БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИБЛИОТЕЧНЫЕ ПРОФЕССИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ УДК 023.5:316.3 Н. В. Лопатина
Московский государственный институт культуры
Статья раскрывает целесообразность теоретико-методологических новаций в исследовании библиотечной профессии. Ставится задача упреждения социальных рисков развития библиотечного дела в информационном обществе. Выделяются шесть основных проблем изучения библиотечной профессии и предлагаются их решения. Доказывается целесообразность методологической коммуникации библиотековедения и социологии. Определяется необходимость учёта специфики информатизации как глобального социального процесса. Раскрываются возможности теоретико-социологического и неоинституционального подходов к библиотечной профессии.
Ключевые слова: информационно-библиотечная наука, библиотековедение, библиотечная профессия, библиотека, социологический подход в библиотековедении, библиотека в информационном обществе, информатизация, теоретико-социологический подход, неоинституциональный подход.
N. V. Lopatina
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
LIBRARY PROFESSION IN THE INFORMATION SOCIETY
The article reveals the necessity of the theoretical and methodological innovations in the study of library profession. The aim of forestalling social risks of librarianship development in the information society. There are six main problems of studying the library profession and their solutions are offered. The feasibility of the methodological communication library science and sociology is proved. The paper determines the need for taking into account the specific information as the global social process. It unveils the theoretical sociological and neoinstitutional approaches' to library profession potential. Keywords: LIS, library science, library profession, library, sociological approach in library science, library in the information society, Informatization, theoretical sociological approach, neoinstitutional approach.
Один из наиболее острых вопросов современной библиотечной теории и практики — вопрос о будущем библиотечной профессии в информационном обществе. Его обсуждение в профессиональной печати, социальных сетях, повседневных практиках демонстрирует разнообразие мнений и аргументов; а внимание к нему лидеров информационно-библиотечных наук [3, 6, 9, 11, 15, 17, 19 и др.] придаёт проблеме статус фундаментального направления исследований.
Анализ нормативно-правовой базы1 де-
1 См.: «Об оплате труда работников государственных учреждений Московской области сферы культуры» : постановление Правительства Московской области от 17.05.2013 № 323/18 (введено совместно с «Положением об оплате труда работников государственных учреждений Московской области сферы культуры»); «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» : приказ Мин-здравсоцразвития РФ от 30.03.2011 № 251н (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 № 20835); Общероссийский классификатор специальностей по образованию. ОК 00993 : утверждён Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 года; Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 : утверждён По-
ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА — кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
186 LOPATINA NATAL'YA VIKTOROVNA — PhD. (Pedagogical Sciences), Professor, Head of Department of Library
Science and Bibliology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Лопатина Н. В., 2015
монстрирует отсутствие единого понимания сущности библиотечной профессии, что выступает барьером для стратегического развития библиотеки в условиях информационного общества, активизирует риски деформации библиотеки как социального института и негативные тенденции в профессиональной библиотечной деятельности. Решение данного вопроса требует не просто констатации трансформационных явлений и проблем, но и достижения целевой совместимости стратегий и инструментария проектирования библиотечной деятельности в новых социальных, экономических, политических и культурных условиях [13].
Для современного библиотековедения, как и для всей системы социально-гуманитарных наук, недостаточно изучение библиотекаря только в рамках структурно-функционального подхода как субъекта библиотечной деятельности [см.: 16 и др.].
Изучение настоящего и будущего библиотечной профессии требует чёткого, научно обоснованного определения роли библиотеки в информационном обществе; места библиотекаря в современной социальной структуре (в том числе профессиональной), информационной инфраструктуре, культурном и образовательном пространстве. Это ставит вопрос о поиске адекватного теоретико-методологического подхода к проведению исследования роли и места библиотекаря в меняющихся условиях профессиональной среды информационного общества [5].
В результате проведённых нами исследований были выявлены шесть основных теоретико-методологических проблем научного осмысления библиотечной профессии и предложены их решения.
