БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
Аннотация: в статье рассматривается иконография библейского сюжета «Динарий кесаря» на примере живописных работ Тициана и Рубенса. Анализируется полотно «Динарий кесаря» последователя Рубенса из Большого собрания изящных искусств ASG, написанное с гравюры Лукаса Ворстермана 1621 года.
Ключевые слова: «Динарий кесаря», Рубенс, последователь, фарисей, гравюра, Библия Бойера.
Abstract: The article considers iconography of the biblical story «The Tribute Money» on the example of paintings by Titian and Rubens. Analyzed the canvas «The Tribute Money» by a follower of Rubens from a large collection of fine arts ASG, written from an engraving by Lucas Vorsterman in 1621.
Keywords: «The Tribute Money», Rubens, follower, pharisee, engraving, Bowyer Bible.
В 1612 году Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640) исполнил центральную часть триптиха на сюжет «Снятие с креста», которая сегодня находится в Соборе Антверпенской Богоматери. В центре композиции изображен Иисус Христос, которого снимают с креста. Внизу - святой Иоанн, принимающий тело своего учителя. Здесь же, на лестнице, -старец Никодим, одной рукой ухватившийся за конец савана, а другой - удерживающий тело Христа. Напротив Никодима, также на лестнице, - фигура иудейского старейшины Иосифа Ари-мафейского с бородой и усами. Он облачен в золотые одежды и красный головной убор колпачного типа.
В том же 1612 году Рубенс пишет работу «Динарий кесаря», где в качестве модели для одного из фарисеев выступает та же
фигура, с которой был написан и Иосиф Ари-мафейский в «Снятии с креста». В данном случае этот персонаж изображен в левой части композиции, и мы видим лишь его голову в том же красном колпаке. Фарисей отвел глаза в сторону и не смотрит на Христа.
Питер Пауль Рубенс
Снятие с креста 1612 г.
Дерево, масло. 420,5x320 см Собор
Антверпенской Богоматери, Антверпен
Питер Пауль Рубенс Динарий кесаря 1612 г.
Дерево, масло. 144*190 см
Музей изобразительных искусств Сан-Франциско
К| л
Фрагмент работы Рубенса «Снятие с креста» с фигурой Иосифа Аримафейского
Рубенс часто использовал для своих картин одни и те же модели. Так, например, в том же триптихе 1612 года он два раза изобразил свою первую жену Изабеллу Брант: в «Снятии с креста» с нее написана Мария Магдалина, а на левой панели «Встреча Марии и Елизаветы» она же предстает в образе Богоматери. Оба этих женских персонажа являются положительными, тогда как Иосиф Аримафейский - верный последователь Христа, хоронивший его в
Фрагмент картины Рубенса «Динарий кесаря» с фигурой одного из фарисеев
скале, является полной противоположностью хитрому и алчному фарисею.
Эпизод с динарием кесаря описан в трех книгах Евангелия (кроме Иоанна) и относится к периоду проповеди Христа в Иерусалиме. Недовольные разоблачениями со стороны Иисуса, фарисеи решили скомпрометировать и погубить его руками римлян. Для этого они подослали одного из фарисеев к Христу с динарием - серебряной монетой. Пришедший фарисей про-
тянул монету Христу и спросил его: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать?» (Мк. 12:13-17). Вопрос этот являлся ловушкой, смысл которой заключался в том, что если бы Христос сказал платить подати Риму, то его популярность среди патриотичных иудеев упала, и фарисеи смогли бы настроить против него народ. Если же Христос дал бы ответ, что подати платить не надо, то фарисеи могли расценить это как призыв к бунту и донести на него римским властям. Но Иисус, зная лицемерие фарисеев, попросил показать ему монету и спросил, что на ней изображено. Сбитые вопросом с толку, фарисеи отвечали, что на одной стороне изображен кесарь, а на другой стороне - один из древнеримских богов. И Христос сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:13-17). Потрясенные мудростью Христа, фарисеи в смятении удалились.
Данные слова Христа имели не только большое философское и нравственное значение, но и политическую подоплеку, поскольку противопоставляли Бога императору. Отныне государственная власть была десакрализована. Императору могут принадлежать лишь деньги, но не человеческая душа, помыслы и совесть.
