Научная статья на тему 'Библейское учение о странноприимстве в современной ситуации'

Библейское учение о странноприимстве в современной ситуации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
805
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Библия / Церковь / Странноприимство / традиция / милосердие / the Bible / the Church / Strannopriyatstvo / tradition / charity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кристина Пол

Странноприимство, помощь нуждающимся, является сердцевиной Евангелия и основой для того, чтобы именоваться последователями Иисуса Христа. В статье рассмотрены библейские примеры странноприимства, традиции древней Христианской Церкви, а также практические трудности на пути возрождения странноприимства в жизни современных христиан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Meaning of Biblical Teaching on Hospitality

Stratification, assistance to those who are in need, are the core of the Gospel and the basis for being called the followers of Jesus Christ. The article examines the biblical examples of hospitality, the traditions of the ancient Christian Church, as well as practical difficulties on the way of reviving hospitality in the life of modern Christians.

Текст научной работы на тему «Библейское учение о странноприимстве в современной ситуации»

УДК 241.368.4

Кристина Пол

БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О СТРАННОПРИИМСТБЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ

Странноприимство, помощь нуждающимся, является сердцевиной Евангелия и основой для того, чтобы именоваться последователями Иисуса Христа. В статье рассмотрены библейские примеры странноприимства, традиции древней Христианской Церкви, а также практические трудности на пути возрождения странноприимства в жизни современных христиан. Ключевые слова: Библия, Церковь, Странноприимство, традиция, милосердие.

Настоящая тема мне очень близка и духовно, и как научная дисциплина, так как я уверена, что в современном мире это учение имеет глубокий контекст, важный для христианской веры. Я занималась исследованиями этой темы и писала статьи с 1989 г., то есть с начала работы над докторской диссертацией. Но еще (до этого времени) в течение ряда лет была практически связана с этой темой. В начале работы я даже не предполагала, что эта тема станет в течение 30 лет такой важной и такой сложной.

Теолог Генри Науэн заметил, что для многих людей на Западе странноприимство предполагает «чаепитие, легкий, игривый разговор в общей атмосфере удобства и комфорта. Каждый раз, когда я сообщала людям о том, что пишу диссертацию по теме «гостеприимства» их реакция была сходной - недоумение и вопрос - «все пишите докторские о кофе и орехах?» Но отношение к радушию как к чему-то не столь важному шло вразрез с собственным опытом работы с людьми ограниченных возможностей, студентами, бездомными - я знала, что это было жизненно необходимо и для других, и для меня самой.

Я не знала о традициях странноприимства, не осознавала, что это важно и меняет людей, вовлеченных в процесс, всех без исключения.

Готовясь к визиту в Вашу страну, я прочитала несколько книг, которые помогли мне начать понимать важность странноприимства в культурных и духовных (религиозных) традициях России. Особенно «Путь пилигрима и его продолжение» и короткие рассказы Л.Н. Толстого, в которых моральнонравственное, практическое и теоретически осмысленное, я начала ощущать

Кристина Пол, доктор богословия, профессор,

профессор христианской этики, преподаватель духовной семинарии Эзбери, США

странноприимство весьма очевидно. Предлагать помощь нуждающимся - соседу, нищему, просто встречному - вот моральная основа русской традиции. Эти рассказы свидетельствуют о том, что держать двери открытыми в дом, пусть очень скромный по достатку, делиться едой, едва достаточной для самих себя, часто приводят к благословению Господа. Встреча с Богом, даже не обязательно простая, всегда преобразует тех, кому это удалось испытать из-за его чудодейственной силы.

Эта замечательная традиция, очень богатая, дает возможность что-то новое построить, приобрести. Многое восходит здесь (в ней) к библейскому учению.

