БИБЛИОТЕРАПИЯ: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ Попова Т.А. (Москва, ФГБНУ «ПИ РАО») [email protected]
Аннотация. В статье дано определение библиотерапии, рассматриваются исследования, проведенные по изучению эффективности применения метода библиотерапии. Особое внимание уделяется исследованиям, в которых библиотерапия используется в лечении детей и подростков с тревожными и депрессивными расстройствами.
Ключевые слова: библиотерапия, депрессивное расстройство, тревожное расстройство, дети, подростки.
BIBLIOTHERAPY: RESEARCH AND PROSPECTS Popova T.A. (Moscow, FGBNU «PI RAE») [email protected]
Abstract. The article gives the definition of bibliotherapy, examines the studies conducted to study the effectiveness of the application of the method of bibliotherapy. Special attention is paid to studies in which bibliotherapy is used in the treatment of children and adolescents with anxiety and depressive disorders.
Keywords: bibliotherapy, depressive disorder, anxiety disorder, children, adolescents.
Библиотерапия - одно из направлений арт-терапии, определяется в двух аспектах: лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг и другой аспект - использование специально подобранных информационных материалов в качестве вспомогательного лечебного средства в медицине и психотерапии (Дрешер, 2007), также это лечение с использованием письменных материалов. Библиотерапия как и любое другое арт-терапевтическое направление имеет активную и пассивную форму. Если клиент/ пациент читает продукт творческой деятельности другого человека - это пассивный вариант, если создает сам - пишет эссе, стихотворения или использует любую другую форму литературного творчества - это активная форма. целью библиотерапии является оптимизация и нормализация психических состояний клиента, влияние на биологические и физиологические процессы организма. А.А. Осипова считает, что библиотерапия имеет кор-рекционного влияния на человека через специально подобранную литературу. (Осипова, 2002). По мнению Е.А. Пашкиной и Т.В. Калининой необходимо при работе с клиентом сформировать процесс успокоения, которое он получает, основываясь на авторитетные знания о своей проблеме из научной литературы, но возможно более мягким средством будет специально подобранная художественная, публицистическая или философская литература. Особенно популярны автобиографические произведения писателей Ф.М. Достоевского «Дневник писателя» и Л.Н. Толстого «Исповедь», А.П. Чехова «Письма». (Пашкина, Калинина, 2017). Также популярным вариантом библиотерапии является активная форма - ведение дневников или сочинение собственных произведений, это может быть повесть, рассказ, эссе, стихосложение, письма, автобиография вымышленного героя, драматургия, пьеса, детектив и т.д. Отечественные исследователи отмечают возможности влияния библиотерапии на депрессию в молодом возрасте. Авторы статьи предлагают обзор исследований, в которых указывается достаточно высокий процент студентов, имеющих симптомы депрессивного или тревожного расстройства. Так, из 120 студентов 1- 4 курсов, обследованных на базе УрГУПС, начальные симптомы выявлены у первокурсников - в 36%, на четвертом курсе 50% (Ершова, 2014) Другое исследование, проведенное в Медицинской академии им. С.И. Георгиевского 109 студентов 1-5 курсов, выявило депрессию в 50% (Гуменюк,2018). Авторы предлагают в качестве терапии использовать методы библиотерапии. С результатами экспериментальной деятельности в аспекте педагогической психологии можно познакомиться в статье Е.И. Блаувельт. Библиотерапия была
676
представлена в форме прочтения школьниками следующих произведений: Оноре де Бальзак «Гобсек» (фрагменты), Дж. Оруэлл «Скотный двор» (фрагменты), Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» (фрагменты), Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (фрагменты), И.А. Гончаров «Обломов», Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Автор указывает, что в результате формирующего эксперимента выявлены и переформулированы негативные самохарактеристики старших подростков, изучены личные, учебные, профессиональные интересы старших подростков, отмечено повышение уровня осмысленности жизни. (Блаувельт, 2020)
Рассмотрим исследования, в которых описывают варианты применения библиотерапии в качестве терапевтического средства в зарубежных исследованиях. Так, многие ученые обратились к проблеме лечения депрессии и тревоги в подростковом возрасте. Авторы статьи изучали рандомизированные контролируемые испытания. Эффективность определялась как средние показатели изменения депрессии и тревоги. Рассмотрено восемь исследований, респондентами выступило 979 детей и подростков. (ZhouX, HetrickS.E., CuijpersP, etal, 2015).По данным некоторых исследований 20 % детей и подростков страдают психическими расстройствами. Небольшое распространение депрессии выявлено у детей 6-12 лет - 2%, у подростов 13-18 лет этот процент вырастает до 8%, пик заболеваемости прямо коррелирует с половым созреванием. Тревожные расстройства распространены 3-5% среди детей 6-12 лет и 10-19% среди подростков 13-18%. (BandelowB., Michae-lisS., 2015) Основой лечения депретеии и тревожных расстройств остается психотерапия. Для многих родителей обращение к КПТ терапевтам является дорогой психологической услугой, в связи с этим библиотерапия является более доступным источником психологической помощи. Основными преимуществами являются простота использования, низкая стоимость, низкая потребность в персонале и большая
конфиденциальность. (ShoshaniHelvitzI.,2016).Ньюман и др. описывают эффективность библиотерапии при расстройствах и приходят к выводу, что библиотерапия применима и эффективна при большом разнообразии диагнозов тревожности. (Newmanetal.,2003) Библиотерапия рекомендована Национальным клиническим институтом Великобритании в качестве инструмента при лечении подпороговых депрессивных симптомов и депрессии легкого и умеренного уровня.
