Научная статья на тему 'БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ'

БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Динарий кесаря» / Рубенс / последователь / фарисей / гравюра / Библия Бойера / «The Tribute Money» / Rubens / follower / pharisee / engraving / Bowyer Bible

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина

В статье рассматривается иконография библейского сюжета «Динарий кесаря» на примере живописных работ Тициана и Рубенса. Анализируется полотно «Динарий кесаря» последователя Рубенса из Большого собрания изящных искусств ASG, написанное с гравюры Лукаса Ворстермана 1621 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLICAL SCENES WITH POLITICAL CONTEXT

The article considers iconography of the biblical story «The Tribute Money» on the example of paintings by Titian and Rubens. Analyzed the canvas «The Tribute Money» by a follower of Rubens from a large collection of fine arts ASG, written from an engraving by Lucas Vorsterman in 1621.

Текст научной работы на тему «БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ»

БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

Аннотация: в статье рассматривается иконография библейского сюжета «Динарий кесаря» на примере живописных работ Тициана и Рубенса. Анализируется полотно «Динарий кесаря» последователя Рубенса из Большого собрания изящных искусств ASG, написанное с гравюры Лукаса Ворстермана 1621 года.

Ключевые слова: «Динарий кесаря», Рубенс, последователь, фарисей, гравюра, Библия Бойера.

Abstract: The article considers iconography of the biblical story «The Tribute Money» on the example of paintings by Titian and Rubens. Analyzed the canvas «The Tribute Money» by a follower of Rubens from a large collection of fine arts ASG, written from an engraving by Lucas Vorsterman in 1621.

Keywords: «The Tribute Money», Rubens, follower, pharisee, engraving, Bowyer Bible.

В 1612 году Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640) исполнил центральную часть триптиха на сюжет «Снятие с креста», которая сегодня находится в Соборе Антверпенской Богоматери. В центре композиции изображен Иисус Христос, которого снимают с креста. Внизу - святой Иоанн, принимающий тело своего учителя. Здесь же, на лестнице, -старец Никодим, одной рукой ухватившийся за конец савана, а другой - удерживающий тело Христа. Напротив Никодима, также на лестнице, - фигура иудейского старейшины Иосифа Ари-мафейского с бородой и усами. Он облачен в золотые одежды и красный головной убор колпачного типа.

В том же 1612 году Рубенс пишет работу «Динарий кесаря», где в качестве модели для одного из фарисеев выступает та же

фигура, с которой был написан и Иосиф Ари-мафейский в «Снятии с креста». В данном случае этот персонаж изображен в левой части композиции, и мы видим лишь его голову в том же красном колпаке. Фарисей отвел глаза в сторону и не смотрит на Христа.

Питер Пауль Рубенс

Снятие с креста 1612 г.

Дерево, масло. 420,5x320 см Собор

Антверпенской Богоматери, Антверпен

Питер Пауль Рубенс Динарий кесаря 1612 г.

Дерево, масло. 144*190 см

Музей изобразительных искусств Сан-Франциско

К| л

Фрагмент работы Рубенса «Снятие с креста» с фигурой Иосифа Аримафейского

Рубенс часто использовал для своих картин одни и те же модели. Так, например, в том же триптихе 1612 года он два раза изобразил свою первую жену Изабеллу Брант: в «Снятии с креста» с нее написана Мария Магдалина, а на левой панели «Встреча Марии и Елизаветы» она же предстает в образе Богоматери. Оба этих женских персонажа являются положительными, тогда как Иосиф Аримафейский - верный последователь Христа, хоронивший его в

Фрагмент картины Рубенса «Динарий кесаря» с фигурой одного из фарисеев

скале, является полной противоположностью хитрому и алчному фарисею.

Эпизод с динарием кесаря описан в трех книгах Евангелия (кроме Иоанна) и относится к периоду проповеди Христа в Иерусалиме. Недовольные разоблачениями со стороны Иисуса, фарисеи решили скомпрометировать и погубить его руками римлян. Для этого они подослали одного из фарисеев к Христу с динарием - серебряной монетой. Пришедший фарисей про-

тянул монету Христу и спросил его: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать?» (Мк. 12:13-17). Вопрос этот являлся ловушкой, смысл которой заключался в том, что если бы Христос сказал платить подати Риму, то его популярность среди патриотичных иудеев упала, и фарисеи смогли бы настроить против него народ. Если же Христос дал бы ответ, что подати платить не надо, то фарисеи могли расценить это как призыв к бунту и донести на него римским властям. Но Иисус, зная лицемерие фарисеев, попросил показать ему монету и спросил, что на ней изображено. Сбитые вопросом с толку, фарисеи отвечали, что на одной стороне изображен кесарь, а на другой стороне - один из древнеримских богов. И Христос сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:13-17). Потрясенные мудростью Христа, фарисеи в смятении удалились.

