тической конференции «Четырнадцатые Кайгородовские чтения» (Краснодар, апрель 20132014 г.); КГУКИ. - Краснодар, 2014. - Вып.13-14. - С. 101-110.
6. Информационный менеджмент в системе управления библиотечным и книжным делом: информ.-библиогр. продукт/ сост. О.А. Вертиевец; науч.ред. В.Н. Пазухина; рец. С.Н. Кри-воротенко; КГУКИ. - Краснодар, 2012. - 188 с. ISBN 978-5-94825-143-1
7. Пазухина, В. Н. О современных проблемах и особенностях видовой классификации отраслевых электронных изданий в библиотечном и книжном деле / В. Н. Пазухина, Н. В.Андреева // Библиотечное дело - 2013. Библиотечно-информационная деятельность в современной системе информации, документных коммуникаций и культуры (24-25 апреля 2013 г., Москва). - Москва: МГУКИ, 2013. - С. 229-231.
8. Вертиевец, О. А., Пазухина, В. Н. Информационный менеджмент в библиотечном и книжном деле: о необходимости формирования специальной терминосистемы / О. А. Верти-евец, В. Н. Пазухина// Региональная культура как фактор устойчивого развития общества: социально-политические, этнонациональные и информационные аспекты: материалы международной научной конференции 16-18 сентября 2013 г., г. Геленджик/ Краснодар, 2013. - С. 356-361.
9. Андреева, Н. В. Мультимедийные электронные издания в библиотечно-информацион-ной деятельности [Текст] / Н. В. Андреева, В. Н. Пазухина // Региональная культура как фактор устойчивого развития общества: социально-политические, этнонациональные и информационные аспекты: материалы международной научной конференции (16-18 сент. 2013 года, Геленджик). - Краснодар, 2013. - С. 351-356.
10. Сидоренко, Е.А. Формирование информационно-библиографических систем в современных предприятиях: дисс... канд. пед. наук по специальности 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение/ Е.А. Сидоренко; КГУКИ. - Краснодар, 2002. - 213 с.
11. Андреева, Н. В. Отраслевые электронные издания в системе электронного обмена библиографической информацией [Текст] / Н. В. Андреева // Библиотеки Юга России: культурное и языковое многообразие и взаимодействие: материалы междунар. науч. - практич. конф. (Краснодар,12-15 сент. 2013 г.). - Краснодар, 2013. - С. 145-151.
12.. Андреева, Н. В. Библиографическое обеспечение издательских и книготорговых процессов отраслевыми интерактивными электронными изданиями научно-технического профиля: современные проблемы и особенности в библиотечной отрасли / Н. В. Андреева // Культура, наука, образование в информационном пространстве региона: материалы региональной научно-практической конференции «Четырнадцатые Кайгородовские чтения» (Краснодар, апрель 2013-2014 г.); КГУКИ. - Краснодар, 2014. - Вып.13-14. - С. 227-231
13. Пазухина, В. Н. Электронные издания о результатах интеллектуальной деятельности в библиотечном и книжном деле: информ. - библиогр. аспект [Текст] / В. Н. Пазухина, В. И. Довгалева, С. В. Еркин // Россия и славянский мир в интеллектуальном контексте времени: сборник материалов междунар. науч. - практич. конф (Славянск-на-Кубани, 2012 г.). - Ч. I. - Славянск-на- Кубани: Изд. центр филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в Славянске-на-Кубани, 2012. - С. 278-281.
14. Производство печатной продукции [Электронный ресурс]: библиогр. база данных по товарным знакам, заявленным в 2009-2010 гг. сост.: В. И. Довгалева [МКТУ 09,16,35], Вертиевец О. А. [МКТУ 35, 41, 45], Андреева Н. В. [МКТУ 09,16,35, 41]; науч. конс. В. П. Морозов; науч. ред. В. Н. Пазухина; КГУКИ - Краснодар, 2014. - Электрон. дан. и прогр. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - Систем. требования: IBM PC AT - совместимый компьютерРепйит 233 MMX; 32Мб Ram; 10 Мбайт HDD; CD-ROM - дисковод 2-хскорос-тной и выше. - Загл. с этикетки диска.
