Научная статья на тему 'Библейские тексты как репрезентация мифологемы пути человека'

Библейские тексты как репрезентация мифологемы пути человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
185
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MYTHOLOGEME OF THE WAY / РЕАЛЬНОСТЬ / REALITY / INDIVIDUALITY / POTENTIAL / ЭМАНАЦИЯ / EMANATION / ABILITY TO CONFRONT FEASIBILITY / МИФОЛОГЕМА ПУТИ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОСТЬ / ПОТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бетенькова Е.М., Семкина А.В.

В статье на материале библейских текстов рассматривается мифологема пути человека как существа тварного, но наделенного свободой выбора. Реализация потенции, заложенной в человека Богом, есть высшая цель существования человека в мире. Интерес к Библейским текстам в связи с определением мифологемы пути человека обусловлен тем, что Священное Писание является основой мировоззрения любой философской концепции, зародившейся в христианском мире, такой как экзистенциализм, новая философия Ф. Ницше и т. д. В работе используются толкования Библии, не получившие широкого распространения, но заслуживающие внимания в силу трактовки смысла библейского текста пошагово, исходя из значения каждого слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLICAL TEXTS AS REPRESETATION OF A MYTHOLOGEME OF THE MAN’S WAY

The article looks into the mytholo-geme of the way of the man as a creature created by God, but who is given a free choice. The research is based on the biblical texts. Realization of choices given to the man by God is the highest goal of the man's existence in the world. The research is based on the interpretation of the Old Testament, which has the interpretation of the Bible rather approximate. The way of man as presented in the article is viewed as the realization of the given by the God potential which is finally determined by the man himself. People mistakenly took the way of personal perfection, what led them to misery and suffering and turned labour into punishment necessary for the body.

Текст научной работы на тему «Библейские тексты как репрезентация мифологемы пути человека»

5. Правописание кратких прилагательных («болен»),

6. Употребление именительного, предложного, винительного падежа,

7. Употребление отрицательных местоимений,

8. Употребление глаголов в настоящем, прошедшем времени.

Итог дня

Ах, какая усталость под вечер! Недовольство собою и миром и всем! Слишком много я им улыбалась при встрече, Улыбалась, не зная зачем. В данном стихотворении можно изучать такие правила, как:

1. Употребление междометия «ах»,

2. Спряжение глаголов,

3. Предложения без сказуемого,

4. Согласование существительного и определения («какая усталость»),

5. Употребление глаголов в прошедшем времени, Библиографический список

6. Употребление деепричастий с частицей «не»,

7. Употребление именительного, винительного, творительного падежа,

8. Употребление существительных с «не».

Заключение

Обучение русскому языку как иностранному имеет свою специфику и особенности. Одной из таких особенностей является использование поэзии при обучении грамматике. При написании данной работы мы выявили критерии, которые определяют выбор стихотворения для работы с грамматической составляющей языка, также выделили этапы работы с поэзией при обучении грамматике.

Для примера использования поэзии в обучении грамматике иностранных студентов был произведён разбор лирики Марины Цветаевой. Данный анализ позволил сделать вывод о том, что лирика Марины Цветаевой является образцом поэзии, эффективной для обучения грамматике русского языка иностранных студентов.

1. Саитбекова Г.М. Поэзия на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 1997; 3: 10 - 13.

2. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Просвещение, 1991.

3. Available at: https://www.stihi.ru/2012/06/09/7292

4. Иващик Е.А. Обучение чтению аутентичных текстов на уроках иностранного языка в средней школе. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003.

5. Ейгер Г.В. Поэзия на уроках иностранного языка: современные подходы к обучению чтению. Иностранные языки в школе. 1999; 5: 19 - 22.

6. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Высшая школа, 1982.

7. Зубова Л.В. Поэзия Марии Цветаевой: Лингвистический аспект. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1989.

8. Цветаева М. Избранное. Сост., коммент. Л.А. Беловой. Москва: Просвещение, 1989.

9. Available at: http://philologos.narod.ru/portefolio/zubova1999.htm

References

1. Saitbekova G.M. Po'eziya na urokah inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki vshkole. 1997; 3: 10 - 13.

2. Rogova G.V. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.

3. Available at: https://www.stihi.ru/2012/06/09/7292

4. Ivaschik E.A. Obuchenie chteniyu autentichnyh tekstov na urokah inostrannogo yazyka v srednej shkole. Blagoveschensk: Izd-vo BGPU, 2003.

