Научная статья на тему 'Библиотечно-просветительская деятельность фабрикантов Костромской губернии в конце XIX начале ХХ века'

Библиотечно-просветительская деятельность фабрикантов Костромской губернии в конце XIX начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАБРИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / БЕСПЛАТНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕК / КОСТРОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ELUCIDATIVE ACTIVITY / FACTORY LIBRARIES / FREE LIBRARIES / HISTORY OF LIBRARIES / KOSTROMA PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьёв Алексей Александрович

Статья посвящена истории зарождения фабричных библиотек в сельской местности Костромской губернии, о которых ранее практически не было публикаций на страницах печати. Автор рассматривает главные статистические показатели работы читален и анализирует их необходимость и влияние на местное население. Показана роль фабрикантов в просвещении рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY-ELUCIDATIVE ACTIVITY OF MANUFACTURERS OF KOSTROMA PROVINCE IN LATE XIXEARLY XX-TH

The article is devoted to the history of origin the factory libraries in countryside of the Kostroma province, about which earlier practically there were no publications on press pages. The author considers the main statistical indicators of the reading rooms and analyzes their necessity and influence on a local population. The role of manufacturers in education of workers is shown.

Текст научной работы на тему «Библиотечно-просветительская деятельность фабрикантов Костромской губернии в конце XIX начале ХХ века»

УДК 374.71

Соловьев Алексей Александрович

кандидат исторических наук

Ивановская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.К. Беляева

[email protected]

БИБЛИОТЕЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАБРИКАНТОВ КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Статья посвящена истории зарождения фабричных библиотек в сельской местности Костромской губернии, о которых ранее практически не было публикаций на страницах печати. Автор рассматривает главные статистические показатели работы читален и анализирует их необходимость и влияние на местное население. Показана роль фабрикантов в просвещении рабочих.

Ключевые слова: просветительская деятельность, фабричные библиотеки, бесплатные библиотеки, история библиотек, Костромская губерния.

В конце XIX - начале ХХ века всё больше фабрикантов стало ясно осознавать, что не только промышленность, но и наука, просвещение, культура являются двигателями общественного прогресса. Поэтому предприниматели начали весьма активно вкладывать часть своих капиталов в эти непроизводственные сферы жизни. Не стояли в стороне от этого процесса и костромские фабриканты, многие из которых прославились и как деловые люди, и как культуртрегеры.

В данной статье речь пойдет о библиотечно-просветительской деятельности фабрикантов в сельских населенных пунктах Костромской губернии. В дореволюционной России многие предприятия находились не в городах, а в фабричных селах (фактически - поселках). Некоторые из них (Родники, Середа, Вичу-га) были более многолюдными, чем иные города.

Конечно, далеко не каждый фабрикант реально заботился о просвещении своих рабочих. Но многие из них действительно не жалели денег, чтобы приобщить работников предприятий к чтению, оторвав их тем самым от чрезмерного употребления спиртными напитками и других пагубных привычек (кулачные бои, азартные игры). Пьянство рабочих приводило к поломке оборудования предприятий, к увеличению травматизма, прогулам, опозданиям на работу и т.п.

Необходимость в книгопечатной продукции в деревнях и селах Костромской губернии к концу XIX в. стала всё более очевидной. Известный библиотековед Н.А. Рубакин говорил о вновь нарождающемся типе сельских жителей, которые смотрели на книгу как на свое главное орудие, отличаясь отчасти даже преувеличенной верой в нее.

Н.А. Рубакин вспоминал: «Нешто без книги теперь что-нибудь делают? - говорил мне один из таких верующих. - Без нее дом не строится, без нее обедни не служат, без нее одежды не сошьешь, потому что теперь все ткани машинные, а машины по книжкам делаются... Книга помогает думать и чувствовать ! Я так думаю, что половина наших разговоров и мыслей из книг выходит: вычитал, услышал и - своими словами высказал» [5, с. 186].