Библейская традиция странноприимства

Практика радушия - это сердце Евангелия и основа для того, чтобы именоваться последователями Иисуса Христа. Если читать Священное Писание, обращая внимание на темы странноприимства, то очень скоро можно заметить, что они встречаются повсюду. Даже при всем при этом многие христиане не видят моральную и познавательную (теологическую) ценность этого явления. Для многих это просто что-то приятное, но не достоинство, на которое надо обращать внимание в наше время. Многим людям даже сложно представить себе, что это можно использовать для уменьшения этнической напряженности, иммиграции, борьбы с бездомностью, или как объединяющее начало для молодых, престарелых или людей с ограниченными возможностями. Точно также, не сразу очевидно, что странноприимство может играть ключевую роль в обновлении церкви.

Однако, Священное Писание изобилует описаниями радушия, и в последнее время много научных исследований посвящено этому вопросу, особенно на примере Библии. Это требует очень тщательной работы с текстом. Многие из текстов окажутся знакомыми. Вспомним первое повествование об Аврааме и Сарре и незнакомцах, которых они привечают в первой книге Моисея - изумительный рассказ, проникнутый благословением и обещанием. Авраам и Сарра оказывают неожиданным своим гостям традиционное гостеприимство - то, что было свойственно культуре того времени. Они предлагают им пищу и место отдыха. Они оказывают им честь и предлагают защиту. И вдруг выясняется, что они приютили ангелов. В ответ на их гостеприимство они получают известное обещание, что в преклонном возрасте будут иметь сына.

А теперь к «Откровению» ап. Иоанна Богослова. Вспомним описание Иисуса Христа, стоящего за дверью и стучащегося в нее, обещая, что если Ему откроют, то Он зайдет и примет участие в трапезе. И так повсюду от «Бытия» до «Откровения» рассказы о гостеприимстве, удачные, спокойные, иногда вызывающие обеспокоенность, но эта тема постоянно присутствует в библейском повествовании.

И в описаниях израильтян как незнакомцев и попутчиков, ведомых Господом, оказывающих помощь себе подобным, и в образах Нового Завета в описании Иисуса Христа как гостя, незнакомца и хозяина, присутствует

тема и реальность оказания гостеприимства. Она связана с глубокой заботой Господа о людях, лишенных власти и ресурсов жизнеобеспечения.

В известном отрывке из «Второзакония» встречаем и описание характера Бога и описание того, какими должны быть верующие: «Ведь Господь, ваш Бог - Бог богов и Владыко владык, великий Бог, могучий и грозный, беспристрастный и не берущий взятки, он защищает дело сироты и вдовы, любит чужеземца, кормит и одевает его. И вам следует любить чужеземцев, потому что вы сами были чужеземцами в Египте (Втор. 10:17-19).

В 24 главе «Второзакония» любовь Бога к обездоленным описана еще более четко, люди, верующие в Бога должны обеспечить детей без отцов, подавать вдовам защиту от несправедливости, доступ к пище и всему необходимому для жизни. Идентичность и благополучие верующих зависит от того, как они относятся к людям на грани - без голоса, власти и ресурсов жизнеобеспечения.

Нетрудно заметить связь между людьми библейских времен и населением, которое наиболее уязвимо сегодня - это люди с серьезными нарушениями здоровья, семьи без отцов, престарелые, заброшенные или оставленные дети, эмигранты и безработные со стажем.

В Новом Завете привлекает внимание то, что Иисус Христос протянул руку помощи многим подобным людям и принял их в свое сообщество. Он требовал, чтобы Его единомышленники были внимательны и открыты к людям, которых другие считают недостойными и просто неудобными для себя. Сам Христос всегда привечал детей, заблудших и никчемных, идентифицировал Себя с ними (Мф. 25:31-46). У Иисуса Христа, не имевшего дома на земле, всегда находилось приветствие и гостеприимство для других - еда и место ночлега в горах или по берегам водоемов.

Вспомним встречу Иисуса Христа и двух Его последователей, учеников, описанных Лукой, гл. 24. Начав разговор, ученики не подозревали, что перед ними Иисус, приняв Его за чужеземца, они пригласили к себе в дом, как гостя. За общим столом, когда Иисус разломил хлеб, Он стал хозяином. И тогда ученики поняли, кто перед ними. В одном и том же отрывке Христос выступает и как незнакомец, и гость, и как хозяин. Все эти роли связаны со странноприимством и совмещены в образе Иисуса Христа.

