Научная статья на тему 'Библейские сюжеты в надгробных проповедях пфальцских курфюрстов второй половины XVI века'

Библейские сюжеты в надгробных проповедях пфальцских курфюрстов второй половины XVI века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библейские сюжеты / надгробные проповеди / курфюрсты Пфальца / евангелическое вероучение / реформатское вероучение / biblical subjects / funeral sermons / electors of the Palatinate / evangelical doctrine / Reformed doctrine

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наталья Александровна Бережная

XVI—XVII вв. справедливо считаются эпохой расцвета жанра надгробных проповедей в Германии, хотя обычай читать «Слово на погребение» существовал еще в средние века. Особую важность надгробные проповеди обретают в евангелической традиции: они подчеркивали верность усопшего «истинно христианскому вероучению» и торжество Евангелия в княжестве, а также играли роль вспомогательных учебных пособий по богословию, грамматике, истории. Поскольку именно проповедь являлась главным элементом этих текстов, представляется необходимым рассмотреть, какие библейские сюжеты и каких библейских героев акцентировали протестантские богословы в конструировании образов своих князей. В статье сделана попытка проанализировать, какую идею должен был иллюстрировать тот или иной сюжет, какими мотивами руководствовались богословы — и, наконец, существуют ли различия в выборе библейских сюжетов между лютеранскими и кальвинистскими надгробными проповедями. Пфальцские надгробные проповеди в связи с тем, что курфюршество несколько раз претерпевает смену «официального» вероучения с евангелического на реформатское, дают нам возможность изучить обе складывающиеся мемориальные традиции. Исследование выполнено в рамках проекта «Европейское наследие»: договор № 01/1-66-119-СПБГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biblical Stories in the Funeral Sermons of the Electors of the Palatinate of the second half of the 16th century

The 16–17th centuries are rightly considered the heyday of the genre of funeral sermons in Germany, although the tradition of reading the «Funeral Oration» existed back in the Middle Ages. Funeral sermons were of particular importance in the evangelical tradition: they emphasized the fidelity of the deceased to the «true Christian doctrine» and the triumph of the Gospel in the principality, and also played the role of additional teaching aids — in theology, grammar, history. Since the sermon was the main element of these texts, it is necessary to consider which biblical stories and which biblical heroes were emphasized by Protestant theologians in constructing the images of their princes. The article analyzes what ideas the individual stories were meant to illustrate, what the theologians’ motives were — and, eventually, whether there were differences in the choice of Bible stories between Lutheran and Calvinist funeral sermons. The Palatinate funeral sermons are representative because in the second half of the 16th century in the Electorate of the Palatinate the «official » creed changed several times from Evangelical to Reformed. This gives us the opportunity to study both emerging memorial traditions.

Текст научной работы на тему «Библейские сюжеты в надгробных проповедях пфальцских курфюрстов второй половины XVI века»

с

и Наталья Александровна Бережная удк 29645

и к. ист. н., ст. преподаватель, Санкт-Петербургский

§ государственный университет, Институт истории,

^ (Менделеевская линия, д. 5, Санкт-Петербург, Россия, 199034)

^ n.berezhnaya@spbu.ru, natalialandi@mail.ru

^ Библейские сюжеты в надгробных проповедях

^ пфальцских курфюрстов второй половины века1

XVI—XVII вв. справедливо считаются эпохой расцвета жанра надгробных проповедей в Германии, хотя обычай читать «Слово на погребение» существовал еще в средние века. Особую важность надгробные проповеди обретают в евангелической традиции: они подчеркивали верность усопшего «истинно христианскому вероучению» и торжество Евангелия в княжестве, а также играли роль вспомогательных учебных пособий по богословию, грамматике, истории. Поскольку именно проповедь являлась главным элементом этих текстов, представляется необходимым рассмотреть, какие библейские сюжеты и каких библейских героев акцентировали протестантские богословы в конструировании образов своих князей. В статье сделана попытка проанализировать, какую идею должен был иллюстрировать тот или иной сюжет, какими мотивами руководствовались богословы — и, наконец, существуют ли различия в выборе библейских сюжетов между лютеранскими и кальвинистскими надгробными проповедями. Пфальцские надгробные проповеди в связи с тем, что курфюршество несколько раз претерпевает смену «официального» вероучения с евангелического на реформатское, дают нам возможность изучить обе складывающиеся мемориальные традиции.

Исследование выполнено в рамках проекта «Европейское наследие»: договор № 01/1-66-119-СПБГУ.

Ключевые слова: библейские сюжеты, надгробные проповеди, курфюрсты Пфальца, евангелическое вероучение, реформатское вероучение

1 К 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета

o

Natal 'ya Aleksandrovna Berezhnaya .

PhD in History, Senior Lecturer, Saint-Petersburg u State University,Institute of History, ^ (5 Mendeleevskaya liniya, Saint-Petersburg, Russia, 199034) .

n.berezhnaya@spbu.ru, natalialandi@mail.ru o

i e

Biblical stories in the Funeral sermons y

of the Electors of the Palatinate of the second half of the 16th century

The 16-17th centuries are rightly considered the heyday of the genre of funeral sermons in Germany, although the tradition of reading the «Funeral Oration» existed back in the Middle Ages. Funeral sermons were of particular importance in the evangelical tradition: they emphasized the fidelity of the deceased to the «true Christian doctrine» and the triumph of the Gospel in the principality, and also played the role of additional teaching aids — in theology, grammar, history. Since the sermon was the main element of these texts, it is necessary to consider which biblical stories and which biblical heroes were emphasized by Protestant theologians in constructing the images of their princes.

The article analyzes what ideas the individual stories were meant to illustrate, what the theologians' motives were — and, eventually, whether there were differences in the choice of Bible stories between Lutheran and Calvinist funeral sermons. The Palatinate funeral sermons are representative because in the second half of the 16th century in the Electorate of the Palatinate the «official» creed changed several times from Evangelical to Reformed. This gives us the opportunity to study both emerging memorial traditions.

Key words: biblical subjects, funeral sermons, electors of the Palatinate, evangelical doctrine, Reformed doctrine

га ХУ^ХУП века справедливо считаются эпохой расцве-

о та жанра надгробных проповедей в Германии, хотя обычай ^ читать «Слово на погребение» зародился еще в Древней Гре-О ции и обрел новое дыхание в средние века — в первую оче-л редь, в виде меморий, посвященных духовным лицам. Особую о важность надгробные проповеди обретают в евангелической ^ традиции: они не только были призваны подчеркнуть вер-^ ностьусопшего «истиннохристианскомувероучению» итор-2 жество Евангелия в княжестве, но и в печатном виде играли ^ роль вспомогательных учебных пособий по богословию, ч грамматике, истории. Поскольку именно проповедь остава-^ лась главным элементом этих текстов, несмотря на появление в середине XVI в. биографической справки о покойном, представляется необходимым рассмотреть, какие библейские сюжеты акцентировали протестантские богословы — лютеране и кальвинисты, на каких героев из Ветхого и Нового Заветов опирались, конструируя образы своих князей.

В историографии эта тема не затрагивалась до последней четверти XX в., и в настоящее время остается практически неразработанной. До 70-х гг. XX в., до «старта» марбургско-го проекта, занявшегося всесторонним изучением сочинений по персональной истории (и в том числе мемориальных текстов), бытовали некие усредненные представления — например, о том, что протестанты больше любят ссылаться на Ветхий Завет, чем на Евангелие, а кальвинистам свойственно акцентировать Псалмы Давида. В первых двух томах коллективного труда «Надгробные проповеди как исторические источники», издаваемого участниками марбургского проекта под руководством Рудольфа Ленца, историки Винфрид Целлер1 и Эбер-хард Винклер2 лишь мельком коснулись собственно богословской составляющей надгробных проповедей, подчеркнув, что они заняли нишу, которую в позднее средневековье занимали

1 Zeller W. Leichenpredigt und Erbauungsliteratur // Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz. Bd 1. Köln, Wien, 1975. S. 67, 70-71, 73.