В то же время книг в костромских деревнях в конце XIX в. было немного. Земские статистики свидетельствовали: «Крестьяне достают все книги у офеней от 3 коп. до 15 и больше платят... Хотя и есть библиотеки для школьников, но приходящим там книг не выдают... Больше всего интересуют крестьян книжки по сельскому хозяйству, огородничеству, садоводству и пчеловодству. Желательно бы крестьянам иметь книжки, объясняющие явления природы, рассказы о жизни животных, о земле, о небе... В том горе - не знают, как достать и откуда именно» [7, с. 97]. Естественно, в таких условиях появление библиотек при крупных фабриках в сельской местности выглядело вполне оправданным и своевременным. Многие костромские предприниматели понимали, что назрела необходимость просвещения рабочих.

Одними из первых озаботились просвещением своих рабочих фабриканты Красильщиковы из села Родники Юрьевецкого уезда. Еще в 1890 г. Николай Михайлович Красильщиков основал бесплатную библиотеку при своей фабрике [2]. С 1891 г. в столовой для рабочих проводились чтения с «волшебным фонарем» (его можно считать первым примитивным кинематографом). Для этого здесь оборудовали постоянную сцену. В 1903 г. в Родниках на средства Красильщиковых был построен Народный дом, который стал главным культурно-просветительным центром для всего окрестного населения (рис. 1). На его возведение Красильщиковы выделили 50 тыс. руб. Нардом назвали в честь костромского губернатора И.М. Леонтьева. Его заведующим долгие годы являлся местный учитель В.А. Халезов [8, с. 20-21].

Большую роль в просвещении населения Родников и соседних деревень играли народные чтения с картинками, проводившиеся в Народном доме. Наибольший интерес у слушателей (их иногда собиралось до 1 тыс. человек) вызывали лекции духовно-нравственного, исторического, естественнонаучного, медицинского и географического содержания. Кинотека Красильщиковых была лучшей в губернии, отпуская картины на прокат в началь-

Рис. 1. Здание Народного дома в Родниках (фото начала ХХ в.)

ные школы Юрьевецкого, Кинешемского и Нерех-тского уездов. Ежегодно фабриканты пополняли её картинками для «волшебного фонаря» на 200300 руб. [8, с. 28-29].

В 1903 г. при Нардоме Красильщиковы создали прекрасную народную библиотеку (рис. 2). Она обслуживала читателей с 9-00 до 18-30 ежедневно, кроме праздничных и воскресных дней. По праздникам и воскресеньям рабочие имели возможность почитать свежие газеты в чайной Нардома, вмещавшей до 400 человек. В библиотеке был оборудован уютный читальный зал, в котором практиковалось коллективное чтение новых периодических изданий. Кстати, Красильщиковы выписывали в читальню более 20 газет и журналов. Расход на содержание и пополнение фондов библиотеки ежегодно состав-

лял около 1 тыс. руб. Действительно, библиотека при Нардоме пополнялась весьма активно. Так, если в 1904 г. в её фонде насчитывалось 2700 томов, то в 1913 г. - уже более 5 тыс. томов. То есть за 8 лет произошло почти двукратное увеличение. Лучше других был укомплектован отдел беллетристики, в котором в 1913 г. находилось более 2 тыс. книг. Он же являлся лидером по популярности среди читателей. В 1912 г. из него выдавалось на дом более 18 тыс. книг. Посещаемость библиотеки при Нардо-ме увеличивалась с каждым годом. Если в 1904 г. её посетили чуть более 11 тыс. раз, то в 1912 - уже свыше 21 тыс. раз. При этом неуклонно возрастало и число взятых книг и периодических изданий. Так, в 1904 г. читателями было взято около 15,5 тыс. томов, а в 1912 г. - 28,5 тыс. томов [8, с. 17].

Рис. 2. Библиотека-читальня при Народном доме в Родниках (фото начала ХХ в.)

