Научная статья на тему 'Библиотечно-информационная деятельность как направление подготовки магистров для библиотечной отрасли'

Библиотечно-информационная деятельность как направление подготовки магистров для библиотечной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASTER'S DEGREE / LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY / SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS / CONTINGENT STATISTICS / TRAINING PROBLEMS / EDUCATIONAL PROGRAMS / МАГИСТРАТУРА / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПБГИК / СТАТИСТИКА КОНТИНГЕНТА / ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Марина Николаевна

Рассмотрены некоторые итоги и проблемы подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности на базе библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК). Приведена статистика контингента обучающихся за 2011-2019 гг., процентное соотношение приема и выпуска, в том числе по кафедрам факультета; процентное соотношение обучающихся с профильным и непрофильным образованием; статистика трудовой занятости обучающихся по заочной форме обучения; статистика гражданства обучающихся и др. Проведен сравнительный анализ статистических данных, представлены основные выводы. Идентифицированы основные проблемы набора и обучения магистрантов очной и заочной форм, в том числе иностранных граждан; обозначены системные проблемы магистратуры как второго уровня высшего образования в библиотечно-информационной отрасли. Представлена текущая ситуация с разработкой образовательных программ в связи с утверждением ФГОС3++ и введением его в действие с сентября 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY AS A DIRECTION OF TRAINING OF MASTERS FOR THE LIBRARY INDUSTRY

The paper describes some results and problems of training of masters in library and information activity on the basis of the Library and Information Department of Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. The statistics of the contingent of students for 2011-2019, the percentage of admission and graduation, including the departments of the faculty; the percentage of students with specialized and non-core education; statistics of employment of students of the correspondence course; statistics of citizenship of students, etc. are mentioned. The comparative analysis of statistical data and the main conclusions are presented in the paper. The main problems of recruitment and training of full-time and part-time students, including foreign citizens are identified; the system problems of Master’s programme as the second level of higher education in the library and information industry are identified. The current situation with the development of educational programs in connection with the approval of Federal state educational standard of higher professional education 3++ and its introduction in September 2019 is presented.

Текст научной работы на тему «Библиотечно-информационная деятельность как направление подготовки магистров для библиотечной отрасли»

4. The federal law «About education in the Russian Federation» of 29.12.2012 No.273-FL. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (date of the application 02.11.2019). (In Russian)

5. Vishnyakova A.A. (2014) Free time of youth of a large city and the main forms of its use in modern conditions (for example, the city of Irkutsk) : abstract thesis ... candidate of sociological sciences : 22.00.04 / Alyona A. Visnyakova ; Buryat State University Ulan-Ude, 2014. 26 p. (In Russian)

УДК 02-051:378.22 ББК 78

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ДЛЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ ОТРАСЛИ

Марина Николаевна Колесникова доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Санкт-Петербург, Россия marik008@mail.ru

Рассмотрены некоторые итоги и проблемы подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности на базе библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК). Приведена статистика контингента

обучающихся за 2011-2019 гг., процентное соотношение приема и выпуска, в том числе по кафедрам факультета; процентное соотношение обучающихся с профильным и непрофильным образованием; статистика трудовой занятости обучающихся по заочной форме обучения; статистика гражданства обучающихся и др. Проведен сравнительный анализ статистических данных, представлены основные выводы. Идентифицированы основные проблемы набора и обучения магистрантов очной и заочной форм, в том числе иностранных граждан; обозначены системные проблемы магистратуры как второго уровня высшего образования в библиотечно-информационной отрасли. Представлена текущая ситуация с разработкой образовательных программ в связи с утверждением ФГОС3++ и введением его в действие с сентября 2019 г.

Ключевые слова: магистратура, библиотечно-информационная деятельность, СПбГИК, статистика контингента, проблемы подготовки, образовательные программы.

LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY AS A DIRECTION OF TRAINING OF MASTERS FOR THE LIBRARY INDUSTRY

Marina Nikolaevna Kolesnikova Doctor of Pedagogic Sciences, Professor Saint-Petersburg State University of Culture and Arts

Saint-Petersburg, Russia marik008@mail.ru

The paper describes some results and problems of training of masters in library and information activity on the basis of the Library and Information Department of Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. The statistics of the contingent of students for 2011-2019, the percentage of admission and graduation, including the departments of the faculty; the percentage of students with specialized and non-core education; statistics of employment of students of the correspondence course; statistics of citizenship of students, etc. are mentioned. The comparative analysis of statistical data and the main conclusions are presented in the paper. The main problems of recruitment and training of full-time and parttime students, including foreign citizens are identified; the system problems of Master's programme as the second level of higher education in the library and information industry are identified. The current situation with the development of educational programs in connection with the approval of Federal state educational standard of higher professional education 3++ and its introduction in September 2019 is presented.

Keywords: master's degree, library and information activity, Saint-Petersburg State University of Culture and Arts, contingent statistics, training problems, educational programs.

С 2011 г. в вузах культуры России началась подготовка магистров библиотечно-информационной деятельности. Как справедливо отмечалось в профессиональной печати, обсуждение проблем подготовки кадров для библиотек, жаркие дискуссии вокруг содержания и концептуальных оснований образовательных программ по данному направлению свидетельствовали «о неравнодушии библиотечного научного сообщества к будущему библиотек и формированию профессионалов нового поколения» [Пилко, 2016, с. 100; Калегина, 2015, с. 41]. Сейчас уже важно подвести некоторые итоги этой работы на примере библиотечно-информационного факультета (БИФ) Санкт-Петербургского государственного института

культуры (СПбГИК) - старейшего факультета старейшего вуза культуры, отметившего в прошедшем году 100-летний юбилей.

В данное время идет девятый учебный год подготовки магистров -кадров высшей квалификации второго уровня. На БИФ, начиная с 2013 г., состоялось семь выпусков дипломированных магистров по очной форме обучения, шесть - по заочной.

Приводимая далее статистика контингента выпускников позволяет сделать некоторые выводы о магистратуре как форме подготовки кадров для библиотечной отрасли.

В 2011-2019 гг. были приняты:

- на очную форму обучения - 63 человека, из них уже окончили магистратуру 34 человека (то есть на данный момент 54% от всего приема). Продолжают учиться те, кто был принят в магистратуру в 2018 г. (7 человек (+ один человек находится в академическом отпуске)) и 2019 г. (13 человек). Таким образом, за указанные годы произошел по разным причинам отсев студентов-очников в количестве 8 человек.

- на заочную форму обучения - 108 человек, из них окончили магистратуру - 50 (то есть на данный момент 46% от всего приема). Продолжают учиться 43 человека, принятых в 2017-2019 гг. (+один человек находится в академическом отпуске). Таким образом, отсев студентов-заочников за все время составил 14 человек.

Причины, по которым обучающиеся отчисляются из магистратуры, разные - неплатежеспособность, тяжелые заболевания, переезд на жительство в другую страну/город, невозможность совмещать учебу с работой, семейные обстоятельства и др.

Итого с 2011 г., включая набор обучающихся 2017-2019 гг., которые еще продолжают обучение, были приняты на обе формы обучения 171 человек, из них закончили обучение 84 человека. Продолжают обучение 63

человека (+ двое в академическом отпуске в связи с рождением детей). Если исходить из оптимистического сценария развития событий и предположить, что все обучающиеся ныне магистранты получат дипломы, то их выпуск, тем самым, составит только 86 % от приема (напомним, что нормативными требованиями установлен процент «отсева» студентов в 10 %).