2 Winkler E. Zur Motivation und Situationsbezogenheit der klassischen Leichenpredigt // Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz. Bd 1. S. 52-57, 63-64.

сочинения, посвященные «аге шопеп&». Целлер и Винклер таким образом заостряли морализаторское назначение этих текстов, считая, что сведения, относящиеся к «профессиональной деятельности» покойных, появятся лишь в XVII в. Уве Бредехорн и сам Рудольф Ленц в своей статье подчеркивали, что теологи подкрепляли рассуждения о смерти стихами из Библии, и выделили наиболее распространенные в немецких надгробных проповедях XVI-XVIII вв. цитаты3: это упоминания о неизбежности смерти и скоротечности человеческой жизни в Бытии 2:17 и 3:19 и в Псалтири 90:9-12, обетование вечной жизни в Евангелии от Иоанна 11:25-26, высказывания о долгожданности смерти как встречи с Господом во Втором Послании к Коринфянам 5:8 и победе над смертью в Откровении Иоанна Богослова 21:3-4. Только в 1984 г. в третьем томе этого сборника вышла статья Вернера Фридриха Кюммеля о «кроткой и блаженной смерти в зеркале лютеранских надгробных проповедей XVI-XVIII вв.»4, где автор выделил две основные функции надгробных проповедей — репрезентацию покойного и демонстрацию его христианской кончины, включая исповедание веры на смертном одре. Уже в 2004 г. Ирена Дингель (которая стала руководить марбургским проектом после Р. Ленца) воспроизвела формулу репрезентации покойного в евангелических надгробных проповедях следующим образом: «истинно верить, по-христиански жить и благочестиво умереть»5, отделив демонстрацию веры как тако-

3 Bredehorn U., Lenz R. Die Ausstellung «Thanatomachia». Zur Geistesund Kulturgeschichte des Todes vom XVI. bis zum XVIII. Jahrhundert // Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz. Bd 2. Marburg, 1979. S. 434. Отдельные надгробные проповеди второй половины XVII - начала XVIII вв., в том числе женские и детские, рассматривает Рудольф Мор, см.: Mohr R. Der Tote und das Bild des Todes in den Leichenpredigten // Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften. Bd 1. S. 82-121.

4 Kümmel W. F. Der sanfte und selige Tod — Verklärung und Wirklichkeit des Sterbens im Spiegel lutherischer Leichenpredigten des 16. bis 18. Jahrhunderts // Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz. Bd 3. Marburg, 1984. S. 201-205, 213-218.

5 Dingel I. «Recht glauben, christlich leben und seliglich sterben». Leichenpredigt als evangelische Verkündigung im 16. Jahrhundert // Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz. Bd 4. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2004. S. 9-11, 27-35.

§

IS!' g

g

О g

g

Э

ta ^

ho

О §

В

о ^

о

ta g

's

га вой (верности определенному вероучению) от демонстрации

Ен

о христианского поведения на протяжении всей жизни. Тем

^ не менее никто из этих историков не ставил вопрос, как связа-

О ны стоявшие перед придворными богословами задачи с теми

л или иными библейскими стихами, и есть ли закономерности

о в том, какие библейские образы они предпочитали использо-

^ вать для репрезентации своих патронов и единоверцев.

^ Некоторые ответы возникают случайно, в процессе рабо-

2 ты над другими проблемами мемориальных текстов. В 2010 г.

К

^ вышла монография Габора Бибзы о немецкоязычных над-

К

ч гробных проповедях раннего Нового времени в Венгрии. ^ Бибза пишет об одном из своих авторов, венгерском лютеранском богослове первой половины XVII в. Петере Забелере, что в проповедях, посвященных представителям дворянской и городской элит, он из раза в раз проводил аналогию между захватом Османской империей большей части Венгрии — и падением Израиля, разрушением Иудейского Царства6. Божье наказание постигло Венгрию в лице турок, но Венгерское королевство продолжает оставаться форпостом христианского мира: именно в этой борьбе Забелер видел основную роль венгерской элиты. Бибза показывает, что Забелер буквально предложил идею, которая во второй половине XVII в. становится топосом уже для всей свободной от турок Венгрии. В 2021 г. в Гёттингене был издан сборник «Реформация и мемория. Протестантское пространство памяти и стратегии памяти в раннее Новое время», где в статье о княжеской культуре памяти на примере эрнестинской ветви Веттинов исследовательница Зигрид Вестфаль говорит о том, что эрне-стинские князья позиционировались своими богословами как единственные истинно верующие лютеранские правители на протяжении всей второй половины XVI - первой половины XVII вв.7 Начало этому положили надгробные проповеди

6 Bibza G. Die deutschsprachige Leichenpredigt der frühen Neuzeit in Ungarn (1571-1711). Münster, 2010. S. 109-111, 257.

7 Westphal S. Fürsten und Fürstinnen als Träger von Erinnerungskultur am Beispiel der Ernestiener // Reformatio et memoria. Protestantische Erinnerungsräume und Erinnerungsstrategien in der Frühen Neuzeit / Hrsg. von C. Spehr, S. Westphal, K. Paasch. Göttingen, 2021. S. 40-41.

1554 г. на смерть бывшего саксонского курфюрста Иоганна § Фридриха и его супруги Сибиллы, герцогини Юлих-Клеве- § Бергской, написанные надворным проповедником в Вейма- ^ ре, Иоганном Штольцем, и одним из основателей Йенского ^ университета, одним из лидеров гнесиолютеран — Николау- ^ сом фон Амсдорфом. В проповеди Штольца Иоганн Фридрих ^ сравнивается с четвертым иудейским царем Иосафатом8 — вероятно, потому, что последний был благочестив, боролся ^ с идолопоклонством и распутством, а также сражался против ^ превосходящих сил соседних царей. Г. Бибза и З. Вестфаль, ^ пусть и не формулируя эту мысль буквально, показывают, ^ что профессиональную репрезентацию (князя как правите- '¡ч ля, дворянина как воина, бюргера как добропорядочного под- § данного, защитника своего города, своих подчиненных и т. д.) ^ нужно отделять от демонстрации христианской жизни, как ^ и то, что профессиональная репрезентация связана с опреде- ^ ленными библейскими образами. Кроме того, их исследова- § ния демонстрируют, что топосы меморий не являются чем-то ^ неизменным: многие из них связаны с конкретной религи- ^ озной и военно-политической ситуацией, они появляются . и исчезают9.

Нельзя не упомянуть об английских исследователях Эндрю Льюисе Томасе и Рут Аттертон — одних из немногих, кто обращался к памятным сочинениям, посвященным пфальцским курфюрстам эпохи Реформации. Оба они утверждают, что как протестантские, так и католические надгробные проповеди воспроизводят дидактику средневековых меморий, их цель в первую очередь заключалась в том, чтобы «побудить живых

8 Westphal S. Fürsten und Fürstinnen als Träger von Erinnerungskultur am Beispiel der Ernestiener. S. 40. См. проповедь И. Штольца: Johann Stoltz. Drey Trostpredigten uber den Leichen des Churfürsten zu Sachsen, Hertzogen Johans Fridrichen etc. und seiner Gemahel Hertzogin Sibilla, geborne zu Jülich und Cleve etc. Jhena, 1554. Bl. Aij-Aiij v.

9 Об особенностях и мотивах траурных текстов последней четверти XVI - первой половины XVII вв., посвященных саксонским курфюрстам из альбертинской ветви Веттинов, см.: Прокопьев А. Ю. Иоганн Георг I, курфюрст Саксонии (1585-1656). Власть и элита в конфессиональной Германии. СПб., 2011. С. 199-204.