Данные слова Христа имели не только большое философское и нравственное значение, но и политическую подоплеку, поскольку противопоставляли Бога императору. Отныне государственная власть была десакрализована. Императору могут принадлежать лишь деньги, но не человеческая душа, помыслы и совесть.

В европейском изобразительном искусстве особый интерес к сюжету с динарием кесаря возник в XVI веке, и объясняется он состоянием войны, которая тогда велась между императором Священной Римской империи Карлом V и Папой Римским. Кульминацией войны явилось разграбление Рима в 1527 году. Кроме того, слова «Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево» являлись лозунгом в борьбе с римскими папами, пытавшимися вернуть давно уже утраченную власть над Феррарой, формально входившей в число папских владений. В связи с этим, первыми, кто обратился

к данному сюжету, стали итальянские живописцы, которые в начале XVI столетия из-за усугубляющихся противоречий жизни в Италии острее ощущали драматическое несовпадение гуманистических идеалов и окружающей действительности. Так, именно по заказу герцога Феррары Альфонсо д'Эсте в 1516 году Тициан (1488/1490 -1576) исполнил полотно «Динарий кесаря», которое ныне хранится в Галерее старых мастеров Дрездена.

W

Щ

I

Близкая живописи Тициана композиция «Динарий кесаря» была исполнена в его мастерской. Картина эта проходила на торгах 25 апреля 2017 года на аукционе Doгotheum в Вене и была продана за € 173,800.

Тициан

Динарий кесаря 1516 г.

Холст, масло. 75x56 см Галерея старых мастеров, Дрезден

Тициан изображает всего две фигуры - Христа и фарисея, концентрируясь на психологическом состоянии героев, которых противопоставляет друг другу. Христос смотрит на фарисея мягким и даже несколько рассеянным взглядом, лишь кончиками пальцев указывая на монету. Смуглый и жилистый фарисей крепко сжал динарий в руке и напряженно ожидает ответа Иисуса. Композиция работы лаконична, здесь нет никаких дополнительных деталей, а потому ничто не отвлекает от восприятия столкновения возвышенного духовного начала, которое олицетворяет Христос, и грубой навязчивой энергии фарисея.

Тициан, мастерская Динарий кесаря Холст, масло. 108,5x103,5 см 25 апреля 2017 г., Вена, аукцион Dorotheum, лот 39 € 173,800 (эстимейт € 150,000 - 200,000)

Совершенно иной, развернутый вариант композиции избирает Рубенс. Его Христос оказался окруженным фарисеями в храме, чьи лица выражают самые разные чувства: от коварства и злобы до удивления и простодушной глупости. Палец Христа, указывающий вверх, означает: «Божие Богу». Христос Тициана никогда не коснется монеты, тогда как у Рубенса он взял ее с ладони фарисея. И если у Тициана во главе угла стоят атмосферность,

settffwgai

* \,шщ

духовная составляющая образов и тонкие психологические переживания, вызываемые этими образами у зрителей, то Рубенс - это, в первую очередь, богатство визуальных эффектов, роскошный и броский колорит, а также патетика жестов.

Картина Рубенса «Динарий кесаря» была в дальнейшем повторена его последователями большое число раз. Воспроизводили его композицию как в рисунке, так и масляными красками на холсте или дереве. В Национальной галерее искусств Вашингтона хранится рисунок последователя Рубенса, исполненный красным мелом, а многочисленные живописные работы фигурировали, в основном, на аукционных торгах. В частности, 15 апреля 2015 года на аукционе Dreweatts & Bloomsbury Auctions работа «Динарий кесаря» одного из последователей Рубенса была продана за £ 1400, при эстимейте в £ 1000 - 1500. Полотно это, вероятно, было обрезано с обеих сторон, в результате чего оказалось утрачено изображение фарисея в левой части, голова которого покрыта охровым плащом, а также поднятая вверх рука Иисуса.

«Динарий кесаря» еще одного последователя Рубенса хранится в Часлтон Хаусе в Оксфордшире. По мнению исследователей [1], данная картина была написана с гравюры Лукаса Ворстермана (1595 - 1675) - одного из лучших граверов работ Рубенса и Антониса ван Дейка (1599 - 1641). Ворстерман исполнил гравюру с картины Рубенса «Динарий кесаря» в 1621 году. Ныне она находится в Британском музее.

