Научная статья на тему 'Библиотечное обслуживание в Тамбовском крае в 1920-1930-е гг. : Организация, основные направления работы'

Библиотечное обслуживание в Тамбовском крае в 1920-1930-е гг. : Организация, основные направления работы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
293
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ / LIBRARY SERVICE / TAMBOV PROVINCE / AREAS OF WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ураева Ирина Викторовна

В статье дано представление о реорганизации системы библиотечного обслуживания в Тамбовском крае в 1920-1930-е гг. Отмечены основные направления работы библиотек в обслуживании пользователей. Автор указал, что этот период стал временем становления политической и пропагандистской работы библиотек с массовым читателем. Библиотечная пропаганда книги тесно связывалась с агитационно-пропагандистской работой партийных организаций, с проведением политических, народно-хозяйственных и других кампаний, с празднованием революционных годовщин и других памятных дат. Большая помощь оказывалась читателям в ликвидации неграмотности и малограмотности, в самообразовательном чтении. Широко пропагандировалась антирелигиозная, научно-популярная, производственная и сельскохозяйственная литература. Обслуживание читателей проходило в условиях усиливающейся идеологизации деятельности библиотек. Вся работа была направлена на решение задач, выдвинутых партийными постановлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY SERVICE IN THE TAMBOV REGION IN THE 1920-1930s: ORGANIZATION, MAIN AREAS OF WORK

In article idea of reorganization of system of library service in the Tambov region in the 1920-1930s is given. The main areas of work of libraries in service of users are noted. The author specified that this period became time of formation of political and propaganda activities of libraries with the mass reader. Library promotion of the book closely contacted agitation and propaganda work of the party organizations, carrying out political, economic and other campaigns, celebration of revolutionary anniversaries and other memorials. Big help was given readers in illiteracy and semi-illiteracy elimination, in self-educational reading. Antireligious, popular scientific, production and agricultural literature was widely propagandized. Service of readers took place in conditions of amplifying ideologization of activity of libraries. All work was directed on the solution of the tasks which have been put forward by party resolutions.

Текст научной работы на тему «Библиотечное обслуживание в Тамбовском крае в 1920-1930-е гг. : Организация, основные направления работы»

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ТАМБОВСКОМ КРАЕ В 1920-1930-е гг.: ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

И. В. УРАЕВА

В статье дано представление о реорганизации системы библиотечного обслуживания в Тамбовском крае в 1920-1930-е гг. Отмечены основные направления работы библиотек в обслуживании пользователей. Автор указал, что этот период стал временем становления политической и пропагандистской работы библиотек с массовым читателем. Библиотечная пропаганда книги тесно связывалась с агитационно-пропагандистской работой партийных организаций, с проведением политических, народно-хозяйственных и других кампаний, с празднованием революционных годовщин и других памятных дат. Большая помощь оказывалась читателям в ликвидации неграмотности и малограмотности, в самообразовательном чтении. Широко пропагандировалась антирелигиозная, научно-популярная, производственная и сельскохозяйственная литература. Обслуживание читателей проходило в условиях усиливающейся идеологизации деятельности библиотек. Вся работа была направлена на решение задач, выдвинутых партийными постановлениями.

Ключевые слова: библиотечное обслуживание, Тамбовская губерния, направления работы.

С первых месяцев установления советской власти библиотечным работникам необходимо было реорганизовать всю методику библиотечной работы с читателями, разработать новые формы массовой и индивидуальной пропаганды литературы.

Следует отметить стремление местных органов народного образования сделать пропаганду книги в библиотеках систематической и целенаправленной. Особенно четко это проявилось в документах, изданных в Тамбовской губернии после I Всероссийского съезда по внешкольному образованию (1918 г.). Как известно, съезд указал на необходимость связать работу внешкольных учреждений, в том числе и библиотек, с политикой партии и правительства. В резолюции съезда указывалось, что в библиотеках должна вестись социально-политическая и социально-экономическая работа. В различных инструкциях, постановлениях и резолюциях совещаний, конференций, съездов органы внешкольного образования Тамбовской губернии стремились довести решения Всероссийского съезда до низовых работников, применить их к местным условиям [1].

