Научная статья на тему 'Библейские мотивы в драме Е. П. Иванова «в огнях»'

Библейские мотивы в драме Е. П. Иванова «в огнях» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е.П. ИВАНОВ / ДРАМАТУРГИЯ / ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / МОИСЕЙ / ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС / IVANOV / DRAMA / OLD TESTAMENT / MOSES / THE JEWISH QUESTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таланова А. Н.

Анализируется неизвестная драма Е.П. Иванова «В огнях» (1908), рассматривается ее проблематика, библейский контекст пьесы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAMA OF E.P.IVANOV «IN BLAZES»: THE BIBLICAL THEMES

The author considers the E.P. Ivanov’s unknown play «In blazes» (1908) in the biblical context.

Текст научной работы на тему «Библейские мотивы в драме Е. П. Иванова «в огнях»»

УДК 82

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ДРАМЕ Е.П. ИВАНОВА «В ОГНЯХ» © 2014 г. А.Н. Таланова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

tango7@yandex.ru

Поступила в редакцию 25.05.2014

Анализируется неизвестная драма Е.П. Иванова «В огнях» (1908), рассматривается ее проблематика, библейский контекст пьесы.

Ключевые слова: Е.П. Иванов, драматургия, Ветхий завет, Моисей, еврейский вопрос.

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 317-319 317

Имя Евгения Платоновича Иванова (18841967), довольно известного в свое время драматурга, этнографа, фольклориста, сейчас, к сожалению, практически забыто. И это неудивительно: его произведения не переиздавались с начала ХХ века. Наиболее известной работой Иванова на сегодняшний день является книга «Меткое московское слово», изданная после смерти автора, в 1982 году, А.П. Чудаковым [1].

О драматургических опытах Иванова сегодня нам может напомнить лишь постановка пьесы Иванова «Комедь. XVII век», идущая в Московском историко-этнографическом театре, хотя в начале ХХ века, в 1909-1910 гг., его пьесы «Золото» и «Сны» с успехом шли на нижегородской сцене, а пьесы «У клетки львов» и «Человечики» (обе 1914 г.) принесли писателю столичную известность.

Пьеса «В огнях» (1908), о которой пойдет речь в данной статье, ни разу не становилась предметом литературоведческих исследований и, более того, ее название не фигурирует ни в одном источнике, посвященном творчеству Е. Иванова. Таким образом, мы вводим в историю русской драматургии новое произведение, которое заслуживает внимания исследователей по ряду причин.

На рубеже XIX-XX веков в отечественной драматургии одной из доминирующих тем становится еврейский вопрос. Пьесы русско-еврейских драматургов Д. Айзмана, В. Баскина, О. Дымова, С. Юшкевича и многих других не только ставились на сценах русских театров, но и имели большой общественный резонанс [2]. В них поднимались животрепещущие вопросы: причины отхода еврейской молодежи от традиций, крещение евреев и их самоопределение в российском обществе, взаимодействие русской и еврейской культур. В жанровом отношении такие пьесы представляли собой синтез семей-

ной и социальной драмы с элементами философского диспута, так как часто в них отражались многие аспекты дискуссий, которые велись на страницах еврейской и русско-еврейской печати.

Среди русских драматургов того времени, обративших свое внимание на еврейскую тему, можно выделить Е. Чирикова, написавшего после кишиневского погрома драму «Евреи» (1903).

Пьеса Е. Иванова «В огнях» написана несколькими годами позже чириковской и в некотором роде продолжает ее тематику, но если «Евреи» построены на противоречиях во взглядах старого (Лейзер) и молодого (Борух) поколений, то в драме Иванова противоречия внутренние, и терзают они одного героя - Моисея.

В своей пьесе Иванов использует все основные клише, характерные для драматургии, посвященной еврейскому вопросу: здесь есть и тема погромов, и конфликт между любовным чувством и семейным долгом (чувство Двейры к Оленину), есть негативный образ еврея, способного отречься от еврейства (это скупщик краденого Енох Фирштейн), и образ русского -друга евреев (Оленин). В то же время главный герой Моисей принадлежит к типу нового героя, готового на поступок ради идеи. И этой идеей становится освобождение евреев от «рабства».