Показательную картину дает статистика контингента магистрантов по некоторым критериям, важным для анализа деятельности магистратуры БИФ:

• по образованию:

- с профильным образованием по очной форме обучения за все время были приняты 48 человек, то есть 76 % от количества принятых (из них - 37 - выпускники БИФ СПбГИК и 11 человек из других вузов, в том числе зарубежных, где осуществляется подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности (Алтайский государственный институт культуры, Восточно-Казахстанский государственный университет, ВосточноСибирский государственный институт культуры, Каирский университет, Мордовский государственный университет, Монгольский государственный университет искусств и культуры, Университет Дамаска, Ханойский национальный университет и др.), с непрофильным - 15 человек;

- с профильным образованием по заочной форме обучения приняты 40 человек, то есть 37 % от количества принятых (все - выпускники БИФ СПбГИК, за исключением одного магистранта, закончившего Московский государственный институт культуры).

Таким образом, всего с профильным образованием по обеим формам обучения было принято 88 человек, то есть 51 % от количества принятых, что свидетельствует о значительной популярности магистратуры БИФ у специалистов других, порой весьма далеких от библиотек сфер деятельности.

- непрофильное образование (83 человека) представлено разнообразными профессиями и специальностями: педагоги (специальности - химия, иностранный язык, социальная педагогика, психология, дошкольная педагогика, математика, филология, история и др.), журналисты, искусствоведы, экономисты, юристы, специалисты по государственному и муниципальному управлению, менеджеры социально-культурной деятельности, философ, социальный работник, регионовед (по Западной Европе), специалист по туризму и предпринимательству, специалист по социокультурному сервису и туризму, социолог, политолог, врач-кардиолог, метеоролог, дизайнер интерьера, архитектор, инженер-технолог, инженер по прикладной информатике, специалист по 1Т и др.);

• по гендерному признаку:

- преобладающий контингент магистрантов составляют женщины, что вполне объяснимо. По очной форме обучения за весь период были приняты 11 мужчин (затем четверо отчислены), по заочной - 16 (один отчислен), итого было принято 27 мужчин (15,8 %);

• по гражданству:

- были приняты 11 иностранцев, прибывших из следующих государств (по хронологии поступления): Монголия (три человека, двое закончили обучение), Сирия (двое человек, один закончил обучение), США (один человек, закончил обучение), Казахстан (два человека - одна закончила обучение, одна отчислена), Вьетнам (один человек, продолжает обучение), Египет (один человек, продолжает обучение), Хорватия (один человек, продолжает обучение);

• сотрудники библиотек и информационных служб организаций (сведения приведены на момент поступления):

- по очной форме обучения - 24 человека; по заочной форме - 86 человек. Итого 110 человек (64 % от числа поступивших за все время);

• продолжение обучения в аспирантуре:

- пять магистров учатся в СПбГИК, один - в Московском государственном областном университете, один (гражданка Сирии) - в Донском университете.

Некоторые итоги

1. В целом, 44 % контингента обучающихся в магистратуре по обеим формам обучения составляют выпускники БИФ СПбГИК (76 человек); а по очной форме обучения - 59 %.

2. Обучающиеся с профильным образованием составили только 51 % от контингента обучающихся; обучающиеся с непрофильным образованием в основном имеют профессии и специальности из социально-гуманитарной сферы.

3. 64 % выпускников магистратуры на момент поступления в магистратуру работали в библиотеках и профильных организациях. Основной мотив получения профессионального образования теми, кто его не имеет - сохранение данной работы и продвижение по служебной лестнице. Те же, кто не имеет профильного образования и не работал в библиотеках, приходят учиться в магистратуру БИФ, рассчитывая потом трудоустроиться в библиотечной сфере.

Основные проблемы

1) Ежегодно отмечается недостаточно высокий конкурс поступающих в магистратуру на очное обучение. К сожалению, выпускники бакалавриата по очной форме обучения преимущественно стремятся сразу устроиться на работу, а не оставаться на иждивении у родителей еще два года обучения.

2) Существенной проблемой является неудовлетворительная посещаемость занятий обучающимися в очной магистратуре, так как практически все они вынуждены работать, поскольку стипендия студента не обеспечивает их жизненных потребностей. Это не может не сказываться на качестве освоения ими образовательной программы.

