Научная статья на тему 'Безвозвратная миграция населения на Дальнем Востоке России: 2011—2017 гг. '

Безвозвратная миграция населения на Дальнем Востоке России: 2011—2017 гг. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безвозвратная миграция / демографическая политика / Дальний Восток / irrevocable migration / population policy / the Far East

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мищук Светлана Николаевна

В работе проведён анализ потоков безвозвратной миграции на Дальнем Востоке России за период с 2011 по 2017 гг. Показано, что в данный период сохраняются отрицательные значения миграционного и общего прироста населения региона. Исследование основано на анализе нормативно-правовых, статистических данных. Показано, что начиная с 2013 г. отрицательное значение сальдо миграции на ДВ сокращается. Положительное сальдо международной миграции в небольшой степени компенсирует внутрироссийский отток населения за пределы региона. Стабилизация миграционных процессов возможна при условии реализации мероприятий в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRREVOCABLE MIGRATION OF THE POPULATION IN THE FAR EAST OF RUSSIA: 2011—2017

The dynamics of irrevocable migration in the Russian Far East for the period from 2011 to 2017 is shown in the work. Negative indicators of migration and total population growth in the region remain. The study is based on the analysis of regulatory and statistical data. It is shown that the negative value of the migration balance in the Far East is decreasing. The positive balance of international migration partially compensates for the domestic outflow of the population outside the region. Stabilization of migration processes is possible provided the implementation of measures in the social sphere will help stabilize the migration outflow.

Текст научной работы на тему «Безвозвратная миграция населения на Дальнем Востоке России: 2011—2017 гг. »

УДК 331.556 С. Н. Мищук

БЕЗВОЗВРАТНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ: 2011—2017 ГГ.

В работе проведён анализ потоков безвозвратной миграции на Дальнем Востоке России за период с 2011 по 2017 гг. Показано, что в данный период сохраняются отрицательные значения миграционного и общего прироста населения региона. Исследование основано на анализе нормативно-правовых, статистических данных. Показано, что начиная с 2013 г. отрицательное значение сальдо миграции на ДВ сокращается. Положительное сальдо международной миграции в небольшой степени компенсирует внутрироссийский отток населения за пределы региона. Стабилизация миграционных процессов возможна при условии реализации мероприятий в социальной сфере.

Ключевые слова: безвозвратная миграция, демографическая политика, Дальний Восток.

Постановка проблемы и методика исследования

Демографическая ситуация на ДВ в 2010-е гг. характеризуется сохранением негативных показателей при снижении темпов убыли населения. Миграция сохраняет ведущую роль в формировании динамики численности населения региона. До 1990-х г. миграция играла положительную роль в формировании постоянного населения и наполнения рынка труда Дальнего Востока, в последующие годы миграция частично компенсирует проблемы нехватки рабочей силы, при этом оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию в регионе.

Исходя из целей миграции (переезд для постоянного проживания на месте вселения или только осуществление трудовой деятельности), оценка миграционных процессов рассмотрена в рамках безвозвратной и временной миграции. Безвозвратная миграция, в первую очередь, обеспечивает формирование демографической стабильности (или нестабильности) в регионе с точки зрения увеличения (или сокращения) постоянного населения. Изменение численности населения в том или ином регионе влияет на уровень напряжённости на его рынке труда. Цель временной (трудовой) миграции — решение вопросов на рынке труда региона.

Мищук Светлана Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник (Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской Академии наук, Биробиджан, россия); e-mail: svetamic79@mail.ru.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-32-01100-ОГН.

© Мищук С. Н., 2019

122

В рамках безвозвратных потоков миграции можно рассматривать: непосредственно переезд в другой населённый пункт на срок 9 месяцев и более, включая международную, внутрироссийскую и внутрирегиональную миграцию. В рамках отдельного потока мы рассматриваем число участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

С целью уточнения особенностей динамики миграционных процессов среди дальневосточных регионов нами проведён анализ потоков безвозвратной миграции за период с 2011 по 2017 гг. Выбор данного периода объясняется изменениями в статистическом учёте мигрантов в 2011 г.

Исследование основано на анализе нормативно-правовых, статистических данных о динамике миграционных процессов на Дальнем Востоке России.

Полученные результаты и их обсуждение

До 1990 г. государственная политика играла решающую роль в миграционных процессах и динамике социально-экономического развития ДВ в целом и отдельных его регионов. В течение 1985—1991 гг. население прибывало на ДВ, исходя из существовавшего ранее имиджа привлекательного района с высоким уровнем доходов [1]. С 1987 г. на ДВ происходит резкое уменьшение миграционного сальдо. На данном этапе уже происходило ухудшение социально-экономического развития региона, что не отражалось в статистике, но имело место в действительности. В августе 1987 г. была принята долговременная государственная программа комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 г., которая ставила задачу экономического развития региона в отличие от обозначенных ранее военно-стратегических задач. Смена целевых установок развития макрорегиона не успела оказать положительного влияния на динамику миграционных процессов. Население ощущало происходящие перемены, чаще негативные, и уже начинало реализовы-вать свои миграционные настроения. С этого времени миграция стала определять общую динамику численности населения на ДВ. Начиная с 1991 г. сальдо миграции приобретает устойчивое отрицательное значение.

