Научная статья на тему 'Библиографический очерк о Моисее Абрамовиче фришмане'

Библиографический очерк о Моисее Абрамовиче фришмане Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДІІТ / ДНУЗТ / МОЙСЕЙ АБРАМОВИЧ ФРИШМАН / DIIT / DNURT / MOISEI ABRAMOVYCH FRYSHMAN / ДИИТ / ДНУЖТ / МОИСЕЙ АБРАМОВИЧ ФРИШМАН

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Рыбкин В.В., Кутный Е.А.

Биографический очерк о Моисее Абрамовиче Фришмане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Рыбкин В.В., Кутный Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLIOGRAPHIC ESSAY ABOUT THE MOSES ABRAMOVICH FRISMANE

Bibliographic essay about the Moisei Abramovych Fryshman

Текст научной работы на тему «Библиографический очерк о Моисее Абрамовиче фришмане»

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О МОИСЕЕ АБРАМОВИЧЕ ФРИШМАНЕ

Моисей Абрамович Фришман родился 27 января 1913 года в г. Великие Луки. Трудовую деятельность начал с 15 лет, был техником-землеустроителем. Затем несколько лет работал техником на железнодорожном транспорте. В 1937 г. после окончания МИИТа был оставлен в аспирантуре, и в 1940 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в которой рассматривались явления угона пути.

С ноября 1940 г. М. А. Фришман работает на кафедре «Путь и путевое хозяйство», одновременно он становится деканом строительного факультета ДИИТа.

С 1941 по 1944 г. М. А. Фришман- доцент НИИЖТа. В июне 1944 г. он возвращается в ДИИТ и возглавляет кафедру пути до 1946 г.

В 1949 г. Моисей Абрамович защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. Его диссертация и первая монография посвящены исследованию взаимодействия пути и подвижного состава расчетными и экспериментальными методами, в том числе с применением высокочастотной киносъемки.

С 1950 года М. А. Фришман - профессор, а с 1955 г. заведующий кафедрой пути и путевого хозяйства ДИИТа.

В 1958 г. он был организатором научно-исследовательской путеиспытательной лаборатории и бессменным её научным руководителем до кончины. Кафедра и лаборатория под руководством М. А. Фришман стали крупным научным центром, изучающим вопросы взаимодействия подвижного состава и пути.

Здесь были проведены значительные работы по совершенствованию расчета пути на прочность, в том числе по изучению расчетных характеристик пути и применению ЭВМ.

Кафедра и лаборатория принимали активное участие в испытаниях по воздействию на путь нового подвижного состава, в исследованиях и внедрении железобетонных подрельсовых оснований. Для выполнения этих задач под руко-

водством профессора М. А. Фришман была создана мощная исследовательская база.

За исследования в области внедрения пути с железобетонными шпалами М. А. Фришман был удостоен серебряной медали ВДНХ. Под руководством М. А. Фришман его ученики защитили более 30 кандидатских диссертаций.

Основные научные разработки, выполненные на кафедре и в лаборатории под руководством М. А. Фришмана:

• впервые в мире был применен метод аналогового моделирования для исследования взаимодействия пути и подвижного состава;

• впервые в мире разработана и изготовлена колесная пара для непрерывного измерения контактных сил между колесом и рельсом;

• проведены натурные испытания взаимодействия пути и подвижного состава при скорости 250 км/ч (рекорд СНГ до сих пор);

• разработаны, уложены в путь и испытаны новые конструкции железобетонных под-рельсовых оснований, блочные для обычного пути, для стрелочных переводов, для туннелей (впервые в странах СНГ);

• разработано и изготовлено устройство для измерения модуля упругости подрельсового основания (сегодня - единственное в странах СНГ);

• разработан и изготовлен опытный экземпляр устройства для бесконтактного измерения геометрических неровностей железнодорожного пути (впервые в странах СНГ);

• велись теоретические и лабораторные исследования по проектированию транспортной системы на магнитном подвешивании (впервые в странах СНГ).

М. А. Фришман был автором и соавтором более 200 научных трудов. Среди них хорошо известные монографии и учебные пособия: «Взаимодействие пути и подвижного состава», «Земляное полотно железных дорог», «Железнодорожные пути металлургических заводов».

Большой популярностью среди путейцев заслуженно пользовалась его книга «Как работает путь под поездами», которая выдержала шесть изданий, в том числе два за рубежом.

Под руководством М. А. Фришман, начиная с 1953 г., в ДИИТе стал выходить сборник научных трудов, посвященный вопросам путевого хозяйства. В дальнейшем он превратился в межвузовский сборник трудов по исследованию взаимодействия пути и подвижного состава. Выпускается он до настоящего времени и является одним из наиболее известных изданий в этой области.

М. А. Фришман был известен как блестящий педагог, лектор и воспитатель молодежи. Он придавал большое значение техническим средствам обучения. Оборудованная по его за-

мыслам аудитория получила бронзовую медаль ВДНХ.

Моисей Абрамович очень любил юмор. В его записных книжках можно найти анекдоты и описанные различные комические ситуации. На шутки студентов и преподавателей Моисей Абрамовичем никогда не обижался. В студенческих общежитиях ДИИТа большой популярностью пользовались аудиокассеты с записями анекдотов, наговоренные лично Моисеем Абрамовичем.

М. А. Фришман и созданная им научная школа оказали большое влияние на развитие путейской науки, подготовили сотни ученых и специалистов в области путевого хозяйства. Моисей Абрамович относится к числу тех немногих ученых, вклад которых в развитие науки сложно переоценить.

Материал подготовили В. В. РЫБКИН, Е. А. КУТНЫЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.