5. Ejger G.V. Po'eziya na urokah inostrannogo yazyka: sovremennye podhody k obucheniyu chteniyu. Inostrannye yazyki v shkole. 1999; 5: 19 - 22.

6. Gez N.I. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva: Vysshaya shkola, 1982.

7. Zubova L.V. Po'eziya Marii Cvetaevoj: Lingvisticheskij aspekt. Leningrad: Izd-vo LGU, 1989.

8. Cvetaeva M. Izbrannoe. Sost., komment. L.A. Belovoj. Moskva: Prosveschenie, 1989.

9. Available at: http://philologos.narod.ru/portefolio/zubova1999.htm

Статья поступила в редакцию 30.09.17

УДК 1:008:400

Betenkova E.M., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: elena.betenkova@gmail.com

Semkina A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and the Latin Language, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: alexas.72@mail.ru

BIBLICAL TEXTS AS REPRESETATION OF A MYTHOLOGEME OF THE MAN'S WAY. The article looks into the mytholo-geme of the way of the man as a creature created by God, but who is given a free choice. The research is based on the biblical texts. Realization of choices given to the man by God is the highest goal of the man's existence in the world. The research is based on the interpretation of the Old Testament, which has the interpretation of the Bible rather approximate. The way of man as presented in the article is viewed as the realization of the given by the God potential which is finally determined by the man himself. People mistakenly took the way of personal perfection, what led them to misery and suffering and turned labour into punishment necessary for the body.

Key words: mythologeme of the way, reality, individuality, potential, emanation, ability to confront feasibility.

Е.М. Бетенькова, канд. филос. наук, доц. каф. гуманитарных наук, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: elena.betenkova@gmail.com

А.В. Семкина, канд. филол. наук, доц., доц. каф. иностранных языков с курсом латинского языка, Алтайский государственный медицинский университет, декан факультета иностранных студентов Алтайского государственного медицинского университета, г. Барнаул, E-mail: alexas.72@mail.ru

БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ

КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МИФОЛОГЕМЫ ПУТИ ЧЕЛОВЕКА

В статье на материале библейских текстов рассматривается мифологема пути человека как существа тварного, но наделенного свободой выбора. Реализация потенции, заложенной в человека Богом, есть высшая цель существования человека в мире. Интерес к Библейским текстам в связи с определением мифологемы пути человека обусловлен тем, что Священное Писание является основой мировоззрения любой философской концепции, зародившейся в христианском мире, такой как

экзистенциализм, новая философия Ф. Ницше и т. д. В работе используются толкования Библии, не получившие широкого распространения, но заслуживающие внимания в силу трактовки смысла библейского текста пошагово, исходя из значения каждого слова.

Ключевые слова: мифологема пути, преодоление возможности, реальность, индивидуализированность, эманация, потенция.

Священное Писание, подобно любой другой концепции человеческого существования, представляет жизнь человека как преодоление зависимости от мира. Русский богослов М. Тареев [цит. по 1] называет человека явлением или отображением божественной жизни в ничтожестве. Он приводит слова из «Поучений» архиепископа Никонора о том, что Творческая, Ипостасная мудрость встала между Богом и ничтожеством как посредник между Творцом и тварью изначально. План творения мира есть предопределение ничтожества к бытию, самое творение мира из ничего - явление Божественной жизни в ничтожестве, а цель творения - победа жизни над ничтожеством. Особенный характер человека выразился в том, что человек стоит в середине тварей, на самом рубеже бытия и небытия; что в нем сознанное бытие и сознанное ничтожество достигают крайней противоположности, что он узнает эту противоположность, поняв природу собственной жизни и свое место в мире.

Оригинальный русский философ середины XIX - начала ХХ века В. Розанов [1] считал христианство единственной религией, в которой человек объяснен вполне, в которой он нашел себя. Истины о первоначальном добром состоянии человека, о его испорченности, которая явилась потом, о возвращении его к первозданной своей чистоте, но уже в новом, изменившемся виде, уже прошедшим по пути порока и зла, высказаны в этой религии и её Священной Книге с полнотой и ясностью, которая не оставляет человеку сомнений.

Схематически путь человека согласно Библии можно представить следующим образом:

выкли придавать этому слову: оно означает 'выход изнутри наружу'. В 1-ом стихе описывается лишь возникновение у Творца замысла Мира. Этот замысел существует пока лишь в общем виде и ждет конкретизации, оформления. Блаженный Августин в своем труде «О Книге Бытия» говорит, что Бог от начала века сотворил все разом: что-то в его законченном виде, что-то в пре-дуготовительных причинах, т.е. не только как настоящее, но и как будущее [4].