Первоначально образ Бога в качестве хозяина встречается в повествовании о сотворении мира - в райском саду Бог сотворил прекрасное место для человечества; Бог как хозяин весьма очевиден во всех повествованиях «Исхода». В дикой, необжитой местности, Бог снабжает людей Израиля манной ежедневно. И затем, уже намного позже, в Евангелии от Иоанна, мы читаем, что Иисус сам - это хлеб, манна, а это снисходит с небес. То есть Иисус больше, чем гость или хозяин, Он также наша пища, наша поддержка. Это, я полагаю, служит для нас сигналом для исследования необыкновенной силы радушия в Таинстве Причастия, когда последователи Христа приглашаются к Трапезе. Странноприимство совмещает много значений в Евангелии.

Раньше христиане понимали значение радушия в своей жизни. Они признавали практическую необходимость и божественную сущность странно-

приимства, даже когда они боролись с ним. Они привечали друг друга, когда бежали от преследования или путешествовали с целью распространения Благой Вести. Они регулярно все вместе ели, чтобы бедные были сыты и чтобы сохранить свою христианскую идентичность во враждебном мире. Таким образом они привлекали в свои ряды новых верующих, расположенных к новой жизни.

Это все было не просто, и в текстах Библии мы обнаруживаем, что первосвященники напоминали друг другу и другим людям о важности стран-ноприимства и о том, что зачастую, привечая незнакомцев, некоторые из них встречали ангелов, не зная этого (Евр. 13:2). Они соревновались друг с другом в том, чтобы не скупиться (1 Кор. 4:9) - показатель того, что радушие имеет свою цену - люди могут уставать, не получая достойного ответа или обнаруживать, что злоупотребляют оказанием чрезмерного страннопри-имства.

В первых столетиях новой эры, также как и ранее, христиане собирались по домам, и странноприимство проявлялось чаще всего на линии пересечения церкви и отдельных поместий. Именно через радушие церковь того времени боролась с этническими разногласиями и различиями в статусе.

Для ранних последователей Христа было очень непросто выработать условия для равного представительства в вере и религиозных братствах бедных и богатых, чтобы евреи и не евреи были бы едины во Христе. Было трудно для людей презирающих друг друга как недостойных или язычников, полностью изменить свои взгляды и относиться к ним как к братьям и сестрам. Церковь боролась за новую жизнь и сотрудничество, при котором не существовало бы подобных различий. И большая заслуга в этом традиций странноприим-ства и общей трапезы.

Они учились ценить и уважать друг друга как Бог ценил и уважал их самих. Но было много неудач - Библия честно описывает подобные трудности. Мы видим борьбу церкви в Деяниях апостолов, в посланиях Павла к коринфянам и галатам. Церковь боролась за то, кто с кем должен совершать трапезу, кто должен занимать почетные места и как распределять свои ресурсы. Совместные трапезы были обязательными и люди вкушали только с себе подобными. Эти традиции отрицали христианские общины от других сословий в обществе, представители которых находили это странным и даже вызывающим опасение.

Христианское странноприимство было свойственно верующим во испол-ннение Евангелия. Оно явилось доказательством того, что с приходом Иисуса Христа их жизнь кардинально изменилась. И все это не осталось без внимания среди недоброжелателей и врагов.

Свидетельство правдивости такого положения вещей находим в послании к императору св. мученика Иустина Философа в его «Апологии» написанной около 155 г. в защиту христианства. Он писал: «мы, которые превыше всего ценим накопление богатства и свое имущество, теперь все отдаем в общее пользование, и делим с каждым нуждающимся; мы, которые ненавидели и уничтожали друг друга из-за отличий в манере поведения и не жили с людь-

ми других племен. Теперь, с приходом Христа, живем с ними и молимся за наших врагов (1 Апология Иустина, глава 14).