3) Магистранты-заочники сталкиваются с проблемой легитимного

участия в учебной сессии, так как нередко работодатели не предоставляют таким сотрудникам учебный отпуск.

4) Отмечается проблема преподавания учебных дисциплин в разнородных по составу учебных группах, поскольку вместе учатся магистранты с различным профильным образованием и уровнем подготовки3, что вынуждает преподавателя либо сначала устраивать своеобразный «ликбез» по учебной дисциплине для части слушателей группы, нерационально расходуя учебное время, вместо изложения более серьезного по сложности материала, либо просить данных слушателей самостоятельно и быстро «подтянуть» свои знания до уровня обучающихся с базовым образованием. Но рассчитывать на 100 % выполнение поставленной задачи все равно не приходится, так как магистрант может либо не иметь для этого необходимого времени в силу своей занятости на работе и вообще учится, что называется, по «остаточному принципу»4; либо не найти необходимые источники; либо не сумеет самостоятельно разобраться в незнакомой терминологии и концептах, как, например, студенты-иностранцы; и даже просто полениться заниматься дополнительно вне учебных занятий5.

5) Неустойчивость нормативно-правовой и учебно-методической базы, регламентирующей образовательную подготовку, в частности, федеральных

3 Также в группе оказываются и иностранцы, далеко не всегда хорошо знающие русский язык, что также создает проблемы для всех участников учебного процесса -самого магистранта, преподавателя, пытающегося донести до него нужное знание, всей учебной группы, вынужденной отвлекаться и реагировать на коммуникацию между не(до)понимающим соучеником и «измученным» преподавателем. В магистратуре БИФ подобное происходило и происходит с обучающимися из Монголии, Сирии, Египта, Вьетнама, которые плохо владели/вообще не владели не только русским, но и английским языком.

4 Хотя в СПбГИК расписание составляется так, чтобы занятия у магистрантов проходили не каждый день, а, например, три раза в неделю, включая выходной день -субботу, и преимущественно в вечернее время.

5 Проблемы, перечисленные в п. 1-4, гипотетически могут иметь определенные решения: введение гибких, модульных, быстро адаптируемых к запросам внешней среды программ обучения, индивидуально настраиваемые графики обучения магистрантов, электронное онлайн образование и др. Понятно, что эти решения будут противоречить сложившейся системе организации учебного процесса и труда преподавателей вузов и породят сложные социальные проблемы.

государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, бесконечно и, как правило, поспешно корректируемых. В течение одного учебного года могут меняться требования и установки Минобрнауки, которые обязывают профессорско-преподавательский состав вуза, что называется, «на ходу» приспосабливать к ним образовательные программы, учебные планы и дисциплины, и такое бесконечное реформирование содержания подготовки будущих библиотекарей, безусловно, не идет на пользу системе профессионального образования, о чем уже говорилось в ряде публикаций [Колесникова, 2016, с. 20; Колесникова, 2016, с. 109; Кузичкина, 2015, с. 47].

6) Статичность, «жесткость» образовательных программ с линейностью освоения учебных дисциплин и отсутствием их свободного выбора обучающимися, что препятствует академической мобильности магистрантов, рассматриваемой сегодня как необходимой составляющей получения высшего образования.

7) Отсутствие апробированной, обоснованной профессиональной модели магистра библиотечно-информационной деятельности (в том числе прогностической модели будущего магистра) как предполагаемого специалиста для работы в профильной отрасли деятельности.

8) Связанная с вышеназванной ситуацией проблема отсутствия в библиотеках корреляции должностей штатного расписания и уровня полученного образования - бакалавра или магистра: другими словами, диплом магистра не дает никакой гарантии получения более высокой должности. Он рассматривается, в первую очередь, как гарантия сохранения работы теми выпускниками, которые не имеют профильного образования. Это, на наш взгляд, девальвирует саму идею магистратуры, если ее выпускники не получают ожидаемых статусных преимуществ.