В работе библиотек по обслуживанию читателей можно выделить несколько направлений. Прежде всего, работа библиотекарей была направлена на пропаганду библиотек среди населения. С этой целью у зданий библиотек и на улицах размещались объявления, «приглашающие жителей посетить библиотеку, прочитать новые

газеты и журналы, познакомиться с новой литературой» [7].

Для пропаганды библиотек и книг среди населения устраивались «Дни библиотеки», «Дни книги», «Недели книги», «Вечера книги», в которых принимали участие и читатели, и различные общественные организации.

Главную роль в обслуживании книгой жителей губернского центра играла Центральная губернская библиотека. Сопоставление отчетов библиотеки за январь и декабрь 1920 г. говорит о росте популярности библиотеки в городе: количество читателей в указанный период выросло с 2911 до 5602 чел., в том числе взрослых - с 1745 до 3575 чел., детей -с 1166 до 2027 чел. [4, л. 83, 343].

В обслуживании пользователей на первый план выдвигалось идеологическое направление. Произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, решения органов советской власти, документы партийных съездов и конференций, доклады и речи видных деятелей партии и правительства, идеологическая, социально-экономическая, революционно-историческая и т. п. литература занимали главное место в работе библиотекарей. Выставками, обзорами, громкими читками были отмечены революционные праздники и памятные даты [26, с. 9]. К примеру, в марте 1922 г. в читальне Тамбовской объединенной партийно-советской школы I и II ступени были подготовлены следующие выставки: «История Русской революции и

РКП», «Народники», «Группа освобождения труда», «1905 год», «Парижская коммуна» и др. [5].

Политико-просветительная работа занимала центральное место даже в деятельности детских библиотек, которые организовывали беседы, чтения, детские спектакли, игры на политическую тематику (например, детские библиотеки Козловского, Моршанского, Тамбовского уездов).

Как пример идеологической деятельности библиотек можно назвать их участие в подготовке к выборам Советов депутатов трудящихся разных уровней, что требовало пропагандистской и разъяснительной работы среди населения.

В ходе выборных кампаний, которые в 1920-е гг. проходили регулярно, библиотекари применяли такие формы, как обзоры и выставки соответствующей литературы, беседы и громкие чтения отдельным группам населения - женщинам, молодежи, рабочим и др., книгоношество по квартирам и домам. Выпускались стенгазеты, вывешивались плакаты, отражающие работу городских и сельских Советов [15].

Мероприятия, посвященные памяти В. И. Ленина (дата смерти 21 января 1924 г.), библиотеки, как и все государственные учреждения, проводили в обязательном порядке. В рамках кампании проводились выставки брошюр и статей Ленина, на плакатах помещались его высказывания [16, с. 80-81]. Так, в 1924 г. в Центральной губернской библиотеке были проведены экскурсии «ленинцев» из школ политграмоты, во время которых библиотекари выступили с докладами и организовали обсуждение книг, необходимых для изучения ленинизма [6].

Напряженная международная обстановка требовала укрепления обороноспособности нашей страны, пропаганды военных знаний. В библиотеках организовывали «военные уголки», включающие литературу и рекомендательные списки книг о Красной Армии и обороне СССР, справочные пособия, иллюстративный материал. К примеру, в 1924 г. в библиотеке клуба работников просвещения были проведены мероприятия, посвященные годовщине Красной Армии. За неделю до обозначенной даты работники библиотеки и члены клуба составили лозунги, подготовили плакаты с изображением красноармейца, книжные выставки с литературой о Красной Армии. На некоторые издания были составлены аннотации [10].

Другим важнейшим направлением деятельности библиотек в 1920-е гг. стала их работа в помощь развитию промышленности и сельского хозяйства. Производственная пропаганда стала развиваться в годы восстановления народного хозяйства. Библиотеки занимались разъяснением основ

научной организации производства, пропагандой агротехнических знаний.

