Научная статья на тему 'Библиотечная реклама и возможности современных веб-сайтов'

Библиотечная реклама и возможности современных веб-сайтов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1554
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ / БИБЛИОТЕКА / РЕКЛАМА / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Туранина Н.А., Сергеева А.Ю.

В постоянно изменяющемся обществе, библиотека должна стать проводником не только в мир книг, но и в мир Интернета. Этот виртуальный источник информации способствует повышению роли детских библиотек для успешной реализации библиотечной политики, продвижения нового опыта, объединения библиотечного сообщества в решении проблем. В этом процессе большую роль играет один из ресурсов интернета библиотечный сайт, который можно рассматривать как одну из разновидностей библиотечной рекламы. В связи с этим необходимо: улучшить качество, яркость, насыщенность, и разнообразие рекламной информации; разделить рекламу на части в соответствии с возрастной аудиторией; разнообразить методы и формы доставки рекламной информации до пользователей; продумать слоган и фирменный знак библиотеки, который будет привлекать внимание детей и стимулировать их интерес к библиотеке; проводить оценку результативности различных видов и форм рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотечная реклама и возможности современных веб-сайтов»

Туранина Н.А., д-р филол. наук, проф., Сергеева А.Ю., магистрант Белгородский государственный институт искусств и культуры

БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМА И ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВЕБ-САЙТОВ

В постоянно изменяющемся обществе, библиотека должна стать проводником не только в мир книг, но и в мир Интернета. Этот виртуальный источник информации способствует повышению роли детских библиотек для успешной реализации библиотечной политики, продвижения нового опыта, объединения библиотечного сообщества в решении проблем. В этом процессе большую роль играет один из ресурсов интернета - библиотечный сайт, который можно рассматривать как одну из разновидностей библиотечной рекламы. В связи с этим необходимо: улучшить качество, яркость, насыщенность, и разнообразие рекламной информации; разделить рекламу на части в соответствии с возрастной аудиторией; разнообразить методы и формы доставки рекламной информации до пользователей; продумать слоган и фирменный знак библиотеки, который будет привлекать внимание детей и стимулировать их интерес к библиотеке; проводить оценку результативности различных видов и форм рекламы.

Ключевые слова: веб-сайт, библиотека, реклама, библиографическая информация, пользователь.

Одной из главных особенностей современной эпохи является стремительное развитие науки и техники, а информационные технологии уже не рассматриваются как символ будущего, они прочно закрепились в настоящем. Информационные технологии в жизни современного общества играют огромную роль, стимулируют развитие самых разнообразных сфер деятельности человека от легкой промышленности до социальных сетей.

С переходом общества на новый уровень развития резко возросло значение рекламной информации, которая заняла решающее место в социально-экономической жизни страны.

Долгое время о рекламе в библиотеках всерьез не говорили, не готовили специалистов рекламного дела, но в настоящее время библиотека начинает интенсивно внедрять элементы рекламы в свою деятельность. Проблемами рекламной деятельности в современных библиотеках, занимаются библиотековеды: Т.И. Рыжкова, А.Н. Ванеева, О.О. Борисова, которые считают, что важнейшей формой продвижения библиотечных услуг и интеллектуальной продукции библиотек является библиотечная реклама [3]. Она определяет логику развития информационного дела и приводит к решению проблемы своевременного появления опережающей библиографической информации. Библиотечная реклама выполняет свою специфическую роль, которая заключается в обеспечении доступности библиотечных услуг и привлечения потенциальных пользователей. Это связано с тем, что общество выдвигает новые требования к организации многих процессов в различных областях, исключением не становится и библиотечная жизнь. В настоящее время бытует ошибочное мнение о том, что библиотечные организации

начинают уступать Интернету свои ведущие позиции в сферах науки, образования, культуры, просвещения, но именно сейчас все типы библиотек вышли на новый уровень работы и подтверждением этого факта являются библиотечные сайты, как одна из разновидностей рекламы в библиотеке.

Библиотечный сайт является необходимостью нашего времени в силу того, что виртуальные источники информации предоставляют доступ к размещенной на них информации в любое время, в любом объеме и из любой точки Земли. Кроме того, сайты библиотек дают возможность совершенствования профессионального уровня библиотекарей, осваивающих новые технологии, новые проекты и программы других библиотек, что позволяет решать различного рода проблемы. Детские библиотеки региона тоже нашли своё место в культурной, информационной и образовательной сфере интересов подрастающего поколения. Создание сайта детской библиотеки довольно сложный процесс, который проходит несколько этапов. Вместе с развитием программных средств работа по разработке сайта стала одновременно и проще, и сложнее. Если ранее создать сайт библиотеки - это значило всего лишь заявить о себе в Сети, то в настоящее время уже сформированы критерии оценки библиотечных сайтов, проходят конкурсы сайтов. Каждая программа развития библиотечно-информационного обслуживания населения не обходится без пункта о библиотечных сайтах [2].