Моисей принадлежит к типу деятельного положительного героя: ему не надо идти на компромисс со своей совестью, он уважает свою мать, любит братьев и сестер и готов защищать не только свою семью, но и весь еврейский народ. Моисей не может смириться с тем, что евреям приходится жить в унижении, и пытается разрушить одну из основных еврейских установок о том, что страдания - это гордость евреев.

318

А.Н. Таланова

Для того чтобы сделать образ Моисея масштабнее, Иванов прибегает к использованию библейского контекста: через текст пьесы проходят ветхозаветные образы, аллюзии и реминисценции. Библейские мотивы прослеживаются на нескольких уровнях пьесы: образном, композиционном, идейно-содержательном.

Во-первых, обращают на себя внимание имена основных героев: Сарра, Моисей, Енох, которые в данном контексте приобретают особое звучание. Так, Сарра (мать семейства Ми-хельсон), так же как ветхозаветная Сарра, жена Авраама, - непреклонная хранительница еврейских традиций, личность с твёрдой волей и сильным характером, побуждавшим её принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства.

Имя Еноха Фирштейна (торговца краденым) восходит к Еноху, сыну Каина, что в данном контексте более чем оправданно. Именно Енох предает Моисея, пытаясь отомстить за нелюбовь Двейры.

Главный герой Моисей также неслучайно получает свое имя. На каком-то этапе развития действия Моисей становится близок ветхозаветному пророку, который осуществил Исход евреев из Египта и освободил их от рабства.

Тема Исхода прослеживается и в композиции драмы. Пьеса состоит из четырех действий, три из которых точно соотносятся с библейскими событиями, но в зеркальном отражении: евреи, в понимании Моисея, не благословенный, а проклятый народ. Так, в первом действии, которое можно соотнести с ветхозаветными страданиями евреев в Египте, в разговоре с сестрой и братом Моисей говорит о том, что «с тех пор, как Бог проклял нас, мы перестали быть людьми» [3, с. 10]. А когда Двейра замечает: «Терпеть надо...Терпи, Моисей...», он возражает ей: «Терпеть.. .Терпели веками, терпели столько, сколько могут терпеть прирученные рабочие животные. А теперь мы тоже хотим быть людьми» [3, с. 11]. Постоянная отсылка к первобытным временам, тема рабства: «.скоро мы разогнем натруженную рабочую спину, мы протрем ослепленные работой глаза и крикнем истерзанной грудью» мы люди.мы лю-ди!...<.. .> И за мной закричат тысячи, их голоса будут хрипеть, их уста кривиться в судорогах, они протянут изможденные руки, будут потрясать ими в тоске, в бессильной тоске.И ответит им эхо «свободны» и пробежит к другим людям, передаст им радость народа, которого долго карала судьба,» [3, с. 12] - вызывают в сознании читателя ассоциации с событиями Ветхого завета.

Только вот «казни египетские» (погром) во втором действии пьесы обрушиваются на самих евреев. Такому жесткому событию имеется объяснение: евреи чересчур терпеливы. Об этом говорят брат Моисея Мендель («Наши страдания -это наша гордость» [3, с. 22]) и русский друг семьи Михельсон Оленин («Ваш удел - терпение...») [3, с. 23]. Моисей не согласен: всякое терпение имеет конец. Надо заметить, что позиция Моисея созвучна убеждениям еврейского лидера начала ХХ века В. Жаботинского, который стал одним из организаторов первого в России отряда еврейской самообороны.

Примечательно, что финальная сцена второго действия пьесы цитирует сцену из «Евреев» Е. Чирикова: толпа врывается в еврейский дом. Но чириковский Березин не может защитить Лию. Более того, именно она кричит толпе, что Березин - христианин [4, с. 80]. Лия погибает, застрелившись.

У Иванова Оленин спасает семью Двейры от погрома: «Прочь вы...Вы не тронете этих евреев, вы не тронете!..Вы люди, зачем же вы стали зверями? (некоторое замешательство в толпе) Я русский, такой же русский, как все вы, и пришел умереть вместе с ними.Бейте и меня!» [3, с. 37].

В композиции пьесы сцена погрома является кульминацией, герои совершают решительные поступки. Именно после погрома Двейра решается выйти замуж за Оленина, а Моисей начинает активную пропагандистскую деятельность.