Еще одним направлением работы библиотек являлось проведение мероприятий по ликвидации неграмотности. Созданное в 1923 г. Добровольное общество борьбы с неграмотностью в своей деятельности взаимодействовало с библиотеками. Совместная работа библиотек и ликбезов сыграла значительную роль в обучении неграмотных. Библиотеки организовывали в школах ликбеза передвижки, книгоношество, проводили громкие чтения, беседы о книгах, экскурсии в библиотеки, развивали культуру чтения и т. д. [15].

В октябре 1927 г. Главполитпросвет провел конференцию, посвященную работе с беллетристикой, являющуюся «важным средством приобщения народа к ценностям культуры» [26, с. 18]. Во всех выступлениях подчеркивались недостатки использования беллетристики в работе с читателями. Были обсуждены доклады: о работе с беллетристикой в городской библиотеке, о работе с отдельными видами художественной литературы, о принципах составления типового ядра беллетристики и др.

Способствуя культурному развитию читателей, повышению уровня их общеобразовательных знаний, библиотекари пропагандировали советских писателей, лучшие художественные произведения. В библиотеках были организованы кружки, члены которых проводили литературные вечера, диспуты, беседы и другие мероприятия. К примеру, в 1928 г. в Центральной губернской библиотеке к литературному вечеру, посвященному Серафимовичу, были подготовлены книжная выставка лучших его произведений, критико-биографическая литература, портрет автора, плакат с изображением лучших произведений Серафимовича с заголовком «Прочти эти книги», доски-плакаты «Что пишут наши читатели о Серафимовиче» [13].

Значительное место в обслуживании читателей занимала антирелигиозная пропаганда. В библиотеках проводили обзоры книг на антирелигиозные темы, беседы и лекции о происхождении религии, различных церковных праздниках. Так, в Центральной губернской библиотеке в декабре 1924 г. были организованы антирелигиозные выставки «Враги религии», «Церковь и государство» [7, л. 8]. В Липецкой центральной библиотеке был создан уголок безбожника.

Работа среди женщин особенно оживлялась в марте, во время подготовки и проведения Международного дня работниц. Так, в проведении этого праздника в библиотеке Клуба работников про-

свещения (1924 г.) приняли участие работники библиотеки и члены клуба, которые занимались составлением лозунгов, подготовкой выставки, представляющей 25 книг о женском движении [10, л. 7]. В библиотеках организовывали «уголки женщин» (библиотека клуба работников просвещения, библиотека РКСМ), содержащие книги по уходу за ребенком, о работе дошкольных учреждений и др.

Работники библиотек обращали особое внимание на работу с беспризорными. На книжных выставках помещалась литература, рассказывающая о методах борьбы с алкоголизмом, хулиган-ством.Так, в октябре 1928 г. Жердевским РИКом (районным исполнительным комитетом) был объявлен «поход на неграмотность, на пьянство, на дикий быт в районе». Были поставлены следующие цели: выделить литературу для малограмотных, организовать книгоношество, в каждой избе-читальне устроить «уголок трезвости», вечера самодеятельности, «чтобы дать разумное развитие молодежи» [17]. Директивный стиль руководства вынуждал библиотекарей действовать в соответствии с предлагаемыми формами отчетности. В настоящее время можно только сомневаться в реалистичности и эффективности проведенных мероприятий, поскольку проконтролировать данный процесс не представляется возможным.

Немаловажное место в работе многих библиотек губернии занимала справочная работа.

В 1924 г. в Центральной губернской библиотеке был организован справочный стол. С 1925 г. в библиотеке справочная работа начала проводиться по двум направлениям. Прежде всего, обслуживание читателей осуществлялось посредством организации почтового ящика и «вопросно-ответных книг» на абонементе и в читальне. Большинство справок носило библиографический характер. По вопросам правового характера помощь библиотеке оказывало справочное бюро газеты «Тамбовская правда».

В читальне библиотеки на столы раскладывали тетради - «пожелания читателя», куда поступали от них вопросы по различным темам; так за январь, февраль и март 1928 г. было записано 178 вопросов, и в итоге было дано 142 ответа. Остальные вопросы носили узкотематический характер и ответ на них был зафиксирован на доске вопросов и ответов. Аналогичная работа велась в Липецкой центральной и Партийной библиотеках [12, л. 15].

