Научная статья на тему 'Библиотечная этнология: быть или не быть?'

Библиотечная этнология: быть или не быть? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
376
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОБИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ) / ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕК / БИБЛИОТЕЧНАЯ НАУКА / LIBRARIAN ETHNOLOGY (ETHNO-LIBRARIANSHIP) / FUNCTIONS OF LIBRARIES / LIBRARIAN SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кокорина Светлана Васильевна, Невелева Вера Сергеевна

Анализируется современное состояние российского библиотековедения, раскрыты основные тенденции, в частности, появление новой научной дисциплины «библиотечная этнология». Авторы обосновывают актуальность и необходимость нового научного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARIAN ETHNOLOGY: TO BE OR NOT TO BE?

The article analyzes the modern condition of the Russian librarianship, discovers the basic tendencies, particularly, advent of a new scientific subject librarian ethnology. The authors motivate actuality and necessity of the new scientific branch.

Текст научной работы на тему «Библиотечная этнология: быть или не быть?»

УДК 02

С. В. Кокорина, В. С. Невелева БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТНОЛОГИЯ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Анализируется современное состояние российского библиотековедения, раскрыты основные тенденции, в частности, появление новой научной дисциплины «библиотечная этнология». Авторы обосновывают актуальность и необходимость нового научного направления. Ключевые слова: библиотечная этнология (этнобиблиотековедение), функции библиотек, библиотечная наука

The article analyzes the modern condition of the Russian librarianship, discovers the basic tendencies, particularly, advent of a new scientific subject “librarian ethnology". The authors motivate actuality and necessity of the new scientific branch.

Keywords: librarian ethnology (ethno-librarianship), functions of libraries, librarian science

Переступив порог XXI в., библиотечная наука претерпевает кардинальные изменения в полном соответствии с реалиями нашего времени. Находясь под влиянием современной трансформации общества, библиотековедение, как и другие науки, испытывает на себе все трудности данного процесса, которые выражаются взаимодействием двух противоположных тенденций, с одной стороны, интеграцией наук, а с другой - их дифференциацией. Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний, а интеграция - их синтезом.

Процессы дифференциации библиотечной науки, на наш взгляд, происходят в связи с ее бурной реструктуризацией. Данное явление будет усиливаться, особенно в связи с развитием междисциплинарных связей, что, несомненно, приведет к образованию ряда научных направлений и учебных дисциплин.

Вместе с тем границы между отдельными научными дисциплинами условны и подвижны, поскольку они развиваются не автономно, а в тесной связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям, одно из которых -использование данной наукой знаний, полученных другими науками. Именно здесь и обнаруживается процесс интеграции наук, проявляющийся как во внешних, так и во внутренних взаимоотношениях. Причем внешняя интегратив-ность науки перерастает в форму со сложной системой междисциплинарных связей, где междисциплинарность есть не что иное, как кооперация различных научных областей, система взаимодействий. К тому же, взаимодействий на разных уровнях - «от простого обмена идеями до взаимной интеграции концепций, методологий, исследовательских процедур, терминологических дискурсов» [3, с. 69].

Если ранее, первоначально в ходе эволюции науки ее новые отрасли формировались лишь по предметному признаку, то сегодня характерно становление научных дисциплин по проблемному признаку. В этом случае они возникают в связи с выдвижением новых теорий или проблем. Данная тенденция свидетельствует о поступательном движении научной мысли, что, бесспорно, благотворно влияет на развитие отечественного библиотековедения.

По мнению специалистов, современное библиотековедение переживает новый «виток» теоретических дискуссий, который прежде всего связан с двумя основными причинами: «формированием “матрицы” современной науки (имеется в виду понятийно-категориальный аппарат. - С. К.) и определенным отставанием библиотечной теории от практики» [7, с. 131].

Данное явление было отмечено в дискуссии на заседании секции по научно-исследовательской работе XVI Ежегодной сессии конференции Российской библиотечной ассо-

циации (РБА), проходившей в Тюмени. С точки зрения выступавших, наибольшего внимания требуют вопросы обновления библиотековедческой терминологии и более тесного междисциплинарного взаимодействия в исследовании библиотековедческих проблем [1].