га исправить свою жизнь»10, указать им путь к спасению. С осто-

о рожностью Томас и Аттертон говорят об отличиях между

tj реформатской и евангелической надгробными проповедями

О на смерть курфюрста Пфальца Фридриха III: в то время как

л кальвинист Даниэль Тоссан предупреждает о гневе Божьем,

га

о который падет на всякого, кто свернет с праведного пути

g покойного князя, лютеранин Иоганн Шехс пишет о надежде

^ на вечную жизнь и воскрешение из мертвых11.

2 На примере надгробных проповедей, посвященных пфаль-

S

цским курфюрстам второй половины XVI в. — Фридриху III, ч Людвигу VI и администратору Иоганну Казимиру — мы попы-^ таемся выделить главные мотивы подобных текстов и соотнести их с определенными библейскими сюжетами и фигурами, на которые опирались надворные проповедники, конструируя образы покойных государей. В связи с этим представляется важным проанализировать статистику обращений к книгам Ветхого и Нового Заветов, количество цитирований (либо пересказа «своими словами») библейских стихов и отсылок (в том числе — «глухих») на полях листов проповедей. Существуют ли различия в выборе библейских сюжетов между лютеранскими и кальвинистскими надгробными проповедями? Был ли этот выбор вообще широк или, напротив, крайне ограничен для протестантских проповедников второй половины XVI в.?

С середины XVI в. курфюршество Пфальц несколько раз претерпевает смену «официального» вероучения с евангелического на реформатское. Еще в правление Фридриха II (1544-1556) Пфальц начинает медленно двигаться к вступлению в ряды протестантских чинов Империи, но только при Отто Генрихе (1556-1559) лютеранство смогло утвердиться в курфюршестве. Его преемник Фридрих III (1559-1576) вводит кальвинизм, но старший сын Фридриха, Людвиг VI (1576-

10 Atherton R. Protestant funeral sermons in Early-Modern Germany II A Companion to death, burial and remembrance in Late Medieval and Early Modern Europe, c. 1300-1700 I Ed. by P. Booth and E. Tingle. Leiden; Boston, 2021. P. 338. ttomas A. L. A House Divided: Wittelsbach Confessional Court Cultures in the Holy Roman Empire, c. 1550-1650. Leiden, 2012. P. 95.

11 Atherton R. Protestant funeral sermons in Early-Modern Germany. P. 338. Thomas A. L. A House Divided: Wittelsbach Confessional Court Cultures in the Holy Roman Empire. P. 96-97.

1583), реставрирует евангелическое вероучение и присоединяется к Формуле Согласия. Однако ранняя смерть помешала Людвигу VI воспитать своего наследника в лютеранском духе; регентом при малолетнем Фридрихе IV (1583-1610) и администратором Пфальца становится младший брат Людвига, Иоганн Казимир (t 1592), в правление которого в курфюршестве окончательно утверждается реформатское вероучение. Таким образом, пфальцские надгробные проповеди второй половины XVI в. дают возможность изучить обе складывающиеся мемориальные традиции.

Первая проповедь написана в 1576 г. и посвящена Фридриху III — первому кальвинистскому курфюрсту Империи12. Ее автором был реформатский теолог Даниэль Тоссан13, уроженец города Мёмпельгард (франц. Монбельяр) имперской Бургундии, обучавшийся в университетах Базеля и Тюбингена и около десяти лет, вплоть до Варфоломеевской ночи, проповедовавший в реформатских церквях и знатных гугенотских семьях во Франции; в 1573 г. он был назначен проповедником при гейдельбергском дворе. Два других текста, изданных в одном переплете, — это проповеди Иоганна и Пауля Шех-сов14 на смерть курфюрста Людвига VI15. Оба евангелических

12 Daniel Tossanus. Leichpredig, So zur Begrebnuss des Durchleuchtigsten, Hochgebornen Fürsten und Herrn, Herrn Friderichen, diß Namens des dritten, Pfalzgrauen bey Rhein, Hertzogs in Bayern, des Hey. Röm. Reichs Ertztruchsäß und Churfürstens, etc. ist gehalten worden. Heydelberg, 1576.

13 О Даниэле Тоссане (1541-1602) см.: Cuno F. W. Daniel Tossanus der Ältere, Professor der Theologie und Pastor. Amsterdam, 1898; Thomas A. L. A House Divided: Wittelsbach Confessional Court Cultures in the Holy Roman Empire. P. 96-97; Бережная Н. А. Надгробные проповеди на смерть пфаль-цских курфюрстов 1540-х-1570-х гг.: первые биографии? // Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. 2017. Вып. 3 (2). С. 93, 95-98.

14 Об Иоганне (t 1584) и Пауле Шехсах, за пределами их службы пфальцграфу Людвигу в Амберге и Гейдельберге, почти ничего не известно, см.: Press V. Calvinismus und Territorialstaat. Regierung und Zentralbehörden der Kurpfalz 1559-1619. Stuttgart, 1970. S. 285-286, 336; Бережная Н. А. Риторика власти в надгробных проповедях пфальцских государей второй половины XVI в.: курфюрст Людвиг VI // Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего нового времени. 2021. Вып. 6 (1). С. 104-105.

15 Johannes Schechsius, Paulus Schechsius. Christliche Leich Predigt Deß durchleuchtigsten, Hochgebornen Fürsten vnd Herrn, Herrn Ludwigen, Pfalt-

§

IS!' g

g

О g

g

Э

ta ^

ho

О §

В

о ^

о

ta g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

's

га богослова — Фолькер Пресс называет их кузенами16 — были надо ворными проповедниками при амбергском дворе пфальцграфа tj Людвига, когда он исполнял обязанности наместника в Верхнем О Пфальце; став курфюрстом, он забрал Шехсов в Гейдельберг. -q Наконец, четвертая проповедь посвящена администратору о Пфальца Иоганну Казимиру17. Она написана надворным про-g поведником Мельхиором Ангером18, происходившим из Силе-^ зии, с 1566 г. учившимся в «коллегии мудрости» в Гейдельбер-2 ге, а после зачисленным в штат надворных проповедников;

К

^ после смерти Фридриха III Ангер как кальвинист лишился

К

^ должности, но остался в Пфальце в качестве пастора неболь-^ шого городка Муттерштадт, в 1585 г. Иоганн Казимир вернул его в Гейдельберг.

Помимо надгробных проповедей, в качестве источника выступает текст Священного Писания, знаменитый перевод доктора Мартина Лютера — как «классическое» издание немецкой Библии 1545 г.19, так и современный уточненный и исправленный текст 2017 г.20 Библейские цитаты в статье приводятся на русском языке в синодальном переводе. Различия между лютеровской Библией и синодальным переводом каса-

zgraffen bey Rhein, deß H. Röm. Reichs Ertzdruchsässen vnd Churfürsten, etc. Darinnen warhaffter Bericht von jhrer Ch. F. G. Gottseliger Regierung, Leben, Wandel, vnd seligem Abscheidt auß diesem Jammerthal geschehen. Durch <...> Johannem Schechsium. Sampt angeheffter Predigt, so bey Höchstermeldter Churfürstlicher Leich <...> Durch <...> Paulum Schechsium. Heydelberg, 1584.

16 Press V. Calvinismus und Territorialstaat. S. 329.

17 Melchior Anger. Exeqviae Casimirianae. Beschreibung des tödtlichen Abgangs und Begrebnus, des Durchleuchtigsten, Hochgebornen Fürsten und Herren, Herren Johanns Casimiri, Pfaltzgraffen bey Rhein, Vormunden und Admini-stratorn der Churfürstlichen Pfaltz, Hertzogen in Bayern, etc. Heydelberg, 1592.

