Научная статья на тему 'Библиотека как институт, потенциально влияющий на формирование идентичностей читателей (на примере Уфы)'

Библиотека как институт, потенциально влияющий на формирование идентичностей читателей (на примере Уфы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
167
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / STATE-CIVIL IDENTITY / РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / REPUBLICAN IDENTITY / УФИМСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / UFA IDENTITY / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CITIZENSHIP / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ (МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ) СОГЛАСИЕ / INTERNATIONAL (INTERETHNIC) ACCORD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фадеев Павел Васильевич

В статье рассматривается роль библиотеки для российского общества на примере столицы полиэтничной Республики Башкортостан г. Уфы. Роль эта оказалась не столь велика в Уфе услугами библиотек пользуются около 10% от всего населения города. В интервью молодые читатели признаются, что посещение библиотеки чаще всего связано необходимостью, возникающей в ходе учёбы, при этом библиотеки практически не упоминаются как места проведения досуга. Несмотря на усилия работников по популяризации чтения, оснащению библиотек компьютерами с доступом к интернету, библиотеку вряд ли можно назвать «модным местом». Тем не менее библиотеки Уфы стараются идти в ногу со временем. Ориентация читателей осуществляется через организацию клубов по интересам (семейных, информационно-досуговых, искусствоведческих, краеведческих и других), форумов, конкурсов, акций и др. В статье даётся попытка объяснения потенциала библиотек при формировании идентичности возможных пользователей этого канала информации. Для реализации этой задачи автор провёл анализ мероприятий сайта библиотек Уфы за 2017 г., который показал разнообразие тем мероприятий, закладывающих основы российской и башкортостанской идентичностей. Тематика встреч, организуемых библиотечными работниками, определяется актуальной повесткой, включающей: государственные и местные праздники, дни рождения писателей, презентации книг и др. Анализ показал, что тематика мероприятий библиотек более всего направлена на военно-патриотическое воспитание молодёжи. Среди множества тем, обсуждаемых в стенах библиотеки, особое значение для российского полиэтнического общества имело обеспечение межкультурного диалога через знакомство читателей с достижениями разных культур. С точки зрения иерархии формируемых идентичностей российская и башкортостанская идентичности оказалась наиболее часто упоминаемыми. А вот татарская культура оказалась не представлена на библиотечных мероприятиях в сопоставимой мере с русской и башкирской. Также малое внимание на мероприятиях уделялось религиозным идентичностям (мусульманской, православной и другим).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Libraries as an Institute Potentially Influencing the Formation of Readers’ Personal Identities (Using the Example of Ufa)

The article examines the role of libraries in Russian society using the example of Ufa, the multiethnic capital of the Republic of Bashkortostan. This role was found not to be great, as approximately 10% of the total population of the city use library services. Readers in interviews admit that visits to the library are most often done out of necessities related to study; there was practically no mention of libraries as a place of leisure. Despite the efforts of those working to popularize reading and the fittingout of libraries with computers with internet access, libraries cannot be considered “trendy places”. Nevertheless, libraries in Ufa are striving to keep up with the times. The orientation of readers is done through organized clubs for certain interests (family, information and leisure, artistic, regional and others), forums, competitions, offers etc. The article attempts to explain the potential of libraries in forming the identities of those who use this information channel. To achieve this, the author conducted an analysis of the websites of Ufa libraries in 2017, which demonstrated a diversity in events arranged based on Russian and Bashkir identities. The themes of meetings organized by library employees were defined by current events, such as: state and local holidays, authors’ birthdays, book presentations etc. The analysis shows that the themes of library events were mostly oriented around the military and patriotic education of young people. Of the many topics discussed in libraries, of particular significance to Russian multi-ethnic society is the facilitation of inter-cultural dialog by means of readers becoming acquainted with the achievement of different cultures. Regarding the hierarchy of formed identities, Russian and Bashkiri identities proved to be the most-mentioned. Tatar culture was not represented to a comparable degree in library events in Russia and Bashkiria. Little focus was placed at these events on religious identities (Muslim, Orthodox etc.).