Оформление божьего Замысла начинается в 3-ем стихе. То, что происходит во время Шестоднева, очень интересно комментирует Б. Берман. Он говорит, что Бог, будучи Светом по своей сути, как бы самосокращается, оставляя место для «отсутствия света», тьмы. Если бы Бог заполнил все собой, т.е. светом, то на Земле не осталось бы места для творения: вся Земля была бы Бог. Бог самоустраняется и тем самым создает [тоhу] - тьму без формы, пустоту, в которой все же существует точка света - та потенция творения, которую составляет Бог и которую Он называет [боhу]. Эта тёмная пустота представляет собой бездну, заполненную своеобразным паром - желанием, стремлением самореализоваться, расшириться без границ и заполнить все собой. Эта бездна - [теhом] - страшна своей силой и может погубить все собой. Для «усмирения» [теhом] Бог создает ^ошек] - тьму другого рода, способную сдерживать силу пучины, ограничивающую ее пространство и превращающую пар [теhом] в воду, над которой носится Дух Божий.

Усмирив пучину [mеhом], Бог может создавать Свет, который есть эманация божественной сущности, зримое присутствие

бессознательное слияние с миром

I

желание стать равным Богу (первородный грех)

I

обретение сознания

_неприятие Христа

смерть, разлад до конца

разлад с миром

приятие Христа

вечная жизнь, сознательное соединение с миром

Согласно библейской теории, природа у мира тварная, и сотворение его описано в 1-ой главе книги Бытия Ветхого Завета. В 1-ом стихе главы описывается самое начало творения, момент выбора единственной из массы имевшихся у Творца возможностей и перевода её в реальность. В начале сотворил Бог небо и землю [2].

В русском переводе этот стих выглядит как заставка к будущему действию, которое будет описано подробно в последующих стихах. Такое впечатление складывается потому, что в русском языке слова небо и земля очень многозначны, к тому же написаны со строчной буквы, что лишает их глобального содержания. Однако, обратившись к тексту оригинала, можно выявить точное значение указанных слов, которое они актуализируют в данном стихе:

[Бе-решит бара Элоким эт hа-шамаим ва эт hа-рец].

Так, слово [шамаим] означает 'небеса, нечто вне нашей досягаемости, первичное проявление Бога в творении и выражение мира в его доподлинной сущности', а слово [арец] объясняется как 'земля, та обитель существования, где всё скрупулезно разделено, выделено в отдельные существования, это обитель индивидуализированности и место, где все движется'.

Таким образом, мы уже видим две противоположные основы бытия: нечто недосягаемое и неизменное, с одной стороны, и нечто, предназначенное для упорядоченной жизни, где всему есть свое место и в чем изначально присутствует способность меняться под воздействием индивидуализированного действия, с другой. Но это еще не все. Б. Берман [3] пишет, что слово [бара] 'сотворил' имеет несколько иной оттенок значения, чем мы при-

Творца в предбытийном состоянии будущего мира. Свет - не столько сам Бог, сколько Его «плащ». Иными словами, свет, данный Земле, есть такое количество божественной сущности, какое могут воспринять земля и все живое. Здесь впервые в Библии звучит мысль о неспособности человека воспринять и познать истину, понять акт творения и закон сотворенного мира. Эта мысль, видоизмененная впоследствии, прозвучит во многих учения. Бог творит свет не как противостояние тьме, но как силу, сотрудничающую с ней. Свет и тьма вместе творят мир.

Мир, творимый тьмой и светом, не есть нечто неизменное и непреходящее. Об этом свидетельствует субстанция, в которую переходит [mеhом], и которая является материалом для этого мира - вода, нечто текучее, изменчивое, способное принимать различные формы.

Тем не менее, всему сотворенному было отведено свое место [2, 1: 20 - 25, 29 - 30]. Цель всего сущего определяется Библией как вечное, предсказуемое, упорядоченное воспроизведение жизни. Сотворив Вселенную, Бог создал человека по образу и подобию своему.

Идея образа Божия в человеке - одна из наиболее спорных и разнообразно толкуемых библейских идей. Святые Отцы часто разыскивают его в отсвете в душе или в целостном существе человека - начале Троичности, либо выделяют свойства «богоподобные», которые могут быть истолкованы как возвышающие человека над природой.