Многих читателей привлекало функционирование в библиотеках различных кружков. Еще в 1918 г. внешкольным подотделом уоно были разработаны и разосланы по волостным отделам планы работы культпросветкружков. В этот период в губернии было организовано около 100 кружков.

В Детской библиотеке г. Тамбова были организованы кружки: литературный, переплетный, художественный, докладчиков. Под руководством библиотекаря дети занимались изготовлением плакатов, лозунгов, составляли рекомендательные списки и т. д.

В Детской библиотеке г. Моршанска по данным на 1923 г. работали следующие кружки: охраны книг, драматический, литературный, но «развернуть работу литературного кружка мешает недостаток в работниках, плохое освещение и отсутствие топлива».

В 1925 г. в политическом кружке детского отделения Центральной губернской библиотеки прошли мероприятия, посвященные революционным праздникам. Было прочитано девять докладов: «Ленин и дети», «1 Мая», «День рождения Карла Маркса», «Организация юных пионеров», «Детское движение в Германии», «Международное юношеское движение», «История Октябрьской революции», «9 января», «Годовщина смерти Ленина». На членов художественного кружка возлагалась обязанность подготовить иллюстрации к революционным кампаниям [11].

В 1928 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об обслуживании книгой массового читателя», в котором подчеркивалось, что «книга должна стать орудием мобилизации масс вокруг основных политических и хозяйственных задач, в первую очередь - индустриализации страны и рационализации промышленности, повышения урожайности сельского хозяйства и его социалистической перестройки» [2].

В начале 1930-х гг. в обслуживании читателей библиотек Тамбовского края можно выделить ряд основных направлений. Коммунистическое воспитание населения на всех этапах социалистического и коммунистического строительства являлось первоочередной задачей коммунистической партии Советского Союза. Работники библиотек должны были принимать самое активное участие в решении поставленной задачи. Пропаганда общественно-политической литературы занимала центральное место в коммунистическом воспитании. Эту работу проводили библиотеки при партийных кабинетах, изданиями, из фондов которых пользовались не только партактив, но и рядовые коммунисты из колхозов, интеллигенция. Так, Удовская библиотека районного парткабинета регулярно организовывала обсуждение прочитанных книг, проводила групповые и индивидуальные беседы.

Во время избирательных кампаний было внесено много нового в формы и методы пропаганды

общественно-политической книги. Библиотеки включались в агитационно-массовую работу, которую проводила коммунистическая партия. Они работали с избирательными комиссиями, помогали агитаторам в подборе необходимой литературы. Работа библиотек по проведению перевыборов Советов заключалась в том, что в городах сотрудники библиотек организовывали книжные выставки специальной литературы и беседы с читателями («Что читать по советскому строительству и перевыборной кампании этого года») [8]. В библиотеках области библиотекари выступали с докладами, проводили лекции и беседы об избирательной системе СССР, изучалось «Положение о выборах» и Конституция СССР [3].

В начале 1930-х гг. важнейшей государственной задачей в области просвещения оставалась ликвидация безграмотности. Фундаментом ликбеза являлись массовые библиотеки, являющиеся одним из центров решения поставленного вопроса. Так, при Центральной окружной библиотеке работал консультационный пункт по самообразованию I и II ступени по программе заочного общеобразовательного института. До начала 1930-х гг. была открыта только группа малограмотных, где проводились занятия в объеме программы школы I ступени. За 10 дней до открытия уголка осуществлялась агитационная работа: разосланы уведомления об открытии уголка. В группе малограмотных проводились занятия по обществоведению, русскому языку, математике, географии, естествознанию. Обучающиеся, в состав которых входили рабочие - 5 чел., крестьяне - 4 чел., служащие - 6 чел., были полностью обеспечены учебными пособиями. Затем были открыты еще две группы: первая - в объеме программы школы семилетки, вторая - школы II ступени. В этой группе обучение осуществлялось по следующим предметам: обществоведение, русский язык, математика, физика. Состав учащихся: рабочие - 13 чел., крестьяне - 1 чел., служащие -10 чел. Затем количество самообучающихся увеличился до 50-80 чел. [9]. Кроме того, ЦБ вела общую консультационную работу по различным другим видам заочного обучения, обеспечивая лектории и организации диапозитивами, проекционными фонарями и т. п.