Роль веб-сайтов в современной жизни общества всегда интересовала ученых, среди них: Е.А. Давыдова, Т. Г. Пунина, Д.Б. Сугак [4], которые отмечают что в последние тысячелетия научное сообщество активно осваивает ресурсы

глобальной сети Интернет. Наиболее ощутимы преимущества использования интернета в общественной сфере, и в частности в библиотеках. Каждый пользователь библиотеки может получать самую актуальную и достоверную информацию об услугах библиотеки с помощью сайта. Проблема роли сайтов в формировании имиджа библиотеки и ее рекламная роль недостаточно разработана в библиотековедческой науке.

В процессе исследования нами использовались критерии оценки веб-сайтов по Е.А. Давыдовой [1]:

• Содержание

• Дизайн (визуальное оформление)

• Навигация

• Дополнительные

Мониторинг сайтов детских библиотек Белгородской области: «Центральная районная детская библиотека Алексеевского района», «Центральная детская библиотека Валуйского района», «Грайворонская районная детская библиотека им. Российского детского фонда», «Центральная детская библиотека Красногвардейского района», «Центральная детская библиотека Прохоровского района», дал нам весомые результаты.

Максимальное количество баллов по каждому критерию, которые могли набрать библиотечные сайты, представлены в таблице 1.

Представленный результат показывает, что структура и наполненность библиотечных сайтов в большей мере соответствует всем выделенным требованиям, но есть и свои особенности каждого из-за сайтов, которые требуют развернутого и грамотного подхода с учетом возрастных особенностей читателей.

Количество баллов

Центральная районная детская библиотека Алексеевского района. Главная страница сайта оформлена достаточно просто в спокойном голубом тоне, анимации и красочных рисунков нет, много текста мелким шрифтом, что не может привлечь детей и подростков. Меню сайта состоит из следующих ссылок: «О библиотеке», «Фотогалерея», «Новости», «Пресса о нас» (связь с общественностью), «Читателям», «Полезные ссылки», «Методическое досье», «Детские библиотеки». В целом, сайт достаточно информативный, однако, некоторые страницы меню, такие как: «Читателям», «Полезные ссылки» не содержат информации и находятся на стадии разработки. Главный минус веб-сайта Алексеевской библиотеки в том, что здесь присутствует разного рода всплывающая реклама, которая отвлекает внимание пользователей и препятствует просмотру сайта. Думается, что дети и их родители не проявят интерес к такому сайту.

Центральная детская библиотека Валуй-ского района «Островок детства». Профессионально выполненный сайт, меню сайта состоит из 17 основных разделов, которые в свою очередь еще делятся на несколько подразделов. Все разделы распределены по нескольким блокам: «Читателям» («Конкурсы», «Наши издания», «Права ребенка», «Помощники в выборе книг», «Советуем почитать», «Коллекция буктрейле-ров», «Мультсалон», «Игротека», «Гостиная для родителей»), «Коллегам» («Методическая копилка»), «Основное меню» («Наша библиотека», «Новости библиотеки», «Безопасный интернет», «Валуйки- уголок России», «Фотогалерия» «Обратная связь») [5].

Таблица 1

по каждому критерию

Критерии оценок Максимальное кол-во баллов

Содержание

Сайт соответствует теме

Замысел оригинален

В тексте отсутствуют ошибки

Сайт состоит не менее чем из десяти различных страниц

Дизайн

Согласованность интерфейса

Графика, анимация дополняют текстовое оформление

Качество графических файлов

Навигация

Удобство навигации

С главной страницы понятна основная структура сайта

Организация страниц однотипна

С каждой страницы предусмотрен переход на главную страницу

Дополнительные

Возможность корректного просмотра сайта в разных браузерах

Корректная работа при разном разрешении экрана

Быстрота загрузки даже по низкоскоростным линиям

Итого

Результаты мониторинга библиотек региона можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 2

Оценка сайтов детских библиотек региона

Библиотека Детская библиотека Детская библиотека Грайворонская районная Детская библиотека Детская библиотека

Алексеевского Валуйского детская Красногвар- Прохоровского

района района библиотека им. Российского детского фонда дейского района района

Содержание

Сайт соответствует теме

Замысел оригинален

В тексте отсутствуют ошибки

Сайт состоит не менее чем из

десяти различных страниц

Дизайн

Согласованность интерфейса

Графика, анимация

дополняют текстовое

оформление

Качество графических файлов

Навигация

Удобство навигации

С главной страницы понятна

основная структура сайта

Организация страниц

однотипна

С каждой страницы

предусмотрен переход на

главную страницу

Дополнительные

Возможность корректного

просмотра сайта в разных браузерах

Корректная работа при

разном разрешении экрана

Быстрота загрузки

Итого

Наиболее интересные рубрики, которые следует выделить по содержанию и с ярко выраженной рекламной направленностью:

1. «Советуем почитать», в данном разделе находятся советы читателей - списки любимых книг.