15. Пазухина, В. Н. Специальные виды изданий отраслевой патентной документации на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки научно-технического профиля: информационно-библиографические аспект [Текст] / В. Н. Пазухина, С. Н. Криворотенко, Н. В. Абрамова, В. И. Довгалева // Библиотечное дело-2009: традиции и инновации развития в информационном обществе: материалы XIV науч. конф. (Москва, 29-30 апреля 2009 г.). - Ч. I. -Москва: МГУКИ, 2009. - С. 87-90. и др.
С. В. Гаврилова
БИБЛИОТЕКИ, АРХИВЫ И МУЗЕИ В СОЗДАНИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
В век цифровых коммуникаций происходит становление парадигмы корпоративных отношений. Элементы комплекса корпоративности могут быть обозначены целевыми установ-
ками деятельности - субъект (участники процесса), продукт (информационные ресурсы и услуги), канал (пути и способы продвижения услуг) и пользователь. Каждый элемент обладает своими характеристиками и особенностями. Интернет-технологии являются платформой для корпоративных отношений и каналом продвижения своих услуг и своего контента. Совместные проекты создают единую точку доступа к ресурсам различных институтов, тем самым образуя единое информационное пространство.
В современном информационном обществе информация признается главным ресурсом, ей отводится фундаментальная роль в развитии общественных отношений. Новая информационная среда, сформированная под влиянием изменений в распространении информации, определяет характер развития сообществ и их взаимодействия с различными институтами. Процессы, происходящие в информационно-коммуникативных системах, оказывают влияние на экономическое и социальное развитие и, в частности, на социальные установки отдельного субъекта. Масштаб трансформации среды значителен и непредсказуем. Динамика технологических инноваций характеризуется ростом преобразований и появлением новых форм медиаресурсов. Доступ к контенту большего количества информационных ресурсов, находящихся в сети Интернет, уже не представляет сложности. Вопрос только в качестве и достоверности. Интерактивность - особая ценность информационной среды.
Тема сотрудничества библиотек с другими учреждениями культуры является привлекательной для многих специалистов. Теме рассмотрения этих институтов как документально-коммуникационных институтов посвящены конференции EVA. Поднятые вопросы на Международной конференции архивистов стран Центральной и Восточной Европы (Сковронековские чтения) о системе и роли сохранения исторической памяти были продолжены на страницах журнала «Отечественные архивы». О неослабевающем интересе к данной теме свидетельствуют публикации на страницах профессиональных журналов, а также обсуждения в социальных медиа. Практическое применение различных концепций и точек зрения можно наблюдать в совместных проектах социально-информационных институтов.
Опыт по интеграции информационных ресурсов институтов культуры в зарубежных странах обширен. Активно развивается и является самым востребованным ресурсом среди цифровых библиотек - проект библиотеки Конгресса США (в лице директора Джеймса Х. Биллингтона) - Всемирная цифровая библиотека [6]. Идея проекта была озвучена в 2005 году и поддержана ЮНЕСКО и национальными библиотеками различных стран. Партнерами проекта являются национальные книгохранилища в России, Египте и Бразилии. С 2009 года стал доступен прототип Всемирной цифровой библиотеки на шести официальных языках ООН - арабском, китайском, испанском, португальском, французском, русском. «Здесь собраны оцифрованные версии ценнейших материалов по истории и культуре разных народов и этнических групп - манускриптов, книг, музыкальных партитур, звуковых записей, фильмов, печатных изданий и фотографий» [5], видеоматериалов, изображений, карт и других мультимедийных материалов, находящиеся в хранилищах и архивах всего мира. Фонд находится в свободном доступе в сети Интернет. «По замыслу создателей, ресурс станет способствовать взаимопониманию представителей разных культур и поможет сохранить важнейшие материалы из мировых библиотек... [5].