Отдельного обсуждения требуют образовательные программы, согласно которым в стране осуществляется подготовка магистров библиотечно-информационной деятельности. В частности, в СПбГИК пока

еще действует Основная образовательная программа (ООП), принятая в 2013 г., по которой доучиваются студенты, принятые в 2017, 2018 гг., и уже введена в действие новая ООП для принятых на обучение в 2019 году.

Нельзя не упомянуть о том, что, как установлено нормативными требованиями, на факультете в июне 2018 г. был подготовлен проект новой Примерной основной образовательной программы (ПООП), поскольку 7 декабря 2017 г. был утвержден очередной ФГОС магистратуры по направлению 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность -ФГОС3++, являющийся переходным к следующему ФГОС4, который, видимо, уже вскоре приведет к очередной переработке образовательных программ и перестройке учебного процесса.

Разработанная ПООП в значительной степени сохраняет преемственность с ООП. Кардинальными новациями стали только изменения в составе и структуре компетенций. В предыдущем стандарте были установлены общекультурные (7) и профессиональные компетенции (ПК) (27). Итого - 34 компетенции.

В ПООП введены универсальные (УК) (6) и общепрофессиональные (ОПК) (3) компетенции, которые являются общими для освоения по всей укрупненной группе специальностей 51.00.00. Культуроведение и социокультурные проекты, куда входит и библиотечно-информационная деятельность.

Профессиональные компетенции теперь разделены на обязательные (6), осваиваемые обучающимися во всех вузах, готовящих магистров БИД, и рекомендуемые (5), которые каждый вуз выбирает в зависимости от направленности образовательной подготовки магистров. Итого в новом ФГОСе установлено 20 компетенций. Такое сокращение количества ПК произошло вполне обосновано и не за счет простого отказа от формирования каких-то компетенций, которые ранее нужны были магистру, а через несколько лет вдруг оказались ненужными. Практика преподавания убедила

в необходимости пересмотреть содержание формируемых ПК, в ряде случаев уточнив, объединив, актуализировав те знания, умения и навыки, которые они включают.

В Примерном учебном плане в проекте ПООП были также предложены некоторые изменения, в частности, в цикле профессиональных дисциплин: в базовую часть включены новые дисциплины: Информационно-библиографические процессы в науке, культуре и образовании, Технологический подход к библиотеке: теория и методология. Вариативная часть учебного плана должна составляться из тех дисциплин, которые ведутся в данном вузе.

Однако за прошедший год по непонятным причинам ПООП так и не была утверждена на федеральном уровне. Между тем, приемная кампания 2019 г. завершилась, и на БИФ СПбГИК приняты новые магистранты -13 человек - очники, 17 человек - заочники, которые будут обучаться по ФГОС 3++.

В такой ситуации при отсутствии общей для профильных вузов ПООП на факультете была разработана новая ООП, которая не имеет кардинальных содержательных отличий от предыдущей в профессиональной части, сохраняя преемственность и в наборе профессиональных дисциплин и практик, и в привлекаемых для ее реализации кадров преподавателей, а также специалистов из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью программы магистратуры. Существенные отличия данная ООП имеет в составе дисциплин социально-гуманитарного цикла в сторону увеличения (по сравнению с предыдущей) их количества и имеющегося дублирования некоторых из них. Данную ситуацию, на наш взгляд, можно объяснить влиянием установленных во ФГОС 3++ УК и ОПК для всей укрупненной группы специальностей, под которые вуз ввел в учебный план соответствующие дисциплины, но, к

сожалению, не совсем рационально. Не исключено, что потребуется корректировка учебного плана в ближайшие учебные годы.

Несмотря на имеющиеся проблемы, как локального, так и общесистемного характера, прошедшие восемь лет деятельности магистратуры БИФ СПбГИК позволяют в ретроспективе оценить достигнутые результаты в целом как положительные, свидетельствующие о перспективе развития данного уровня высшего образования в петербургском вузе с учетом того важного обстоятельства, что из всех профильных вузов культуры СПбГИК имеет самые высокие контрольные цифры приема на бюджетное обучение, которые в совокупности с брендом старейшего вуза отрасли, работающего в Санкт-Петербурге - культурной столице России, составляют его безусловное конкурентное преимущество.