Как уже было отмечено выше, в развитии библиотечной науки в последние десятилетия сложились отчетливые предпосылки к интеграции библиотековедения с базовыми научными дисциплинами, изучающими фундаментальные закономерности и тенденции развития различных сфер общественной жизни, например: экономика, социология, социальная психология, педагогика, политология и др.

На фоне характерных особенностей современного состояния российского библиотековедения появление новой научной дисциплины «Библиотечная этнология» (эт-нобиблиотековедение) воспринимается большинством специалистов как некая закономерность.

Формированию и развитию нового научного направления, призванного интегрировать подходы библиотечной, этнологической и других наук при исследовании проблем библиотечного обслуживания полиэтнического населения, способствуют радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни.

Одной из характерных особенностей современного состояния общества является его культурное многообразие (мультикультурализм). Мультикультурная (культурно-

плюралистическая) модель мира, представленная «в качестве разношерстного ансамбля субкультур» [11, с. 45], определила главный конфликт XXI в., образно охарактеризованный американским политологом и социологом С. Хантингтоном как «столкновение цивилизаций» [12]. В России отношение к мультикультурному как теории, идеологии и политической практике весьма не однозначно. В отличие от многих иных государств Россия имеет значительный опыт (как положительный, так и отрицательный) в решении этнонациональ-ных проблем, в формировании многонационального, но вместе с тем единого народа. Однако явно усиливающаяся в последнее время тенденция миграции населения актуализирует проблемы межличностного взаимодействия, требует их всестороннего осмысления с учетом международного опыта их решения. Изменение характеристик социокультурного пространства в связи с обозначенной тенденцией обусловливает изменение функционирования его субъектов, его элементов. Это относится и к деятельности библиотек, которая должна быть в целом адекватной происходящим в обществе, в его этнической структуре изменениям. Это же в свою очередь побуждает и к научной рефлексии по отношению к новым реалиям в практической деятельности библиотек. Библиотечная этнология в этом смысле действительно явля-

12

ется закономерно возникающим вектором развития библиотечной науки.

В мощных цивилизационных изменениях библиотеке, как верно подметил профессор А. В. Соколов, «предстоит сдать экзамен на жизнеспособность» [10, с. 2]. И от того, как выдержит библиотека данное испытание, насколько правильно будет выбран вектор развития, зависит судьба всего библиотечного сообщества.

Социокультурные тенденции последних десятилетий заставляют по-новому взглянуть на вопросы социальных функций, социальных ролей, базовые миссии библиотеки. Необходимо согласиться с высказыванием Т. Б. Марковой, что «в зависимости от изменений в структуре общества библиотеку можно охарактеризовать как систему целостного отражения развития человечества, как способ видения мира посредством собирания книг, классификаций знаний, систематизации предметов науки, техники, искусства» [6, с. 13].

Как социокультурный институт библиотека включена во все сферы жизнедеятельности человека. Несомненно, она способна не только «удовлетворять потребность в каком-либо виде деятельности, но также и формировать сами потребности, особенно потребности в самостоятельном, избирательном реагировании на жизненно важные условия, в которых находится пользователь библиотеки; потребности изменения внутреннего мира и компонентов внешней среды посредством осознанной активности (выделено мной. - С. К.)» [8, с. 51].

Включаясь в процесс формирования и удовлетворения потребностей, библиотека тем самым выполняет свою культурообразующую роль посредством социальных функций, определяющихся как «обобщенный перечень главных обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки» [9, с. 168] как социокультурного института.

Проблема общественной роли библиотек и критериев ее оценки всегда занимала значимое место в библиотечной науке. Существуют противоречивые мнения относительно социальных функций библиотеки. Яркий пример тому -высказывание профессора А. В. Соколова о том, что социальные функции способствуют «мутации» библиотеки, ее «разбиблиотечиванию» [10, с. 2-10]. Да, несомненно, и с этим нельзя не согласиться, что сущностные функции библиотеки (сбор, обработка, хранение и предоставление во временное пользование документов) определяют ее назначение. «Если исключить хотя бы одну из сущностных функций, библиотека не может соответствовать своему назначению и превращается в книжный склад, музей, книжную лавку...» [Там же, с. 8].