После прихода Христа, по его мнению, мы уже другой народ, новая семья; у нас новые родственники и новая общность. Это достойное, веское свидетельство.

Странноприимство, безусловно, свойственно не только христианам, несмотря на всю его самобытность. В древнем мире странноприимство почиталось как основа морали, на которой держится вселенная. До того, как возникли постоялые дворы, отели и рестораны, любой чужестранец, богатый или бедный - нуждался в личной заботе и большинство обществ рассматривало это явление как выражение взаимопомощи. Большинство сообществ связывало радушие с божественными силами и до определенной степени с собственными богами. Но более всего это свойственно христианству, которое наиболее тесно связывает это понятие с Богом, как это делает Иисус Христос в Евангелии от Матфея (25:31-46). В Евангелии от Луки (14:12-14) Иисус рассказывает хозяину, что когда он организует торжество, он не приглашает своих друзей, семью или богатых соседей, которые могут его отблагодарить, но приглашает бедных, презренных и людей с ограниченными возможностями. Когда же это осуществляется, Иисус обещает, что Господь позаботится о благодарности. Основываясь на этом поучительном отрывке главы 25 Евангелия от Матфея, церковь была убеждена, что христиане не должны закрывать двери перед бедными и людьми с ограниченными возможностями, не только потому что это часть наставлений Христа, но также потому что, возможно, к вам стучится в дверь сам Христос, или чужестранцами могут оказаться ангелы, которых вы не признали.

Последователям Христа дается возможность начать особую жизнь. Ее особенность в надежде на то, что привечая друг друга, незнакомцев и даже врагов, человек следует примеру Самого Господа. Так Павел, в своем послании к римлянам (15: 7) напоминает братьям относится друг к другу так же радушно, как к ним относится Христос. Но нигде в Писании не говорится, что такая жизнь легка и безопасна, но также нигде не предполагается, что она предначертана лишь для немногих. Такая жизнь распространяет заботу друг о друге и дает возможность братству любви разрастаться.

Странноприимство, наполненное благословениями и даже мистикой, пустило глубокие корни в самых обычных сферах человеческого существования. Оно проявляется в дележе еды и обеспечении безопасности, предоставлении места для ночлега и просто в разговоре, и, конечно, в уважении. Оно включает также заботу о беженцах и иммигрантах, которым нужен новый дом и семья. Охватывает также бездомных женщин с их детьми, которым нужен приют до того, как они смогут встать на ноги; заботу о беспокойном подростке, который порвал с родителями и может попасть под дурное влияние. Оно предполагает также заботу об одиноком соседе, дети и внуки которого живут далеко, заботу о брате или сестре, страдающих последней стадией рака, сопровождая человека в его самые тяжелые, но святые времена.

Странноприимство в древней христианской традиции

На протяжении шести веков существования Церкви, лидеры христианства проводили четкую грань между традиционным и христианским пониманием странноприимства. Особенно это очевидно в проповедях Иоанна Златоуста, в правилах Василия Великого, писаниях Лактанция и многих других. Традиционное странноприимство, по их свидетельству, это амбициозное предприятие, рассчитанное на получение выгоды - оно оказывает предпочтение тем, кто может отплатить за него чем-то большим. В действительности, и греки, и римляне так понимали гостеприимство и добрую волю. Странноприимство было выгодно для укрепления взаимных контактов. Но христианское странноприимство оказывает предпочтение тем, кому нечего предложить взамен, однако оно завязывает длительные отношения с ними. В главе 67 своей «Апологии» мученик Иустин Философ описывал, как христианское братство практиковало еженедельный сбор подаяний и сдачу их своему лидеру, который распределял их «вдовам и сиротам, тем кто болен или находится в долгах - всем, кто нуждается».