18 О Мельхиоре Ангере (1547-1607) см.: Freudenberg M. Erkenntnis, Trost und Tugend. Drei Variationen reformierter Katechetik — dargestellt vor dem Hintergrund von Calvins Katechismen // Matthias Freudenberg. Reformierter Protestantismus in der Herausforderung: Wege und Wandlungen der reformierten Theologie. Berlin, 2012. S. 147-150; Press V. Calvinismus und Territorialstaat. S. 340.

19 Biblia: das ist: Die gantze Heilige Schrifft: Deudsch Auffs new zugerichtet. D. Martin Luther. Wittemberg: Hans Lufft, 1545. См. на сайте Вюртем-бергской земельной библиотеки: URL: http://digital.wlb-stuttgart.de/purl/ bsz351733388 (18.12.2023).

20 См. на сайте Немецкого библейского общества: URL: https://www. die-bibel.de/bibeln/online-bibeln/lesen/LU17 (20.11.2023)

ются не только нумерации псалмов и названии отдельных книг

(Книги Царств, Паралипоменон и др.), но и самого библейско- §

го текста, однако эти отличия не являются предметом нашего у

исследования, так что останавливаться на них мы не будем. ^

Анализ источников позволяет выделить три главных моти- ^

ва княжеских надгробных проповедей второй половины XVI в.: ^

репрезентация покойного князя как благочестивого прави- 5

N

теля, защитника веры и подданных — т. е. репрезентация его у «профессиональной» деятельности, репрезентация покойно- § го князя как истинно верующего, праведного христианина, и, ^ наконец, демонстрация его христианской кончины. В надгроб- ^ ных проповедях и памятных речах эпохи Реформации могут '¡ч присутствовать и другие мотивы — в первую очередь, презен- § тация богословских взглядов самого проповедника: так, Нико- § лаус фон Амсдорф в проповедь на смерть Иоганна Фридриха ^ Саксонского включил целый раздел, посвященный опроверже- ^ нию Интерима21, а Андреас Осиандер в надгробной проповеди § на смерть Сусанны Баварской не упустил случая изложить свое у учение об оправдании22. Однако этот мотив не обнаруживается ^ в проповедях, анализируемых нами в данной статье. .

Результаты анализа надгробных проповедей Даниэля Тос-сана, Иоганна и Пауля Шехсов, а также Мельхиора Ангера на наличие отсылок к библейским стихам представлены ниже в виде таблицы. Следует отметить, что авторы и издатели проповедей, цитируя Священное Писание, практически никогда не указывают конкретный стих, только книгу и главу. При этом не всегда возможно соотнести неполную и искаженную цитату с определенным стихом: в случаях, когда это не представляется возможным, или когда цитата как таковая отсутствует, а общее рассуждение отсылает ко всей главе, в таблице указана только глава, без отсылки к конкретному стиху (табл. 1).

21 Nicolaus von Amsdorff. Wie sichs mit des Durchleuchtigsten, Hochgebor-nen Fürsten und Herrn, Herrn Johans Friderich des Eldern, weiland Hertzogen zu Sachssen... Christlichem abschied zugetragen hat. Sampt einer Leichpredigt, vber dem Begrebnis zu Weimar, Montag nach Letare gethan. Jhena: Rödlinger, 1554. Bl. Ciijv-Diijv.

22 Thomas A. L. Wittelsbachs, Habsburgs, and Hohenzollerns: Gender, Kinship and Confession in the Funeral Literature for Susanna of Bavaria // Austrian History Yearbook. Vol. 48. 2017. P. 137-140.

табл. 1. Статистика цитирования ветхого и нового Заветов в надгробных проповедях пфальцских курфюрстов второй половины XVI в.

№ Автор Цитирование Ветхого Завета Цитирование Нового Завета

Книга Глава: стих Книга Глава: стих

1 Даниэль Тоссан Книга пророка Исаии 57:1-2 (6) 9:13 49:23 9:14-15 Евангелие от Луки 12:54,56

Псалтирь1 28:5 31:16 90:1-2 90:11 12:2 107:40 90:7,11 112:6 123 Послание к Евреям 11:38

Пятая книга Моисея [Второзаконие] 32:39 Первое послание к Тимофею 2:1-2 1:15

Вторая книга Самуила [Вторая книга Царств] 22:8-15 12:23 Послание к Филиппийцам 2:1,4

Первая книга Моисея [Бытие] 18:32 17:1 25:8 Послание к Филимону 1:7

Книга Притчей Соломоновых 28:2 1:22 Послание к Римлянам 8:37 5:3-4 8:9-11

Книга Премудрости Соломона 4:14 Евангелие от Иоанна 17 8:51

Вторая книга Царств [Четвертая книга Царств] 2:12 Второе послание к Тимофею 4:7-8

Книга пророка Осии 13:14 Послание к Галатам 2:20

Книга пророка Иеремии 49:11 51:55 Первое послание к Фессалоникийцам 4

Первое послание Петра 1:3

Евангелие от Матфея 22:32

Второе послание Петра 3:12

Всего: 48 31 (64,58 %) 17 (35,42 %)

2 Вторая книга Хроник [Вторая книга Паралипоменон] 6:10-11 35:24-25 34:3 36 Послание к Филиппийцам 1:23

Псалтирь1 27:7-10 Послание к 14:8

Иоганн 46:6 Римлянам 12:15

Шехс 119:154 27:4 84:2-3 119:11 85:11 23:2-3 1:2 119:47 34 51:9-11 143:6 103:12-13 130:7 95:10-11 13:11

Вторая книга Царств 22:2 (3) Евангелие от 8:51

[Четвертая книга Царств] 23:24 12:6 22-23 2:12 23-25 Иоанна

Книга пророка Аггея 1:2 Евангелие от 25:34

Пятая книга Моисея [Второзаконие] 5:1 Матфея

Книга пророка Иеремии 25

Первая книга Моисея 50:3

[Бытие]

Книга Премудрости 3:1

Соломона

Книга пророка Исаии 1:4

Книга «Плач Иеремии» 2:19

Вторая Книга Моисея [Исход] 34:6-7

Книга пророка Иезекииля 18:24 33:9

Всего: 44 38 (86,36 %) 6 (13,64 %)

§

й

у

о

у

у §

|тэ

о §

в §

О §

О у

1 Поскольку нумерация псалмов в масоретской традиции (которой придерживались протестанты) и греческой Септуагинте (которую воспроизводит синодальный перевод) различаются, в таблице нумерация псалмов приведена в соответствии с текстами самих проповедей и Библией Лютера.

3 Пауль Книга пророка Исаии 57:1-2 (4) 26:2 26:20 26:19 Послание к Галатам 3:6, 2224 (2)

Шехс Вторая книга Царств [Четвертая книга Царств] 2:12(2) 18:41 21 23:29 Первое послание Иоанна 2:1-2 1:7

Книга Премудрости Соломона 7:1-6 3:2-3 4:17-19 2 4:19-20 4:12 3:1-2 Первое послание к Коринфянам 1:30

Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова 40:1, 3-5 Послание к Римлянам 5:8-9 6:23 7:23 6:7 7:24

Псалтирь 32:5 119:92 13:2-3 46:2-6 103:3 Первое послание к Тимофею 1:9

Первая книга Царств [Третья книга Царств] 14:21-242 Евангелие от Матфея 7:21

Вторая книга Хроник [Вторая книга Паралипоменон] 33 21:4 Второе послание к Фессалоникийцам 2:11-12

Книга пророка Иезекииля 22:31 Первое послание к Фессалоникийцам 4:16-173 4:14-16

Откровение Иоанна Богослова 14:13(2)

Всего: 46 29 (63,04 %) 17 (36,96 %)

1 В тексте проповеди стоит отсылка к главе 21, но это опечатка, так как отсылка к 21-й главе есть ниже, а о борьбе благочестивого царя Иудеи Езе-кии с идолами говорится именно в главе 18.