Текст научной работы на тему «Библиотека как институт, потенциально влияющий на формирование идентичностей читателей (на примере Уфы)»

I Этносоциология

П. В. Фадеев

Библиотека как институт,

ПОТЕНЦИАЛЬНО ВЛиЯЮЩиЙ

на формирование идентичностей читателей (на примере Уфы)

Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда,

грант № 14-18-01963П «Ресурс межэтнического согласия в консолидации российского общества: общее и особенное в региональном разнообразии»

DOI: 10.19181/snsp.2018.6.2.5861

Фадеев Павел Васильевич — кандидат социологических наук, научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН. 117218, Россия, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5 E-mail: [email protected] Тел.: +7 (916) 697 75 64

Аннотация. В статье рассматривается роль библиотеки для российского общества на примере столицы полиэтничной Республики Башкортостан — г. Уфы. Роль эта оказалась не столь велика — в Уфе услугами библиотек пользуются около 10% от всего населения города. В интервью молодые читатели признаются, что посещение библиотеки чаще всего связано необходимостью, возникающей в ходе учёбы, при этом библиотеки практически не упоминаются как места проведения досуга. Несмотря на усилия работников по популяризации чтения, оснащению библиотек компьютерами с доступом к интернету, библиотеку вряд ли можно назвать «модным местом». Тем не менее библиотеки Уфы стараются идти в ногу со временем. Ориентация читателей осуществляется через организацию клубов по интересам (семейных, информа-ционно-досуговых, искусствоведческих, краеведческих и других), форумов, конкурсов, акций и др. В статье даётся попытка объяснения потенциала библиотек при формировании идентичности возможных пользователей этого канала информации. Для реализации этой задачи автор провёл анализ мероприятий сайта библиотек Уфы за 2017 г., который показал разнообразие тем мероприятий, закладывающих основы российской и башкортостанской идентичностей. Тематика встреч, организуемых библиотечными работниками, определяется актуальной повесткой, включающей: государственные и местные праздники, дни рождения писателей, презентации книг и др. Анализ показал, что тематика мероприятий библиотек более всего направлена на военно-патриотическое воспитание молодёжи. Среди множества тем, обсуждаемых в стенах библиотеки, особое значение для российского полиэтнического общества имело обеспечение межкультурного диалога через знакомство читателей с достижениями разных культур. С точки зрения иерархии формируемых идентичностей российская и башкортостанская идентичности оказалась наиболее часто упоминаемыми. А вот татарская культура оказалась не представлена на библиотечных мероприятиях в сопоставимой мере с русской и башкирской. Также малое внимание на мероприятиях уделялось религиозным идентичностям (мусульманской, православной и другим).

Ключевые слова: библиотека, идентичность, государственно-гражданская идентичность, республиканская идентичность, уфимская идентичность, гражданственность, патриотизм, межэтнические отношения, межнациональное (межэтническое) согласие.

Введение и постановка проблемы

Библиотека на протяжении веков сохраняла знания: в древневосточных библиотеках информация хранилась на глиняных табличках, античные библиотеки хранили тысячи свитков-папирусов, а в средневековых монастырских библиотеках писцы скрупулёзно переписывали богословские тексты. В данной статье мы будем рассматривать библиотеку на примере столицы полиэтничной Республики Башкортостан. Сейчас республика и её столица известны своими традициями совместного проживания людей разных национальностей. Башкирия вошла в состав России в рамках переговорного процесса с царским правительством Ивана Грозного в 1557 г. За башкирами закреплялось полное право распоряжаться своей территорией, иметь на ней собственное войско, администрацию, религию [Присоединение Башкортостана.., 2018]. С тех давних времён национальный состав региона постепенно изменялся: росла численность русских. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., наиболее многочисленны три проживающие на территории Башкортостана народа: русские (35,19%), башкиры (28,79%) и татары (24,78%). В Уфе, согласно переписи 2010 г., русские представлены даже в большем количестве — 48,9%, затем идут татары — 28,3%, башкиры же в меньшинстве — 17,1% [Башстат.., 2010]. В этих условиях необходимо понять направленность государственной региональной политики в области библиотечного дела: направлена она на русификацию, башкиризацию, этнически нейтральна, или же превалируют другие тенденции (ориентация на общероссийский, религиозный или какой-то другой компонент). В данном контексте роль библиотек представляется весьма важной.

