемы. При этом героический пример не просто углубляет переживания самонеэффективности и неполноценности читателя, но и способен побудить человека к агрессии, насилию над собой и окружающими как способу доказать свою способность совершить поступок. «Правильная» книга, по представлениям современных специалистов, должна учить не просто изменять ситуацию, но изменять ее осмысленно, начиная с себя, с чем-то примиряясь в себе и мире, а с чем-то нет: понятия «выбор», «освобождение», «принятие» более корректны, чем «сражение», «уничтожение», «отказ» и т. д.
Специалисты, как правило, определяют для каждого ребенка или группы план чтения, рассчитанный на тот или иной срок обучения. План обычно состоит из трех частей: вводной, основной и закрепляющей. Сначала ученик читает литературу, отвлекающую от мрачных мыслей и способствующую выработке оптимистичного настроя и понимания себя и мира, в том числе книги о самоотверженности и помощи человеку со стороны педагогов, психологов, врачей. Вторая часть содержит книги, герои которых попадают в такие же, как и сам ученик, жизненные обстоятельства и находят - сами или с помощью окружающих - семьи, друзей, специалистов - достойный, продуктивный и эффективный, выход из них. Следя за действиями героя, ученик сживается с ним, отождествляя себя с персонажем таким образом, что они вместе начинают искать выход. Человек при этом осознает, что он не неудачник, а такой же, как и все: у любого человека в жизни бывают проблемы и падения, но даже обыкновенный человек способен преодолеть их и отыскать решение. Тем более, если рядом есть помощники. Это - начало исцеления, но, для того, чтобы ученик не сор-
20/y/;J -
ш
вался и не произошел рецидив, нужна следующая порция книг, доказывающих, что, хотя жизнь часто трудна и трагична, однако ничего прекраснее и удивительнее жизни на свете нет. Даже если многое потеряно безвозвратно, даже если окружающие и семья не помогают, это - не конец: в окружающем мире всегда достаточно того, ради чего стоит жить и бороться, надо лишь найти это «то». Когда человек находит для себя это «то», и педагог понимает, что к ребенку вернулись радость жизни и сознание уверенности в своих силах, чтение переходит к завершению, цель этапа завершения - закрепить или восстановить ранее сформированные навыки к постоянному чтению художественной литературы, здесь продуктивны книги об искусстве быть читателем, в том числе книги о библиотерапии. Здесь важная задача библио-терапевта - оградить ученика от ненужной ему литературы, к которой тот по тем или иным причинам стремится, и которая только усиливает негативное состояние.
Целенаправленная и системная библиотерапия и уроки литературы в целом, особенно в периоды возрастных и квазивозрастных кризисов, расширяют мир человека, позволяя через механизмы культурной трансмиссии насытить мир человека опытом решения проблем и опытом совершенствования, накопленным всем человечеством. В условиях кризиса современного образования библиотерапевтическая функция обучения отражает воспитательную составляющую общения педагога-наставника и обучающихся, психотерапевта или психолога и клиентов. В медицинской, педагогической практике, социальной работе, практике психологической помощи и даже в деятельности библиотек давно сложилось, хотя и не всегда по заслугам оценивается, такое направление работы специалистов самых разных профилей и школ, как библиотерапия [1; 2; 3; 4; 5]. К сожалению, в работе большинства учителей данное направление остается мало востребованным; специалистов, практикующих библиотерапию, почти нет, а те, что есть, используют ее преимущественно в контексте
педагогического (коррекционно-воспитатель-ного) воздействия/взаимодействия с учащимися. Однако потенциал библиотерапии на уроках литературы весьма велик и еще ждет, когда он будет целенаправленно и в полной мере востребован не только на уровне индивидуальных целей отдельных учителей, но и на уровне государственных программ и стандартов подготовки и работы педагогов.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена процессам и результатам библиотерапевтической работы библиотекарей, педагогов, преподающих литературу, и академических психологов. Рассматриваются основные аспекты библиотерапии, ее компоненты и принципы, обеспечивающие продуктивность и эффективность помощи. Отмечается, что целенаправленная и системная библиотерапия и уроки литературы в целом, особенно в периоды возрастных и квазивозрастных кризисов, расширяют мир человека, позволяя через механизмы культурной трансмиссии насытить мир человека опытом решения проблем и опытом совершенствования, накопленным всем человечеством.
Ключевые слова: библиотерапия, учитель, ученик, понимание себя, понимание мира.
SUMMARY
The article is devoted to the processes and results bibliotherapy work of librarians, teachers of literature, and academic psychologists. The main aspects of bibliotherapy, its components and principles, ensuring the productivity and effectiveness of care, are considered. It is noted that purposeful and systemic bibliotherapy and literature lessons in general, especially during periods of age and quasi-age crises, expand the human world, allowing through the mechanisms of cultural transmission to saturate the human world with the experience of solving problems and the experience of improvement accumulated by all mankind.
Key words: bibliotherapy, teacher, student, self-understanding, understanding of the world
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексейчик А. Е. Библиотерапия [Электронный ресурс] // Руководство по пси-
хотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. - Томск: Медицина, 1985. - С. 304-319. - URL: http://biblioterapia.psi911 .com/st003.htm
2. Арпентьева М. Р., Терентьев А. А. Сказкотерапия в развитии понимания себя и мира: коллективная монография. - Калуга: КГУ, 2015. - 790 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - С. 98-189.
5. Врачующая книга: библиотерапия в помощь выполнению социальной функции библиотеки: метод. рекоменд. / сост. Е. А. Че-моданова. - Киров, ОНБ им. А. И. Герцена, 1997. - 24 с.
6. Дрешер Ю. Библиотерапия: теория и практика. - СПб.: Профессия, 2008. - 272 с.
7. Казаринова И. Н., Смагин Е. Л. Возможности библиотерапии // Научные и технические библиотеки. - 1999. - № 8. - С. 34-40.
8. Книги, помогающие жить: реком. указатель литературы / сост. Н. Е. Колоскова. -М.: ЦГБ им. А. П. Гайдара, Чистые пруды, 2008. - 32 с.
9. Козина Е. Ф. Сказкотерапия // Специалист. - 2006. - № 4. - С. 29-31.
10. Кузнецова И. Библиотерапия - путь к гармонизации личности // АиФ. Новая библиотека. - 2004. - № 2. - С. 38-39.
11. «Лекарство для души»: применение библиотерапии в библиотеке: метод. рекомендации / сост. Н. В. Аверьянова. - Тамбов: Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина, 2004. - 24 с.
12. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: ЛГУ, 1986. - 365 с.
13. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. - М.: Прогресс; 1990. - 235 с.
14. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. - М.: Книга, 1977. - 264 с.
15. Симонов Б. А.О библиотерапии // Библиотековедение. - 1996. - № 6. - С. 39-41.
16. Broadway M. D. Dealing With Death: Books To Help Young People Cope With Grief //
teacher Librarian.-2008.-Vol. 35(5). - Pp. 44-48.
17. Oluwaseye A. J. Bibliotherapy [Электронный ресурс] // Use of Library for Students in Higher Institutions. - Nigeria, Delta State, 2017. - Part 6. - Pp. 1-5. - URL: https:// www.researchgate.net/publication/314455603_b ibliotherapy (дата обращения 20.03.2019).
18. Pehrsson D. E., McMillen P. Bibliotherapy: Overview and Implications for Counselors (ACAPCD-02). - Alexandria: American Counseling Association, 2007. - 380 р.
19. Rubin R. J. Using bibliotherapy: A Guide to Theory and Practice. - Phoenix: Oryx Press, 1978. - 246 р.
(рЩ$\