2 В тексте проповеди стоит отсылка к главе 10, но это ошибка или опечатка, так как о правлении сына царя Соломона — Ровоама и его покровительстве идолопоклонству говорится именно в главе 14.

3 В тексте проповеди стоит отсылка к Посланию к Филиппийцам, главе 3, но это ошибка, так как несмотря на то, что цитата неполная и искаженная, слова о трубах, которые возвестят пришествие Господа в Судный День, отсылают именно к Первому посланию к Фессалоникийцам.

4. Книга пророка Исаии 57:1-2 (5) 41:14(2) 3:1-3 Первое послание Петра 4:17

Мельхиор Ангер Книга пророка Иеремии 9 51 Послание к Римлянам 8:31 8

Книга пророка Амоса 3:4, 6 Евангелие от Иоанна 9:31 14:3 5:24 8:51

Псалтирь 28:4 7:12 90:11 143:2 106:25 27:10 23:1 73:25-26 5 16:9-11 112:6 Откровение Иоанна Богослова 14:13

Книга Притчей Соломоновых 28:2 8:15-16 Первое послание к Коринфянам 15:55

Книга Премудрости Соломона 4:17-19

Вторая книга Хроник [Вторая книга Паралипоменон] 33:2-7 21 33:22-26 17:7, 9

Вторая книга Царств [Четвертая книга Царств] 21:20-24 22:20

Книга «Плач Иеремии» 3:39 3:22

Книга пророка Даниила 9:5-6 9:9

Книга пророка Захарии 1:3 2:12

Книга пророка Осии 6:1

Книга пророка Иоиля 3:5 [2:32]' 2:13-14

Книга Иова 1:21 7

Всего:51 42 (82,35 %) 9 (17,65 %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

й

§

О §

§ э

о §

В §

о ^

о §

1 В тексте проповеди стоит отсылка ко 2-й главе Книги пророка Иоля, но, согласно Библии Лютера, цитата представляет собой 5-й стих 3-й главы (в синодальном переводе это 2-я глава, стих 32).

га Статистика цитирования Библии в анализируемых тек-

о стах свидетельствует об отсутствии существенной разни-^ цы между лютеранскими и кальвинистскими надгробными О проповедями во второй половине XVI в. Все четыре теолога л чаще цитируют Ветхий Завет, при этом количество отсылок о к Евангелию, Посланиям апостолов и Откровениям Иоан-^ на Богослова колеблется от 13,64 % (у И. Шехса) до 36,96 % ^ (у П. Шехса). На некоторые тексты так или иначе ссылаются 2 все авторы, другие же свидетельствуют о личных пристра-^ стиях проповедников. Так, наиболее цитируемыми книга-ч ми Ветхого Завета являются Псалтирь, книга пророка Иса-^ ии, Вторая [Четвертая] книга Царств, книга Премудрости Соломона, Вторая книга Паралипоменон (кроме Д. Тос-сана) и книга пророка Иеремии (кроме П. Шехса), из книг Нового Завета проповедники наиболее часто обращаются к Посланию к Римлянам и Евангелию от Иоанна.

Трудность соотнесения конкретных цитат с конкретными мотивами в надгробных проповедях заключается в том, что если демонстрация благочестивой смерти, как правило, локализуется в этих текстах с самого начала их массового распространения, то отделить репрезентацию князя как благочестивого правителя от его же репрезентации как благочестивого христианина подчас довольно сложно — эти мотивы могут перетекать один в другой в проделах одного предложения. Тем не менее, анализ имеющихся проповедей позволяет сделать определенные выводы о том, какие библейские стихи используются авторами для подкрепления каждого из мотивов23.

23 Далее в статье, когда название библейской книги и/или номера главы в тексте проповеди и в синодальном переводе различаются, сначала следует название книги и/или номера главы и стиха в соответствии с текстом проповеди, затем в квадратных скобках указаны название книги и/ или номер главы и стиха в синодальном переводе. Если в проповеди немецкое и латинское название библейской книги используется поочередно, в статье будет дано латинское название и название синодального перевода (если они различаются).

МОТИВ БЛАГОЧЕСТИВОЙ СМЕРТИ .

&

Картина праведной кончины христианского правите- §

а

ля призвана демонстрировать отсутствие страха смерти, ^

надежду на вечную жизнь. Умирающий благочестивый ^

человек меняет земное тело с его заботами, усталостью, §

страхом на Спасение и воскресение. Д. Тоссан, И. Шехс, о

М. Ангер возвещают своим читателям слова Иисуса Христа: ^

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, ^

э

«

тот не увидит смерти вовек» (Ин 8:51)24. И. Шехс приводит строки из Послания к Римлянам: «а живем ли — для Господа ^ живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ^ ли или умираем,— всегда Господни» (Рим 14:8)25. П. Шехс § и М. Ангер обращаются к Откровению Иоанна Богослова: ^ «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отны- ЙЗ не26 блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит ^ Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за § ними» (Откр 14:13)27. «Истинно, истинно говорю вам: слу- § шающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет ^я жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти В в жизнь» (Ин 5:24), — повторяет слова Христа М. Ангер28. Говоря о благочестивой кончине своих патронов, теологи редко цитируют Ветхий Завет, предпочитая обращаться к словам Господа, тем не менее, Иоганн и Пауль Шехсы в своих проповедях отсылают к книге Премудрости Соломона: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире» (Притч 3:1-3)29.

24 Daniel Tossanus. Leichpredig, So zur Begrebnuss...S. XVI; Johannes Schechsius, Paulus Schechsius. Christliche Leich Predigt...Bl. Dijv; Melchior Anger. Exeqviae Casimirianae. Bl. C2v.

25 Johannes Schechsius, Paulus Schechsius. Christliche Leich Predigt...Bl. Dij.

26 Здесь и далее выделенных курсивом слов в проповедях нет.

27 Johannes Schechsius, Paulus Schechsius. Christliche Leich Predigt... Bl. Gij; Melchior Anger. Exeqviae Casimirianae. Bl. C2.

28 Melchior Anger. Exeqviae Casimirianae. Bl. C2v.

29 Johannes Schechsius, Paulus Schechsius. Christliche Leich Predigt... Bl. Diiijv, Fij, Hv.

« Мотив истинной ВЕРЫ

н Князь должен быть для своих подданных примером благо-

и честивого христианина, он исповедует истинную веру и ведет праведную жизнь. Для демонстрации этого мотива теологи и не опираются на какие-то определенные библейские стихи § или книги: каждый из них выстраивает собственную аргумен-^ тацию, подчеркивая в создаваемом образе те черты, которые ^ именно ему кажутся наиболее важными для поддержания веры Е у подданных покойного князя.

Е Д. Тоссан делает акцент на благочестивом поведении истин-

н ного христианина на протяжении всей жизни, на жизни «не по плоти, а по духу»30, грозя карами Божьими тем, кто «не внимает Божественным предостережениям»31. «Истинная сила, — пишет он, — проистекает из познания Бога и страха перед ним, а также требует искреннего сердца и нрава»32. Теолог опирается на пример библейских патриархов, их абсолютной покорности Божественной воле, особенно выделяя Авраама: «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1)33. Курфюрст Фридрих, уверяет Тоссан, отошел к Господу «со спокойной и послушной душой», его благочестие отсылает к словам апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:7-8)34.

И. Шехс на первых же страницах своей проповеди, в посвящении новому курфюрсту Фридриху IV обращается со словами утешения к мальчику, потерявшему отца и мать, что, когда приходит несчастье, «верующие христиане могут иметь уве-

30 Рим. 8:9-10: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». См. также: Daniel Tossanus. Leichpredig, So zur Begrebnuss...S. XVI.