Процессы формирования идентичностей через библиотеки рассматриваются в рамках теории межкультурной коммуникации, используемой Е. Гениевой. Межкультурная коммуникация осуществляется по нескольким направлениям: читателя с автором книги и с библиотекарем, а также с профессиональной средой или локальным сообществом, в пределах учреждения культуры. Новым типом учреждения, в котором закладывается плюралистическое мировоззрение, является поликультурная библиотека. Основными формами работы такой библиотеки будут не только функции накопления и сохранности, но и всевозможные мероприятия, способствующие успешной социализации читателей. С этой целью плюралистическая библиотека по-новому организует своё пространство, вырабатывает новые ценностные представления и нормы поведения [Гениева, 2006: 11].

Важным вопросом, на который мы попытаемся найти ответ в ходе исследования, является возможность влияния библиотеки на формирование идентичности. Формирование этнической, гражданской, религиозной и других идентичностей — процесс не быстрый. И вряд ли найдётся исследователь, смелый настолько, чтобы утверждать, что библиотека за один урок, посвящённый Дню России, эпосу «Урал-батыр» или Дню изобретения книгопечатания, сможет сформировать или актуализировать российское самосознание, башкирскую или православную идентичность.

Идеи выступающего на мероприятии могут быть оставлены без внимания либо замечены, но не отрефлексированы. Формирование идентичности происходит в процессе социализации, в которую вовлечены родители, друзья, СМИ, институты образования и культуры и другие институции. Вместе с тем роль библиотеки не стоит преувеличивать, поскольку знания, получаемые в ходе коммуникации, могут вступать в противоречие с уже существующим опытом человека, взглядами его семьи или друзей. Семья может ставить на первое место религиозную («ты в первую очередь мусульманин») или этническую («ты в первую очередь башкир») принадлежность, и тогда принятие гражданских ценностей и идентичности может наталкиваться на необходимость совмещения их с другими идентичностями.

Однако игнорировать возможную роль библиотеки в формировании идентичности также нельзя. Интересно построенный рассказ с иллюстрациями может воздействовать на ребёнка, подростка или даже взрослого, ранее не задумывавшегося над определёнными вопросами либо смотревшего на проблему под другим углом зрения. Кроме того, на принятие, например, государственно-гражданской идентичности влияет регулярность мероприятий, затрагивающих эту тему. Одно дело, если ребёнок один раз услышал в библиотеке несколько слов о России, единой российской нации, патриотизме, другое — если подобные мероприятия проходят на постоянной основе и те же слова звучат в школе, техникуме, вузе.

Основным источником для анализа стали документы сайта библиотек Уфы «Централизованная система массовых библиотек Уфы» за период с 31 декабря 2016 по 31 декабря 2017 г. Анализ сайта способствовал пониманию типов идентичности, формированию которых потенциально могли способствовать проходившие мероприятия. Подробнее остановимся на методике определения типа идентичности, вырабатываемой на мероприятии. В нейтральные заносились те встречи, на которых ничего не говорилось:

1. О гражданственности и патриотизме, российской идентичности, единстве народов России, принципах толерантного взаимодействия и т. д.;

2. О культуре и традициях, сложившихся в Башкортостане, природе и людях, проживающих на территории республики;

3. О столице Башкортостана — Уфе, любви к городу, его памятных местах, улицах, площадях и т. д.;

4. Об этничности (русской, башкирской, татарской, другой), национальных чувствах и культуре народов;

5. О религии (православии, исламе, других); на встрече не присутствовали священнослужители.