По мнению Блаженного Августина, образ Божий в человеке - то, чем человек превосходит животных, - разум, сознание, доступная нашим чувствам форма просвещенного ума. Быть

сотворенным для человека означало то же, что познать Слово Божие, которым он был сотворен, т.к. человек по природе своей разумен [3, с. 321].

Святой Григорий Нисский [1] считал, что для установления смысла идеи необходимо изучить душевную природу человека, сличить ее с природой Божества и выделить, таким образом, те свойства и принадлежности души, которые являются совершенствами, аналогичными Божественным свойствам.

Русский религиозный философ первой половины ХХ в. В. Зеньковский [5] полагал, что при изучении природы человека нужно выделить то, что отделяет человека от природы и не может быть объяснено эволюцией человеческой природы. Все над-природное должно быть относимо к образу Божию. Автор полагает, как единственно верное, учение об «иерархическом строе души». Основным стержнем в нас является духовная жизнь. Образ Божий нужно искать в тех особенностях души, которые являются ее сущностью. Он есть динамическое начало человеческой жизни и творчества, свет вечности и основа творения себя как выражения и отражения Бога. Человек не обладает образом Божиим, но образ Божий есть способность искать Бога, а, следовательно, и видеть Его. В человеке есть образ Бесконечной Жизни, побуждающий его к Её исканию, направленность на Безусловное. Отрываясь от Бога, человек не теряет образа Божия, но отходи от того, что напитает душу и даст ей силу.

Последнее толкование представляется нам верным, т.к. не позволяет считать образ Божий субстанциональной особенностью человеческой души, хотя и данной ей свыше, но вошедшей в природу человека и соединившейся с его общей субстанциональной основой. Точка зрения Зеньковского позволяет признать существование в человеке свободы и понять, в чем ее сущность

Первые три главы Бытия содержат основные идеи, определяющие природу человека (разум и свободу), цель человеческой жизни, данную ему при сотворении, причины уклонения человека от этой цели, коренящиеся в его существе.

Человек, в отличие от остальной твари, был создан незавершенным, способным к развитию и изменению.

Суть человеческой природы в ее потенциальности, возможности, а не данности, считает В. Розанов [1]. От начала в нее заложено лишь предчувствие того, к чему она неясно тянется. Розанов предлагает понимать человека как систему таких предчувствий.

В человеке есть первозданное и привнесенное. Проявлением природы являются лишь те стремления человека, из которых состоит его существо, без которых его не было бы. Организм человека составляет лишь опору его бытия, необходимые условия для его существования. То, что гнездится в этом организме, есть дух человеческий, поднимающийся над его природой, не поддающийся нашему осмыслению. Дух есть чистая потенция: он вечно рождается, возникает в новых проявлениях и стремлениях, он направлен к некоему определенному, но не проясненному для человека завершению. «Начальный виток» этого завершения содержится в устройстве человеческой души.

Вторая глава книги Бытия изображает жизнь первых людей в раю: «И взял Господь Бог человека... и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранит его» [2, с. 15].

С одной стороны человек должен был «возделывать и хранить» рай для самого себя, т.е. трудиться не для нужд тела, а для души, и не спровоцировать своего изгнания из рая; с другой стороны, Бог «возделывал и хранил» самого человека, делал таким, чтобы он был праведным и блаженным [3]. Следовательно, хотя от сотворения и был праведным, как создание Божие, однако без поддержки своего Создателя мог праведность утерять, ибо не может делать доброе от самого себя; вся добродетель человека - в обращении к Богу.

Утверждение изначальной праведности человека означает, сотворенный человек не ведал вражды плоти и души. Блаженный Августин видит соответствие человеческого тела его разумной душе в том, что оно поднято прямо к небу для созерцания предметов, которые в системе видимого мира занимают высшее место. Душа же должна устремляться к тому, что в области духовных предметов наиболее превосходно по своей природе, - к горнему. Тело, оживленное «дыханием жизни», т. е. душой, было одновременно и смертным (ибо могло умереть), и бессмертным (могло и не умирать). Душа не дает бессмертия, т.к. хоть она и имеет бытие от Бога как Им сотворенная, однако не одной с Ним

субстанции, потому что, в отличие от Божией неизменной субстанции, может меняться и к лучшему и к худшему. Блаженный Августин считает, что причинное начало души было сотворено в первый день от ангельского духа, она скрыто присутствовала в делах Божиих, пока добровольно не избрала свой путь жизни в человеческом теле, согрешив в котором, навлекла на себя «тяготы труда и казни осуждения». А это значит, что душа не могла предвидеть свои будущие дела, т. е. не обладала всеведением, а только разумом. Она, руководя телом, также способна развиваться, стремиться превратить душевное смертное тело в бессмертное духовное. Если бы Адам не согрешил, навлекши на себя этим смерть, его тело после праведно проведенной жизни стало бы духовным. Бессмертие первого человека заключалось не в его природе, как представляется, а в древе жизни. Он был бессмертен по милости Создателя. Вследствие греха тело стало не смертным (каковым уже было), а мертвым. Тело потомков Адама сразу мертво, т.к. несет на себе тяжесть первородного греха [4].

