УДК 02+331
О. В. Шлыкова
д-р культурологии, проф., Научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: olgashlykova@yandex.ru
БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО: ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Поднимается вопрос о развитии человеческого капитала в специализированной подсистеме культуры - библиотечной сфере как одной из ведущих в реализации культурной политики государства. В «Основах государственной политики» (2014) последовательные инвестиции в развитие человека обозначены как необходимое условие для осуществления экономической и социальной модернизации страны, однако позиция государства в отношении такого социального и культурного института, как библиотека (недостаточная поддержка на макро- и микроуровне, финансирование по остаточному принципу), идет вразрез с декларируемыми в названном документе целями. Пересмотр государственной политики в библиотечном деле позволит провести эффективную модернизацию всей библиотечной вертикали.
Ключевые слова: человеческий капитал, библиотека, библиотечное дело, культурная политика
Для цитирования: Шлыкова, О. В. Библиотечное дело: инвестиции в человеческий капитал / О. В. Шлыкова //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 3 (55). - С. 25-32.
Ведущее место в национальном богатстве развитых стран мира сегодня отводится человеческому капиталу как главной доминанте современного социально-экономического развития: удельный вес человеческого капитала от общего богатства достигает 64 % (а в Германии, Японии, Швеции - 80 %) против 16 %, приходящихся на долю физического капитала (накопленных материально-вещественных фондов) и 20 % - природного капитала. Между тем в Российской Федерации объем человеческого капитала составляет всего лишь 14 %, в то время как природного - 72 % (сырьевая экономика) [12, с. 3]. Поэтому острейшей проблемой российского общества является создание условий для формирования человеческого капитала, способствующего переходу страны к инновационному развитию.
В научных исследованиях по человеческому капиталу1 доминирует его понимание
1 Концепция человеческого капитала оформилась в целостную теорию во второй половине ХХ в. и связана с именами представителей «чикагской школы» Г. Беккера [22], Т. Шульца [23]. В дальнейшем теорию разрабатывали П. Бурдье [4], М. Вебер [5].
либо как совокупности знаний, умений, навыков, использующихся человеком для удовлетворения самых разнообразных потребностей в целом (дидактическая трактовка феномена), либо как совокупность инвестиций, повышающих способность человека к труду (узко экономическое его измерение). Современные ученые постепенно смещают акцент в сторону социальных видов капитала, его «социокультурного измерения».
Отметим, что единого устоявшегося подхода к пониманию человеческого капитала за рубежом и в отечественной науке до сих пор не выработано. Эта тема в культурологическом измерении изучена недостаточно глубоко, хотя отдельные контуры соответствующего аспекта намечены в ряде работ. Наиболее отчетливо проявляются два подхода: первый полагает, что человеческий капитал приобретается благодаря инвестициям, увеличивающим потенциал человека [См., например: 7]; второй - благодаря целенаправленному развитию врожденных или приобретенных способностей личности [3]. Расширяя спектр исследовательских направлений по осмыслению человеческого
25
капитала, его рассматривают и как универсальную, самостоятельную составляющую «производственного процесса», обеспечивающую дополнительную стоимость продукта.
Чаще всего выделяют следующие аспекты человеческого капитала: биологический (предполагает рассмотрение вопросов демографии, активного и здорового образа жизни); социальный (его развитие за счет совершенствования системы образования и всей просветительской деятельности, повышения квалификации, социальной организованности); экономический (капитализация человеческого капитала) [2].
Мы полагаем, что человеческий капитал -это самый ценный ресурс в структуре национального богатства, требующий как системных инвестиций, так и создания условий для развития его имманентного потенциала. Более того, в Основах государственной культурной политики [18] планомерные и последовательные инвестиции в человека, в обновление личности названы необходимым и главным условием для осуществления экономической и социальной модернизации страны в исторически короткий срок, перехода к интенсивному пути развития, обеспечивающему готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира. Отсутствие таких вложений в дальнейшем может привести к угрозе гуманитарного кризиса.
В этом же документе основными целями государственной культурной политики названы:
- «укрепление гражданской идентичности;
- создание условий для воспитания граждан;
- сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования (здесь и далее курсив наш. - О. Ш.);
- передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
- обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам» [18].