В случае если хотя бы один из пунктов выполнялся, мероприятие заносилось в список, потенциально формирующих один (или несколько) типов идентичности. Приведём пример, как одно мероприятие может способствовать

формированию разных типов идентичности. Так получилось на празднике — Дне поэзии, организованном при участии сотрудников Централизованной системы детских библиотек Уфы. Один день (12 июня) объединил сразу несколько поводов: праздник поэзии, День России, 263-летие со дня рождения Салавата Юлаева и 443-летие основания крепости Уфа. Естественно, что на данном мероприятии говорили о разном: о России, Великой Отечественной войне, Уфе, читали стихи русских и башкирских поэтов [В Уфе состоялся.., 2017]. Таким образом, одно мероприятие попадает сразу в четыре категории (башкортостанская, башкирская, русская, уфимская идентичности).

Обсуждение результатов

Библиотека является общедоступной для разных возрастных групп: детей, школьников, студентов, людей среднего возраста, пенсионеров. Целью сети районных библиотек Уфы является удовлетворение спроса на литературу у рядовых читателей, живущих по соседству. В Уфе услугами библиотек пользуются 10% (или 112 400 человек) от всего населения города, а в интервью молодые читатели признаются, что посещение библиотеки чаще всего связано с необходимостью, возникающей в ходе учёбы. В разговорах с молодёжью библиотеки практически не упоминаются как места проведения досуга. Причина в том, что у библиотек есть серьёзные конкуренты как в развлекательном, так и в информационном поле деятельности. Таковыми выступают Интернет, телевидение, радио, компьютерные игры, а также другие учреждения культуры: музеи, театры, выставки и т. д. Несмотря на усилия работников по популяризации чтения, оснащению библиотек компьютерами с доступом к «мировой паутине», библиотеку вряд ли можно назвать «модным» для молодёжи местом.

Автор посещал библиотеки Уфы в разные дни недели, и в каждое посещение они были крайне немноголюдны. Даже в Центральной библиотеке им. Валиди за компьютерами сиротливо сидела лишь пара читателей. Похожая ситуация наблюдалась и в музеях Нестерова, Аксакова, а в музее им. Худайбердина был выключен свет. Совершенно иную картину можно было увидеть в театрах Башкортостана: полный или практически полный зал, интерес к спектаклям на башкирском/ татарском языках даже среди людей, не говорящих на этих языках.

В данной ситуации не совсем понятно, на ком лежит ответственность, — на самой системе библиотек, политика которых недостаточно гибка для привлечения большего количества читателей, или же на обществе, в котором досуг с книгой не представляется столь привлекательным. Руководители сети библиотек понимают, что библиотека должна становиться ближе к читателю, поэтому организуют разнообразные мероприятия: библиотеки «под открытым небом» или мероприятия, на которых библиотекари на улицах Уфы в игровой форме призывают жителей города посетить ближайшую библиотеку и указывают путь до неё. Во многих

библиотеках проводятся курсы повышения компьютерной грамотности, нацеленные прежде всего на людей старшего поколения. Однако востребованность подобных курсов находится под вопросом. Иными словами, библиотека взяла курс на компьютеризацию и сближение с читателем, но при этом остаются проблемы, связанные с финансированием, не позволяющие не только воплотить в жизнь смелые задумки (например, по созданию мультимедийного класса), но порой не позволяющие удовлетворить базовые потребности: закупить достаточное количество новых книг или отремонтировать старое здание районной библиотеки. Таким образом, существует диссонанс между ожиданием того, чем могла бы стать библиотека (комфортабельным, современным местом для встреч неравнодушных читателей, в том числе молодёжи), и реальным положением дел. Однако уфимские библиотеки всё же стараются идти в ногу со временем: у каждой библиотеки есть собственный сайт или страничка в социальных сетях, на которых публикуются анонсы, новости, отчёты о проведённых мероприятиях и многое другое, а также достаточно разветвлённая сеть друзей и партнёров.