31 Ibid. S. V.

32 Ibid. S. VIII-IX.

33 Ibid. S. IX.

34 Ibid. S. XIV.

ренность в Боге, который будет их помощью и спасением, если § они будут обращаться к Нему с молитвой»35 и подкрепляет § это рассуждение внушительным отрывком из Ветхого Заве- § та: «Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй О меня и внемли мне. Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица & Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня О лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаси- § тель мой! ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь Э примет меня» (Пс 27[26]:7-10)36. В самой проповеди И. Шехс ^ подчеркивает важность соблюдения заповедей и покорности 5 Божьему слову37, но в то же время акцентирует и более кон- '¡я кретные проявления благочестия — посещение богослужений § и приобщение святых таинств, намекая на фигуру покойного э курфюрста Людвига как на пример подобного поведения. Он В отсылает к псалму царя Давида: «Одного просил я у Господа, ^ того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во § все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать § храм Его» (Пс 27[26]:4)38, только вместо слов «красоту Господ- ^ ню» у Шехса сказано «красоту богослужения». Чуть дальше . теолог также слегка изменяет строки из другого псалма Давида «Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Пс 23[22]:2-3)39, заменяя слова «к водам тихим» словами «к ручейку святых таинств».

П. Шехс, рассуждая о христианской жизни, напоминает, что Христос умер за грешников, и что о праведности нужно судить по делам, а не по словам: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим 5:8-9)40. Проповедник также отсылает читателя к словам Иисуса Христа: «Не всякий, говоря-

35 Johannes Schechsius, Paulus Schechsius. Christliche Leich Predigt...Bl. Aijv.

36 Ibid. Bl. Aij-Aijv.

37 Ibid. Bl. Biiij.

38 Ibid. Bl. C.

39 Ibid. Bl. Cijv.

40 Ibid. Bl. Eiiij.

га щий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное,

о но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21)41.

^ Курфюрст Людвиг, уверяет Шехс, все это время «посред-

О ством твердой и верной молитвы» заслонял нас от гнева

л Божьего, а ныне «Бог лишил нас этой защиты», и «только

га

о Сын Божий поможет нам»42. Вслед за этим умозаключением ^ Шехс приводит несколько стихов из Псалтири — вероятно, ^ знаменующих, что Бог поможет благочестивому:

§ Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посе-

^ му не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись

^ в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся

^ горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, свя-

тое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра (Пс 46[45]:2-6)43.

М. Ангер в самом начале проповеди подчеркивает, что кончина «милостивейшего князя» Иоганна Казимира является указанием на грядущее несчастье, «которое непременно и окончательно поразит нас, если мы не станем жить благочестивой и покаянной жизнью», «ибо как является знаком <...> Божественного милосердия, когда Бог посылает нам благочестивых начальников и правителей, так, напротив, знаком предстоящего наказания и сурового гнева Божия [становится тот день. — Н. Б.], когда Он отнимает таковых у нас»44. Однако и в случае наказания нельзя забывать о смирении перед Божественной волей: «Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам 3:6)45. «Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий» (Псалтирь 7:12)46, при этом оправдаться перед Ним не сможет ни один человек, а только надеяться на Божественную милость: «и не входи в суд с рабом Твоим, потому

41 Johannes Schechsius, Paulus Schechsius. Christliche Leich Predigt...Bl. Eiiijv.

42 Ibid. Bl. H.

43 Ibid. Bl. H.

44 Melchior Anger. Exeqviae Casimirianae. Bl. A2v.-A3.

45 Ibid. Bl. A3.

46 Ibid. Bl. A3v.

что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Псал- § тирь 143[142]:2)47. §

Мотив ХРИСТИАНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ

g

В рассматриваемых проповедях мотив христианского й

т и

правления князя занимает едва ли не больше места, чем два 0

других мотива. Репрезентация князя как благочестивого 5 правителя, защитника подданных, истинной веры и церк- и ви выстраивается за счет обращения к фактам его биогра- ^ фии — семейной жизни и обучения, внутренней, имперской, ^ или даже «внешней» политики. Действия князя проповедник ^ стремится соотнести с библейскими примерами. Посколь- ^ ку в Новом Завете нет благочестивых царей (и нет правед- § ных «начальствующих», которые не описывались бы парой ^ строчек), то обращаться богословы могли только к Ветхому ^ Завету, к фигурам благочестивых царей Иудеи из Дома Дави- "а да: четвертому царю Иосафату, тринадцатому царю Езекие, Ъ шестнадцатому царю Иосии, а также самому Давиду и его И сыну Соломону. Деяния этих царей описаны в четырех книгах Царств (в латинской и немецкой традиции 1-2-я книги Самуила и 1-2-я книги Царств), двух книгах Паралипоменон (в немецкой традиции — книги Хроник). Авторство ряда псалмов приписывают Давиду; Соломон считается автором книги Притчей, а книга Премудрости написана от его лица. Именно эти книги, наряду с книгами пророков (которые также обращались к деяниям иудейских и израильских царей), наиболее часто цитируют теологи в надгробных проповедях.

Д. Тоссан в проповеди, посвященной Фридриху III48, не сравнивает курфюрста с одной библейской фигурой, а обращается сразу к нескольким: царям Давиду, Езекие и Иосии. «Благочестивые, подобно пророку Давиду, — пишет Тос-сан, — признают дары Божии, которые они получили посредством веры, а затем по доброй совести своей восстают против нечестивцев. Никто не живет на земле без вины, но когда благочестивые правители, такие как Давид, Иосия и Езекия,

47 Melchior Anger. Exeqviae Casimirianae. Bl. B3.

48 Бережная Н. А. Надгробные проповеди на смерть пфальцских курфюрстов 1540-х—1570-х гг. С. 95-98.

га противопоставлены тиранам Иеровоаму, Ахаву, Манассии49, о тогда можно увидеть разницу [между ними. — Н. Б.], которая tj также велика <...> как между золотом и медью»50. На титуль-О ном листе проповеди теолог помещает цитату из книги про--Q рока Исаии (Ис 57:1-2): «Праведник умирает, и никто не при-о нимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются g от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается ^ от зла. Он отходиткмиру; ходящие прямым путем будут поко-2 иться на ложах своих». Тоссан сразу же дает понять, что каль-^ винистский курфюрст шел путем истины, а единоверцев ^ Фридриха III ждут теперь тяжелые времена. В то же время ^ он предупреждает нового курфюрста, лютеранина Людвига VI, что с таким трудом достигнутое благочестие легко утратить, как утратили его наследники праведных библейских царей. Его фраза «из-за грехов страны происходит много изменений в княжествах, и тогда на благочестивых князей ложится особенно много [забот. — Н. Б.]»51 отсылает к книге Притчей Соломоновых 28:2: «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна». Среди добродетелей курфюрста Фридриха Тоссан выделяет не только благочестие, но и «терпение и настойчивость», благодаря которым он преодолел «многие испытания, угрозы и опасности»52 (рядом с этими словами на полях стоит отсылка к Посланию к Римлянам 5:3-4: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда»), а также готовность выслушивать и решать затруднения «даже самых незначительных из его подданных»53. Тоссан уверяет читателя, что курфюрст Фридрих «будет жить в вечной славе и памяти»54, напоминая о словах царя Давида: «Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник» (Пс 112[111]:6).

49 Иеровоам и Ахав — цари Израиля, Манассия — царь Иудеи, сын Езе-кия, все они «делали неугодное в очах Господних».

50 Daniel Tossanus. Leichpredig, So zur Begrebnuss...S. VIII.

51 Ibid. S. VI.

52 Ibid. S. XII.

53 Ibid. S. IX.

54 Ibid. XVII.

И. Шехс в надгробной проповеди на смерть курфюрста § Людвига на титульном листе помещает слова царя Соломо- §

55 Бережная Н. А. Риторика власти в надгробных проповедях пфаль-цских государей второй половины XVI в.: курфюрст Людвиг VI. С. 107, см. также С. 106-111.