Все эти цели требуют междисциплинарного подхода (все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, формирование информационного пространства страны и мн. др.). И важную роль в их достижении (особенно относительно выделенных курсивом) играют библиотеки. Поэтому в «Основах государственной культурной политики» заявляется о необходимости «принятия мер по возрождению интереса к чтению», «расширению доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, детской литературы, произведений, созданных на языках народов России», и ставится задача «сохранения библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, принятия мер по модернизации их деятельности» [Там же].
В современных отечественных библиотековедческих исследованиях развивается утверждение о том, что именно библиотеки являются основным звеном в структуре культурного и человеческого капитала. К примеру, Е. В. Никонорова обосновывает это способностью библиотек к следующей деятельности:
- «сохранять и накапливать культурный капитал (в материальной форме - книги, документы на любых носителях, в нематериальной - информация и знания);
- распределять культурный капитал между поколениями;
- поддерживать жизнеспособность человеческой цивилизации (благодаря информации и знаниям);
- обеспечивать безопасность использования культурного капитала путем верификации информации и знаний с первоисточниками;
- участвовать в формировании человеческого капитала, обеспечивая доступность информации и знания» [11].
Если отвлечься от человеческого капитала, то огромное значение библиотек для обще-
26
ства определяется их функциями и социальным назначением. К сущностным (т. е. первичным, неизменным, характеризующим этот социальный институт) социальным функциям относятся:
- кумулятивная - сбор в одном месте разных по форме и содержанию документов, созданных в разное время и в разных точках пространства разными авторами; накопление в библиотеке документов;
- мемориальная - сохранение совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям;
- коммуникативная - предоставление пользователю документов, сведений о документах, организация устного общения между пользователями и авторами документов и носителями социально значимой информации.
Производные функции связаны с изменчивостью библиотеки в связи с трансформациями, происходящими во внешней среде (политическими, экономическими, историческими и др.), поэтому они динамичны, многообразны и не обязательны, исчезновение некоторых из них не ведет к изменению сущности библиотеки как социального института.
Обозначим группу производных функций:
1) социализирующая - адаптация читателя к окружающей среде через информирование по различным проблемам; воспитание гармонически развитой личности;
2) образовательная - библиотека содействует в реализации образовательных задач, помогает в учебе, самообразовании, развитии познавательных интересов;
3) воспитательная - реализуется по 5 направлениям (моральное, экологическое, эстетическое, патриотическое и трудовое воспитание);
4) информационная - содействие развитию производства, внедрению новых достижений науки и практики в деятельность читателя;
5) идеологическая - библиотека способствует формированию определенного мировоззрения читателя и др.
27
Как видно, библиотека в тех или иных вариантах присутствует во всех сферах общества. «Она органически входит во все области и все этапы человеческой жизни - детство, школу, профессиональное обучение, производство, науку, досуг. Она вездесуща, постоянна, общедоступна. Она бережно собирает, хранит и предоставляет произведения письменности, аудиовизуальные и электронные материалы миллионам читателей. Это своего рода информационная модель национальной культуры каждого народа» [10, с. 171]. Но при этом на сегодняшний день нет ни одного индекса, включающего показатели, которые могли бы хоть в какой-то степени стать количественной характеристикой оценки вклада библиотек в развитие культурного и человеческого капитала [11, с. 22].
Значимость библиотеки отражена не только на уровне национального законодательства разных стран, но и на международном. Важным шагом стало включение библиотек на Лионской декларации по доступу к информации и развитию в число «информационных посредников», имеющих «достаточно знаний и средств, чтобы помогать правительствам, учреждениям и частным лицам обмениваться, организовывать, структурировать и понимать данные, необходимые для развития» [Подробнее см.: 9]. С учетом этого документа разрабатывалась Программа развития (Sustainable Development Goals, SDG's) ООН, которая является руководством для всех стран в подходах к улучшению уровня жизни населения и ставит цели на 2016-2030 гг. [См. подробнее: 20]. Таким образом, библиотеки напрямую или косвенно влияют на достижение данных целей, прежде всего четвертой - «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» [8].
Вместе с тем во всем мире библиотечная сфера переживает сильный кризис, во многом вызванный изменением роли библиотек в формирующемся информационном обществе,
которое характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Уже сейчас компьютерные технологии позволяют получать информацию из альтернативных источников, и в этом смысле они являются конкурентами библиотеки. В ответ на этот вызов библиотека осуществляет поиск новых форм работы, трансформируя формы информационного обеспечения (в частности создание и использование электронных библиотек). Однако уже наметилась перспектива роботизации библиотечно-библиографической профессии. Так, например, в Атласе новых профессий (опубликован Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково» в 2015 г.) профессия библиотекаря названа среди «профессий-пенсионеров», которые в период до 2020 г. будут заменены «роботами, компьютерными программами и другими автоматическими решениями». Таким образом, в «библиотеке будущего» функции комплектаторов, систематизаторов, библиографов, работников абонемента и прочих библиотекарей будут выполнять интеллектуальные роботы, а библиотечно-информационные учебные заведения перепрофилируются в цеха по массовому производству библиотечной робототехники [1].