Проблема 1 — эпистемологические противоречия между содержанием профессиональной деятельности и характером её теоретико-
становлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года № 298; Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»; Приказ Министра высшего и среднего специального образования СССР № 831 от 5 сентября 1975 года «Об утверждении перечня действующих специальностей и специализаций высших учебных заведений СССР» и др.]
методологического осмысления:
• отсутствие единства в понимании сущности библиотечной профессии, природы социально преобразующей деятельности библиотекаря и содержания её социальных функций;
• недостаточное внимание к многообразию факторов, влияющих на содержание, характер и социальную значимость профессиональной деятельности библиотекаря;
• упрощение роли библиотекаря вследствие изменения позиций библиотеки в социальной структуре информационного общества.
Задача упреждения социальных рисков развития библиотечного дела в информационном обществе требует научного переосмысления проблемы определения сущности библиотечной профессии посредством поиска новых теоретико-методологических аргументов для уровня управления отраслью, которое посредством присущих ей инструментов (номенклатур, регламентов) будет транслировать это знание на уровень повседневных библиотечных практик.
Проблема 2 — невозможность изучения настоящего и будущего только в рамках классической библиотечной профессиологии. Требуются расширение познавательного контекста и изучение библиотечной профессии с учётом многоуровневости и сложности социальных систем и структур, в которых функционирует библиотекарь, важнейшей из которых является профессиональная структура общества.
Проблема 3 — недостаточная эффективность классических методологических оснований библиотековедения для объяснения онтологии современного библиотечного дела. Необходимы ревизия и актуализация теоретико-методологических оснований изучения библиотечной профессии, обращение к теоретико-методологическим инструментам изучения современного общества как метасистемы для библиотеки и библиотечной профессии [см.: 12, 14].
в связи с этим представляется целесообразной методологическая коммуникация библиотековедения и социологии [4] в решении ши-
рокого спектра вопросов социального регулирования взаимодействия библиотеки и общества. В её основе:
• расширение зон взаимодействия научных дисциплин: отказ от локализации на частных методах социологических исследований;
• интеграция социологической методологии как системы наиболее общих принципов;
• реализация теоретико-социологического подхода для выявления социальной обусловленности феноменов библиотечной сферы, механизмов её развития в условиях информатизации.
Проблема 4 — эпистемологические противоречия научного осмысления информатизации как основного условия развития библиотечной профессии: фактическое игнорирование антропоморфности данного глобального тренда, непонимание идей преемственности информационного развития, отсутствие преобразовательной и социально конструирующей направленности исследований информатизации.
Понимание информатизации как глобального социального процесса, демонстрирующего полипроцессуальность, антропоморфность, управляемость, синтез социальной преемственности и уникальной инновационности, позволяет увидеть, что развитие библиотечной профессии заключается не только в смене информационно-коммуникативных форматов библиотечной деятельности, но и в изменении социальных ролей и статусов библиотекаря в современном обществе.
Проблема 5 — ограниченность в использовании социологического подхода рамками библиотечной социологии (социологии третьего уровня), которая решает задачи аналитического и научно-экспертного обеспечения библиотечной практики.
Не представляется возможным определить сущность библиотечной профессии и её позиций в профессиональной структуре общества с опорой исключительно на конкретные методы социологического исследования и социологий второго и третьего уровня. Полученные с помощью методов прикладной
социологии эмпирические данные позволяют изучить только содержание идентификации библиотечной профессии самими библиотекарями и реальными или потенциальными читателями.
теоретико-социологический подход в изучении позиций библиотечной профессии в профессиональной структуре общества наиболее эвристичен, ибо позволяет сконцентрировать исследовательские усилия на фундаментальных закономерностях, не зависящих от ведомственных подходов к библиотеке и библиотечной профессии. теоретико-социологический подход к определению библиотечной профессии обусловил её рассмотрение как социальной роли (нормативно одобренный, ожидаемый обществом и устойчивый образец поведения), которая реализуется посредством трудовой библиотечной (информационно-библиотечной) деятельности и выступает источником существования. Социально-профессиональная группа библиотекарей идентифицируется готовностью и способностью к выполнению этой роли, к удовлетворению социальных потребностей особого содержания (компетентностью, сформированной в системе профессионального образования, и готовностью личности к определённому социальному статусу).