Организованный общеобразовательный сектор по обучению городских и сельских неграмотных, в который принимались взрослые от 16 лет и старше, проводил работу по программе школ для малограмотных. Обычно более подготовленные читатели получали задание и изучали материал дома, а затем приходили в Центральную библиотеку и сдавали зачет учителю-рецензенту, кото-

рый в присутствии учащегося проверял, исправлял его работу, а также беседовал с ним, давал советы по вопросам самообразования. В качестве консультантов-рецензентов выступали учителя городских школ. По данным на 1 октября 1933 г. обучалось 60 чел. [18].

С октября 1933 г. при Центральной городской библиотеке была основана учебно-методическая консультация по английскому и немецкому языкам для учащихся-заочников Воронежского сектора. Одновременно выдавались справки для желающих поступить на заочные курсы иностранных языков. Консультации проводились преподавателями-специалистами городских школ фабрично-заводского ученичества и рабфака. Помимо этого в помощь самообучению при Центральной библиотеке была организована специальная выставка книг «Самообразовательная работа», подобраны подсобные ящики книг для самоучек и малограмотных, создан кружок «Друзей книги», который проводил работу с литературой для малограмотных.

Методический кабинет библиотеки разрабатывал ряд материалов по данному направлению: планы чтения - «Что читать начинающему читателю из произведений М. Горького» («Рождение человека», «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Коновалов», «Детство», «Мои университеты»); «Что читать начинающему читателю из произведений А. И. Герцена» («Сорока-воровка», «Доктор Крупнов», «Кто виноват», «Былое и думы», «С того берега»).

Масштабная программа военно-патриотической пропаганды и образования народа начала последовательно проводиться библиотеками в жизнь. В библиотеках регулярно открывались выставки литературы и громкие чтения на темы: «Защита Отечества - священный долг каждого гражданина СССР», «Из истории войн», «Изучай военное дело». В библиотеках устраивались вечера «Красная Армия в художественной литературе», читательские конференции по военным произведениям А. Фадеева, М. Шолохова [21].

В обслуживании читателей важное место занимало такое направление, как разъяснительная работа по коллективизации, которая помогала крестьянам понять преимущества коллективного ведения хозяйства. Каждая библиотека брала на себя обязательство - включить в колхозы не менее 25 бедняцко-середняцких хозяйств, для чего работники библиотек организовывали передвижки или устраивали подворные обходы книгонош, выделяли чтецов для громких читок из числа библиотекарей или общественности, которые затем

проводили разъяснительные беседы по вопросам коллективизации. Так, в с. Ракша около 44 чел. вели разъяснительную работу с крестьянами, заключавшуюся в проведении бесед, выступлениях с докладами, организации выставок книг о колхозе, вывешивании рекомендательных списков и плакатов.

Подобная работа проводилась в Соседской, Мучкапской районных библиотеках и других библиотеках округа. Но были и такие библиотеки, в которых литература по коллективизации или плохо пропагандировалась или ее просто не хватало (Покрово-Марфинская библиотека).

В октябре 1930 г. по всей Тамбовщине проводился «День коллективизации и урожая». Библиотеки не могли остаться в стороне от подготовки и проведения праздника. К этому дню в селах Тамбовского района были организованы книжные выставки на сельскохозяйственную тему. Наряду с этим организовывались культбригады, которые выезжали в районы, вели агитацию за колхозы, давали практические советы, привозили литературу о коллективизации. Так, в декабре 1931 г. библиотека металлистов организовала лыжный пробег в подшефное село, участники которого не только доставили литературу по колхозному движению, но и провели две разъяснительные беседы. Руководство железной дороги отправило в село агитпоезд, который включал киноустановку, радио и литературу по коллективизации.