В России же этот кризис усугубляется недостаточной государственной поддержкой библиотечного дела1 на макро- и микроуровне, его финансированием по остаточному принципу, непониманием фундаментальной роли библиотеки для общества, что идет вразрез декларируемым в Основах государственной культурной политики целям. Здесь много проблем, назовем только некоторые.
1 Красноречивым фактом является то, что из «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» исчезло само понятие библиотека. До сих пор отсутствует утвержденная государством Концепция развития библиотечного дела на перспективу. Многие специалисты отмечают непоследовательную политику администрации в отношении библиотек.
1. За последние 25 лет в Российской Федерации значительно сократилось количество библиотек. По данным аудита Счетной палаты по состоянию системы библиотечного обслуживания населения (2015 г.), только за последние три года страна потеряла около 2 000 библиотек [13]. В «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [17] это объясняется «снижением численности населения, в том числе населения, проживающего в сельской местности, распространением домашних форм проведения досуга, развитием информационно-коммуникационных технологий, а также процессами оптимизации бюджетной сети в рамках проведения реформы бюджетного сектора». При этом не учитывается, что, например, сельская библиотека занимает важное место в конкретном социокультурном пространстве региона, ассоциируется у большей части населения с «очагом культурной жизни», информацией, знаниями, развитием, просвещением и т. д. И даже экономически может быть эффективна [См. подробнее: 11]. А создание Национальной электронной библиотеки и точек доступа к ней не может заменить обращение граждан к традиционным печатным документам (книги, журналы, газеты, ноты, карты и т. д.) в существующих библиотеках [13].
2. Тревожит фактическое преобразование библиотек в некие «учреждения культуры нового типа» (концепция библиотеки как «третьего места»), передача ряда библиотек в культурно-досуговые организации, т. е. игнорируется ценность библиотеки как информационного и образовательного учреждения, нивелируется главная составляющая деятельности библиотек по поддержке чтения и развитию книжной культуры [См. об этом: 13; 19].
3. Говоря о человеческом капитале в библиотечной сфере, нельзя не сказать о сотрудниках библиотек и о студентах, обучающихся по библиотечным специальностям. Мы наблюдаем тенденцию старения библиотечных кадров, влекущую архаизацию библиотечного образования. Отсутствие системы государственного
28
распределения привело к тому, что сократился приток молодых специалистов. В вузах и колледжах культуры ежегодно уменьшается количество абитуриентов, поступающих на библиотечную специальность. Практически исчезли дневные отделения в колледжах и библиотечных техникумах, а в вузах культуры повсеместно сокращаются библиотечные факультеты. Вместе с тем для решения современных задач организации библиотечно-информационного обслуживания требуются высококвалифицированные специалисты. На основе анализа состояния библиотечных кадров необходимо формирование государственного заказа на подготовку специалистов библиотечного дела в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Да и большинство студентов «будущими библиотекарями» можно назвать с известной долей условности, так как очень небольшой процент из них приходит работать в библиотечную сферу. И в первую очередь из-за неудовлетворительной зарплаты библиотечных работников и низкого статуса профессии [Об этом см., напр.: 16; 21]. Отсюда (наряду с пресловутой оптимизацией) неукомлектованность штата библиотек, которая ведет к перегрузке сотрудников, излишняя консервативность библиотечного дела. Учитывая статистику поступательного снижения численности молодежи и ее удельного веса в структуре населения [6], эта проблема будет только обостряться.
4. К материальным (т. е. объективным) проблемам также относятся: недостаток средств на должное комлектование фонда библиотеки книгами, периодическими изданиями и медиаизданиями; слабая материально-техническая база библиотеки, не позволяющая создать комфортную среду для пользователя и внедрять новые информационные технологии;
отсутствие средств на реализацию масштабных программ и проектов.
5. Как показывают опросы, значительная часть библиотекарей осознают и проблемы, связанные с необходимостью повышения своей квалификации и профессионального саморазвития, обусловленные постоянным усложнением их деятельности, информатизацией и т. д. И здесь мы сталкиваемся с ограниченным средствами на постдипломное образование библиотекарей.