В экспериментальном варианте Всемирной цифровой библиотеки представлены материалы на семи языках книгохранилищ нескольких стран мира, в том числе и России. Российские материалы связаны с освоением Сибири и Дальнего Востока. Российская национальная библиотека (РНБ), имеющая в своих фондах 35 миллионов единиц хранения, включая ценнейшие материалы по истории и культуре народов России и других стран мира, присоединилась к проекту в 2007 году. Поддержку инициативе оказывают ЮНЕСКО, Международная ассоциация библиотечных федераций (ИФЛА) и поисковый гигант Google, пожертвовавший на создание библиотеки 3 миллиона долларов» [5].
«Основные цели Мировой цифровой библиотеки:
- Содействие международному и межкультурному взаимопониманию;
- Расширение объема и разнообразия культурного содержания в Интернете;
- Предоставление ресурсов для педагогов, ученых и всех заинтересованных лиц;
- Расширение возможностей учреждений-партнеров для сокращения разрыва в цифровых технологиях внутри страны и между странами» [4].
Автору хотелось бы подчеркнуть, что очень важной характеристикой данного проекта является акцентирования внимания на качестве оцифровывания материалов, которые были определены на начальном этапе. Всемирная цифровая библиотека является новым типом цифровых библиотек и примером для сотрудничества российских учреждений культуры (хоть и в не таком масштабе). Унифицированные метаданные позволили описывать каждый объект понятно и интересно как для профессионалов, так и для пользователя. Пристальное внимание уделено вопросу «А чем же важен и интересен данный объект?». Всемирная цифровая библиотека является универсальной, оснащена новейшими инструментами и работой с инновационными технологиями. Но самое главное, что она открыта и прозрачна для сотрудничества.
Фонды музеев и архивов, наряду с фондами библиотек, играют важную роль в сохранении культурно-исторического наследия страны. Для сохранения национальной истории эти объекты выполняют функции краеведческой памяти. История региона как неотделимое звено истории страны. Однако, каждый из них имеет свои специфические особенности. По мнению В. П. Козлова, особенности в предмете - носителя исторической памяти, в принципах комплектования - сохранение и организация хранения исторической памяти [2].
Тенденция роста объемов информационных ресурсов ставит задачи кооперации социально-информационных институтов и создания единого информационного пространства. Библиотеки, музеи и архивы являются держателями особо ценных видов информации, материальных и нематериальных памятников культуры и литературы. Они не стоят в стороне от современных условий развития коммуникаций и также вовлечены в поток информирования.
Предоставление в пользование своих ресурсов с учетом действующего законодательства, выведение объединенных баз данных в сеть Интернет - одна из главных задач информационной политики любого института, ориентированного на удовлетворение информационных потребностей пользователей. В современных условиях библиотеки все чаще ориентируются на удаленных пользователей; все чаще мы слышим об электронных библиотеках. Становится очевидной «борьба за выживаемость» между библиотекой и паутиной Интернет. По нашему мнению, библиотеки по-прежнему останутся одним из главных хранилищ памяти и единственным местом коммуникации - живого общения в системе «пользователь - запрос -библиотекарь - качественная информация (ответ)».
Мемориальную функцию выполняют также и архивы. Архивные материалы знакомят людей с неизвестными страницами истории, либо помогают открыть новые факты. Главная задача архивов - с помощью документов, хранящихся в фондах, удовлетворить потребности в информации государство, общество и отдельно взятого гражданина.
Фонды музеев также богаты историческими памятниками и памятниками документального наследия. Не всегда система формирования музейных и архивных фондов традиционна. Из истории каждого этого института можно узнать, почему произведения изобразительного искусства могут храниться в фондах архива, и наоборот, почему документальное наследие хранится в фондах музея. Такая рассредоточенность по хранилищам является одной из проблем создания эффективного научно-справочного аппарата.