Число прибывших и выбывших мигрантов на ДВ постоянно снижалось до 2010 г. При изучении динамики миграционных процессов после 2010 г. необходимо учитывать возможные «технические погрешности», обусловленные введением новых правил статистического учёта, а именно: с 2011 г. в качестве долгосрочных мигрантов стали учитывать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более (ранее этот срок составлял год и более).

Начиная с 1992 г. численность населения Дальнего Востока сокращается. За период с 2011 по 2017 гг. общая убыль населения региона со-

123

ставила 130,7 тыс. человек. Миграционная убыль достигла более 154 тыс. человек, однако положительный естественный прирост с 2012 по 2016 гг. частично её компенсировал. Очевидно, что доля миграции в общей убыли населения на Дальнем Востоке велика: в 2011 г. она составила 93,2 %, в 2017 г. — 98,3 %. Анализ количественных показателей миграции в регионе позволяет отметить сохранение относительно устойчивой ситуации, а именно показатели коэффициента прибытия и коэффициента выбытия сопоставимы и не имеют существенных различий (в 2017 г. 41,6 и 44,3 соответственно), коэффициент интенсивности миграционного оборота с 2012 по 2017 гг. возрастает (таблица).

Таблица

Динамика миграционных процессов на Дальнем Востоке России, 2011 г. и 2017 г.1

Миграционные процесс8 2011 2017

Коэффициент прибытия 29,9 41,6

Коэффициент выбытия 32,7 44,3

Относительное сальдо миграции, % 91,3 93,7

Коэффициент миграционного прироста -2,8 -2,8

Коэффициент интенсивности миграционного оборота 62,5 85,9

Коэффициент эффективности миграции, % -4,5 -3,2

Коэффициент результативности миграции населения 1094,8 1066,7

В структуре миграционной убыли населения по возрастным группам на Дальнем Востоке в сравнении с общероссийской ситуацией в 2011 г. меньше доля трудоспособного населения и более чем в 2 раза выше доля категории старше трудоспособного возраста. К 2017 г. в миграционной убыли доля населения в трудоспособном возрасте в целом по ДВ возросла на 8,7 п. п. при снижении соответствующего показателя в целом по России на 6,5 п. п. Доля населения старше трудоспособного возраста сохраняется высокой в сравнении с общероссийским уровнем, что объясняется выездом населения после выхода на пенсию в европейскую часть России, наличием более благоприятных климатических условий и более высокого качества жизни населения.

В структуре миграционного оборота Дальнего Востока более половины всех мигрантов не выезжали за его пределы. В 2017 г. в числе прибывших мигрантов 64 % перемещались в пределах Дальнего Востока, 23,4 % — прибыли из других регионов России, 13,6 % — из-за рубежа. Структура мигрантов по выбытию в целом аналогична: 59,9 % от общего числа выезжающих мигрантов перемещались между регионами Дальнего Востока, 30 % — выехали за пределы Дальнего Востока в рамках России, 10,1 % — выехали за пределы России. Отрицательное значение сальдо миграции на 10 тыс. численности населения региона начиная с 2013 г. сокращается: в 2013 г. значение составило -53,0, в 2017 г. показатель составил -27,9.

1 Источник: составлено автором по данным [2, 3].

124

Доля международных мигрантов начиная с 2011 г. постоянно возрастает и составила в 2016 г. 12 % от общего миграционного оборота. Изменение статистического учёта мигрантов с 2011 г. наиболее ярко отразилось в численности прибывших мигрантов из-за рубежа. При общем снижении числа прибывших мигрантов на ДВ в 2011 г. к уровню 2010 г. на 9 п. п., число иммигрантов возросло в 4,5 раза, в том числе из стран СНГ — в 6,4 раза.

В 2016 г. 88,9 % миграционного сальдо ДВ с зарубежными странами приходилось на страны ближнего зарубежья. Наибольшее число мигрантов по прибытию и выбытию регистрируются из Узбекистана, Украины, Киргизии, Таджикистана и Армении.

В региональном разрезе максимальная доля международных мигрантов, прибывших на ДВ, в 2010 г. была зафиксирована в Камчатском крае (27,8 %). В 2011 г. более 40 % международных мигрантов были зарегистрированы в Приморском крае (42,8 %). В расчёте на 1000 населения лидером по привлечению иммигрантов в 2011 г. был Камчатский край (7,8). Наиболее высокие темпы роста числа мигрантов на 1000 жителей в 2011 г. к уровню 2010 г. отмечались в Сахалинской области (9,3 раза), что обусловлено, с одной стороны, введением новых правил статистического учёта, с другой стороны, область является привлекательным регионом для мигрантов из стран СНГ, что привело к увеличению их числа.