Основываясь на словах Христа приглашать на пиршество тех, кто должен был бы быть исключен из списка (Лк. 14:12-14) и на Его обещании, что, благоволя к ним, все оказывают внимание Ему (Мф. 25:40-45). Авторы ранних писаний настаивали на том, что христианское странноприимство должно быть отличным от общепринятого и не заботится ни о выгоде, ни о вознаграждении. И тем не менее, в связи с тем, что сам Господь причастен к нему, должно быть особое благословение и вознаграждение - его присутствие, чудо возможной встречи с Иисусом и ангелами, и возможность поселения в Царствии Господнем.

В то же время не следует романтизировать этот период - то было смутное время в жизни церкви. Последователям Христа приходилось преодолевать социальные и экономические барьеры, а также значительные трения в их стремлении оказать помощь бедным и инвалидам. И эта помощь оказывалась не только в форме подаяния и обеспечения едой, но и привлечением их к жизни христианских общин, что зачастую было весьма драматично. А ведь именно это и составляет основу христианской традиции.

С ростом Церкви гонения становились менее интенсивными, а правящие политические круги стали относится более благосклонно к Христианству и социальная ответственность Церкви за бедных возрастала. К концу IV века Церковь получила значительные социальные и материальные ресурсы для влияния в обществе.

Именно в это время церковные лидеры основали первые больницы. Григорий Богослов описывает больницы, созданные Василием Великим, и называет их «хранилищем благочестия». Эти больницы и хосписы стали возможны благодаря желанию оказать помощь нуждающимся в ней. Это было благословение Господне, которое описывали как чудо света. Неожиданным следствием роста этих услуг в течение следующих столетий, стал факт, что люди, получая помощь, не всегда входили в религиозные братства. Но со временем оказание помощи неимущим породило искушение чувство-

вать себя привилегированными и терять уважение к ним просто потому, что они были зависимыми. Учителя Церкви резко критиковали попавших в эту ловушку и предупреждали о недопустимости подобных явлений, которые имеют место в церковной жизни и поныне.

Свт. Иоанн Златоуст особенно много внимания уделял вопросам стран-ноприимства. Он понимал, что оказывая помощь больным и беднякам, и иноземцам, не следует терять к ним уважение, ранить их достоинство. Он также считал, что странноприимство, по определению, должно быть открытым, свободным от духа наживы и всегда опираться на энтузиазм. Он понимал страшную силу тех, у кого есть возможность помощи унижать тех, кому она оказывается.

И все же, мы должны признать, что их понимание странноприимства и связанных с ним явлений было не менее особенным. Оно характеризовалось уважительным вниманием к бедным и обездоленным. Для Церкви странноприимство в течение столетий оставалось в центре их реальной деятельности, но из-за целого ряда исторических и социальных причин, многие из этих явлений исчезли. Это произошло в течение первого тысячелетия Церкви и особенно характерно для Запада. В течение последней четверти средневековья, странноприимство прочно ассоциировалось с развлечениями богатых и могущественных и вместо помощи людям, в сглаживании культурных и этнических различий и образовании новой общности, оно использовалось с целью усиления социальной дифференциации общества. Таким образом его связь с равенством, с бедняками, с Божьим присутствием почти совсем были потеряны на целые века. А ведь именно это отличало христианское странноприимство в прежнее время.

Тем не менее, в некоторых церковных общинах наблюдается возрождение интереса к понятию странноприимства в наше время; некоторые последователи Христа признают его важность в деле миссионерства, в пастырском служении, ломке социальных границ, религиозном ученичестве. Это стало возможным как только религиозные лидеры и члены религиозных братств вновь стали признавать базовое значение общины, братства, общих трапез и дружбы как выразителей Божией власти на земле.

Практические трудности

на пути возрождения странноприимства

Почему же мы не всегда стремимся оказать радушный прием? Мы ведь, представляя всю его важность, принимаем в штыки отдельные аспекты этого явления. Можно многому поучится у древних христианских авторов и библейских примеров в этом вопросе.