Библиографический список

1. Калегина О. А. Магистерская подготовка библиотекарей: проблемы и практическая реализация / О. А. Калегина, Г. М. Кормишина // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 205. Непрерывное библиотечно-информационное образование : науч.-метод. конференция памяти В. А. Минкиной, 19 - 20 марта 2015 г. / СПбГУКИ ; ред.-сост. В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, А. А. Грузова. Санкт-Петербург, 2015. С. 41-47.

2. Колесникова М. Н. Библиотечные кадры не для библиотек / М. Н. Колесникова // Библиотеки. Четене. Комуникации: Четиринадесета нац. науч. конф. с международно участие, Велико Търново, 17 - 18 ноем. 2015 г.: Посветена на 830-годишнината от въстанието на болярите Петър и Асен и възстановяването на българската държава. В. Търново, 2016. С. 108 -114.

3. Колесникова М. Н. Виды деятельности и компетенции будущего библиотекаря согласно образовательным стандартам / М. Н. Колесникова // Профессиональное образование в сфере культуры: сб. докладов научно-практических конференций к 70-летию Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий (12 - 13 ноября 2015 г.). Санкт-Петербург, 2016. С. 20-28.

4. Кузичкина Г. А. Проблемы профилизации подготовки магистров по направлению 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность / Г. А. Кузичкина // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 205. Непрерывное библиотечно-информационное образование : науч.-метод. конференция памяти В. А. Минкиной, 19-20 марта 2015 г. / СПбГУКИ ; ред.-сост. В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, А. А. Грузова. Санкт-Петербург, 2015. С. 47-52.

5. Пилко И. С. Опыт подготовки магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» / И. С. Пилко, Л. Г. Тараненко // Науч. и техн. б-ки. 2016. № 6. С. 98-112.

References

1. Kalegina O. A. (2015) Master's training of librarians: problems and practical implementation / O. A. Kalegina, G. M. Kormishina // Proceedings of St. Petersburg State University of Culture and Arts. V. 205. Continuous library and information education: scientific methodological conference in memory of V. A. Minkina, March 19 - 20, 2015 / SPbGUKI; ed. By V. V. Brezhnev, T. V. Zakharchuk, A. A. Gruzova. St. Petersburg. Pp. 41-47. (In Russian)

2. Kolesnikova M. N. (2016) Library staff are not for libraries / M. N. Kolesnikova // Libraries. Reading. Communications: fourteenth national scientific conf. with international participation, Veliko Tarnovo, 17-18 Nov. 2015. Dedicated to the 830th anniversary of the uprising of bolyars Peter and Asen and the restoration of the Bulgarian state. V. Tarnovo. Pp. 108 -114. (in Russian)

3. Kolesnikova M. N. (2016) Types of activities and competencies of the future librarian according to educational standards / M. N. Kolesnikova // Vocational education in the field of culture: collection of reports of scientific and practical conferences dedicated to the 70th anniversary of the St. Petersburg College of Library and Information Technologies (November 12-13, 2015). St. Petersburg. Pp. 20-28. (In Russian)

4. Kuzichkina G. A. (2015) Problems of specialized education of masters in the section of 51.04.06 Library and information activity / G. A. Kuzichkina // Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. V. 205. Continuous library and information education: scientific methodological conference in memory of V. A. Minkina, March 19 - 20, 2015 / SPbGUKI; Ed. - comp. by V. V. Brezhnev, T. V. Zakharchuk, A. A. Gruzova. St. Petersburg. Pp. 47-52. (In Russian)

5. Pilko I. S. (2016) Experience in masters' education in the section of "Library and Information Activities" / I. S. Pilko, L. G. Taranenko // Scientific. and tech. libraries. No. 6. Pp. 98-112. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.