Питер Пауль Рубенс

Динарий кесаря Музей Гетти Фотография с открытого источника: http://www. gettyimages.ae/ license/72895931

- J1 " >

it * зг /

J V. . ' # А ".д II I

\ " j^i'*, Т V ,'( i

\ ■ I! ' Iу >

1 л 1 \я

-

Питер Пауль Рубенс, последователь Динарий кесаря Красный мел, бумага верже 30,5*39 см

Национальная галерея искусств, Вашингтон

Питер Пауль Рубенс, последователь Динарий кесаря XVII в.

Дерево, масло. 77*102 см Часлтон Хаус, Оксфордшир Фотография с открытого источника: http://www.nationaltrustcollections. org.uk/object/1430457

Питер Пауль Рубенс, последователь Динарий кесаря 1612 г.

Холст, масло. 72,5*108 см

15 апреля 2015 г., Ньюбери, аукцион Dreweatts & Bloomsbury Auctions, лот 401 £ 1400 (эстимейт £ 1000 - 1500)

Гравюра Лукаса Ворстермана с картины Питера Пауля Рубенса Динарий кесаря 1621 г. 27*36 см

Британский музей, Лондон

На официальном сайте Британского музея гравюра Ворстермана воспроизводится в зеркальном отображении, видимо, для того, чтобы сблизить ее с картиной Рубенса. Об этом свидетельствует неправильное направление надписей в нижней и верхней частях, располагающихся справа налево. При верном воспроизведении гравюры фигура Христа окажется в левой части. В правильном положении ее можно увидеть в «Библии Бойера»

(1791 год), иллюстратором которой является британский художник Роберт Бойер (1758 - 1834). Библия эта находится в музее города Болтона и состоит из 45 томов с 6330 гравюрами известных художников: Рафаэля, Рубенса, Дюрера и других.

Гравюра Лукаса Ворстермана с картины Питера Пауля Рубенса из «Библии Бойера» Иллюстрация 3854 [2]

Питер Пауль Рубенс, последователь Динарий кесаря Холст, масло

25 января 2005 г., Амстердам, аукцион Christie's, лот 5 Эстимейт € 1 500 - 2 000

С гравюры Ворстермана было исполнено и полотно с аукциона Christie's, выставленное на торги 25 января 2005 года в Амстердаме, а также картина из Большого собрания изящных искусств ASG.

Данная картина поступила в собрание ASG без каких-либо атрибу-тационных сведений и экспертного заключения. На основании выявленных аналогов и явной близости композиции Рубенса она была отнесена к одному из его последователей, работавших во Фландрии в XVII веке. О том, что полотно выполнено с гравюры Ворстермана, свидетельствует ее зеркальность картине Рубенса. Однако художник имел четкое представление и о живописной композиции выдающегося фламандца, поскольку колорит, фактура и внешний облик персонажей выдержаны довольно близко к картине Рубенса. Художник, исполнивший эту композицию, прошел хорошую школу, он точен и скрупулезен в написании деталей: горностаевого воротничка на шее фарисея в золотом одеянии, меховых оторочек на рукавах персонажа, протянувшего монету Христу, детали архитектурного декора из светлого камня в виде рокайля.

Полотно Рубенса «Динарий кесаря» послужило творческим стиму-

Питер Пауль Рубенс, последователь

Динарий кесаря

Фландрия, XVII в.

Холст, масло. 81x98,5 см

БСИИ ASG, инв. № 04-3112

лом для многих мастеров не только в качестве копийного источника для граверов, рисовальщиков и последователей живописца, но и как объект разнообразных творческих вариаций и переосмыслений. Тот же Лукас Ворстерман исполнил еще один вариант гравюры «Динарий кесаря», включив в правую часть композиции изображения апостолов, которых нет в картине Рубенса. Это вольное дополнение не является фантазией самого Вор-стермана. Гравер объединил в одну композицию две работы Рубенса - «Динарий кесаря» и «Христос передает ключи святому Петру». Картина Рубенса со святым Петром хранится в Берлинской картинной галерее, а гравюра Ворстермана с нее воспроизведена в той же «Библии Бойера».