Прежде всего, недостаточная компетентность в этом вопросе современных людей, которые превратили странноприимство вместо образа жизни в своеобразную стратегию. Оно не уменьшает ни наше стремление к искушению властью, скаредностью или амбициями. Ведь с помощью радушия все эти пагубные страсти могут быть завуалированы, а потому странноприим-ство - это арена именно для их расцвета. Именно это и послужило причиной

его растления в прошлом. Именно против этого выступала Церковь прошлого, предупреждая о подмене этого понятия амбициозностью чьих-то личных интересов. Во все времена кто-то пытался извлечь личную выгоду из стран-ноприимства, и наше время - не исключение. Но формы выражения радушия изменились: в мире бизнеса - это развлечения, четко спланированные и просчитанные до рубля, обеды, рассчитанные на то, чтобы поразить избранных, важных, то есть нужных, гостей. Церковные лидеры задаются вопросом -к чему это приведет? Эффективно ли странноприимство? Каковы результаты? Когда мы используем странноприимство, как средство достижения определенных целей, мы разрушаем его, и люди, которым оно оказывается, очень скоро понимают, что их просто используют.

Далее, следует пересмотреть структуру или просто воскресить христианские общины в рамках религиозных братств и религиозных организаций.

Мы все очень боимся рисков - нам страшно, что чужеземцы могут быть опасными или что вас попросту используют. Возрождая традиции странно-приимства нужно найти пути при сохранении его адресности, сделать его общественным явлением. Нас иногда беспокоит, что приглашая в гости, мы ослабляем свою идентичность, более того, это может нарушить наши традиции или обязательства перед другими, но христианское радушие требует признания различий. Такое понимание в корне отлично от современных предположений, что гостеприимство должно быть без границ и принимать, даже приветствовать любую веру и поведение гостей.

Но если человека принимают в члены какой-либо религиозной общности, то соблюдение уклада ее жизни становится важным, и для самой церкви, и для тех, кто приобщается к ней. Одно дело, когда его визит кратковременен, другое, когда он из гостя переходит в разряд членов братства.

Подобная ситуация не нова. Церковь в древности встречалась с подобными явлениями, когда оказывала странноприимство грекам или евреям. О том же свидетельствует и опыт монашеской жизни, опыт монастырей, где вновь принятые стремились изменить веру и стиль жизни, но при этом оказать радушие Христу, который постучится к ним в дверь. Нас учит опыт древних о том, что «закрыв дверь», мы снимем напряженность в общении с чужеземцами, равно как и если пожертвуем своими убеждениями.

Многие вопросы о включении и исключении не так глубоко укоренены, как вопросы об идентичности; они часто являются результатом страха или зависти. Иногда же причинами недружелюбия является неправильное понимание принципов верности и преданности учению, когда мы воспринимаем себя сквозь призму восприятия тех, кому оказывается недоверие.

Мудрость древних библейских традиций как руководство

в возрождении гостеприимства в наше время

Отдельные стороны современной жизни делают важным и актуальным возрождение странноприимства. Несмотря на то, что мы не можем просто повторить основы гостеприимства древних, их традиции укрепляют нас своей мудростью.

Несколько лет тому назад я преподавала в Новой Зеландии и беседовала с одним из вождей племен, которое живет на острове в Тихом океане. Он сказал мне: «Я не понимаю, зачем нам читать курс об этике странноприимства. Ведь это наш образ жизни. Разве не все оказывают радушие?» Меня поразило замечание тем, что привечать незнакомцев и друзей было естественным, даже если это было весьма затратно. Но позже я спросила его: «Есть ли люди и сообщества, которые вам чужды и которых ваше племя исключило от общения? Христианская традиция утверждает, что такие люди тоже нуждаются в странноприимстве. Вам это ни о чем не говорит?» Он ответил задумчиво: «Да, конечно». У каждого человека и в каждой культуре есть закрытая зона, которая редко исследуется.