Работники библиотек активно готовились к проведению мероприятий, посвященных полевым работам и севу. Перед библиотеками и другими книговедческими организациями была поставлена задача: к весенне-посевной кампании приблизить сельскохозяйственную книгу в деревню, довести ее до «низового» читателя. Книгоиздательские организации должны были по имеющимся у них планам издать литературу к весенней посевной кампании. В период ее проведения большинство учреждений, занимавшихся распространением книг, включились в выполнение маршрута весенней культэстафеты, основной задачей которой являлось «продвижение книги к посевной кампании и коллективизации в массы колхозников, рабочих совхозов, батраков и средняков, как через библиотеки, так и путем продажи» [24].

В период индустриализации перед библиотеками была поставлена задача повсеместно распространять политехнические знания, передовой производственный опыт и, всеми силами убеждать народ в необходимости укреплять экономику СССР как условие независимости, благополучной и мирной жизни самих граждан. Для материализации программы производственного просвеще-

ния была разработана система мероприятий. Активной формой пропаганды политехнических знаний являлись конкурсы на лучшего читателя производственной книги. Так, довольно интересную работу проделала клубная библиотека фабрики им. Ногина по внедрению технической грамоты и книги среди рабочих.

По инициативе библиотекаря сняли на 80 стеклах весь технологический процесс работы по прядению и ткачеству и распространили диапозитивы по рабочим казармам и деревенским красным уголкам, где жили рабочие фабрики. Для проведения лекций с показом диапозитивов привлекли специалистов фабрики. Результаты получились поразительные: если в декабре 1930 г. спрашивали 17 % технической книги, то в январе 1931 г. требование на техническую литературу увеличилось больше чем вдвое [23].

С средины 1930-х гг. формы и методы библиотечной работы по производственному просвещению изменяются, что было связано с ростом образовательного уровня читателей, а также новыми задачами индустриализации. Вторая пятилетка шла под сталинским лозунгом: «Кадры решают все!». Человек, его труд - вот что стало главным. Подъем производительности труда превратился в решающий фактор развития народного хозяйства [14]. Работники библиотек организовывали обходы квартир стахановцев, изучали их интересы и фиксировали заказы на литературу. Так, один из самых активных читателей Центральной библиотеки г. Тамбова слесарь завода «Комсомолец» Иван Иванович Огородников не только читал техническую литературу, классиков художественной литературу и аккуратно следил за современными новинками, но и проявлял большой интерес к брошюрам по текущей политике, к литературе по истории партии [22]. В личной библиотеке кузнеца Черемисина из колхоза им. Сталина Минаевского сельского совета Тамбовского района находились такие книги: «Азбука ленинизма» Леонтьева, «О фашистской диктатуре» и др. [19].

Научно-атеистическая пропаганда характеризовалась активизацией атеистического воспитания населения. Так, Первомайская библиотека г. Тамбова для научно-атеистической пропаганды использовала такие книги, как Гурев «Наука и религия о вселенной», «ХХ-летие отделения церкви от государства», Ярославский «Библия для верующих и неверующих», «Религия - опиум народа».

Значительное внимание библиотекари уделяли эстетическому воспитанию населения, которое осуществлялось путем проведения массовых мероприятий в связи с юбилейными датами. Например, к 72-ой годовщине со дня рождения М. Горь-

кого Мичуринской библиотекой были подготовлены выставки, которые были представлены в клубе им. Ленина и научно-исследовательском институте им. Мичурина. В конце 1936 начале 1937 гг., в связи с приближающиеся 100-летием со дня смерти А. С. Пушкина, увеличивался интерес к произведениям великого русского поэта. С августа 1936 г. по январь 1937 г. его произведения требовались читателями в Центральной городской библиотеке 251 раз [20].

В целом в 1920-1930-е гг. одно из центральных мест в обслуживании читателей занимала пропаганда общественно-политической литературы. Библиотеки оказывали большую помощь проведению различных политических и хозяйственных кампаний: подготовке выборов в Верховные Советы СССР и РСФСР, в местные советы депутатов трудящихся, празднованию политических и революционных годовщин и событий. Большая работа была развернута в библиотеках в помощь сети партийно-политического просвещения и политического самообразования. Серьезное внимание уделялось пропаганде литературы в помощь военно-патриотическому воспитанию, укреплению обороноспособности страны и распространению военных знаний. В сферу агитационно-пропагандистской деятельности библиотек органически включалась пропаганда литературы в помощь экономическому строительству, промышленному и сельскохозяйственному производству, повышению производительности труда, внедрению передовых стахановских методов, соцсоревнования, ударничества, овладению новой техникой и производственными профессиями. Активное содействие оказывали библиотеки продвижению в массы читателей художественной литературы.