Башкирский" государственный театр кукол

Республиканским" детскии" эколого-биологическии" центр Республики Башкортостан

Совет ветеранов Калининского раиона ГО г. Уфа Республики Башкортостан

Редакция газеты «Истоки»

УФЛИ - Уфимское литературное объединение

Башкортостанское региональное отделение Всероссиискои" общественной организации «Молодая Гвардия» Калининского раиона

Республиканская детская общественная организация Башкортостана

Малоярославецкии военно-исторический музеи"1812 года

Совет трудящейся молодёжи ГО г. Уфа Республики Башкортостан

Клуб юного собаковода

Союз предпринимателей Орджоникидзевского раиона г. Уфы

Республиканское отделение Ассоциации юристов России

Представители Министерства юстиции, Управление Росреестра по Республике Башкортостан

ГКУ «Госбюро»

Отдел защиты прав потребителей администрации г. Уфы

Центр занятости населения г. Уфы

Управление общественнои" безопасности по Калининскому раиону ГО г. Уфы

Наркологический кабинет Советского и Ленинского раионов г. Уфы

Стрекалов Юрии" Петрович, сотрудник Епархиального отдела Уфимскои" епархии по противодействию наркомании и алкоголизму

Республиканская художественная

гимназия-интернат

им. К. А. Давлеткильдиева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Региональная общественная организация «Возрождение и сохранение культурного наследия»

Именно мероприятия являются «душой» библиотеки, местом, куда могут прийти люди со схожими интересами. Встречи читателей-интеллектуалов в библиотеках были распространённым явлением во времена Советского Союза. Обсуждения показывали, что читательская мысль не мертва, а на встречах генерировались новые идеи. В настоящее время по типу участников мероприятия можно разделить на три группы:

1. Кружки по интересам, которым библиотека предоставляет площадку для встреч (например, «Добромама. Уютные девичники для мам»);

2. Встречи с учащимися определённого класса, курса, факультета образовательных учреждений г. Уфы (например, встреча с учащимися первого курса Уфимского автотранспортного колледжа и седьмого класса школы № 88, посвя-щённая советскому оружию и обмундированию);

3. «Большие» мероприятия, куда приглашаются все желающие (например, проекты «Библионочь», «Библиотека под открытым небом»).

Конечно, это далеко не полный перечень мероприятий: в библиотеках также проходят диктанты, выставки произведений искусств, обучающие семинары, форумы и т. д. На основе отчёта за 2017 г. о работе Централизованной системы массовых библиотек постараемся проследить специфику прошедших мероприятий.

Выбор организаций-партнёров и спикеров также может оказывать влияние на взгляды посетителей мероприятий и типы формируемых идентично-стей. Традиционно библиотеки Уфы поддерживают тесную связь с различными творческими, общественными и многими другими объединениями города. Массовые библиотеки стремятся к установлению и развитию прочных связей, созданию совместных проектов с многочисленными партнёрами [Отчёт о работе.., 2017: 8]. Среди друзей системы массовых библиотек Уфы присутствуют как нейтральные организации (например, Клуб юного собаковода, Клуб прикладной экологии «Без затей»), так и формирующие идентичность (например, Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года, Башкирский государственный театр кукол). И здесь многое зависит от организаторов и докладчиков. Спикер может акцентировать внимание на роли русского народа в Отечественной войне 1812 г., затронуть этнические чувства русских или обойти эту тему стороной; или после особенно яркого кукольного спектакля Башкирского кукольного театра упомянуть о славной культуре башкир или не сделать этого. Религиозный деятель, приглашённый в качестве гостя (например, православный священник или имам), может проповедовать представления, принятые в его вере, либо опосредованно в его словах, фразах будет выражаться позиция верующего человека.