2. «Гостиная для родителей», где собраны отрывки из книг и статей о пользе чтения.

3. «Мультисалон», содержит красочные ролики о библиотеки, с любимыми мультипликационными персонажами детей. Валуйки - уголок России», направлен на ознакомление школьников с известными поэтами Валуйского района»

5. «Игротека»: онлайн-викторины, пазлы, раскраски.

6. «Буктрейлер» - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

7. «Обратная связь», куда включены все вопросы читателей.

В библиотеке есть возможность воспользоваться электронными каталогами различных типов. Кроме этого, на сайте

содержится информация о различных клубах, функционирующих в библиотеке: «Альтаир», «Юный правовед», «Подружись со мной, компьютер». Хочется отметить такую особенность сайта как раздел «Наш опрос», где каждому посетителю дается возможность оценить сайт [6]. В целом, можно сказать, что сайт информационно насыщен, довольно красочный, присутствует разного рода анимация, такой сайт будет привлекать пользователей библиотеки, и может быть примером для подражания.

Грайворонская районная детская библиотека им. Российского детского фонда. Сайт библиотеки отличается простой навигацией, скромным дизайном. Основное меню состоит из 4 пунктов: "Главная страница», «О библиотеке», «Структура библиотеки», «Фотогалерея». Особенностью сайта является вкладка «Социальные сети», которые направлены на поддержание связи с общественностью. Так же есть вкладка «Опрос», где можно оценить работу сайта. Важной частью рекламы является вкладка «Друзья

сайта», которая создана для размещения ссылок на ресурсы друзей проекта, с целью обмена полезной информацией. Сайт библиотеки довольно яркий, приятное дизайнерское оформления, с различными сказочными героями. Текста мало, все доступно для в

о Центральная детская библиотека Красногвардейского района. Сайт-библиотеки спдержит следующие разделы: «Новости», «Афиша», «Знакомство с библиотекой», иКлубы», «Почитай», «Я - автор», «Конкурсы», я«Добрый Интернет», «Творчество»,

«Родителям», «Игротека», «Лидеры чтения». иКаждый раздел меню кроме текстового яобозначения имеет еще и картинку - символ в виде закрывающейся и открывающейся книги. Следует отметить, необычный раздел, которого дне было на других библиотечных сайтах: «Я -автор», в который включены сочиненные детьми сттихи и рассказы, есть ссылки на детские еканалы, радио, «Веб-ландию» - страну лучших йнтернет ресурсов для детей. Недостатком сайта является цветовое оформление от которого, грлаза быстро утомляются (бледно-зеленый, оранжевый), но несмотря на этот недостаток, зсайт может привлечь детей и быть источником рекламы [8].

и Центральная детская библиотека Шрохоровского района. Дизайн сайта библиотеки ончень приятный, фон подбирается под определенное время года. Хорошо выбран гшрифт и цвет оформления сайта, однако мало горафической информации. Меню сайта включает разделы: «На главную», «О библиотеке», в«События», «Методический центр»,

о«Краеведческий вестник», «Фотогалерея», з«Гостевая книга», «Форум». Рядом с каждым разделом прописаны возрастные ограничения, ачего не было на других сайтах. На сайте сбиблиотеки есть реклама, но она всплывает и мешает знакомству с библиотекой [9]. а Не менее важным аспектом мониторинга веб-сайтов является библиотечная реклама, [которая присутствует на всех сайтах детских б7иблиотек и содержится в таких пунктах меню как: «Новости», «О библиотеке», «Наши издания» и т.д. В своей рекламной практике любая библиотека должна руководствоваться Федеральным законом "О рекламе" (1995) и "Кодексом рекламной практики", принятым Ассоциацией работников рекламы (1992), в которых прописаны основные требования к библиотечной рекламе:

• широта охвата реальных и потенциальных пользователей;

• соответствие рекламы их нуждам и

потребностям;

• интенсивность и убедительность;

• постоянная обновляемость;

• лаконичность, динамизм, достаточность (рациональная фактографическая насыщенность);

• легкость запоминания рекламного сообщения;

• доходчивость и оперативность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• четкость, красочность, выразительность;

• соответствие уровня услуги заявленной рекламе;

• соответствие содержания и формы потребностям рынка, интересам отдельных читательских групп [3].

