Научная статья на тему 'Библиотек открытый мир'

Библиотек открытый мир Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
33
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотек открытый мир»

Эссе участников V Областного конкурса «Библиотекарь — профессия творческая»

библиотек открытый мир

Н. Х. Адодина, заведующая библиотекой Междуреченского горностроительного техникума

Александр Исаевич Солженицын в 9 лет знал, что будет писателем. Исключительного, талантливого и сильного шахматиста Индии Вишванатана Ананда в 6 лет спросили, кем он хочет стать. Виши ответил: «Хочу стать чемпионом мира по шахматам». А я в 6 лет решила, что стану библиотекарем.

Анализируя свой путь в профессию, я вспоминаю яркую картинку из детства. Этот, казалось бы, незначительный эпизод стал одним из первых чудес в моей маленькой тогда еще жизни. И это было так.

Город Грозный. 1963 год. Мы с мамой идем в библиотеку ДК «Железнодорожник». Мама привела меня, чтобы записать в библиотеку.

Сколько же тут было книг, взрослых и детских! К нам вышла приветливая женщина. Я выбрала несколько книг. По дороге домой я сказала: «Когда я вырасту, стану библиотекарем». «Молодец! — ответила мама. — Хорошая работа». И мы пошли дальше.

Да, с моей профессиональной ориентацией все сложилось наилучшим образом. Все ее составляющие, теоретические и практические, через людей и организации, через мои устремления просто идеально вписались в мою направленность к профессии.

Город Кемерово. Предзаводской поселок. Маленький городок с аккуратно разбитыми газонами, клумбами во дворах, кленами, стройными

тополями и шелковистыми березами, кустарниками акаций. Сегодня его называют Булон-ским лесом в миниатюре. Тогда мы, ребятня, не вполне понимая его пространственную и архитектурную ценность, осознавали все же оазисом. Мы там жили, учились, гуляли по фантастическим улочкам, развлекались, ходили на премьеры в красавец-клуб, расположенный в центре поселка. Позади него — через строение — любимая наша средняя школа № 47. Справа — замечательный уютный небольшой книжный магазин. Слева — столовая, а напротив книжного магазина — прекрасный гастроном с огромным залом кондитерских изделий, разнообразных и очень качественных. Как и многие здесь здания, ромбовидный, округлый.

И, конечно же, библиотека! Она располагалась в ряду первых домов, открывающих поселок. И как пройти в библиотеку, я знала лучше всех!

Районная библиотека Предзаводского поселка. Нынешняя библиотека с красивым романтичным названием «Радуга»! Мы с подругой — подростки. Клич «пойдем в библиотеку» среди прочих увлечений определял один из способов наилучшего времяпрепровождения. Вот тут уж в полной мере проявлялось любимое занятие, карломарксовское «рыться в книгах». Набирали книги, ходили в течение часа, не меньше, и это было огромным удовольствием. Конечно, доброжелательная Галина Константиновна Гилева и немного педантичная, но добрая Раиса Сергеевна Гуры-шева руководили нашим чтением. Советовали книги, даже списки рекомендательные составляли. Не разочаровывали. Но самой большой радостью было все-таки искать самим, роясь по всем доступным отделам, по полкам со сданными книгами.

Библиотека «Радуга»

Часто посещали читальный зал. Здесь служила Лиза, строгая, как полагается библиотекарю, девушка. Там мы листали журналы «Крокодил», «Советский экран» и др. Как не смеяться, листая «Крокодил»? И нам библиотекари делали замечания. Но если смешинка в нас попадала, то смешило уже все подряд, даже возмущенные взгляды хранителей тишины читальных залов. Не дожидаясь изгнания из рая, мы тихонько уходили. Лиза и ее подруга, моя будущая одногруппница и коллега Наташа Абрамчук, еще до поступления в институт успели поработать в библиотеках, набраться опыта библиотекаря, разобраться таким образом в своей профессиональной ориентации, в то время как мы набирались опыта быть читателями. И не просто, а активными. Да, нас заметили зоркие глаза служителей храма книг и гуру наших сердец. И направляли нас на путь истинный, как только могли. За этот человеческий подвиг низкий поклон им до самой земли, потому что библиотеки и люди помогли мне сформировать мою личность, познать себя.