За год библиотеки Уфы пригласили выступить многих гостей, а развлекательные программы включали игру на музыкальных инструментах, пение, танцы, загадки, творческие конкурсы и многое другое. Не имея возможности

посетить все мероприятия, возьмём за точку отсчёта данные с общего сайта библиотек Уфы, показав, каким образом встречи оказывают воздействие на их участников. Просмотрев все мероприятия на сайте, были выделены те, которые нацелены на идентичность (этническую, государственно-гражданскую, религиозную, республиканскую, уфимскую и др.). В целом таких оказалось чуть меньше половины (48%, 119 мероприятий). Нейтральных с точки зрения идентичности мероприятий — чуть больше половины (52%, 131 мероприятие).

Анализ показал, что в 2017 г. среди мероприятий, ориентировавших на определённую идентичность, наибольшее число пришлось на российскую тематику (44 упоминания), что в целом коррелирует с данными отчёта. Российская тематика чаще всего поднималась в связи с государственными праздниками: Днём народного единства, Днём защитника Отечества, Днём российского флага и т. д. Важнейшей (можно сказать, краеугольной) датой, помогающей в формировании государственно-гражданской идентичности, является День Победы в Великой Отечественной войне. Война упоминается на многих мероприятиях, связанных с главными её вехами (день нападения гитлеровских войск на СССР, Сталинградская битва, танковое сражение под Прохоровкой и т. д.). На встречи приглашаются ветераны войны и труда, историки, государственные деятели, все неравнодушные к этой теме люди. Посетителям рассказывают о подвиге советского народа, его единстве, которое помогло выстоять перед лицом страшной опасности. Помимо вдохновляющих речей, звучат песни тех лет. В комплексе это естественным образом способствует формированию как ностальгии по советским временам, достижениям предыдущих поколений (нельзя сказать, что формируется именно советская идентичность — 28 упоминаний, но она умело вплетается в современную российскую), так и российской идентичности. В полиэтничной республике особую важность обретают слова русских, башкир, татар и людей всех других национальностей, которые вместе боролись с общим врагом. Слова о единстве тех лет, как эхо, доносят важный посыл о взаимопонимании без оглядки на этничность, актуальный и в мирное, и в военное время. В связи с Днём Победы упоминается и башкортостанская идентичность, ассоциированная с малой родиной. В одну из встреч библиотекари знакомили присутствующих с книгой «Память» Республики Башкортостан. Это книга великой скорби и благодарной памяти: «Дорогой товарищ! Перед тобой сухой список жертв войны, которые принёс на алтарь Победы один только наш Башкортостан. Но каждая буква в нём сочится священной кровью советских людей...» А в книгу «Они вернулись с Победой» вошли сведения о героях-земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне [Централизованная система. 2017].

Распределение типов идентичностей на мероприятиях библиотек Уфы представлено на рис. 1.

Российская

44

Башкортостанская

40

Советская

28

Русская

28

Уфимская

19

Башкирская

Другая

Религиозная

Татарская

Рис. 1. Тематика мероприятий библиотек г. Уфы, ориентированных на разные типы идентичностей, 2017 г.

Источник: сайт [Централизованная система...].

Башкортостанская идентичность оказалась практически столь же важна, как и российская (40 упоминаний). На её формирование работают многочисленные мероприятия краеведческой направленности. Также о Башкортостане рассказывают на многих праздниках, в дни рождения писателей, внёсших свой вклад в прославление республики.

Праздники, посвящённые Башкирии, отмечают в том числе в Уфе. Нельзя сказать, чтобы уфимская идентичность игнорировалась, — 19 упоминаний на сайте. Однако она явно имеет не первостепенное значение, выходя на первый план на праздновании Дня города, дней районов (например, 40-летия Октябрьского района г. Уфы), на встречах с известными уфимцами, готовыми поделиться жизненным опытом со слушателями.

По сравнению с российской и региональной идентичностями, этнические оказались представлены в гораздо меньших пропорциях (русская — 28 упоминаний, башкирская — 16, татарская — 1). Это связано в первую очередь с государственной политикой, направленной на то, чтобы знакомить читателей с культурой народов, но не выносить вопросы национальности на первый план. Российская идентичность имеет характер объединяющей, цементирующей всё российское общество, башкортостанская несёт схожую роль в рамках республики, а этнические идентичности, наоборот, могут вести к сепаратным процессам, ссорить людей, когда они больше думают о различиях, чем о сходстве. Поэтому русская и башкирская идентичности упоминаются чаще всего в связи с культу-

рой: литературными произведениями, деятельностью писателей, историческими произведениями и сказками, уходящими в глубь веков. При этом отметим, что, к сожалению, татарская культура не представлена на библиотечных мероприятиях в сопоставимой мере с русской и башкирской.