Во второй вариант гравюры «Динарий кесаря», который был выполнен уже после 1621 года, Лукас Ворстерман перенес не всех персонажей композиции с передачей ключей святому Петру. Здесь

Фрагменты

Питер Пауль Рубенс Христос передает ключи святому Петру Около 1614 г. 182,5x159 см Берлинская картинная галерея

мы видим только трех апостолов трех разных возрастов - юношу, зрелого мужчину и старика. Замечателен безмятежный образ юноши (вероятно, святой Иоанн) -обладателя нежной боттичеллиев-ской красоты.

Известно, что Рубенс не одобрял подобных экспериментов со своими композициями. Ворстреман начал работу в его мастерской в 1617/1618 годах и вскоре стал лучшим гравером его картин. Именно в 1621 году между Ворстерманом и Рубенсом возникл и серьезные творческие разногласия и споры по поводу авторских прав. Возможно, поводом для них стал именно этот комбинированный вариант гравюры «Динарий кесаря». Дошло до того, что адвокаты Рубенса обратились к официальным властям с ходатайством о защите художника от нападок Ворстермана. Ходатайство было удовлетворено.

В 1624 году Ворстерман перебрался в Англию, где работал под патронажем королевской власти и дворянства. Он вернулся в Антверпен в 1630 году и начал сотрудничать с ван Дейком. С 1638 года Ворстерман вновь вернулся к работе с Рубенсом. В пожилом возрасте он стал терять зрение и жил в

Гравюра Лукаса Ворстермана с картины Питера Пауля Рубенса

из «Библии Бойера» Иллюстрация 3731 [фотография из открытого источника] https://

thebowyerbible. tumblr.com/post/85 428732886/229^е bowyerbiblegospel sjesusgivesthekeys

нищете при поддержке антверпенской гильдии Святого Луки.

В XVIII и XIX веках к картине Рубенса «Динарий кесаря» также обращались неоднократно. Английский мастер портретной и исторической живописи XVIII столетия Джон Син-глтон Копли (1738 - 1815) в 1782 году исполнил полотно на сюжет «Динарий кесаря», позаимствовав композиционное решение у Ру-

Гравюра Лукаса Ворстерма-на с картин Питера Пауля Рубенса

Динарий кесаря После 1621 г. 40x50,5 см

Музей изобразительных искусств Сан-Франциско

Л

#

4-

А

\

«

Джон Синглтон Копли Динарий кесаря 1782 г.

Холст, масло. 128*153,5 см Королевская академия художеств, Лондон

бенса. Здесь удивленные фарисеи также изображены слева, а Христос - справа, причем жесты его обеих рук явно скопированы с рубенсовского Иисуса. В 1783 году с картины Синглтона Копли была выполнена гравюра. Ее автор - англичанин Валентайн Грин (1739 - 1813), и хранится она в Художественном музее Гарварда.

С картин Синглтона Копли часто делал гравюры Энтони Фогг. Об этом гравере и художнике известно немного. Он работал на рубеже XVIII - XIX веков и изготавливал гравюры с картин Марчелло Баччарелли (1731 - 1818), Уильяма Бичи (1753 - 1839), Иоганна Якоба Бидермана (1763 - 1830) и Рубенса [3, vol. 5, p. 537]. Он, как и Лукас Ворстерман, уже в XIX веке исполнил зеркальную гравюру с «Динария кесаря» Рубенса, внеся незначительные изменения в детали, в результате чего у Иисуса не стало торчащего кончика бороды.

Как и многие выдающиеся произведения искусства, картина Рубенса «Динарий кесаря» стала источником вдохновения для нескольких поколений мастеров. Практически каждый повтор этой композиции имеет славную историю создания, а полотно «Динарий кесаря» последователя Рубенса из Большого собрания изящных искусств ASG является одним из наиболее примечательных в коллекции фламандской живописи XVII века.

Гравюра Валентайна Грина с картины Джона Синглтона Копли Динарий кесаря 1783 г. Меццо-тинто

Художественный музей Гарварда

Гравюра Энтони Фогга с картины Питера Пауля Рубенса Динарий кесаря XIX в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34*40,5 см [фотография из открытого источника http://www.sulisfineart.com/ anthony-fogg-19th-century-engraving-after-rubens-the-tribute-money.html]

Список использованной литературы:

1. The Tribute Money [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nationaltrustcollections.org.uk/ object/1430457

2. A Commentary by P. Medhurst on the Gospel of Mark [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.scribd.com/document/26415269/An-Illustrated-Commentary-on-the-Gospel-of-Mark-Main-File-Revised (lfnf j,hfotybz 2/05/2017)

3. Benezit E. Dictionnaire critique et documentaire Des Peintres Sculpteurs Dessinateurs et Graveurs. - Paris: Editions Grùnd, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.