Библиотеки всегда сталкивали меня с выдающимися, а порой и знаменитыми людьми — это еще одна их роль в моей жизни. Хорошо запомнилось заседание дискуссионного клуба по творчеству Диккенса. На него был приглашен известный в библиотечных кругах человек. И вот, когда в ответ на мое пламенное выступление о достоинствах Диккенса, мой оппонент, умнейшая Раиса Сергеевна, высказала свою точку зрения о том, что характеры у Диккенса схематичные и т. д., эта знаменитость, фамилия которого тогда мне ни о чем не говорила, ласково заметил, что в этом споре столкнулись ум и эмоции. Было понятно, чей ум и чьи эмоции. Было немного обидно. Это был молодой Борис Васильевич Синявский, в то время — первый секретарь Заводского райкома комсомола Кемерова, ставший впоследствии знаменитым писателем, журналистом и телеведущим. Энциклопедически образованный человек и увлеченный, с чарующими повествовательными речами, он был мастером слова. А вот в одном он оказался не совсем прав. Диккенса я люблю до сих пор, так что молодость, эмоции тут ни при чем. Наблюдая потом за Синявским на экране телевизора, читая его статьи и книги, я никогда не забывала эту встречу, за что благодарна библиотекарям.

В библиотеке нас с подругой знали как активисток. И когда в ДК «Азот» пришел на практику студент режиссерского отделения КГИК, ему Раиса Сергеевна порекомендовала нас. Генна-

дий Викторович Лысенко — еще одна незаурядная личность,он с легкой руки моих благодетелей сыграл в моей жизни важную роль. Он организовал в ДК киноклуб. Посещая его, мы научились анализировать фильмы, и первым фильмом, по которому он нас учил кинокритике, была премьера «Руслана и Людмилы». Как это помогло в будущих зрительских конференциях, можно догадываться. Как режиссер, он поставил спектакль «Снегурочка» по пьесе Островского, и я играла там главную роль. Геннадий Викторович был первым, кто читал и правил мои стихи в тетрадке. Он щедро делился своим опытом, анализируя каждую строчку. Впоследствии это были Анатолий Николаевич Рылен-ков, Михаил Небогатов и Валентин Махалов. Но он был первым моим учителем, первым «критиком».

В школе на переменах я частенько проводила время в библиотеке у Веры Петровны. Иногда она заменяла у нас учителя на уроке литературы. В 10-м классе мы писали сочинение на вольную тему. Мое сочинение начиналось со слов: «Я люблю ходить в библиотеку», и все было о библиотеке. Там я выразила все свои чувства, всю свою любовь.

Поступая на библиотечный факультет, на осторожные вопросы мамы по части будущей небольшой зарплаты коротко категорично отвечала: «Не в деньгах счастье!». А вот кавказской родне на удивленные расспросы объясняла, что, окончив вуз, мы все будем директорами библиотек. На родню это произвело очень хорошее впечатление. Это меня успокоило, ведь главное — чтобы все были рады за меня, а я-то уж знаю, что я самый счастливый человек, который приблизился максимально к мечте связать свою дальнейшую жизнь с библиотекой, после того как и детство, и юность моя прошли в ней.

Далее чудеса продолжались. И чем дальше, тем интереснее. Не надо удивляться, что после распределения случилось еще одно чудо. Я попала в руки той самой Раисы Сергеевны Гурышевой, которая тогда стала хозяйкой моей самой любимой библиотеки на земле, моей альма-матер, — библиотеки им. Н. В. Гоголя, которая тогда располагалась в чудесном месте, на Весенней, 7. Но тогда я почувствовала себя Нильсом Хольгерсоном, попавшим к своей наставнице Акке Кебнекайсе, которая доброй, но твердой рукой вела меня к профессионализму.

Придя на работу после выпуска, мы поняли, что надо еще оправдать себя в профессии

и должности библиотекаря. Тут не до амбиций. Профессия библиотекаря оказалась интересней изнутри, сложней и ответственней. Да только и тут библиотечная судьба меня любила. Буквально через две недели меня назначили старшим библиотекарем. А при статусе головной библиотеки ЦБС — заведующей отдела обслуживания. Я благодарна Раисе Сергеевне за то, что она доверила мне в то время такую ответственную должность, хотя она очень жестко проводила свою линию руководства и особо не расслабляла нас. Тот опыт был богатейший. Он с твердой, но доброй настойчивостью внедрялся в нас. Раиса Сергеевна во всем требовала высшего пилотажа. Легко это было? Не легко, но я помню, что всегда стремилась соответствовать, не разочаровать, не подвести руководителя и себя не уронить. Из этих составляющих формировалась мотивация профессионального развития.

Раиса Сергеевна Гурышева стояла у истоков зарождения библиотечной системы г. Кемерово, внеся огромный вклад в формирование культурного пространства города. Именно благодаря ей библиотека имени Гоголя находится на Бульварном кольце. После заведования библиотекой Раиса Гурышева стала руководителем первой библиотечной системы.

