УДК 13.31.23
Р.Г.Арсланова
БИБЛИОТЕКАРЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Актуальным становится рассмотрение образовательного пространства учебного заведения как условия социализации учащихся. Концептуальная идея состоит в непрерывности профессионально-личностного саморазвития школьного библиотекаря как субъекта образовательного пространства.
Ключевые слова: «образовательное пространство», «школьная библиотека», «школьный библиотекарь».
R.G.Arslanova School librarian as subject of educational space
Actual there is a consideration of educational space of educational institution as conditions of socialization of pupils.The main conceptual idea consists in a continuity of professional and personal self-development of the school librarian as he is the subject of educational space.
Keywords: «educational space», «school library», «the school librarian».
Сегодня современное российское образование создает условия для развития и саморазвития личности, воспитывает у неё способность принимать самостоятельные, нетрадиционные решения. Сложившаяся в прошлом образовательная система уже не соответствует требованиям модернизации образования; человек в процессе образования должен научиться развить способность к прогностическому взгляду на будущее, чтобы стать творцом и организатором социальной жизни, а этого можно достичь только с помощью инновационного образования.
Термин «образовательное пространство» в Федеральном Законе «Об образовании» рассматривается как условие сохранения федерального единства в образовании на разных его этапах, уровнях, структурах при проведении децентрализации и при преодолении в образовании центробежных сил. В тексте Закона «Об образовании» данный термин вводится в Статье 2: «Государственная политика в области образования основывается на ...принципе...единства федерального культурного и образовательного пространства» [7, ст.2.].
«Пространство образовательное - пространство, на протяжении которого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования. Это сохраняет взаимосвязь и преемственность структур и соблюдение прав каждого гражданина государства на получение полноценного образования вне зависимости от места проживания», так раскрывается смысл термина «образовательное пространство» в педагогическом словаре под редакцией А.Ю.Коджаспирова и Г.М.Коджаспировой [10, c. 124].
В современных публикациях понятие «образовательное пространство» представлено достаточно широко (Е.П.Белозерцев [1, 2], В.А.Сластёнин [12], Киселева Н.Б. [8] и др.). В содержание исследуемого педагогического феномена учёными вкладывается смысл специально организованной педагогической среды, структурированной системы педагогических факторов и условий становления личности.
Ядром образовательного пространства является образовательная программа. Образовательная программа - это то, что цементирует все образовательное пространство, «упаковывая» учебный материал. Соответственно, современным управлением в сфере образования является управление образовательными пространствами и образовательными программами. Авторы Бордовская Н.В. и Реан А.А.: «Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей» [3, c.63]. Многие специалисты утверждают, что образованный человек - это, прежде всего, культурный человек.
Образование выполняет социокультурные функции:
• является способом социализации личности и преемственности поколений;
• является средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и
техники;
• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и
индивидуальности;
• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных
ориентаций и моральных принципов [3, c.67-68].
Пространство образовательное - пространство, на протяжении которого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования[10, c.124].
Пониманию сущности образовательного пространства, на наш взгляд, будет способствовать также определение функций образовательного пространства.
В образовательном пространстве обязательно проходит образовательный процесс.
«Образовательный процесс - это единый процесс одновременного развития и воспитания личности, а знания - это средство развития и воспитания» [4, с.22].
Образовательный процесс - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом [10, с.94].
Представляется справедливым мнение В.А.Сластенина, что «образовательный процесс» и «педагогический процесс» синонимичны [11, с.22].
Основой деятельности того или иного образовательного учреждения обязательно являются гуманистические идеи.
Образовательное пространство активизирует творческий потенциал педагога (в нашем случае, школьного библиотекаря), способствует дальнейшему развитию его интеллектуального потенциала и осознанному участию в инновационной деятельности.
С позиции гуманистической педагогики образовательное пространство можно назвать воспитывающим, формирующим, развивающим пространством культуры, занимаемым образовательным учреждением.
Согласно мнению Ф.Ф. Слипченко, важнейшими источниками создания и практического претворения педагогической концепции в инновационной школе (лицее) являются научнопедагогический и культурный потенциал образовательного пространства; профессиональная квалификация педагогов лицея, степень их опыта, мастерства, новаторской активности.