На библиотечных мероприятиях практически не представлены религиозные идентичности. Башкиры, татары традиционно исповедуют ислам, русские — православие. Приглашение священнослужителей невольно может подчёркивать различия в вероисповедании людей разных национальностей. К тому же, когда речь идёт о неокрепших умах школьников, против могут выступать как представители школ, так и родители. Во время интервью один из сотрудников библиотеки заявил, что «их библиотека практически не сотрудничает со священнослужителями и религиозными организациями». Видимо, это тренд деятельности всей сети библиотек Уфы. Имамы и православные священники иногда приглашаются, но не у всех библиотек налажены с ними контакты. Данная деятельность осуществляется не на постоянной основе, а в связи со значимыми поводами (такими как организация выставки «Наш мир без терроризма», проведение Дня православной книги и др.).

Выводы

Учитывая развитость библиотечного дела в республике в целом и в Уфе в частности, важным представляется вопрос реальной роли библиотеки в обществе. В целом обращает на себя внимание достаточно равномерная тематика мероприятий, направленная на выработку российской, башкортостанской, этнических идентичностей и принципов толерантного взаимодействия между людьми разных национальностей, что особенно актуально для полиэтничной республики. В библиотечной сети Уфы самой распространённой темой стало военно-патриотическое воспитание молодёжи. Башкортостанская идентичность оказалась практически столь же важна, как и российская. На её формирование работают многочисленные мероприятия краеведческой направленности. Также о Башкортостане рассказывают на многих праздниках, в дни рождения писателей, внёсших свой вклад в вклад в развитие культуры республики. По сравнению с российской и региональной идентичностями, этнические на мероприятиях библиотек оказались представлены в меньших пропорциях. Это связано в первую очередь с государственной политикой, направленной на то, чтобы знакомить читателей с культурой народов, но не выносить вопросы национальности на первый план. Башкирская и русская культура оказались представлены на мероприятиях, посвящённых выдающимся писателям, историческим произведениям и народным сказкам. А вот татарская культура чаще всего не представлена на библиотечных мероприятиях. Также на библиотечных мероприятиях оказались практически не затронуты религиозные идентичности.

Список литературы

В Уфе состоялся Праздник поэзии [Электронный ресурс] // Централизованная система массовых библиотек Уфы URL: http://www.ufa-lib.ru/в-уфе-состоялся-праздник-поэзии (Дата обращения: 10.04.2018).

Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. Автореф. ... докт. пед. наук: 05.25.03 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.: МГУКиИ, 2006. 304 с.

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 [Электронный ресурс] // Башстат. URL: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/resources/7ba81d004e64acd68cc5ef21 f378d622 (Дата обращения: 10.04.2018).

Отчёт о работе Муниципального бюджетного учреждения [Электронный ресурс] // Централизованная система массовых библиотек городского округа город Уфа Республики Башкортостан за 2017 год. URL: http://arhiv.ufa-lib.ru/assets/files/report2017.pdf (Дата обращения: 10.04.2018).

Присоединение Башкортостана к России [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Присоединение_Башкортостана_к_России (Дата обращения: 10.04.2018).

Централизованная система массовых библиотек Уфы. Книга памяти [Электронный ресурс] // URL: http://www.ufa-lib.ru/книга-памяти (Дата обращения: 10.04.2018).

Дата поступления в редакцию: 01.04.2018.