Проблема 6 — неразвитость социально-институционального подхода в библиотековедении, ограничение его познавательных возможностей задачами доказательства социально-институциональной природы библиотеки [см.: 6 7, 8, 18 и др.]
Развитие социально-институционального подхода в библиотековедении позволяет проследить и спрогнозировать динамику социальных функций библиотеки; выявить механизмы институциональной дисфункции библиотеки, объяснить её причины (конфликт между традиционными структурами библиотечного дела и формирующимися новыми правилами и институциональными нормами в условиях информатизации).
Это позволяет сформировать миссию библиотекаря в ситуации институциональной
аномии в условиях информатизации: разрешение этого конфликта и воспроизводство тех социальных отношений, которые лежат в основе библиотеки как социального института, в новых условиях общественного развития. Учитывая, что именно библиотекарь выступает той силой, которая реализует гомеостати-ческие механизмы библиотеки как социального института в условиях информатизации, представляется важным изучение сущности и содержания этих механизмов в рамках неоинституционального подхода как актуального теоретико-социологического инструмента. «Концепция неоинституционализма выдвигает на передний план не сами институты — структуры, а субъектов, их поддерживающих или изменяющих. Это переносит фокус внимания исследователя с институтов как структур на процессы их формирования» [20, с. 40].
В изучении библиотечной профессии эври-стичен неоинституциональный подход, рассматривающий библиотечную профессию как социальный институт. Воспроизводство библиотеки [2] в современных социальных системах — это результат квалифицированной деятельности библиотекаря, новых профессиональных образцов, профессиональных средств и методов нового содержания, а не следствие устойчивости структуры библиотечных прак-
тик. Ряд современных проблем библиотечного дела обусловлен противоречием между структурой, воспроизводящей библиотеку только как институт материальной культуры, и библиотекарем как актором, владеющим и традициями, и идеями, убеждениями, теориями нового содержания. Следуя теории М. Арчер [1], можно говорить, что позиции библиотекаря как актора современных социально-информационных процессов определяются слиянием социальной и профессиональной идентичности [10]. При этом перед библиотекарем стоит сложная задача — точно определить, какие элементы структуры должны сохраниться, а какие обязательно должны измениться для воспроизводства закреплённых за библиотекой социальных отношений.
Необходимость упреждения рисков и преодоления проблем развития библиотечной профессии в информационном обществе обусловливает актуальность и целесообразность формирования концептуально единого представления о сущности и перспективах трансформации библиотечной профессии. Это требует преодоления существующих эпистемологических противоречий в библиотековедении и выработки целостной концепции библиотечной профессии в социальной структуре современного общества.
Примечания
1. Арчер М. Реализм и морфогенез / перевод с английского О. А. Оберемко ; научный редактор перевода А. Ф. Филиппов // Социологический журнал. 1994. № 4.
2. Гудков Л. Д., Дубин Б. В. Российские библиотеки в системе репродуктивных институтов: контекст и перспективы // Новое литературное обозрение. 2005. № 74. С. 166—202.
3. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. Москва : ФАИР, 2009. 255 с. (Специальный издательский проект для библиотек).
4. Лопатина Н. В. Библиотековедение и социология: к вопросу о междисциплинарной методологической коммуникации // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2012. № 6. С. 6—8.
5. Лопатина Н. В. Теоретико-социологические новации в библиотековедении: подходы институциональный vs неоинституциональный [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика : Электронный научный журнал : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2014. № 1. URL: http://theoryofculture.ru/issues/2014_01/519/
6. Место наук документально-коммуникационного цикла в классификаторе научных специальностей : стенограмма и тезисы докладов круглого стола 30.10.2006, ЧГАКИ / Челябинская государственная академия культуры и искусств ; сост. Т. Ф. Берестова, М. В. Лукина. Челябинск : [Изд-во ЧГАКИ], 2006. 76 с.