Р. С. Гурышева воспитала целую плеяду библиотекарей, впитавших опыт одних из лучших профессионалов города, библиотековедов — В. Ф. Генихович, А. Н. Говорушки-ной. У А. Н. Говорушкиной я научилась проводить мероприятия камерные, академические, а у Г. Ф. Генихович (а она щедро делилась опытом, приглашая на свои мероприятия) — разговорные, диалоговые. Раиса Сергеевна привила нам методику проведения клубной работы, научила библиотечной этике и многому, что при-

внесли мы в профессию. При библиотеке действовал Клуб любителей фантастики «Странники». Раиса Сергеевна требовала нашего участия в нем буквально с первых дней работы в библиотеке. Сначала мы просто присутствовали, вникая в процесс. Чуть позже, помню, мне доверили обзор литературы по фантастике. Это был уже рост, не только доверие, которое я оправдала, получив в перерыве весьма радостное для меня и располагающее к дальнейшим подвигам теплое слово похвалы от великого Льва Борисовича Хаеса. Знаменитый нейрохирург и любитель фантастики, лично знакомый со Стругацкими, был талисманом библиотеки. В клуб ходили на обсуждение тем о лучших образцах отечественной и зарубежной научно-фантастической литературы, для общения и послушать председателя клуба Л. Б. Хаеса. Не будь его, Р. С. Гурышевой и Г. Ф. Генихович, не знаю, стал бы столь популярен клуб. Помимо них, в звездный состав клуба входили Игорь Иноземцев, совсем юные тогда Сережа Кузнецов и Миша Волков, Ю. Д. Жихарев и, появляющийся незаметно и так же незаметно уходивший, по-английски, обожаемый всеми художник Герман Порфирьевич Захаров.

Потом было объединение массовых взрослых библиотек в ЦБС и два переезда в здание на Московский проспект и позже — на проспект Ленина.

Руководство КГИК очень заботилось о студентах, о том, чтобы регулярно направлять на прохождение практики в библиотеки города. Мне пришлось поработать в библиотеках почти всех видов на практике или по трудоустройству: в Центральной детской библиотеке, библиотеке КГИК, библиотеке ГИАПП, профсоюзной библиотеке п. о. «Азот», научно-технической библиотеке п. о. «Азот». И, наконец, в библиотеке ПТУ № 62 и библиотеке МГСТ г. Между-реченска. Вот география моего становления как библиотекаря. Во всеми любимой областной библиотеке им. Федорова мы просто обитали, учась и наслаждаясь возможностью доступа к редким экземплярам.

На этом можно поставить точку в становлении меня как библиотекаря в Кемерове, потому что продолжилось оно в Междуреченске в библиотеке ПТУ № 62 и с 1987 г. в библиотеке МГСТ.

Одна из главных функций библиотеки МГСТ — учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Но библиотека — не только информационный, но и культурный центр. И проблема духовного становления личности здесь является одной из актуальных проблем. Нужда-

ется ли современный студент в массовой работе библиотеки? Однозначно — да! Подготовка специалиста невозможна без духовного развития личности, без выработки высших нравственных качеств.

Духовные потребности подростков — категория изменчивая. Свобода, не ограниченная культурой, способна обернуться против просвещения и в конечном итоге — прогресса, а библиотекаря превратить в простого «выдаваль-щика» книг по требованию. В настоящее время мы не можем сказать, что растим не читающее поколение. Особенно виден этот процесс в детских библиотеках. Не будем говорить об успехе «Гарри Поттера». Вот пример успеха нашей землячки писателя Юлии Лавряшиной. Большую волну читательского спроса на книги подняли ее творчество и деятельность. Она продвигает свои произведения в библиотеках, сама, по своему первому образованию являясь библиотекарем, понимает, что библиотека — самый короткий путь к ребенку по продвижению чтения. Библиотека всегда выполняла функцию формирования золотой книжной полки, отбора и рекомендации лучших произведений и интернет-ресурсов. Важно воспитать вкус, научить осваивать методы критического чтения. Заставить читать невозможно, а вот заразить чтением — можно.

В воспитании надо учитывать культуру народа. Вся наша классическая литература и искусство — философские размышления о мире, обществе, о месте человека в жизни, о совести, добре и зле. И здесь важен нетрадиционный подход. Студенты — очень отзывчивый народ. И любые беседы, обзоры в этой аудитории превращаются в интересный диалог. Диалоговая форма бесед по книгам, которые проводятся в группах, в студенческом общежитии, наиболее импонирует студентам. Необходимо использовать меньше таких форм, где только слушают, чтобы была возможность аудитории выговориться.