DOI: 10.19181/snsp.2018.6.2.5861

Libraries as an Institute Potentially Influencing the Formation of Readers' Personal Identities (Using the Example of Ufa)

The article was supported by Russian Scientific Fund (project № 14-18-01963)

Fadeev Pavel Vasilyevich

Candidate of Sociology, Research Fellow, Institute of Sociology of the FCTAS RAS. Russia, Moscow, 117218, Krzhizhanovskogo str., 24/35, build.5. E-mail:[email protected] Abstract. The article examines the role of libraries in Russian society using the example of Ufa, the multiethnic capital of the Republic of Bashkortostan. This role was found not to be great, as approximately 10% of the total population of the city use library services. Readers in interviews admit that visits to the library are most often done out of necessities related to study; there was practically no mention of libraries as a place of leisure. Despite the efforts of those working to popularize reading and the fitting-out of libraries with computers with internet access, libraries cannot be considered "trendy places". Nevertheless, libraries in Ufa are striving to keep up with the times. The orientation of readers is done through organized clubs for certain interests (family, information and leisure, artistic, regional and others), forums, competitions, offers etc. The article attempts to explain the potential of libraries in forming the identities of those who use this information channel. To achieve this, the author conducted an analysis of the websites of Ufa libraries in 2017, which demonstrated a diversity in events arranged based on Russian and Bashkir identities. The themes of meetings organized by library employees were

defined by current events, such as: state and local holidays, authors' birthdays, book presentations etc. The analysis shows that the themes of library events were mostly oriented around the military and patriotic education of young people. Of the many topics discussed in libraries, of particular significance to Russian multi-ethnic society is the facilitation of inter-cultural dialog by means of readers becoming acquainted with the achievement of different cultures. Regarding the hierarchy of formed identities, Russian and Bashkiri identities proved to be the most-mentioned. Tatar culture was not represented to a comparable degree in library events in Russia and Bashkiria. Little focus was placed at these events on religious identities (Muslim, Orthodox etc.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: library, identity, state-civil identity, republican identity, Ufa identity, citizenship, patriotism, interethnic relations, international (interethnic) accord.

References

Genieva E. Yu. Biblioteka kak tsentr mezhkul'turnoy kommunikatsii. [Library as a center of intercultural communication]. Avtoref. ... dokt. ped. nauk: 05.25.03 / Mosk. gos. un-t kul'tury i iskusstv. Moscow: MGUKil publ., 2006. 304 p. (In Russ.).

Itogi Vserossiyskoy perepisi naseleniya. 2010. [Results of the all-Russian population census 2010]. [Elektronnyy resurs]. Bashstat. URL: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/ resources/7ba81d004e64acd68cc5ef21f378d622 (Data obrascheniya: 10.04.2018). (In Russ.).

Otchet o rabote Munitsipal'nogo byudzhetnogo uchrezhdeniya. [Report on the work of the Municipal budget institution]. [Elektronnyy resurs]. Tsentralizovannaya sistema massovyh bibliotek gorodskogo okruga gorod Ufa Respubliki Bashkortostan za 2017 god. URL: http://arhiv.ufa-lib.ru/assets/files/ report2017.pdf (Data obrascheniya: 10.04.2018). (In Russ.).

PrisoedinenieBashkortostana kRossii. [Joining of Bashkortostan to Russia]. [Elektronnyy resurs]. Vikipediya. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Prisoedinenie_Bashkortostana_k_Rossii (Data obrascheniya: 10.04.2018). (In Russ.).

Tsentralizovannaya sistema massovyh bibliotek Ufy. Knigapamyati. [Library district the city of Ufa of Republic Bashkortostan for many years to 2017, the city centralized system]. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.ufa-lib.ru/kniga-pamyati (Data obrascheniya: 10.04.2018). (In Russ.)

V Ufe sostoyalsya Prazdnikpoezii. [The poetry Festival took place in Ufa]. [Elektronnyy resurs]. Tsentralizovannaya sistema massovyh bibliotek Ufy. URL: http://www.ufa-lib.ru/v-ufe-sostoyalsya-prazdnik-poezii (Data obrascheniya: 10.04.2018). (In Russ.).

Date received by 01.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.