7. Мотульский Р. С. Библиотека как социальный институт. Минск : Белорусский государственный университет культуры, 2002. 374 с.
8. Полтавская Е. И. Библиотека: учреждение и/или социальный институт? Москва : Издательский Дом «Литера», 2009. 176 с. (Серия : Современная библиотека, вып. 43).
9. савова Ю. Информационни профессии: Мястото на библиотекарите. София, 2012. 98 с.
10. сладкова о. Б. Кризис идентичности в современном российском обществе // Обсерватория культуры. 2008. № 3. С. 9—15.
11. сляднева н. А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятель-ностного анализа : монография. Москва : Изд-во МГИК, 1993. 226 с.
12. сляднева н. а. Информационная антропология нового мира: проблемы интеллектуальной эволюции человека информационной эпохи // Культура и образование в информационном обществе : материалы Международной научной конференции (Краснодар, 16—18 сентября 2003 г.) / [науч. ред.: И. И. Горлова и др.]. Краснодар : Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2003. С. 40—45.
13. сляднева Н. А. Социально-кибернетические механизмы гомеостатического регулирования социума // Социальная философия и проблемы современного общества : материалы «круглого стола». Ч. 1. Москва : МГУКИ, 2003. С. 49—56.
14. сляднева Н. А. Социальные практики эпохи информационного общества // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2014. № 5. С. 3—7.
15. соколов А. В. Наука об информации и библиотекарь : профессионально-мировоззренческое пособие. Москва : Издательский Дом «Литера», 2010. 143 с.
16. столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. Москва : Книга, 1981. 255 с.
17. столяров Ю. Н. Библиотекарь: должность, квалификация, специальность или профессия // Библиотековедение : Избранное. 1960—2000 гг. Москва : Пашков дом, 2001. С. 499—502.
18. Фирсов В. Р. Библиотека как социальный институт. Теоретико-методологические аспекты повышения её роли в развитом социалистическом обществе : автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 05.25.03 — библиография и библиотековедение / Фирсов Владимир Руфинович ; Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской. Ленинград, 1984. 15 с.
19. Чачко А. с. Библиотекари как социально-профессиональная группа : автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора педагогических наук : 05.25.03 — библиотековедение и библиографоведение / Чачко Ада Соломоновна ; Московский государственный институт культуры. Москва, 1991. 30 с.
20. Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций : курс лекций для студентов магистратуры социологии / факультет социологии Государственного академического университета гуманитарных наук, Институт социологии российской академии наук. 2-е изд., доп. и перераб. Санкт-Петербург : Интерсоцис, 2009. 137 с.
References
1. Archer Margaret S. Morphogenesis: Realist Social Theory, 1994 (in Rus. ed.: Archer. M. Realism and morphogenesis. Sotsiologicheskii zhurnal [Sociological magazine]. 1994, No. 4.)