Даже эти немногие вопросы, затронутые нами, говорят о необходимости пересмотра государственной политики в библиотечном деле. Именно теория человеческого капитала позволяет посмотреть на данную отрасль и, что немаловажно, ее работников как на ценный ресурс для развития современного российского общества, требующий инвестиций ради получения материальных и нематериальных благ в будущем. Более того, библиотеки как часть национальной культуры (т. е. культурного капитала нации) делают возможным само существование нации как субъекта экономического и политического развития, определяющего интеллектуальный потенциал любой страны. Без библиотек, библиографии и поддержки чтения невозможно построить общество знания. Переломы в цивилизационном развитии и преодоление глобальных кризисов [14] потребуют изменения многих смыслов человеческой деятельности, нового понимания отраслевой результативности. Для современных стратегов сферы культуры важно увидеть библиотеку в широком контексте социоэкономических трансформаций. Только такой взгляд позволит провести эффективную модернизацию всей вертикали библиотечного хозяйства - от подготовки кадров до получения уникального библиотечного продукта, востребованного потребителем будущего.
1. Библиотекарей призвали организовать Всероссийский съезд [Электронный ресурс] / Я^пит. - Опубликовано : 20.02.2017. - Режим доступа : https://regnum.ru/news/2241177.html.
2. Брик, Л. В. К вопросу о сущности понятия «человеческий капитал» / Л. В. Брик, А. Г. Горельцев // Вестник МГТУ. - 2014. - Т. 17. - № 4. - С. 637-642.
3. Бураншина, Н. А. Человеческий капитал муниципального образования: понятие и структура / Н. А. Бу-раншина, Н. Л. Иванова // Вопросы управления. - 2011. - № 4. - С. 160-169.
29
4. Бурдье, П. Социология политики : пер. с фр. / П. Бурдье; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. -Москва : Socio-Logos, 1993. - 336 с.
5. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - Москва : Прогресс, 1990.
6. Демографический ежегодник России - 2017 [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа : http://www.gks.ru/bgd/regl/B17_16/Main.htm.
7. Добрынин, А. И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренова. - Санкт-Петербург : Наука, 1999. - 309 с.
8. Инчхонская декларация и ЦУР 4 - Образование-2030: рамочная программа действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002456/245656R.pdf.
9. Лионская декларация по доступу к информации и развитию [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.lyondeclaration.org/content/pages/lyon-declaration-ru.pdf.
10. Матвеева, Е. А. Роль библиотеки в современном обществе, ее вклад в сохранении национальной культуры / Е. А. Матвеева // Омский научный вестник. - 2002. - Вып. 18. - С. 171-173.
11. Никонорова, Е. В. Устойчивое развитие культурного и человеческого капитала: роль библиотек и ее оценка / Е. В. Никонорова // Библиотековедение. - 2017. - № 1 (66). - С. 19-28.
12. Проблемы эффективности государственного управления. Человеческий капитал территорий: проблемы формирования и использования : моногр. / Г. В. Леонидова, К. А. Устинова, А. В. Попов, А. М. Панов и др.; под общ. ред. А. А. Шабуновой. - Вологда : Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2013. - 184 с.
13. Резолюция круглого стола «Какие библиотеки нужны России? К чему может привести слияние РГБ и РНБ» [Электронный ресурс]. - Опубликовано : 03.03.2017. - Режим доступа : http://www.rba.ru/content/ news/vid_news_str.php?id=6327.
14. Синецкий, С. Б. Культурные трансформации в XXI веке: осмысление перспектив [Электронный ресурс] / С. Б. Синецкий // Культурологический журнал. - 2012. - № 3. - Режим доступа : http://www.cr-journal.ru/rus/journals/146.html&j_id=11.
15. Старовойтова, О. Р. «Человеческий капитал» школьных библиотекарей: вопросы инвестиций / О. Р. Старовойтова // Школьная библиотека. - 2004. - № 4. - С. 61-65.
16. Степанова, А. С. Практические и исследовательские проблемы библиотек: взгляд реальных и будущих библиотекарей [Электронный ресурс] / А. С. Степанова // Методобъединение: виртуальное объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью. - Режим доступа : http://www.vmo.rgub.ru/ researh/articles/stepanova.php.
17. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 3260п) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7i2xm.pdf.
18. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70828330/#ixzz5S1uwjPU2/.
19. Формируя будущее библиотек, или ALMA-встречи [Электронный ресурс] // Университетская книга. -Опубликовано : 22.08.2018. - Режим доступа : http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/8590-formiruya-buduschee-bibliotek-alma-vstrechi.html.
20. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс] / ООН. - Режим доступа : https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.
21. Якимчук, Р. П. Библиотеки и библиотечная профессия в России XXI века [Электронный ресурс] / Р. П. Якимчук // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 6. - Режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2011/10/2974.
22. Becker G. S. 1964. Human Capital. Columbia University Press.
23. Shultz T. 1968. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N. Y. vol. 6.
Получено 14.06.2018
30
O. Shlykova
Doctor of Cultorology, Professor, scientific-educational center"Civil society and social communications" of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: olgashlykova@yandex.ru
LIBRARIANSHIP: INVESTMENTS TO THE HUMAN CAPITAL
Abstract. The article raises a question of developing human capital in specialized sub-system of culture - library sphere as one of the leading in realizing state politics of culture. Basic Principles of State Policy of the Russian Federation (2014) determine regular investments to man's development as a necessary term of economic and social modernization of the country. But the position of the state regarding such social and cultural institution as a library (insufficient support on macro- and micro-level, on the leftover principle financing) is running counter to the aims declared in Basic Principles of State Policy. Reviewing of the state policy in librarian ship will allow to conduct effective modernization of all library vertical.
Keywords: human capital, library, librarianship, cultural politics
For citing: Shlykova O. 2018. Librarianship: investments to the human capital. Culture and Arts Herald. No 3 (55) : 25-32.
References
1. Librarians were preached to hold All-Russian congress [Electronic resource]. Regnum. Available from : https://regnum.ru/news/2241177.html. (In Russ.).
2. Brik L., Goreltsev A. 2014. On the essence of the concept "human capital". Vestnik of MSTU. V. 17. No 4 : 637-642. (In Russ.).
3. Buranshina N., Ivanova N. 2011. Human capital of municipal entity: notion and structure. Management Issues. No 4 : 160-169. (In Russ.).
4. Bourdieu P. 1993. Sotsiologiya politiki [Sotsiologiya of policy]. Comp., ed. and foreword by N. Shmatko. Moscow : Socio-Logos. 336 p. (In Russ.).
5. Weber M. 1990. Izbrannye proizvedeniya [Chosen works]. Moscow : Progress. (In Russ.).
6. Demograficheskiy ezhegodnik Rossii - 2017 [The Demographic Yearbook of Russia - 2017] [Electronic resource]. Federal State Statistics Service. Available from : http://www.gks.ru/bgd/regl/B17_16/Main.htm. (In Russ.).
7. Dobrynin A., Diatlov S., Tsyrenova E. 1999. Chelovecheskiy kapital v tranzitivnoy ekonomike: formirovanie, otsenka, effektivnost' ispol'zovaniya [Human capital in transitive economy: formation, evaluation, utilization efficiency]. St. Petersburg : Nauka. 309 p. (In Russ.).
8. Inchkhonskaya deklaratsiya i TSUR 4 - 0brazovanie-2030: ramochnaya programma deystviy [Incheon Declaration and SDG4 - Education 2030: Framework for Action] [Electronic resource]. Available from : http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002456/245656R.pdf. (In Russ.).
9. Lionskaya deklaratsiya po dostupu k informatsii i razvitiyu [The Lyon declaration on access to information and development] [Electronic resource]. Available from : https://www.lyondeclaration.org/content/pages/lyon-declaration-ru.pdf. (In Russ.).
10. Matveeva E. 2002. The role of library in modern society, its contribution to national culture safety. Omsk Scientific Bulletin. Issue 18 : 171-173. (In Russ.).
11. Nikonorova E. 2017. Sustainable Development of Cultural and Human Capital: the Role of Libraries and its Assessment. Bibliotekovedenie [Library and Information Science (Russia)]. No 66 (1) : 19-28. (In Russ.).
12. Problemy effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya. Chelovecheskiy kapital territoriy: problemy formirovaniya i ispol'zovaniya [State management efficiency problems. Human capital of territories: formation and utilization problems]. 2013. Authors: Leonidova K., Ustinova A., Popov A., Panov A. etc.; Shabunova A., ed. Vologda : Institute of social and economic development of territories of RAS. 184 p. (In Russ.).