56 Johannes Schechsius, Paulus Schechsius. Christliche Leich Predigt... Bl. Biiijv-C.

57 Ibid.Bl. Biijv.

на из Второй книги Паралипоменон: «И исполнил Господь ^

слово Свое, которое изрек: я вступил на место Давида, отца ^

моего, и воссел на престоле Израилевом, как сказал Господь, ^

и построил дом имени Господа Бога Израилева. И я поста- ^

вил там ковчег, в котором завет Господа, заключенный Им 5

с сынами Израилевыми» (2 Пар 6:10-11). Данная цитата ^

может подчеркивать, что, «приняв однажды истинную веру, ^

следует держаться ее, а любое самовольное изменение есть ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и?

не что иное, как нарушение «завета», разрушение связи ^ между человеком и Богом»55. Вероятно, этими словами про- '¡я поведник отвергает требования местных кальвинистов (во § главе с младшим братом курфюрста, пфальцграфом Иоган- ^ ном Казимиром) о необходимости завершения церковной ^ реформы, начатой доктором Лютером. Центральным в про- ^ поведи является образ царя Иосии, именно с ним И. Шехс § постоянно сравнивает курфюрста Людвига. Теолог напоми- ^ нает читателю историю царствования и смерти Иосии, пере- ^ сказывая 22-23-ю главы Второй [Четвертой] книги Царств56, . а кроме этого при помощи цитат оттуда и из Второй книги Паралипоменон совершенно явно сопоставляет отказ Иосии от идолопоклонства своих предшественников с отказом Людвига VI от кальвинистской реформы отца и возвращением Пфальца в лоно евангелической церкви. В начале проповеди, после стихов о похоронах царя Иосии и всеобщей скорби Иудеи и Иерусалима (2Пар 35:24-25), Шехс акцентирует цитату, которая становится стержнем его сочинения и его образа курфюрста: «И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (2Цар [4Цар] 22:2)57, — этими словами теолог подчеркивает, что Людвиг шел праведным путем

га доктора Лютера, далеким от заблуждений католиков и каль-

о винистов58. Чуть дальше Шехс описывает начало реформ царя

^ Иосии, искажая оригинальный библейский стих. Вместо строк

О «В восьмой год царствования своего, будучи еще отроком, он

л начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый

га

о год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвя-

^ щенных дерев и от резных и литых кумиров» (2Пар 34:3),

^ у проповедника мы видим: «В шестнадцать лет, будучи еще

2 отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в

К

^ двенадцатый год царствования покончил с идолами, божка-

к

ч ми и идолопоклонством»59. И. Шехс подводит определенный ^ итог следующим образом:

Если мы внимательно поразмыслим над <...> содержанием истории благочестивого царя Иосии, то сочинение и опыт будут свидетельствовать о том, что наш милостивейший курфюрст <...> мог сравниться с сим царем Иосией истинным страхом Божьим, радостью и любовью к истинному слову и чистому богослужению, <...> приобщению святых таинств», он также «рассудительно и справедливо управлял своими подданными и защищал их60.

П. Шехс в своей проповеди уделяет «профессиональной деятельности» курфюрста Людвига меньше внимания, чем его кузен или остальные теологи: он предпочел сосредоточиться на других мотивах (возможно, поэтому в его сочинении больше отсылок к Новому Завету, чем у них). В начале проповеди П. Шехс обращается к тому же отрывку из книги пророка Исаии (Ис 57:1-2)61, что и Д. Тоссан, — причиной могло быть стремление Шехса «перевернуть» цитату, чтобы она свидетельствовала об истинной праведности евангелического курфюрста и грядущих ужасах регентства кальвиниста Иоганна Казимира (хотя это не единственное объяснение его выбора)62. Для прославления покойного патрона теолог

58 Бережная Н. А. Риторика власти в надгробных проповедях пфаль-цских государей второй половины XVI в.: курфюрст Людвиг VI. С. 108.

59 Johannes Schechsius, Paulus Schechsius. Christliche Leich Predigt...Bl. Biijv.

60 Ibid. Bl. Cij.

61 Ibid. Bl. Eij-Eijv.

62 Бережная Н. А. Риторика власти в надгробных проповедях пфаль-

использует образ «благочестивого царя Езекии», который § «отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истре- § бил медного змея» (2Цар [4Цар] 18:4), после чего «распро- ^ странил правильное богослужение»63. Однако после его ^ смерти в Иудее воцарился его сын Манассия (как и после ^ смерти праведного царя Иосафата — сын Иорам), который ^ вновь поставил идолам жертвенники, и в целом «делал неу- 5 годное» в очах Господа, что привело к «ужасающим бед- ^ ствиям и большому несчастью для народа» (2Цар [4Цар] 21; 3 2Парн 33)64. 5

М. Ангер в начале надгробной проповеди, посвященной ^ администратору Пфальца Иоганну Казимиру, помещает уже '¡я известную нам цитату из книги пророка Исаии (Ис 57:1-2)65: § возможно, имело место желание «вернуть смысл» этим 3 словам, чтобы они вновь свидетельствовали о праведности ^ реформатских правителей Пфальца, с другой стороны, за ^ прошедшее время обращение к этим библейским стихам мог- § ло превратиться в традицию. Ангер, как до него Д. Тоссан, ^ сравнивает Иоганна Казимира сразу с несколькими библей- ^ скими царями: Иосафатом, Езекией и Иосией, но чаще все же . обращается к образу и деяниям Иосафата. Сперва проповедник напоминает читателю о бедствиях и страданиях, которые — из-за грехов народа — обрушились на Иудею после кончины этих благочестивых царей66. Затем акцентирует, что Иоганн Казимир «управлял Пфальцем с великой заботой <...> ради спасения и благополучия своих подданных <...> со всей кротостью и христианской скромностью учил их Слову Божьему и указывал им путь к вечному спасению». «Он не только подавал добрый пример, усердно посещая проповеди и принимая святое Причастие, но и совершил, наконец, общую визитацию по примеру достохвального и благочестивого царя Иосафата»67 — Ангер не дает отсылку к Библии,

цских государей второй половины XVI в.: курфюрст Людвиг VI. С. 114.

63 Johannes Schechsius, Paulus Schechsius. Christliche Leich Predigt...Bl. Fiij.

64 Ibid. Bl. Fiij.

65 Melchior Anger. Exeqviae Casimirianae. Bl. A2.

66 Ibid. Bl. B.

67 Ibid. Bl. B2.

га но, вероятно, здесь подразумевается фрагмент из Второй

Ен

о книги Паралипоменон: «И в третий год царствования сво-tj его он послал князей своиx Бенxаила и Овадию, и Заxарию О и Нафанаила и Миxея, чтоб учили по городам Иудиным народ. -à И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; о и обxодили все города Иудеи и учили народ» (2Пар 17:7,9). g Чуть дальше проповедник снова сопоставляет пфальцграфа ^ Иоганна Казимира и царя Иосафата: «так как Его Княжеская ^ Милость всегда <...> искал Господа всем своим сердцем, без всякой лжи и лицемерия ^отя и имел недостатки как человек), ч то, как написано о Иосафате, Господь был с ним, все благоче-^ стивые сердца любили его, друзья и враги чтили, противники боялись»68.

В целом можно сказать, что каждый мотив надгробной проповеди демонстрируется теологами посредством обращения к определенным библейским образам и сюжетам. Выбор конкретный библейскиx цитат в евангелическиx и реформатскиx надгробный проповедяx во второй половине XVI в. не был обусловлен именно конфессиональными причинами, можно говорить лишь о предпочтенияx отдельный проповедников. Преобладание ветxозаветныx отсылок объясняет то обстоятельство, что «профессиональную деятельность» князей проповедники должны были соотносить с деяниями благо-честивык библейскиx правителей, а они изображены именно в Ветxом Завете.