2. Gudkov L. D., Dubin B. V. The Russian libraries in system of reproductive institutes: context and prospects. New Literary Observer. 2005, No. 74, pp. 166—202. (in Russian)
3. Dvorkina M. Ya. Library and information work: a theoretical framework and features of development in traditional and electronic environment. Moscow, Grand-FAIR, 2009. 255 p. (in Russian)
4. Lopatina N. V. Library Science and Sociology: the Problem of Interdisciplinary Methodological Communication. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty [Scientific and technical information. Series 1. Organization and technique of information work]. 2012, No. 6, pp. 6—8. (in Russian)
5. Lopatina N. V. Theoretical and sociological innovations in library science: approaches — institutional vs neoinstitutional. Kul'tura: teoriya i praktika: Elektronnyi nauchnyi zhurnal [Culture: theory and practice: Electronic scientific magazine]. Available at: http://theoryofculture.ru/issues/2014_01/519/
6. Place of sciences of a documentary and communication cycle in the qualifier of scientific specialties: shorthand report and theses of reports of a "round table", 30.10.2006, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. Chelyabinsk, 2006. 76 p. (in Russian)
7. Motul'sky R. S. Library as a social institution. Minsk, Publishing house of The Belarusian State University Of Culture And Arts, 2002. 374 p. (in Russian)
8. Poltavskaya E. I. Library: organization and/or social institution?. Moscow, Publishing House of "Litera", 2009. 176 p. (in Russian)
9. Savova Yu. Information Profession: the Job of a Librarian. Sofia, 2012. 98 p. (in Russian)
10. Sladkova O. B. Identity crisis in contemporary Russian society. Observatory of Culture. 2008, No. 3, pp. 9—15. (in Russian)
11. Slyadneva N. A. Bibliography in the system of the Universe of human activity: the experience of the system-activity analysis. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 1993. 226 p. (in Russian)
12. Slyadneva N. A. Information anthropology of the new world: problems of intellectual human evolution of the information age. Kul'tura i obrazovanie v informatsionnom obshchestve: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Krasnodar, 16—18 sentyabrya 2003 g.) [Culture and education in information society: materials of the International scientific conference (Krasnodar, on September 16—18, 2003)]. Krasnodar, Publishing house of Krasnodar State Institute of Culture, 2003. Pp. 40—45. (in Russian)
13. Slyadneva N. A. Social and cybernetic mechanisms of homeostatic regulation of society. Sotsial'naya filosofiya i problemy sovremennogo obshchestva : materialy "kruglogo stola". Chast 1 [Social philosophy and the problems of modern society. Part 1]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2003. Pp. 49—56. (in Russian)
14. Slyadneva N. A. Social practices of the era of the information society. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty [Scientific and technical information. Series 1. Organization and technique of information work]. 2014, No. 5, pp. 3—7. (in Russian)
15. Sokolov A. V. Information science and librarian: professional and world outlook book. Moscow, Publishing House of "Litera", 2010. 143 p. (in Russian)
16. Stolyarov Yu. N. library: structural-functional approach. Moscow, Kniga Publ. [The Book Publ.], 1981. 255 p. (in Russian)
17. Stolyarov Yu. N. Librarian: position, qualification, specialty or profession. Bibliotekovedenie: Izbrannoe. 1960—2000 gg. [Library science. Favorites. 1960—2000]. Moscow, Russian State Library 'Pashkov Dom' Publishing, 2001. Pp. 499—502. (in Russian)
18. Firsov V. R. Biblioteka kak sotsial'nyi institut. Teoretiko-metodologicheskie aspekty povysheniya ee roli v razvitom sotsialisticheskom obshchestve. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Library as a social institution. Theoretical and methodological aspects of increasing its role in the developed socialist society. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Leningrad, 1984. 15 p.
19. Chachko A. S. Bibliotekari kak sotsial'no-professional'naya gruppa. Avtoreferat diss. dok. ped. nauk [Librarians as a social-professional group. Synopsis dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 1991. 30 p.
20. Yadov V. A. Modern theoretical sociology as conceptual base of research of the Russian transformations. 2nd edition. St. Petersburg, Intersotsis Publ., 2009. 137 p. (in Russian)
УДК 023.5:378.22 Г. В. Варганова
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Образовательная программа магистратуры рассматривается в качестве важнейшего фактора совершенствования и определения перспектив развития библиотечных учреждений. Акцентируется научно-исследовательский компонент образовательной программы подготовки магистров. Сетевая форма взаимодействия вузов культуры и библиотек является механизмом преодоления барьеров инновационного развития библиотечно-информационной отрасли. ключевые слова: магистратура, библиотечно-информационная отрасль, научно-исследовательская деятельность, профессиональная регуляция.
ВАРГАНОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры 191 VARGANOVA GALINA VLADIMIROVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Library Science and Reading Theory, Library and Information Faculty, St. Petersburg State Institute of Culture
АГИСТРАТУРА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ
e-mail: [email protected] © Варганова Г. В., 2015