Библиотекам необходимо сократить число пафосных, грандиозных мероприятий, отдавая предпочтения камерным, целью которых явилось бы не только информирование читателя о событиях, но и проведение параллелей, например между историей России и историей своего города.

Библиотеки в связи с новыми тенденциями в обществе не остались в стороне, к лучшим формам мероприятий добавив новые, оставив классические традиционные, некоторые изменив. И здесь одним из важных условий успеха

станет использование новых информационных технологий, отвечающих веяниям времени. Вот их неполный перечень: официальные группы библиотек в социальных сетях; лекции, встречи с интересными людьми, мастер-классы; обучение пожилых людей и инвалидов компьютерной грамотности; различные кружки, где с молодежью участвуют активные пенсионеры; недели научного знания; тематические вечера; электронные презентации (выставки, викторины); демонстрации фильмов, читательские и зрительские конференции, буктрейлеры; вечера-портреты; командные викторины; литературные клубы (гостиные); клубы для людей с ограниченными возможностями; библионочь; концерты; экскурсии (в музеи — краеведческие, учебных заведений, боевой славы); посещение театров; литературные прогулки; выездные читальные залы; тематические библиотечные блоги; встречи с интересными людьми.

В настоящее время ведется много споров о месте библиотек, об их общественной роли, социальной миссии. Что общество библиотеке и что библиотека обществу? Миссия библиотеки изменчива и исторически обусловлена. В настоящее время социальная функция библиотеки напрямую связана с нарастанием роли информационных технологий в жизни людей. Мы внедряем их в свою работу. Но при этом библиотеки всегда будут домом для книг и для людей. Уже нет споров, какая книга важней — электронная или бумажная. Электронные книги облегчают жизнь, не занимая много места, благодаря им доступны литературные новинки. Бумажная книга, не исчезнет никогда как продукт полиграфического искусства. Да и запах книги, шелест страниц ничто не сможет заменить. Даже тот, кто с удовольствием работает, отдыхает с электронной книгой, устает и ему хочется бродить между стеллажей, вдыхать запах книг, трогать их руками. Многие библиотеки сегодня открыли свои фонды читателям. Никакой электронный ресурс не сможет заменить книгу в полном объеме. У человека должна быть возможность не просто держать книгу в руках, возвращаться к строкам, которые не оставили его равнодушным, но и просто получать эстетическое наслаждение от полиграфической ценности издания. Сейчас издательства в полной мере отвечают запросам любителей книжной бумажной продукции, вполне успешно удовлетворяя их ожидания. Опять наступило время, когда фраза «книга — лучший подарок» звучит не иронично. Не у всех читателей одинаковые предпочтения, разные физические, пси-

хологические особенности, и миссия библиотек — наиболее полно постараться удовлетворить потребности каждого человека. Чтобы никто не остался в стороне от гуманизации общественной жизни, цивилизации, к которой вновь повернулось общество после лет варварства в отношении культуры. Очень важны здесь трудолюбие и толерантность, понимание того, что в библиотеку читатель приходит не только за книгами, но и за общением.

Оглядываясь назад, я делаю выводы, что при обязательном выполнении всех насущных функций, библиотекари всегда особое внимание уделяли работе с читателем, будь то ребенок или взрослый человек. Досуговая работа была одной из главных. В массовых библиотеках советских времен при сохранении всех функций библиотек успешно реализовывалась социальная функция. Другое дело, что в результате информационных технологий у библиотекаря появилось больше времени, чтобы уделить внимание нуждающимся в общении людям. Автоматизация библиотек будет полностью завершена. Это позволит библиотекарю направить свою энергию и время на культурную и досуговую работу.

Мне видится, что в библиотеке будущего читатели и библиотекари будут объединены развитием и общением. Роль библиотекаря при увеличении доступа к информации не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Я верю, что в библиотеке будущего будет востребован библиотекарь творчества и обязательно любящий свою профессию. Миссия библиотеки будущего должна заключаться не только в том, чтобы предоставить читателю информацию, а в том, чтобы подготовить человека к жизни, максимально содействовать его становлению как личности.

Библиотеки сейчас открыли свои двери через клубные формы для ветеранов, детей с ограниченными возможностями. В библиотеках Меж-дуреченска такие дети обосновались надолго. Для них организуют кукольные спектакли, конкурсы, праздники и дни рождения. Так же ветеранам теперь есть где встречаться. А это большие группы людей, которые нуждаются в общении.