Одним из направлений увеличения численности постоянного населения на Дальнем Востоке является государственная программа добровольного переселения граждан бывших республик СССР. В июне 2006 г. был издан Указ Президента РФ № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Содействие добровольному переселению соотечественников в РФ рассматривалось как одно из направлений решения демографической проблемы. Регионы Дальнего Востока вошли в группу территорий приоритетного заселения, что обеспечивало более высокую сумму для участника Программы и членов его семьи, а также краткий период оформления документов участников Программы, а позже — и получение гражданства РФ.

Несмотря на обозначенные условия, численность участников Программы и членов их семей, прибывших на Дальний Восток за период 2011 — 2017 гг., составила всего 37,7 тыс. человек. Доля участников, прибывших на ДВ, от общего числа соотечественников, прибывших в Российскую Федерацию, в среднем за данный период составила 6 %, при минимальных значениях в 2013 г. (2,8 %) и максимальных значениях в 2011 г. (10,4 %).

Таким образом, реализуемые меры миграционной политики на ДВ не изменили вектор миграционных процессов в регионе. За период с 2011 г. по 2017 г. миграционная убыль населения составила более 150 тыс. человек, при этом миграция определяет динамику численности населения

125

региона более чем на 85 %. На Дальнем Востоке численность участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, не компенсирует отток населения. Положительное сальдо миграции со странами дальнего и ближнего зарубежья в небольшой степени компенсирует отток населения за пределы Дальнего Востока.

Молодёжь является одной из приоритетных референтных групп для реализации миграционной политики на ДВ, так как возможность закрепления молодёжи и создания условий для рождения детей является важным стратегическим направлением развития Дальнего Востока. В Концепции демографической политики на ДВ, принятой в июне 2017 г., большое внимание уделено поддержке молодёжи и семей. В исследовании ВЦИОМ «Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2020 г. Социальный аудит: мнение экспертов и населения Дальневосточного федерального округа о мерах поддержки рождаемости и снижения смертности» в 2016 г. показано, что чаще всего намерены уехать молодые жители и более благополучные группы населения с высшим образованием и доходами выше среднего. По результатам оценки опроса выявлено, что 68 % населения считает важным введение льготного ипотечного кредитования населения Дальнего Востока. Данная мера положительно скажется на процессах рождаемости и закрепления населения. Для Дальнего Востока реализация мероприятий в рамках социальной политики является не менее важной, чем его инвестиционная привлекательность. В 2019 г. на Пятом Восточном экономическим форуме во Владивостоке Президентом РФ В. В. Путиным поддержано предложение о введении ипотеки для молодёжи под 2 % годовых1. Данное мероприятие отражает реализацию на Дальнем Востоке мероприятий, ориентированных на улучшение качества жизни населения и достижение положительных результатов реализации демографической политики в регионе.

Список литературы

1. Мищук С. Н. Внутренняя и международная миграция на российском Дальнем Востоке в середине XIX — начале XXI в. // Известия РАН. Серия Географическая. 2013. № 6. С. 33—42.

2. Численность и миграция в Российской Федерации. URL: http:/ /www.gks.ru/ wps/wcm/ connect/rosstat_main/ rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/ doc _1140096034906 (дата обращения 15.06.2019).

3. Регионы России: социально-экономические показатели URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/ doc_1138623506156 (дата обращения 10.06.2019).

1 Двухпроцентная ипотека на Дальнем Востоке будет действовать пять лет. URL: https://www.infpol.ru/ 204563-dvukhprotsentnaya-ipoteka-na-dalnem-vostoke-budet-deystvovat-pyat-let/ (дата обращения 08.09.2019).

126

•Jc -Jc -Jc

Mishchuk Svetlana N.

IRREVOCABLE MIGRATION OF THE POPULATION IN THE FAR EAST OF RUSSIA: 2011—2017

(The Institute for Complex Analysis of Regional Problems, Far Eastern Branch, Russian Academy of Sciences, Birobidzhan, Russia)

The dynamics of irrevocable migration in the Russian Far East for the period from 2011 to 2017 is shown in the work. Negative indicators of migration and total population growth in the region remain. The study is based on the analysis of regulatory and statistical data. It is shown that the negative value of the migration balance in the Far East is decreasing. The positive balance of international migration partially compensates for the domestic outflow of the population outside the region. Stabilization of migration processes is possible provided the implementation of measures in the social sphere will help stabilize the migration outflow.

Keywords: irrevocable migration, population policy, the Far East.

References

1. Mishchuk S. N. Domestic and international migration in the Russian Far East in the mid-19th-early 21st century [Vnutrennyaya i mezhdunarodnaya migraciya na rossijskom Dal'nem Vostoke v seredine XIX — nachale XXI v], Izvestiya Rossijskoj akademii nauk. Seriya geograficheskaya, 2013, no. 6, pp. 33-42.

2. Chislennost' i migraciya v Rossijskoj Federacii (Number and migration in the Russian Federation). Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/ statistics/ publications/catalog/ doc_1140096034906 (accessed 06.15.2019) (In Russ.).

3. Regiony Rossii: social'no-ekonomicheskie pokazateli (Regions of Russia: socio-economic indicators). Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/ statistics/ publications/catalog/ doc_1138623506156 (accessed 06.10.2019) (In Russ.).

■k -k -k

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.