В европейском изобразительном искусстве особый интерес к сюжету с динарием кесаря возник в XVI веке, и объясняется он состоянием войны, которая тогда велась между императором Священной Римской империи Карлом V и Папой Римским. Кульминацией войны явилось разграбление Рима в 1527 году. Кроме того, слова «Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево» являлись лозунгом в борьбе с римскими папами, пытавшимися вернуть давно уже утраченную власть над Феррарой, формально входившей в число папских владений. В связи с этим, первыми, кто обратился
к данному сюжету, стали итальянские живописцы, которые в начале XVI столетия из-за усугубляющихся противоречий жизни в Италии острее ощущали драматическое несовпадение гуманистических идеалов и окружающей действительности. Так, именно по заказу герцога Феррары Альфонсо д'Эсте в 1516 году Тициан (1488/1490 -1576) исполнил полотно «Динарий кесаря», которое ныне хранится в Галерее старых мастеров Дрездена.
W
Щ
I
Близкая живописи Тициана композиция «Динарий кесаря» была исполнена в его мастерской. Картина эта проходила на торгах 25 апреля 2017 года на аукционе Doгotheum в Вене и была продана за € 173,800.
Тициан
Динарий кесаря 1516 г.
Холст, масло. 75x56 см Галерея старых мастеров, Дрезден
Тициан изображает всего две фигуры - Христа и фарисея, концентрируясь на психологическом состоянии героев, которых противопоставляет друг другу. Христос смотрит на фарисея мягким и даже несколько рассеянным взглядом, лишь кончиками пальцев указывая на монету. Смуглый и жилистый фарисей крепко сжал динарий в руке и напряженно ожидает ответа Иисуса. Композиция работы лаконична, здесь нет никаких дополнительных деталей, а потому ничто не отвлекает от восприятия столкновения возвышенного духовного начала, которое олицетворяет Христос, и грубой навязчивой энергии фарисея.
Тициан, мастерская Динарий кесаря Холст, масло. 108,5x103,5 см 25 апреля 2017 г., Вена, аукцион Dorotheum, лот 39 € 173,800 (эстимейт € 150,000 - 200,000)
Совершенно иной, развернутый вариант композиции избирает Рубенс. Его Христос оказался окруженным фарисеями в храме, чьи лица выражают самые разные чувства: от коварства и злобы до удивления и простодушной глупости. Палец Христа, указывающий вверх, означает: «Божие Богу». Христос Тициана никогда не коснется монеты, тогда как у Рубенса он взял ее с ладони фарисея. И если у Тициана во главе угла стоят атмосферность,
settffwgai
* \,шщ
духовная составляющая образов и тонкие психологические переживания, вызываемые этими образами у зрителей, то Рубенс - это, в первую очередь, богатство визуальных эффектов, роскошный и броский колорит, а также патетика жестов.
Картина Рубенса «Динарий кесаря» была в дальнейшем повторена его последователями большое число раз. Воспроизводили его композицию как в рисунке, так и масляными красками на холсте или дереве. В Национальной галерее искусств Вашингтона хранится рисунок последователя Рубенса, исполненный красным мелом, а многочисленные живописные работы фигурировали, в основном, на аукционных торгах. В частности, 15 апреля 2015 года на аукционе Dreweatts & Bloomsbury Auctions работа «Динарий кесаря» одного из последователей Рубенса была продана за £ 1400, при эстимейте в £ 1000 - 1500. Полотно это, вероятно, было обрезано с обеих сторон, в результате чего оказалось утрачено изображение фарисея в левой части, голова которого покрыта охровым плащом, а также поднятая вверх рука Иисуса.
«Динарий кесаря» еще одного последователя Рубенса хранится в Часлтон Хаусе в Оксфордшире. По мнению исследователей [1], данная картина была написана с гравюры Лукаса Ворстермана (1595 - 1675) - одного из лучших граверов работ Рубенса и Антониса ван Дейка (1599 - 1641). Ворстерман исполнил гравюру с картины Рубенса «Динарий кесаря» в 1621 году. Ныне она находится в Британском музее.
Питер Пауль Рубенс
Динарий кесаря Музей Гетти Фотография с открытого источника: http://www. gettyimages.ae/ license/72895931
- J1 " >
it * зг /
J V. . ' # А ".д II I
\ " j^i'*, Т V ,'( i
\ ■ I! ' Iу >
1 л 1 \я
-
Питер Пауль Рубенс, последователь Динарий кесаря Красный мел, бумага верже 30,5*39 см
Национальная галерея искусств, Вашингтон
Питер Пауль Рубенс, последователь Динарий кесаря XVII в.