Список литературы / References

1.Бережная Н. А. Надгробные проповеди на смерть пфаль-цск^ курфюрстов 1540-x-1570-x гг.: первые биографии? // Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средниx веков и раннего Нового времени / Под ред. А. Ю. Прокопье-ва. СПб., 2017. Вып. 3(2). С. 75-108. [Berezhnaya N. A. Nadgrobnye propovedi na smert' pfal'tsskikh kurfyurstov 1540-kh-1570-kh gg.: pervye biografii? [The funeral sermons of the Electors of the Palatinate in the 1540s-1570s: the first biographies?] // Proslogion: Studies in Medieval and Early Modern Social History and Culture, 2017. Vol. 3(2). P. 75-108].

68 Melchior Anger. Exeqviae Casimirianae. Bl. B2v.

2.Бережная Н. А. Риторика власти в надгробных проповедях пфальцских государей второй половины XVI в.: курфюрст ^ Людвиг VI // Proslogion: Проблемы социальной истории и куль- ^ туры Средних веков и раннего нового времени / Под ред. А. Ю. Й Прокопьева. СПб., 2021. Вып. 6(1). С. 98-126. [Berezhnaya N. A. Q Ritorika vlasti v nadgrobnykh propovedyakh pfal'tsskikh gosudarey ^ vtoroy poloviny XVI v.: kurfyurst Lyudvig VI. [The rhetoric of power ^ in the funeral sermons of the Palatinate sovereigns of the second

half of the 16th century: elector Ludwig VI] // Proslogion: Studies ^ in Medieval and Early Modern Social History and Culture, 2021. Vol. g 6(1). P. 98-126]. £

3.Прокопьев А. Ю. Иоганн Георг I, курфюрст Саксонии (1585- ^ 1656). Власть и элита в кон-фессиональной Германии. СПб., 2011. [Prokop'ev A. Yu. Iogann Georg I, kurfyurst Saksonii (1585-1656). ^ Vlast' i elita v konfessional'noy Germanii [Johann Georg I, Elector g of Saxony (1585-1656). Power and the Elite in Confessional Germany]. g Saint-Petersburg, 2011]. ^

4.Atherton R. Protestant funeral sermons in Early-Modern fc| Germany // A Companion to death, burial and remembrance in Late § Medieval and Early Modern Europe, c. 1300-1700 / Ed. by P. Booth § and E. Tingle. Leiden; Boston, 2021. P. 319-338. ^

5.Biblia: das ist: Die gantze Heilige Schrifft: Deudsch Auffs new ^ zugerichtet. D. Martin Luther. Wittemberg, 1545. И

6.Bibza G. Die deutschsprachige Leichenpredigt der frühen Neuzeit • in Ungarn (1571-1711). Münster, 2010.

7.Bredehorn U., Lenz R. Die Ausstellung «Thanatomachia». Zur Geistes- und Kulturgeschichte des Todes vom XVI. bis zum XVIII. Jahrhundert // Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz. Bd 2. Marburg, 1979. S. 433-540.

8.Cuno F. W. Daniel Tossanus der Ältere, Professor der Theologie und Pastor (1541-1602). Amsterdam, 1898.

9.Daniel Tossanus. Leichpredig, So zur Begrebnuss des Durchleuchtigsten, Hochgebornen Fürs-ten und Herrn, Herrn Friderichen, diß Namens des dritten, Pfalzgrauen bey Rhein, Hertzogs in Bayern, des Hey. Röm. Reichs Ertztruchsäß und Churfürstens, etc. ist gehalten worden. Heydelberg, 1576.

10. Dingel I. «Recht glauben, christlich leben und seliglich sterben». Leichenpredigt als evangelische Verkündigung im 16. Jahrhundert // Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz. Bd 4. Stuttgart, 2004. S. 9-35.

11.Freudenberg M. Erkenntnis, Trost und Tugend. Drei Variationen reformierter Katechetik — dargestellt vor dem Hintergrund von Calvins Katechismen // Matthias Freudenberg. Reformier-ter Protestantismus

и in der Herausforderung: Wege und Wandlungen der reformierten % Theolo-gie. Berlin, 2012. S. 139-160.

^ 12.Johann Stoltz. Drey Trostpredigten uber den Leichen

я des Churfürsten zu Sachsen / Hertzogen Johans Fridrichen etc.

und seiner Gemahel Hertzogin Sibilla / geborne zu Jülich und Cleve ^ etc. Jhena, 1554.

° 13.Johannes Schechsius (Johann Schechs), Paulus Schechsius

g (Paul Schechs). Christliche Leich Predigt Deß durchleuchtigsten, ^ Hochgebornen Fürsten vnd Herrn, Herrn Ludwigen, Pfaltz-graffen bey Rhein, deß H. Röm. Reichs Ertzdruchsässen vnd Churfürsten, etc. ® Darinnen war-haffter Bericht von jhrer Ch. F. G. Gottseliger Regierung, S Leben, Wandel, vnd seligem Abscheidt auß diesem Jammerthal н geschehen. Durch <...> Johannem Schechsium. Sampt ange-heffter Predigt, so bey Höchstermeldter Churfürstlicher Leich <...> Durch <...> Paulum Schechsium. Heydelberg, 1584.

14.Kümmel W. F. Der sanfte und selige Tod — Verklärung und Wirklichkeit des Sterbens im Spie-gel lutherischer Leichenpredigten des 16. bis 18. Jahrhunderts // Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz. Bd 3. Marburg, 1984. S. 199-226.

15.Mohr R. Der Tote und das Bild des Todes in den Leichenpredigten // Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz. Bd 1. Köln, Wien, 1975. S. 82-121.

16.Melchior Anger. Exeqviae Casimirianae. Beschreibung des tödtlichen Abgangs und Begrebnus, des Durchleuchtigsten, Hochgebornen Fürsten und Herren, Herren Johanns Casimiri, Pfaltz-graffen bey Rhein, Vormunden und Administratorn der Churfürstlichen Pfaltz, Hertzogen in Bayern, etc. Heydelberg 1592.

17.Nicolaus von Amsdorff. Wie sichs mit des Durchleuchtigsten, Hochgebornen Fürsten und Herrn, Herrn Johans Friderich des Eldern, weiland Hertzogen zu Sachssen... Christlichem abschied zugetragen hat. Sampt einer Leichpredigt, vber dem Begrebnis zu Weimar, Montag nach Letare gethan. Jhena, 1554.

18.Press V. Calvinismus und Territorialstaat. Regierung und Zentralbehörden der Kurpfalz 1559-1619. Stuttgart, 1970.

19.Thomas A. L. A House Divided: Wittelsbach Confessional Court Cultures in the Holy Roman Empire, c. 1550-1650. Leiden, 2012.

20.Thomas A. L. Wittelsbachs, Habsburgs, and Hohenzollerns: Gender, Kinship and Confession in the Funeral Literature for Susanna of Bavaria // Austrian History Yearbook. Vol. 48. 2017. P. 131-144.

21.Westphal S. Fürsten und Fürstinnen als Träger von Erinnerungskultur am Beispiel der Ernestiener // Reformatio et memoria. Protestantische Erinnerungsräume und Erinnerungsstrategien in der Frühen Neuzeit / Hrsg. von C. Spehr, S. Westphal, K. Paasch. Göttingen, 2021. S. 33-52.

22.Winkler E. Zur Motivation und Situationsbezogenheit ^ der klassischen Leichenpredigt // Leichenpredigten als Quelle ^ historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz. Bd 1. Köln, Wien, ^ 1975. S. 52-65. Ц

23.Zeller W. Leichenpredigt und Erbauungsliteratur // Q Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. ^ von R. Lenz. Bd 1. Köln, Wien, 1975. S. 66-81. ^

е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.