Однако отсутствие «прикладных», «факультативных», «вторичных» (используется лексика А. В. Соколова. - С. К.) функций библиотеки, иными словами - социальных функций, противоречит теоретическому представлению о библиотеке как социокультурном институте.

Согласно системному подходу, под которым мы понимаем методологическое направление, разрабатывающее средства познания и конструирования сложноорганизованных объектов, библиотека - открытая система, часть социокультурного пространства, где происходят взаимодействия и различные связи.

Система представляет собой качественное единство, совокупность элементов, обладающих интегральными свойствами. Поскольку библиотека - часть социокультурного пространства, часть некоторого целого, то она подчиняется законам существования данного пространства. Настоящее положение находит подтверждение в высказывании профессора Т. Ф. Берестовой: «Развитие библиотеки зависит от общих тенденций эволюции информационного (социокультурного. - С. К.) пространства и подчиняется всем общесистемным принципам» [2, с. 120-121].

Принцип системности отражает актуальное состояние и ведущую, генеральную тенденцию развития библиотеки. Представить библиотеку изолированно, вне общества, без социального предназначения невозможно. При подобной попытке произойдет сбой в системе, в ее основных, сущностных функциях - нарушится процесс комплектования, формирования, описания, систематизации и библиотечного обслуживания пользователей. Библиотека, таким образом, перестанет быть библиотекой.

Иными словами, социальные функции библиотеки влияют на характер ее основных, сущностных функций. Подобным образом происходит процесс интеграции функций в практической деятельности библиотек, что находит отражение в процессах интеграции и дифференциации библиотечной науки.

В условиях современной трансформации общества, проходящей под знаком культурного многообразия, наблюдается особая психосоциальная напряженность у населения. Необходимо отметить, что нестабильность общественного развития - характерная черта нашего времени, которая, очевидно, ярче всего проявляется в духовной сфере общества. В данной ситуации библиотека через организацию социокультурного взаимодействия способна снять особую общественную напряженность, вследствие чего происходит улучшение психологического климата (психосоциального фона) в обществе.

Одновременно с этим библиотека осуществляет развитие членов общества, приобщая их к культурному потенциалу страны и мира, способствует формированию и развитию целенаправленной активности различных субъектов социокультурного действия и стимулирует процессы общественного обновления через социальные и культурные компоненты.

Иными словами, в данных условиях библиотека является не только носителем национальной памяти человечества для различных культурных сообществ, групп, личностей, но, пожалуй, самое главное, на наш взгляд, становится средством аккультурации и инкультурации, вытекающим «из гуманистической интерпретации библиотечной миссии» [10, с. 5]. Благодаря этому в новом социокультурном пространстве библиотеки приобретают особое значение для дальнейшего развития социума.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что интеграция библиотечной науки с такими дисциплинами, как этнология, этническая психология, этнолингвистика, этнопедагогика, и другими неизбежна и представляется естественным процессом. В связи с этим можно утверждать: выделение библиотечной этнологии (этнобиблиоте-коведения) из общей структуры библиотековедения объективно обусловлено социокультурными процессами нашего времени.

13

Национально-культурная среда функционирования библиотек крайне сложна и многогранна, в результате чего она не поддается одномерной теоретической интерпретации. Новое научное направление призвано обеспечить теоретическую базу библиотечного обслуживания полиэтнического населения. Его формирование возможно в двухэтапной последовательности, в которой первый этап - систематический анализ публикаций о проведенных ранее исследованиях, другой - теоретический анализ и построение системы научного знания по аналогии с другими комплексными отраслями библиотечной науки, где подобные усилия уже проводились (например, в тифлобиблиотековедении).