Дерево, масло. 77*102 см Часлтон Хаус, Оксфордшир Фотография с открытого источника: http://www.nationaltrustcollections. org.uk/object/1430457
Питер Пауль Рубенс, последователь Динарий кесаря 1612 г.
Холст, масло. 72,5*108 см
15 апреля 2015 г., Ньюбери, аукцион Dreweatts & Bloomsbury Auctions, лот 401 £ 1400 (эстимейт £ 1000 - 1500)
Гравюра Лукаса Ворстермана с картины Питера Пауля Рубенса Динарий кесаря 1621 г. 27*36 см
Британский музей, Лондон
На официальном сайте Британского музея гравюра Ворстермана воспроизводится в зеркальном отображении, видимо, для того, чтобы сблизить ее с картиной Рубенса. Об этом свидетельствует неправильное направление надписей в нижней и верхней частях, располагающихся справа налево. При верном воспроизведении гравюры фигура Христа окажется в левой части. В правильном положении ее можно увидеть в «Библии Бойера»
(1791 год), иллюстратором которой является британский художник Роберт Бойер (1758 - 1834). Библия эта находится в музее города Болтона и состоит из 45 томов с 6330 гравюрами известных художников: Рафаэля, Рубенса, Дюрера и других.
Гравюра Лукаса Ворстермана с картины Питера Пауля Рубенса из «Библии Бойера» Иллюстрация 3854 [2]
Питер Пауль Рубенс, последователь Динарий кесаря Холст, масло
25 января 2005 г., Амстердам, аукцион Christie's, лот 5 Эстимейт € 1 500 - 2 000
С гравюры Ворстермана было исполнено и полотно с аукциона Christie's, выставленное на торги 25 января 2005 года в Амстердаме, а также картина из Большого собрания изящных искусств ASG.
Данная картина поступила в собрание ASG без каких-либо атрибу-тационных сведений и экспертного заключения. На основании выявленных аналогов и явной близости композиции Рубенса она была отнесена к одному из его последователей, работавших во Фландрии в XVII веке. О том, что полотно выполнено с гравюры Ворстермана, свидетельствует ее зеркальность картине Рубенса. Однако художник имел четкое представление и о живописной композиции выдающегося фламандца, поскольку колорит, фактура и внешний облик персонажей выдержаны довольно близко к картине Рубенса. Художник, исполнивший эту композицию, прошел хорошую школу, он точен и скрупулезен в написании деталей: горностаевого воротничка на шее фарисея в золотом одеянии, меховых оторочек на рукавах персонажа, протянувшего монету Христу, детали архитектурного декора из светлого камня в виде рокайля.
Полотно Рубенса «Динарий кесаря» послужило творческим стиму-
Питер Пауль Рубенс, последователь
Динарий кесаря
Фландрия, XVII в.
Холст, масло. 81x98,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3112
лом для многих мастеров не только в качестве копийного источника для граверов, рисовальщиков и последователей живописца, но и как объект разнообразных творческих вариаций и переосмыслений. Тот же Лукас Ворстерман исполнил еще один вариант гравюры «Динарий кесаря», включив в правую часть композиции изображения апостолов, которых нет в картине Рубенса. Это вольное дополнение не является фантазией самого Вор-стермана. Гравер объединил в одну композицию две работы Рубенса - «Динарий кесаря» и «Христос передает ключи святому Петру». Картина Рубенса со святым Петром хранится в Берлинской картинной галерее, а гравюра Ворстермана с нее воспроизведена в той же «Библии Бойера».
Во второй вариант гравюры «Динарий кесаря», который был выполнен уже после 1621 года, Лукас Ворстерман перенес не всех персонажей композиции с передачей ключей святому Петру. Здесь
Фрагменты
Питер Пауль Рубенс Христос передает ключи святому Петру Около 1614 г. 182,5x159 см Берлинская картинная галерея
мы видим только трех апостолов трех разных возрастов - юношу, зрелого мужчину и старика. Замечателен безмятежный образ юноши (вероятно, святой Иоанн) -обладателя нежной боттичеллиев-ской красоты.