Из закона об Архивном деле в РФ: «Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы» [1]. Однако до сих пор доступ к некоторым фондам и архивным документам является важнейшей проблемой. Решение этой задачи возможно только при открытом доступе к архивным документам и через научно-справочный аппаратно-технический комплекс. Будучи включенными в единую информационную систему, архивные документы также должны соответствовать библиотечным стандартам. Медленно идет работа по созданию, а в дальнейшем и по интеграции музейных каталогов. Описание музейных экспонатов радикально отличается от объектов библиотечного каталога. Главной задачей при объединении информационных ресурсов различных институтов должна стать выработка правил и стандартов (не только библиотечных) для интеграции разнородных ресурсов.
Возможности библиотек, музеев и архивов неисчерпаемы. Совместная деятельность через раскрытие фондов институтов культуры ведет к развитию образовательного и культурного уровней общества, кооперация ведет к популяризации самих музеев и архивов, предметов и ресурсов. Именно библиотека, как центр доступной информации должна занять актив-
ную позицию в кооперировании и разработке новых проектов по интеграции информационных ресурсов.
Ростовская область обладает уникальной историей и культурой.
Этнический состав разнообразен. Коллекции донских библиотек и музеев являются предметом рассмотрения в мировой культуре. Значимость их велика в искусстве и литературе. Все это влияет на развитие научной и духовной жизни общества. Краеведческая составляющая - это главный информационный ресурс, который институты развивают и делают доступным для широкого круга пользователей.
«Сохранение исторического и культурного наследия, укрепление единого культурного пространства, создание условий для равной доступности культурных благ для жителей Ростовской области, поддержание самобытных национальных культур Донского края, развитие духовных интересов личности - основные цели развития культуры, которые требуют концептуального подхода реализации, определяющего методы и способы достижения целей» [3]. На территории Ростовской области действуют 1009 библиотек. Размер совокупного книжного фонда на 01.01.2014 г. составил 23644,39 единиц хранения. «По объему фонда Ростовская область занимает 1-е место среди библиотек Южного федерального округа и 3-е место -среди субъектов Российской Федерации». Количество музеев на территории Ростовской области составляет 41 музей. «Музейный фонд Ростовской области составляет около 1700 тыс. музейных предметов» [3]. На территории Ростовской области действуют 3 архива (не считая филиалов): Государственный архив Ростовской области (филиалы в г. Новочеркасске и в г. Таганроге), Центр документации новейшей истории Ростовской области, Центр хранения архивных документов в г. Шахты Ростовской области.
С 2011 года в Ростовской области функционирует и успешно развивается проект по формированию национального репертуара электронных ресурсов библиотек, музеев и архивов Ростовской области, содержащих информацию о Ростовской области. Донская электронная библиотека (ДЭБ) - это краеведческая по содержанию полнотекстовая электронная библиотека, содержащая оцифрованные документы и документы, свободно размещенные в сети Интернет по истории, о быте и традициях Донского края и Кавказа. Это региональная интегрированная корпоративная система, созданная для сохранения документального наследия края и популяризации памятников книжного дела.
Из анализа исследовательских работ и опубликованных документов ведущих специалистов, нами сделан вывод, что преимуществами сотрудничества социально-информационных институтов являются:
- в рамках совместных проектов открываются более широкие возможности, как в финансировании этих проектов, так и поиске ресурсов;
- в рамках совместного сотрудничества увеличивается число коллекций и повышается их доступность;
- возрастает актуальность как самих коллекций, так и самого учреждения за счет увеличения числа пользователей;
- привлечение общественности к проблемам учреждений;
- положительный имидж в глазах местного сообщества предполагает изменение масштабов сотрудничества с другими регионами, округами и т. д.
Однако, такое взаимодействие может носить негативные черты: рассогласованность, слабая техническая оснащенность и, самое главное, отсутствие единых стандартов.
Одной из центральных проблем остается проблема доступа к культурным ценностям в условиях хоть и развитого общества, но общества диспропорций. Слабая инфраструктура и информатизация даже в центральных библиотеках/музеях городов, ведомственная разобщенность, недостаточное финансирование, и, как результат, уменьшение кадрового состава и снижение профессионализма, - все это приводит к неравномерному развитию на уровне региона и локальном уровне, и, как следствие, невозможности реализации совместных проектов.