Библиотека имеет шанс сохранить себя как культурный центр, если попытается восполнить дефицит общения. Речь идет об общении лицом к лицу, о личном контакте, вызывающем способность к сопереживанию. Об этом спорить не приходится, это вошло в нашу жизнь, и дело не в том, чтобы спасти библиотеки, это требование времени. Кто-то скажет, что это присуще

клубам, поскольку тут играет роль устное общение, а не с библиотечными фондами. Однако каждый библиотекарь знает, что многие читатели, особенно младшего и пожилого возраста, всегда приходили не только за книгами, информацией, но и за общением, как с библиотекарем, так и между собой. Отсюда — востребованность различных кружков по интересам, организуемых в библиотеках. Информация сейчас доступна. А вот обсуждения — это то, чего не хватает. Именно общения на базе полученной информации. Не боясь вытеснения библиотечных функ-

ций функциями музеев, клубов, многие библиотеки уже давно «медленно поспешают» в этом направлении. И дорогу осилит идущий! Благодаря этому библиотеки способны более полно удовлетворять потребности общества.

Нужна ли их книжная мудрость нынешнему поколению? Нужна всем — детям, молодежи и пожилым людям. И сегодня, как никогда, становятся актуальными и путеводными слова академика Д. С. Лихачева: «Пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет наше прошлое и будущее».

в моей судьбе тропинки — связующая нить

И. Г. Панова, ведущий библиотекарь Прокопьевского транспортного техникума

Библиотекарь — профессия, считающаяся по праву одной из самых древних. Из истории возникновения профессии я помню, что основная задача библиотекаря на Руси заключалась в сохранении книг знаний. В их обязанности входило не только беречь книги, но и быть универсалами во всех областях жизни того времени, уметь грамотно писать и философствовать. Историк Василий Никитич Татищев говорил, что «библиотекарь должен быть многих наук и разных языков наученный, к тому ж прилежный читатель». Такой уровень культуры позволял библиотекарям входить в высокие научные и аристократические круги, общаться с людьми, имеющими огромное влияние на государство. Внутри моей души звучит симфония, но ее перенести на лист бумаги сложно. Для меня. А может, попробовать? Слова пришли сами: «Я благодарна праведному небу». Да, именно так! Откуда приходит необыкновенное в жизнь? Сколько тропинок я прошла, чтобы выйти на ту единственную дорогу. Жизнь, как и всем, преподносила разные сюжеты. Все-таки судьба была благосклонна, дарила мне замечательных попутчиков, которые привили мне любовь к книге и уважение к профессии библиотекаря. За далью прожитого скрылось мое детство. Пытаюсь вспомнить свое прошлое... В моей шахтерской семье книг было немного, читать бегала в соседскую квартиру напротив — к Жене, которая была старше на десять лет. Этот большой книжный шкаф был моей первой библиотекой: мир волшебства и фантазий. Мне позволялось подолгу выбирать книгу. Я перечитала все сказки народов мира. Это был мой мир

путешествий. По вечерам все жители нашего двухэтажного дома, в котором было всего восемь квартир, выходили на огромное крыльцо из пятнадцати широчайших ступеней, занимали места и беседовали о новостях прожитого дня, с нетерпением ожидали Аллу-сказочницу. Прочитав ночью (работала кочегаром в котельной) страницы книги, она с вдохновением и мельчайшими подробностями своей завораживающей речью плела кружева очередной истории романа слушателям. Рассказчицей она была отменной, первоклассной. Возможно, это тоже сыграло определенную роль в моей дальнейшей судьбе. Я помню первую книгу, подаренную тетей Аллой: повесть Юрия Коринца «Там вдали за рекой». Эта книга о счастливом человеке, о дяде мальчика Миши и о человеческих отношениях. Но стать счастливым — трудная работа. Эта работа на всю жизнь, на каждый день. Я была счастлива. Моя личная книга! Я жила в ней. Рассуждала. Удивлялась. Расстраивалась и радовалась. Потом были другие книги. Но эта помогла мне сделать открытие. Самое главное — найти себя в жизни. Свое любимое дело, то, которому ты предназначен. Это оказалось не так просто. Но зерно посеяно, мечта промелькнула и осталась глубоко в душе маленьким тлеющим желанием. Для меня библиотекарь — недосягаемо мудрый, все знающий профессионал! И я себя никогда не видела в этой профессии. Никогда — это значит никогда! Тропинка повела меня совсем в другую сторону. Выбор пал на сверкающую всеми цветами радуги профессию сварщика. После учебы даже поработала, но немного. Судьба намек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.