Таким образом, концептуальная идея состоит в непрерывности профессионально-личностного саморазвития школьного библиотекаря. Повышение квалификации не может сводиться к простой прибавке знаний, расширению кругозора, уровня информированности, а предполагает непременное личностное принятие новых педагогических идей.
«Системообразующими факторами функционирования и развития школы являются цели общего среднего образования и его предполагаемые результаты. Целью школьного образования, общей для всех типов школ, гимназий, лицеев, профильных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов...является развитие их способностей и личностных качеств, подготовка их к самоопределению, самореализации, к выбору профессии и непрерывному образованию и совершенствованию на протяжении всей последующей жизни» [5, с.378].
Образовательное пространство должно актуализировать, стимулировать, направлять и поддерживать профессиональную деятельность школьного библиотекаря.
Данный тезис приобретает особое значение в свете того, что сегодня в педагогической теории и практике установлена взаимосвязь профессионального роста с творческой деятельностью. Многие авторы отмечают, что творческий потенциал педагога должен в современных условиях постоянно повышаться в целях развития профессиональной компетентности.
По мнению В.И.Загвязинского, профессия педагога, педагога-библиотекаря - одна из самых ответственных и самых сложных. Ответственность связана с тем, что миссия педагога заключается в обеспечении становления личности. Сложность связана с тем, что педагог выступает и как воспитатель, и как наставник, и как учитель-предметник, и как психолог [6].
В условиях острых социальных проблем усложняется работа педагога-библиотекаря. Он должен взять на себя функцию культуросбережения, социальной защиты, сохранения здоровья детей.
Однако педагог российской школы в условиях рынка сам оказался социально не защищенной личностью. Повышаются требования к личности, усложняются социальные процессы. Несмотря на то, что в Законе «Об образовании» декларируются социальные меры, которые должны быть соблюдены для того, чтобы педагог мог эффективно осуществлять свою деятельность, права педагога реально не защищены законом. Современный педагог должен многое: обладать компетентностью во многих областях, быть воспитателем, должен быть предприимчивой личностью, способной к саморазвитию [6].
В развитии школьной библиотеки, личности учащегося, комфортного климата среди всех участников образовательного пространства важную роль играет личность самого школьного библиотекаря. Он должен быть профессионалом своего дела. «Профессионал - человек, освоивший профессиональную деятельность на уровне лучших образцов, является субъектом профессиональной деятельности, умеет перестраивать и преобразовывать ее, отвечает выработанным в обществе критериям качественной и количественной оценки своей компетентности; является достаточно зрелой личностью, освоившей и принявшей современные идеалы, соблюдающий этический кодекс профессии, является активным участником профессионального развития и не довольствуется усредненными позитивными результатами своего труда, стремится к высокопродуктивной деятельности, к полной реализации своих личностных возможностей» [9, с.283].
Литература
1. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда малого города: философско-педагогический феномен, методологическая неизбежность и опыт изучения // Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. науч. ст. Всерос. семинары по методологии педологии, Волгоград, 20-22 мая 2003 г. - Волгоград: Перемена, 2003 -С.217-221.
2. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда провинциального города // Высшее образование в России. - 2004 - №6 - С.75-82.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. Питер. М.: 2007.- 299с.
4. Гриценко Л.И. Теория и практика обучения. Интегративный подход. М.: Издательский центр «Академия». 2008.- 237с.
5. Гришина С.М. Международное сотрудничество российских библиотек: историко-теоретические и организационно-практические аспекты/ Дис. ... канд.пед.наук/ Казань, 2006.-- 239с.
6. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика. М. Высшая школа. 2008.- 391с.
7. Закон РФ «Об образовании». - М.: Приор, 2005. - 46с.
8. Киселева Н.Б., Чудносова Л.Н., Царева В.В. Создание образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению//Школьная библиотека. - № 9-10.- 2009. - 136с.
9. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. Учебное пособие. М.: Г АРДАРИКИ. 2005. - 285с.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: ACADEMA/ 2000.- 173с.
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. Часть 1. М.: Владос. 2003.- 286с.
12. Сластенин В.А., Баранов С.П., Болотина Л.Р. Планирование работы школы. Педагогика. М.: Просвещение. 1987.- 367с.