31
13. Rezolyutsiya kruglogo stola «Kakie biblioteki nuzhny Rossii? K chemu mozhet privesti sliyanie RGB i RNB» ["What libraries does Russia need? What can the merger of Russian State Library and Russian National Library lead to?" Round Table Resolution] [Electronic resource]. Available from : http://www.rba.ru/content/news/ vid_news_str.php?id=6327. (In Russ.).
14. Sinetskii S. 2012. Cultural Transformations in the 21st Century: Rethinking Prospects [Electronic resource]. Jornal of cultural research. No 3. Available from : http://www.cr-journal.ru/rus/journals/146.html&j_id=11. (In Russ.).
15. Starovoytova O. 2004. "Human capital" of school libraries: investments issues. Shkol'naya biblioteka [School library]. No 4 : 61-65. (In Russ.).
16. Stepanova A. Practical and research topics of libraries: views of real and future librarians [Electronic resource]. Metodob"edinenie: virtual'noe ob''edinenie bibliotek i organizatsiy, rabotayushchikh s molodezh'yu [Methodological association: virtual association of libraries and organizations working with young people]. Available from : http://www.vmo.rgub.ru/researh/articles/stepanova.php. (In Russ.).
17. Strategiya gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda (Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 fevralya 2016 goda № 3260p) [Strategy of state cultural policy for the period till 2030 (adopted by the order No. 3260n of the Russian Federation government dated February 29, 2016] [Electronic resource]. Available from : http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7i2xm.pdf. (In Russ.).
18. Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. № 808 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki» [RF President Order No. 808 "On confirmation of State cultural policy grounds"] [Electronic resource]. Available from : http://base.garant.ru/70828330/#ixzz5S1uwjPU2/ (In Russ.).
19. Forming libraries of future or ALMA-meetings [Electronic resource]. Universitetskaya kniga [University book]. Available from : http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/8590-formiruya-buduschee-bibliotek-alma-vstrechi.html. (In Russ.).
20. Tseli v oblasti ustoychivogo razvitiya [Aims in the field of sustainable development] [Electronic resource]. UN. Available from : https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (In Russ.).
21. IAkimchuk R. 2011. Libraries and library profession in Russia of the 21th century [Electronic resource]. Modern scientific researches and innovation. No 6. Available from : http://web.snauka.ru/issues/2011/10/2974. (In Russ.).
22. Becker G. S. 1964. Human Capital. Columbia University Press. (In Eng.).
23. Shultz T. 1968. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N. Y. vol. 6. (In Eng.).
Received 14.06.2018
***ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ** *ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ЮБИЛЕЕМ ЧГИК*** ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ***
Дорогие студенты, магистранты и аспиранты Челябинского государственного института культуры!
Годы вашего обучения и личностного становления проходят в замечательном вузе - одном из лучших в своем профиле. Впереди у вас много интересных самых неожиданных открытий, встреч, поисков и идей. Не снижайте динамики своего профессионального развития. Уверенно, по-уральски спешите делать добро, продвигайте и любите культуру. Путь, который вы выбрали, не самый простой, но точно знаю, что яркий, познавательный и насыщенный.
Каждое новое ваше достижение - это не только ваша победа, но и успех нашей Альма-матер. Всегда помните, что великие Учителя ЧГИК, в том числе и те, кого уже нет, они с нами, это наша достойная культурная Память. Учителя незримо стоят рядом, они интуитивно ощущают результаты учеников, поддерживая и одобряя, мудро наставляя и с гордостью направляя на путь истинный.
Челябинский институт культуры - ЧГИК - это не только отличные аудитории, собственные общежития и база отдыха. ЧГИК - это концентрация интеллекта, вуз, в котором сформировалась авторитетная школа российской гуманитарной мысли. Наука всегда была сильной стороной нашего института и остается таковой сегодня.
Теперь мы - единая команда. И от нас с вами зависит, как оценят нас благодарные потомки. Ведь мы не столько получили в наследство знания и творения, сколько взяли взаймы у будущих поколений. Поэтому именно от нас с вами зависит, каким станет это будущее, наше культурное пространство в целом. От нас зависит, как изменится социокультурная политика в стране. Не сомневаюсь, что именно вы - будущие выпускники ЧГИК разных ступеней подготовки - достойная опора нашей страны. Желаю вам позитива и вдохновения на многие лета!
О. В. Шлыкова, доктор культурологии, профессор РАНХиГС (г. Москва) Выпускница ЧГИК 1982 г.
32