Литература

1. Абрамов К. И. Библиотечное строительство в первые годы Советской власти. 1917-1920. М., 1974. С. 89-91.

2. Библиотечное дело в СССР: сб. ст. М., 1957. С. 25, 42.

3. ГАТО. (Государственный архив Тамбовской области) Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 131. Л. 2.

4. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 278. Л. 83, 343.

5. ГАТО. Ф.Р-1404. Оп. 1. Д. 779. Л. 25.

6. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 976. Л. 71.

7. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 1128. Л. 82.

8. ГАТО. Ф. Р-1405. Оп. 1. Д. 57. Л. 144.

9. ГАТО. Ф. Р-1475. Оп. 1. Д. 35. Л. 23-об.

10. ГАТО. Ф. Р-1475. Оп. 1. Д. 9. Л. 7.

11. ГАТО. Ф. Р-1475. Оп. 1. Д. 17. Л. 5.

12. ГАТО. Ф. Р-1475. Оп. 1. Д. 19.

13. ГАТО. Ф. Р-1475. Оп. 1. Д. 35. Л. 4.

14. Глазков М. Н. Индустриализация невозможна без книги // Встреча. 2001. № 2. С. 40-41.

15. Глазков М. Н. Массовые библиотеки Советской России в 1925-1929 гг.: лекция. М., 1999. С. 20.

16. Глазков М. Н. От лозунга к практике // Библиотека. 2000. № 6. С. 80-81.

17. Жердевская центральная библиотека: 70 лет. 1932-2002 гг. Жердевка, 2002. С. 3.

18. Заочное отделение при Центральной библиотеке // Тамбовская правда. 1931. 13 окт. С. 4.

19. Ковыль С. Библиотека кузнеца Черемисина // Тамбовская правда. 1936. 6 янв. С. 2.

20. Любимые писатели // Тамбовская правда. 1937. 10 янв. С. 4.

21. Очерки истории Тамбовской организации КПСС. Воронеж, 1984. С. 244-245.

22. Светлов Ал. Что читает рабочий // Тамбовская правда. 1935. 12 окт. С. 4.

23. Техническую книгу - в массы // Тамбовская правда. 1931. 31 мая. С. 3.

24. Ураева И. В. Обслуживание читателей библиотек Тамбовского края в 1930-е гг.: основные направления работы // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире: мат-лы VII Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 22 марта 2010 г. Тамбов, 2010. С 453-459.

25. Ураева И. В. Организация библиотечного обслуживания в Тамбовской губернии в 1920-е гг. // Биб-лиосфера. 2013. №3. С. 23-28.

26. Шапошников А. Е. Место и роль массовых библиотек в решении задач социалистического строительства // Библиотечное дело в период НЭПа (1921 -1929 гг.): сб. науч. тр. М., 1991. Ч. 1. С. 9.

* * *

LIBRARY SERVICE IN THE TAMBOV REGION IN THE 1920-1930s: ORGANIZATION, MAIN AREAS OF WORK

I. V. Urayeva

In article idea of reorganization of system of library service in the Tambov region in the 1920-1930s is given. The main areas of work of libraries in service of users are noted. The author specified that this period became time of formation of political and propaganda activities of libraries with the mass reader. Library promotion of the book closely contacted agitation and propaganda work of the party organizations, carrying out political, economic and other campaigns, celebration of revolutionary anniversaries and other memorials. Big help was given readers in illiteracy and semi-illiteracy elimination, in self-educational reading. Antireligious, popular scientific, production and agricultural literature was widely propagandized. Service of readers took place in conditions of amplifying ideologization of activity of libraries. All work was directed on the solution of the tasks which have been put forward by party resolutions.

Key words: library service, Tambov province, areas of work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.