В странах урбанизированных и переживающих процесс бурного роста промышленности, преобразующихся за счет средств массовой информации, недостаточно отделенных друг от друга в эпоху глобализации возрождение странноприимства очень важно. Важно также учитывать тот факт, что христианское понимание странноприимства направлено на оказание помощи, при глубочайшем уважении и внимании к тому, кому она оказывается. Филипп Хелли отметил, что «есть такой способ оказания помощи, когда руки что-то получают, но сердце при этом разрывается». Многие знают не понаслышке, что иногда при удовлетворении физических запросов разбивается духовная сущность, люди подвергаются унижению из-за вмешательства в их жизнь.

Многие программы помощи предполагают, что получающие ее должны использовать ее правильно, не нарушая саму систему. Еще Иоанн Златоуст, много столетий тому назад, предупреждал свою общину о том «что это высшая степень скряги - требовать жизнь человека за один кусок хлеба».

Древняя традиция напоминает нам, что поддержка и отчетность должны быть сбалансированы. Более всего люди в нужде - бездомные, эмигранты и люди с ограниченными возможностями нуждаются в том, чтобы их воссоединили с обществом.

Центральным для возрождения странноприимства является признание важности дружбы у тех людей, которых отвергли в маргиналы. Оно предполагает тесное взаимодействие, включая нашу жизнь, ее устои и ресурсы. Но очень часто люди не учитывают всю глубину этой миссии. Особенно те, у кого была разбита жизнь, кого предали в дружбе, чье чувство собственного достоинства, силы и даже цели жизни были поруганы. Опыт же их привлечения к сообществу помогает приобрести веру и исправить жизнь.

Древняя традиция учит реально оценивать деятельность нашей Церкви, других организаций, агентств и их программ или просто участков работы, за которые мы ответственны. Возможно, мы не вольны изменить их полностью, но мы можем оговорить, дискутировать по поводу отдельных направлений их деятельности, чтобы они были более объемны и жизнеспособны.

Традиция учит нас также примерять на себя роль не только хозяина, но и гостя. Ведь роль хозяина предполагает, что у него есть что-то ценное, чтобы поделиться с другими. Когда же нам оказывают странноприимство,

то мы должны уважать и его самого, и его собственность. Это относится ко всем хорошо воспитанным, добропорядочным людям, которым часто, однако, приходится напоминать, что средства не могут быть использованы только для них. Древняя традиция напоминает нам, что наряду с обычными проявлениями заботы, странноприимство включает и проявление божественного участия, оно полно таинств и неожиданностей. Многие, связанные с оказанием другим помощи в нужде, говорили, что получают более, чем отдают. Это возможно только при участии Господа, Его благодати.

Когда оказывается странноприимство, выигрывает не только тот, кто его получает, Господь изменяет и того, кто его оказывает. Это подтверждает утверждение древних, что странноприимство - двустороннее явление; странноприимство как благодать как для оказывающих его, так и для получающих.

Странноприимство по-другому позволяет нам осмыслить сущность жизни христианина в целом. Оно помогает нам увидеть, что наша вера - это прежде всего не множество требований и забот, но, прежде всего - живая связь с Богом, связь, наполненная чудесами и таинствами, поскольку оно осуществляется в ответ на благословение Бога. Господь дал нам место под солнцем. Наши благодеяния - ответ на Его заботу и щедрость. Его доброта показывает нам, как мы должны относится друг к другу, к соседям и просто к незнакомым, которых встречаем. Из Святого Писания и христианской традиции следует, что гостеприимство - это настоятельно необходимое дело, но вместе с тем оно происходит по Божьему велению, Его милостью и с Его благослове-

Christina Paul

THE MEANING OF BIBLICAL TEACHING ON HOSPITALITY

Stratification, assistance to those who are in need, are the core of the Gospel and the basis for being called the followers of Jesus Christ. The article examines the biblical examples of hospitality, the traditions of the ancient Christian Church, as well as practical difficulties on the way of reviving hospitality in the life of modern Christians.

Key words: the Bible, the Church, Strannopriyatstvo, tradition, charity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.