Чьюи и др. использовали библиотерапию с книгой самопомощи. Результат эффективности определялся как среднее изменение баллов депрессивных и тревожных симптомов от исходного уровня до периода и после лечения. Исследователи описывают исходные данные: средний возраст респондентов 12 лет, 59 % девочки, 41% мальчики, количество сеансов от 6 до 12 (Yuanetal., 2018). Было обнаружено, что библиотерапия более эффективна в терапии подростков, чем детей. Отмечено также, что библиотерапия оказала более благоприятное влияние на пациентов с депрессией и показала менее устойчивые эффекты в исследованиях, где респондентами были пациенты с тревогой. Библиотерапия является эффективным методом лечения депрессивных симптомов у подростков и оказывает менее стойкое воздействие на детей с тревогой. Авторы отмечают, что возможно причиной неэффективности библиотерапии было то, что пациенты прерывали лечение. Пациенты, не завершившие программу, указывали две причины: дети сопротивлялись и не усваивали навыки, и вторая причина - отсутствие свободного времени. Предикторами же положительного результата были мотивация пациентов к лечению, соблюдение программных материалов и несложные первые задания (Yuanetal., 2018).В связи с этим можно сделать важное предостережение в отношении применения методов библиотерапии. Самопомощь будет более эффективной, если будет предусмотрен короткий телефонный контакт с психологом. Работа со специалистом может быть вариантом поддерживающей терапии, которая направлена на фасилитацию процесса. Ребенок или подросток, должен испытывать доверие, но в то же время, это не должен быть человек из близкого окружения. (Newmanetal.,2016) Ориентация в психотерапии должна быть на ребенка, а не на родителя. Родители явля-
ются помощниками только в случае, если у детей есть доверие и взаимопонимание со своими родителями, и родители активно участвуют в жизни своих детей. Помощь, ориентированная на семью, может быть оптимальной для решения межличностных проблем, часто проявляющееся у детей с депрессией. Семейная библиотерапия предоставляет двойной результат - улучшение взаимоотношений и снижение уровня депрессии и тревоги.Выявлены также ограничения и противопоказания:библиотерапия не подходит для тех детей и подростков, которым не хватает познавательных способностей и самодисциплины (Yuanetal., 2018). Пациенты, привыкшие к обычной психотерапевтическим сессиям с постоянным участием психотерапевта, часто ожидают руководства и контроля, самостоятельность и саморегуляция в терапии оказывается для таких пациентов непростой формой лечения, отмечено, что особенно детям сложнее воспринимать такой вариант психотерапии. Многие исследователи предлагают использовать руководства по самопомощи при депрессивных и тревожных расстройствах (Zhouetal., 2015).
Теория библиотерапии широко представлена как в отечественной, так и в зарубежной литературе, большинство авторов сходятся во мнении, что библиотерапия является успешной формой лечения пациентов (клиентов) и обладает разнообразными методиками. Эмпирические исследования подтверждают, что библиотерапия демонстрирует хорошие результаты в работе с эмоциональной сферой личности. Предложенный исследователями метаанализ(Yuanetal., 2018) показывает, что особенно эффективно применять данное направление арт-терапии при лечении депрессивных расстройств у подростков. Библиотерапия - направление, которое появилось вместе с книгой, еще в древней египетской библиотеке РамзесаП была обнаружена надпись «лекарство для души», сегодня это подтверждается множеством эмпирических исследований, которые подтверждают, что книга обладает целительной силой для читающего человека.
Литература
1. Блаувельт Е. И. Итоги экспериментальной работы, направленной на коррекцию смысложизненных ориентаций старших подростков в процессе группового психологического консультирования с применением элементов библиотерапии // Глобус: психология и педагогика. 2020. №4 (39).
2. Гуменюк Л.Н. Связь психологического благополучия с тревожными и депрессивными состояниями у студентов / Л.Н. Гуменюк [и др.] // Образование и наука в России и за рубежом.2018.№5. С. 115-119.
3. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: полный курс: учеб. пособие. М.: ФАИР, 2007. 560 с.
4. Ершова А.В. Депрессивное состояние у студентов и его влияние на мотивационную составляющую к учебной деятельности // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры:матер.Всерос.науч.-метод.конф. 2014. С. 3960-3963.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция:учеб.Пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.
6. Пашкина Е.А., Калинина Т.В. Библиотерапия как эффективный метод работы с депрессивными состояниями // RussianJournalofEducationandPsychology. 2019. No. 4.
7. Bandelow B., Michaelis S. Epidemiology of anxiety disorders in the 21st century. DialoguesClin. Neurosci. 2015, 17(3):327-335.
8. Newman M.G., Erickson T., Przeworski A., Dzus E. Self-help and minimal-contact therapies for anxiety disorders: is human contact necessary for therapeutic efficacy? Journal Clin. Psychol. 2003,59(3): 251-274.
9. ShoshaniHelvitz I. Bibliotherapy as a clinical tool and its applications in diagnosis, treatment and teaching medicine. Harefuah. 2016,155(12):770-773. Hebrew.
10. Yuan S., Zhou X., Zhang Y., Zhang H., Pu J., Yang L., Liu L., JiangX. &Xie P. Comparative efficacy and acceptability of bibliotherapy for depression and anxiety disorders in
children and adolescents: a meta-analysis of randomized clinical trials //Neuropsychiatr Dis. Treat, 2018, 14: 353-365.
11. Zhou X., Hetrick S.E., Cuijpers P., et al. Comparative efficacy and acceptability of psycho-therapies for depression in children and adolescents: a systematic review and network me-ta-analysis. World Psychiatry. 2015,14(2):207-222.