Участие в обсуждении этих вопросов на страницах профессиональной печати [4; 5] привело к следующим выводам: библиотечная практика накопила богатый опыт работы с полиэтническим населением и только сейчас наступает начальный этап теоретических обобщений. Подобное обстоятельство свидетельствует о низкой степени сформиро-ванности библиотечной этнологии (этнобиблиотековедения) как научной дисциплины и объясняет ее отсутствие в профессиональной подготовке библиотечных специалистов, хотя эти темы представлены во многих библиотечных курсах и их тематика распределена во многих библиотечных дисциплинах (так, в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств с 1999 г. читается факультативный курс «Библиотечное обслуживание полиэтнического населения региона»).

В заключение следует отметить высокую степень зависимости развития библиотечной этнологии (этнобиблио-тековедения) от практической потребности современного общества. В результате чего новое научное направление формируется как междисциплинарная научно-практическая область библиотековедения. Следовательно, практически ориентированные исследования и разработки должны занимать ведущее место в библиотечной этнологии (этнобиблио-тековедении).

Перечень объектов, тематики, направлений исследований может быть чрезвычайно внушителен и разнообразен. Подобная ситуация весьма затрудняет усилия систематизировать или, по крайней мере, упорядочить их. Поэтому в таких условиях важной теоретической задачей является определение области исследований библиотечной этнологии, уточнение ее места в системе библиотечного знания и связи с другими дисциплинами.

Кроме того, в условиях становления и развития междисциплинарных наук существует угроза нецелостности, некой эклектичности, которая возникает при формировании теоретической основы нового научного знания. Во избежание подобной ситуации, на наш взгляд, необходимо открытое обсуждение, дискуссия в профессиональной среде, что несомненно приведет к теоретическому обоснованию и научной интерпретации библиотечной этнологии (этнобиблио-тековедения) как научной дисциплины и даст ответ на вопрос - быть или не быть новому научному знанию?

1. Акилина, М. И. Секция по научно-исследовательской работе / М. И. Акилина, Л. Н. Тихонова // Информ. бюл. РБА. - 2011. -№ 60. - С. 76-77.

2. Берестова, Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве / Т. Ф. Берестова. - М.: Ли-берея-Бибинформ, 2005.

3. Василькова, В. В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории) / В. В. Василькова // Коммуникация и образование: сб. ст. / под ред. С. И. Дудника. - СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2004.

4. Кокорина, С. В. Национально-культурная среда функционирования библиотек: объект научного исследования и терминологического анализа / С. В. Кокорина // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2011. - № 1 (25). - С. 26-29.

5. Кокорина, С. В. Библиотечная этнология как научная дисциплина: истоки развития и проблемы современности / С. В. Кокорина // Информ. бюл. РБА. - 2011. - № 61. - С. 136-137.

6. Маркова, Т. Б. Библиотека в контексте культуры: филос.-культурол. анализ: дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / Татьяна Борисовна Маркова. - СПб., 2008.

7. Опарина, О. Д. Междисциплинарные проблемы библиотековедческих исследований / О. Д. Опарина // Информ. бюл. РБА. - 2011. -№ 60. - С. 131-132.

8. Позднякова, Р. А. Библиотека в системе современной гуманитарной культуры: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Раиса Алексеевна Позднякова. - Тамбов, 2005.

9. Российское библиотековедение: ХХ в. Направления развития, проблемы и итоги: опыт моногр. исслед. - М.: Фаир-Пресс: Пашков дом, 2003.

10. Соколов, А. В. Миссия и мутации библиотек. Раздумья интеллигента-книжника / А. В. Соколов // Библиотечное дело. - 2009. -№ 14. - С. 2-10.

11. Сыщук, О. В. Формирование мультикультурной модели социосистемы с точки зрения синергетического принципа (на примере США) / О. В. Сыщук // Вопр. культурологии. - 2009. - № 12. - С. 43-45.

12. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ.: Т. Велимеева, Ю. Новикова; посл. С. Переслегина. - М.: АСТ, 2003. - 603 с.

Сдано 14.10.2011

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.