Среди читателей, чей уровень грамотности ежегодно увеличивался, преобладали мужчины. В 1903 г. мужчин среди подписчиков библиотеки насчитывалось 757 человек, в 1912 г. - 862 человека. Однако число женщин-читательниц возрастало гораздо более значительно. За 10 лет их стало в 61 раз больше! Если в 1903 г. библиотеку посещало всего 3 грамотные женщины, то в 1912 г. их стало уже 183. Более чем в 2 раза среди библиотечных подписчиков за это же десятилетие увеличилось количество подростков (как девочек, так и мальчиков). Их соответственно было 160 и 362 человека. Если обратиться к отчетам народной библиотеки при Нардоме, получается, что в 1913 г. в среднем один рабочий на фабриках Кра-сильщиковых прочитывал за год 4,7 книги и 14 номеров газет и журналов [8, с. 18, 25].

Также при Нардоме, кроме народной читальни, с 1903 г. существовала библиотека Общественного собрания служащих фабрик Красильщиковых. К 1913 г. она насчитывала более 4 тыс. книг и почти 1,5 тыс. периодических изданий. Самой популярной здесь была русская и переводная беллетристика. Большим спросом пользовались газеты и журналы. Число подписчиков данного просветительного заведения в 1903-1912 гг. колебалось от 58 до 189 человек [8, с. 20]. Подобное явление следует признать нормальным, так как библиотека не ориентировалась на массового читателя, а относилась к читальням ограниченного пользования.

Заботясь об увеличении уровня грамотности среди рабочих, Красильщиковы еще в 1889 г. при фабрике открыли одноклассное училище. В 1903 г. оно было преобразовано в двухклассное, поэтому для него построили новое оборудованное здание. Также Красильщиковы открыли ещё 6 школ в районе Родников. Всего на школьное дело фабриканты потратили почти 370 тыс. руб. При каждом учебном заведении существовали учительская и ученическая библиотеки для внеклассного чтения. При училище в Родниках они в 1912 г. насчитывали более 2 тыс. томов каждая. При этом на одного ученика приходилось почти 5 книг [8, с. 12].

Следует признать, что Красильщиковы достигли немалых успехов в деле просвещения и развития грамотности рабочих. Если в 1885 г. на фабрике насчитывалось всего 5% умеющих писать и читать, то в 1903 г. у них трудились 66% грамотных мужчин и 19% женщин. В 1913 г. эти цифры выглядели ещё более впечатляющими, соответственно составляя 83 и 52%. На Товариществе мануфактур в 1913 г. работало 7646 человек [8, с. 6]. Кстати, среди рабочих фабрик Красильщиковых были известные социал-демократы А.В. Калинин, П.И. Сурков и Н.Р. Шагов, избранные депутатами II, III и IV Государственной Думы.

В 1903 г. Красильщиковы организовали книжную торговлю при Народном доме в Родниках.

Ежегодные объемы продаж в среднем составляли около 2 тыс. руб. Каждый рабочий тратил в год примерно 21 коп. на покупку книг и 15 коп. на приобретение учебных пособий [8, с.26-27].

Таким образом, следует констатировать, что предприниматели Красильщиковы сделали очень много для приобщения простого населения Родников к печатному слову. Именно они стояли у истоков библиотечного дела в регионе.

Такой же большой вклад в просвещение рабочих внесли фабриканты Скворцовы в селах Середа и Писцово Нерехтского уезда. Первая бесплатная библиотека в Середе (ныне это город Фурманов - районный центр Ивановской области) появилась при фабричном храме. Здесь в 1895 г. на средства Скворцовых была оборудована церковно-приходская читальня. В 1913 г. она насчитывала уже 2090 томов преимущественно духовно-нравственного содержания. В 1913 г. на фабрике работало 2104 человека, из которых только 830 были грамотными (и 39%). За 19 лет деятельности этого просветительного заведения подписчиками являлись 3500 человек, то есть в среднем в год 184. Таким образом, к книге удалось приобщить около 22% тех работающих, которые умели читать [3, с. 305; 9, с. 45, 60].

Созданный здесь же книжный склад специализировался на продаже церковной литературы, а также картин и листков религиозного содержания. В 1900 г. фабриканты Скворцовы инициировали создание общества трезвости, которое к 1914 г. раздало всем желающим жителям Середы и близлежащих деревень более 113 тыс. брошюр антиалкогольного содержания [3, с. 60].