Таким образом, анализ библиотечных сайтов, помог нам сделать следующие выводы о рекламных возможностях веб-сайтов:

Предоставление и распространение информационных и методических материалов по библиотечному делу - прямая обязанность методических центров. Всего лишь одна из рассматриваемых нами библиотек (Центральная детская библиотека Валуйского района) предоставляет доступ к электронным каталогам и базам данных, что в свою очередь является элементом рекламы.

Одна библиотека предлагает списки или прайсы собственных изданий (Центральная детская библиотека Валуйского района), что так же является библиотечной рекламой. На сайте Центральной детской библиотеки Прохоровского района рекламируются новые поступления детской литературы.

На сайтах 3 библиотек из 5 есть разделы, в которых содержится списки литератур, рекомендуемые детям для прочтения.

Только одна из всех библиотек предлагает своим пользователям ссылки на сайты других детских библиотек, которые являются своего рода рекламой (Центральная районная детская библиотека Алексеевского район).

Только 4 библиотеки используют возможности предоставления информации в интерактивном режиме, предлагая на своих сайтах услуги on-line консультирования. На сайте 1 библиотеки организован форумы на профессиональные темы (Центральная детская библиотека Прохо-ровского района), позволяющие обсуждать проблемы, возникающие в ходе реализации новых проектов, и находить их решение, делиться накопленным опытом.

Стабильность информационного наполнения обеспечивается, прежде всего, формированием архивов. Все, рассматриваемые нами библиотечные сайты имеют архивы новостей, материалов конференций и других профессиональ-

ных мероприятий, которые рекламируют библиотечные услуги.

В целом, можно сказать, что рассматриваемые нами библиотечные сайты активно реализуют свою методическую функцию, рекламируя необходимую информацию в виртуальной среде.

Проведенное нами исследование позволяет предложить рекомендации по проведению рекламной политики в рамках работы сайтов детских библиотек:

• улучшить качество, яркость, насыщенность, и разнообразие рекламной информации;

• разделить рекламу на части в соответствии с возрастной аудиторией (дети, подростки, родители);

• разнообразить методы и формы доставки рекламной информации до пользователей (не только реклама, преследующая адресную цель, но и реклама, сообщающая о различных услугах, предоставляемых библиотекой);

• продумать слоган и фирменный знак библиотеки, который будет привлекать внимание детей и стимулировать их интерес к библиотеке;

• проводить оценку результативности различных видов и форм рекламы.

Современный опыт показывает, что роль рекламы в формировании положительного образа библиотеки чрезвычайно велика и требует детальной разработки, использование новых технологий с учетом возрастных особенностей детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Давыдова Е.А. Критерии оценки сайтов // Информатика и образование. 2006. № 11. С.

2. Маслова Н.А. «Размышления о сайте детской библиотеки» [Электронный ресурс]. HYPERLINK

"http://lib. 1 september.ru/view_article.php?id=2 (дата обращения: 08.11.2014)

3. Рыжкова Т.И. Видимая библиотека // Библиотечный вестник. 2012. № 2. С.5.

4. Сугак Д.Б. Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности ВУЗА // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С.77-81.

5. Центральная районная детская библиотека Алексеевского района [Электронный ресурс]. URL: http://detbibl.ucoz.ru/ (дата обращения: 09.11.2014)

6. Центральная детская библиотека Валуйского района «Островок детства» [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 09.11.2014)

7. Грайворонская районная детская библиотека им. Российского детского фонда [Электронный ресурс]. URL: HYPERLINK

"http://grdb.ucoz.com/index/perechen_platnykh (дата! .образдрнлына® . 11.2,0е1т4)кая библиотека Красногвардейского района [Электронный ресурс]. URL: http://librari-

(дата обращения: 09.11.2014)

9. Центральная детская библиотека Прохоровского района [Электронный ресурс]. HYPERLINK

"http://detsckayabiblio.ucoz.com/index/film_o_

n

a

Turanina N.A., Sergeeva А.Y. s

LIBRARY ADVERTISING AND POSSIBILITIES OF MODERN WEB SITES

In a constantly changing society, the library should be 0 guide not only in the world of books, but in the world of Internet. This virtual source of information contributes to the enhancement of the role of the children's library for the successful implementation of library policy, the promotion of a new experience, combining the library community in solving problems. In^this process plays a big role one of the resources of the Internet library website, which can be regarded as,one^offhe v^u^P^^ advertising. In this

connection it is necessary to improve the quality, br^§jn^n%ess1plsatura^'ori, 'ana a variety of advertising information; dividing the advertisement in accordance with the age of the audience (children, teenagers, parents); to diversify the forms and methods of delivering advertising information to users (not just advertising, pursuing targeted goal, but also advertising, informing you about the various services provided by the library); to think of the slogan and logo of the library, which will attract the children's attention and stimulate their interest in the library; to assess the effectiveness of different types and forms of advertising. Keywords: website, library, advertising, bibliographic information, the user.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.