Рассмотрение библиотек, музеев и архивов как институтов памяти представляется актуальным. В современном мире они выполняют роль хранителей и интерпретаторов социального опыта и культурного наследия. В то же время, они предстают как генераторы новых знаний и идей. Пересечение функций хранения и систематизации информации об объектах
ставят перед профессиональным обществом задачи интеграции институтов культуры. Для пользователей важно обеспечить навигацию и единый поиск по фондам этих информационных учреждений. Сведения, найденные в одном учреждении, могут быть существенно дополнены информацией из другого, даже территориально удаленного от него. Преодоление препятствий и выработка единых принципов хранения и обработки данных при организации фондов - главная задача в создании единого информационного пространства.
Литература
1. Об архивном деле в Российской Федерации: федер. закон от 22 окт. 2004 г. № 125-ФЗ: принят Гос. думой 1 окт. 2004 г.: одобрен Советом Федерации 13 окт. 2004 г. // Рос. газета. 2004. URL: http://www. rg. ru/2004/10/27/arhiv-dok. html (дата обращения: 12.01.14)
2. Козлов, В. П. Музеи, библиотеки, архивы в системе исторической памяти // Отечеств. архивы. URL: http://www. rusarchives. ru/debate/d2. shtml (дата обращения: 07.04.14)
3. Концепция развития культуры Ростовской области на период до 2020 года: утв. постановлением Правительства Рост. обл. от 06.12.2012 № 1068.[Ростов н/Д, 2012]. URL: http:/ /www. donland. ru/Default. aspx? pageid=115790 (дата обращения: 12.01.14)
4. Миссия. URL: http://wdl. org/ru/about (дата обращения: 22.09.2014)
5. Прототип Всемирной цифровой библиотеки начнет работать в 2009 году: новости/ Эльвира Кошкина. URL: http://business. compulenta. ru/367851/ (дата обращения: 22.09.2014)
6. URL: http://www. wdl. org/ru
Ж. В. Гречкина
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
В 2015 г. начинается первый этап реализации Концепции государственной семейной политики (2015-2018 гг.), в рамках которой «в субъектах Российской Федерации предусматривается проведение работы по совершенствованию региональных программ, направленных на улучшение положения семей, с учетом специфики региона (доли городского и сельского населения в общей численности населения, а также сложившейся модели семьи, обычаев и традиций)» [1].
Концепция ориентирована на развитие Основных направлений государственной семейной политики [2]. Ее цели состоят в поддержке, укреплении и защите семьи и ценностей семейной жизни; создании условий, необходимых для выполнения семьей ее функций; повышении качества жизни семей; обеспечении прав членов семьи в процессе ее общественного развития. Важнейшими задачами государственной семейной политики являются содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи, повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании [1].
В этих условиях существенно повышается роль библиотечных учреждений как центров, реализующих функции духовно-культурного просвещения через приобщение к книге и чтению, в том числе семейному. В природе семейных отношений заложен потенциал становления и формирования личности человека, ее духовной культуры, которое всегда осуществляется через чтение. Книга, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), не только является основой культуры и грамотности, служит источником информации, но и пищей для души, сердца, инструментом, раскрывающим такие функции семьи, как организация семейного досуга, передача от поколения к поколению традиций семейного общения и др.
Потому серьезные опасения вызывает ряд негативных тенденций, обусловленных системным кризисом читательской культуры, когда чтение перестает быть престижным источником получения информации, приятной формой досуга. Растет неподготовленность родителей как организаторов чтения детей, ослабевает роль книги в семейном воспитании, утрачиваются традиции семейного чтения. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80 % семей, сегодня - только в 7 % [3].
В связи с этим особое значение в современных условиях приобретают вопросы возрождения традиции семейного чтения как культурной нормы развития ребенка. Непростая задача по их решению ложится «на плечи» в том числе и такого института инфраструктуры чтения,