В 1895 г. Скворцовы начали оказывать финансовую помощь только что открывшемуся Середс-кому двухклассному училищу. Ежегодно за счет фабрикантов оно пополнялось всем необходимым, в том числе учебниками и книгами. В результате общий библиотечный фонд в 1913 г. составлял 8300 томов. При этом в училище существовала учебная, учительская библиотеки и библиотека для внеклассного чтения. Все учащиеся были обеспечены бесплатными учебниками [3, с. 60-61].

Наибольший вклад в развитие библиотечного дела в Писцове внес директор-распорядитель «скворцовской» фабрики Н.П. Павлов. Именно по его инициативе в 1907 г. в селе было построено специальное здание, в котором и разместилась бесплатная фабричная библиотека. К 1913 г. на комплектование её фонда правление фабрики израсходовало более 2 тыс. руб. В результате читальня насчитывала на начало 1913 г. 1827 книг и периодических изданий. Из них почти 63% составляла русская и зарубежная беллетристика (самые востребованные издания среди рабочих). Всего за первые 6 лет работы библиотеки её подписчиками пе-

Рис. 3. А.И. Коновалов (фото начала ХХ в.)

ребывало 1891 человек (то есть в среднем по 310 читателей в год). Например, в декабре 1912 г. было зарегистрировано 304 подписчика, при этом на Писцовской фабрике работало 2270 человек. Таким образом, к чтению удалось приобщить 13% от общего числа рабочих. Однако грамотными из 2270 работающих на предприятии являлись только 1217 человек, поэтому подписчиками библиотеки были 25% трудящихся, умеющих читать [3, с. 306; 4, с. 88, 93-94]. Данный показатель чуть превышал аналогичный в Середской фабричной читальне.

Правление Писцовской фабрики оказывало финансовую помощь местному мужскому одноклассному училищу, в котором к 1913 г. удалось создать богатую библиотеку для учащихся и учителей (в ней находилось более 3800 учебников и около 2000 книг для внеклассного чтения). В 1894 г. при фабрике в специальном двухэтажном здании было открыто женское одноклассное училище. При нем также существовали библиотеки для учеников и учителей. В 1913 г. читальня для учащихся насчитывала 768 томов, а учительская библиотека - 445 томов. Наконец, в 1909 г. в Писцове появилось высшее начальное училище имени И.И. Скворцова. Его фундаментальная библиотека состояла из 719 книг, а библиотека для внеклассного чтения - из 658 томов. Кроме этого, было приобретено более 1700 учебников и учебных пособий [4, с. 96-98, 100-102].

Таким образом, очевидно, что фабриканты Скворцовы являлись так же, как и Красильщико-вы, крупнейшими культуртрегерами, заложившими основу для дальнейшего библиотечного строительства в уезде. В то же время следует отметить, что библиотечно-просветительской деятельностью в Нерехтском уезде Костромской губернии занимались и другие предприниматели. Так, в 1898 г. в селе Киселево появилась бесплатная читальня при фабрике Горбуновых. В 1901 г. в селе Яков-левское (ныне город Приволжск - районный центр Ивановской области) при фабрике А.М. Сидорова начала работу библиотека имени В.А. Жуковского [2; 10, с. 30].

Предприниматели промышленного Кинешемс-кого уезда также не забывали о просвещении своих рабочих и служащих. В уезде с 1900 г. функционировали бесплатные библиотеки при Товариществе мануфактур И. Коновалова в селах Бонячки и Каменка, а также Н. Разоренова и М. Кормили-цына в с. Тезино, с 1901 г. - при фабрике А. Моро-кина в с. Новая Гольчиха, а с 1905 г. - при промышленном предприятии Г. Разоренова и И. Кокорева в с. Тезино [1]. Фактически Бонячки, Гольчи-ха и Тезино были огромным фабричным поселком - конгломератом, который уже в начале XX в. носил название Новая Вичуга (ныне это город Ви-чуга - районный центр Ивановской области). Таким образом, в этом индустриальном «мегаполисе» до революции существовало пять бесплатных читален.