Третья сцена пьесы ассоциативно соотносится с хождением евреев по пустыне. Драматическое действие происходит в квартире недавно убитого еврея Добека, где Моисей становится пророком своего времени:

Моисей: Надвинулись грозовые тучи со всех сторон и стали давить нас еще сильнее, еще крепче. Не стало людям воздуха, не стало людям света и не хватит скоро у людей крови. Захлебнутся в ней.. .потонут.. .погибнут.. .[3, с. 41].

Именно в третьей сцене Моисей обещает своим соратникам обретение земли Обетованной [3, с. 43] и сообщает им новые «заповеди»: чтобы достичь своей мечты, нужно измениться, освободиться от поведенческих стереотипов: «Впереди будущее, впереди истинная борьба за идею, впереди великие жертвы. Туманная даль .Кровавое море. Великая гора трупов...» [3, с. 43]. Однако, как и в Ветхом завете, Моисей остается лишь духовным лидером евреев, обозначив путь, по которому им следует идти. Пламенные речи ивановского Моисея прерывает приход полиции и его отправляют в тюрьму.

Библейские мотивы в драме Е.П. Иванова «В огнях»

319

В четвертой сцене драмы «В огнях» Моисей остается один. Вместе с другими арестантами он идет по этапу на каторгу. Однако у Моисея нет сил отстаивать свои убеждения. Он чувствует себя одиноким и потерявшим в борьбе семью, веру в правду, честную жизнь. К умирающему Моисею подходит арестант и говорит ему: «Ты не один...нас много, здесь много братьев. Грозней и крепче растет сила правды. Ты упал, но на твоем месте стоит уже другой и он также сохранит в груди своей правду. Человеческое море всколыхнулось, забурлило, подняло свои волны и расшибло берега. Над ним уже теперь солнце, яркое солнце!» [3, с. 63]. Таким образом, ивановский Моисей, как и его ветхозаветный прототип, умирает на границе земли Обетованной.

Интересно, что пьеса заканчивается двумя параллельными событиями: смертью Моисея и побегом на волю одного из арестантов. Финальные слова 2-го арестанта: «Ушел на вольные степи.. .счастливец» [3, с. 63] можно трактовать в двух смыслах. С одной стороны, «ушел» в мир иной Моисей, с другой - вырвался на волю арестант. Проблема выбора очевид-

на, но по какому пути пойти, решит сам читатель.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что использование библейских мотивов в драме «В огнях» помогает Иванову усилить идеологический план пьесы, а появление деятельного героя, способного хотя бы на словесный поступок, становится попыткой переосмыслить еврейский вопрос в общечеловеческом смысле.

Список литературы

1. Иванов Е.П. Меткое московское слово. М.: Московский рабочий, 1982, 320 с.

2. Элиасберг Г. Вопрос в русско-еврейской драматургии 1880-х - 1910-х гг. // JUDAICA ROSSICA -ROSSICA JUDAICA /ред.-сост. К. Ичин, Е. Толстая. Белград: изд-во филологич. ф- та в Белграде, 2011. [Электронный ресурс, код доступа http:// elenatolstaya.ru/?cat=mon&id=45&mode=full]

3. Иванов Е.П. В огнях. Нижний Новгород: Типография «Печатное дело», 1908. 64 с.

4. Чириков Е. Евреи. СПб.: товарищество «Знание», 1906. 84 с.

DRAMA OF E.P.IVANOV «IN BLAZES»: THE BIBLICAL THEMES

A.N. Talanova

The author considers the E.P. Ivanov's unknown play «In blazes» (1908) in the biblical context. Keywords: Ivanov, drama, Old Testament, Moses, the Jewish question.

References

1. Ivanov E.P. Metkoe moskovskoe slovo. M.: Mos-kovskij rabochij, 1982, 320 s.

2. E'liasberg G. Vopros v russko-evrejskoj drama-turgii 1880-x - 1910-x gg. // JUDAICA ROSSICA -ROSSICA JUDAICA /red.-sost. K. Ichin, E. Tolstaya.

Belgrad: izd-vo filologich. f- ta v Belgrade, 2011. [E'lek-tronnyj resurs, kod dostupa http:// elenatolstaya.ru/?cat=mon&id=45&mode=full]

3. Ivanov E.P. V ognyax. Nizhnij Novgorod: Ti-pografiya «Pechatnoe delo», 1908. 64 s.

4. Chirikov E. Evrei. CPb.: tovarishhestvo «Znanie», 1906. 84 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.