Известно, что Рубенс не одобрял подобных экспериментов со своими композициями. Ворстреман начал работу в его мастерской в 1617/1618 годах и вскоре стал лучшим гравером его картин. Именно в 1621 году между Ворстерманом и Рубенсом возникл и серьезные творческие разногласия и споры по поводу авторских прав. Возможно, поводом для них стал именно этот комбинированный вариант гравюры «Динарий кесаря». Дошло до того, что адвокаты Рубенса обратились к официальным властям с ходатайством о защите художника от нападок Ворстермана. Ходатайство было удовлетворено.
В 1624 году Ворстерман перебрался в Англию, где работал под патронажем королевской власти и дворянства. Он вернулся в Антверпен в 1630 году и начал сотрудничать с ван Дейком. С 1638 года Ворстерман вновь вернулся к работе с Рубенсом. В пожилом возрасте он стал терять зрение и жил в
Гравюра Лукаса Ворстермана с картины Питера Пауля Рубенса
из «Библии Бойера» Иллюстрация 3731 [фотография из открытого источника] https://
thebowyerbible. tumblr.com/post/85 428732886/229^е bowyerbiblegospel sjesusgivesthekeys
нищете при поддержке антверпенской гильдии Святого Луки.
В XVIII и XIX веках к картине Рубенса «Динарий кесаря» также обращались неоднократно. Английский мастер портретной и исторической живописи XVIII столетия Джон Син-глтон Копли (1738 - 1815) в 1782 году исполнил полотно на сюжет «Динарий кесаря», позаимствовав композиционное решение у Ру-
Гравюра Лукаса Ворстерма-на с картин Питера Пауля Рубенса
Динарий кесаря После 1621 г. 40x50,5 см
Музей изобразительных искусств Сан-Франциско
Л
#
4-
А
\
«
Джон Синглтон Копли Динарий кесаря 1782 г.
Холст, масло. 128*153,5 см Королевская академия художеств, Лондон
бенса. Здесь удивленные фарисеи также изображены слева, а Христос - справа, причем жесты его обеих рук явно скопированы с рубенсовского Иисуса. В 1783 году с картины Синглтона Копли была выполнена гравюра. Ее автор - англичанин Валентайн Грин (1739 - 1813), и хранится она в Художественном музее Гарварда.
С картин Синглтона Копли часто делал гравюры Энтони Фогг. Об этом гравере и художнике известно немного. Он работал на рубеже XVIII - XIX веков и изготавливал гравюры с картин Марчелло Баччарелли (1731 - 1818), Уильяма Бичи (1753 - 1839), Иоганна Якоба Бидермана (1763 - 1830) и Рубенса [3, vol. 5, p. 537]. Он, как и Лукас Ворстерман, уже в XIX веке исполнил зеркальную гравюру с «Динария кесаря» Рубенса, внеся незначительные изменения в детали, в результате чего у Иисуса не стало торчащего кончика бороды.
Как и многие выдающиеся произведения искусства, картина Рубенса «Динарий кесаря» стала источником вдохновения для нескольких поколений мастеров. Практически каждый повтор этой композиции имеет славную историю создания, а полотно «Динарий кесаря» последователя Рубенса из Большого собрания изящных искусств ASG является одним из наиболее примечательных в коллекции фламандской живописи XVII века.
Гравюра Валентайна Грина с картины Джона Синглтона Копли Динарий кесаря 1783 г. Меццо-тинто
Художественный музей Гарварда
Гравюра Энтони Фогга с картины Питера Пауля Рубенса Динарий кесаря XIX в.
34*40,5 см [фотография из открытого источника http://www.sulisfineart.com/ anthony-fogg-19th-century-engraving-after-rubens-the-tribute-money.html]
Список использованной литературы:
1. The Tribute Money [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nationaltrustcollections.org.uk/ object/1430457
2. A Commentary by P. Medhurst on the Gospel of Mark [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.scribd.com/document/26415269/An-Illustrated-Commentary-on-the-Gospel-of-Mark-Main-File-Revised (lfnf j,hfotybz 2/05/2017)
3. Benezit E. Dictionnaire critique et documentaire Des Peintres Sculpteurs Dessinateurs et Graveurs. - Paris: Editions Grùnd, 1999.