В Кинешемском уезде наиболее заметный след оставила библиотечно-просветительская деятельность А.И. Коновалова (рис. 3), который жертвовал немалые деньги на содержание учебных заведений и библиотек как в городе Кинешме, так и в сельской местности, являясь попечителем церковно-приходских школ в уезде, создателем Кине-шемского реального училища и т.п.

В 1898 г. по инициативе А.И. Коновалова в Бо-нячках в помещении обширной фабричной столовой начали проводить народные чтения с так называемыми «туманными картинками», используя «волшебный фонарь». Помещение могло одновременно вместить до 1200 человек. Чтения пользовались огромной популярностью в рабочей среде. Через некоторое время помимо религиозно-нравственных чтений стали устраивать исторические и литературные народные чтения. В здании Общественного собрания служащих при фабриках в Бо-нячках (рис. 4) были организованы чтения по гигиене, медицине и прикладным наукам, которые проводились отдельно от рабочих. В чтениях участвовали местные учителя, врачи, священники [11, с. 67].

Фабричная библиотека при предприятии Коноваловых в Бонячках являлась одной из лучших

Рис. 4. Общественное собрание служащих при фабриках в с. Бонячки (фото начала ХХ в.)

в Кинешемском уезде. Её фонд в 1913 г. превышал 3 тыс. томов. Удалось организовать читальный зал, пользовавшийся огромной популярностью у рабочих. Подписчики данного просветительного заведения были весьма активны. В среднем из библиотеки ежегодно выдавалось по 12 тыс. экземпляров. Наиболее востребованными у читателей выступали отделы периодических изданий и беллетристики [11, с. 67-68].

Безусловно, до идеала сельским фабричным библиотекам было очень далеко. С одной стороны, нужно согласиться с Н.А. Рубакиным, который справедливо отмечал, что большинство читателей «пасутся на обширной ниве родной и заграничной беллетристики, то сбиваются в кучу вокруг какого-либо автора, то идут вразброд, бродя туда-сюда, пожирая без разбора всякую траву, какая попадет в зуб» [6, с. 88]. Но, с другой стороны, нельзя не признать, что с появлением на селе фабричных библиотек рабочие познакомились с более разнообразными изданиями, в том числе с работами классиков отечественной и зарубежной литературы.

Долгое время, особенно в советский период нашей истории, в литературе муссировалась легенда о том, что «акулам капитала» было невыгодно распространение грамотности и образования среди рабочих и крестьян. На наш взгляд, всё вышесказанное в статье убедительно опровергает подобное утверждение. Конечно, далеко не все предприниматели щедро жертвовали средства на культурнопросветительные цели. Существовали среди них, безусловно, и такие, кто считал вредным распространение знаний среди простого населения. Однако на рубеже XIX - ХХ в. такие ортодоксы были скорее исключением из правил. Можно утверждать,

что не они определяли магистральное направление, по которому двигалось российское предпринимательское сословие в общественной жизни.

Следует констатировать, что костромские фабриканты сделали немало для приобщения населения к чтению. Предприниматели, учреждая в конце XIX - начале ХХ в. бесплатные библиотеки на селе, создавали основу для превращения чтения в социальную норму, а книги - в атрибут повседневной жизни не только привилегированных сословий, но и простого народа.

Библиографический список

1. Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. 133. Оп. 2. Д. 12780. Л. 17.

2. ГАКО. Ф. 133. Оп. 2. Д. 12815. Л. 37, 84.

3. Кондаков А. Библиотечное дело на Костромской губернской земской выставке 1913 г. // Библиотекарь. - 1913 - № 4. - С. 304-306.

4. Описание Середских и Писцовских фабрик, изданное в память губернской земской выставки в городе Костроме в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. - М., 1913. - 110 с.

5. Рубакин Н.А. Книгоноша // Альманах библиофила. - М.: Книга, 1982. - Вып. 13. - С. 185-188.

6. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. - М.: Книга, 1975. - Т. 1. - 223 с.

7. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тени-шева. Костромская и Тверская губернии. - СПб.: Навигатор, 2004. - Т. 1. - 567 с.

8. Товарищество мануфактур А. Красильщико-вой с сыновьями в селе Родники Юрьевецкого уезда Костромской губернии. Культурно-просветитель-

ная деятельность в Родниковском фабричном районе. - М., 1913. - 88 с.