Вслед за Августином мы видим проявление в человеке смерти в раздвоении, коренящемся в нашем существе, вражде духа и плоти. В земной жизни мы переживаем процесс постоянного умирания. Наша плоть не повинуется велениям нашего сознания, наши сознание и воля внутренне раздроблены - это и есть проявление смерти. Смерть коренится в самой природе природного бытия, на существование в которой обрек человека первородный грех. Дурная двойственность коренится в самой форме времени: все двоится между бесконечным прошедшим, которое мы не в силах удержать, и бесконечным будущим, которое, как только мы его достигаем, уходит в прошедшее, внутренне не наполняя нашу жизнь. Мы ищем и не находим настоящего, т. е. истинного бытия.

Истинным бытием человек обладал в раю. Рай представляется нам и в смысле телесном, как страна, где мог бы обитать земной человек, и в смысле духовном, выводя из повествования о вещах исторических то, что они могут знаменовать в будущем, некое таинство, обозначенное через тело. Рай - мир гармонии, идеально устроенный для развития человека в духе праведности, обретения человеком, «возделываемым» Создателем, бессмертия как следствия духовного совершенства. Рай - мир добра, которое есть «благо послушания» воле Бо-жией, добра, данного первому человеку «в предведении». Через предведение добра зло познается как отсутствие добра, но не ощущается, и добра держатся, чтобы в случае его потери не ощущать зла. Древо познания добра и зла, росшее в раю, давало человеку возможность испытать и ощутить зло, почувствовать, а не только познать разницу между жизнью в добре и вечным умиранием во зле. Само по себе древо познания добра и зла не дурное, а названо так потому, что в нем, если человек вкусит от него после получения запрета, заключалось будущее преступление заповеди, а в этом преступлении человек мог научиться, какое различие существует между благом послушания и злом непослушания. Послушание - единственная добродетель для твари, действующей под властью Бога; непослушание - величайший порок гордыни, заключающийся в желании пользоваться своей властью к своей же погибели [3]. При первом человеческом искушении жене древо познания добра и зла показалось «хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным», потому что дает знание, потому что люди надеялись через вкушение его плодов сделаться как боги, «знающие добро и зло».

Люди стремились к счастью, как к личному совершенству, подсознательно связывали эти понятия, но, избрав неверный путь, обрели в стремлении к совершенству страдание [1]. Вкусив запретный плод, люди немедленно вступили с богом и миром в новые дисгармоничные отношения: они испытывают чувство страха перед Богом, разъединяясь с Ним. Отныне доступ к древу жизни (которое Августин определяет как «Премудрость», т. е. истину, доступную для постижения праведной разумной душой) для людей закрыт, а значит и бессмертие невозможно. Отныне труд из душевного удовольствия становится наказанием, необходимым для удовлетворения потребностей тела. Тварный преходящий мир приобретает власть над человеком, принявшим проявление своеволия за обретение свободы, а разум, отделенный от руководства со стороны души, за инструмент истинного познания Божьего творения.

Библиографический список

1. Розанов В. Собрание сочинений. Том 5. Около церковных стен. Сборник. Москва: Республика, 1995.

2. Библия. Москва: Библейская лига, 2006.

3. Берман Б. Библейские смыслы. День первый. Знание - сила. 1994; 3.

4. Августин Аврелий (Блаженный). Творения: в 4 т. Санкт-Петербург: Киев: Алетейя; УЦКИИ_Пресс, 2001.

5. Зеньковский В. Об образе Божием в человеке. Вопросы философии, 1998; 2.

References

1. Rozanov V. Sobranie sochinenij. Tom 5. Okolo cerkovnyh sten. Sbornik. Moskva: Respublika, 1995.

2. Bibliya. Moskva: Biblejskaya liga, 2006.

3. Berman B. Biblejskie smysly. Den' pervyj. Znanie - sila. 1994; 3.

4. Avgustin Avrelij (Blazhennyj). Tvoreniya: v 4 t. Sankt-Peterburg: Kiev: Aletejya; UCKII_Press, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zen'kovskij V. Ob obraze Bozhiem v cheloveke. Voprosy filosofii, 1998; 2.