9. Товарищество мануфактур И.И. Скворцова. -М., 1913. - 105 с.

10. Товарищество мануфактур братьев Г. и А. Гор-

буновых. Краткий исторический очерк. 1826-1913. / Репринт. изд. 1913 г. - Фурманов, 2008. - 40 с.

11. Товарищество мануфактур И. Коновалова с сыном. 1812-1912. Исторический очерк. - М., 1912. - 120 с.

УДК 93

Трифанков Ярослав Юрьевич

Брянский государственный технический университет

[email protected]

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ И ЮГО-ЗАПАДНОЕ КАЗАЧЕСТВО

Анализируются региональные особенности юго-западного казачества и его исторический опыт, способствующий процессу возрождения России после смены парадигмы развития.

Ключевые слова: казачество, государство, юго-западный регион, традиции и возрождение.

Казачество возникло на переломах истории России, на границе цивилизаций, географических регионов, на стыке религиозных конфессий, культур. Оно исторически носит интегративный характер с преобладанием славянского элемента, сплавляет разломы истории и культурной среды.

Региональный характер складывался с развитием российской государственности и его разломами. Есть казаки донские, кубанские, запорожские, сибирские, дальневосточные, даурские и др. Возникали различные казацкие сообщества, при сохранении основополагающих характеристик казачества, как воинские, трудовые и социокультурные одновременно. В периоды опасности верх брало первое, в периоды мирной жизни - второе, а сплавлялось в третье. Казачество, прежде всего, исторически самоуправляемая структура и система социальных отношений, возникшая в соединении воинского дела, трудовой деятельности и ощущения своей значимости и самоуважения.

Региональные особенности рассмотрим на примере юго-западного казачества, которое после распада старой Руси долго было пограничной зоной между Степью и Лесом, между Московией и Речью Посполитой.

Вопрос о возникновении казачества и самоопределении жителей бывшей Малороссии, к которой относился регион, далеко не выяснен в литературе, хотя и живет в исторической памяти народа. Есть предположения, что их предками были «черные клобуки», несшие службу на границах (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, А.И. Миллер, О.А. Самчевский, С.М. Броневский); касоги, поселившиеся в XI веке на севере Черниговщины (Ян Потоцкий); коренное население этих территорий - северяне (предки ославянившихся легендарных савиров, севрюков (Л. Гумилев); сиверские вольницы, наподобие запорожской (Н.И. Костома-

ров). Польский историк М. Кромер и русский князь М.М. Щербатов видели в казаках остатки половцев, Вольтер - остатки татар [1, 3, 6].

Под именем Малороссии в XIX в. понимались Черниговская и Полтавская губернии, но в историческом смысле территория Малороссии значительно шире. Во времена начала Золотой Орды и крестовых походов католического Запада под руководством Папы через Прибалтику на Русь в тринадцатом веке малорусская территория под давлением извне и внутренних причин соединилась с частью прибалтийской территории литовских племен, и возникла русская Литва - «Великое русское и литовское княжество». 90% населения называло себя русским, законодательство было русским. Жителей Московского княжества они называли «москалями». Здесь и возникли «юго-западные» казаки [2, 5].

Одновременно шло образование и других региональных казачьих сообществ. В конце XV в. встречается первое упоминание о казаках в хронике Бельского, который говорит, что в 1481 г. во время похода «поляков против татар» проводниками «поляков были казаки» [2, 4]. Это было время распада Золотой Орды и, после противостояния на реке Угре, рождения России Ивана Третьего. Это время формирования и передвижения границ государственных образований. Казачество и зародилось в ходе этого процесса. Например, особенность «ста-родубской народности» (центра данного регионального казачества) в том, что с XV в. и до сих пор она считает себя не великороссами («москалями»), не украинцами («хохлами»), а чем-то особым, но русским. А соседи, в свою очередь, называли их «казако-коцапами». Первые организованные казачьи отряды на Стародубщине (юго-западный район Брянской области) появились в середине XVI века. В этот исторический период московское правительство привлекало на службу «вольных» ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.