Статья поступила в редакцию 30.09.17

УДК 81

Borovkova I.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow State Regional University (Moscow, Russia),

E-Mail: ingegerz@mail.ru

FORMATION OF MOTIVATION TO THE STUDY OF THE GERMAN LANGUAGE TO STUDENTS AT NON-LINGUISTIC DEPARTMENTS. The research paper solves a problem of forming motivation to learn a foreign language as an integral part of the culture of the modern specialist in students of non-language departments of a university. Training specialists of high qualification implies an ability to use the knowledge of a foreign language in their professional activity, an ability to observe foreign scientific literature in their field, to talk in their professional activities and everyday topics in a foreign language. The structure of a motive as a basis of an action is multi-componental, it reflects a few reasons and purposes. The article discusses various approaches to the definition of the term "motivation", reveals some general didactic principles of the language learning, shows how to help engage students into the learning process, describes the ways to using them in class.

Key words: motivation, unified system of motives, multi-component structure, differential impact, intrinsic motivation, emotional intensity of classes, creation of situations of success, communicative orientation of lessons, simulation model, motives of self-affirmation, collaborative goal-setting.

И.В. Боровкова, канд. филол. наук, доц., ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной

университет», г. Москва, E-mail: ingegerz@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Статья посвящена проблеме формирования у студентов неязыковых факультетов вузов мотивации к изучению иностранного языка, неотъемлемой части культуры современного специалиста. Подготовка специалистов высокой квалификации подразумевает также способность использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности, умение свободно ориентироваться в иноязычной научной литературе по их специальности, вести беседу в рамках профессиональной деятельности и на обиходные темы. Структура мотива как основания действий или поступка многокомпонентная, она отражает нескольких причин и целей. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «мотивация», называются общие дидактические и лингводидактические принципы обучения иностранному языку, помогающие вовлекать студентов в процесс изучения языка, описаны способы их реализации на практике.

Ключевые слова: формирование мотивации; единая система мотивов; многокомпонентная структура; дифференцированное воздействие; внутренняя мотивация; эмоциональная насыщенность занятия; создание ситуации успеха; коммуникативная направленность занятий; имитационная модель; мотивы самоутверждения; совместное целеполагание.

Важной проблемой, с которой часто сталкиваются преподаватели иностранного языка на неязыковых факультетах вузов -отсутствие мотивации к изучению его у студентов. Обучение иностранному языку, в частности немецкому, студентов неязыковых факультетов вузов рассматривается в настоящее время как средство передачи студентам социально и профессионально значимой информации, отработки навыков использования иностранных источников в оригинале в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни. Осуществляется подготовка студентов как специалистов высокой квалификации, способных использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности, свободно ориентироваться в иноязычной научной литературе по их специальности, а также способных вести беседу в рамках своей профессиональной деятельности и на обиходные темы.

Понятие мотивации трактуется и как один конкретный мотив, и как единая система мотивов, и как особая сфера, включающая в себя потребности, цели, мотивы, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии [1; 2; 3].

Е.П. Ильин, к примеру, рассматривает мотивацию как «внутреннюю детерминацию поведения и деятельности, которая может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация - процесс психиче-

ский, преобразовывающий внешние воздействия во внутренние побуждения» [4, с. 63].

Таким образом, структура мотива как основания действий или поступка - многокомпонентная, в ней чаще всего находят отражение несколько причин и целей [4, с. 118]. То есть, чтобы что-то сделать, человек должен сначала захотеть это сделать. То же можно отнести и к учебному процессу. Прежде чем что-то выучить, студент задается вопросом «Зачем?», «Как буду использовать полученные знания в будущей профессии или повседневной жизни?»

Обычно отсутствие мотивации связано с тем, что владение иностранным языком не рассматривается студентами как необходимый предмет для их будущей профессиональной деятельности, да и в повседневной жизни молодые люди не находят применение иностранному языку, в частности - немецкому. Поэтому у преподавателей постоянно возникает вопрос, как сформировать мотивацию к изучению иностранного языка у студентов, как повлиять на интересы молодых людей, и какие методики необходимы для достижения этих целей.

Мотивационная сфера состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д. Знание этих побуждений помогает преподавателю дифференцированно воздействовать на отдельные составляющие мотивации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.